Кризис младшего школьного возраста

Восприятие.

В
начале младшего школьного возраставосприятие
недоста­точно дифференцированно.
Из-за этого ребенок иногда путает
по­хожие по написанию буквы и цифры
(например, 9 и 6).

Ребенок
может целенаправленно рассматривать
предметы и рисунки, но при этом им
выделяются, так же как и в дошкольном
возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся
в глаза» свойства — в основном, цвет,
форма и ве­личина. Для того чтобы
ученик более тонко анализировал качества
объектов, учитель должен проводить
специальную работу, обучая
наблюдению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Если
для дошкольников было характерно
анализирующее вос­приятие, то к концу
младшего школьного возраста, при
соответ­ствующем обучении, появляется
синтезирующее
восприятие.
Раз­вивающийся интеллект дает
возможность устанавливать
связи между элементами воспринимаемого.

Это
легко прослеживается при описании
детьми картины. А.Бине и В.Штерн называли
стадию восприятия рисунка в возрасте
2-5 лет стадией
перечисления,
а в 6-9 лет — стадией
описания.
Позже, после 9-10 лет, целостное описание
картины дополняется логическим
объяснением изображенных на ней явлений
и событий (стадия
интерпре­тации).

Младший школьный возраст

Дети младшего возрастного периода – 6-8 лет – проходят кризисную стадию. Эта
ступень взросления связана с новой социальной ролью – ребенок становится
учеником, у него появляются новые друзья, новые обязанности, игра постепенно
уходит на второй план, хотя еще и остается ведущим видом деятельности. В этом
возрасте еще сложно подолгу заниматься монотонной работой, трудно усидеть на
месте. Детям хочется бегать и прыгать.

СанПин предусмотрели данную особенность детей. В расписании младших школьников
должны присутствовать динамические паузы. Это время, когда дети вместе с
педагогом выходят на небольшую прогулку, на свежем воздухе играют в подвижные
игры, наблюдают за сезонными изменениями, общаются и взаимодействуют друг с
другом.

Семилетний ребенок зачастую очень рассеян, случается это в результате того, что
он еще не может справиться с количеством получаемой информации, ему сложно
освоить новый ряд действий и правил. Важно, чтобы родители понимали свое чадо, а
не вешали на него ярлыки «лентяй», «неряха» и пр. Потому как в этом периоде
закладывается самооценка. Также важно не захваливать детей, во всём важна мера.

У детей данного школьного возраста наблюдается перестановка психо-эмоциональной
сферы развития. Они очень ранимы и восприимчивы ко всему, что происходит вокруг.
Могут плакать от просмотра мультфильма, сопереживать товарищу. Дети этого
возраста очень шумные – они громко кричат, пищат, от души радуются и печалятся
событиям, происходящим с ними.

  1. Главным признаком является утрата непосредственности у малыша. Он начинает задумываться о связи действий и последствий. Например, мальчик порвал во дворе футболку и переживает, что на это скажет мама, возможно, попытается исправить ошибку.
  2. Ребенок начинает кривляться и манерничать. Это обычно раздражает родителей. Причиной этого является то, что ребенок начинает скрывать свои эмоции и чувства. Он больше не «выворачивает душу» перед всеми.
  3. Малыш уже не столь открыт, как раньше. Он скрывает свои переживания и неудачи. В какой-то степени он замыкается в себе. Такое явление психологи называют феноменом горькой конфеты – когда ребенку плохо или некомфортно, он не говорит об этом открыто, как раньше, а прячет в себе.
  4. Ребенок ощущает потребность в построении новых социальных связей, его привлекает школьная жизнь, ее порядки и устройство. В этот период малыш буквально бредит идеей скорее пойти в школу.
  5. Будущий первоклассник также часто сравнивает себя со взрослыми, стремится быть и казаться старше, его тяготит и не привлекает общение с детьми младшего возраста.
  6. В этот период у ребенка появляется и развивается мир внутренних переживаний. Он все больше событий проигрывает внутри себя, копит эмоции, чувства, которые учится оценивать и проявлять.
  7. Отказ от правил. Поскольку ребенок все больше соотносит себя со взрослыми, во многом благодаря новому этапу в жизни – поступлению в школу, он позволяет себе самостоятельно решать, какие правила важны, а какие – нет.

Память.

Память
в младшем школьном возрасте развивается
в двух направлениях — произвольности
и осмысленности.

Дети
непроизвольно
запоминают
учебный матери­ал, вызывающий у них
интерес, преподнесенный в игровой форме,
связанный с яркими наглядными пособиями
или образами-воспоминаниями и т.д. Но,
в отличие от дошкольников, они спо­собны
целенаправленно, произвольно
запоминать
материал, им не интересный. С каждым
годом все в большей мере обучение
стро­ится с опорой на произвольную
память.

Память
детей младшего школьного возраста
является хорошей, и это в первую очередь
касается механической
памяти,
которая за первые три-четыре года учения
в школе прогрессирует достаточно быстро.
Несколько отстает в своем разви­тии
опосредствованная,
логическая память (илисмысловая
память), так как в большинстве случаев
ребенок, будучи занят учением, трудом,
игрой и общением, вполне обходится
механической памятью.

Совершен­ствование
смысловой памяти в этом возрасте идет
через осмысливание учебного материала.
Когда ребенок осмысливает учебный
материал, понимает его, он его одновременно
и запоми­нает. Таким образом,
интеллектуальная работа является в то
же время мнемонической деятельностью,
мышление и смысловая па­мять оказываются
неразрывно связанными.

Отношения со взрослыми и сверстниками

С момента рождения малыша, взрослые являются для него образцом идеального
поведения. Что же касается данного возрастного периода, в окружении школьника
появляются «новые взрослые», а, значит, новые модели поведения. Ученики младших
классов влюблены в своих первых учителей, вольно или невольно они копируют их,
пытаются им понравиться.

Кроме того, у школьников расширяется круг знакомых –
одноклассники, более старшие товарищи. Меняется круг интересов, взрослеют игры и
игрушки. Этот возраст идеален для чтения книг. В них ребенок найдёт новых
знакомых, примерит модели поведения. Родители должны помочь чаду найти своих
книжных героев, научить любить книги. Семейная традиция книгочтения поможет
вырастить настоящего книголюба и достойного гражданина.

Подросток
обладает сильными, иногда гипертрофированными
потребностями в самостоятельности.
Подростковая самостоятельность
выражается, в основном, в стремлении к
эмансипации
от взрослых и в разнообразных увлечениях

неучебных заняти­ях.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок 5 лет что должен уметь развитие и подготовка к школе

Внимание.

В
младшем школьном возрасте развиваетсявнимание.
Без до­статочной сформированности
этой психической функции процесс
обучения невозможен.

Виды
внимания. По
сравнению с до­школьниками младшие
школьники гораздо более внимательны.
Они уже способны концентрировать
внимание
на неинтересных дей­ствиях, в учебной
деятельности развивается произвольное
внимание
ребенка.

Однако
у младших школьников все еще преобладает
непроизвольное
внимание.
Для них внешние впечатления — сильный
отвлекающий фактор, им труд­но
сосредоточиться на непонятном сложном
материале.

Кризис младшего школьного возраста

Характеристика
свойств внимания. Внимание
младших школьников отличается небольшим
объемом, малой устойчивостью
— они мо­гут сосредоточенно заниматься
одним делом в течение 10-20 ми­нут (в то
время как подростки — 40-45 минут, а
старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены
распределение
внимания и
его пере­ключение
с одного учебного задания на другое.

Объем,
устойчивость и концентрация произвольного
внимания к IV классу школы у детей почти
такие же, как и у взрослого человека.
Что касается переключаемости, то она в
этом возрасте даже выше, чем в среднем
у взрослых. Это связано с молодостью
организма и подвижностью процессов в
центральной нервной системе ребенка.

Как преодолеть кризис школьного возраста

Любой кризис – это ступенька нового развития. Важно не пропустить момент
превращения дошколенка в школьника. Здесь важна каждая мелочь. Родители должны
оставаться лучшими советчиками и друзьями своего чада, ведь в этом периоде еще
можно скорректировать модель его поведения. Дальше сделать это будет гораздо
сложнее.

Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

Общение.

С
поступлением ребенка в школу происходят
изменения в его взаимоотношениях с
окружающими людьми.

В
школьные годы круг
друзей ребенка расширяется,
а личные привязанности становятся более
постоянными. Общение пе­реходит на
качественно более высокий уровень, так
как дети начина­ют лучше понимать
мотивы поступков сверстников,
что способствует установлению хороших
взаимоотношений с ними.

В
начальный пери­од обучения в школе,
в возрасте от 6 до 8 лет, впервые
образовы­ваются неформальные
группы детей
с определенными правилами поведения
в них. Однако эти группы существуют
недолго и обычно недостаточно стабильны
по своему составу.

Самосознание.

Особенностью
детей младшего школьного возраста,
которая род­нит их с дошкольниками,
является безграничное
доверие к взрослым,
главным
образом учителям, подчинение и подражание
им. Дети этого возраста полностью
признают авторитет взрослого человека,
почти безогово­рочно принимают его
оценки.

Эта
особенность детского сознания напрямую
касается такого важного личностного
образова­ния, закрепляющегося в данном
возрасте, как самооценка.
Она не­посредственно зависит от
характера оценок, даваемых взрослым
ре­бенку и его успехам в различных
видах деятельности.

Дети,
ори­ентируясь на оценку учителя, сами
считают себя и своих сверст­ников
отличниками, «двоечниками» и «троечниками»,
хорошими и средними учениками, наделяя
представителей каждой группы набором
соответствующих качеств. Оценка
успеваемости
в начале школьного обучения, по существу,
является оценкой личности в целом и
определяет социальный статус ребенка.

Типы
самооценки. У
младших школьников в отличие от
дошкольников уже встречаются самооцен­ки
различных типов: адекватные,
завышенные и заниженные.

У
отличников и некоторых хорошо успевающих
детей склады­вается завышенная
самооценка. У неуспевающих и крайне
слабых учеников систематические неудачи
и низкие оценки снижают их уверенность
в себе, в своих возможностях, у таких
детей склады­вается заниженная
самооценка.

Динамика
развития самооценки неуспевающих
детей исследована А.И.Липкиной.

Первоначально
дети не соглашаются со статусом
отстающих, который закрепляется за
ними в 1-2 классах, стремятся сохранить
высокую самооценку. Если им предложить
оценить свою работу, например диктант
или изложение, большинство оценит
выпол­ненное задание более высоким
баллом, чем оно того заслуживает.

Нереализованная
потребность выйти из числа отстающих,
при­обрести более высокий статус
постепенно ослабевает. Количество
отстающих в учении детей, считающих
себя еще более слабыми, чем они есть на
самом деле, возрастает почти в три раза
от I к IV классу. Самооценка, завышенная
в начале обучения, резко сни­жается.

Психологические
особенности детей с низкой самооценкой.
У
детей с заниженной и низкой самооценкой
часто возникает чувство собственной
неполноценности и даже безна­дежности.
Снижает остроту этих переживаний
компенсаторная
мотивация
— направленность не на учебную
деятельность, а на другие виды занятий.
Утверждаясь в посильных для него видах
деятельности, ребенок приобретает
неадекватно
завышенную са­мооценку, имеющую
компенсаторный характер.

Но
даже в тех случаях, когда дети компенсируют
свою низкую успеваемость успехами в
других областях, «приглушенное» чув­ство
неполноценности, ущербности, принятие
позиции отстающего приводят к негативным
последствиям. Полноценное развитие
лич­ности предполагает формирование
чувства
компетентности,
ко­торое Э.

Развитие
адекватной самооценки.
Для развития у детей адекватной
самооценки и чувства компе­тентности
необходимо создание в классе атмосферы
психологиче­ского комфортаи
поддержки.

Учителя,
отличающиеся высоким профессиональным
мастерством, стремятся не только
содержа­тельно оценивать работу
учеников (не просто поставить отметку,
а дать соответствующие пояснения), не
только обучить их единым принципам
оценки, но и донести свои положительные
ожидания до каждого ученика, создать
положительный эмоциональный фон при
любой, даже низкой оценке.

Они оценивают
только конкрет­ную работу, но не
личность, не сравнивают детей между
собой, не призывают всех подражать
отличникам, ориентируют учеников на
индивидуальные достижения — чтобы
работа завтрашняя была лучше вчерашней.
Они не захваливают хороших учеников,
осо­бенно тех, что достигают высоких
результатов без особого труда. И,
наоборот, поощряют малейшее продвижение
в учении слабого, но старательного
ребенка.

Становление
самооценки младшего школьника зависит
не толь­ко от его успеваемости и
особенностей общения учителя с клас­сом.
Большое значение имеет стиль
семейного воспитания,
приня­тые в семье ценности. Дети с
завышенной самооценкой воспиты­ваются
по принципу кумира семьи, в обстановке
некритичности и рано осознают свою
исключительность.

В семьях, где растут
дети с высокой, но не завышенной
самооценкой, внимание к личности ребенка
(его интересам, вкусам, отношениям с
друзьями) сочета­ется с достаточной
требовательностью. Здесь не прибегают
к уни­зительным наказаниям и охотно
хвалят, когда ребенок того заслу­живает.
Дети с пониженной (не обязательно очень
низкой) само­оценкой пользуются дома
большей свободой, но эта свобода, по
сути, — бесконтрольность, следствие
равнодушия родителей к де­тям.

Предлагаем ознакомиться:  Пюре на зиму из груш. Секреты от врача по приготовлению пюре из груши для грудничка

Становление
самосознания зави­сит и от развития
теоретического
рефлексивного мышления ре­бенка.
К концу младшего школьного возраста
появляется рефлек­сия и тем самым
создаются новые возможности для
формирования самооценки. Она ста­новится
в целом более адекватной и дифференцированной,
сужде­ния о себе — более обоснованными.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В
то же время в самооценке наблю­даются
значительные индивидуальные различия.
Следует особо подчеркнуть, что у детей
с завышенной и заниженной самооцен­кой
изменить ее уровень крайне сложно.

*
* *

Младший
школьный возраст — начало школьной
жизни. Всту­пая в него, ребенок
приобретает внутреннюю позицию школьника,
учебную мотивацию. Учебная
деятельность
становится для него ведущей.

На
протяжении этого периода у ребенка
развивается тео­ретическое
мьшление;
он получает новые знания,
умения, навыки
— создает необходимую базу для всего
своего последующего обуче­ния.

От
результативности учебной деятельности
зависит развитие личности младшего
школьника. Школьная успеваемость
является важным критерием оценки ребенка
как личности. Статус отличника или
неуспевающего отражается на самооценке
ребенка,
его самоуважении
и
самопринятии.
Успеш­ная учеба, осознание своих
способностей и умений приводят к
становлению чувства
компетентности
— который, наряду с теоретическим
рефлексивным мышлением, становится
цент­ральным
новообразованием младшего школьного
возраста.

Оглавление

Воображение.

Кризис младшего школьного возраста

Связано
с общим интеллектуальным развитием и
развитие во­ображения. Сближение
воображения с теоретическим мышлениемдает
импульс к творчеству: подростки начинают
писать стихи, се­рьезно заниматься
разными видами конструирования и т.п.
Вооб­ражение подростка, конечно, менее
продуктивно, чем воображе­ние взрослого
человека, но оно богаче фантазии ребенка.

Отметим,
что в подростковом возрасте существует
и вторая ли­ния развития воображения.
Далеко не все подростки стремятся к
достижению объективного творческого
результата (создают пьесы или строят
летающие авиамодели), но все они используют
свое творческое воображение в процессе
фантазирования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Вообще,
фантазирует не счастливый, а
неудо­влетворенный человек, а поскольку
в подростковом возрасте много острых
личных проблем, воображение в это время
становится на службу бурной эмоциональной
жизни, выполняя компенсаторную
функцию.

Но
игра воображения не только доставляет
удовольствие и при­носит успокоение.
В своих фантазиях подросток лучше
осознает
собственные влечения и эмоции, впервые
начинает представлять свой будущий
жизненный путь.

В
подростковом возрасте активное развитие
получает чтение,
монологическая и письменная речь.

С
V по IX клас­сы чтение
развивается
в направлении от умения
читать
правиль­но, бегло и выразительно до
способности декламирования
наизусть.
Монологическая
речь
преобразуется иначе: от умения
пересказывать
небольшое произведение или отрывок
текста до способности само­стоятельно
готовить устное выступление, вести
рассуждения, выска­зывать
мысли
и аргументировать их.

Особую
линию в речевом развитии образует та,
которая связана с соединением
мышления и речи.
В V— VI классах эта линия развития
проявляется в умении составлять план
устного или письменного текста,
а в IX—Х классах — план
речи,
выступления и следовать ему.

Мышление.

В
подростковом возрасте продолжает
развиваться теоретиче­ское
рефлексивное мышление.
Приобретенные в младшем школь­ном
возрасте операции становятся
формально-логическими
опера­циями.
Подросток, абстрагируясь от конкретного,
наглядного мате­риала, рассуждает в
чисто словесном плане.

Подростки
могут формулировать гипотезы,
рассуждать предполо­жительно,
исследовать и сравнивать
между собой различные аль­тернативы
при решении одних и тех же задач.
Развиваются такие операции, как
классификация,
аналогия, об­общение
и другие. Устойчиво проявляется
рефлексивный ха­рактер мышления: дети
анализируют
операции,
которые они про­изводят, способы
решения задач.

Особенности
теоретического рефлексивного мышления
позво­ляют подросткам анализировать
абстрактные идеи, искать ошибки и
логические противоречия в суждениях.
Без высокого уровня раз­вития интеллекта
был бы невозможен характерный для этого
воз­раста интерес к абстрактным
философским, религиозным, поли­тическим
и прочим проблемам.

РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Подростничество
— это самый трудный и сложный из всех
детских возрастов, представляющий собой
период становления личности. В этом
возрасте складываются основы
нравственности, формируются социальные
ус­тановки,
отношение к себе, к людям, к обществу.
Кроме того, в данном возрасте стабилизируются
черты
характера
и основные формы
межличностного поведения.
Среди многих личностных особенностей,
присущих подростку, особо выделим
формирующиеся у него чувство
взрослости
и «Я-концепцию».

Главные
мотивационные линии этого возрастного
периода, связанные с активным стремлением
к личностному самосовершенствованию,—
это самопознание,
самовы­ражение
и самоутверждение.

Увлечения.

Считается,
что подростковый возраст без увлечений
подобен детству без игр. Ребенок сам
выбирает себе занятие по душе, тем самым
удовлет­воряя и потребность в
самостоятельности, и познавательную
по­требность, и некоторые другие.

Виды
увлечений. Как
правило, увлечения имеют неучебный
характер. Пересе­каться со школьным
обучением могут только увлечения
интел­лектуально-эстетические.
Они связаны с глубоким интересом к
любимому занятию — истории, радиотехнике,
музыке, рисованию, разведению цветов и
т.д.

На
интеллектуально-эстетические увлечения
внешне похожи так называемые эгоцентрические
увлечения.
Изучение редких иностранных языков,
увлечение стариной, занятия модным
видом спорта, уча­стие в художественной
самодеятельности и т.п. — любое дело
становится всего лишь средством
демонстрации своих успехов.

Детям
с аналогичной личностной направленностью
свойственны и лидерские
увлечения,
ко­торые сводятся к поиску ситуаций,
где можно что-то организовы­вать,
руководить сверстниками. Они меняют
кружки, спортивные секции, школьные
поручения, пока не найдут группу, в
которой могут стать лидером.

Телесно-мануальные
увлечения
связаны с намерением укрепить свою
силу, выносливость, приобрести ловкость
или какие-нибудь искусные мануальные
навыки. Помимо спорта, это вождение
мо­тоцикла или картинга, занятия в
столярной мастерской и т.д. В основном,
это увлечения мальчиков, которые таким
образом раз­виваются в физическом
отношении и овладевают нужными для них
умениями.

Накопительскиеувлечения
— прежде всего коллекционирова­ние
во всех его видах. Страсть к коллекционированию
может со­четаться с познавательной
потребностью (например, при
коллек­ционировании марок), со
склонностью к накоплению материаль­ных
благ (коллекционирование старинных
монет, дорогих кам­ней), с желанием
следовать подростковой моде (собирание
накле­ек, этикеток от импортных
бутылок) и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Самый
примитивный вид увлечений —
информативно-коммуникативныеувлечения.
В них проявляется жажда получения новой,
не слишком содержательной информации,
не требующей никакой критической
переработки, и потребность в легком
обще­нии со сверстниками — во множестве
контактов, позволяющих этой информацией
обмениваться.

В
среде подростков, лишенных содержательных
увле­чений, возникают основные
проблемы, связанные с азартными играми,
противоправным поведением, ранней
алкоголизацией, токсикоманией и
наркоманией. Безусловно, подбор
интересного занятия для подростка,
организация части его свободного времени
благодаря кружкам или секциям не
становится гарантией того, что эти
проблемы будут сняты. Но, тем не менее,
это — один из наи­более действенных
путей их профилактики.

Предлагаем ознакомиться:  Ренгалин от кашля: инструкция для детей по применению сиропа и таблеток

Развитие способностей.

Старший
школьный возраст характеризуется
продолжающимся развитием общих
и специальных способностей детей
на базе ведущих видов деятельности:
учения, общения и труда.

Значительный
прирост
предметных знаний
создает хорошую базу для последующего
развития умений и навыков в тех видах
деятельности, где эти знания практически
необходимы.

Ранний
юношеский возраст являются доста­точно
сензитивными для развития всего комплекса
разнооб­разных способностей, и их
практическое использование влияет на
индивидуальные различия, которые к
концу этого возраста увеличиваются.

РАЗВИТИЕ
ЛИЧНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ

Ранняя
юность – время реального перехода к
настоящей взрослости. На этот возрастной
период приходится ряд новообразований
в структуре личности – в нравственной
сфере, мировоззренческой, существенно
изменяются особенности общения со
взрослыми и сверстниками.

Самоопределение.

Самоопределение,
как профессиональное,
так и
личностное,
становится центральным
новообразованием
ранней юности. Это новая внутренняя
позиция, включающая осознание
себя как члена общества,
принятие своего места в нем.

В
этот относительно короткий срок
необходимо создать жизненный
план
— решить вопросы, кем быть (профессиональное
самоопределение) и каким быть (личностное
или моральное самоопределение).

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Самоопределение
связано с новым восприятием
времени
— со­отнесением прошлого и будущего,
восприятием настоящего с точ­ки зрения
будущего. В детстве время осознанно не
воспринима­лось и не переживалось,
теперь осознается временная
перспекти­ва:
«Я» охватывает принадлежащее ему
прошлое, настоящее и будущее.

В
ходе исследования, проведенного
Т.В.Снегиревой, выявлены несколько типов
временной структуры «Я»,
выражающиеся в соот­ношении между
прошлым, настоящим и будущим «Я».

В
раннем юношеском возрасте наиболее
часто встречается вариант, при котором
кри­тичность к прошедшему детству
сопровождается умеренно вы­сокой
самооценкой и нацеленностью жизненных
перспектив на буду­щее. «Я-прошлое»
представляется чуждым, и отношение к
нему неизменно критическое. «Наличное
Я» в большей степени тяготеет к будущему
и выступает как новая ступень в
личностном самоопределении.

Значительно
у меньшего числа старшеклассников все
три «Я» преемственно связаны друг с
другом и в равной
степени
соответствуют идеальному «Я». Это —
субъективное гармоническое представление
человека о себе.

Проблема обучения детей с 6 лет Общая характеристика развития 6-летнего ребенка.

Психологи,
работающие с 6-летними детьми, приходят
к одному и тому же выводу: 6-летний
первоклассник по уровню своего
психического развития остается
дошкольником. Он сохраняет особенности
мышления,
присущие дошкольному возрасту; у него
преобладает непроизвольная
память
(так что запоминается, главным образом,
то, что интересно, а не то, что нужно
запом­нить); специфика внимания
такова, что ребенок способен продук­тивно
заниматься одним и тем же делом не более
10-15 минут.

«Ты сделал неправильно», — это
воспринимается, как «Ты плохой». Получение
отрицательных оценок, замечаний вызывает
тревожность, состояние дискомфорта,
из-за которых значительная часть учеников
становится пассивной, бросает начатую
работу или требует помощи учителя.
Неустойчи­вость
поведения,
зависящего от эмоционального состояния
ребен­ка, осложняет как отношения с
педагогом, так и коллективную работу
детей на уроке.

Комплексное
психологической исследование 6-летних
детей показало, что они чувствуют себя
спокойнее и увереннее — психологически
комфортно — при обучении в подготовительных
группах детского сада, по сравнению с
первыми классами школы. Этому существует
несколько причин:

  • Во-первых,
    условия детского сада привыч­нее для
    ребенка и этим облегчается процесс его
    адаптации к но­вой, учебной деятельности.

  • Во-вторых,
    благоприятные условия для обучения
    6-леток по объективным причинам смогли
    создать далеко не во всех школах:
    приходится превышать оптимальную
    наполняемость классов из-за отсутствия
    дополнительных классных комнат и
    учи­телей, не хватает помещении для
    игр и т.д.

  • В-третьих,
    детсадовский ритм жизни, стиль общения
    детей со взрослым человеком и между
    собой больше отвечает уровню развития
    психики ребенка-дошкольника. Из-за
    своей со­циальной нестабильности,
    трудностей приспособления к новым
    отношениям 6-летний ребенок остро
    нуждается в не­посредственных
    эмоциональных контактах, а в формализованных
    условиях школьного обучения эта
    потребность не удовлетворяется.

Психологи
и педагоги приводят много доводов «за»
и «против» школьного обучения с 6 лет.
Наиболее серьезные возражения про­тив
школьного обучения в этом возрасте
приводил в свое время Д.Б.Эльконин.
Он писал, что переход
на следующий, более высо­кий этап
развития детей определяется тем,
насколько полно про­жит предшествующий
период,
насколько созрели те внутренние
противоречия, которые могут разрешиться
путем такого перехода.

Если же он будет
совершен до того, как эти противоречия
созрели, — искусственно форсирован без
учета объективных факторов, — то
существенно пострадает формирование
личности ребенка. Сокра­щение
дошкольного детства на один год может
нарушить сложив­шийся процесс развития
детей и не принести пользы. Д.Б.

Элько­нин
считал, что вместо организации школьного
обучения с 6 лет целесообразнее расширить
сеть подготовительных групп детских
садов, в которых удобнее готовить детей
к школе — поскольку детям в детском
саду лучше, они живут более полной, более
мно­гообразной жизнью и выглядят
жизнерадостнее и здоровее, чем их
сверстники-школьники.

При
личностной
неготовности
детей к школе у учителя возникает крайне
сложный комплекс проблем. Ученики с
личностной неготовностью к обучению,
проявляя детскую непосредственность,
на уроке отвечают одновременно, не
поднимая руки и перебивая друг друга,
делятся с учителем своими соображениями
и чувствами.

Кроме того, они обычно
включаются в работу только при
непосредственном обращении к ним
учителя, а в остальное время отвлекаются,
не следя за происходящим в классе. Такие
дети нарушают дисциплину, что разрушает
их собственную учебную работу и мешает
остальным ученикам. Имея завышенную
самооценку, они обижаются на замечания.
Мотивационная незрелость, присущая
этим детям, часто влечет за собой пробелы
в знаниях, низкую продуктивность учебной
деятельности.

Преобладающая
интеллектуальная
неготовность
к обучению непосредственно приводит к
неуспешности учебных действий,
невозможности понять и выполнить все
требования учителя и, следовательно, к
низким оценкам. Это, в свою очередь
сказывается на мотивации: то, что
хронически не получается, ребенок делать
не хочет.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Поскольку
психологическая готовность к школе –
целостное образование, то отставание
в развитии одного компонента рано или
поздно влечет за собой отставание и
искажение в развитии других.

Оставьте комментарий

Adblock detector