Календарь развития: что должен уметь ребенок в 6 лет

Физиологические изменения

В 5-6 лет физиологические изменения, происходящие с ребенком мало заметны, но очень важны. Самой приметной особенностью этого периода является быстрый рост. Многие дети вырастают за 12 месяцев на 7-9 см., при этом вес изменяется несущественно, в пределах 2 кг. Средний рост для ребенка 6 лет составляет 115,5 см, средний вес — 20 кг. Но эти показатели очень индивидуальны. Если ваш малыш меньше или больше нормы на 10-15%, то он находится в рамках физиологической нормы.

Тело ребенка в 5-6 лет становится выносливым. Малыш много бегает, прыгает, играет в различные подвижные игры, при этом чувство усталости появляется намного позже, чем это было в среднем дошкольном возрасте. Во время бега малыш, не останавливаясь, может преодолевать препятствия, перепрыгивая ямки и обегая бугорки.

Если ранее был освоен велосипед, то к 6-ти годам ребенок не просто хорошо на нем ездит, а делает это очень быстро и уверенно. Дополнительная нагрузка в виде плавания, хождения на лыжах, катания на коньках очень полезна. Чем больше различных видов спорта доступно ребенку, тем быстрее и лучше развиваются мышцы его тела.

Среди подвижных игр большинство детей отдают предпочтение догонялкам и пряткам. Любимым предметом для игры на улице является мяч. Координация между движениями рук и зрением заметно улучшились. Ребенок без проблем может кинуть мяч из любого положения в разные стороны, словить с разного расстояния. Хорошо в этот период научить кроху играть с мячом в игры, требующие не только кидать и ловить, но и использовать свои знания (“Съедобное-несъедобное”, “Сабже”, “Я знаю пять имен”).

В руках ребенка появляется сила. Он теперь может достаточно долго висеть на перекладине на двух или одной руке. Некоторые дети, даже осваивают лазанье по канату.

Общая координация движений позволяет малышу самостоятельно ходить по бордюрам, наклонным поверхностям. Многие дети быстро осваивают навык заползания вверх по горке.

Вестибулярный аппарат становится совершенным, делая качели, карусели и батуты любимым видом развлечения карапуза.

Ощущая свою силу, ловкость ребенок в 5-6 лет часто идет на необдуманный риск. Выполняя различные физические элементы, пытаясь повторять за старшими детьми, кроха не думает о безопасности. Взрослым стоит внимательно следить за передвижениями ребенка, при необходимости страховать. Не лишним будет проведение воспитательных бесед по технике безопасности.

Особого внимания требует разговор о необходимости быть внимательным на высоте и передвигаться по лестнице спокойно. Ступеньки в 5-6 лет представляются ребенку не очень интересным занятием, он стремится как можно быстрее их преодолеть, часто перепрыгивая через одну. Рекомендуется постоянно напоминать о важности внимательного спуска и подъема по лестнице для избежания травм.

Представления об окружающем мире

К 6 годам у ребенка накапливается довольно большой жизненный опыт, который формирует у него представление о мире вокруг. Множество информации малыш получает из книг, мультфильмов, прогулок, бесед со взрослыми и игр со сверстниками. Шестилетний ребенок должен знать:

  • Свое имя и фамилию;
  • Свой адрес;
  • Имена родителей;
  • Времена года и их признаки;
  • Названия месяцев и дней недели;
  • Названия животных, птиц, рыб, насекомых, растений, транспорта, мебели, посуды, электроприборов и т.д.

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет знания и умения ребенка можно разделить на 2 большие группы:

  • Физические умения;
  • Знания о себе и мире.

Обе эти группы одинаково важны и необходимы каждому ребенку. Не стоит усиленно обучать ребенка математике и логике в ущерб играм на свежем воздухе. Малыш нуждается в постоянной смене видов деятельности. Хорошо, после обучающего занятия предложить побегать или поиграть в подвижную игру, после чего вновь вернуться к учебе.

Из физических навыков в 5-6 лет ребенок должен уметь:

  • быстро бегать, оббегать или забегать на бугорки, перепрыгивать небольшие канавки, ямки, не замедляя темп;
  • прыгать: на 2-х ногах вверх, вперед, в стороны; на 1-ой ноге вверх; через скакалку, небольшое препятствие.
  • приседать, поставив руки на пояс или разведя их в сторону, без заваливания на бок;
  • кувыркаться через голову;
  • ходить: на пятках, носках, тыльной и внешней стороне стопы; высоко поднимая колени; разными видами шагов; в разном темпе и направлениях; на длинные расстояния;
  • чередовать движения;
  • кидать мяч из любого положения в разные стороны;
  • лазать по стенке;
  • висеть не перекладине на 1 или 2-х руках.

Знания о себе и мире:

  • собственные имя и фамилия;
  • домашний адрес;
  • телефон родителей;
  • правила поведения в чрезвычайной ситуации (пожар, неправомерные действия, ухудшение здоровья). Знать номера экстренных служб;
  • уметь звонить по телефону, понимать и соблюдать правила телефонных разговоров;
  • различать право и лево относительно своего положения;
  • ориентироваться в пространстве и на плоскости, уметь объяснить нахождение названного предмета;
  • понимание понятия время, умение пользоваться часами;
  • знание простых антонимов, умение их подбирать;
  • считать до 10 и более;
  • различать количество предметов в разных группах, приводить их в равное соотношение;
  • уметь определять основные материалы (пластик, стекло, камень);
  • знать природные явления. Узнавать времена года, месяцы, дни недели. Называть их в правильной последовательности;
  • называть наименования пальцев рук (указательный, средний, безымянный);
  • знать и употреблять в речи названия предметов быта, мебели, электроприборов;
  • уверенно выполнять правила дорожного движения для пешеходов;
  • знать разные виды техники, марки машин. Уметь объяснить, для чего используются разные виды;
  • ориентироваться и знать много домашних и диких животных. Знать, чем они питаются, где обитают, чем отличаются между собой и от человека;
  • знать ряд птиц, насекомых, рыб. Уметь рассказать особенности каждого вида;
  • находить и называть части тела человека, животного;
  • знать ряд растений, цветов, деревьев, кустарников. Уметь объяснить, чем они отличаются между собой;
  • уметь выделять лишние предметы из предложенного ряда;
  • сортировать предложенные вещи по группам по названным признакам.

Это только небольшая группа умений и навыков, которые должны быть у ребенка 5-6 лет. Каждый малыш развивается по собственному индивидуальному плану, в большей или меньшей степени, осваивая указанные навыки.

Видео. Психологические особенности детей

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 6 лет

В целом, мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое. Благодаря развитому образному мышлению малыши создают интереснейшие рисунки и поделки, строят сложные конструкции из лего и многое другое.

Логическое мышление также активно развивается. Вот какими умениями и навыками в сфере мышления обычно обладают дети 6 лет:

  • Достаточно хорошая ориентация в пространстве;
  • Умение проходить лабиринты;
  • Разгадывание ребусов, загадок, решение головоломок;
  • Сравнение предметов по различным параметрам;
  • Умение находить сходства и различия исходя из существенных признаков предметов;
  • Способность подобрать обобщающее слово;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Умение делать выводы и умозаключения.

Развитие личности ребенка 5-6 лет

В 5-6 лет сложные процессы происходят в психологии ребенка. В этот период формируется база личностных качеств малыша. Кроха постигает нравственные, ценностные ориентиры, учится вести себя в обществе и с другими людьми. В этот период закладываются основные понимания о добре и зле, морали. К начальной школе можно судить о том, каким человеком вырастет ребенок.

Изучая окружающий мир, малыш теперь не только отмечает внешние признаки и содержание предметов, его больше интересуют взаимоотношения, психологическая суть событий. В ежедневных играх все чаще можно заметить, как ребенок обыгрывает события, произошедшие с ним или его знакомыми ранее. Так карапуз осмысливает происходящее, делает свои выводы.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить

Основным движущим элементом познания в 5-6 лет остается любознательность. Опираясь на полученный ранее опыт, дети начинают постепенно проявлять осторожность, продуманность. Если у ребенка есть достаточно свободы и он понимает, что за свои действия придется нести ответственность, кроха постепенно начинает прислушиваться к правилам поведения осознанно.

Память.

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению  и переключению. То есть, ребенок способен  выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление.  Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Представления об окружающем мире

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие  времени  ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается  не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются  названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.
Друзья в 5-6 лет
В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 6 лет

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Малыш в 5-6 лет нуждается в общении с другими людьми и сверстниками очень сильно. Через игры, разговор кроха получает новую информацию о мире, вариантах общения, нормах поведения. Выстраивая взаимоотношения с другими детьми учится вести себя в группе. Детям старшего дошкольного возраста очень важно научиться дружить и находить точки соприкосновения со сверстниками, ведь совсем скоро малыш пойдет в школу.

В 5-6 лет ребенок уже может выполнять обозначенную задачу вместе с другими детьми. Малыши учатся взаимодействовать и соблюдать очередность. В этот период хорошо научить ребенка:

  • заводить друзей. По собственному примеру, через книги и мультфильмы, покажите малышу, как правильно подойти к другому ребенку, поздороваться, познакомиться, предложить поиграть;
  • выстраивать отношения. Расскажите, зачем нужно быть дружелюбным, какие действия и слова могут обидеть другого человека;
  • быть терпимым, милосердным. Поговорите с карапузом об индивидуальности людей, расскажите, почему нужно уважать окружающих, прощать ошибки;
  • контролировать собственные эмоции, избегать агрессии;
  • вести диалог, выслушивать собеседника;
  • преодолевать свои страхи. Покажите крохе, что подойти к группе детей не страшно, подскажите, что не стоит стесняться;
  • правильно просить о помощи, благодарить за услуги.

Эти простые вещи помогут ребенку быстрее освоиться в любом коллективе, завести друзей. Конечно, любой навык требует практики. Старайтесь как можно чаще бывать на детских площадках, посещать различные кружки, секции. Особенно это важно для детей, не посещающих детский сад.

Возросшая необходимость общаться со сверстниками и другими людьми не снижает важность общения с родителями. Часто, реакцией на снижение общения с близкими в 5-6 лет становится синдром дефицита внимания. Ребенок начинает специально нарушать установленные правила, вести себя очень плохо, злить взрослых.

Ежедневно необходимо играть с ребенком в предложенные им игры, беседовать на различные темы, обсуждать произошедшие события. Во время игр старайтесь быть внимательными к тому, что говорит ваш малыш, отвечайте развернуто, честно.

Речь.

Речь ребенка 6 лет достаточно чистая, к этому возрасту он должен научиться правильно произносить все звуки. Если речь малыша этого возраста малопонятна, необходимо обязательно обратиться за помощью к логопеду, так как в дальнейшем постановка звуков будет происходить сложнее.

Словарный запас шестилетнего ребенка достаточно велик. В разговоре дети этого возраста используют все части речи, они умеют строить сложные и одновременно грамматически стройные предложения, подбирать похожие и противоположные по смыслу слова (то есть синонимы и антонимы). Интонационная сторона речи также активно развивается:

Развитие ребенка от 5 до 6 лет

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством.  Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы.  Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.

У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.

  • Знать цифры от 1 до 10;
  • Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
  • Знать и различать основные цвета;
  • Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
  • Знать своё имя, фамилию и адрес;
  • Знать дни недели;
  • Находить различия в предметах;
  • Пересказывать сюжеты картинок;
  • Знать названия овощей и фруктов, различать их;
  • Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.

Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?

Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.

Календарь развития: что должен уметь ребенок в 6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

Предлагаем ознакомиться:  Как будущим родителям подготовиться к беременности: советы специалиста
Психическое развитие детей
Психическое развитие детей — закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.

Познавательная активность
Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Совет родителям
Не оставляйте вопросы детей без внмиания

В 5-6 лет наступает пик умственных возможностей ребенка. Малыш не только хочет узнать много нового, но и может запомнить такой объем информации, который недоступен для любого другого возраста. К базовым умениям изучать окружающий мир добавляются сложные операции мышления и логики. Малыш оперирует различными абстрактными понятиями, ищет связи между предметами, событиями.

Конечно, мыслительные процессы ребенка в 5-6 лет еще не совсем похожи на рассуждения взрослого. Малыш оперирует собственной базой знаний и понятиями, которые не всегда подходят к выбранному вопросу. Рекомендуется в этом возрасте учить ребенка рассуждать, развивать его интеллект. Это умение легко прививается простыми разговорами на интересующую кроху тематику. На любой вопрос нужно не просто отвечать “да” или “нет”, а через рассуждения, наводящие вопросы, приводить карапуза к собственным выводам.

К 5,5 годам хорошо научить малыша высказывать свое мнение, используя аргументы. На собственном примере покажите, как важно не только высказывать свои желания, но и аргументировать их. Хорошо стимулирует это умение предоставление самостоятельности в простых вопросах. Пусть кроха сам принимает решение, что одеть или во что играть.

Часто именно в этом возрасте дети интересуются, как они появились на свет. Выбор ответа на этот вопрос зависит от родителей, но желательно заранее обсудить на семейном совете единый ответ. Не рекомендуется рассказывать о капусте или аисте, ведь это будет неправда, а дети на улице расскажут другую историю.

На психику ребенка большое влияние оказывает его окружение. В 5-6 лет многие дети начинают относиться к себе с критикой, сравнивая свою внешность, физические и умственные способности с возможностями сверстников. Не рекомендуется добавлять сложностей, сравнивая его с другими детьми. Лучше расскажите об уникальности каждого человека на земле, особенностях каждого человека.

Внимание родителей 5-6 летних детей должно быть сосредоточено на развитии таких важных умений как восприятие, внимание и память. В этот период происходит переход от непроизвольного к сознательному запоминанию. Хорошо предлагать ребенку совершенствовать эти умения простыми занятиями:

  • учить небольшие стихи и рассказы;
  • обсуждать выученный текст, добиваясь полного понимания смысла;
  • предлагать концентрировать внимание на занятиях, убирая отвлекающие предметы;
  • учить находить отличия, выстраивать цепь событий;
  • предлагать повторять последовательность действий, слов;
  • учить и употреблять новые слова;
  • совершенствовать тактильные знания и мелкую моторику.

Кроме предложенных вариантов развития внимания и памяти, следует как можно чаще беседовать с ребенком, обсуждая произошедшие ранее события. Попросите вспомнить детали, объяснить, почему произошло то или иное событие.

Мышление

Развитие мышления детей 5-6 лет выстраивается вокруг приобретения новых, более сложных навыков. Рекомендуется учить малыша:

  • считать до 100 десятками, до 20 единицами;
  • рисовать цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество предметов;
  • простым вычислительным операциям (сложение, вычитание) в рамках 1-2 единиц;
  • находить простые и сложные фигуры в окружающих предметах;
  • буквам, находить знакомые слова, начинающиеся с заданного звука;
  • читать по слогам;
  • цветам и оттенкам;
  • различать дни недели, время суток;
  • решать логические задачи, придумывать собственные задания;
  • обращать внимание на признаки предметов, различать, сортировать, классифицировать.

Удобнее всего обучать ребенка при помощи сборников заданий для детей 5-6 лет. Обычно такие издания содержат в себе различные варианты занятий, позволяющие найти наиболее подходящий вариант для ребенка.

Воображение

К 5 годам фантазия детей становится одним из способов изучения мира. Через воображение малыш придумывает собственную реальность, в которой переживает различные события, моделирует ситуации. Грань между вымышленным и реальным миром для ребенка не заметна, часто он переносит свои действия из воображаемого мира на действия в реальности.

Многих родителей 5-6 летних детей волнует эта ситуация, им кажется, что дочка или сын начинают врать. Это не верно. Большинство выдуманных событий и действий появляются в речи ребенка без злого умысла. Просто дети еще не полностью понимают, в каких ситуациях можно применять фантазию, а где лучше сказать, как есть на самом деле.

Другой вопрос, если малыш намеренно сочиняет, чтобы скрыть свои неблаговидные поступки. Пропускать ложь не советуют, но и сильно ругать не стоит. Вопрос честности нужно проработать в игровой форме на примере игрушек и мультфильмов. Объясните карапузу, что лучше сказать горькую правду и понести наказание, чем бояться, что кто-то узнает, лгать.

В норме в 5-6 лет речь ребенка должна быть чистая, наполненная всеми частями речи. Малыш должен без проблем составлять простые и сложные предложения, уметь поддержать беседу. При наличии сложностей в произношении отдельных звуков необходимо обратиться к логопеду для своевременной коррекции. К школе карапуз должен чисто говорить, уметь:

  • рассказать о себе и своей семье в нескольких предложениях;
  • составлять рассказ по картинкам;
  • передавать сюжет услышанной истории;
  • уметь контролировать громкость разговора, при необходимости разговаривать шепотом;
  • общаться сам с собой;
  • планировать ближайшие действия, проговаривая их вслух;
  • выделять первый звук в слове, менять по просьбе слово, убирая из него названный звук;
  • использовать подходящие интонации для подчеркивания смысла сказанного;
  • употреблять абстрактные понятия;
  • правильно употреблять времена, склонения, число.

Особенностью речи ребенка в 5-6 лет является активное словотворчество. Мальчики и девочки не только изучают новые предметы и события, но и придумывают им названия, пользуясь имеющимся словарным запасом.

В 5-6 лет малыш способен многому научиться и узнать, рекомендуется стимулировать любознательность:

  • чтением сказок и рассказов, подходящих ребенку по возрасту, темам наиболее интересным ребенку в данный момент;
  • изучением букв, цифр. Хорошо начинать учить читать по слогам;
  • развитием графического навыка. Покажите, как писать печатные буквы, цифры, рисовать простых животных;
  • обучением счету;
  • тренировкой памяти;
  • через творчество (рисование, лепка, вырезание, прикладное творчество).

Развитие мелкой моторики в 6 лет

К 6 годам у ребенка формируются следующие умения:

  • Правильно держать ручку;
  • Красиво обводить по точкам;
  • Рисовать по клеточкам;
  • Проводить прямые и волнистые линии, не отрывая руки;
  • Лепить композиции с мелкими деталями из пластилина;
  • Вырезать ножницами;
  • Вдевать нитку иголку.

Шестилетний ребенок хорошо развит физически. Он умело владеет своим телом, а его движения достаточно скоординированы. В сфере крупной моторики ребенок 6 лет умеет:

  • Ходить по линии и перекладине;
  • Перепрыгивать препятствия;
  • Стоять и прыгать на одной ноге;
  • Попадать мячом в цель;
  • Взбираться по веревочной лестнице и многое другое.

Диагностика развития. Тест

Чтобы проверить, насколько ваш ребенок гармонично развит, предложите ему пройти простой тест. Проводить тестирование лучше в 2 подхода. Для этого вам понадобится:

  • 6 карточек “профессии” (доктор, учитель, строитель, продавец, художник, водитель);
  • 5 карточек домашних животных, 5 карточек диких животных;
  • 5 карточек “садовые цветы”, 5 карточек “полевые цветы”;
  • 10 карточек разного цвета (6 цветов спектра, белый, черный и 2 на выбор);
  • 2 картинки с 6-7 отличиями;
  • чистый лист бумаги;
  • нарисованный круг;
  • несколько логических рядов (рисунки 4 предметов, 3 из которых объединены 1 или 2 общими признаками);
  • пазл на 24 детали;
  • конструктор, нарисованный чертеж строения;
  • 8 парных карточек;
  • раскраска;
  • 3-4 новые скороговорки;
  • 3-4 пословицы;
  • пластилин;
  • алфавит.
Предлагаем ознакомиться:  Высота плаценты на 32 неделе беременности. Насколько опасна гипоплазия плаценты и поддаётся ли она лечению

Задания:

  1. Попросите малыша посмотреть в окно и сказать, какое сейчас время года, часть суток, день недели, месяц.
  2. Спросите, какое у ребенка имя и фамилия, домашний адрес;
  3. Покажите карточки “профессии”, попросите рассказать, чем занимаются изображенные люди;
  4. Смешайте карточки домашних и диких животных. Попросите рассортировать их по месту обитания;
  5. Смешайте полевые и садовые цветы. Попросите рассортировать;
  6. Покажите цветные карточки. Попросите назвать цвета, найти их в окружающих предметах;
  7. Попросите найти в окружающих предметах знакомые формы (круг, квадрат);
  8. Покажите 2 похожие картинки. Попросите найти отличия между ними;
  9. На чистом листе бумаги нарисуйте волнистую линию. Попросите повторить ваш рисунок;
  10. Покажите нарисованный круг. Предложите разделить его на 2, 4 равные части;
  11. Попросите назвать окружающие ребенка предметы мебели, игрушки;
  12. Предложите решить логический ряд;
  13. Попросите сложить пазл;
  14. Покажите чертеж. Предложите построить такой же объект из конструктора;
  15. Достаньте 8 парных карточек. Разложите их перед ребенком. Попросите запомнить расположение каждой карточки. Переверните их стороной без рисунка. Попросите найти все пары, поднимая по одной карточке;
  16. Скажите скороговорку. Попросите повторить за вами в разном темпе;
  17. Попросите раскрасить раскраску, не выходя за контуры;
  18. Расскажите пословицу. Попросите объяснить значение;
  19. Предложите слепить фигурку животного из пластилина;
  20. Возьмите алфавит. Покажите на букву, попросите вспомнить слово начинающееся с нее.

Результаты:

  • Ребенок уверенно справился со всеми заданиями, то вам можно не переживать. Он хорошо развит. Продолжайте в том же темпе.
  • Карапуз выполнил сам от 10 до 15 заданий, а остальные с вашей помощью, то необходимо обратить внимание на слабые места.
  • Самостоятельно сделано до 5 заданий, остальные не выполнены или с помощью взрослого — необходима консультация со специалистом, дополнительные занятия по наиболее слабым местам.

Бытовые навыки и умения детей в 5 лет

В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.

Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет. Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу. Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.

Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама. Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение. Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.

Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.

Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.

Особенности мышления детей 6 лет

На седьмом году жизни у детей формируется такие важные жизненные навыки, как умение работать в команде, помогать, сочувствовать, договариваться, контролировать свои эмоции. У детей 6 лет довольно широкий круг общения, они уверенно ощущают себя среди малознакомых людей (особенно в присутствии близких), могут вести беседу со взрослыми. Среди сверстников шестилетки обретают настоящих друзей.

Основные задачи воспитания

Воспитание ребенка — сложный процесс, преподносящий на каждом из этапов взросления новые вопросы. В 5-6 лет взрослым необходимо обратить внимание на воспитание самостоятельности и поддержание самооценки ребенка.

К 5-ти годам малыш может самостоятельно ухаживать за собой:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки перед едой и после туалета, по мере загрязнения;
  • застилать постель;
  • собирать свои игрушки;
  • одеваться и раздеваться;
  • обуваться и разуваться;
  • выбирать одежду для прогулки;
  • мыться;
  • пользоваться носовым платком;
  • кушать.

Эти навыки нужно не только развивать, но и поддерживать. Если малыш пока неуверенно выполняет какое-либо действие, не стоит его поторапливать или делать за него. Уверенность и привычка приходят со временем, при ежедневном повторении одних и тех же действий. Роль взрослого — доверять ребенку, позволять ему учиться не только на примере, но и на собственных ошибках. Видя в вас поддержку, не чувствуя разочарования, малыш не будет бояться пробовать, а будет стараться выполнить ранее недоступное.

Критическое отношение к себе, своей внешности, способностям часто появляется в 5 -5,5 лет. Особенно ярко это проявляется у девочек. В этот период хорошо объяснить дочке или сыну, что все люди на земле разные и нужно принимать их такими, какие они есть. Расскажите крохе, что он уникальный, не похожий ни на одного человека в мире. Чтобы поддержать свои слова постарайтесь:

  • не критиковать внешний вид малыша. Если заметили пятнышко или неопрятность, просто попросите исправить, не давая оценки;
  • не сравнивать со сверстниками или другими детьми. Если хотите сравнить, то обратитесь к умениям самого ребенка в прошлом и сейчас. Покажите крохе, как он вырос, поумнел, быстро научился;
  • показать пример. Дети — наше отражение. Если взрослые относятся к окружающим спокойно, не критикуют, не ругают, то малыши относятся к ровесникам и себе намного спокойнее.

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Выводы

Развитие речи

Итак, ребенок шести лет – это уже вполне сформировавшаяся личность, со своими интересами и представлениями о мире. Он хорошо социализирован и может следовать общественным нормам и правилам. Активно развиваются его познавательные процессы: память, внимание, мышление и речь, воображение, совершенствуется мелкая и крупная моторика.

Конечно, о строгих нормах развития детей дошкольного возраста говорить нельзя, но описанные в статье пункты могут служить ориентирами для родителей. Ведь в предшкольный период особенно важно обращать внимание на то, что у малыша получается не так хорошо, как хотелось бы, чтобы вовремя восполнить имеющие пробелы.

Рекомендуемые игры

Умение находить себе занятие не появляется из ниоткуда. Оно формируется на опыте, знаниях, ранее испробованных играх. В задачи родителей входит не только обучить ребенка всем необходимым навыкам, но и познакомить с различными играми. Чем больше разнообразных видов игр будет знать малыш, тем больше собственных он придумает. Что предложить ребенку в 5-6 лет в качестве игры?

  1. В. Сутеев “Сказки и картинки”;
  2. С. Маршак “Стихи и сказки”;
  3. С. Михалков “Басни”;
  4. К. Чуковский “Стихи и сказки”;
  5. А. Линдгрен “Приключения Пеппи длинный чулок” и др.;
  6. Г. Х. Андерсен “Сказки”;
  7. Братья Гримм “Сказки”;
  8. Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”;
  9. П. Ершов “Конек-горбунок”;
  10. Э. Успенский “Дядя Федор, пес и кот”;
  11. Д. Родари “Приключения Чипполино”;
  12. Дж. Харрис “Сказки дядюшки Римуса”;
  13. Народные сказки;
  14. Сказки народов мира.

Оставьте комментарий

Adblock detector