Аутизм у детей – симптомы, лечение, причины, признаки

Причины появления

В большинстве случаев дети с ранним детским аутизмом здоровы физически, у них нет видимых внешних недостатков. Беременность у матерей протекает без особенностей. Строение мозга больных малышей практически не отличается от среднестатистической нормы. Многие даже отмечают особую привлекательность лица у ребенка-аутиста. Но в некоторых случаях связь болезни с другими признаками все же присутствует:

  • инфицирование матери краснухой во время беременности
  • ДЦП
  • туберозный склероз
  • нарушения жирового обмена — у женщин с ожирением выше риск рождения ребенка с аутизмом
  • хромосомные аномалии

Все эти состояния пагубно отражаются на мозге и могут приводить к аутистическим проявлениям. Есть данные, что генетическая предрасположенность играет свою роль: риск развития болезни при наличии аутиста в семье несколько выше. Но истинные причины аутизма не ясны до сих пор.

Исследования основной причины аутизма у детей не привели учёных к единому мнению. Все выдвинутые предположения не находили доказательств и были опровергнуты. Единственное, в чём сходятся мнения большинства психиатров – причина возникновения аутизма у детей связана с наследственностью.

Понятие аутизма у детей и причины его возникновения впервые было озвучено в 1911 году швейцарский учёным Блейлером. Дети с синдромом Каннера (детская шизофрения) считались особенными, так как при детальном обследовании выявлялись разносторонние дефицитные проявления.

Аутизм у детей – симптомы, лечение, причины, признаки

В результате многолетних исследований, учёные выдвинули ещё ряд факторов, которые косвенно являются причинами и провоцируют аутизм у ребёнка. К ним относятся:

  • врождённые и приобретённые заболевания головного мозга и ЦНС (энцефалиты, аномалии развития головного мозга);
  • эндокринные нарушения;
  • отравление ртутью;
  • бесконтрольный приём антибиотиков;
  • действие химических реагентов на организм мамы, в период вынашивания плода;
  • наркомания беременной.

Очень редко, когда в семье первый малыш здоров, а второй аутист и наоборот: если первенец аутист, то и второй, и третий скорее всего будет с таким же отклонением. Не все мамы аутичного ребёнка готовы повторно родить кроху с аналогичным заболеванием, ведь чтобы вырастить полноценную личность, способную найти своё место в обществе, требуются годы и ежедневный труд. Детский аутизм – это не простуда, где первые признаки заметны сразу и лечение занимает не больше недели. Это заболевание, в основе лечения которого, в первую очередь, лежит контакт с малышом.

Особенность такого заболевания заключается в том, что распознать признаки аутизма у новорожденных практически невозможно. Только со временем становления личности родители замечают некие особенности, не свойственные другим детям.

Основные причины возникновения аутизма у детей – это врожденные аномалии головного мозга. Это неврологическое расстройство, специфически проявляющееся в когнитивном восприятии, и в результате его нарушения, – в поведении больного человека. Однако точная причина, почему возникает аутизм у детей, пока не выявлена. Считается, что важную роль играют генетические факторы, различные инфекционные заболевания (вирусы, прививки), химические процессы в мозге.

Влияние на организм женщины во время беременности, в период антенатального развития плода – это основной фактор, почему рождаются дети с аутизмом; причины кроются в необратимом повреждении мозга ребенка в процессе его формирования.

Современные теории, появляющиеся в результате проведенных исследований, направленных на изучение аутизма и причин возникновения расстройства, утверждают, что возникновение РАС возможно только при объединении указанных факторов.

Расстройство некоторых функций мозга приводит к нарушению способности правильной оценки информации (сенсорной, речевой). Люди с аутизмом имеют значительные трудности в развитии речи, в отношениях с другими, им трудно справляться с общими социальными навыками, у них преобладают стереотипные интересы, жесткость мышления.

С точностью определить причину возникновения того или иного вида аутизма невозможно, поскольку спровоцировать их могут не только генетические нарушения.

Ученые считают, что ранний детский аутизм может появиться исключительно в результате звуковой психической травмы. От природы такие дети рождены уже с признаками интроверта, они сконцентрированы на своих эмоциях и тонко чувствуют мир.

Причинами появления аутизма могут быть:

  • слишком громкая музыка (многократно);
  • крики, завышенный тон голоса;
  • оскорбительные высказывания со стороны взрослых, как в сторону ребенка, так и просто в его присутствии.

После таких факторов ребенок начинает со страхом воспринимать любые резкие звуки и шумы, даже бытовых предметов.

Не существует единогласного мнения ученых относительно причин атипичного психоза, предположительно к ним относят:

  • наследственный фактор – часто у детей с таким заболеванием в роду есть носители этого синдрома или другие психические отклонения;
  • генетика – к этому синдрому имеют отношение 3 гена, однако научные доказательства этому пока отсутствуют;Аутизм у ребенка. Признаки, симптомы, что это, причины, лечение
  • наличие психических нарушений – спровоцировать появление атипичного аутизма могут такие заболевания, как эпилепсия, синдромы Дауна и Ретта, а также шизофрения;
  • патологии беременности матери;
  • врожденная патология головного мозга.

Статистика утверждает, что чаще всех синдромом Аспергера страдают мужчины.

Причины возникновения:

  • биологическая – учеными было установлено, что существует заметная разница между мозгом здорового ребенка и ребенка с этим заболеванием;
  • генетическая предрасположенность – в 15% случаях синдром Аспергера возникает по причине генной мутации, в остальных случаях это наследственный фактор;
  • факторы риска – сюда относится вероятность возникновения болезни у лиц пожилого возраста или у недоношенных детей.

Синдром Ретта – сложная генетическая патология, поэтому единственной причиной его появления может быть генетическая мутация. Сразу после рождения у ребенка с этим заболеванием происходит замедление развития мозга, а к возрасту 4 лет вовсе останавливается.

Развитию синдрома могут способствовать:

  • случайные мутации генов;
  • мутация на стадии зародыша;
  • нарушение мозговой деятельности в гестационном периоде.

Причины аутизма у детей до конца не выяснены.

Среди вероятных причин называют старший возраст родителей, патологии беременности, травмирование ребенка в родах, инфекционные процессы в организме как беременной женщины, так и ребенка в раннем возрасте, черепно-мозговые травмы, врожденные аномалии развития мозга, генетическую предрасположенность, нарушения метаболизма, иммунные и гормональные расстройства матери и плода.

У однояйцевых близнецов риск развития аутизма вышеУ однояйцевых близнецов риск развития аутизма выше

К тератогенным факторам, т. е. способным воздействовать на организм беременной женщины и тем самым спровоцировать аутизм у ребенка, относят:

  • некоторые компоненты продуктов питания, особенно изготовленных промышленным способом (нитраты, консерванты, стабилизаторы);
  • спиртные напитки;
  • никотин;
  • наркотические вещества;
  • некоторые лекарственные препараты;
  • стрессовые ситуации;
  • неблагоприятную экологическую обстановку в районе проживания (выхлопные газы, повышенный радиационный фон, присутствие в воде и почве солей тяжелых металлов и пр.).

Аутизм у детей – симптомы, лечение, причины, признаки

Риск развития аутизма у обоих однояйцевых близнецов оценивается в 60–90%.

Как аутичный ребенок воспринимает мир?

Считается, что аутист не может объединять детали в единый образ. То есть человека он видит как несвязанные уши, нос, руки и другие части тела. Неживые предметы от одушевленных больной ребенок практически не отличает. Кроме того, все внешние воздействия (звуки, цвета, свет, прикосновения) причиняют дискомфорт. Малыш пытается уйти от окружающего мира внутрь себя.

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Аутизм у детей – симптомы, лечение, причины, признаки

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.

Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

  • наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
  • сохранение коммуникативных навыков;
  • наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • поведение, при котором ощущается изолированность от общества.

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.

Для них характерны следующие признаки:

  • отсутствие интереса к взаимоотношениям с другими людьми, начиная с раннего возраста;
  • стереотипность в играх;
  • страх перед любыми изменениями в быту и в окружающем пространстве;
  • задержка в развитии;
  • нехватка речевой функции для коммуникаций с окружающими;
  • появление речевых стереотипий;
  • игнорирование болевых ощущений и других внешних раздражителей.

Синдром Аспергера

Игра

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

  • стереотипность поведения и ограниченность интересов;
  • импульсивное поведение;
  • привязанность к привычной окружающей среде;
  • нарушения в коммуникативных навыках;
  • отрешенность взгляда, или устремленность его в одну точку.

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

  • возникновение и развитие после трех лет;
  • серьезные отклонения в социальном взаимодействии между пациентом и окружающими его людьми;
  • ограниченное и стереотипное поведение, возникающее с определенной периодичностью.

У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.

Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.

Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Аутизм у детей – симптомы, лечение, причины, признаки

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках. Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Предлагаем ознакомиться:  Почему у детей портятся зубы основные факторы разрушения и меры их предупреждения

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.

У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

Признаки аутизма у детей

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:

  • тестирование ребенка по общим показателям развития, предназначенное для детей возрастом до шестнадцати месяцев;
  • M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм, для детей от шестнадцати до тридцати месяцев;
  • рейтинговая шкала аутизма CARS применяется для тестирования детей от двух до четырех лет;
  • скрининговый тест на аутизм ASSQ, предлагается для прохождения детьми в возрасте от шести до шестнадцати лет.

Вопросы:

  1. Получает ли ребенок удовольствие от укачивания на коленях или руках?
  2. Проявляет ли ребенок интерес к другим детям?
  3. Нравится ли ребенку использовать предметы в качестве ступенек и взбираться по ним вверх?
  4. Нравится ли ребенку играть в прятки?
  5. Имитирует ли ребенок действия в процессе игры (делает вид, что разговаривает по телефону или укачивает куклу)?
  6. Использует ли ребенок указательный палец при необходимости в чем-либо?
  7. Пользуется ли он указательным пальцем, подчеркивая свой интерес к какому-нибудь действию, предмету или человеку?
  8. Используются ли игрушки ребенком по предназначению (катание машинки, одевание куклы, строительство крепостей из кубиков)?
  9. Акцентировал ли когда-либо ребенок внимание на интересующих его предметах, принося их и показывая родителям?
  10. Способен ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более одной-двух секунд?
  11. Проявлял ли малыш когда-либо признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (просил выключить пылесос, закрывал уши при громкой музыке)?
  12. Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
  13. Повторяет ли ребенок движения, интонацию и мимику за взрослыми?
  14. Откликается ли ребенок, когда его зовут по имени?
  15. При указании на какой-либо предмет или игрушку в комнате, посмотрит ли на нее ребенок?
  16. Умеет ли ребенок ходить?
  17. Если посмотрите на какой-либо предмет, повторит ли ребенок ваши действия?
  18. Замечали ли вы, чтобы ребенок совершал необычные действия пальцами около лица?
  19. Старается ли младенец привлечь внимание к себе и к своим действиям?
  20. Дает ли ребенок думать, что у него имеются проблемы со слухом?
  21. Понимает ли ребенок о чем говорят окружающие его люди?
  22. Замечали ли вы, чтобы малыш бесцельно бродил или делал что-либо автоматически, производя впечатление полного отсутствия?
  23. Встречая незнакомых людей, или сталкиваясь с непонятными явлениями, заглядывает ли ребенок в лицо родителей, чтобы наблюдать за их реакцией?

Расшифровка теста

Не верно Верно
Наука не стоит на месте, вылечат! Ты научишься с этим жить. Если я могу помочь, я рядом, только скажи.
Ты, наверное, пила во время беременности, да? Ну, если честно? Промолчать.
Это всё из-за прививок, да? Промолчать.
Я слышал, помогает гомеопатия/обтирания кровью гадюки/заговоры/гипноз! Почему ты не пробуешь? Что вы уже пробовали? Чем я могу помочь?
Сдайте его в интернат, молодые ещё, нового родите! Промолчать.
Я не умею общаться с… ТАКИМИ. Подскажи, я должен что-то знать, чтобы не навредить?

Диагностика

Когда мама замечает, что чадо не отзывается на имя, не смотрит в глаза, предпочитает в сотый раз разложить мишек от большего к меньшему, а не поиграть с соседским Петькой, естественно, она обращается к педиатру или детскому психологу.

Оба специалиста обязаны увидеть тревожные знаки и отправить семью на консультацию к детским неврологу и/или психиатру.

Методы исследования

Основой для постановки диагноза являются жалобы родителей, педагогов и наблюдение за ребёнком. Мать и отца тщательно опрашивают, выясняя причины их беспокойства и ход событий.

После чего применяют дополнительные методы исследования.

Метод Для чего используется
Электроэнцефалография Для поиска эпилептических очагов. Эпилепсия часто сопутствует аутизму.
МРТ головного мозга Позволяет найти следы травм, выявить вероятные опухолевые образования, которые могли бы объяснить нарушения поведения.
Консультация ЛОРа Проверка слухового и речевого аппарата. Нужно убедиться, что ребёнок слышит и может ответить, но не использует эту возможность.
Уровень гормонов щитовидной железы Проблемы щитовидки всегда влияют на эмоции.
Кровь на фенилкетонурию При отсутствии лечения эта болезнь может дать схожую симптоматику.

Тесты и опросники

Для определения аутизма применяют:

  • опросник M-CHAT-R (для детей 1-2 лет);
  • шкала аутизма C.A.R.S. (для детей 2-4 лет);
  • тест ASSQ (для детей 6-16 лет);
  • опросник на повторяющееся поведение;
  • опросник для оценки эффективности терапии при аутизме.

Они есть в интернете. Их можно пройти дома, за компьютером, бесплатно.

В странах СНГ до сих пор «переписывают» аутизм в шизофрению, как только пациенту исполнится 18. Не нужно быть психиатром, чтобы не заметить неувязки в этой «логической» цепи.

В реальной жизни взрослые люди с аутизмом, естественно, существуют. Документально же аутизм пока остается детским диагнозом.

Первые симптомы аутизма, замеченные родителями. Именно близкие раньше всех обращают внимание на странное поведение ребенка. Особенно рано это происходит, если в семье уже есть маленькие дети и есть, с кем сравнивать. Чем раньше родители начинают бить тревогу и прибегать к помощи специалистов, тем больше шансов у аутиста социализироваться и вести нормальный образ жизни.

Тестирование с помощью специальных опросников. При детском аутизме диагностика проводится путем опроса родителей и изучения поведения ребенка в привычной ему среде.

  • Опросник для диагностики аутизма (ADI-R)
  • Шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS)
  • Шкала рейтинга детского аутизма (CARS)
  • Поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC)
  • Контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC)
  • Опросник по аутизму у маленьких детей (CHAT)

Аутизм у детей

Инструментальные методы:

  • УЗИ головного мозга (для исключения повреждений мозга, вызывающих характерные симптомы)
  • ЭЭГ – для выявления эпилептических приступов (аутизм порой сопровождается эпилепсией)
  • Проверка слуха у сурдолога – для исключения речевой задержки по причине тугоухости

Родители и окружающие могут не правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом (см. таблица-памятка, объясняющая поведение ребенка).

ЧТО ВИДИТ ВЗРОСЛЫЙ ЭТО НЕ… ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ
  • Неорганизованность
  • Витание в облаках
  • Забывчивость
  • Лень
  • Манипуляция
  • Не желание что-либо делать
  • Непослушание
  • Отлынивание от обязанностей, работы
  • Непонимание чужих ожиданий
  • Попытка отрегулировать сенсорные системы
  • Реакция на новую ситуацию или стресс
  • Повышенная тревожность
  •  Сопротивление переменам
  • Предпочтение однообразию
  • Расстройство в ответ на перемены
  • Повторяющиеся действия
  • Ригидность
  • Упрямство
  • Отказ от сотрудничества
  • Неуверенность в том, как выполнить указания
  • Попытка сохранить порядок и предсказуемость
  • Неспособность посмотреть на ситуацию со стороны
  • Импульсивность
  • Не выполняются инструкции
  • Мешающее поведение
  • Провокации
  • Нежелание слушаться
  • Эгоизм
  • Желание быть в центре внимания
  • Трудности в понимании абстрактных и общих понятий
  • Задержка в обработке информации
  • Избегает определенных звуков или освещения
  • Не смотрит в глаза
  • Трогает посторонние предметы, вращает их
  • Нюхает различные предметы
  • Плохое поведение
  • Нежелание слушаться
  • Телесные, сенсорные сигналы не обрабатываются нормально
  • Сенсорные проблемы
  • Крайняя обонятельная, звуковая, зрительная чувствительность
  • низкофункциональный;
  • среднефункциональный;
  • высокофункциональный.

Кроме того, заболевание может быть синдромальным и несиндромальным.

В зависимости от этиологического фактора ранний детский аутизм может быть:

  • эндогенно-наследственным;
  • связанным с хромосомными абберациями;
  • экзогенно-органическим;
  • психогенным;
  • неясной этиологии.
Одна из форм аутизма у детей – с отрешенностью от окружающего мираОдна из форм аутизма у детей – с отрешенностью от окружающего мира

По классификации К. С. Лебединской в зависимости от преобладающего характера нарушения социальной адаптации выделяют следующие формы аутизма у детей:

  • с отрешенностью от окружающего мира (ситуативное поведение, отсутствие навыков самообслуживания, полное отсутствие потребности в социальных контактах);
  • с отвержением окружающего мира (речевые, сенсорные, двигательные стереотипии, нарушение чувства самосохранения, гипервозбудимость, гиперсенситивность);
  • с замещением окружающего мира (наличие своеобразных интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким людям);
  • со сверхтормозимостью в отношении окружающего мира (быстрая психическая и физическая истощаемость, пугливость, ранимость, эмоциональная лабильность).

По классификации О. С. Никольской, в зависимости от тяжести проявлений аутизма у детей, основного психопатологического синдрома и отдаленного прогноза выделяют 4 группы:

  1. Характеризуется самыми глубокими нарушениями, характерно полевое поведение, отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими людьми, мутизм, отсутствие активного негативизма, неспособность к самообслуживанию; ведущим патопсихологическим синдромом выступает отрешенность. Целью лечения является установление контакта с ребенком, вовлечение во взаимодействие с окружающими, формирование навыков самообслуживания.
  2. Характеризуется наличием жестких ограничений в выборе формы поведения, штампованной речи, выраженным стремлением к неизменности, при этом любые изменения могут обусловить срыв, который выражается в агрессии, аутоагрессии, негативизме; ребенок способен вырабатывать и воспроизводить бытовые навыки, в привычной среде достаточно открыт; ведущим психопатологическим синдромом выступает отвержение реальности. Целью лечения является развитие контактов с близкими людьми, выработка большего количества стереотипов поведения.
  3. Характеризуется более сложным поведением при поглощении собственными стереотипными интересами, слабой способностью к диалогу, неготовностью идти на компромиссы, пробовать и/или рисковать для достижения поставленной цели, при этом у пациента могут присутствовать энциклопедические знания в конкретной области на фоне фрагментарного представления об окружающем мире, отмечается интерес к опасным асоциальным развлечениям; ведущим психопатологическим синдромом выступает замещение. Целью лечения является обучение диалогу, формирование навыков поведения в обществе, расширение круга представлений.
  4. Характерно настоящее произвольное поведение, однако дети при этом быстро утомляются, у них наблюдаются сложности концентрации внимания, выполнения инструкций; они могут вести себя робко, пугливо, однако при адекватном лечении демонстрируют лучшие результаты в сравнении с остальными группами; ведущим психопатологическим синдромом выступает ранимость. Целью лечения является улучшение навыков социального взаимодействия, обучение спонтанности, развитие индивидуальных способностей.

Диагностировать аутизм в младенческом возрасте довольно сложно.

Из неинструментальных методов при диагностике аутизма у детей обычно используются наблюдение за пациентом и беседа с ним, а также сбор анамнеза. Применяются специально разработанные диагностические методики в виде игр, тестов, конструирования, действия по образцу и т. д.

Что такое аутизм?

При подозрении на аутизм проводится и инструментальное обследование. Оно может включать следующие методы:

  • электроэнцефалография (оценка биоэлектрической активности головного мозга, а также состояния его функциональных систем);
  • реоэнцефалография (оценка сосудистой системы головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока);
  • эхоэнцефалография (определение внутричерепного давления, выявление новообразований);
  • магниторезонансная и/или компьютерная томография (позволяет получить послойное изображение мозговых структур);
  • кардиоинтервалография (оценка состояния вегетативной нервной системы).

При инструментальной диагностике структур мозга у пациентов с аутизмом обнаруживаются нарушения в разных отделах головного мозга. При этом специфическая мозговая локализация патологии, которая была бы свойственна только аутизму, до сих пор не определена. Нарушения связей между отделами головного мозга, которые часто имеют место при аутизме у детей, обычно трудно обнаружить при стандартном обследовании.

Инструментальная диагностика детей с аутизмом выявляет нарушения в разных отделах мозгаИнструментальная диагностика детей с аутизмом выявляет нарушения в разных отделах мозга

Для постановки диагноза «детский аутизм» используются опросники и оценочные шкалы, в том числе:

  • опросник для диагностики социальных заболеваний и нарушенной способности к общению;
  • опросник для диагностики аутизма (адаптированный вариант);
  • шкала социальной зрелости;
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма;
  • поведенческий опросник для диагностики аутизма;
  • шкала определения тяжести аутизма у детей;
  • опросник по спектральным нарушениям развития ребенка; и др.

Дифференциальная диагностика проводится с задержкой психического развития, умственной отсталостью, шизофренией, врожденной глухотой, регрессивным психозом, нарушениями речи.

Официально аутизм разделен на 4 вида.

Предлагаем ознакомиться:  Что после родов происходит с женщиной изменения в организме и психологическое состояние

Современность такова, что в среднем в группе детей численностью 30 человек, 1 из них будет страдать какой-либо формой раннего аутизма. Он проявляется в первые 3 года жизни ребенка и представляет собой нарушения психики во всех сферах, причем симптомы раннего аутизма можно легко спутать с другими заболеваниями.

  1. Не реагирует на маму.
  2. Не воспринимает коллективные игры во дворе.
  3. Не отзывается на зов родителей.
  4. Предпочитает проводить время только с одной игрушкой.
  5. Раздражается, когда посторонние хотят с ним поговорить.
  • отсутствие тяги ребёнка участвовать в разговоре;
  • равнодушие к гостям и новым игрушкам;
  • игнорирование взрослых при попытке заговорить с малышом.
  1. Синдром Аспергера. Относится к лёгкой форме заболевания. Проявляется в возрасте 10 лет. При этом ребёнок достаточно интеллектуально развит, речевые навыки не нарушены. Единственное отличие от здоровых – зацикленность. Например, больной может много раз, со всеми подробностями рассказывать историю из своей жизни и наблюдать за реакцией «зрителей». Такие личности отличаются эгоцентричностью. Аутисты с данным синдромом достаточно успешны в жизни при правильном воспитании, они в полной мере усваивают школьную программу, учатся в высших учебных заведениях, работают и создают семьи.
  2. Синдром Ретта. Заболевание с поражением нервной системы. Страдают только девочки. Встречается редко (1 на 10000 новорожденных). Для данного синдрома характерным является следующий симптом – ребёнок абсолютно нормально развивается до полутора лет, затем, рост головы замедляется и все приобретённые ранее навыки утрачиваются. Кроме того, у ребёнка нарушается координация движений. Корректирующие занятия не приносят должного эффекта. Прогноз неблагоприятный.

Главные симптомы

Аутизм у подростка

Cимптомы заболевания

Как определить аутизм у подростков и как он проявляется? Подросток, несмотря на проводимые занятия с психологами и психиатрами, предпочитают оставаться в одиночестве. Его жизненное кредо: не трогайте меня, и я не потревожу вас.

Свои эмоции и переживания подросток часто переносит на бумагу, выражая свои переживания в рисунках.

К 14 годам ребёнок определяется со своим творческим потенциалом и посвящает любимому занятию свободную минуту времени. Благодаря усидчивости и упорству из аутистов вырастают талантливые музыканты и художники.

Период полового созревания протекает очень сложно. Из-за гормональных перестроек и трудностей в общении с противоположным полом, подросток становится агрессивным и замыкается в себе.

Интеллектуальное развитие аутиста

Детский аутизм, симптомом которого является отставание в умственном развитии, как уже было сказано проявляется от 3 до 7 лет. Это время, когда здоровый ребёнок очень хорошо воспринимает информацию, впитывает всё, как губка. К сожалению, про аутистов такого не скажешь. Из-за дефицитных состояний в головном мозге болезнь может сочетаться с микроцефалией или эпилепсией. В этом случае ситуация очень сложная. Аутичный ребёнок страдает умственной отсталостью и недостатком интеллектуального развития.

При проявлении заболевания в лёгкой форме и правильно подобранной терапии уровень интеллекта достигает нормального.

Среди аутистов очень много одарённых детей. Избирательный интеллект – главная особенность аутичных деток. Для особых детей характерен савантизм. То есть, ребёнок может с лёгкостью воплотить на бумаге, увиденную однажды картину или сыграть мелодию, не зная нот. Это является отличительной особенностью детей, со столь серьёзным генетическим заболеванием.

Симптомы аутизма

Существует классическая триада симптомов.

  1. Проблемы с социальным взаимодействием. Ребёнок избегает смотреть в глаза, не умеет показать, что ему нужно (отсутствует указательный жест, вместо него используется рука взрослого), не хочет делиться, не приветствует знакомых, не участвует в коллективных играх.
  2. Однообразные, повторяющиеся интересы, поведение, ритуалы. Если идти в магазин, то одной дорогой. Истерика при попытке сменить маршрут. Игры неигровыми предметами (например, между куклой и ключами выбирает ключи). Однотипные «упорядочивающие» игры: расстановка предметов по размеру, цвету. Может быть главенствующая тема интересов. Допустим, это поезда. Тогда школьник будет знать мельчайшие детали про их строение и работу, не умея при этом удержать в голове базовую информацию о мире (например, страна проживания, профессия папы).

Ритуалы таковы: помыть руки обязательно пять раз, дважды обходить вокруг дома каждое утро, есть только одной ложкой, ходить только в красной рубашке и т. д.

  1. Нарушения в общении. Человек мало разговаривает, не пытается заговорить со сверстниками на площадке, в парке. В школе не отвечает на вопрос учителя, даже если знает ответ или отделывается односложным «угу». Испытывает сильный дискомфорт при необходимости ответить на звонок, позвонить, задать вопрос продавцу в супермаркете. Такой человек предпочтет трижды заблудиться, чем спросить дорогу у незнакомца. Будет молчать о боли, потому что терпеть ему всё равно легче, чем самому обратиться ко взрослому.

Дополнительные критерии аутизма:

  • эхолалия (бессмысленное повторение слов за собеседником);

— Как тебя зовут?

— Тебя зовут.

— Тебя зовут Дима.

— Зовут Дима.

  • снижение чувствительности к боли;
  • стереотипии. У аутичных детей наблюдаются стереотипии или стимминг/стим, т.е. регулярно повторяющиеся движения, звуки. Самостимуляция имеет различные формы: накручивание волос на палец, кусание себя, выкрики, ковыряние в носу, верчение брелока и т.д.;
  • самоповреждения (селфхарм);
  • снижение чувства самосохранения;
  • невозможность понимать социальные сигналы. Косвенные просьбы, намёки, переносные смыслы – всё это чуждо для понимания человека с РАС. «Яблоко от яблони» — для них действительно история про деревья;

— Ты можешь ответить? – естественно, мама надеется, что дочь снимет трубку.

— Могу, — спокойно отвечает девочка и не двигается с места.

Телефон продолжает звонить.

  • невозможность изменять своё поведение в зависимости от ситуации;
  • избирательность в еде, проблемы с приёмом пищи;
  • сложности с засыпанием;
  • приступы агрессии, гнева;
  • гиперактивность;
  • снижение концентрации;
  • неумение проявить эмпатию, «считать» чувства другого человека по тону, выражению лица, позе.

Все мы периодически делаем что-то из этого списка. Это нормально: бывает разное настроение, обстоятельства, самочувствие.

Паниковать нужно, когда начинают проявляться несколько признаков постоянно. Нужно обратить внимание и на силу их проявлений. Для ребёнка естественно иметь любимую игрушку и стесняться незнакомых взрослых. Но если истерика из-за забытой машинки не утихает третий час и вы всерьёз подумываете просить пилота остановиться… Вычурность, интенсивность, постоянность таких ситуаций – повод проконсультироваться у врача.

Важно отличить аутизм как самостоятельное заболевание от аутизации, которую вызвала иная патология (депрессия, шизофрения и т. д.).

Выглядят ли иначе дети-аутисты? Как распознать их при встрече? Особенности таковы:

  • человек не смотрит в глаза;
  • погружен в себя, едва реагирует на происходящее вокруг;
  • избегает случайного тактильного контакта;
  • отсутствуют выраженные эмоции, мимика;
  • при этом может быть чрезмерная неадекватная реакция на незначительный раздражитель;
  • неопрятность в одежде;
  • неуклюжесть.

Внешние признаки аутизма у детей до 1 года:

  • ребёнок мало улыбается;
  • почти не привлекает к себе внимания;
  • не оживляется при виде мамы и папы;
  • не гулит, не лепечет;
  • взгляд фиксирован.

Не всегда. По данным ВОЗ, около 50 % людей с диагностированным аутизмом имеют такую проблему.

Уровень интеллектуального развития напрямую зависит от того, насколько своевременно начата коррекция. Чем раньше стартовала терапия, тем более высокие результаты будут достигнуты.

Нужно учитывать и сложности диагностики. Нейротипичного (обычного) ребёнка можно уговорить пройти тесты, выполнить задание. Мотивировать человека с аутизмом сделать то, что ему неинтересно, гораздо сложнее. По этой же причине затруднено обучение таких детей.

Другие виды аутизма

Синдром Аспергера (синдром саванта): все признаки РАС, помимо нарушений в когнитивной (познавательной) сфере. Характерен высокий интеллект, глубокое погружение в изучаемый предмет, сильная неуклюжесть. Такие люди получают признание в науке, искусстве.

Синдром Ретта: чаще встречается у девочек. Характерно нормальное развитие в первом полугодии жизни, после чего наступает ухудшение с потерей навыков. Отличительная черта – повторяющиеся движения кистями рук. Выглядит, будто ребёнок постоянно моет руки.

Однако, вполне возможно, он:

  • научится себя обслуживать;
  • отыщет друзей;
  • будет зарабатывать деньги;
  • освоит компьютер и интернет;
  • сделает карьеру;
  • укрепит семью своих родителей;
  • займется искусством.

Всё это потребует колоссальных вложений времени, сил и денег. Всё это может произойти только в семье. Ни одно закрытое специализированное детское учреждение (интернат, дом инвалидов) таких результатов не даёт.

Некоторым людям с РАС поддержка родителей или опекунов будет нужна всю жизнь.

Способы помочь:

  • собрать материальную помощь на работе/в спортклубе и т. д.;
  • помочь с уборкой/готовкой;
  • посидеть пару часов с ребёнком;

Это требует больших усилий, чем возня с нейротипичным школьником, но всё абсолютно реально. Такая помощь очень нужна, потому что маме иногда хочется на маникюр или попить кофе одной, а вот бабушек-энтузиасток после постановки диагноза становится в разы меньше.

  • обсудить, в какой информации нуждается семья (курсы реабилитации, школы с инклюзией, тьюторы, педиатры), и посёрфить интернет на эту тему;

Не нужно скидывать всё подряд с тегом #аутизм.

  • продолжать общение, приглашать на мероприятия в прежнем режиме.

Главные симптомы

Это, безусловно, самое серьезное нарушение в человеческих отношениях, но оно не имеет социального происхождения. Причина, от чего возникает аутизм у детей, – это не плохая мать, отец или другие родственники, не семья, не справившаяся с воспитанием. Самообвинение не даст ничего, кроме вреда самому себе. После рождения ребенка с аутизмом важно принять болезнь как факт, найти способ понять мир малыша, приблизиться к нему.

Внешний вид

В 90% случаев аутичные проявления очевидны между 1-м и 2-м годами жизни, поэтому раннее начало – это важный диагностический фактор. Последующее наблюдение показывает, что, у пациентов с признаками, появившимися в течение 36 месяцев, были характерные симптомы аутизма; при появлении симптомов в более позднем возрасте наблюдалась клиническая картина, близкая к ранней шизофрении. Исключением является синдром Аспергера (болезнь аутистического спектра), который часто диагностируется в позднейшем детском возрасте.

Нарушения эмоционального контакта и социального взаимодействия считаются центральными признаками расстройства. В то время, как у детей с нормальным развитием с первых недель очевидна предрасположенность к формированию социальных отношений, у аутистов уже на ранних стадиях развития отмечаются отклонения от нормы во многих областях.

Типично также нарушение зрительного контакта, непонятное использование имитаций и жестов в социальном взаимодействии, минимальная способность воспринимать невербальное поведение других.

Ментальное отставание – это наиболее распространенное сопутствующее расстройство, встречающееся примерно у 2/3 аутичных пациентов. Хотя в большинстве исследований указывается на интеллектуальную недостаточность в диапазоне от средней до тяжелой умственной отсталости (IQ 20-50), речь идет о широкой шкале уровней поражения.

Диагностика детского аутизма

Она варьируется от глубокой умственной отсталости (при тяжелом аутизме) до среднего, иногда даже немного выше среднего показателя интеллекта (при синдроме Аспергера). Значения IQ относительно стабильны, однако они отличаются некоторым дисбалансом в отдельных предметах тестирования; результаты могут быть прогностическим фактором дальнейшего развития болезни.

У 5-10% аутичных детей в дошкольном возрасте возможно проявление «autismus savant», синдрома Саванта, характерного выдающимися способностями (например, музыкальными или художественными талантами, высокими математическими способностями, необычной механической памятью), несовместимыми с общим уровнем поражения.

Типичной для аутизма является стойкая поглощенность одним или несколькими стереотипными, очень ограниченными интересами, компульсивным соблюдением конкретных, нефункциональных процедур, ритуалов, повторяющиеся странные двигательные манеры (постукивание, скручивание рук или пальцев, сложные движения целого тела).

Аутизм у взрослых

Взрослые мужчины и женщины, страдающие аутизмом, чаще всего могут жить и работать самостоятельно. Это напрямую зависит от их интеллектуальных способностей и от социальной активности. Около тридцати трех процентов таких людей достигают частичной независимости.

Те же взрослые, интеллект которых снижен, или общение сведено к минимуму требуют к себе достаточно много внимания. Они не могут находиться без какой-либо опеки, что значительно осложняет их жизнь и жизнь их родных.

Люди со средним уровнем интеллекта или имеющие IQ выше среднего часто добиваются значительных успехов в профессиональной сфере и вполне могут жить полноценной жизнью: вступать в брак, заводить семью. Однако это удается не многим, так как у них возникают значительные трудности при взаимоотношениях с противоположным полом.

Когда необходимо обратиться к врачу

Сообщить врачу о каких-либо изменениях в психическом развитии ребенка нужно обязательно, неважно в год вы заметили что-то неладное или в 5. Перед тем как провести тест врач будет наблюдать за поведением ребенка. Иногда диагноз выставляют на фоне видимых нарушений психоэмоционального состояния:

  • ребенок не идет на контакт с окружением;
  • замкнут;
  • не реагирует на просьбы.

Врач обязательно поинтересуется историей жизни маленького создания, как он рос, развивался, какие заболевания перенёс, были ли наследственные заболевания генетического характера у родственников.

Лечение детского аутизма

Многие, на приёме у психиатра говорят, что уже посещали сурдолога, подозревая тугоухость и немоту. Отсутствие речи (мутизм) отличается от аутизма тем, что при последнем малыш начинал разговаривать и произносил звуки.

Предлагаем ознакомиться:  Причины расширения лоханки почки у новорожденного и ребенка старшего возраста методы лечения

На осмотре, специалист наблюдает за поведением ребёнка. Педиатр отмечает:

  1. Идёт ли ребёнок на контакт.
  2. Подаёт ли предметы или бросает их.
  3. Заинтересован ли малыш в разговоре с врачом.
  4. Какова речь и интонация ребёнка (разорвана, повторяется, монотонна).
  5. Смотрит ли в глаза.

После осмотра, маме рекомендуют пройти тестирование, в ходе которого за малышом пристально наблюдают. На основании полученных результатов ставят или опровергают диагноз. Если диагноз подтверждён, родным объясняют, что такое аутизм простыми словами, какие это дети, особенности ухода и воспитания аутистов.

Самым необходимым специалистом для ребенка с аутизмом является психиатр. Кроме того, обязательно наблюдение гастроэнтеролога, невролога, педиатра, клинический психолог и по необходимости психолог-логопед.

Невролог необходим для того, чтобы исключить эпилептическую природу судорожных припадков с помощью процедуры ЭЭГ. При любых нарушениях работы кишечника следует незамедлительно обратиться за лечением к гастроэнтерологу. Поскольку при аутизме часто ухудшается аппетит, требуется постоянное отслеживание веса и биохимического состава крови.

При любой форме аутизма у детей наблюдается нарушение осанки, деформация стоп, искривление позвоночника, поэтому участие хирурга-ортопеда тоже необходимо.

Сложность при любой диагностике и выборе необходимого специалиста в том, что ребенок с аутизмом не способен в полной мере сам понять свои недомогания и сформулировать жалобы. Он не чувствует боль так, как ее чувствует здоровый ребенок.

Таким образом, к специалисту необходимо обращаться на самой ранней стадии возникновения аутизма, при подозрении на психические отклонения.

Лечение

Лечится ли аутизм и если излечим, то как? Дети с аутизмом подлежать наблюдению у многих специалистов. Важно понимать, что вылечить детский аутизм, возникающий на фоне нарушения функции головного мозга нельзя. Есть только начинают появляться симптомы и лечение запаздывает, вырастить из ребёнка полноценную личность становится в разы сложнее.

Лечение детского аутизма сводится к формированию навыков и корректирующим занятиям, помогающим ребёнку найти место в обществе и не чувствовать себя белой вороной в социуме.

При отсутствии речевых навыков, развивают хотя бы её зачатки. Цель корректирующих занятий – лечение аутизма у детей, путём устранения агрессии, навязчивых страхов и фобий.

Доктор учит аутиста подражать, имитировать звуки животных. Немаловажную роль в корректирующих мероприятиях занимает игра. Специалист приучает малыша играть в команде, развивает навыки, учит ребёнка обращаться с игрушками и, конечно же, практикует ролевые игры.

Эмоциональный контакт аутист осваивает в поведенческой терапии. В основе терапевтического метода лежит тщательное наблюдение за малышом в повседневной жизни. Важно не упускать ни одного момента. Врачи обращают внимание на то, как он ведёт себя, как реагирует на окружающих, идёт ли на контакт. Какие аспекты вызывают агрессию, а какие страх – всё это часть терапевтических процедур, помогающих реабилитироваться крохе в чужом для него мире.

После того, как нрав и особенности аутиста изучены, врач начинает работать над стимулами. Все положительные действия больного должны поощряться. Это помогает не только поднять в крохе самооценку, но и легче идти на контакт. Постепенно аутист отстраняется от привычных истерик и агрессии по отношению к себе.

Занятия с логопедом

Заниматься с логопедом должны абсолютно все аутисты, не важно есть речевые нарушения или нет. Детский аутизм – причина нарушения работы головного мозга, поэтому неизвестно что может произойти завтра: малыш сможет перестать разговаривать или ограничиваться скудным словарным запасом. Кроме того, логопед поможет аутисту выработать правильную интонацию, поставит речь и произношение звуков, что пригодится в процессе обучения.

Данное проявление аутизма у ребёнка является одним из главных факторов, на который следует обратить внимание. У аутиста нет мотивации к действиям, ему абсолютно безразлично, что его одежда испачкана, а руки не вымыты. Пока ему не скажешь иди поиграй, он будет сидеть, ничем не занимаясь. Для особенных деток используют карточки, на которых в картинках указан порядок действий и его распорядок дня.

Медикаменты, в лечении аутизма применяются в крайних случаях. Хорошо если аутист требователен, плачет и устраивает истерики, а бывает так, что малыш запирается в комнате и часами рвёт бумажки, не выходя на контакт. В этом случае, психиатр может назначить психотропные препараты и антидепрессанты.

  • Акатинол мемантин. Это средство немецкого производства показано к применению деменции любой этиологии, а основным компонентом в составе является мемантин гидрохлорид. Обладает психостимулирующим и ноотропным действием, эффективен при аутизме, но при наличии судорог принимать с осторожностью.Аутизм у ребенка. Признаки, симптомы, что это, причины, лечение Препарат выпускается в виде таблеток, в одной упаковке могут содержаться таблетки 5, 10, 15 и 20 мг. Начинать прием препарата лучше с маленькой дозировки, во время еды, если эффекта недостаточно, доза увеличивается постепенно на 5 мг. Максимум в день можно принимать до 30 мг. Стоимость препарата – 1700 руб. В любом случае, установить нужную дозировку может только лечащий врач, поскольку передозировка такого серьезного препарата может привести к серьезным последствиям;
  • Гаммалон – препарат японского производства с ноотропным эффектом, улучшает память и работу мозга, восстанавливает речь и физическое состояние, купирует слабые судороги. Принимается до еды, дозировка зависит от возраста, детям в сутки показаны 2-3 г, взрослым 3,5 г. Стоимость препарата – 2400 руб.;
  • Кетилепт – антипсихотический препарат, который назначают при шизофрении и приступах психоза, биполярном расстройстве, депрессиях. Препарат выпускается в виде таблеток по 25, 100, 150, 200 и 300 мг. Принимается вне зависимости от приема пищи, а дозирование устанавливается строго лечащим врачом. При шизофрении и психозах в первый день нужно принимать 50 мг, а в последующие дни увеличивать дозу еще на 50 мг во 2-й день и на 100 мг в следующие дни до 300 мг. Стоимость препарата – 1400 руб.

Часто при лечении аутизма прибегают к фитотерапии, однако эффективность этого метода остается недоказанной. Но можно с точностью сказать, что благодаря некоторым сборам повышается иммунитет, улучшается память и успокаивается нервная система.

Есть несколько популярных рецептов:

  • сбор из цветков боярышника, шиповника, рябины, зверобоя, донника, багульника, мелиссы, корня пиона и солодки. Смешать 1 ч.л. трав и залить 1 ст. кипятка, прокипятить еще 5 мин. и полчаса настоять, после чего процедить. Принимать по 1/3 ст. 3 раза в сутки до приема пищи на протяжении 4-5 мес.;
  • отвар из альфредии поникшей – обладает ноотропным и антиксиолитическим действием, эффективен при эпилепсии, аутизме и шизофрении. Нужно взять горсть сухой травы и смешать с водой в расчете 1:10, варить 7 мин., можно применять в виде компрессов;
  • сбор аморфы кустарниковой и черной водяники – эти травы полезны при параличе, эпилепсии и любых заболеваниях нервной системы. Залить смесь корней этих трав кипятком, дать настояться, после процедить и принимать внутрь по 1/3 ст. ежедневно.

Многим детям с аутизмом помимо регулярного приема медикаментов необходима домашняя терапия, а именно:

  • иппотерапия – лечение с помощью лошадей и верховой езды, этот метод помогает детям с аутизмом наладить контакт с окружающим миром. Лошадь способна чувствовать настроение и внутреннее состояние человека, помогает справиться с неврозом. Иппотерапия должна проводиться регулярно, 2-3 раза в неделю;Аутизм у ребенка. Признаки, симптомы, что это, причины, лечение
  • дельфинотерапия – кроме того, что в воде быстро укрепляются мышцы, благоприятное воздействие на психику ребенка оказывает контакт с дельфинами. Они тонко чувствуют людей благодаря высокому интеллекту и всегда добродушны к детям. Посещать дельфинов стоит не реже 3-х раз в неделю по 1,5 часа;
  • арт-терапия – способствует развитию коммуникативного навыка у детей с аутизмом, кроме того снимает напряжение и помогает понять, какой эмоциональный фон у ребенка в настоящий момент. Терапию необходимо проводить через день или ежедневно, в зависимости от желания ребенка.

Ответ на главный вопрос: лечится ли аутизм? –Нет. Лекарства от этой болезни не существует. Нет такой таблетки, выпив которую аутичный ребенок выберется из своей «скорлупы» и социализируется. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит свои плоды.

Принципы воспитания ребенка-аутиста:

  • Понять, что аутизм – способ существования. Ребенок с этим заболеванием видит, слышит, думает и чувствует по-другому, отлично от большинства людей.
  • Создать благоприятную среду для жизни, развития и обучения ребенка. Пугающая обстановка и неустойчивый распорядок дня тормозят навыки у аутиста и заставляют еще глубже «уходить в себя».
  • Подключить к работе с ребенком психолога, психиатра, логопеда и других специалистов при необходимости.
  • Формирование навыков, необходимых для обучения — если ребенок не устанавливает контакт – необходимо наладить его. Если нет речи – необходимо развить хотя бы ее зачатки.
  • Устранение неконструктивных форм поведения:
    агрессии и самоагрессии
    ухода в себя и зацикленности
    страхов и навязчивостей
  • Обучение подражанию и наблюдению
  • Обучение социальным ролям и играм (кормить куклу, катать машинку, играть в доктора)
  • Обучение эмоциональному контакту

Самая распространенная терапия синдрома детского аутизма проводится по принципам бихевиоризма (поведенческой психологии). Одним из подтипов такого лечения является АВА-терапия.

В ее основе лежит наблюдение за поведением и реакциями ребенка. После изучения всех особенностей конкретного малыша подбираются стимулы. Для кого-то это любимая еда, для кого-то – музыка, звуки или прикосновение ткани. Затем все желательные реакции подкрепляются таким поощрением. Проще говоря: сделал так, как надо – получил конфетку. Таким образом появляется контакт с ребенком, закрепляются необходимые умения и исчезает деструктивное поведение в виде истерик и самоагрессии.

Почти все аутисты имеют те или иные проблемы с речью, мешающие им общаться с окружающими их людьми. Регулярные занятия с логопедами позволяют наладит интонацию, правильное произношение и подготовить ребенка к обучению в школе.

Основная проблема аутичных детей – отсутствие мотивации к повседневным делам и играм. Их сложно увлечь, сложно приучить к распорядку дня, поддержанию гигиены. Для закрепления полезных навыков используются специальные карточки. На них подробно написана или нарисована последовательность действий. Например, встал с кровати, оделся, почистил зубы, причесался и так далее.

Лечение аутизма препаратами применяется только в кризисных ситуациях, когда деструктивное поведение мешает малышу развиваться. Но нельзя забывать, что истерики, плач, стереотипные действия – это все же способ общаться с миром. Гораздо хуже, если спокойный малыш с аутизмом целыми днями сидит в комнате и рвет бумагу, не выходя на контакт. Поэтому применение всех успокаивающих и психотропных препаратов должно быть строго по показаниям.

Есть мнение, что безглютеновая диета способствует быстрому выздоровлению аутиста (см. симптомы целиакии). Но пока достоверные научные данные о таких чудесных исцелениях отсутствуют.

К сожалению, популярными остаются шарлатанские методы лечения стволовыми клетками, микрополяризация и применение ноотропов (глицин и пр.). Эти способы не только бесполезны, но и могут быть опасными для здоровья. А учитывая особую ранимость аутичных детей, вред такого «лечения» может быт колоссальным.

Главные цели лечения аутизма у детей – развитие навыков самообслуживания и социальная адаптацияГлавные цели лечения аутизма у детей – развитие навыков самообслуживания и социальная адаптация

В лечении аутизма у детей могут быть эффективными физиотерапевтические методики, в частности, микротоковая рефлексотерапия, которая дает возможность выборочно стимулировать определенные зоны головного мозга.

Отличие аутизма от слабоумия

Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:

  • насыщенной эмоциональностью;
  • абстрактным мышлением;
  • большим словарным запасом.

С какими болезнями могут путать аутизм

Очень часто в детском возрасте выставляют неправильный диагноз из-за схожести симптоматики. Например, нередко, за детский аутизм принимают:

  • гиперактивность;
  • тугоухость;
  • шизофрению.

При данных проявлениях болезни симптомы напоминают аутизм, отсутствие в нашей стране рациональных методов диагностики заболевания, приводят к тому, что ребёнка начинают лечить совершенно от другой болезни, при этом аутизм прогрессирует и коррекция становится всё сложнее.

Что же делать тогда? Мама, подозревающая что-то неладное с крохой должна выдать полную информацию о чаде доктору. Говорить нужно не только о том, что настораживает близких в поведении малыша, но и как он ведёт себя в обществе. Возможно то, что родители считают нормой, является важным показателем аутизма.

Аутизм может сочетаться с другими нарушениями или инвалидностью психической и физической природы (умственная отсталость, эпилепсия, сенсорные расстройства, генетические дефекты и т.д.). Существует до 70 диагнозов, способных комбинироваться с РАС. Часто болезнь ассоциируется с проблемным поведением различной интенсивности.

Некоторые люди с аутизмом имеют только незначительные проблемы (например, отсутствие толерантности к изменениям), в то время, как для других типично агрессивное поведение. Кроме того, с аутизмом часто связана гиперактивность, неспособность сосредоточиться, выраженная пассивность.

Оставьте комментарий

Adblock detector