Памятка родителям о том, что должен уметь и знать ребенок в 4 года

Особенности жизни

Четырёхлетний возраст – это штиль, после эмоциональной бури кризиса трёх лет, но несмотря на это родителям всё же не стоит расслабляться.

В 4 года ребёнок многое узнаёт и осознаёт впервые. В его голове каждую минуту созревают новые вопросы, требующие немедленных ответов.

Жажда деятельности и экспериментов заставляет его испытывать грани дозволенного, а заодно и проверять нервы родителей на прочность.

Для родителя очень важно в этот момент научиться переключать внимание ребёнка и направлять его энергию в правильное русло.

Что должен уметь малыш?

Вне зависимости от пола, четырёхлетний ребёнок должен уметь:

  • концентрировать внимание на своей деятельности как минимум на 5 минут;
  • находить и описывать различия между двумя предметами;
  • складывать простую мозаику;
  • складывать башенку из кубиков или пирамидку, придерживаясь последовательности от большому к маленькому;
  • распределять предметы, животных по группам;
  • находить и исключать лишний предмет из предложенных объектов;
  • находить и использовать антонимы слов;
  • строить и объяснять простые причинно-следственные связи (зачем надевать курточку зимой? почему ночью нужно спать? и т. д).

Мальчики

Маленькие сорванцы в этом возрасте уже понимают своё отличие от девочек и предпочитают общаться с мальчиками, играть машинками, пистолетами или конструктором.

Ровесницы у них вызывают любопытство и симпатию. Как правило, мальчики социализируются проще, чем девочки, быстрее приходят к пониманию физических свойств предметов.

Однако, медленнее осваивают речь, письмо и способность концентрировать внимание.

Девочки

Девочки часто находят себе занятие самостоятельно. Это может быть спокойная игра с куклами, «чаепитие» или ролевая постановка с игрушками. В отличие от мальчиков они проявляют большую привязанность к родителям и насторожённость в общении с незнакомцами.

Физические нормы

До 5 лет скелет ребёнка всё ещё гибок и восприимчив, поэтому очень важно следить, чтобы малыш не перетруждался и не сидел долго в неправильной позе. Матрац для сна должен быть средней мягкости.

Примерно с 4 до 4,5 лет происходит смещение центра тяжести и изменение пропорций тела. Сходит детская припухлость с лица и тела из-за чего ребёнок начинает восприниматься как маленький взрослый.

Если малыш не ходит в садик и привык ориентироваться на режим, установленный родителями – он может отказаться от дневного сна.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать если разбился градусник, как убрать ртуть если разбился градусник, чем опасна ртуть из градусника для человека

Калькулятор роста и веса ребенка

Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик
Девочка

Выберите возраст

Вес

Низкий кг

Средний кг

Высокий кг

Рост

Низкий см

Средний см

Высокий см

Диагностика в четыре года

Оценить уровень развития ребёнка, а также установить его сильные и слабые стороны вам поможет простой тест из 5 пунктов. Если выполнение заданий не вызвало никаких затруднений у малыша – вы работаете в правильном направлении. Если же он не справился более чем с одним заданием – стоит проконсультироваться со специалистом и подобрать более результативные методики.

  1. Собери матрёшкузадание направлено на выявление уровня ориентировки по величинам и способность воспроизводить ранее увиденные действия. Разложите перед малышом матрёшку, поясняя свои действия и комментируя (эта большая, а эта меньше, а вот эта совсем маленькая) и соберите назад. Предложите ребёнку повторить ваши действия.
  2. Пирамидка – задание направлено на определение умения отделять первостепенные задачи от второстепенных (отвлечься от цвета и обратить внимание на размер). Для задания вам понадобится стандартная пирамидка из 6 колечек, каждое из которых разного цвета и размера. Попросите ребёнка проследить за вашими действиями, а затем повторить их. Разберите, а затем соберите пирамидку.
  3. Подбери ключик к замочку. Для упражнения вам понадобится детская головоломка, состоящая из коробки с прорезями разных форм, и геометрических фигур, соответствующих этим прорезям. Попросите малыша подобрать «ключик к замочку» опустив фигурки в подходящие прорези.
  4. Собери картинку. Это задание поможет вам понять, способен ли ребёнок к обучению и пространственному мышлению. Вам понадобится простая мозаика из 4 деталей и картинка, изображающая итоговый результат. Попросите малыша сложить детали мозаики так, чтобы получилась целая картинка.
  5. Покажи такой же. Это задание направлено на выявление уровня восприятия цвета и способность анализировать. Положите перед ребёнком 10-14 кубиков, так, чтобы каждого цвета было по 2. Попросите его перечислить и показать все цвета. Затем, возьмите в руку кубик, и попросите малыша найти такой же.

Упражнения и занятия

Что может быть?

Четырёхлетний малыш любит задавать вопросы, и также с удовольствием включится в игру, если отвечать придётся ему. Задавайте вопросы, начинающиеся на «что может быть», к примеру:

  • Что может быть сладким?
  • Что может быть холодным?
  • Что может быть плоским?
Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка быстро читать(Упражнения Скорочтения дома)

Эта игра научит его творчески мыслить, анализировать и соотносить предметы по категориям.

Вступите с ребёнком в активную дискуссию попросите его пофантазировать на тему «что произойдёт, если». К примеру: что произойдёт, если ты попадёшь под дождь? Что произойдёт, если кинуть мячик в море?

Это научит ребёнка моделировать вероятные и маловероятные события в своей голове.

Что и где лежит?

фото 1

Попросите кроху рассказать о том, какие предметы находятся в ванной, гостиной и прихожей. Не торопите его, пусть он вспомнит как можно больше объектов. Затем поменяйте правила игры наоборот: называйте объект и просите рассказать, в какой комнате он находится. К примеру: где стоит диван?

Ходит на носочках – что делать?

Причин тому, что четырёхлетний малыш ходит на носочках всего 4:

  1. Психологическая – полностью здоровый ребёнок ходит на носочках потому, что подражает кому-то, пытается казаться выше или ему просто не нравиться прикасаться чувствительными стопами к какой-либо поверхности (колючему коврику, холодной плитке).
  2. Поведенческая – если хождение на носочках является лишь одной из сторон странного поведения, это может указывать на наличие аутизма.
  3. Неврологическая – ДЦП, мышечная дистрофия, нарушения координации движений. При таких состояниях икроножные мышцы всегда напряжены, из невозможно расслабить и из-за этого ребёнок не может опустить пятку.
  4. Ортопедическая – воспаление пяточной кости, короткое пяточное сухожилие, косолапость. Все эти недуги отражаются болью при опускании на пятку.

Речь

Четырёхлетний дошкольник постоянно пополняет свой словарный запас, экспериментирует с произношением, путая слоги и ударения.

В этом возрасте малыш уже умеет произносить более сложные буквы, такие как «с», «з» и «ц».

Освоив новую букву, он старается поделиться этим знанием со сверстниками и поправляет их, если слышит, что слово произносится неправильно.

Произношение часто невнятное: «р» заменяется на «л», «щ» на «с». Однако, всё это относится к норме.

Упражнения

Правда или неправда?

Покажите малышу картинку с каким-либо животным или объектом и попросите его угадать, что сказанное вами правда, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, вы спрашиваете: она быстро бегает? (правда), она умеет летать? (неправда) и т. д.

Этого не может быть!

фото 2

Это упражнение учит замечать логические не состыковки в повествовании. Предупредите малыша, что расскажете ему историю, а он должен остановить вас и сказать «этого не может быть», когда увидит что-то неправдоподобное. Например, вы читаете рассказ: «На дворе стоит зима, скоро Новый год, в клумбе расцвели цветы».

Предлагаем ознакомиться:  Инфекция рука-нога-рот у детей лечение синдрома энтеровирусного везикулярного стоматита

Какое это время года?

Найдите описательные стихотворения или короткие рассказы о временах года. Расскажите их чаду и попросите его угадать, о каком времени года шла речь в произведении.

Мультики

Малышам 4 лет можно включать мультфильмы с более сложным сюжетом и героями. Хороши мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или же картины со стихотворным повествованием. Для этой цели отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.

Как рисуют?

В четыре года активно развивается наглядно-образное мышление.

фото 3

Ребёнок учится воспринимать объёмные предметы и раскладывать их на составляющие детали.

Его восприятие можно понять по рисункам — мелкие детали опущены, но при этом чётко передан общий смысл.

К примеру, домик изображается как квадрат с треугольной крышей, кошка – как круг с двумя треугольниками ушей на овальном туловище и с четырьмя лапами, дерево- коричневый прямоугольник с круглой зелёной шапкой и т. д.

Ребёнок всё ещё не может рисовать ровно и аккуратно, но пытается передавать прямые и штриховать, используя неразрывные линии или спиралеобразные формы.

Мышление

В 4 года дошкольник уже умеет:

  • осмыслять, искать и объяснять причинно-следственные связи;
  • формулировать и задавать сложные вопросы, а также самостоятельно отвечать на них;
  • сортировать и обобщать события, вещи, людей, животных по общим признакам;
  • умеет вычленять лишнее и находить недостающее;
  • занимать себя надолго книгой, сказкой, мультиком, а затем осмыслять и обсуждать увиденное;
  • объяснять собственное поведение, поведение других людей или персонажей сказок, мультфильмов;
  • идентифицировать собственные эмоции и делиться ими с окружающими;
  • видеть логические не состыковки.

Интеллектуальное становление

Согласно перечню, сформированному психологами и педагогами, четырёхлетний ребёнок должен:

  • знать своё имя и имена всех членов семьи;
  • знать имена своих друзей;
  • знать все основные геометрические формы;
  • знать всё 7 цветов радуги или более;
  • понимать значение обобщающих слов (посуда, животные, машины и т. д);
  • понимать пространственные определения (верх, низ, право, лево);
  • понимать количественные определения (один, мало, много);
  • различать предметы по высоте, длине, ширине, весу;
  • различать времена года по типичным погодным явлениям;
  • отличать утро, день, вечер и ночь;
  • описывать словами увиденный предмет или явление;
  • уметь строить разносторонний диалог со сверстниками.

Оставьте комментарий

Adblock detector