Когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать

Особенности слуха после рождения

Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо — на 27 неделе.

Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша — пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

Первое, что он улавливает — интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама — сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом — значения не имеет.

К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

Как развивается слух у новорожденного?

Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом — если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете — начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

Предлагаем ознакомиться:  Когда ребенок начнет гулить и агукать. Развитие речи грудничка: когда ребенок начинает лепетать

После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура — малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира — слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки — высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше — классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев — красные, с трех — красные и желтые, с полугода — всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

Развитие малыша – особая тема, которая будет беспокоить родителей на протяжении всего детства.

Многие не знают, но ребенок начинает различать звуки, еще находясь у матери под сердцем. Закладываются будущие органы слуха еще на 5 неделе беременности. Еще через 14 дней начинает образовываться среднее ухо, а впоследствии и ушная раковина.

Свои первые звуки малыш улавливает на 15 неделе, однако они отличаются от привычных для взрослого человека. Неокрепший слух плода реагирует на вибрации, сопровождающиеся звуковыми волнами.

Когда женщина находится на 26 неделе беременности, то слух малыша становится таким же хорошим, как у взрослого. Единственное отличие заключается в том, что он пребывает в водной среде, которая немного искажает звук.

Ребенок отчетливо слышит работу всех органов и систем материнского организма, улавливает ее голос и привыкает к нему. Поэтому после рождения малыш комфортнее себя чувствует рядом с мамой.

Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша
Классическая музыка помогает в развитии нервной системы малыша

Внешние звуки привлекают внимание плода лишь на последних неделях, так как уже практически готов встретиться с реальным миром. Если приложить к животу наушники с музыкой малыш ее отчетливо услышит. Именно поэтому врачи советуют включать успокаивающие мелодии, которые положительно воздействуют на нервную систему.

Ребенок в течение трех суток после появления на свет лучше реагирует на громкие звуки или вибрацию. Переживать на этот счет не стоит, так как такое поведение свойственно всем новорожденным. В дело в особой жидкости, которой заполнены уши новорожденного. На 3-4 неделе слух малыша нормализуется, и он способен различать привычные всем звуки.

На этом этапе убедиться в правильном развитии слуха можно по таким признакам:

  • дерганье ножек и ручек в ответ на незнакомый звук;
  • поворот головы в сторону раздражителя;
  • попытки установить зрительный контакт с источником шума;
  • концентрация внимания и прислушивание.
Предлагаем ознакомиться:  Гидронефроз расширение лоханки у новорожденных

Начиная с месячного возраста, малыш начинает отчетливо различать голоса и звуки, окружающие его. В этот период родители могут заметить, что он реагирует на скорость, с которой произносятся слова. В зависимости от этого его поведение становится активным или наоборот ребенок успокаивается.

Интонация также вызывает ответную реакцию, например отчитывающий голос может расстроить, а ласковый – успокоить и обрадовать. Отчетливо прослеживается разделение на приятные и раздражающие звуки. Первые могут вызвать улыбку или активную жестикуляцию, а вторые – слезы или даже истерику.

К концу третьего месяца ребенок осознанно поворачивает голову на любой звук
К концу 3 месяца ребенок осознанно поворачивает голову на звук погремушки

Нередко, что внимание новорожденного может заинтересовать определенный звук, например погремушка. В этом случае абсолютно нормально, если на некоторое время он перестанет воспринимать другие шумы.

Первая заинтересованность в одном предмете быстро проходит, и внимание переключается на другие звуки. Специалисты рекомендую родителям не заострять внимание на таком поведении и продолжать знакомить малыша с окружающим миром.

Ребенок, только появившийся на свет, видит все предметы размыто. Это позволяет снизить психологическую нагрузку, так как все вокруг для него незнакомо. В течение последующих нескольких дней новорожденный бодрствует только, когда ему необходимо покушать.

В такие моменты он наблюдает за лицом мамы и пытается к нему привыкнуть. Малыш лучше воспринимает объекты, расположенные на расстоянии около 25 см. В памяти новорожденного формируется набор радостных и интересных образов, которые попали в нее благодаря частому повторению.

Больше всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей
Больше всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей

Родители нередко впадают в крайности, особенно в делах, которые напрямую связаны со здоровьем и развитием их малыша. При зарождающейся тревоге самым верным вариантом станет консультация с лечащим врачом. Он сможет объяснить, что именно должен делать ребенок в соответствии с возрастом.

Существуют случаи, когда беспокойство родителей подтверждается, и малыш действительно страдает дефектами слуха или зрения. Заподозрить неладное помогут такие признаки:

  1. Косоглазие. Дети, не достигшие полугодовалого возраста, нередко косят глазки. Это не считается намеком на патологию. Насторожиться стоит, когда косоглазие не проходит после достижения малышом 6 месяцев.
  2. Отсутствие реакции. Трехмесячный ребенок должен реагировать на предметы и лицо матери. В это же время он обязан проявлять интерес к знакомым голосам. В противном случае родителям рекомендуется незамедлительно показать ребенка врачу. Если запустить проблему, то намного сложнее будет справиться с ее последствиями.

Возможно, все переживания напрасны, так как в силу возраста он еще не способен выполнять определенные действия. Панические настроения родителей могут повлиять на чувствительную нервную систему малыша, он станет беспокойным и капризным.

Наука говорит о том, что слышать ребенок начинает уже на 16-17 неделе развития, то есть еще будучи 4-месячным плодом. Он хорошо слышит музыку, голоса и другие звуки, которые окружают его маму. Когда он появляется на этот свет, с первых же дней жизни способен узнавать те звуки и мелодии, которые слышал наиболее часто, особенно мамин голос.

Сначала у новорожденных детей проявляется реакция только на громкие звуки, а на тихие голоса или бубнящий телевизор они не обращают внимания – это нормально и вовсе не значит, что у малыша снижен слух. Проверить его можно легкими хлопками в ладоши рядом с ушком ребенка или звонкими погремушками. О том, что он услышал эти звуки, скажет его реакция в виде:

  • движений ручками и ножками;
  • изменений мимики;
  • движений глазками;
  • вздрагивания или замирания.

Как проверяют слух у новорожденных?

Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.

Еще в роддоме часто используют методику задержанной отоакустической эмиссии при помощи аудиометра, который размещается в ушке новорожденного.

Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.

Предлагаем ознакомиться:  Какая группа крови может быть у ребенка если известна группа крови родителей

Когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать

Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:

  1. Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
  2. Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.

Наиболее популярные вопросы

Что может стать причиной нарушения зрения/слуха?

Повлиять на развитие обоих навыков может, в первую очередь, наследственность. Нередко у глухих или слепых родителей дети тоже испытывают подобные затруднения. Вторым, но не менее важным фактором, является поведение женщины во время беременности. Если она употребляла запрещенные вещества, лекарственные препараты или переболела вирусными заболеваниями, то за развитием способностей нужно следить с особой тщательностью.

Нужно ли развивать зрение и слух новорожденного?

Наиболее действенным способом, стимулирующим оба навыка, являются игрушки с музыкой, так называемый мобиль. Он помогает обостриться не только слуху, но и благотворно влияет на формирование зрения. Не менее важно привлекать внимание ребенка при помощи ярких игрушек, которые издают приятные, но не очень громкие, мелодии.

Новорожденный  обладает рядом базовых навыков, которые еще далеки от совершенства. В их число входит слух и зрение, которые крепнут с каждым днем. Однако требовать он малыша невероятного в первые месяцы не стоит, лучше проконсультироваться у специалиста и выяснить особенности развития каждой функции.

Признаки патологий

Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту — врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими игрушками над кроваткой. А в полгода ребенок с проблемами визуального восприятия может не узнавать маму и не отличать ее от чужих людей.

Чтобы вовремя заметить имеющиеся или развившиеся отклонения, родители не должны пренебрегать обязательными медицинскими осмотрами ребенка.

  • Первый осмотр проводится в 1 месяц. В рамках этого обследования ребенку проверяют слуховые и зрительные рефлексы.
  • Второй осмотр нужно пройти в полгода. Недоношенным детям рекомендуется сделать это раньше — в три месяца.
  • Третий обязательный медосмотр ребенку проводится в возрасте 1 года. В ходе этого мероприятия ребенка осматривает и ЛОР, и окулист. Если есть проблемы, то отоларинголог дает направление на консультацию к сурдорогу, а окулист назначает дополнительные аппаратные диагностические обследования.

Довольно часто проблемы со слухом и зрительной функцией проявляются у детей, родившихся от беременности, сопровождавшейся резус-конфликтом. Также заболевания органов слуха и зрения очень часто передаются по наследству, если у родителей или в третьем поколении есть родственники с тугоухостью, глаукомой, катарактой, врожденной слепотой или дистрофией сетчатки или глазного нерва.

О том, когда новорожденные начинают слышать и видеть, смотрите в следующем видео.

Оставьте комментарий

Adblock detector