Когда нужно начинать разговаривать с ребенком

Норма или нет?

– Ольга Ивановна, расскажите про речевые нормы. Насколько можно верить таблицам: «Ребенок в год должен знать столько и столько и говорить то и это»?

– Ребенок в год должен говорить 1-10 слов и знать в пассиве 30-60 слов. Это сведения Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, им можно доверять. Но я понимаю, почему возникает такой вопрос. Однажды, разговаривая с видным ученым, неврологом, доктором наук, я услышала: «Нужно пересматривать нормы речевого развития».

И, хотя прошло много лет, я не перестаю расстраиваться по этому поводу. Как их можно пересмотреть? Видимо, искусственно сдвинуть рамки. Но, если в Чернобыле после катастрофы растут черные березы, это не значит, что это норма, все знают белую, повислую березу. Так и с речевым онтогенезом. Проще думать не о причинах задержки речи, а о фальсификации нормотипичного развития. Ведь если даже у многих детей развитие будет опаздывать, это не значит, что нормы нет.

Петербургский ученый В.А. Ковшиков, занимавшийся нарушениями речи у детей при алалии (отсутствие речи при сохранном слухе и интеллекте), в разные годы проводил исследования речевого развития у детей студенток кафедры логопедии ЛГПИ им. Герцена. В 70-е годы все дети укладывались в речевую норму, в 80-е и 90-е – уже не все, и процент нормированного речевого развития с каждым годом понижался.

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком

– А если ребенок им не соответствует – этоповод для беспокойства?

– Да, это повод для беспокойства. Но я рекомендую обращать внимание не столько на активный словарь, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, «принеси бутылочку» – идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» – идет в ванную комнату, имитирует мытье рук. В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

– А бывает так, что до трех лет ребенок молчит, а потом – как заговорит?

– Да, так бывает. Это дети-накопители: всё понимают, общаются жестами, но говорят мало. Всё-таки, думаю, не совсем молчат, несколько слов говорят. Есть такая гипотеза: современные дети «слишком умные» – понимают, что у них не получается так, как у взрослых, и копят пассивный словарный запас. Но, в любом случае, это повод обратиться к логопеду. Хотя каждую историю развития речи нужно рассматривать индивидуально, у каждого ребенка свой темп развития, но онтогенез один на всех.

Допустим, ребенок начал говорить после трех лет, это не значит, что не будет никаких потерь. Иными словами, если бы всё было вовремя, то уровень развития ребенка был бы выше. У таких детей обычно отмечаются задержки речевого и, возможно, психоречевого развития. А если речь начинает развиваться как бы вдруг и интенсивно, то такая стремительность часто сопровождается заиканием.

Основные этапы речевого развития

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

В возрасте около двух месяцев новорожденные начинают агукать, еще через 8 недель появляется лепет. Родителям нужно понимать, что показатели речевого развития индивидуальны и значительно отличаются даже между детьми в одной семье. Наследственный фактор занимает не последнее место: в случае, если один из родителей начал поздно говорить, то первые слова у наследника будут позже, чем у сверстников.

Первые уроки родителей

Первые уроки родителей

Исследования специалистов по развитию речевого аппарата выделяют основные этапы. У малыша первично восприятие с пониманием, с течением времени слова складываются в осознанную речевую фразу.

Первые звуки и эмоции

Первые звуки и эмоции

Этапы речевого развития

Возраст ребенка Основные характеристики по общению
От 1 до 2 месяцев Способность дифференцировать звуки вокруг, различать речь окружающих людей. Карапуз в состоянии криком указать взрослым на дискомфорт. К концу 8 недели от рождения малыш учится улыбаться, может рассмеяться
3 месяца Отлично распознает родной голос мамы, понимает по интонации настроение. С помощью протяжных гласных начинает гулить, появляются первые сочетания гласных и согласных (А-ГУ, А-А, У-А)
От 5 до 6 месяцев Ребенок воспринимает обращенные к нему слова и фразы. Может лепетать, повторяя несколько раз слоги друг за другом ( БА-БА-БА, ВА-ВА-ВА и другие)
7 месяцев Грудничок начинает говорить длинными цепочками слогов и звуков, слегка похожими на слова. Осознанно повторяет различные звуки
1 год Кроха в состоянии повторять или самостоятельно говорить первые слова: МАМА, ПАПА, ДАЙ. Сложные слова произносить трудно, поэтому она уменьшает количество слогов
18 месяцев Реагирует в ответ на обращение к нему, легко общается простейшими словами. Ребенок способен сформировать предложение из неполных слов
2 года Период, когда идет активное общение между крошкой и окружающими. Предложения состоят из 3 или 4 слов, используются окончания и приставки для разговора. С пониманием слушает взрослых, при объяснении слушается
3 года Речь у ребенка развита, разговор состоит из фраз. Задействованы разные части речи (местоимения, предлоги, прилагательные и другие). Если определенные звуки малыш говорит неправильно, это норма для возрастной категории
Особенности развития к 3 годам

Особенности развития к 3 годам

Важно! Трехлетний возраст – это период, когда ребенок должен начать говорить предложениями и вести диалог с окружающими. Специалисты считают, что становление речи в три года – это завершенный процесс. Основные понятия усвоены, последующее совершенствование зависит от индивидуальных навыков и способностей.

Когда бить тревогу и пить ли лекарства?

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком

– А что реально должно беспокоить? Можете рассказать о признаках и основаниях для беспокойства в год, полтора, два, три, четыре – поступательно схемой-таблицей? То есть каких навыков у здорового ребенка не может не быть?

– Можно отметить так называемые «реперные точки»:

  • 3-6 месяцев – ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.
  • 1 год – первые слова «мама», «дай», при хорошей норме развития до десяти слов.
  • 2 года – построение простой фразы из 3-4 слов.
  • 3 года – распространенная фраза, ребенок много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.
  • 4 года – фраза строится с учетом грамматики, с использованием всех частей речи.
  • 4-5 лет – речь приобретает форму короткого рассказа. Начало формирования фонематического слуха.
  • 5 лет – речь сформирована, можно сказать, что это речь взрослого человека. Ребенок произносит все звуки.
  • 6 лет – хорошо развитая связная речь.

К началу обучения в школе речь ребенка в норме сформирована полностью и развита настолько, что переходит на уровень формирования чтения и письма, а с конца второго класса – на уровень формирования письменной речи.

Всем специалистам, которые занимаются детской речью, хорошо знакома схема системного развития нормальной детской речи логопеда Н.С. Жуковой, составленная по сборнику научных трудов известного советского лингвиста А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), где описан лонгитюд детской речи его сына.

Можно ознакомиться с таблицей «Развитие речи ребенка в норме» Фонда данных детской речи РГПУ им. А. И. Герцена, в которой нашли отражение основные закономерности развития речи от 0 до 7 лет.

– Есть препараты с доказанной эффективностью для «запуска» речи и коррекции речевых проблем? В каком возрасте и у каких специалистов целесообразно обследовать ребенка на наличие дисграфии?

– Вопрос по доказательной медицине – это вопрос неврологу, а не логопеду.

По «запуску» речи. Во-первых, это достаточно условное название, никакого запуска нет, это комплекс коррекционных мероприятий. То есть одним щелчком запустить речь невозможно – ни таблетками, ни каким-то одним приемом.

Что касается целесообразности обследования ребенка на предмет наличия дисграфии. Базовая функция письма формируется до конца 2-го класса. Тогда и можно определить, успешно или нет сформирован навык письма. То есть правильнее было бы на предмет дисграфии ребенка обследовать в конце 2-го года обучения в школе.

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком

Но, к сожалению, во многих школах «прощаются с букварем» в середине первого класса, приступают к изучению орфографических правил, а процесс формирования навыка письма заканчивают к концу первого года обучения. И получается нарушение онтогенеза. Ребенок, не завершив один этап развития – не сформировав навык письма, приступает к другому – развитию письменной речи. Это не безразлично для самого навыка – могут проявиться своеобразные дисграфические тайминговые (темповые) ошибки.

Специалист по выявлению дисграфии только один – это логопед, который занимается нарушениями чтения, письма, письменной речи. Если ребенок в структуре нарушения имеет и неврологические проблемы, тогда смотрит и невролог, но в целом это работа логопеда.

– Один очень важный момент. Меня часто спрашивают, чем логопед отличается от дефектолога, реально каждый день с этим сталкиваюсь. Вот и сегодня мне одна мама говорит: «Сына взяли в обычную школу, только надо позаниматься с дефектологом». Я уточняю: «С олигофренопедагогом?» Она: «Нет». Я: «Тогда с кем? Не с тифлопедагогом же?»

Как правило, «логопедами-дефектологами» представляются те специалисты, которые либо хотят произвести впечатление на мам, либо камуфлируют неблагозвучность слова «олигофренопедагог». «Логопедами-дефектологами» могут представляться и те, кто окончил отделения сурдопедагогики, дошкольной дефектологии. Те же, кто закончил отделение логопедии, очень трепетно относятся к своей специальности и не будут придумывать что-то лишнее.

В некоторых дипломах логопедов встречается запись «специальный психолог», это синоним к слову «дефектолог». Такая специальность дает право работать в дошкольном образовательном учреждении логопедом или дефектологом.

Предлагаем ознакомиться:  Шелушение кожи головы у ребенка: почему шелушится на ногах, лице, чем лечить сухую кожу за ушами, причины покраснения кожи на пальцах

В здравоохранении алгоритм жестче. Например, восстанавливать речь после инсульта, ставить или вызывать голос после операций на гортани, заниматься с детьми после операций на челюсти и губе (при ринолалии), исправлять заикание может только логопед, который учился на кафедре логопедии.

Логопед (дефектолог) занимается любыми речевыми нарушениями, которые могут быть как в самой речи, так и в ее оформлении. Как правило, логопед работает с нормотипичными детьми. Но и при тяжелых нарушениях речи (алалия, дизартрия, заикание) ребенком тоже занимается логопед.

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком

– Ребенок в 2,6 говорит только несколько слов типа «мама, папа, баба». Ставят ЗРР, прописали пить пантокальцин. Нужно ли идти к логопеду? И что делать, чтобы разговорить ребенка?

– 2,6 – это возраст, когда действительно уже можно поставить функциональную задержку речевого развития. В этом возрасте нормотипичные дети говорят длинными, распространенными предложениями.

По поводу пантокальцина отвечать не буду, это не моя компетенция. Моя рекомендация – чтобы как можно раньше ребенка показали хорошему логопеду, потому что уже сейчас явная задержка речи. Повторю еще раз: в год должно быть около 5-10 слов, в 2 года – коротенькая фраза, в 3 года – распространенная фраза, состоящая из 4-5 слов. В данном случае этого нет.

Как помочь ребенку быстрее сказать свои первые слова?

Карапуз может заговорить, если в наличии четыре составляющие:

  • органы слуха без патологии;
  • работающий речевой аппарат;
  • общение и речь воздействуют на ребенка;
  • желание малыша вступить в диалог.

В каком возрасте ребенок говорит первые слова? Доктор Комаровский советует развивающие упражнения, в которых мама последовательно показывает и озвучивает части тела: лицо, нос. Нормальное физиологическое развитие и два других психологических фактора стимулируют начало разговора. Дите будет впитывать все звуки и слова из внешнего окружения. Уже после года возможен быстрый рост словарного запаса.

Внимание! Мало просто любить своего ребенка, нужно постоянно заниматься и общаться с крошкой. Никто не может дать больше, чем близкие и родные люди.

К полутора годам маленький человечек способен самостоятельно построить фразу «Мама дай». Двухлетний карапуз говорит достаточно много. Он способен обозначать свои действия и озвучивать события вокруг него.

В промежутке от одного до двух лет в речи больше существительных и глаголов. Ребенок осмысливает на слух несложные рассказы. Слова начинают соединяться в первые простые фразы. Мама может услышать «Это мое», «Идем домой». После двух лет лексикон стремительно увеличивается за счет местоимений и прилагательных:

  • «мне больно»;
  • «я иду»;
  • «хочу кушать»;
  • «красный шарик».

Сформированный пассивный запас слов, слогов и звуков позволяет воспринимать сюжеты мультиков и разговоры сказочных героев.

Речь тесно связана с интеллектом, поэтому многие родители стремятся побыстрее разговорить малыша и очень беспокоятся, если он не хочет этого делать. Сегодня существует немало методик раннего развития речи. Вы можете выбрать и попробовать какую-то из них, но только не переусердствуйте. Иногда слишком интенсивные упражнения дают побочные эффекты — малыш может замкнуться в себе от перегрузки информацией или перестать интересоваться окружающим миром, желая узнавать новые слова только из любимых обучающих мультиков.

Как помочь заговорить?

– Что делать, чтобы разговорить ребенка? Самые простые рекомендации для мамы?

– Вы можете устраивать с ребенком игры, проговаривать в игре все слова. Если ребенок совсем маленький, вам нужно сесть так, чтобы ваши глаза были на одномуровне с его глазами, чтобы он хорошо видел вашу артикуляцию. Старайтесь говорить одними и теми же словами, короткими фразами. Упрощайте свою собственную речь до двухсложных слов типа «мама», «папа», то есть обувь можете называть коротким словом «боты», собаку – «ава» и так далее, попробуйте придумать сами. Обязательно должно быть упрощено имя ребенка: не Дементий, а Дема, не Арсений, а Сеня.

Упрощайте слова и по артикуляции, например, употребляйте слова с теми звуками, которые ребенок уже умеет говорить, то есть с «п», «м», «б», это звуки, которые первые появляются в речи детей всего мира. Придумайте какой-то совместный альбом, вклеивайте простые картиночки или фотографии родственников и коротко их называйте и по имени, и кто какой член семьи. Выстраивайте коротенькие схематичные предложения.

Если уже набрано много названий животных, скажем, «киса», «ава», «петя» – петушок, «ло-ло» – пингвинчик, «миша» – медвежонок, то можете к ним добавлять короткие слова-действия: «иди, миша», «иди, петя» и так далее. И постепенно ребенок поймет алгоритм простой речи.

Но всё же лучше обратиться к логопеду, потому что в 2,6 года можно заниматься не только речью, но развивать и высшие психические функции.

Когда кроха научится составлять словосочетания?

После года ребенок уже умеет произносить отдельные слова. Однако для многих мам остается актуальным вопрос «Во сколько ребенок начинает высказываться фразами и предложениями?». Специалисты утверждают, что в 2 года малыш уже должен уметь составлять словосочетания и полноценные фразы, состоящие из 2-3 слов.

В 2,5-3 года речь уже практически полностью сформирована. Он может еще плохо выговаривать отдельные сложные звуки (р, з, ш и пр.), но уже правильно составляет длинные и сложные предложения. Когда кроха отправится в детский сад и начнет регулярно общаться со сверстниками, его словарный запас увеличится, а речь усовершенствуется.

Возраст, когда ребенок говорит первые слова, зависит от среды воспитания и индивидуальных особенностей. Примерно в два года и старше малыш может высказываться грамотными предложениями, состоящими из двух или трех слов. В его распоряжении – от 250 до 300 единиц речи. Появление в разговоре предлогов, прилагательных помогает проговаривать словосочетания.

К 2.5 и старше речевые функции достаточно развиты. Сложные звуки еще тяжело подчиняются ребенку («Р», «З», «Л» и другие), но с ним интересно общаться, он легко строит предложение из словосочетаний. К трем годам родители часто отдают своих подросших чад в детские коллективы. В окружении детей увеличивается словарный запас, речь становится уверенной и более совершенной.

Особенности развития и речи до 3 лет

Особенности развития и речи до 3 лет

Дальнейшее развитие в норме приводит к появлению у 4-х летнего ребенка огромного числа вопросов. Родители должны отвечать максимально грамотно и полно. Не нужно в разговоре с малышом упрощать названия предметов и понятий. Ребенок должен услышать правильные термины. Это стимулирует пополнение словарного запаса и в дальнейшем поможет избежать проблем при общении со сверстниками и старшими.

Когда начинать волноваться?

– Когда точно нужно обратить внимание, что что-то идет не так? На произношение каких звуков надо обращать особое внимание и пытаться их исправить самостоятельно? И расскажите про логопедические садики: почему некоторые их боятся как огня и как в них помогают ребенку?

– Точно нужно обратить внимание при особенностях поведения у ребенка и отсутствии речи, именно при сочетании этих двух факторов. Когда ребенок не смотрит в глаза, когда ребенок не откликается на имя, когда ребенок не выполняет простые инструкции, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками», и при этом отсутствует речь – это повод для того, чтобы отправиться к врачу.

Я считаю, что самостоятельно исправлять звуки не стоит, всё-таки это должны делать профессионалы. Вообще, с ребенком нужно стараться говорить правильно, четко, чтобы ребенок видел артикуляцию.

Что касается логопедических садиков, то сейчас эта сфера подверглась серьезной реорганизации, и что там происходит и как происходит, однозначного ответа нет, потому что всё время меняются требования. Но какое-то время назад мне было достаточно понятно, как существуют логопедические сады, и мне нравилась организация в этих детских садах.

Ребенок занимался с логопедом каждый день – это фронтальные занятия под руководством логопеда пять раз в неделю. Дальше: когда дети шли на прогулку, логопед по очереди брал детей на индивидуальные занятия, то есть 2-3 раза в неделю, где, например, ставились звуки. И во второй половине дня воспитатель, тоже имеющий допобразование, отрабатывал задания, которые дал логопед.

Что свидетельствует о задержке развития речи?

Вы уже знаете во сколько ребенок должен научиться выговаривать первые слова и составлять из них предложения. Однако иногда у малыша развитие речи может отставать от нормы. Стоит обратиться к дефектологу, если:

  • В 3 года ребенок плохо выговаривает слова, посторонние люди не могут его понять.
  • Малыш иногда ведет себя неадекватно, часто бывает гиперактивным.
  • Плохо пережевывает еду.
  • Вы часто замечаете, что у крохи открыт рот и чрезмерно выделяется слюна.
  • Ребенок категорически отказывается общаться с окружающими.

Когда ребенок начинает говорить, не все идет гладко и без проблем. Родные малыша, особенно мама, обязаны внимательно наблюдать за процессом речи. Иногда могут проявляться нарушения при попытке произнести слова. Важно их распознать, чтобы вовремя оценить ситуацию и принять соответствующие меры. Проблемы реальны, если у малыша:

  • отсутствуют частично или полностью гуление и лепет;
  • нет ответной реакции на прямое обращение к нему;
  • к 18 месяцам не произнес ни одного слова;
  • в 2 года нет фразовых сочетаний;
  • нет ответа на касания родных, не поворачивает голову и глаза при разговоре или звуках.
Проблемы с речью

Проблемы с речью

При патологиях невралгического характера могут сформироваться проблемы с речевым воспроизведением. Если у малыша заболевания лор-органов или их врожденное недоразвитие, возникают симптомы:

  • звуки и слова невозможно понять из-за нечленораздельного произношения;
  • ребенок не может жевать твердую пищу;
  • когда малыш не спит, у него открыт рот, язык снаружи, обильное выделение слюнной жидкости.

Во сколько ребенок заговорит?

Перечисленные проблемы не могут пройти без соответствующего лечения. Нужны консультации невролога, лор-врача, психотерапевта, логопеда и других специалистов для постановки правильного диагноза. Если в три года малыш не способен сказать фразу самостоятельно, есть риск недоразвития речевого аппарата.

Занятие с логопедом

Когда нужен логопед?

— Как выбрать логопеда? На что обратить внимание? Есть ли государственные центры, где работают с малышами?

Предлагаем ознакомиться:  Когда начинать купать ребенка в большой ванне

Вопрос, как выбрать логопеда, какие профессиональные требования. Первое – это, конечно, диплом об образовании. У каждого логопеда должен быть диплом о высшем образовании. Логопед обязательно заканчивает педагогический вуз, дефектологический факультет, кафедру «логопедия». Соответственно, в дипломе должна быть запись «учитель-логопед» и «учитель (например, если это кафедра логопедии) русского языка и литературы для детей спецшколы 5-го вида», то есть для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопед должен приходить к маленькому ребенку с набором пособий. Лучше, чтобы это были яркие картинки. Картинок, и вообще пособий, должно быть много. Конечно, логопед должен владеть красивой грамотной речью. Логопед обязательно должен найти подход к ребенку, то есть начать взаимодействовать, а обследование должно проходить максимально в игровой форме.

Хорошим критерием является рекомендация, особенно если рекомендуют родители, чьи дети успешно занимались с этим логопедом.

Есть ли государственный центр, где работают с малышами? Конечно, есть. Есть еще и детские сады, и поликлиники. Но, насколько я знаю, там очень большая загруженность.

– Обязательно ли нужен логопед, если особых проблем нет, кроме искаженного произношения «ш» и «ж»?

– Вы знаете, может быть, и не стоит ничего делать. Я часто говорю, что в истории было много людей, которые имели нарушения звукопроизношения, но, тем не менее, их вклад в историю достаточно высок, то есть в жизни это им не помешало. Но если речь идет о девочке, а девочка часто выбирает речевую профессию, либо профессию, напрямую связанную с речью, тогда неправильное звукопроизношение может ей помешать в жизни.

Я могу вам сказать, что меня не беспокоит, если человек искажает звуки, я достаточно быстро привыкаю к этому. Слышу, конечно, но стараюсь не обращать внимания, мало ли какая индивидуальная особенность у человека. Но в нашей стране, в нашей культуре, в нашем обществе не принято произносить звуки искаженно, это считается нарушением некоего эталона.

Первые слова ребенка

Если родители хотят поставить ребенку звуки, я, как специалист, конечно, поддерживаю, потому что никаких проблем в этом я не вижу. Это не большое количество занятий, чтобы поставить, по сути, один звук, это одна артикуляция и для [ш], и для [ж], при произнесении второго звука только добавляется голос. Никакой особой трудности я не вижу, в детском возрасте это сделать просто.

Причины нежелания ребенка говорить

Замечено, что, чем больше времени и общения уделяют родители своему крошке, тем быстрее он осваивает новые слова, складывает их в предложения. Родители делают ошибку, считая своего ребенка несмышлёным и ничего не понимающим. Начинать читать нужно как можно раньше. Доктор Комаровский указывает много факторов, от которых зависит речевое развитие:

  1. Если малыш много времени предоставлен самому себе или сидит перед экраном телевизора или планшета, это может затормозить развитие речи.
  2. У детей с короткой уздечкой возможно отставание в разговорчивости. В ситуации, когда проблема становится выраженной, уздечку под языком лучше подрезать.
  3. Эмоциональные малыши часто начинают говорить позже сверстников. Они просто не успевают называть словами то, что чувствуют или хотят.
  4. Невозмутимые и спокойные карапузы могут долго молчать. У них нет причин звать или просить, они всегда всем довольны.
  5. У очень внимательных родителей дети молчат от того, что взрослые предугадывают все желания.

Факторов, тормозящих возраст, во сколько  лет ребенок начинает говорить, немало. Самое главное – нужно активно разговаривать с малышом, разносторонне его развивать. Чтение книжек, показ и повторение новых предметов, занятия по мелкой моторике дадут обязательный результат. Ребенок станет говорить и будет удивлять родных.

Занятие для развития речи

Занятие для развития речи

Путаница со звуками

– Со слов завуча школы, дети, искажающие звуки, не смогут грамотно писать, т.к. информация в голове искажается. Это так?

– Я думаю, что учитель имел в виду не искажение, а замену звуков. Коротко поясняю: искажение звучания – это то, как не принято говорить в системе языка, в данном случае русского. Например, не принято говорить межзубные, боковые звуки, горловое «р», но в данном случае ребенок понимает, что есть горловое звучание, но нет горловой буквы на письме, поэтому такой ошибки быть не может.

Но если ребенок, например, вместо «ш» говорит «с», «Саша» звучит как «Саса», тогда впоследствии на письме такая ошибка может быть, потому что ребенок неправильно воспринимает звук на слух, заменяет его в артикуляции, соответственно, потом будет заменять и букву. В данном случае речь идет о нарушении фонематического слуха, а о таком нарушении может сказать только логопед.

– На собеседовании в школе родителям сказали, что плохо говорящие дети искажают информацию и потом плохо пишут. Ваше мнение?

Ребенок плохо говорит

– Раньше логопед мог сказать: «Пожалуйста, поставьте звуки детям до школы, если вы этого не сделаете, то потом на письме будут ошибки». Сейчас многие родители достаточно образованы, чтобы легко принять на веру это спорное утверждение.

Если ребенок заменяет звуки, это нарушение фонематического слуха, то есть он неправильно воспринимает на слух звуки, соответственно, действительно на письме могут быть замены букв. Если ребенок плохо говорит, значит, он допускает в устной речи аграмматизмы, то есть неправильно употребляет окончания по роду, числу или падежу.

Если это вовремя не исправить, потом это может перейти в письменную речь. Все нарушения-аграмматизмы проявляются в 3-4-м классе, когда появляется собственная письменная речь.

– Если ребенок в устной речи говорит то «в», то «л», он и на письме будет путать эти буквы? А если ребенок переставляет местами слоги, то это потом в письмо переходит?

– Если ребенок путает «в» и «л», то это искажение звука, ребенок говорит «двугубное» [л], отдаленно напоминающее звучание [в]: «лампа», «лодка». Такое нарушение не должно отразиться на письме, потому что это искажение или, по-другому, мышечное нарушение – нарушение формирования мышц артикуляционного аппарата, нарушение анатомического строения.

Если ребенок путает или переставляет местами слоги, это называется нарушением слоговой структуры. Это нарушение вполне может перейти на письмо: к нарушению слоговой структуры далее добавляется нарушение формирования языкового анализа и синтеза, ребенок неправильно выделяет первый звук, второй звук, неправильно выделяет слог из слова или переставляет слоги. В результате на почве нарушения формирования языкового анализа и синтеза образуется дисграфия.

Билингвы

– Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу ребенка-билингва. Посоветуйте, как лучше обучать ребенка другим языкам, нужно ли одному родителю говорить с ребенком на двух языках или по правилу «один человек – один язык»?

– Надо помнить, что речь формируется до пяти лет, то есть в пять лет – это речь взрослого человека, поэтому, если ребенок попадает в некую речевую задержку, то есть до трех лет неправильно формируется речь в структуре нашего языка – мало слов, короткие предложения или их совсем нет, то, конечно, вводить такому ребенку второй язык чревато, потому что он не усваивает систему даже родного языка.

Если же ребенок вполне справляется со своим родным языком, то есть хорошо усваивает, например, русский язык, то ничего плохого нет в том, что с ним будут говорить и на втором языке. Возможно, в таком случае будет небольшая задержка в формировании речи на обоих языках, а в совокупности – всё равно достаточно приличное развитие, тогда ребенок будет знать два языка.

Такая практика была в Советском Союзе, во многих республиках обязательно изучался родной язык и вторым изучался русский. И мы знаем, что практически все жители бывших республик Советского Союза кроме своего языка прекрасно владеют и вторым, русским, языком.

В каких случаях я всё-таки не рекомендую говорить сразу на двух языках? Когда идет грубая задержка речи или совсем речь отсутствует, тогда лучше, чтобы ребенок говорил на каком-то одном языке, неважно, на каком. Понятно, что русский – очень сложный язык, и замечательно, когда первый – русский язык, просто из-за того, что он очень богатый, красивый, многоплановый, и тот, кто знает русский, вполне может усвоить и какой-то другой язык.

В моей практике был ребенок с похожей ситуацией, папа – испанец, мама – русская, они жили в Валенсии, ребенок говорил сразу на двух языках, мама с ним говорила на русском, папа говорил на испанском, даже на каталонском, но всё-таки больше присутствовал именно испанский язык. И ребенок попал в ситуацию вот этого двуязычия при наличии небольшой задержки, с которой он вполне бы справился, но тут мама взяла еще и бонну, которая владела английским языком. И произошла некая путаница: ребенок сразу с тремя языками, совсем маленький ребенок, ему было два года с небольшим.

Я сразу задала маме вопрос: а как ребенок отреагировал на появление бонны? «Негативно», – сказала мама, но это и понятно, ребенок уже был достаточно большой, и вдруг ни с того ни с сего он попадает в ситуацию безречья. Когда я посмотрела ребенка, я посоветовала родителям на короткий срок убрать все языки, кроме испанского, потому что ребенок ходит в детский сад, где дети говорят на испанском языке, «а русский в любом случае ваш ребенок будет знать, потому что вы – носитель языка, вы достаточно часто приезжаете в Россию».

Мама приняла мой совет, и в течение полугода они говорили с сыном только на испанском языке. Через полгода я посмотрела этого ребенка, он прекрасно говорил на испанском, и когда я его спрашивала по-русски что-то простое, он понимал. С этого момента было ясно, что ребенок вполне в системе испанского языка и вот-вот начнет говорить по-русски тоже.

Вопросы читателей

– Девочка в2,5 года говорит много, но иногда в начале фразы сильно заикается. Это нормально?

– Очень трудно сказать заочно, заикание это или полтерн (запинка). Да, это может быть просто запинка, и это пройдет. Может быть, это заикание, то есть уже не просто запинка, тогда – да, нужно обращаться к специалисту, причем не к одному: к неврологу и логопеду. Нужно работать над дыханием, над плавностью речи.

Предлагаем ознакомиться:  Примерный распорядок дня ребенка в 3 месяца Советы и рекомендации

Иногда так бывает в таком возрасте из-за того, что ребенок начинает бурно и много говорить, поэтому артикуляционный мышечный аппарат не справляется, ребенок начинает заикаться. Это может пройти само собой, но лучше, чтобы посмотрел специалист.

– Девочка в 1,8 болтает на своем тарабарском, можно различить только «мама», всё остальное непонятно. Надо ли что-то делать?

– 1,8 – это возраст, когда появляется короткая фраза, и у детей обычно достаточно много слов. У ребенка есть речевая задержка: ребенок не говорит словами и короткими фразами.

Надо ли что-то делать? На подобный вопрос я уже отвечала, посмотрите выше.

– Ребенок пойдет в садик в сентябре и будет самый младший в группе. Там будут дети, которые почти на год старше и которые очень хорошо и свободно говорят. Такая разница не навредит ребенку? Или же, наоборот, поможет заговорить?

– Нет, не навредит. Наоборот, хорошая, четкая и достаточно правильная речь более старших детей – это хороший образец для ребенка. Не знаю, поможет это заговорить или не поможет, разные ситуации могут быть, но вполне может быть, что и поможет.

– Ребенку три года, до двух лет развивался нормально, было много отдельных слов и простых фраз. В два манифестировала эпилепсия, и речь постепенно пропала. Есть ли какие-то методики для занятий дома? Эпилептологи говорят, что пока приступы не купируются, прогресс речи можно не ждать.

– Я уже называла эти методики, принципиально нет других методик для детей с эпилепсией или с каким-то другим нарушением. Да, я согласна, пока не будут купированы приступы, большая вероятность, что речь активно развиваться не будет, потому что каждый приступ откидывает развитие ребенка назад, погибают нервные клетки, которые, может, потом и восстановятся. Но самая главная задача – купировать у ребенка приступы.

– У мальчика в 2,10 небольшой запас слов, простые предложения из двух слов. Надо ли обращаться к специалисту?

– Да, у ребенка задержка речевого развития. Еще раз повторяю, что ближе к трем годам уже должны быть развернутые фразы. Да, первый врач – это невролог, а далее – обязательно поход к логопеду.

– Мальчик почти в три года говорит практически все слова, но в общем речь очень плохая. Половину слов даже родители понимают с трудом, странно строит предложения (например, «я, Никита, пойду не» вместо «я пойду»), нет звуков «р», «ш». Как это могут исправить родители? Может ли помочь логопед?

– По поводу звуков можно подождать, потому что в этом возрасте дети могут еще не выговаривать сложные звуки. Может ли помочь логопед с развитием речи? Да, может помочь. Если ребенок искажает структуру предложения – «я, Никита, пойду», вместо «я пойду», здесь уже работу над грамматикой начинает логопед. Без фанатизма, но начинать нужно.

– Девочка в 2,5 говорит смазанно, предложения короткие и кривенькие. Невролог прописал пантогам и магне Б6. Есть планы идти в логопедический сад, сначала в ГКП. Что бы вы еще посоветовали в этом случае?

– Повторяю, что не моя компетенция опровергать или назначать медикаменты, но могу сказать, что очень часто детям с такими жалобами действительно назначают витамины и какой-нибудь ноотропный препарат, это достаточно распространенная практика. Ребенок еще маленький и нельзя сказать, почему она смазанно говорит, не выговаривает большое количество звуков.

То, что вы собираетесь в детский сад или в группу ГКП, это вполне оправданно, это правильный ход. Соответственно, там ребенок сперва начнет заниматься с психологом, а потом, возможно, с логопедом, и постепенно будут вводиться занятия по стабилизации речи, по постановке звуков.

– Можно ли начинать коррекцию логоневроза в три года? И нужно ли это лечить препаратами?

– Лечение препаратами – это ведение невролога. Да, мягкие седативные препараты при заикании дают. Но надо разбираться с природой заикания, почему назначили ребенку именно этот препарат. С трех лет ребенок попадает в группу риска по заиканию, потому что активное речевое развитие ребенка и желание говорить часто опережают возможности артикуляционного аппарата, и может быть заикание.

Нужно ли заниматься с ребенком трех лет? У меня есть такое пожелание: во-первых, раз так активно и бурно ребенок реагирует на речь, тогда во всех остальных областях должно быть полное спокойствие. Может быть, есть смысл ограничить яркое речевое развитие ребенка, пусть он будет говорить в семье много, но, скажем, ограничить общение с другими детьми.

Второе: возможно, у этого ребенка сбито дыхание. Тогда вполне можно работать с дыханием. Конечно, в три года уровень произвольности еще низкий, но легкие дыхательные упражнения в игровой форме вполне можно проводить.

– Ребенок 3,5 лет меняет в словах буквы «г» и «д», «к» и «т». Что делать?

– Всё просто: обратиться к логопеду. Это совсем легкий дефект, несколько занятий – и логопед поставит ребенку эти звуки, а вы только автоматизируете, введете их в речь.

– Как правильно развивать речь у ребенка 1,6, который говорит мало слов? Какие базовые подходы использовать?

– В 1,6 с ребенком нужно активно жить в игре. Посвящайте своему ребенку много времени. Да, личное время у него и у вас тоже должно быть, но, самое главное, если вы играете с ребенком, то играйте с ним качественно. Первые игрушки какие? Это животные, машины, куклы – называйте их простыми словами. Ранее я уже говорила:

Знакомство с питомцем

ляля, киса, ава, петя и так далее. И стройте какой-то сюжет, какую-то игру, тогда ребенку с вами будет интересно, и просто потому, что вы говорите с ним на доступном языке. И вообще, дети в этом возрасте очень любят взаимодействовать со взрослыми людьми, просто живите вместе с ребенком и радуйтесь этому общению, и всё у вас будет хорошо.

– Когда ребенок начинает четко произносить звуки, в частности «р»? И если грассирует папа, это же не значит, что и ребенок будет, копируя его, тоже грассировать?

– Если ребенок стал правильно говорить, вероятнее всего, он уже не стал подражать папе. Значит, артикуляционный аппарат сохранен, достаточно правильная – длинная, широкая, не узкая подъязычная связка, так называемая уздечка, и хорошая вибрация кончика языка. И ребенок уже справился с правильным произношением этого звука. То есть он слышал, что в системе языка вот так произносят, и он точно так же стал произносить, не копируя папу.

Может ли попробовать как папа? Может, но вы уже сможете ему сказать, что так неправильно у нас в языке, нужно по-другому.

Могу вам привести такой пример: когда мой сын был маленький, я начинала заниматься с детьми по постановке звуков, ко мне дети приходили домой. Сыну было два года с небольшим, и он стоял около меня и смотрел, как я ставлю звуки другим детям. Он говорил достаточно чисто, выговаривал все звуки, и вдруг стал подражать некоторым детям. Попробовал – и не стал, потому что, в принципе, если ребенок понимает, что так не принято, он не будет это говорить.

Занятие с логопедом

[Р] – сонорный звук, достаточно поздно появляется в речи, допустимо по норме речевого развития ближе к пяти. Если всё идет по плану, то беспокоиться не надо.

– В каком возрасте нужно принимать меры для нормального произношения «л», «р»? Мальчику 1 год 10 месяцев.

– В 1 год и 10 месяцев – не нужно. Если он так прекрасно уже начал говорить, вероятнее всего, у него вообще лингвистическая одаренность, такой ребеночек вполне справится и с произношением звуков. Но если даже что-то с мышцами не то, это не большая проблема, я думаю, что логопед вполне может помочь.

– Девочка в 4 года грассирует «р», родители запрещают ей говорить «р», раз не получается. Надо ли беспокоиться из-за грассирования в таком возрасте?

– Когда ребенок начинает искажать звук, заводит не кончик язычной мышцы, а корень, то, вероятнее всего, у него действительно проблемы с произнесением этого звука. То есть ребенок понял, что что-то нужно завести, а завелось то, что завелось, вероятнее всего, звук сам по себе уже не появится. Но, повторяю, что все рекомендации должны даваться ребенку очно, нужно всё-таки посмотреть, не короткая ли уздечка, не слабый ли кончик языка, это функционал логопеда.

Нужно ли запрещать произносить звук? Может быть, и нужно. Что-то в этом есть, не закрепляется неправильный акустический образец. Хотя отсутствие звука – это тоже неправильно. Четыре года – это возраст, который вполне подходит для постановки звуков. Мне кажется, что нужно просто показаться специалисту, и он ответит вам на этот вопрос.

– Читали ли вы роман Валерия Вотрина «Логопед»? Как оцениваете это произведение?

– Нет, я не читала этот роман, но я знаю, что повествование строится от лица логопеда, главные герои – логопед и журналист, просто как у нас сейчас. И что именно они хотят сохранить язык страны. Хороший посыл. Да, спасибо, почитаю.

Конечно, я – за чистоту языка, за сохранение русского языка, за то, чтобы люди красиво и грамотно говорили (выговаривали, в том числе, звуки), у меня есть примеры эталонов логопедов в искусстве. Один из значимых для меня фильмов – это «Король говорит». Во-первых, сам фильм прекрасный. Во-вторых, главную роль логопеда актер играет абсолютно профессионально, могу сказать, что приемы, которые там показаны, очень действенные. Мне кажется, это хороший пример популяризации нашей профессии.

И второй – известный фильм «По семейным обстоятельствам», где логопеда играет Ролан Быков. Это шутка, пародия на логопеда, но она удалась, она крепко приклеилась к логопеду на многие годы. И я всегда и везде говорю: не дай Бог, чтобы так было в жизни, потому что, к сожалению, нет профессионального отбора абитуриентов, то есть многие претендующие на место студента на кафедре логопедии элементарно не умеют выговаривать звуки.

Оставьте комментарий

Adblock detector