Методика Монтессори для раннего развития детей в домашних условиях

Оглавление

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.

В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

  • Монтессори разработала не только учебные пособия, но и уделила максимум внимания обустройству учебных классов. Все предметы, необходимые для полноценной жизнедеятельности ребенка, выполняются пропорционально детским параметрам и предоставляются в самостоятельное пользование детьми. Стимулирование детей к самообслуживанию по методике Монтессори происходит в игровой форме.
  • Свой главный принцип методики Монтессори выражает в коротком девизе: «Помоги мне это сделать самому». Система Монтессори выстраивает индивидуальное обучение детей, принимая их такими какие они есть, предоставляя им полную свободу действий.
Методика
Методика
  • Наилучший результат от обучения приносит самостоятельная практика. Чем дольше взрослые препятствуют независимым действиям ребенка, тем дольше он будет осваивать новые навыки. Любое действие, совершенное ребенком без помощи взрослого, откладывается на подсознании. Самостоятельные шаги повышают концентрацию, улучшают внимание и координацию движений.
  • Для полноценного обучения ребенка создается подготовленная среда с разнообразными развивающими материалами. Педагог Монтессори помогает освоить принцип действия игровых предметов, но никогда не навязывает конкретный образец.
  • Предоставляется возможность выбора по разным направлениям. По методике Монтессори дети развиваются в индивидуальном темпе. Начинают обучение в игровой форме по заданному образцу и в дальнейшем проявляют свою тактику пользования предметами.
Описание
Описание
  • Монтессори-педагог отслеживает развитие ребенка, позволяет ему обучаться на собственном опыте. Стимулирует детей двигаться вперед. В сложных ситуациях переключает детское внимание на более простые задачи.

Система Монтессори построена на трех принципах:

  1. В центре внимания всегда находится ребенок.
  2. Ребенка окружает среда, дающая возможность самостоятельно развиваться.
  3. Монтессори-педагог наблюдает со стороны и вовлекается в процесс только по просьбе ребенка.

Методика Монтессори

Обучение по Монтессори – главные отличия от других методик:

  • Работа с разными обучающими материалами исключает соревнование между детьми и сравнение достигнутых результатов;
  • Результат каждого ребенка оценивается индивидуально и не сравнивается с общепринятыми критериями;
  • Детей не принуждают к действию, не поощряют за результат и не наказывают за его отсутствие;
  • Каждый ребенок обучается в комфортном темпе, вправе корректировать длительность обучения;
  • Монтессори=дети самостоятельно формируют направление своего развития и пользуются учебным материалом на свое усмотрение.
Правила
Правила

Ключевые обязанности педагогов по системе Монтессори:

  • Педагоги выступают в роли нейтральных наблюдателей за процессом обучения;
  • Не препятствуют самостоятельным действиям ребенка;
  • Позволяют сформировать пространство вокруг себя на усмотрение ребенка, уважают его выбор;
  • Помогают чувствовать, осязать игровые предметы и окружающую среду.

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  •  «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».
  • Чтобы самостоятельно воплотить методику Монтессори в домашней обстановке, взрослым придется потрудиться над созданием особенной атмосферы.
  • Чтобы ребенок смог самостоятельно познавать окружающий мир, для детской комнаты понадобится множество развивающего материала в виде игрушек, приспособлений, мебели и различного инвентаря. Недостаточное количество игрушек можно пополнить самодельными изобретениями.
  • Детей младшего возраста необходимо допускать к контакту со взрослыми предметами. Дать возможность пощупать и попробовать на вкус. Малыши очень любят контакт с сыпучими предметами – крупами, бусинками, счетными палочками. К примеру, лоток с манной крупой является прекрасным материалом для рисования пальчиками.
Рисуем пальчиками
Рисуем пальчиками
  • Родители должны научиться не вмешиваться в самостоятельный процесс познания мира. Систематично подключать ребенка к участию в жизни семьи через игровое выполнение бытовых потребностей. Допускать его к стирке, готовке, уборке. Проявлять терпение и уважение, воздерживаться от критики.
  • Разграничивать предметы обучения по различным направлениям. Соблюдать порядок вещей, не смешивать математику с биологией. Предоставлять свободу выбора детям и не мешать им учиться на собственных ошибках.
  • Очень удобно, если ежедневные занятия с ребенком будут проходить в одно и то же время. Во-первых, это дисциплинирует ребенка, во-вторых, повысит интерес в процессе ожидания.
  • Методика Монтессори позиционирует процесс письма как более легкий и естественный, чем чтение. Если в процессе чтения ребенку нужно понять чужую точку зрения, то в процессе письма дети излагают свои собственные мысли.
  • Написание букв по методике Монтессори должно начинаться с письменной формы, а не с печатной. Прописные буквы имеют плавные линии и закругления, которые гораздо легче подаются детской кисти. Ребенку проще прорисовать ряд закругленных символов, чем строчку прямых палочек.
  • По методике Монтессори детей обучают рисовать целые символы, а не их части. Для того, чтобы ребенок мог прорисовать букву целиком, предварительно его необходимо научить правильно держать ручку. Тренировка кисти и координации движений происходит с помощью сенсорных материалов. Ребенка необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать, завязывать, пересыпать, разрезать.
Важно правильно поставить руку
Важно правильно поставить руку
  • Подготовка детской руки к письму по Монтессори происходит с помощью металлических фигур-вкладышей, подвижного алфавита, песчаной бумаги, звуковых игр и игр-упражнений.

Первая во всём

Мария Монтессори родилась в 1870 году в известной итальянской аристократической семье, которая, тем не менее, отличалась либеральными взглядами. Именно поэтому мать с отцом постарались дать маленькой Марии самое прогрессивное образование.

Учебные годы

Будущий автор образовательной система училась на отлично, демонстрируя особые успехи в точных науках.

В 12-летнем возрасте Мария поступила в школу с техническим уклоном, хотя до этого там занимались исключительно мальчики.

Методика

В 1890 году она опять стала невольной разрушительницей сложившегося положения, когда поступила в Римский институт на медицинский факультет.

Через 6 лет, удачно отучившись и защитив выпускную работу по психиатрической науке, Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом.

Ещё будучи студенткой, Монтессори подрабатывала в университетской клинике, где впервые и столкнулась с ребятишками с недостаточным интеллектом. Изучив имеющуюся литературу, девушка решила разработать собственную систему обучения детей с проблемами в развитии.

Основные вехи

Естественно, путь к созданию прорывной для того времени воспитательной системы не был слишком гладким. Однако блестящее образование и природная настойчивость помогли Марии Монтессори справиться со всеми трудностями.

Основные этапы «педагогической» биографии представлены ниже:

  • 1896 г. – Монтессори работает с детьми, которые имеют ограниченные возможности, подготавливая их к приёмным тестам в общую образовательную школу. Результаты «больных» детей оказались ошеломительными;
  • 1898 г. – женщина рожает мальчика вне брака и отдаёт его в приёмную семью. В этом же году она возглавляет институт, который занимается образованием проблемных детей;
  • 1904 г. – Монтессори возглавляют кафедру антропологии в своей альма-матер. Попутно она экспериментирует в учебном процессе, проводит различные исследования;
  • 1907 г. – педагог создаёт собственную школу под названием «Дом ребёнка». Именно в этом учебном заведении она и тестирует свою будущую образовательную методику;
  • 1909 г. – Мария Монтессори начинает проводить международные чтения, на которые съезжаются педагоги из многих стран. В этом же году она публикует первые работы, в которых описывает принципы её воспитательной системы;
  • 1913 г. – автор забирает сына из приёмной семьи. Отношения между ними налаживаются, впоследствии Марио Монтессори становится её помощником и популяризатором идей своей знаменитой матери;
  • 1929 г. – создаётся Всемирная ассоциация Монтессори, в которую входят педагоги многих государств. В СССР метода знаменитого итальянского педагога не нашли широкого отклика.

Методика Монтессори для раннего развития детей в домашних условиях

Прожив в Индии 7 лет из-за сложной военной обстановки на родине, в 1946 году Монтессори возвращается в Европу и останавливается в Нидерландах. В 1952 году знаменитый педагог умирает, но её дело продолжает сын Марио.

Предлагаем ознакомиться:  Симптомы аллергического ринита у ребенка особенности лечения и отличия от простудного насморка

Методика Марии Монтессори в Советском Союзе особой известностью не пользовалась. Ситуация изменилась лишь в 1998 году, когда внучка автора Ренильда познакомила российских педагогов с перспективной образовательной системой.

Суть педагогики Монтессори

В основе обучающей методики знаменитого итальянского доктора лежит идея о самостоятельном воспитании детей. Подчёркивает эту мысль и девиз развивающей Монтессори-школы: «Помоги мне это сделать самому».

Задача всего образовательного процесса – предоставить ребёнку свободу действий и организовать развивающую среду таким образом, чтобы малыш смог достичь наилучших результатов своими силами, без особого вмешательства взрослых.

Категорически запрещается в системе Монтессори:

  • Суть методики Монтессорисравнивать ребятишек друг с другом;
  • применять соревновательный метод в воспитании;
  • оценивать ребёнка в соответствии с общепринятыми стандартами;
  • использовать похвалу и наказания;
  • принуждать к выполнению чего-либо.

Все эти стандартные для других образовательных систем методы неэффективны, считала Монтессори, поскольку:

  • ребёнок сам желает вырасти, чтобы почувствовать себя взрослым;
  • овладение знаниями и получение жизненного опыта – естественная задача для малыша;
  • предоставление свободы (под присмотром педагога и родителя) дисциплинирует детей;
  • учёба – способ получить знания и стать взрослым, поэтому ребёнку не нужно принуждать к занятиям.

Именно поэтому ребёнок в школе Монтессори может самостоятельно выбирать:

  • скорость овладения знаниями;
  • продолжительность занятия;
  • характер учебных материалов;
  • ход и направления для самосовершенствования;
  • окружающую обстановку.

Что же требуется в таком случае от взрослых? Учителя и родители должны всеми силами:

  • совершенствовать и всячески пестовать детскую самостоятельность;
  • уважать детский выбор;
  • организовывать развивающую среду, которая была бы комфортной для ребёнка;
  • наблюдать и помогать по мере необходимости.

Именно в этих моментах и кроется суть метода Монтессори. Если говорить в двух словах, то педагоги и родители создают определённую упорядоченную среду, а ребёнок развивается в рамках данного уклада, но самостоятельно, в своём темпе, согласно собственным потребностям и возможностям.

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

Методика Монтессори для раннего развития детей в домашних условиях

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Правила
Правила

Основные принципы методики Монтессори

Суть Монтессори-педагогики – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. По мнению Марии Монтессори, у ребенка есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Не надо никого принуждать, уговаривать, приставать с развивающими занятиями. Для того, чтобы малыш развивался достаточно только

  1. вовремя создать для ребенка условия, необходимые для развития – развивающую среду;
  2. предоставить ребенку свободу и самостоятельность.

Благодаря этому ребенок сможет развиваться в собственном ритме и темпе, согласно своим индивидуальным потребностям.

Что понимается под развивающей средой?  В такой среде для малыша, во-первых, специально подобраны по возрасту развивающие материалы, а во-вторых, пространство организовано так, что все игровые пособия всегда доступны малышу, он может сам спокойно их достать и заниматься с ними столько, сколько считает нужным.

https://www.youtube.com/watch?v=2y5D3QNJUF0

Опыт Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому большинство материалов Монтессори основано на самых обычных предметах: здесь мы учимся переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль, играть с посудкой, всевозможными баночками, коробочками и т.п.

Игры с переливанием воды

Вторым ключевым принципом в методике является «предоставление ребенку свободы и самостоятельности». И это значит, что ребенок сам определяет себе вид занятия и его продолжительность. Никто его ни к чему не принуждает. Не хочет малыш сейчас вырезать – мы его не заставляем (хоть нам и кажется, что он давно уже этого не делал, и пора бы уже взяться за ножницы), повырезает тогда, когда это будет ему интересно.

Принцип свободы подразумевает также и то, что мы ничего не выхватываем у ребенка с криками «Положи, не трогай!». Среда должна быть организована таким образом, чтобы в зоне досягаемости малыша не было никаких опасных или особо ценных для вас предметов. Поэтому уберите с глаз, то что запретно для ребенка, а остальными предметами позвольте пользоваться малышу без каких-либо препятствий, но с соблюдением нескольких четких и простых правил (об этом читайте ниже).

Необходимо предоставить ребенку как можно больше самостоятельности. Для детей это очень важно. Просыпалась крупа во время игры? Не беда, позвольте малышу самому все подмести (если малыш пока плохо справляется с щеткой и совком, придерживайте его руки своими). Вы готовите, а малыш ходит рядом с вами с явным желанием поучаствовать?

Дайте ребенку какую-нибудь посильную работу (что-то помешать, переложить, а пластиковым ножом даже банан порезать можно!) Конечно, такой подход требует от мамы огромного терпения: гораздо проще сделать все самой, и быстрее и качественнее получится.  Но так вы никогда не научите малыша независимости, не вселите в его душу уверенность в собственных силах.

Правила
Правила
  1. Зона повседневных бытовых навыков.
  • Пространство, укомплектованное предметами обихода, с помощью которых осуществляются ежедневные действия. Ребенок учится простым бытовым занятиям – мытье посуды, уборка, готовка еды.
  • Навыки формируются с помощью контакта с водой, сыпучими материалами, мелкими предметами.
  1. Зона развития органов чувств.
  • Территория, укомплектованная сенсорными развивающими материалами. Предметы помогают изучить вкус и аромат, сортировать цвета и формы.
  • Предметы разных размеров формируют такие понятие как вес, объем, величина. К примеру, кубики или башни собирательной конструкции.
Кубики
Кубики
  1. Математическая зона.
  • Пространство этой территории наполнено предметами, предназначенными для знакомства с арифметическим рядом.
  • С помощью счетных палочек, бусинок, карточек дети учатся складывать, вычитать, совершать простые вычисления.
  1. Зона для развития речи.
  • Территория предназначена для знакомства с основами письма и чтения.
  • Закладываются фундаментальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Дети нарабатывают поведенческие навыки, учатся правильно выражать свои мысли и чувства.
Знакомство с чтением
Знакомство с чтением
  1. Зона космическая.
  • Игровые материалы дают детям начальные знания об окружающем мире, природе, о человеке и космосе.
  • Происходит знакомство с астрономией, биологией, физикой, химией, географией и т. д. Формируется картинка целостности мира.

Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:

  • С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными, приобретают полезные навыки самообслуживания;
  • Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
  • Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике;
  • Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
  • Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.
Описание
Описание

Недостатки системы Монтессори:

  • Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей;
  • Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
  • Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств;
  • Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
  • Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
  • Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.

Как говорила сама автор методики, ребёнка не нужно ничему специально учить, достаточно лишь увидеть в нём человека. Малыши сами реализуют свои способности и возможности, для этого нужно поместить их в подготовленную среду.

Исходя из вышесказанного, Мария Монтессори выделила три главных «участника» развивающего процесса:

  • Принципы системы в центре расположен ребёнок;
  • вокруг него имеется среда;
  • рядом (а не сверху) находится педагог.

Чтобы развитие детей проходило в оптимальном режиме, Монтессори также сформулировала основные принципы обучения.

  1. Индивидуальность. Самое важное правило построения образовательного процесса – индивидуальное развитие всех малышей. От педагога требуется помочь ребёнку максимально реализовать его потенциал.
  2. Самокоррекция. Индивидуальное развитие предполагает и самостоятельную коррекцию, когда дети сами должны заметить собственные ошибки и по возможности исправить их.
  3. Личностное пространство. Этот принцип подразумевает не только осознание собственного положения в группе, но и понимание того, что у всякого предмета имеется своё место. Это позволяет ненавязчиво передать ребёнку знания о порядке.
  4. Социальное взаимодействие. Автор методики предложила комплектовать разновозрастные группы, в которых младший получает помощь от старших детей. Это позволяет прививать малышам заботу о близких.
  5. Жизненный опыт. Развивать ребёнка можно с помощью настоящих предметов обихода. Взаимодействуя с ними, дети учатся застёгивать пуговки, сервировать стол, вытирать пыль и т.д. То есть малыш получает жизненный опыт с ранних лет.

Нельзя не отметить и ещё один важный принцип – контроль над ошибками. Это правило действует автоматически, когда ребёнок взаимодействует с предметами. Например, пролив воду на пол, малыш понимает собственную неловкость и стремится её исправить своими силами.

Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.

Предлагаем ознакомиться:  Что делать при белой лихорадке у ребенка симптомы неотложная помощь и лечение
  1. Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
  2. Индивидуальный темп развития.
  3. Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала.
  4. Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
  5. Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
  6. Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
  7. Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
  8. Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
  9. Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
  10. Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
  11. Быстро прививаются навыки самообслуживания.
  12. Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
  13. Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.

Минусы

  1. Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
  2. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
  3. Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
  4. Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
  5. Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
  6. Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
  7. Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.

В чем заключается методика раннего развития детей Марии Монтессори от 6 месяцев — суть и принципы: чем отличается от других методик?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.

С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе.

Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.

Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.

Правильно организованная среда – ключевой момент, без него сама образовательная система не сможет функционировать.

Именно окружающая действительность способствует самостоятельному развитию ребёнка через задействование всех органов чувств.

Тем родителям, которые решили создать аналогичную развивающую среду у себя дома, может быть полезна информация о том, как делать монтессори-материалы своими руками.

Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать бизиборд своими руками в домашних условиях.

Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

  1. Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
  2. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
  3. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
  4. Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
  5. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать.

Правила
Правила
  1. Зона космическая.
Рисуем пальчиками
Рисуем пальчиками

Обучение детей в детском саду по методике Монтессори происходит с соблюдением главных принципов:

  • Монтессори-дети не ограничены в выборе игрушек и произвольно перемещаются между игровыми зонами;
  • Индивидуальные занятия с педагогом при осваивании нового материала, предмета.
  • Ежедневное обучение завершается групповыми занятиями за круглым столом.
  • Творческие занятия по интересам проводятся небольшими подгруппами.
  • Групповые исследования, мероприятия, экскурсии.
Важные элементы
Важные элементы

Занятия по программе Монтессори в детском саду:

  • Урок в тишине. Подразумевает бессловесное взаимодействие педагога и ребенка. Общение с помощью зрительного контакта, двигательной активности. Познание своего внутреннего мира.
  • Дыхательная гимнастика. В конце учебного дня Монтессори-дети расслабляются в общем кругу в спокойной обстановке.
  • Развитие речевых навыков. Заучивание стишков, песен, скороговорок. Игры в «противоположности», «верю не верю», «закончи фразу» и т. д.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения — переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. — действуют на кроху просто завораживающе.

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

Рисуем пальчиками
Рисуем пальчиками

Зонирование помещений

Чтобы развитие ребёнка соответствовало его потребностям, необходимо развивающую среду правильно выстроить – к примеру, поделить её на функциональные зоны.

В авторской версии помещение предлагалось разделять на пять зон: практических навыков, сенсорики, математики, языка, космоса. Сейчас их принято дополнять и другими участками – например, физической активности.

Зона реальной жизни

Её ещё называют практической зоной. Основная задача находящихся здесь материалов – приучить ребёнка к бытовым условиям жизни и сформировать гигиенические умения.

Пособия и занятия в практической зоне помогают ребёнку научиться:

  • Зона реальной жизниуходу за собой (готовка, одевание и раздевание);
  • уходу за окружающим пространством (поливание цветов, кормление домашних животных, уборка);
  • разным способам передвижения (умение двигать бесшумно, хождение по линии и т.д.);
  • коммуникации (общение с воспитателем и сверстниками, поведение в социуме).

В зоне реальной жизни следует использовать такие материалы и пособия, как:

  • «умные доски», или бизиборды (деревянные доски с застёжками, пуговицами, ремешками, замочками и т.д.);
  • ёмкости для переливания водички;
  • домашние растения в горшках;
  • срезанные цветы;
  • ножницы;
  • совок с веником;
  • леечки;
  • скатерти;
  • полоски (их наклеивают или рисуют на полу), по которым дети ходят, перенося различные предметы, к примеру, кружку с водой.

Сенсорная коробка с крупой и мелкими предметами

Материалы в практической зоне, которые использует ребёнок, должны быть настоящими. Игрушки в данном случае не приветствуются.

Сенсорная зона

Этот развивающий участок состоит из пособий, способствующих совершенствованию мелкой моторики, зрения, осязания (различение температурных показателей), слуха. Также развивается и «барическое» чувство – навык различения предметов по весу.

В сенсорную зону включают такие пособия, как:

  • Сенсорная зонацветные таблички (для различения оттенков);
  • различные вкладывающиеся цилиндры, розовая башня, красные штанги (для определения размеров);
  • таблички с шершавой поверхностью, различные тканевые лоскутки, доска с клавишами (для тактильного изучения);
  • шумящие цилиндры, колокольчики (для развития слуха);
  • «волшебные мешки», геометрические фигуры, сортеры, биологический комод, в котором находятся рамки-вкладыши (для определения формы предметов);
  • тяжёлые и лёгкие таблички (для различения веса);
  • мешочки с ароматами (для обонятельного изучения);
  • баночки с различными вкусами (для совершенствования вкуса);
  • тёплые кувшины (для совершения различения температур).

Это не все имеющиеся в сенсорной зоне материалы. Важное правило при подборе развивающих пособий – они должны ориентироваться на какой-либо определённый орган чувств, чтобы отвлечь детское внимание от остальных характеристик.

Зона математики

Математика и сенсорика связаны друг с другом. К примеру, ребёнок, сравнивая материалы между собой, одновременно проводит их измерение, упорядочивание, то есть проводит математические операции.

Но если различные цилиндры и башенки только подготавливают ребятишек к математике, то конкретные пособия позволяют детям непосредственно усваивать математические понятия.

Для работы в математической зоне понадобятся следующие материалы:

  • Зона математикидеревянные штанги, в которых чередуются красные и синие доли;
  • цифры, которые изготовлены из шершавой ткани или бумаги;
  • карточки с числами «найди соседей»;
  • веретёна;
  • цифры и красные кружочки для визуального знакомства с числами;
  • линейки, метровые ленты;
  • золотые бусинки, позволяющие освоить основные математические действия;
  • кружки, разрезанные на доли, для знакомства с дробями;
  • геометрический комод, знакомящий детей с геометрией.

Таким образом, в этой зоне подобраны такие пособия, которые позволяют развивать логику. С помощью наглядных и конкретных материалов ребёнок проще усваивает сложные математические понятия и действия.

Языковая зона

В этой зоне также имеются пособия, направленные развитие сенсорики и мелкой моторики. Различные цилиндры, шершавые буквы, шумовые мешочки и коробки опосредованно влияют на формирование речевых навыков.

Пособия в зоне направлены на воспитание правильной речи, совершенствование языковых умений, расширению активного и пассивного словаря, подготовку к письму и чтению.

Развить речь, научиться читать и писать помогут такие материалы, как:

  • Языковая зонаразличные вкладыши,
  • шершавые буквы,
  • подвижный алфавит,
  • картинки с разными предметами,
  • особые рамочки для штрихования,
  • коробки с карточками для так называемого интуитивного чтения,
  • книги.

Книги для чтения подбирает для всех возрастов, чтобы удовлетворить потребности каждого воспитанника.

Космическая зона

По-другому её называют зоной естественнонаучного воспитания. Здесь ребёнок получает знания об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями. Также дети узнают основы истории, ботаники, зоологической и географической наук.

Такая зона оборудована следующими материалами:

  • детские справочники и энциклопедии;
  • географические и природные карты;
  • макет солнечной системы;
  • типология животных;
  • типология растений;
  • семена и листья растения;
  • календари;
  • экспериментаторские пособия, чтобы проводить разнообразные опыты.

Эксперименты должны быть элементарными и безопасными для ребёнка. Однако и в этом случае все предметы должны быть настоящими. Например, популярный опыт – с йодом и хлебом для определения крахмала.

Дополнительно выделяют зоны музыки, искусства, танцевальную, изучения иностранных языков, двигательной активности. Подобное углубленное зонирование способствует всестороннему развитию ребёнка, однако места на такие зоны хватает не всегда.

Игрушки по методике Монтессори

Если вы хотите подобрать несколько интересных игрушек по методике Монтессори, то предлагаем остановить свой выбор на нескольких универсальных позициях:

  • Деревянный сортер – в виде домика, машины, прямоугольной фигуры. Имеет множество отверстий и вкладышей из разноцветных фигурок различной формы. Развивает мелкую моторику, координацию движений, мышление.
  • Продуктовый набор — ассорти фруктов, овощей, импровизированный завтрак или обед. Наборы помогают организовать сюжетные и ролевые игры, способствуют развитию логики и воображения.
  • Рамкивкладыши – заполнение рамок головоломок элементами разных форм, размеров и частей. Способствует концентрации внимания, усидчивости, тактильному восприятию.
  • Пазлы с геометрическими формами, буквами, цифрами – развивают пространственное восприятие, наблюдательность, координацию движений.
  • Бизиборд – многофункциональная деревянная доска, наполненная разнообразными элементами. Способствует развитию мелкой моторики, сенсорики, сообразительности.
  • Деревянные шнуровки – процесс шнурования развивает внимание, логику, мелкую моторику.
Предлагаем ознакомиться:  Пиелонефрит у детей (в том числе острый и хронический): симптомы и лечение, особенности диагностики и профилактики заболевания
Игрушки
Игрушки

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

Нидо-группы

В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

Методика Монтессори в домашних условиях

Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

Тоддлер-группы

Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

  • становится более самостоятельным и независимым;
  • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
  • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
  • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
  • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
  • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

Рисуем пальчиками
Рисуем пальчиками

Игры по методике Монтессори

  • Игры по методике Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений, на развитие обоняния, развитие музыкального слуха и сенсорного опыта.
  • Дети сортируют предметы, изучают звуки музыкальных инструментов, учатся различать запахи, формы, цвета и многое другое.
  • В домашних условиях можно легко организовать простые игры Монтессори.

Отыщи невидимый предмет

  • Из подручных материалов понадобится большая прозрачная емкость, маленькие игрушки и несколько видов крупы.
  • Заполняем бассейн крупами.
  • Внутрь помещаем несколько игрушек.
  • Предложите малышу отыскать конкретный предмет.
  • Покажите, как это сделать.
  • Повысить интерес можно парными предметами. К примеру, два одинаковых кубика – если отыскали первый, то нужно найти ему пару.

Пальчиковые игры для малышей

Подбери крышечку

  • Игра на развитие логики и мелкой моторики. Приготовьте несколько разнообразных емкостей с крышками. Пластмассовые бутылки, пузырьки, баночки с закрутками.
  • Предложите малышу подобрать емкости к бутылочкам. Покажите пример, как правильно одевать крышку на банку.
  • Даже если у ребенка не получается с первого раза, не спешите ему помогать.

Угадай символ

  • Из плотной бумаги или картона нарежьте несколько одинаковых прямоугольных карточек. Нарисуйте на каждой карточке цифру или букву. Повторите контур клеем и сверху посыпьте песком.
  • После высыхания струсите лишние песчинки. Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их платком. Положите перед ним карточку.
  • Предложите на ощупь угадать какая цифра или буква изображена на карточке. Покажите, как правильно проводить пальцем по контуру.

Основные виды уроков в монтессори-классах

Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

В своей системе автор выделяет три основных типа занятий:

  1. Основные виды уроков в монтессори-классахИндивидуальные. Первый тип характеризуется тем, что воспитатель взаимодействует лишь с одним ребёнком, обучая его работать с дидактическим материалом. Как только малыш проявит интерес к пособию, поймёт смысл его устройства, необходимо переходить к самостоятельной деятельности.
  2. Групповые. Воспитатели занимаются с детьми, которые находятся примерно на одном уровне развития. Другие же ребятишки не мешают группе, работая в индивидуальном порядке. Цель занятия остаётся прежней – обучение работе с пособиями.
  3. Общие. Воспитатель занимается сразу со всей группой. Занятий достаточно короткие. Как только дети получат информацию, они либо переходят к самостоятельной работе с дидактическим материалом по данной теме, либо занимаются другими делами.

Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

Логопедический проект по методике Монтессори

  • Система обучения Марии Монтессори позволяет совместить дисциплинированное поведение и свободное перемещение, занимательные игры и учебную работу. Логопеды отмечают эффективность использования материалов Монтессори для обучения детей с проблемами речи.
  • Главное преимущество для детей с особыми потребностями, что метод Монтессори исключает наличие единых правил.
  • Развитие речевого центра опирается на познание окружающего мира через органы чувств. Учебные материалы Монтессори для познания окружающего мира позволяют ребенку самостоятельно выделять признаки, свойства, особенности, связи.
  • Первичные признаки становятся основой для совершенствования речевой функции.

Использование отдельных элементов методики Монтессори помогает сформировать в детях следующие качества:

  • Положительная самооценка и уверенность в своих действиях;
  • Стремление к изучению нового материала;
  • Высокий уровень внимания и концентрации;
  • Самостоятельное принятие решений и умение совершать правильный выбор.
Развитие способностей
Развитие способностей

Сенсорный и практический материал Монтессори помогает решать следующие задачи:

  • Формирует восприятие на слух;
  • Пополняет активный и пассивный словарный запас;
  • Учит связывать слова в предложения по смыслу;
  • Помогает ориентироваться в окружающей среде;
  • Автоматизирует воспроизведение звуков.

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит. Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию, как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.
Шершавые
Шершавые
  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.
Комплексно
Комплексно

Заповеди для родителей

  1. Дети учатся тому, что их окружает.
  2. Если вы постоянно будете критиковать ребенка – он научится осуждать.
  3. Дети, которых часто хвалят, учатся оценивать.
  4. Демонстрируя малышу враждебный настрой, вы учите его драться.
  5. Ребенок научится быть справедливым, если вы будете с ним честны.
  6. Высмеивая ребенка, вы воспитываете в нем робость.
  7. Ребенок научиться верить, если будет жить с чувством безопасности.
  8. Ребенок будет постоянно испытывать чувство вины, если вы его будете позорить.
  9. Одобрение учит малыша хорошему к себе отношению.
  10. Снисхождение научит ребенка быть терпеливым.
  11. Часто подбадривая ребенка, вы поможете ему приобрести уверенность в себе и своих силах.
  12. Ребенок научится находить любовь, если его будет окружать атмосфера дружбы и он будет чувствовать себя необходимым.
  13. Никогда нельзя говорить о малыше плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии.
  14. Чтобы для плохого не осталось места, сосредоточьтесь на воспитании в нем хорошего.
  15. Всегда слушайте ребенка, который к вам обратился, и отвечайте на его вопросы.
  16. Имейте уважение к малышу, допустившему ошибку, позвольте ему ее исправить.
  17. Помогайте ребенку в поиске, если ему это необходимо, и будьте незаметными, если ребенок уже все нашел.
  18. Для помощи ребенку освоить новое используйте заботу, сдержанность, тишину и любовь.
  19. Обращайтесь к ребенку только в хорошей манере, отдавайте ему то лучшее, что у вас имеется.

Посмотрите следующее видео о методике Марии Монтессори.

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Правила
Правила
  • Первый лексический багаж формируется у детей до 2,5 лет. Активное взаимодействие со взрослым человеком позволяет полностью овладеть речью до 3,5 лет. Для развития речи по методике Монтессори в возрасте 3-4 лет в процессе обучения начинают участвовать разрезные цифры и буквы.
  • За письмом следуют навыки чтения. По Монтессори детям легче излагать мысли через письмо, чем через чтение или слуховое восприятие речи других людей.
  • Развивать мелкую моторику по методике Монтессори помогает восприятие мелких предметов. Контакт с бусинками, горошинками, пуговицами увлекает ребенка на длительный период.
  • Игровой процесс с участием мелких предметов совершенствует мелкую моторику, которая тесно связана с речевым центром и психологическим развитием ребенка.

Оставьте комментарий

Adblock detector