Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Какова польза?

Польза от ежедневных занятий с малышом будет заключаться в следующем:

  1. Уменьшится слюнотечение.
  2. Снизится психо-эмоциональное перенапряжение.
  3. Произойдет корректировка звуков.
  4. Будет проведена работа над нормализацией показателей речевого дыхания.
  5. Откорректируются такие нарушения: дизартрия, голос, заикание, ринолалия.
  6. Произойдет увеличение тонуса мышечных тканей лица.
  7. Закрепится глоточный рефлекс.
  8. Улучшится состояние голоса и т. д.

Противопоказания к проведению

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.
Массаж языка
Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Мамочкам необходимо действовать таким образом:

  1. Кончик язычка фиксируется двумя пальцами, после чего им выполняются движения вверх и вниз, налево и направо, вперед и назад.
  2. Поверхность языка, которому снизу нужно обеспечить поддержку, поглаживается посредством большого пальца.
  3. Создаются вибрации, для чего делаются неинтенсивные постукивания.
  4. Осуществляется массирование уздечки.
  5. Поверхность язычка поглаживается посредством кусочков тканей, имеющих разную текстуру.

Для проведения ежедневных занятий следует задействовать зубную щетку, оснащенную мягкой щетиной.

Ворсистой стороной мамочка должна проводить по поверхности язычка, вырисовывая различные буквы.

Чтобы в домашних условиях проводить эффективные занятия с ребенком, родители должны создать тишину и покой, так как в противном случае он будет постоянно отвлекаться.

В помещении должно быть достаточно светло, а также присутствовать доступ свежего воздуха. Руки родителя предварительно должны быть вымыты и продезинфицированы, согреты.

Первое занятие должно быть непродолжительным, максимум десять минут, чтобы малышу не стало скучно.

Постепенно временной промежуток, выделяемый для массажных упражнений, должен увеличиваться, и через неделю составлять минимум 25-ть минут.

Специалисты рекомендуют мамочкам провести с малышами не менее 15-ти сеансов.

Для них они должны приобрести в аптечных сетях растительные масла, которые являются гипоаллергенными.

Если занятия будут проводиться с грудничками, то следует задействовать стерильные перчатки и маски для предотвращения выделения из ЛОР-органов вирусов и бактерий.

При выполнении логопедического массажа ключевое внимание уделяется щекам, губам, языку и мягкому небу. Его техника включает в себя несколько этапов.

  1. Изначально массажист делает щадящие поглаживания по лицу в разных направлениях.
  2. Продольные мышцы языка массажируют по вертикали (от корня языка к его кончику).
  3. Затем надавливание проводится на язык (его поперечные мышцы: двигаться необходимо от центра языка к его краям).
  4. По всему органу речи делаются разнообразные поглаживания (по кругу и по спирали).
  5. Производятся похлопывания по всей поверхности языка.
  6. Специалист аккуратно надавливает на продольные мышцы.
  7. Уздечку языка массажируют по вертикали.
  8. Перетирающие массажные движения (нужно использовать салфетку из марли).

Цикл массажа состоит из 10-20 сеансов. Проводить их необходимо 2-3 раза в течение недели. Все действия полезно будет повторить спустя 4-8 недель.

Массаж лба

Начинается логопедический массаж лица с поглаживающих движений, которые делают от середины лба, постепенно двигаясь к височной области. Затем специалист двигается от бровей к верхней части лба. В этом же направлении делают разминающие и вибрационные движения (поочередно). Вибрационный массаж выполняют специальным вибромассажером.

Массаж щек

После массажа лба специалист приступает к массированию щек. Массирует аккуратными разминающими и растягивающими движениями, которые следует начинать от уголков рта и продолжать к вискам по мышцам щеки. Заканчивается массаж щек легкими поглаживаниями (от скул до нижней челюсти).

Массаж носа

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Следует выполнять поглаживающие, растягивающие и вибрационные движения по крыльям носовой мышцы. После этого делают легкий поглаживающий массаж носогубной складки от крыльев носа к углам рта.

Массаж рта

Далее массажист приступает к массажу рта, поглаживая и растягивая кожу от середины верхней губы, постепенно продвигаясь к углам рта. Нижнюю губу массажируют таким же образом.

Массаж подбородка

Подбородок массируют от середины рта к его углам, поглаживая его и разминая.

Массаж шеи

Его выполняют поглаживающими и разминающими движениями по грудинно-ключично-сосцевидной мышце.

Во-первых, в помещении, в котором проводится сеанс, не должно быть холодно. Особые требования выдвигаются к рукам массажиста. На них не должно быть украшений, ногти необходимо остричь, исключается наличие любых воспалительных заболеваний.

Во-вторых, массаж нельзя делать менее чем через два часа после еды. Полость рта очищают от возможных остатков пищи и крошек.

В-третьих, массаж делают ежедневно, курсом до 20 сеансов. Если у ребенка ярко выражено нарушение речевой деятельности, его длительность должна быть дольше. Сроки проведения массажа определяет только врач. Длительность сеанса полностью зависит от психоэмоционального состояния ребенка: нервного напряжения, страха, настроения и не только. Первый сеанс не должен превышать не дольше 5-6 минут. Постепенно его продолжительность увеличивается.

При тяжелых и сложных нарушениях сеансы массажа могут применяться в течение года и более.

В-четвертых, ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, не испытывая страха и боли. Лучше всего, если рядом будет мама. К каждому маленькому пациенту врач должен подбирать индивидуальный подход, все должно быть правильно. Массаж принесет пользу только тогда, когда ребенок будет испытывать к специалисту полное доверие.

Ребенок должен осознанно подходить к процедурам массажа, понимать его необходимость для нормального развития и повышения умения использования звуков. Цель логопеда – настроить ребенка на положительный результат после сеансов. Для избавления от страха перед массажем ребенку необходимо показать все действия на другом маленьком пациенте, который уже не боится процедур.

Для проведения массажа специалисты чаще всего используют следующие предметы:

  1. Медицинские перчатки (стерильные).
  2. Защитная маска.
  3. Специальное массажное масло.
  4. Нашатырный спирт (если понадобится медицинская помощь).

Как и у любой процедуры, у логопедического массажа есть свои факторы, при которых ее делать нельзя:

  • воспаления и высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличенные лимфатические узлы;
  • стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью);
  • грибок на коже;
  • синяки на массажируемом участке;
  • тромбозы сосудов;
  • болезни капилляров и крови;
  • острая стадия крапивницы;
  • наличие онкологических заболеваний;
  • порезы или ссадины, в которых есть инфекция;
  • фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул);
  • ОРЗ;
  • стоматит;
  • конъюнктивит;
  • судороги;
  • чрезмерная чувствительность ребенка.

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность. Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов.

В серьезных случаях расстройств используется логопедический массаж, восстанавливающий голосовые возможности, тонизирующий мускулы речевой системы, сокращающий срок становления произношения. Даже явные неврологические симптомы поддаются этой методике и дают неплохие результаты.

Воздействие на значимые центры речи – язык, губы, мочки ушей, шею – назначается детям со следующими врожденными и приобретенными сбоями:

  • c частичной потерей или неполным расстройством голоса;
  • c различными речевыми аномалиями;
  • c излишней интенсивностью лицевых мышц;
  • c избыточным рефлективным слюнотечением;
  • со сбоем всей произносительной стороны речи;
  • с детским церебральным параличом;
  • с дефектами формирования артикуляционной мускулатуры;
  • со всеми разновидностями логопатии.

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Все эти недостатки нуждаются в непременном и срочном исправлении, длительном и трудоемком, но необходимом, потому что в перспективе некачественная дикция воспрепятствует многим видам деятельности, которыми захочет заниматься выросший ребенок. Серьезные нарушения даже могут привести к инвалидности. Поэтому следует знать, как делать логопедический массаж лица ребенку-инвалиду.

В момент выполнения массажа малыш должен испытывать комфорт и доверие, не ощущать тревогу, поэтому всегда следует найти к нему подход, поговорить с ним, отвлечь чем-нибудь. Малышам проводят сеанс в коляске или на коленях у мамы. Позднее дети привыкают к манипуляциям специалиста и успокаиваются.

Время проведения сеанса – через 2 часа после еды. Детский рот рекомендуется тщательно прополоскать.

Предлагаем ознакомиться:  Как правильно приучить ребенка к горшку опыт многодетных мам и мнение педиатров

Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

  1. Корректирование правильного звукопроизношения.
  2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
  3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
  4. Укрепление глоточных рефлексов.
  5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

Основные методики

Сниженный мышечный тонус, вызванный рахитом, синдромом Дауна и другими заболеваниями, требует активизации мускульных групп. Начинают манипуляции с обработки мускулов лица, переходя затем к остальным. Применяют классические приемы с постепенно увеличивающейся силой надавливания, стараясь не причинять ребенку неприятных ощущений.

При увеличенном мускульном возбуждении, вызванном травмой мозга в процессе родов или в период внутриутробного развития, а также гипоксии, краснухи, родовых травмах, применяется расслабляющая техника. Она состоит из классического поглаживания и вибраций. Начинается сеанс в воротниковом и плечевом отделах, продолжается обработкой лица, губ и языка. Релаксация осуществляется замедленными, плавными и слегка давящими передвижениями, повторяющимися 8-10 раз.

Массирование язычка профессионал выполняет, применяя специальные приспособления. В условиях дома используют ложку или просто указательный палец, которым поглаживают, начиная с кончика язычка по направлению к корню. В процессе выполнения массажа чайными ложками, выпуклой стороной инструмента проводятся поглаживания и растирания лба, висков, щек, области рта и шеи, подбородка и скул.

Избавить малыша от речевого расстройства и научить безупречно разговаривать могут родители, для этого они должны вовремя заметить проблему и приложить все силы для ее устранения. Поможет им в этом логопедический массаж, который должен быть назначен педиатром при наличии определенного диагноза. Проводить его можно со специалистом, а также в домашних условиях, предварительно познакомившись с правилами и техникой выполнения.

Успешность исцеления во многом будет зависеть от регулярности занятий и терпения родителей.

Хочется отметить, что логопедический массаж в Москве лучше делать у профессионала. Например, у Екатерины Русловой в Детском Центре Слухон на Пилюгина (м. Новые Черемушки).

Карина Осипова

Автор статьи

Карина Осипова

Александра является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

В настоящее время применяются четыре основные методики логопедического массажа:

  1. Классическая. Осуществляется поглаживание, похлопывание, постукивание, вибрации, растирание.
  2. Точечная. Осуществляется прямое воздействие на биологически-активные участки.
  3. Сегментарно-рефлекторная. Движения позаимствованы из классической методики, но они выполняются на определенных зонах.
  4. Зондовая. Движения выполняются посредством специальных инструментов.

При каких показаниях ребенку нужен логомассаж

  • Раздражаются нервные рецепторы, расположенные в коже, активизируя деятельность рефлекторно связанных с ними внутренних органов.
  • Происходит воздействие на мышцы, волокна которых избавляются от напряжения и растягиваются. Как результат, ослабевают спазмы и зажимы, повышается работоспособность тканей.
  • Нормализуется функционирование сердечно-сосудистой системы: улучшается кровоток, стабилизируется артериальное давление. Причем вибрации небольшой частоты понижают, а высокочастотные, наоборот, повышают его, ускоряя сердцебиение.
  • В организме начинается усиленная выработка эндорфинов – особых веществ, помогающих избавиться от болевых ощущений.
  • Удаляются ороговевшие чешуйки эпидермиса, активизируется работа сальных и потовых желез, в несколько раз увеличивается приток кислорода и питательных веществ, что способствует улучшению внешнего вида и рельефа кожи.
  • Происходит стимуляция обменных процессов.
  • Размягчается и выводится из дыхательных путей накопившаяся в результате воспаления или инфекции мокрота.

Принимая во внимание эффективное оздоровительное действие, процедуру назначают при:

  • заболеваниях дыхательных путей: астме, бронхитах, эмфиземе легких, плеврите, пневмонии, кашле;
  • проблемах с кишечником и желудком: гастритах, дискинезии, воспалительных процессах;
  • патологиях опорно-двигательного аппарата: остеохондрозе, межпозвонковых грыжах, судорогах, спондилезе, последствиях переломов;
  • отклонениях в работе центрального и периферического отделов нервной системы: судорожных или заторможенных состояниях, невралгиях и даже параличах.

Вибрационную технику применяют для массажа различных участков тела, но для большей эффективности особое внимание уделяют болезненным и сегментарно-рефлекторным зонам, а также биологически активным точкам.

Известно, что при неумелом обращении даже самое эффективное лечебное средство может превратиться в яд. Массаж не является исключением. Не приступайте к процедуре, пока не пройдете тщательное медицинское обследование и не посоветуетесь с лечащим врачом. Только он поможет исключить наличие противопоказаний и подберет наиболее приемлемую для вас технику.

Обучиться выполнению ручного вибрационного массажа может любой желающий, главное – овладеть основными приемами воздействия и придерживаться особых правил проведения оздоровительной процедуры:

  1. Задайте наиболее подходящее положение телу пациента. Спину, живот и ноги лучше массировать лежа, грудную клетку – в коленно-локтевой позиции, остальные части тела – сидя.
  2. Не используйте косметические или массажные смазывающие средства: руки массажиста будут соскальзывать с поверхности кожи, что значительно ослабит лечебное воздействие.
  3. Начните процедуру с поглаживания и растирания. Эти движения разогреют ткани и подготовят их к более активной проработке.
  4. В основной части сеанса сочетайте технику непрерывной и прерывистой вибрации, чередуя ее с легким поглаживанием.
  5. Регулируйте силу колебания в зависимости от желаемого результата. Это можно сделать при помощи угла наклона пальцев: чем он ближе к 900, тем сильнее и глубже проработка поверхности.
  6. Массаж спины выполняется снизу вверх, исключая область позвоночника и почек.
  7. Воздействие на живот может быть вредно, поэтому прежде проконсультируйтесь с врачом. Нужно на 100% убедиться, что отсутствуют камни в почках и желчном пузыре. Во время процедуры движения направляют от пупка по часовой стрелке.
  8. Ноги и руки массируют, двигаясь от пальцев вверх.
  9. Заканчивают сеанс все тем же растиранием и легким поглаживанием.

Манипуляции можно совершать пальцами, кулаками  или ребром ладони. При этом применяются следующие приемы.

Непрерывная вибрация (выполняется не отрывая рук от тела пациента):

  1. Сотрясение:большим и указательным пальцами, расположенными с разных сторон массируемой поверхности, совершаем быстрые движения, немного смещая ткани. Рука при этом движется как если бы мы просеивали муку сквозь сито. Этот прием больше всего подходит для воздействия на руки, ноги, крылья носа, а также область шеи.
  2. Встряхивание:обеими руками берут кисть пациента, быстро и ритмично потряхивают ее. Мышцы конечности в этот момент должны быть полностью расслаблены. Такой прием позволяет усилить кровоток и дренажный эффект, а также согреть замерзающего человека.
  3. Подталкивание:похоже на встряхивание, но проводится с большей амплитудой движения.

Непрерывное воздействие важно выполнять грамотно, иначе массажист сам рискует заработать неприятные ощущения, мышечный спазм и сводящие пальцы судороги. Эти движения тренируют, воздействуя на небольшую поверхность, в центр которой ставят стакан с водой. При правильно выполненной вибрации, жидкость остается практически неподвижной, а в случае некорректного воздействия – выплескивается.

Прерывистая вибрация:

  1. Поколачивание:ритмично стучим по массируемому участку подушечками пальцев, каждый раз отрывая их.
  2. Похлопывание:легкие удары наносим слегка согнутой кистью. Образовавшаяся воздушная прослойка заметно смягчает воздействие. Такой прием прекрасно подходит для больших мышц спины, бедра или ягодиц.
  3. Рубление:ребрами обеих ладоней попеременно обрабатываем проблемную зону, чаще всего на спине или конечностях. Давление должно быть довольно интенсивным, но безболезненным.
  4. Пунктирование:массируем поверхность двумя или четырьмя пальцами, имитируя бой барабанных палочек. Эффективно для воздействия на зону головы, где практически отсутствует жировая клетчатка, в том числе на область вокруг глаз и подбородок.

Мануальный метод вибрационного массажа хорош тем, что специалист ощущает состояние тканей организма и имеет возможность корректировать интенсивность и менять приемы воздействия. Боль и неприятные ощущения в проблемной зоне уходят, как правило, уже через 2–3 сеанса. Целесообразность продолжения процедуры должен рассмотреть врач.

В домашних условиях также можно организовать сеансы аппаратной вибротерапии. Для этого достаточно приобрести один из массажеров, в широком ассортименте представленных на современном рынке медицинской техники.

Это могут быть ручные, переносные или стационарные устройства (к примеру, массажер Огулова или комплект Су-Джок).

Они не только оказывают эффективное лечебное воздействие, но и помогают снять физическую и психологическую усталость, повысить работоспособность и настроение. С их помощью массаж выполняется двумя способами:

  1. Лабильным. Когда аппарат, плотно прижатый к коже, медленно перемещается по всей зоне.
  2. Стабильным. Когда воздействие строго направлено в одну точку.

Движения при этом совершаются:

  • прямолинейно, по ходу лимфотока;
  • поперечно;
  • штрихообразно;
  • зигзагообразно, с большим давлением;
  • по кругу;
  • по спирали, растирающими и разминающими движениями.

Насадки могут быть расположены под разным углом к обрабатываемой поверхности: вертикальные осуществляют самое интенсивное воздействие, а касательные – наиболее щадящее. При проведении аппаратного массажа стоит помнить об основных его правилах:

  • Готовим тело, поглаживая и разминая его руками.
  • На ролики устройства наносим специальный гель, который облегчит скольжение по телу.
  • В первую очередь круговыми и прямолинейными движениями по направлению к лимфоузлам в течение 5–10 минут прорабатываем спину.
  • Затем 2–3 минуты массируем руки, двигаясь от пальцев к локтю и выше, к подмышкам.
  • Позже переходим к пояснице и области ягодиц, направляя движения к паху.
  • Массаж ног начинаем с задней поверхности бедра, двигаясь от пятки до колена и выше, к паховой области. Переднюю поверхность также обрабатываем снизу вверх, не забывая про коленный сустав.
  • Грудь массируем по направлению к позвоночнику, а живот – по кругу, обходя область печени. Но нужно помнить, что эти зоны являются очень чувствительными, к тому же здесь расположены жизненно важные органы, поэтому манипуляции проводим только после предварительного согласования с врачом.
  • Заканчиваем всю процедуру легким поглаживанием руками.

Покупая вибромассажер, не забудьте проверить сертификат соответствия и регистрационное удостоверение. Их наличие застрахует вас от покупки некачественной контрафактной продукции, способной нанести вред здоровью.

Вибромассаж полезен для лица, зоны декольте и шеи. Его осуществляют с помощью специальных компактных устройств с губчатыми, резиновыми или пластиковыми насадками.

Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка кататься на коньках самые надежные методики

Такая процедура обладает дренажным эффектом, ускоряя лимфоток и выводя шлаки и токсины из организма.

Кровеносные сосуды расширяются, а ороговевшие клетки верхнего слоя эпителия отшелушиваются, в результате чего кожа становится гладкой, эластичной и приобретает здоровый розовый оттенок. Главное, совершать движения следуя основным массажным линиям.

За 10–15 сеансов такой аппарат справляется с мелкими морщинками, повышает упругость кожи, избавляет от прыщей и пигментных пятен, делая вас на несколько лет моложе.

Вибрационную терапию назначают, начиная уже полугодовалого возраста. Причем в основном воздействуют на грудную клетку мануальным способом. Дело в том, что пока не сформировался иммунитет, младенцы подвержены частым простудным и инфекционным заболеваниям, которые нередко сопровождаются кашлем.

Причина его появления – мокрота, скопившаяся в дыхательных путях. Повышенная температура тела и недостаток влаги приводят к тому, что слизистый секрет сгущается и налипает на стенки бронхов, постоянно накапливаясь. В таких условиях превосходно чувствуют себя патогенные микроорганизмы и бактерии.

Они быстро размножаются, обостряя состояние ребенка и нередко приводя к серьезным осложнениям: обструктивному бронхиту или пневмонии.

Неокрепший организм малыша не в силах сам справиться с проблемой и требует помощи извне, в том числе и в виде вибрационного массажа, который предусматривает определенный алгоритм действий:

  1. За 30 минут до начала процедуры даем ребенку любое отхаркивающее средство.
  2. Правильно укладываем маленького пациента на живот: грудничка лучше устроить на коленях мамы так, чтобы попка находилась выше головы. Ребенка постарше укладываем на ровную поверхность, подсунув под таз валик или подушечку.
  3. Поглаживаем и растираем тельце малыша, готовя его к процедуре.
  4. Вибрации выполняем разными способами: спинку грудничка простукиваем, подложив кисть второй руки, у детей постарше манипуляции проводим подушечками пальцев или ребром ладони.
  5. Руки массажиста должны двигаться снизу вверх, выгоняя слизь из дыхательных путей. Область позвоночника и почек не обрабатывается.
  6. Через каждые полминуты усаживаем малыша и просим его покашлять. Если ребенок не может сделать этого сам, помогаем, слегка надавливая на корень языка ложкой. Появление мокрого кашля – хороший признак, значит, массаж сделан правильно.
  • повышенной температуре;
  • простудном или остром респираторном заболевании;
  • воспалении дёсен;
  • стоматите;
  • конъюнктивите;
  • нарушениях лимфооттока;
  • увеличении лимфатических узлов;
  • при наличии крови в кале;
  • герпетической инфекции.

Достоинства и недостатки

Логомассаж может стать настоящей находкой для тех, кто хочет справиться с недоразвитием речи. Среди его преимуществ стоит отметить следующие:

  • улучшается функция сосудов;
  • повышается эластичность мышечных волокон, сократительная функция;
  • оказывается положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • простое и безболезненное устранение отклонений в образовании звуков;
  • доступность методики;
  • возможность выполнять дома;
  • маленькому пациенту не привносится извне никаких лекарственных препаратов;
  • сокращение сроков коррекционной работы.

Но есть у этого метода лечения и недостатки:

  • во время массажа происходит воздействие только на мышцы;
  • детям бывает дискомфортно и неприятно.

Массаж губ

Массажные движения, характерные для классической методики, нужно выполнять медленно и не очень интенсивно.

Поглаживания, пощипывания, постукивания повторяются минимум по пятьдесят раз.

Дети по-разному относятся к странным манипуляциям на лице – особенно в начале ваших занятий может возникнуть недопонимание. Постарайтесь успокоить ребенка, объясните пользу массажа. Выполняйте такие упражнения:

  1. Положите кончики указательных пальцев на крылья носа. Проделайте поглаживание с нажатием, ведя пальцы по носогубным складкам. Повторите движения 8-10 раз.
  2. Поставьте указательные пальцы на выемку верхней губы и разведите их к уголкам губ. Движение должно быть растирающим.
  3. Такую же манипуляцию проделайте с нижней губой. Повторяйте оба упражнения 8-10 раз.
  4. Пощипывайте поочередно верхнюю и нижнюю губу, используя большой и указательный палец. Ведите пальцы от одного уголка до другого. Число повторений – 8-10 раз.
  5. Постукиваем указательным пальцем над верхней и под нижней губой, совершая круг по часовой стрелке. Упражнения выполняется в активном ритме с нарастанием силы движений.
  6. Расположив указательные пальцы в кончиках губ, соберите в гармошку сначала верхнюю, потом нижнюю губу. Повторяем 8-10 раз.

Завершением логопедического массажа становится работа с ушными мочками. Выполняются 50 круговых движений – сначала в левом направлении, потом в правом. Между большим и указательным пальцами, у их основания, размещается «речевая точка». Массируем ее круговыми движениями так же, как и мочку уха. Завершив логопедический массаж, похвалите ребенка за терпение, поощрите его веселой игрой или интересной сказкой. Важно, чтобы ваши манипуляции доставили малышу удовольствие, а не напугали его.

Массаж языка ребенку для развития речи: правила проведения

Все они направлены на одну цель – помочь малышу развить свою речь.

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа:

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж, в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж, в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

Все виды массажа (кроме последнего) проводятся квалифицированными специалистами. Если нет возможности постоянно проводить занятия у специалиста, делать логомассаж могут родители. Для этого им необходимо пройти курс обучения по необходимой технике массажа.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Показания для проведения логопедического массажа определяет врач. Родителям малыша выдается направление на посещение массажиста или логопеда в детском медицинском учреждении.

Если у родителей нет желания посещать государственного специалиста, они могут обратиться к частному. При этом обязательно стоит проверить его квалификацию (наличие дипломов и сертификатов).

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Участковый невропатолог должен выдать родителям справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа. Опытный и квалифицированный логопед обязательно потребует у родителей данный документ.

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.

Предлагаем ознакомиться:  Как обезопасить ребенка дома: практические рекомендации

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

  • Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
  • Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
  • Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
  • Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом:

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Первый сеанс логомассажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом, новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – смело увеличивайте длительность работы.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями.

https://www.youtube.com/watch?v=hSpJ5rWfb9A

За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка:

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Логопедический массаж лица:

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук:

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха:

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Логопедический массаж для детей: как делают массаж языка для развития речи ребенка раннего возраста в домашних условиях и отзывы об этом

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда.

Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?:

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания:

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».
  1. Воспаленные лимфатические узлы.
  2. Чирьи.
  3. Кожные недуги, прогрессирующие в области губ и ротовой полости, лица.
  4. Герпес.
  5. Заболевания горла.
  6. Вирусные болезни.
  7. Стоматит.
  8. Конъюнктивиты.

Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.

Видео-инструкция

Логопедический массаж для детей в домашних условиях (языка, кистей рук): видео

С особенностями применения логопедического массажа и принципами его выполнения ознакомьтесь на следующем видео. Из него вы узнаете, для чего предназначен логопедический массаж. Наглядно ознакомитесь с принципами его выполнения.

Второе видео позволит ознакомиться с техникой выполнения легкого массажа для стимуляции артикуляционных мышц. Вы узнаете о приемах выполнения упражнений, благодаря которым происходит стимулирование мышц ребенка в игровой форме.

Применение логопедического массажа позволит добиться высоких результатов в избавлении ребенка от нарушений, связанных с речевым аппаратом. Важно выбирать для сеансов опытного специалиста, который не только профессионально выполнит все процедуры, а и сможет установить эмоциональный контакт с ребенком. Главное – придерживаться всех рекомендация массажиста и учитывать имеющиеся противопоказания.

Какие нарушения можно устранить?

Благодаря ежедневным занятиям мамочкам удастся добиться таких положительных результатов:

  • устранятся судороги;
  • исчезнет заикание;
  • нормализуется тонус артикуляционной мускулатуры;
  • активизируются мышцы речевого аппарата (периферического);
  • нормализуется речь и т. д.

Первые результаты будут заметны уже после пятого сеанса.

Если у малыша наблюдаются тяжелые речевые нарушения, то эффект от выполнения ежедневных массажных упражнений станет заметен уже на восьмом сеансе.

Дыхательная гимнастика

Существует большое количество упражнений, которые задействуют логопеды при работе с юными пациентами, имеющими речевые нарушения.

В домашних условиях мамочки могут их выполнять, благодаря чему ускорится процесс становления речи у их чад:

  1. Берется ватный шарик, на который младенец должен дуть с такой силой, чтобы он пролетел как можно дальше.
  2. На кончик языка малышу ложится небольшой квадратик бумажки, которую он должен сдуть направленной воздушной струей.
  3. Ребенок учится распределять по бокам воздушную струю.
  4. Берется чистый стеклянный пузырек, подносится к личику малыша. Он должен кончиком язычка коснуться горлышка, после чего делается плавный вдох.
    Если во время упражнения не получился свистящий звук, то все начинается сначала.
  5. На тарелочке раскладываются сухие травы, фрукты или овощи с характерным ароматом. После этого ребенок должен их все понюхать, чтобы запомнить запахи.
    Далее ему завязываются глаза, и он в таком состоянии должен угадать какие на тарелке лежат предметы.
  6. В стакан наливается вода, после чего малышу выдается соломинка, через которую он должен сильно дуть. В конечном итоге вода должна забурлить, при этом губы должны оставаться неподвижными, а щеки не должны надуваться.
  7. Расставляются легкие фигурки, на которые участники занятия должны дуть. Чья фигурка дальше улетит, тот и выиграл.

Оставьте комментарий

Adblock detector