Оглавление
В школу ребенок должен пойти сам
Самостоятельное приготовление домашнего задания – это зона ближайшего развития для подготовишки, для первоклассника. Сам он не научится этому, потому что школа не формирует такого навыка на данный момент. С нашей помощью – организующей, не замещающей, – ребенок в состоянии этот навык освоить.
И то же самое с разными конкретными затруднениями в учебе: что-то не получается, и мы делаем вместо ребенка и не делаем вместе с ребенком, помогая ему освоить. Это часто происходит потому, что родители отличаются гиперопекой, включены в детей с самого рождения. Гиперопека в учебе – это тупиковый путь. Нужно смотреть, как на следующую стадию развития не перекочевать с тем же стилем воспитания.
По возможности, ребенок в школу должен пойти сам. Надо понять, что это – не ваш 1 класс, хотя мы очень переживаем. Работа в зоне ближайшего развития: вы видите, что ребенок опять не положил физкультурную форму, и самое простое – положить форму вместо ребенка. Но это действие за него. С вашей стороны – помочь, направить, подсказать, но не сделать за него.
То же самое с учебными навыками. Кому-то сложно читать, кому-то — писать или отвечать на уроках. Очень важно, чтобы, когда начинается школьная жизнь, была поддержка: «Я верю, что у тебя получится». Не надо спасать ребенка, стараться за него сделать, объяснять, а дать понять, что он может сам, и вы верите в него, несмотря на сложности. Если ему нужна помощь, пусть не боится обратиться к вам.
Ребенку, который начинает соотноситься с системой образования, нужно много поддержки. У него еще не созрела мотивация, самооценка. Она пока на уровне дошкольника, и ему нужно бесконечно много подтверждений, что с ним все хорошо, что он – замечательный ребенок. Поскольку в учебе не всегда все гладко, потребность в поддержке дома возрастает.
Самое главное, чего надо избегать, когда ребенок пошел в школу – это формирование к нему оценочного отношения. С уроками пусть помогает тот, кто более спокойно к этому относится. Обычно пара подбирается так, что один более спокоен, другой менее. Чем больше взрослых нервничает по поводу ребенка, тем неоднозначнее может быть результат. Это как раз точка схождения амбиций – всем важно, чтобы был успех.
Когда начинается кризис 7 лет у ребёнка?
Когда ребёнок идёт в школу, у него изменяется статус. Как правило, родители, собирая чадо в первый класс, сопровождают процесс словами: «Совсем взрослый стал – школьник уже!», «Отправляешься во взрослую жизнь!» Некоторые дети даже самостоятельно, без сопровождения взрослых, начинают ходить в учебное заведение и на развивающие кружки.
Возрастной кризис 7 лет – это не простой период для ещё вчерашнего детсадовца. Ребёнку младшего школьного возраста необходимо быстро адаптироваться к новой атмосфере школьного коллектива, социальному статусу, дисциплине.
Вполне естественно, что поведение сына или дочери меняется. В ответ он тоже требует к себе отношения, как к взрослому члену семьи.
Психологи говорят, что в переходный период у школьника могут появиться новые черты поведения. Первоклассник может стать раздражительным, вспыльчивым или наоборот – замкнуться в себе. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, занижая свои способности. Пытаясь возвыситься в глазах взрослых, ябедничает на одноклассников.
Как проявляется кризис 7 лет у ребёнка?
Как проявляется сложное душевное состояние девочки или мальчика? Распознать кризисный период ребёнка родители могут самостоятельно, нужно только знать симптомы кризиса, признаки и его особенности. Стоит обратить внимание, если поведение сына или дочери изменилось резко в течение полугода. Ребёнок стал огрызаться и грубить близким, паясничать, разговаривать не своим голосом. Школьник забросил любимые игрушки, стал интересоваться общением со старшими детьми.
Возрастные кризисы имеют одну общую черту – отрицание. В 7 лет это связано с тем, что первоклассник очень хочет стать взрослым. Ребёнок думает, что с походом в школу все правила «садовской жизни» должны претерпеть изменения и начинает сопротивляться всему, что по-прежнему навязывают родители. Он хочет сам решать, что надеть, куда пойти, то есть в полной объеме вести себя, как взрослый член коллектива.
Новый уровень самостоятельности
Ребенок в кризисе 7 лет упрям. Он упорно отстаивает то, что услышал в школе. Он не всегда управляем. Он имеет полярное поведение, как и в кризисе 3 лет: то ведет себя как взрослый и независимый, то — как малыш, который хочет на ручки. И эта полярность – признак взросления.
Мама может отпихивать ребенка, обиженная негативными проявлениями, а это не правильно. Очень важно, по возможности, не терять спокойствия, видя, как ребенок оттачивает о вас свои возможности говорить «нет». Самое полезное, что можно сделать в кризисе 7 лет, — сталкивать ребенка с последствиями своей самостоятельности.
Не надо его ограждать от возможных ошибок, не надо пытаться его переубедить и испортить при этом отношения. Предупредить о последствиях мы можем.
Этот кризис довольно быстро проходит, и у ребенка возникает новый уровень самостоятельности, возможно, связанный с выполнением учебных заданий. Но учебная самостоятельность – сложный навык, состоящий из нескольких блоков.
• Первый блок – это блок планирования.• Второй – формулирование задачи.• Третий блок – выполнение.• Четвертый блок – проверка.
Это то, чему ребенку нужно научиться за время начальной школы на материале разных предметов. На каждом этапе может возникать застревание. Например, планировать время уроков ребенок точно пока еще не может, потому что он еще не освоился во временном континууме. Планировать можно помогать и организовывать помощь в зоне ближайшего развития: «Давай придумаем время, и ты заложишь в свой телефон, когда тебе пора делать уроки».
Формулирование задач. Не всегда ребенок может сам понять, что нужно. Тут может возникать сложность из-за невозможности ребенка прочесть письменное здание, или неправильного понимания того, что Марьиванна сказала. Здесь в зоне ближайшего развития можно помочь, попросив ребенка объяснить, что надо сделать в задании.
Полезно ставить ребенка в отношении уроков в экспертную позицию: он – эксперт, а вы – на подхвате. Пока он будет объяснять задание, вы поймете, правильно ли понял он, и сможете чуть скорректировать проблему. Если вы уверены, что Марьиванна сказала что-то не то, то уже очень полезны контакты с одноклассниками: «Позвони Маше, спроси у нее», — пусть позвонит и узнает сам.
Блок выполнения. Тут работа в зоне ближайшего развития – оценить, можно ли это сделать за один присест. Если задание большое – разбить на куски, которые ребенку по зубам. Это тоже то, что дети сами не могут, им нужна организующая помощь. Увидели, что примеров очень много, предлагаете: «Давай сначала сделаешь столько, потом будет перемена, потом еще примеры».
Часто ребенок не может оценить объем задания даже до 3 класса. Необходимо научить ребенка не отвлекаться на объеме маленького куска: не вскакивать, не подбегать к пианино, не набирать номер, — не отвлекаться на всякие более интересные и приятные занятия.
Блок контроля, проверки. Это вообще – загадка, потому что это взрослые умеют проверять, и то не всегда хорошо. А в школе проверять не всегда учат. Только хорошие педагоги учат, как проверять диктант, как пример пересчитывать. Нужно учить проверять.
Это вообще прекрасное умение. Находить ошибки дети очень любят, и можно в игровой форме предложить ему такую «учительскую» роль — проверять. У ребенка самооценка еще не вошла в соприкосновение с реальностью. Самооценка ребенка-дошкольника завышена. В период кризиса 7 лет и вообще в начальной школе она идет к нормальной.
Сделать уроки – задача, состоящая из таких вот непростых блоков, и в каждом куске могут быть затыки. Но это все легко проходится, потому что человек – невероятно обучаемое существо, и важно верно направить его.
Сколько длится кризис 7 лет?
Чтобы справиться с кризисом, нужно знать, сколько он длится. Кризис 7 лет начинается постепенно, по мере осознания ребёнком возможности самостоятельного выбора социальной роли и манеры поведения. Чаще всего это происходит в первый год посещения школы. Не стоит думать, что у кризиса только психологические корни.
Кризис 7 лет у ребёнка заканчивается, когда новая система мировоззрения прочно и гладко устраивается в сознании.
Не перегружать
Уметь себя проверить, уметь все спланировать может только не очень усталый ребенок. Ребенок перегруженный первым делом теряет способность к самоорганизации. При усталости вылетает то, что освоено не так давно: он еще может сложить 2 и 2, но не может себя усадить за стол и проверить то, что он написал.
Перегруженный, хронически усталый ребенок – не ученик. Уровень нагрузки – индивидуален. Это зависит от психотипа, от гемоглобина, от миллиона всяких факторов. И нужно смотреть: то, что вы ребенку дали, нормально или нет, — по общему состоянию, по общей вменяемости, по тому, как ребенок просыпается.
Две беды у младших школьников: хроническое снижение самооценки и хроническое переутомление. Они легко диагностируются внешними людьми, но плохо видны маме: на некоторые вещи нас глаз замылен. Склонны перегружать детей мамы и папы, которые сами перерабатывают. Склонны много требовать от детей мамы (и папы), которые от себя требуют многого.
Если вы знаете, что вы — человек с синдромом отличника, нужно понимать, что это первая вещь, которая готова будет обрушиться на голову вашего ребенка. Все амбиции, все ожидания, все требования к себе берут и переезжают на ребенка. Если вас это устраивает, пожалуйста: может быть, и получится добиться отличных результатов, и ребенок сможет добиться большего из-за ваших амбиций.
Но — у упавших на ребенка амбиций и ожиданий есть масса побочных действий: проблемы со здоровьем, можно отбить желание учиться, можно добиться красного диплома, но получить его лично для себя, в ущерб интересам ребенка. Это достаточно запредельная вещь – видеть, где ваши желания и амбиции, а где желания и амбиции ребенка. Нужно пытаться понимать, какие из ваших действий диктуются вашими желаниями, какие интересами ребенка.
Причины кризиса у детей в 7 лет
У родителей ребенка возникают резонные вопросы: откуда же вылез этот кризис, если ребенок был послушным и покладистым? Что родители сделали не так? Возникают разнообразные предположения о причинах нового поведения ребенка — кто-то «испортил», плохая компания, злые родственники, пошлое телевидение. Хотя причины кризиса семи лет психология видит, прежде всего, в семье и в самой природе психики.
Возрастные кризисы рассматриваются психологией как естественные этапы преобразования психики. Во время возрастных кризисов жизненный опыт, накопленный за прошедшие годы, «перерождается» в качественно новые структуры, которые и оказываются почвой для дальнейшего развития человека. Кризисы могут проходить как бурно, так и безболезненно: все зависит от того, какой опыт был накоплен в промежуточном этапе и какая социальная обстановка складывается на момент начала кризиса.
Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология отмечает как один из самых бурных кризисов за всю жизнь человека. В этот период у детей формируется социальная позиция ребенка и утрата детской непосредственности. От протекания и исхода кризиса зависит то, насколько малыш в последующем будет успешно адаптирован к жизни в социальной среде.
Социальная обстановка кризиса 7 лет сама подталкивает маленького человека к глубокой перестройке всего поведения. Прежде всего, в возрасте 6–8 лет малыш идет в школу. Это предъявляет к нему ряд новых требований: малыш, до этого особенно не ограниченный рамками дисциплины, теперь должен подчиняться уставу школы.
Носить школьную форму, сидеть по 45 минут на уроках, внимательно слушать учителя и выполнять задания — это звучит несложно для взрослого, а для большинства дошкольников даже заманчиво и волнительно, но все дети без исключения, едва попадая в новую среду, вынуждены перестраивать свое поведение и учиться соответствовать ожиданиям взрослых.
Меняется и окружение ребенка. Он получает опыт делового общения со сверстниками. Школьный класс — это первый «рабочий коллектив», где не просто собраны сверстники, но и объединены единой задачей: учиться.
Ребенок может прийти в школу с различной мотивацией. Первая мотивация — игровая. Малыш воспринимает учение как забавную игру и получает фрустрацию сразу же, как только ему были предъявлены более или менее серьезные требования, выполнять которые он не согласен.
Вторая мотивация — демонстративная. Детям нравятся атрибуты «взрослости»: они рады новым тетрадкам, учебникам, рюкзаку и форме. Им нравится демонстрировать их, тем самым ощущая свою принадлежность к определенной социальной группе, которая кажется важной и заманчивой. Как и в первом случае, ребенок оказывается фрустрирован, как только понимает, что за внешними атрибутами «взрослости» кроются не вполне приятные занятия, к которым приходится прикладывать усилия.
Наконец, третья мотивация — учебная. К 7 годам очень немногие дети обладают личностью настолько сформированной, чтобы получать удовлетворение непосредственно от получения знаний. Одновременно с этим, учебная мотивация является наиболее адаптивной, поэтому формирование правильного отношения к учебе становится задачей родителей и педагогов (как дошкольного учреждения, так и школы).
Причины возникновения кризиса могут быть разными. В этом возрасте ребёнок уже осознанно оперирует такими эмоциональными состояниями как грусть, радость, зависть и прочее. Глядя на родителей, дети до 7 лет перенимают некоторые черты характера и поведения подсознательно, не используя их для получения выгоды или проявления собственной индивидуальности.
Ещё одной причиной являются изменения в системе нравственных координат ребёнка. Взгляд на жизнь учителей и одноклассников может сильно отличаться от той картины, которую рисовали родители. Поэтому Вашему сыну или дочери необходимо время, чтобы разобраться в происходящих переменах и выработать для себя свою систему нравственного отсчета.
В дополнение к выше перечисленному. У ребёнка меняется ощущение своего тела, которое из детского постепенно начинает превращаться в тело подростка. С новой силой, скоростью и гибкостью нужно научиться обращаться. Именно поэтому в этот период особенно полезно уделять достаточное внимание спорту и здоровому образу жизни.
Выготский кризис 7 лет определял как этап становления социального самовосприятия личности. Основными причинами кризисных переживаний являются внутренние (психофизиологические изменения) и внешние (социальные и общественные нормы) факторы.
Среди психологических факторов появляется потребность активного усвоения собственной новой социальной роли, а также ориентации в иерархической структуре общества. Дети, привыкшие общаться со всеми взрослыми, как с равными себе, долго привыкают к тому, что с учителями необходимо другое поведение. Происходит деление на друзей и отшельников в группе сверстников, появляется потребность не только самопрезентации, но и умения отличать подходящую компанию.
Все это очень напоминает взрослую жизнь, поэтому получая обязанности, ребенок начинает активно отстаивать свою самостоятельность и право выбора, причем касается это всех сфер, а не только учебы. Родители часто оказываются не готовы к восприятию своего малыша более взрослым и продолжают применять детсадовский стиль воспитания, на фоне чего возникает множество конфликтов.
Получив официально признанную новую социальную роль, ребенок не имеет достаточного адаптационного опыта для быстрой перестройки или способности поддерживать две модели поведения – маленького и школьника.
Отсюда возникает либо стремление к отвержению прошлой роли (отказываясь ложиться рано спать или играть с младшими детьми) или же регрессия (попытки вернуться в садик, жалобы, возвращение к поведению лет пяти). Окончательное осознание себя отдельной личностью формирует два локуса оценки – внешний и внутренний, что формирует более зрелую личность.
Ребенок отличает свою оценку собственных поступков и чужую, понимая, что они не всегда идентичны. Это усиливает независимость суждений и поступков, ведь теперь чтобы воспринимать свою личность в позитивных красках, а поступки, как правильные – нет необходимости полного подчинения кому-то. Это может повышать уровень непослушания, ведь расстроенное лицо матери больше не означает, что он поступил действительно плохо – это становится просто ее оценкой ситуации.
Система социальных отношений становится более ранжированной, в ней появляются близкие и формальные взрослые, приятные и незнакомые сверстники. На первых порах наличие такого разнообразия подкатегорий и потребность постоянного тестирования реальности является энергозатратной для детской психики. Ведущей деятельностью остается учебная, в связи с чем уровень напряжения растет во всех направлениях, включая как когнитивные процессы, так и эмоциональную сферу.
Школьные правила и запреты являются внешними факторами, изменяющими психику. Для изучения пределов дозволенного, поиска обходных путей и манипуляций, для улучшения собственной жизни ребенок использует не диалоговую модель (присущую на более зрелых этапах развития), а поведенческую. Выглядит это в провокационном поведении, игнорировании, непослушании, саботировании. Цель у подобного поведения одна – проверить насколько действительно крепки и нерушимы правила, насколько родители и учителя поддаются влиянию.
Физиологические изменения (смена зубов, быстрый рост, увеличение силы и мышечной массы, улучшение навыков концентрации и выносливости) предоставляют множество новых возможностей. Вместе с тем именно физические (хоть и позитивные) изменения даются детям тяжело. Они не осознаются, но требуют адаптации, привычная способность контролирования своего тела меняется, что в итоге вызывает состояние постоянной фоновой неосознаваемой тревожности.
- Детям все еще нелегко взять и переключить режим садик на школу, и тем более с избытком незнакомых чувств. Соответственно могут появляться нетипичные, даже для самого спокойного крохи, реакции.
- Новые потребности, и их хочется удовлетворить самостоятельно. Поэтому если дитя не готов к поиску решений или в его воспитании присутствуют строгие ограничения, кризис у детей не заставит себя ждать.
- Социальный статус. Когда ребенок приходит в школу, он сталкивается с тем, что у каждого из сверстников разные знания, подготовка, особенно психологическая. И могут возникать трудности с общением, выполнением заданий. Что может привести к детской депрессии, а именно к кризису в 7 лет ребенка.
- Переоценка ценностей. Буквально месяц назад важнее всего было поиграть в любимые игрушки, а теперь учеба берет вверх над другими видами деятельности. Это может немного сбить ребенка с толку.
- Еще одной причиной детского кризиса является активное становление коры мозга, а именно развитие интеллекта. Знания в большом объеме за один раз могут немного пугать чадо и ему необходима будет разгрузка, т.е. занятие не требующее усилий в получении знаний.
В этом возрасте ребенку максимально нужна помощь в борьбе с кризисом. Именно поведение родителей больше всего влияет на длительность сложного периода и последствий.
Все проблемы, которые есть у взрослых — чаще всего появляются именно из-за кризиса в возрасте 7 лет у ребенка. Это и неуверенность, и комплекс неполноценности, и неправильная оценка чувства собственного достоинства. И первое ,что должны сделать родители — набрать побольше терпения и поддержать малыша.
Что делать родителям в кризисный период?
Как вести себя родителям? Как помочь сыну или дочери? Ссоры и обиды – это обычные явления любого детского психологического кризиса. Они требуют от мамы и папы терпения, умения интерпретировать те эмоции, с которыми ребёнок сейчас сталкивается в повседневной жизни.
Главная задача для папы и мамы в период детского кризиса – это поддерживать и оставаться спокойными. Учитывая тот факт, что первоклассник в этом возрасте копирует Ваше поведение, то чем больше терпения Вы будете проявлять в отношении своего ребёнка, тем более спокойным будет и он. Срываться и кричать на сына или дочь в это время – значит заведомо усложнять семейное равновесие.
Чем больше увлечений – тем меньше хлопот. Удивительно, но школьник, который занимается спортом или регулярно ходит в различные кружки, меньше подвержен кризису семи лет. Хобби и различные увлечения помогают ему направить энергию в нужное русло, а постоянное общение со сверстниками учит тому, что люди бывают разные и не стоит повсюду ставить свою точку зрения на самую высокую ступень.
Плюсы переходного периода в том, что ребёнок в этот момент бурно развивается и стремится социализироваться. Чтобы процесс перехода прошёл гладко и успешно, психологи рекомендуют родителям не паниковать. Руководствуйтесь знаменитой фразой: «Всё проходит, пройдёт и это». В итоге кривляние и паясничество перерастут в волевые решения, которые ребёнок будет способен принимать самостоятельно, а не слепо следовать внешним обстоятельствам.
Для родителей «кризисных» детей, которые уже перешагнули грань адекватного поведения, есть только одна рекомендация: скорее обращаться к психологу, пока временные негативные явления не стали чертой характера чада. Важно помнить, что поведение ребенка как зеркало отражает последствия воспитания его родителями.
Если сразу же не убирать психологические проблемы ребенка, они обязательно появятся в зрелом возрасте. Например, в виде различных страхов, фобий, панических атак, неуверенности в себе и прочее. Тогда на помощь придет психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.
Для тех родителей, которые только столкнулись с первыми проявлениями кризиса или ожидают его всплеска в ближайшее время, есть несколько универсальных советов по воспитанию младшего школьника, которые помогут справиться с серьезными проблемами в будущем.
Первое правило психологии общения с ребенком 7 лет — объяснять. В малыше просыпается познавательский интерес, и безопаснее всего удовлетворять его родителям. Ему становятся интересны причины явлений окружающей природы, социальных феноменов и прочего. Для родителей это шанс заново начать познавать мир, а для ребенка — впервые открыть его.
Это правило работает и в воспитательных целях: если родители хотят оградить чадо от чего-либо через запрет, то необходимо объяснить последствия нежелательных действий. Во-первых, это сработает эффективнее, т. к. интерес к «методу научного тыка» будет заранее удовлетворен. Во-вторых, при помощи аргументированного объяснения можно с большой вероятностью избежать конфронтации и слепого упрямства.
Следующая рекомендация — слушать. Это поможет сформировать нормальную самооценку и в будущем избежать боязни публичных выступлений. Даже если вы знаете, что рассказ приукрашен фантастическими подробностями, внимательное выслушивание позволит понять внутренний мир ребенка, обсудить и уточнить спорные моменты. Дети в 7 лет уже способны к достаточно аргументированной дискуссии, им нравится, когда их позицию выслушивают и прислушиваются к ней.
Еще одна полезная привычка — советоваться. Малышу важно, чтобы его мнение учитывали. Поэтому в 7 лет, выбирая одежду или игрушку, необходимо советоваться, совместно искать компромисс и обсуждать его решения. В кризис 7 лет чаду важно считать себя полноправным членом общества, быть наравне со взрослым. Подобное «равное» общение поможет сформировать навыки рассуждения, дискуссии и ответственности.
В рекомендации родителям от психолога на период кризиса 7 лет входит также предоставление личного времени. Младший школьник должен учиться распоряжаться свободными часами на свое усмотрение — это повышает его личную ответственность и формирует навыки тайм-менеджмента. Предварительно следует объяснить, какие дела необходимо выполнить и какая ответственность ожидает в случае уклонения от обязанностей.
Наконец, самыми важными пунктами являются полное исключение насилия в воспитании и отказ от позиции, в которой ребенок воспринимается как собственность взрослого. Нужно понимать, что в 7 лет важно обрести навыки самостоятельности и взрослой жизни, а с физическими наказаниями и жесткими указками чадо превращается в игрушку родителей, порой озлобленную и неблагодарную.
Столкнувшись с огромным количеством новых обязанностей, ребенок нервно реагирует на любые требования и долженствования. Все свои пожелания нужно формулировать с целью актуализации собственного интереса у ребенка или потребности их выполнить. Приказы или даже просьбы могут восприниматься негативно. Требования относительно поведения лучше не произносить, а показывать собственным примером.
Чтобы снизить уровень стресса, исключайте сразу игровую деятельность из жизни ребенка, заменяя ее учебной. У него должен оставаться промежуток привычного мира, где можно отдохнуть и расслабиться. Хорошо еще перед школой проводить обучающие подготовительные занятия, касающиеся не только изучения базовых знаний, но и относительно форм воспитания (необходимость придерживаться расписания, уважать взрослых и прочее).
Важно уважать решения, принятые ребенком, даже если они нелепы. В качестве коррекции может подойти напоминание, например о том, что в прошлый раз гулять на голодный желудок было неприятно, а эксперименты с внешностью лучше оставить до отзыва сверстников. В случае возникновения спора не давите авторитетом и не запрещайте чего-то без аргументов, таким образом, вы поощряете прямой протест или упрямство.
Разговаривая с применением фактов, вы не только узнаете мотивацию ребенка, но и получите возможность высказаться и услышать его. Любой диалог оставляет между вами контакт, что является более значимым, чем формальное сохранение позиций. Кризисов и тяжелых моментов впереди еще много и важна подсознательная уверенность в родительской поддержке, дающая возможность посоветоваться в спорных вопросах и получить защиту или дельный совет в случаях, когда невозможно справиться самостоятельно.
Проявления кризиса
В период кризиса у детей появляются некоторые общие модели поведения, которые позволяют им преодолевать трудности, вставшие на пути. Многие родители не воспринимают их адекватно, понимая такие проявления как нечто «ненормальное», пришедшее от «плохих» товарищей или из «плохой» школы. Перечислим основные проявления:
- Наигранность поведения. Ребенок под влиянием внешних требований теряет непосредственность, и взамен нее приходит прямое подражание, кривляния, передразнивание и прочие проявления «театральности». При помощи таких форм поведения дети как бы «обкатывают» различные приемы, которые они могли бы применять сознательно, вызывая у себя ту или иную реакцию. Кроме того, наигранность служит способом привлечения внимания взрослых, т. к. авторитет взрослого человека очень важен для ребенка в кризисный период. Даже негативное внимание является необходимостью.
- Вертлявость и неусидчивость. Постоянное беспокойство (иногда даже тревожное) связано со сменой ведущей деятельности. До 7 лет главной деятельностью является игровая, а с началом обучения в школе ей на смену резко приходит учебная. Дети продолжают переключаться со своих заданий на игры как бы «по инерции», т. к. их мозг неспособен к резкой перестройке вида работы. Кроме того, некоторые дети из-за стресса становятся очень утомляемыми. Это зависит от множества факторов — обстановки в семье, темпа физического развития, степени его готовности и вида мотивации к школе и т. д.
- Вредные алогичные действия. Некоторые родители не перестают удивляться тому, что способны «выкинуть» их дети в период кризиса. И действительно: некоторые из них начинают совершать поступки, не поддающиеся логике. Мучают животных, поджигают мебель, пачкают стены, причем совершают это вполне осознанно. Такое поведение становится реальным поводом для обращения к психологу, т. к. свидетельствует о злокачественном течении кризиса. В некоторых случаях подобное поведение может быть даже манифестацией детской шизофрении (однако это происходит довольно редко).
- Эмоциональные изменения. Под этим понятием кроются два противоположных состояния: либо повышенная агрессивность, либо замкнутость и застенчивость. Часто это связано с социальным окружением: с изменением отношения в семье или с низким авторитетом среди одноклассников.
Психология ребенка 7 лет также предусматривает различные проявления упрямства и негативизма. Стремясь доказать свое равенство со взрослыми, он начинает упрямиться, вступать со взрослыми в открытую конфронтацию и даже прибегать к грубости. На просьбы и указания родителей малыш отвечает упрямством и упорствует либо до тех пор, пока не отстоит свое мнение, либо до тех пор, пока не доведет себя и окружающих до истерики. Не все родители готовы терпеливо относиться к такому поведению, что, в свою очередь, провоцирует усиление и нарастание конфликта.