Примерная таблица введения первого прикорма в 6 месяцев
Как правильно вводить прикорм ребенку? Каждая мама начинает интересоваться вопросами введения прикорма, как только ребенку исполняется 4 месяца.
Но этот возраст считается неподходящим для введения прикорма, оптимальным, по данным ВОЗ считается возраст ребенка 6 месяцев. Помимо возраста есть показатели, которыми руководствуются врачи, рекомендуя начать прикорм
- Ребенок готов к прикорму
- Ребенок нуждается в дополнительном питании
- У ребенка нет противопоказаний к введению прикорма
- Ребенок сидит с опорой, он может сидеть в стульчике для кормления.
- Малыш удвоил свой вес с момента рождения.
- Ребенок умеет выражать недовольство, может отказаться, увернуться от того, что ему не понравится.
- Малыш активно интересуется пищей взрослых.
- Ребенок здоров.
В 5-7 месяцев у ребенка происходит скачок физического развития, резко увеличивается объем движений. Еще месяц назад малыш лежал и ничего не делал, а сейчас он ползает, сидит, пытается вставать. Затраты энергии ребенка увеличиваются, потребность в витаминах и минералах возрастает.
Если ребенок на искусственном вскармливании съедает больше литра молочной смеси в день и не наедается, а малыш на грудном вскармливании каждый раз опустошает обе груди и остается голодным, то пора добавлять в рацион новый источник энергии.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Читать подробно.
- Возраст ребенка меньше 4-х месяцев. Пищеварительный тракт малыша еще не сформировался для обычной пищи. Раннее введение прикорма может спровоцировать аллергическую реакцию у малыша, вызвать расстройство пищеварительной системы и стать причиной болей в животике.
- Если ребенок болеет или переболел недавно, то начало прикорма нужно отложить на неделю.
- Перед и сразу после прививки, от введения прикорма стоит воздержаться. Так же поступить, если ребенка ожидает стрессовая ситуация (поездка, поход в гости, большое количество новых людей).
- Если малыш страдает аллергическим заболеванием, введение прикорма, его время и продукты обязательно согласовывайте с педиатром и аллергологом.
По рекомендациям ВОЗ первый прикорм нужно начинать с безмолочных каш, не содержащих глютена или однокомпонентных овощных пюре.
Фруктовое пюре лучше будет дать малышу, когда он познакомится со вкусом овощей и каш. Так вы снизите вероятность отказа ребенка от несладкой пищи.
- Гречневая
- Рисовая
- Кукурузная
Можно покупать готовые детские каши в коробках или пакетах. И разводить их водичкой согласно схеме приготовления. Можно варить каши самостоятельно дома, предварительно измельчив крупу в муку.
- Кабачок
- Цветная капуста
- Брокколи
Аналогично кашам, пюре покупается в готовых баночках или готовится самостоятельно. Лучшим вариантом приготовления будут овощи на пару.
Это вопрос каждая мама решает для себя самостоятельно. Однако, и тот и другой вариант имеет свои плюсы и минусы.
Плюсы:
- Экономия времени мамы.
- Разнообразные вкусы.
- Рассчитанные объемы.
Минусы:
- Нет возможности отследить процесс приготовления
- Необходимо искать производителя качественного товара
Плюсы:
- Все этапы приготовления в руках мамы
- Приготовленная еда – свежая
- Без консервантов и добавок
Минусы:
- Поиск качественного сырья (овощей)
- Затраты времени на готовку
- Первая порция прикорма 0,5 – 1 чайная ложки. Каждый новый продукт дают в этом количестве.
- Кормить необходимо с ложки. Это нужно для того, чтобы пища хорошо обрабатывалась слюной.
- Пища должна быть пюреобразной, однородной и не содержать комочков. Когда малыш освоит пюре и у него появятся зубки, можно оставлять небольшие кусочки для стимуляции жевания.
- На введение одного нового продукта потребуется неделя. За это время объем порции постепенно увеличивается, до возрастной нормы. Для 6-ти месяцев – 150 гр.
- Одна неделя – один продукт. Следующий продукт вводится после адаптации малыша к предыдущему.
- Все новые продукты предлагаются малышу в первой половине дня. Это делается для того чтобы отследить реакцию малыша на новый продукт. Возможны кожные высыпания и расстройство пищеварения у ребенка. Если вы наблюдаете негативный ответ организма на продукт, его следует отменить.
- Прикорм дается перед кормлением грудью, когда ребенок голоден. Когда малыш съест необходимый объем пищи, необходимо докормить его грудным молоком или смесью.
- Если малыш отказывается от прикорма, попробуйте предложить другой продукт. Тот продукт, от которого ребенок отказался, попробуйте предложить повторно, через 2 недели.
В конце первой недели заменяем 1 прием грудного молока на 150 гр пюре из кабачка. Сохраняем 1 прием пищи в виде пюре, когда вводим следующий продукт.
По такой же схеме вводите рисовую и кукурузную кашу. Если в первую неделю кабачок понравился малышу, и он хорошо его кушает, то заменяем 1 прием пищи, например обед на порцию пюре из кабачка. А на завтрак вводим новую пищу.
После полного введения цветной капусты и брокколи можно выбирать, какой из трех овощей дать малышу на обед. Начиная прикорм с каши, действуем аналогично.
Рост, | Вес, | Окружность | ||
МАЛЬЧИКИ | низкий | 63,3 | 6,4 | 40,9 |
ниже | 65,5 | 7,1 | 42,1 | |
средний | 67,6 | 7,9 | 43,3 | |
выше | 69,8 | 8,8 | 44,6 | |
высокий | 71,9 | 9,8 | 45,8 | |
ДЕВОЧКИ | низкий | 61,2 | 5,7 | 39,6 |
ниже | 63,5 | 6,5 | 40,9 | |
средний | 65,7 | 7,3 | 42,2 | |
выше | 68 | 8,2 | 43,5 | |
высокий | 70,3 | 9,3 | 44,8 |
Отслеживать динамику набора веса младенца помогут элеткронные детские весы.
- Внимательно слушать речь мамы
- Пытаться имитировать мамины слова и другие простые звуки;
- Радоваться близким и настороженно реагировать на появление незнакомых людей
- Не просто вертеть игрушки, а аккуратно перекладывать их из одной руки в другую;
- Дотягиваться до игрушки, висящей над ним
- Целенаправленно перекладывать предметы (например, игрушки из одной кучи в другую)
- Проползать вперед хотя бы 2 – 3 шага
- Пытаться сесть или даже вставать у стенки кроватки
В связи с тем, что малыш уже может сидеть, пора значительно расширять «парк» его игрушек.
Пришло время знакомиться с кубиками, первой пирамидкой с несколькими цветными кольцами, коробочками с крышечками разной величины и формы. Кроха отлично владеет своими руками и синхронизирует их движения, может уверенно не только хватать игрушку, но и вертеть ее, и даже манипулировать. Ребенок также уже способен хлопать в ладоши – делайте это вместе под ритмичную музыку.
Всячески стимулируй кроху к ползанью – разместив его на полу или широкой кровати, заманивай любимыми игрушками.
Хотя ползанье – очень индивидуальная стадия развития. Некоторые дети начинают ползти еще до того, как садятся, некоторые ползут только назад или вбок, а некоторые вообще пропускают эту стадию. Все это – варианты нормы, и не следует беспокоиться, если твой малыш выбрал свою нестандартную тактику физического развития.
Но, если крохе удается ползти вперед, обязательно приобрети несколько игрушек на колесиках – их так увлекательно толкать перед собой!
Естественно, к моменту «выхода» ребенка из кроватки или манежа на свободное изучение пола комнаты, пространство должно быть подготовлено с точки зрения безопасности. Это значит, что из поля досягаемости ребенка следует удалить все предметы, о которые он может пораниться, все острое, удлинители, розетки, провода и пр. Также позаботься об отсутствии сквозняков, а после прогулки ребенка по полу обязательно помой ему руки с мылом.
Малыш уже отлично откликается на свое имя и «возвращает» эмоции и некоторые звуки своему собеседнику. Сейчас особенно важно как можно больше разговаривать с ребенком. Хоть пока кроха и не понимает твоих слов, все услышанное откладывается в его голове и обязательно порадует тебя через полгода-год. Играй с малышом, читай ему стихотворения, пой песни и ставь музыку в записи.
Как угодить 6-месячному ребенку
На сегодня для здоровых детей, получающих в достаточных количествах материнское молоко, лучшим первым прикормом считается овощное пюре. Наших мам учили вводить в качестве прикорма сначала каши. Современная педиатрия предлагает начинать прикорм с каш только детям, имеющим дефицит массы тела относительно возрастных норм.
Итак, первое пюре малыша – какое оно? В первую очередь, гомогенное (то есть без комочков и прочих неоднородностей), консистенции жидкой сметаны. Более густая пища будет тяжела для младенческого желудка, до этого привыкшего лишь к жидкой еде. Даже если ты являешься сторонницей домашнего приготовления детского питания, опытные мамы советуют несколько раз приобрести промышленные продукты (баночное пюре для детей соответствующего возраста), чтобы определить для себя консистенцию. Выбирая магазинное пюре, внимательно изучай состав.
Соль, как и сахар, в пищу ребенка до 1 года добавлять не нужно. Да, некоторое количество хлорида натрия человеку необходимо. Но это вещество в естественной концентрации содержится в продуктах питания (и, кстати, в твоем молоке), и дополнительное введение поваренной соли дает неадекватную нагрузку на почки ребенка. То же самое касается и сахара. Естественная концентрация глюкозы в продуктах покрывает потребности малыша.
По поводу пресного вкуса – часто слышим, что малышу важно правильно «воспитать» вкус, и процесс начинается уже с первого года жизни. Это взрослым с притупленными рецепторами (благодаря дополнительно вводимым соли и сахару) пюре из отварного кабачка покажется безвкусным. А для малыша это – феерия вкусовых ощущений.
Ничем кроме воды или отвара этого же овоща (овощного бульона) заправлять пюре для полугодовалого младенца нельзя. Его ферментная система не сможет справиться с таким блюдом.
Если ты приобрела баночку промышленно приготовленного детского пюре, обязательно все же переложи его в тарелочку малыша и тщательно проверь на однородность – в одном случае на миллион в результате сбоев на производстве в баночке детского питания может оказаться комочек, исключи такую опасность.
Однако, существует также множество относительных факторов, которые тоже необходимо учитывать при введении прикорма. В некоторых случаях, педиатры учитывая недостаточный набор веса, плохую активность и развитие ребенка, а также видя отклонения в анализах крови, советуют не откладывать с введением первого прикорма. Не следует затягивать этот процесс и после 6 месяцев грудничка. Поскольку введение нового вида пищи преследует также цель – формирование жевательного аппарата у ребенка и правильных вкусовых привычек.
- Ребенок хорошо удерживает головку, сидит;
- Его вес после рождения увеличился вдвое;
- Он умеет захватывать ложку ртом и глотать ее содержимое;
- Ребенок может показать жестом отказ от еды;
- У грудничка сократилось число срыгиваний;
- Малыш не выталкивает пищу языком;
- Он проявляет оживленный интерес к приему пищи другими членами семьи.
- Новый вид пищи всегда предлагается здоровому ребенку в привычном ему состоянии;
- Прикорм всегда дают маленькими порциями до основной пищи (грудного молока или адаптированной смеси), то есть на голодный желудок;
- Если малыш отказывается от прикорма определенной пищи, нельзя настаивать. Необходимо повторить прикорм через несколько дней, а пока предложить другой вид овощей или каши.
- Вся новая еда для грудничка должна быть однокомпонентной, то есть содержать в своем составе только один овощ или один злак, (если это каша);
- Необходимо постепенно стремиться к тому, чтобы заменить одно кормление (грудным молоком или смесью) полностью прикормом. Длительность замены одного кормления должна составить семь дней.
- Впервые продукт предлагают в первой половине дня, чтобы отследить возможную на него реакцию. Когда кормление будет полноценно заменено, возможен перенос его на нужное время (например, мясо на обед или кефир на полдник);
- Необходимо обязательно учитывать обстоятельства. Так, если ребенок болеет, а также предстоит прививка или поездка в другую климатическую зону, не стоит проводить эксперименты. Лучше подождать в течении недели, когда ребенок вернется в привычную для него обстановку.
- Температура блюда должна быть умеренно теплой.
- Кормить ребенка нужно сидя, с ложки. Запрещено прикармливать лежачего младенца, а каши давать одновременно со смесью.
Виды прикорма: педагогический или педиатрический, в чем разница?
Очень часто молодые мамы путаются в определениях. Существует две разновидности прикорма — педагогический и педиатрический. Соответственно названию современные врачи рекомендуют вводить педиатрический вариант, о котором пойдет речь в этой статье. С точки зрения педиатрии педагогический прикорм не обоснован.
Педагогический же прикорм преследует цель познакомить ребенка с теми блюдами, которые употребляют в пищу его родители и другие члены семьи, но в малых объемах.