Дислалия коррекция причины симптомы признаки

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

В самом общем понимании, дислалия – это нарушение речи, обусловленное неправильным произношением отдельных звуков. Речевое расстройство характеризуется отсутствием нарушения иннервации речевого аппарата и нормальным функционированием коры головного мозга, что само по себе говорит о возможности коррекционного воздействия и благоприятном прогнозе. Вместе с тем, относиться к дислалии беспечно не стоит, так как дети привыкают произносить звуки определенным образом, не замечая своего дефекта.

Данные привычки сохраняются на всю жизнь и влекут за собой, в лучшем случае насмешки сверстников и комплексы неполноценности, а в худшем – формирование более сложных патологий.

Так, звукообразование – сложный процесс, в котором участвует:

  • струя воздуха;
  • голосовые складки;
  • артикуляционный аппарат (губы, зубы, небо, альвеолы, язык).

При смыкании органов артикуляции образуется преграда, проходя которую, струя воздуха из легких образует звук. Все звуки речи делятся на глухие и звонкие по принципу задействования в их образовании голосовых складок. Так, если для образования звука смыкаются голосовые складки, он получается звонким. Это можно ощутить, приложив руку к горлу во время изолированного произнесения согласного звука. Если он звонкий, то есть произошло смыкание голосовых складок, гортань вибрирует, если нет – горло остается спокойным.

В зависимости от места преграды, проходя которую струя воздуха образует звук, последние классифицируют на:

  • губные;
  • зубные;
  • передне и заднеязычные.

По характеру звука принято различать:

  • свистящие;
  • шипящие;
  • сонсорные.

Дислалия коррекция причины симптомы признаки

При этом нарушение звукообразование может быть в любом месте, что повлечет ту или иную форму дислалии. Так, от вибрации языка у альвеол образуется звук «Р», изгибая корень языка к небу, люди произносят «Г» и «Х». Если мышцы языка столь слабы, что он не может подняться и вибрировать, чистого звучания не будет. При слабости мышц губ дети не способны растягивать их в полуулыбки и произносить все мягкие звуки, выговаривать «В», «Ф», «З», «С».

В силу того, что артикуляционный аппарат ребенка не совершенен, отдельные звуки ему сложно произносить, поэтому он пытается изъясняться, используя замены, смешения звуков или вовсе пропуская их. Кроме того, малыш может попросту не придавать значения особенностям произношения слов и порой, для устранения неточностей достаточно акцентировать его внимание на том, как звук произносит взрослый. Гораздо хуже, когда дети копируют ошибки в звукопроизношении родители и сверстников, прочно усваивая негативные привычки.

Далеко не все девочки и мальчики начинают сразу и в точности выговаривать все звуки. У некоторых ребят присутствует «свой акцент» — специфическое произношение шипящих, свистящих, твердых и других звуков. Таким детям нередко ставят диагноз — фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), дислалия — более короткое название этого отклонения.

Определение

Дислалия — что это такое? Необычный термин подразумевает комплекс нарушений произношения, на возникновение которых не влияют проблемы со слухом или неправильная иннервация.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра понятие дислалии разъясняет, как специфическое расстройство речевой артикуляции. В качестве ее причин исключены недостаточная острота слуха и умственная отсталость.

В медицинской документации, согласно международной классификации болезней 10 пересмотра – МКБ10, это заболевание фигурирует под кодом F 80.0

Классификация

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы,  различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Дислалия коррекция причины симптомы признаки

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Предлагаем ознакомиться:  Выскакивают прыщи на теле у ребенка: виды и факторы появления

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

Причины физиологические:

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;

Причины социальные:

  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Дислалия коррекция причины симптомы признаки

Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Причины:

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.

  1. Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.
  2. Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия:
  • артикуляционно-фонетическая;
  • артикуляционно-фонематическая;
  • акустико-фонематическая

Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.

Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.

Дислалия коррекция причины симптомы признаки

Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Симптомы

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. Ротацизм — неверное выговаривание  [Р] и  [Р’];
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков — [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Диагностика

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Что такое дислалия: как ее отличить? Какие виды дислалии требуют лечения и коррекции

Диагностика

Дислалия у детей – искажение или пропуск звуков при нормальном слухе и отсутствии патологий. Различают несколько видов заболевания:

  • Механическая – обусловлена патологиями органов артикуляционного аппарата.
  • Функциональная – вызванная подражанием ребенка неправильной речи взрослого (косноязычия, сюсюканья и т.д.) или нарушениями в коре головного мозга.
  • Мономорфная – нарушение произношения звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч).
  • Полиморфная – нарушение произношения звуков из разных групп (С-Р-К-Ш).

Дефекты звукопроизношения – это полное выпадение звуков, их искажение или замена одних другими. При этом лексическая сторона речи формируется по возрасту с употреблением падежей, в единственном и множественном числе, склонением по родам.

До 5 лет дислалия может быть и физиологической, обусловленной ранним детским возрастом.

Диагностика дислалиилогопедом начинается с выяснения, как протекала беременность и роды, детских заболеваний у самого ребенка, психомоторного и речевого развития в раннем возрасте, исключение патологий слуха и зрения. Обследуются органы артикуляционного аппарата.

В процессе диагностической работы отмечаются выявленные недочеты произношения, выявляется форма и вид заболевания. Проверяется возможность различения звуков. При необходимости назначаются консультации других специалистов (стоматолога, ортодонта, невролога, лора).

Логопедическая коррекция дислалии включает 3 этапа:

  1. Подготовительный. Во время него устанавливается контакт с ребенком. Он привыкает к обстановке и специалисту, происходит работа над развитием внимания, памяти и фонематического восприятия.
  2. Формирование первичных произносительных навыков. Постановка отдельного звука, произношение его в слогах и словах, доведение до автоматизации.
  3. Закрепление навыков общения. Употребление звуков в разных ситуациях, возникающих при общении. Контроль за речью.

Коррекционная работа при дислалии проводится на регулярной основе 3-4 раза в неделю.

Устранение дислалии при простой форме займет от 1 до 3 месяцев; при сложной понадобится больше времени – от 3 до 6 месяцев.

Предлагаем ознакомиться:  Как назвать мальчика в исламских традициях мусульманские имена и критерии выбора

Один из важных факторов успешного лечения – это выполнение рекомендаций родителями. Без полного взаимодействия родителей ребенка и логопеда сложно говорить об успехах.

Весь принцип лечения дислалии основан на коррекции речи, которая проводится в три этапа:

  1. Подготовительный (зависит от формы дислалии, например, при механической эта стадия подразумевает устранение анатомических дефектов);
  2. Этап формирования первичных навыков произношения;
  3. Период становления коммуникативных навыков.

Заниматься с ребенком должен логопед, причем не реже 3-х раз в неделю, но и дома следует выполнять выданные им задания. Курс коррекции может длиться до 6 месяцев.

Ребенок держит палочку в зубах.

Прежде, чем перейти к методам устранения дислалии необходимо определить причины, которые привели к расстройству речи у пациента.

Коррекция дислалии механического происхождения проходит в несколько этапов. Вначале пациенту делают операцию, в ходе которой устраняют анатомические дефекты, которые мешали нормальной речи.

Чаще всего такая операция необходима взрослым после получения тяжелых травм челюстей и других органов, входящих в состав речевого аппарата.

Если органическая форма заболевания не может быть вылечена путем оперативного вмешательства, то необходимо логопедическое воздействие при дислалии.

Лечение дислалии
Коррекция дислалии

В этом случае пациент работает с логопедом, выполняя специальные корректирующие упражнения для нормализации речи. Труднее всего терапии поддается сложная дислалия у детей, при которой ребенок не может правильно произносить 4 и более группы звуков.

При данной форме заболевания у ребенка обычно нарушен фонематический слух, поэтому лечение в первую очередь направлено на улучшение способности различать и воспринимать звуки. После того, как эта цель будет достигнута, приступают к коррекции речи.

Очень важно, чтобы с ребенком занимался не только логопед, но и родители. В доме должна звучать правильная речь. Не нужно повторять за ребенком его неправильное произношение. Наоборот, следует обращать его внимание на ошибки в речи и учить малыша выговаривать слова правильно.

Так как дислалия включает в себя множество различных дефектов речи, то и упражнения для коррекции будут разными.

Упражнения при лечении дислалии направлены на развитие речевого аппарата. С этой целью могут применяться следующие методики:

  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • логопедический массаж;
  • повышение чувствительности слуха;
  • обучение ребенка основам правильного дыхания.

Дислалия коррекция причины симптомы признаки

Когда ребенок овладеет определенными общими навыками речи, логопед начинает точечную коррекцию, направленную на обучение ребенка правильному произношению определенных звуков, с которыми у него имеются определенные проблемы.

Для достижения этих целей разработаны различные логопедические методики. Желательно строить занятия в игровой форме, чтобы малыш не потерял к ним интерес. Доктор с ребенком играют, разговаривают, читают книги, поют песни, учат стихи и так далее.

Очень важно, чтобы занятия по коррекции дислалии проводились на регулярной основе (не реже 2-3 раз в неделю). Кроме этого, ребенок обязательно должен заниматься дома, выполняя задания, которые ему дал специалист. Продолжительность терапии зависит от степени тяжести дислалии и продолжается в среднем от одного месяца до полугода. У взрослых этот срок может быть существенно меньше, так как им намного легче выполнять все рекомендации логопеда.

Логопедическое воздействие при дислалии
Этапы логопедического воздействия при дислалии

Виды функциональной дислалии

В медицине существует две основные формы дислалии. Они разделяются по причине возникновения и по месту заболевания.

  1. Функциональная – без особо грубых нарушений. Данный вид не связан с врожденными нарушениями. Проблема происходят из-за социальной жизни ребенка.
  2. Механическая – с повреждениями органов, которые участвуют в формировании речи.

Также функциональная дислалия разделяется на несколько основных форм:

  1. Акустико-фонематическая. Это неправильное произношение отдельных звуков из-за недостаточного развития. Т.е. людям трудно распознавать, что они говорят. Например, слово «кости» произносится как «гости».
  2. Артикулярно-фонематическая. В этом случае физиологический слух находится в норме. Дефекты звукопроизношения проявляются из-за недостаточного развития фонематического слуха. Чаще всего происходит неправильное употребление мягких и твердых согласных.
  3. Артикулярно-фонетическая. Нарушение речи вызвано неправильным использованием артикуляционным аппаратом. Бывают случаи, когда неправильный звук близок к правильному по акустическому эффекту, но иногда наблюдается другой тип искажения. В следствии этого окружающие не правильно воспринимают звук.
Предлагаем ознакомиться:  Капли Виброцил грудничкам и детям от года инструкция по применению препарата и его аналоги

Также функциональный вид нарушения разделяется на два типа:

  1. Моторная функциональная дислалия. Это когда при разговоре искажаются движения речевого органа.
  2. Сенсорная функциональная дислалия дислалия. В этом случае ребенок заменяет и смешивание буквы.

Диагностика

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

  1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
  2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
  3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

  • Ротацизм — характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
  • Йотацизм — дефект произношения йот [j].
  • Хитизм — неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
  • Каппацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
  • Гаммацизм — нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
  • Сигматизм — нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
  • Ламбдацизм — дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

Дислалия коррекция причины симптомы признаки

Выделяют следующие основные формы дислалии:

  • простая — пациент неправильно произносит одну группу звуков;
  • сложная дислалия — пациент неправильно произносит две и более групп звуков, такой вид заболевания также называют полиморфной дислалией.

Для удобства различные нарушения произношения сформированы в группы, каждую из которых обозначают термином, образованным от одной из греческих букв.

Таким образом, различают:

  • ротацизм — у пациента проблемы с буквой р;
  • хитизм — проблемы с буквой х;
  • ламбдацизм — проблемы с буквой л;
  • каппацизм — проблемы с выговариванием буквы к;
  • сигматизм — проблемы со свистящими и шипящими;
  • гаммацизм — пациент плохо выговаривает букву г;
  • йотацизм — проблемы с буквой й.

1. Механическая дислалия.

2. Функциональная дислалия. Вызвана нарушением работы мозга или влиянием на ребенка различных социальных факторов. Выделяют несколько подвидов данной формы заболевания:

  • сенсорная функциональная дислалия — у пациента нет проблем с артикулярным аппаратом, причиной патологии являются дефекты в развитии центров слуха и речи;
  • моторная функциональная дислалия — вызвана проблемами с артикулярным аппаратом, из-за чего человек не может правильно выговаривать некоторые звуки.

Иногда наблюдается смешанная сенсомоторная форма заболевания.

Дислалия у детей причины.jpg

В ряде случаев нарушение речи является нормой. Оно связано с возрастными особенностями восприятия речи на слух и самостоятельно исчезает после достижения 5 лет.

Осложнения

Если вовремя не обратиться за помощью, то в будущем возникнут более серьезные проблемы, которые спровоцируют появление других дефектов речи. Также нарушения отражаются на общении с окружающими: люди с трудом могут понимать речь дислалика.

В школьном возрасте сверстники могут высмеивать и передразнивать ребенка. А это уже скажется на психическом здоровье.

Моторная дислалия может привести к появлению ошибок при письме (под диктовку, сочинения, изложения) и чтении. Из-за этого возникает неуспеваемость в школе по гуманитарным предметам. Устранить и исправить речь может только грамотный логопед.

Оставьте комментарий

Adblock detector