Гиперактивный ребенок: причины и признаки синдрома, его лечение

Общая информация

Гиперактивность представляет собой многоплановое расстройство определенных функций головного мозга, связанных с чрезмерным образованием нервных импульсов.

Такая патология становится главной причиной чрезмерной активности ребенка, которая мешает ему концентрировать внимание и собственные эмоции.

Симптоматика гиперактивности может напоминать неврозы или поведение обычного подвижного малыша. Распознать истинные признаки данного состояния может только квалифицированный специалист на основании комплексного обследования.

Диагностика

Диагностика гиперактивности осуществляется в несколько этапов. Сначала обследование ребенка проводится в форме интервью или беседы. Первичный осмотр проводят невролог, психолог и психиатр.

На основании собранных данных специалисты ставят первичный диагноз, для подтверждения которого назначаются специальные процедуры и тестирования. В течение полугода родителям необходимо внимательно следить за поведением ребенка и сообщать о своих наблюдениях врачам.

К методам диагностики относятся следующие процедуры:

    Диагностика и исследования

  • нейроскопическое тестирование;
  • МРТ головного мозга;
  • общий анализ крови и мочи;
  • биохимический анализ крови и мочи;
  • ЭЭГ и ЭхоКГ;
  • дополнительная консультация эндокринолога, логопеда, офтальмолога, отоларинголога и эпилептолога.

Если родители заподозрили у ребенка синдром гиперактивности, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу и пройти комплексное обследование, так как под этими признаками могут скрываться более серьезные осложнения. Диагностика патологии условно подразделяется на три направления:

  1. 1. Субъективная диагностика. Это означает, что врач изучает поведение ребенка и сравнивает показатели с общепринятыми нормами. Также проводится опрос родителей о течении беременности и о родах, перенесенных заболеваниях ребенка и его поведении в той или иной ситуации. В результате полученных сведений врач составляет общую характеристику поведения ребенка.
  2. 2. Психологическая диагностика. Этот метод применяется с дошкольного возраста. Врач проводит тестирование малыша на основе заданий в зависимости от затраченного времени на их выполнение. Такая методика дает возможность оценить внимательность и усердие ребенка.
  3. 3. Электроэнцефалографическая диагностика. Это исследование проводится с помощью электродов, которые прикрепляются к голове, дают возможность определить потенциал головного мозга и существующие изменения его функции. Сейчас диагностирование проводится более современными методами – с помощью магнитно-резонансной томографии, что упрощает процедуру и является безопасным для здоровья ребенка.

На основе полученных сведений врач назначает соответствующую комплексную терапию, которая включает в себя и профилактические мероприятия.

Отличить патологическую гиперактивность от нормальной подвижности ребенка помогут следующие условия:

  • у ребенка наблюдается комплекс симптомов;
  • проявления носят устойчивый характер и не зависят от окружающей обстановки и людей;
  • симптомы продолжаются дольше 6 месяцев;
  • изменения в поведении затрагивают все области жизни ребенка;
  • другие патологии психики исключены.

Различают три формы заболевания:

  1. У ребенка преобладает импульсивность и повышенная активность.
  2. Основным признаком является нарушение внимания.
  3. Смешанная форма с тремя основными симптомами.

В детском возрасте часто возникают похожие состояния, которые не являются СДВГ. Отличить одно от другого может только квалифицированный специалист. К таким состояниям относят:

  • Гиперактивный ребенок: причины и признаки синдрома, его лечениеестественное формирование личности, проявление индивидуальности и характера – не является патологией, так как развитие психики происходит в соответствии с возрастом;
  • последствия травмы или нейроинфекции;
  • эндокринные заболевания;
  • эпилепсия;
  • другие расстройства психики – аутизм, шизофрения, олигофрения;
  • тревожные состояния, которые возникли после психологической травмы.

При диагностике невролог сравнивает поведение ребенка с особенностями возрастного развития и специфическими появления гиперактивности для данной категории. Из методов диагностики используются:

  • интервью ребенка;
  • беседа;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • наблюдение поведения;
  • сбор анамнеза, в том числе по период беременности матери;
  • МРТ головного мозга;
  • биохимический анализ крови.

Диагноз ставится на основании заключения нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда;
  • эндокринолога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога.

Лечение и профилактика синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей

Гиперактивность на протяжении длительного времени относили к патологическим состояниям мозга.

Наличие многочисленных исследований специалистов привело к выделению данного состояния в отдельный вид заболевания, а повышенную активность ребенка стали связывать с синдромом дефицита внимания.

В современной медицинской практике гиперактивность подразделяют на несколько форм развития. Каждый из типов находится в тесной взаимосвязи с дефицитом внимания.

Формы патологии:

  • сочетание гиперактивности с синдромом дефицита внимания;
  • дефицит внимания без гиперактивности;
  • гиперактивность без дефицита внимания.

Вовремя не диагностированный СДВГ может спровоцировать у ребенка появление в будущем негативных особенностей психики, которые не будут поддаваться коррекции. От 25% до 45% детей с синдромом очень рано начинают употреблять алкоголь, принимать наркотики, совершают попытки к суициду, а 20% демонстрируют физическую агрессию в адрес окружающих. Гиперактивный ребенок имеет сложности с социальной адаптацией, во взрослом возрасте у человека с СДВГ часто не складывается личная жизнь.

Диагностика синдрома происходит в процессе наблюдения неврологом, детским психологом или психиатром за поведением юного пациента. Врач делает выводы после бесед с родителями, которые высказывают свои опасения и мнение о развитии малыша, а также на основе результатов МРТ головного мозга, электроэнцефалограммы и анализов крови:

  • На гормоны щитовидной железы;
  • Наличие свинца при вероятности интоксикации организма;
  • Определения уровня железа для исключения развития анемии.

Врач выясняет детали течения беременности и родов, уточняет список перенесенных малышом заболеваний. С ребенком проводится специальное психологическое тестирование.

Предлагаем ознакомиться:  Как лучше отлучить ребенка от грудного вскармливания

После постановки диагноза назначается медикаментозное лечение с применением трициклических антидепрессантов, психостимуляторов и препаратов, содержащих атомоксетина (томоксетина) гидрохлорид.

Психологическая коррекция как часть лечения и профилактики появления синдрома включает в себя применение различных педагогических мер, направленных на преодоление ребенком сложностей общения с окружающими. Детей с СДВГ необходимо чаще хвалить и обращать внимание на положительные черты их характера. Малыша с 2-х лет нужно приучать к распорядку дня, а к 5 годам организовать ему личное жизненное пространство (уголок или отдельную комнату). Гиперактивым детям рекомендуют чаще гулять на улице, ходить на занятия в спортивные секции, чередовать спокойные настольные игры с подвижными.

СДВГ часто встречается у современных детей и не должны пугать родителей. Эти синдромы давно изучены учеными и хорошо поддаются коррекции и терапии.

Советы родителям по коррекции детского поведения

Лечение синдрома гиперактивности комплексное и предполагает большое участие родителей ребенка. Цель лечения – восстановление функций, которые нарушены, а также адаптация ребенка в социуме.

Терапия включает три направления:

  • диета;
  • назначение лекарств;
  • коррекция поведения.

Важное внимание уделяется диете, так как правильный метаболизм обеспечивает слаженную работу всех внутренних органов и общее здоровье. Ограничения в питании должны делаться с заботой о желудочно-кишечном тракте, исключении вредных и раздражающих веществ. Предпочтение отдается натуральным продуктам, углеводы рекомендуется получать из фруктов. Запрещаются молочные продукты, яйца, свинина, шоколад, рафинированный сахар, консервы и полуфабрикаты.

Гиперактивный ребенок: причины и признаки синдрома, его лечение

Немедикаментозное лечение включает психотерапию, работу с психологом, психиатром и педагогом. Рекомендуется уменьшить нагрузку ребенка и предложить ему облегченную программу обучения. Некоторые нарушения в поведении удается скорректировать с помощью ролевых игр. Специалисты должны комплексно оценивать жизнь ребенка, учитывая его внутренние переживания, а также окружающую обстановку.

Очень часто изменение ситуации в семье, избавление от родительских криков и скандалов приводит к хорошим положительным результатам в развитии и стабилизации нервной системы. Кроме этого, должна поводиться работа по повышению самооценки ребенка, воспитанию его уважения к окружающим, правильному вербальному общению и контролю собственной импульсивности.  У психологов есть множество методик, которые помогают детям с СДВГ адаптироваться в обществе и повысить свою самоорганизацию.

Родители должны относиться к особенностям поведения ребенка с терпением и пониманием, что малыш это делает не специально. Терпеливое и любящее отношение будет благоприятно воздействовать на развитие головного мозга и ускорит восстановление нормальных функций. Важным является постоянный контроль ребенка в плане безопасности.

Гиперактивные дети любят все трогать руками и изучать неизвестные предметы. Розетки в доме должны быть закрыты, а ножи спрятаны. Лишнюю энергию ребенка можно израсходовать с помощью физических упражнений. Для этого детей отдают на активные секции (бокс, подвижная аэробика) и проводят длительное время на улице.

Медикаментозному лечению не отводится главное место при диагнозе гиперактивности. Нарушения в поведении связаны с неправильным формированием нервной системы, а воздействовать на такую патологию лекарствами достаточно сложно. Медикаменты обычно назначаются, когда другие способы воздействия на ребенка не дали желаемых результатов. В этом случае используются такие серьезные препараты, как транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы.

Назначение ноотропов при гиперактивности достаточно популярно, однако научных обоснований не имеет. Многие неврологи и педиатры относят эти препараты к средствам с недоказанной эффективностью.

С гиперактивным ребенком обычно очень трудно. За ним нужен постоянный контроль, а времени на отдых малыш практически не дает. Однако терпеливое отношение и соблюдение рекомендаций, приведенных ниже, ускорит восстановление нервной системы и облегчит жизнь родителей в будущем.

  • Не выясняйте отношения с супругом при ребенке. Ваше родительское общение должно быть искренним, так как дети всегда чувствуют фальшь и начинают переживать.
  • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Не превышайте допустимую нагрузку как в физических упражнениях, так и в психоэмоциональном плане. При этом нужно давать малышу выбрасывать лишнюю энергию. Для этого подойдет плавание, длинные прогулки, игровые площадки.
  • Соблюдайте распорядок дня. Это позволит избежать перевозбуждения, а также даст малышу чувство уверенности, защищенности и предсказуемости событий.
  • Виды деятельности должны сменяться с активных на спокойные. Дневной сон обязателен. Если ребенок не хочет засыпать и балуется, сядьте ядом с ним, погладьте и просто поговорите. Через время он привыкнет к такому режиму и будет засыпать.
  • Развитие нервной системы стимулирует мелкая моторика. Обирайте с ребенком конструктор, рисуйте на песке, передвигайте фишки настольной игры.
  • Обучение новым навыкам и похвала поможет повысить самооценку ребенка.
  • Компьютерные игры и телевизор можно полностью исключить и заменить реальными игами и прогулками на свежем воздухе.
  • Занимайтесь и поводите свободное время в спокойной обстановке с небольшим количеством людей. Шумные торговые центры, большой коллектив, фейерверки будут мешать малышу концентрироваться и контролировать свое поведение.
  • Помогайте ребенку понимать, что вы от него хотите. Ставьте четкую задачу, оговаривайте временные рамки, объясняйте, составляйте последовательный план действий.
Предлагаем ознакомиться:  Когда зашевелится ребенок при второй беременности

Реакция родителей на диагноз гиперактивности у ребенка может быть неоднозначной. Некоторые из них испытывают панику, другие — считают, что повышенная активность пройдет самостоятельно после переходного возраста.

Гиперактивный ребенок: причины и признаки синдрома, его лечение

Оба мнения ошибочны. Если диагноз подтвержден, то ребенку необходима квалифицированная и полноценная помощь.

Терапия может длиться годами. Родителям необходимо запастись терпением и соблюдать все рекомендации специалистов.

При гиперактивности у ребенка родителям необходимо выполнить следующие действия:

  • провести комплексное обследование ребенка и подтвердить диагноз;
  • создать максимально благоприятные условия для ребенка;
  • научиться контролировать свои эмоции и уделять внимание своим действиям;
  • соблюдать все назначенные процедуры;
  • воспользоваться помощью психолога и психотерапевта.

Дети с установленным диагнозом гиперактивности отличаются повышенной чувствительностью психики.

В период лечения родителям необходимо создать для малыша максимально благоприятную обстановку и исключить провоцирующие факторы.

Внимание следует уделять режиму дня, играм, питанию, физической активности и процессу обучения.

Несколько советов родителям:

  1. В играх с ребенком должны быть исключены элементы соревнований (реакция ребенка на проигрыш может снизить эффективность проводимой терапии).
  2. Выбирая секции для детей, необходимо исключать перспективу проведения соревнований (детская психика должна быть защищена от потенциально негативных факторов).
  3. Ребенка надо как можно чаще хвалить (похвала повысит его самооценку и придаст уверенности в себе).
  4. Родители должны корректно обозначать запреты и ставить перед ребенком конкретные задачи (можно давать ребенку простые, но регулярные поручения — после сна заправлять кровать, выносить мусор, убирать игрушки после игры и пр.).
  5. Ребенка надо приучать к последовательности действий (например, после игры надо собрать игрушки, вымыть руки и только после этого обедать).
  6. Ребенка надо приучать к определенному распорядку дня (ложиться спать малыша надо приучать в одно и то же время ежедневно).
  7. Родители должны устанавливать и контролировать временные рамки перед ребенком (просмотр телевизора, игра на компьютере и другие развлечения должны занимать определенное время).
  8. Огромной пользой для эмоционального состояния ребенка обладают спортивные, но в тоже время спокойные занятия (плавание, конные прогулки, езда на велосипеде, катание на коньках или лыжах).

Симптомы и признаки

Симптоматика гиперактивности у детей начинает развиваться практически с рождения. Такие малыши чрезмерно активны, но у них развивается отставание в физическом развитии.

Вспышки яркого света, речь, некоторые предметы вызывают у них бурное реагирование, свидетельствующее о наличии повышенной чувствительности к раздражителям.

Общая информация о проблеме

Если у ребенка в поведении присутствует несколько признаков гиперактивности, то консультация со специалистом должна быть проведена обязательно.

Признаки у малышей и дошкольников:

  • задержка речевого развития;
  • хаотичность движений;
  • нарушение памяти;
  • чрезмерная физическая активность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • эмоциональная нестабильность и плаксивость;
  • нарушение концентрации внимания;
  • беспокойный сон и трудности с засыпанием;
  • нарушение моторики движений.

Гиперактивность не оказывает влияния на умственные способности ребенка после начала посещения им школы, но данная патология может стать причиной снижения его успеваемости до критичных показателей.

Причинами плохих оценок и трудностей с восприятием материала будет повышенная физическая активность, отсутствие способности спокойно сидеть на уроках, постоянное отвлечение на окружающие предметы и ситуации.

У детей с диагнозом гиперактивности имеется риск развития нервного тика или других заболеваний, связанных с психоэмоциональным состоянием.

Предлагаем ознакомиться:  Влияние компьютера на детей: сколько ребенку можно сидеть за компьютером

Признаки у детей школьного возраста:

  • самокритичность и заниженная оценка своих способностей;
  • чрезмерная суетливость;
  • рассеянность в концентрации на определенной теме;
  • нарушение координации движений и неуклюжесть;
  • затруднения с концентрацией внимания;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • нетерпеливость;
  • частые головные боли;
  • развитие фобий;
  • энурез.

 Подходы в работе с гиперактивными детьми 

Ниже описано как психолог работает с гиперактивными детьми. Родителям важно ознакомиться с этими правилами и осуществлять такой же подход в повседневной жизни.

  • Работа проводится постепенно, ненавязчиво и начинается с усовершенствования какой-то одной функции;
  • После достижения положительного результата, психолог старается корректировать одновременно две функции (например, дефицит внимания и повышенную активность);
  • Последний этап включает работу с тремя основными нарушениями (внимание, поведение, импульсивность).
  • Первые занятия поводятся индивидуально, а позже допускается проведение в небольших группах.
  • Эмоциональная атмосфера должна быть приятна ребенку.
  • Предпочтительны занятия в игровой форме.
  • Немного снизить градус гиперактивности помогает тактильный контакт и эмоциональное взаимодействие.

Причины и провоцирующие факторы

Гиперактивный ребенок: причины и признаки синдрома, его лечение

Причины развития гиперактивности у ребенка подразделяются на две категории — негативные факторы воздействия в период вынашивания плода и обстановка, окружающая малыша после рождения.

Ко второй категории относятся слишком предвзятое отношение взрослых, конфликтные ситуации, а также легкомысленное отношение родителей к воспитанию ребенка.

Провоцируют развитие гиперактивности до рождения ребенка следующие факторы:

  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы и сложные роды;
  • преждевременные роды или дефицит веса ребенка при рождении;
  • неправильное питание и злоупотребление вредными привычками во время беременности;
  • проведение родов с помощью кесарева сечения;
  • неправильный образ жизни во время беременности.

Стоит ли принимать препараты и какие?

Как лечить гиперактивность у ребенка? Лечение гиперактивности у детей включает в себя несколько этапов.

В первую очередь специалисты отдают предпочтение немедикаментозным способам.

Препараты для коррекции поведения малыша назначаются в случае экстренной необходимости.

Гиперактивный ребенок: причины и признаки синдрома, его лечение

Подбираться такие лекарственные средства должны только врачом на основании клинической картины состояния здоровья ребенка. Первичное лечение основывается на принципах психотерапии и психолого-педагогических методиках.

Примеры препаратов, используемых при лечении патологии:

  • препараты для улучшения концентрации внимания (Виванс, Фокалин, Метилин);
  • антидепрессанты (Метилфенидат, Амитриптилин);
  • препараты для улучшения работы мозга (Глицин);
  • ноотропные препараты (Пантогам, Кортексин, Фенибут).

Особенности режима дня и питания

Режим питания и соблюдение определенного распорядка дня являются одними из главных составляющих терапии гиперактивности.

Учеными доказано, что симптоматика патологии может усиливаться под воздействием неправильно составленного и несбалансированного рациона малыша.

Продукты, относящиеся к категории аллергенов должны вводиться в меню постепенно и в небольшом количестве. Особенности детского меню:

  1. Особенности режима дня и питания ребенкаВ рационе обязательно должны присутствовать разные сорта мяса, фрукты, овощи, морепродукты.
  2. Сладости, мучные изделия и газированные напитки должны употребляться малышом в минимальном количестве.
  3. В рационе должны присутствовать продукты с максимальным содержанием питательных компонентов (творог, говяжья печень, гречневая крупа).
  4. Меню составляется с учетом правил полноценного и сбалансированного рациона (ребенку нельзя позволять питаться постоянными перекусами).

Режим дня гиперактивного ребенка должен быть продуман до мелочей. Возраст малыша не имеет значения. Начинать приучение к определенному распорядку можно в виде игры. На листе бумаги надо написать расписание дня.

За каждый выполненный пункт ребенка обязательно следует похвалить. Благодаря такому приему малыш заинтересуется в задании и ему будет легче привыкнуть к систематическим действиям.

Распорядок дня должен включать в себя следующие пункты:

  • просыпаться и засыпать ребенок должен в одно и то же время;
  • завтрак, обед и ужин в определенные часы;
  • ежедневные обучающие занятия;
  • ограниченное время на просмотр телевизора и игры;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Прогноз

Прогнозы при гиперактивности напрямую зависят от проведенной терапии.

Последствия могут развиваться в трех направлениях — ребенок перестанет верить в свои силы и замкнется в себе, произойдет серьезное нарушение психики, и он будет жить в придуманном мире или продолжит борьбу, добьется успехов в жизни.

Каким будет результат лечения, и какой характер сформируется во взрослом возрасте, зависит от совместных усилий специалистов и родителей.

При наличии шести и более признаков гиперактивности у ребенка родители должны обязательно обратиться к детским специалистам для проведения обследования.

Патология не может исчезнуть без соответствующего лечения, а отсутствие терапии окажет крайне негативное воздействие на способность ребенка общаться с окружающими, процесс обучения и его психоэмоциональное состояние.

Оставьте комментарий

Adblock detector