Нарушение речи у детей классификация с точки зрения медицины

Содержание

13.1 Общая характеристика дисгармонического
психического развития.

13.2
Психологическая характеристика
психопатий.

13.3
Патологические формирования личности.

13.4 Нарушения темпа полового созревания.

13.5
Психологическая характеристика неврозов
у детей и невротическое развитие
личности.

13.6 Психологическая основы помощи детям
при дисгармоническом психическом
развитии.

13.7 Вопросы для размышления, проверки
и самоконтроля; практические задания.

13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое
психическое развитие: дети с эмоциональными
нарушениями».

15.1 Характеристика семьи, имеющей ребенка
с особенностями психофизического
развития

15.2 Появление в семье ребенка с отклонениями
в развитии как ситуация жизненного
кризиса.

15.3 Взаимоотношения между сиблингами в
семье, имеющей особого ребенка.

15.4 Психологическая помощь семье, имеющей
особого ребенка.

15.5 Вопросы для размышления, проверки и
самоконтроля; практические задания.

15.6 Библиография по теме «Семья ребенка
с отклонениями в развитии».

Признаки нарушений речи в дошкольный период

۞
Иллюстрации

«Семьи
с детьми-инвалидами традиционно принято
относить к бедным и маргинальным.
«Инаковость» проблем, связанных с
инвалидностью, вынужденный уход за
детьми с ограниченными возможностями,
бедность, изменение жизненных стратегий
и отсутствие перспектив являются некой
догмой, которая существует на уровне
обыденного сознания, поддерживается в
поле научного обсуждения и постулируется
на уровне социальной политики государства.

Дефицит научных исследований в этой
области порождает многочисленные
стереотипы, способствуя еще большей
изоляции семей этого типа и отсутствию
интереса к их проблемам. Например, хорошо
известны «факты» преобладания среди
них неполных семей или распространения
среди родителей детей-инвалидов таких
социальных аномалий, как алкоголизм.

Согласно
широко распространенному мнению семьи
с детьми-инвалидами чаще всего распадаются
из-за инвалидности детей. Однако
полученные данные показывают, что
инвалидность ребенка послужила причиной
распада только 4,5 % семей. В большинстве
же случаев появление детей-инвалидов
не влияет на ухудшение отношений между
супругами (77 %).

История
оказания психологической помощи семье,
имеющей особого ребенка, начиналась с
убеждения специалистов в том, что такая
семья – неполноценная семья. Специалисты
видели, прежде всего, негативные явления,
такие как игнорирование проблемы
существования особого ребенка, ошибки
воспитания, хроническая печаль, агрессия
по отношению к окружающим, социальная
изоляция семьи и т.п.

супружескую, родительскую, сиблинговую
и экстрасемейную. В семье, имеющей
особого ребенка, наблюдается увеличение
нервно-психической и физической нагрузки,
изменение ее распределения между членами
семьи, нарастание неудовлетворенности
семейной жизнью, снижение социального
статуса семьи в целом и ее отдельных
членов.

В
исследовании В.В. Ткачевой [18] изучались
психологические особенности матерей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.
Были выделены три группы матерей:
невротичный тип, авторитарный тип,
психосоматический тип, для которых были
свойственны специфические
индивидуально-типологические
характеристики.


пассивная личностная позиция;


оправдание собственной бездеятельности
в отношении развития ребенка и непонимание
того, что некоторые его недостатки
вторичны и являются результатом
личностной несостоятельности самой
матери;


стремление оградить ребенка от всех
проблем, даже от тех, которые он может
решить собственными силами;


проявление слабости или инертности при
реализации поставленной цели;


постоянный тревожный фон настроения,
наличие излишних опасений о чем-либо,
что, в свою очередь, передается ребенку
и может явиться причиной формирования
у него невротических черт характера.


активная жизненная позиция, стремление
руководствоваться собственными
убеждениями вопреки уговорам со стороны,
стойкое желание найти выход из создавшегося
положения как для себя, так и для ребенка;


неумение сдерживать свой гнев и
раздражение, отсутствие контроля над
импульсивностью собственных поступков,
склонность к участию в ссорах и скандалах;
холодность или отстраненность от проблем
ребенка при установлении с ним контакта;

Нарушение речи у детей классификация с точки зрения медицины


неравномерный характер применения
воспитательных мер, довольно частое
использование жестких мер наказания.

У
матерей психосоматического типа
проявляются черты как первой, так и
второй групп. Им свойственны более
частые смены полярных настроений
(безудержная радость или глубокая
депрессия, вызванные незначительным
поводом).

Материнская
позиция относительно ребенка с детским
церебральным параличом изучалась О.Л.
Романовой [13], которая подчеркивает, что
знание особенностей материнской позиции
необходимо для оказания психологической
помощи матери при решении ею проблем
лечения, обучения, воспитания ребенка,
для управления собственными эмоциональными
состояниями.

Установлено, что представления
матерей о структуре дефекта ребенка
изменяются по мере его развития. Если
нарушения движений становятся для
матери очевидными в возрасте одного
года, то несостоятельность в познавательной
деятельности отчетливо осознается
только с предъявлением учебных требований
к его интеллектуальному развитию.

Представления матерей о последствиях
заболевания для ребенка также значительно
различаются в зависимости от его возраста
(то есть от стажа заболевания). Представления
о непосредственных последствиях
заболевания у ребенка раннего возраста
связываются в сознании матерей с
двигательными и познавательными
нарушениями, а в будущем – с нарушениями
поведения.

Матери, имеющие детей
дошкольного возраста, отдают себе отчет
в наличии у них нарушений в двигательной,
познавательной и личностной сферах, в
то же время треть матерей надеются на
благополучное будущее своего ребенка.
Для матерей, которые имеют детей школьного
возраста, характерны преувеличенные
представления об ограничениях ребенка
как в настоящем, так и в будущем, так как
матери не видят перспектив для своих
детей.

У
женщин, имеющих ребенка с детским
церебральным параличом, по мере его
взросления происходит изменение
когнитивной и эмоциональной составляющих
материнской позиции. Если в первые три
года жизни ребенка материнская позиция
представляет собой принятие (за счет
защитного переживания дефекта и неполного
представления о нем), то с течением
времени она перестраивается в сторону
отвержения.

Влияние
внутрисемейных отношений на развитие
личности неслышащих младших школьников
изучалось Т.Г. Богдановой и Н.В. Мазуровой
[12]. Установлено, что в семьях неслышащих
детей, имеющих неслышащих родителей,
устанавливаются межличностные отношения,
близкие к тем, которые наблюдаются в
семьях слышащих;

а самые неблагоприятные
отношения наблюдаются в семьях, имеющих
в своем составе неслышащего ребенка и
слышащих родителей. Многие испытуемые-дети
отчетливо выражали свою любовь к матери,
привязанность, говорили о желании быть
рядом с ней, проводить с ней время. В то
же время неслышащие школьники, имеющие
слышащих родителей, выражали свою
симпатию к матери в меньшей степени.

Неслышащие дети слышащих родителей
демонстрируют заметно чаще положительные
отношения к сиблингам, чем к своим
родителям. Таким образом, взаимоотношения
ребенка с нарушенным слухом с родителями,
родительская позиция по отношению к
нему оказывают существенное влияние
на развитие личности ребенка.

Особенности
материнского отношения к ребенку с
умственной отсталостью изучались в
исследовании О.Б. Чаровой и Е.А. Савиной
[20]. Ими установлено, что отношение матери
к ребенку, имеющему интеллектуальные
нарушения, является противоречивым.
Ребенок с интеллектуальной недостаточностью
эмоционально отвергается матерью, он
воспринимается как инфантильный,
личностно и социально несостоятельный,
неприспособленный и неумелый.

Такое
отношение матери нередко выливается в
раздражение, нетерпимость, унижение
достоинства ребенка. Однако часть
матерей стремится к симбиотическим
отношениям с ребенком: они излишне
опекают его, ограждают от любых трудностей,
испытывая за него большую тревогу.
Другими словами, с одной стороны, мать
проявляет мягкость, терпение, направленность
на ребенка, с другой – раздражение,
безучастность, равнодушие.

Матери
воспринимают своего ребенка как
пассивного, больного, страдающего,
обиженного, возбудимого. Типичными
реакциями на поведение ребенка с
умственной отсталостью являются жалость
к нему, стремление опекать, контролировать.
В то же время у матерей проявляется
желание наказать ребенка, игнорировать
его, он часто вызывает у матери раздражение
и неприязнь. Такая позиция матери
описывается как недостаточно эмпатийная.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок ходит на носочках в чем причина что делать

Таким образом, в описанных и многих
других исследованиях [12] было установлено,
что отношение к ребенку с отклонениями
в развитии в семье не всегда является
благоприятным. В ряде случаев материнская
позиция относительно ребенка, имеющего
умственные и физические недостатки,
негативно влияет на его развитие, на
формирование его личности, и поэтому
она нуждается в психологической
коррекции.

  • Нарушения речевого развития могут быть спровоцированы воздействием на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия.
  • Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Речевые нарушения могут затрагивать различные стороны речи:
  • звуковую (произносительную),
  • фонематическую (смыслоразличительную),
  • лексику,
  • грамматический строй.

Нарушение речи у детей

Нарушение речи у детей классификация с точки зрения медицины

Согласно
классификации В.В. Лебединского [8],
основной характеристикой дисгармонического
развития является не текущий болезненный
процесс, а врожденная либо приобретенная
в детском возрасте стойкая
диспропорциональность психики,
преимущественно выраженная в
эмоционально-волевой сфере. Эта
диспропорциональность приводит к
формированию вариантов патологической
личности, для которой характерна
неадекватная реакция на внешние
раздражители, вследствие чего нарушается
поведение и затрудняется активная
приспособляемость к окружающей среде.

Моделью
дисгармонического развития В.В.
Лебединский предлагает считать психопатии
и патологические формирования личности.
Понятие патологического развития ввел
личности еще психиатр П.Б. Ганнушкин,
который определял его как стойкое
изменение личности, возникающее в
результате фиксации ряда патологических
психогенных реакций. П.Б.

Ганнушкин
выделил конституционный и ситуационный
типы патологического развития личности.
При конституционном типе патологического
развития личности ведущая роль в ее
генезе принадлежит врожденным особенностям
конституции личности, а при ситуационном
типе патологического развития личности
– характеру психотравмирующей ситуации.
Таким образом, подчеркивалось, что
патологическое развитие личности
возможно и при отсутствии исходной
психопатической основы.

Патологическим
развитием личности называется
этап формирования личности в патологическом
направлении, который предшествует
появлению стойкой приобретенной
психопатии.

Применительно
к детям и подросткам для обозначения
их ситуационных патохарактерологических
реакций уже в середине ХХ века начал
использоваться термин «психогенные
патологические формирования личности».
Этиология этих нарушений разнообразна,
но к основным факторам относят хронические
психотравмирующие ситуации и неправильное
воспитание ребенка.

В качестве
предрасполагающих факторов выделяют
акцентуированные черты характера,
резидуальную церебро-органическую
недостаточность, дисгармонически
протекающий подростковый период,
особенно при наличии ускоренного или
замедленного темпа полового созревания,
а к средовым источникам относят
неблагоприятный психологический климат
в семье и трудности школьной адаптации.
Детские психиатры выделяют несколько
типов психогенных патологических
формирований личности [6]:

  1. патохарактерологическое
    формирование личности – этап развития
    личности в направлении стойкой
    психопатии, предшествующий ее оформлению;

  2. постреактивное
    патологическое формирование личности
    связано с тяжелыми психическими
    травмами, является реакцией на затяжную
    психотравму;

  3. невротическое
    формирование личности развивается на
    основе затяжного (не менее 2–3 лет)
    невроза и является его следствием;

  4. дефицитарный
    тип патологического формирования
    личности – нарушение формирования
    личности у детей с физическими
    нарушениями, такими, как нарушения
    опорно-двигательного аппарата, слепота,
    глухота, хронические соматические
    заболевания.

Особым
видом дисгармонического развития
являются нарушения
темпа полового созревания
в виде патологической акселерации и
патологической ретардации.

۞
Иллюстрации

Женщина, ожидающая ребенка, практически
никогда не ставит под сомнение то, что
она будет матерью полноценного, здорового
ребенка. Себя она представляет в качестве
любящей мамы, обеспечивающей полноценное
развитие ребенка, а детей – как полностью
соответствующих воображаемым образам,
причем образ будущего ребенка насыщен
только положительными эмоциями и
качествами. В воображении женщины
возникает образ «Ребенок моей мечты»,
который она в дальнейшем будет накладывать
на родившегося ребенка.

  • Итак, на свет появился малыш. Первое, что мы делаем, когда его видим, начинаем к нему улыбаться, что-то ему говорить.  Происходит первое общение. Взамен мы ожидаем ответных реакций. Пока их нет. Но поверьте, они скоро будут появляться и радовать нас неимоверно. Ведь для ребенка общение имеет большое значение.
  • Но что делать, если  малыш  не проявляет такую же коммуникативную активность, как у знакомых мамочек? Сразу бить тревогу не обязательно. Все дети разные.
  • Проанализируйте, что ваш ребенок уже умеет, сравните с тем, что он должен уметь в своем возрасте и только после этого обращайтесь к специалистам.
  • Не забывайте о том, что малышей нужно развивать с первых дней жизни, они требуют не только кормления и сухих пеленок, но и общения. Его должно быть много. Может, в этом проблема? Если нет, то идем далее.

Специалисты утверждают, что речевые нарушения можно определить чуть ли не с первых дней жизни ребенка. В первую очередь на это указывает монотонный слабый крик малыша.

Какие же признаки еще свидетельствуют о возможных проблемах с речью?

Возраст ребенка, месяцы Что не удается делать ребенку?
К концу  1 месяца Криком не выражает свое неудовольствие при желании кушать или другом дискомфорте.
К концу  4 месяца Не улыбается, когда с ним разговаривают.
К концу  5 Не произносит отдельных звуков или слогов, не стремится отыскать взглядом те предметы, на которые указывают взрослые («Где свет?»).
К концу  7 Не стремится обратить на себя внимание, издавая определенные звуки.
К концу 9 Не появились слова, которые состоят из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «дай-дай» и т.п.).
К концу 10 Малыш не владеет восьмью слогами или звукосочетаниями, не машет отрицательно головой, не отвечает движениями руки на прощание.
К концу 12 Не произносит осмысленно ни одного слова, не прислушивается, когда звучит музыка, не выполняет простых требований («Дай мишку!» и т.д.).
К концу 15 Не употребляет осмысленно слова «мама»,  «папа».
К концу 19 Не произносит осмысленных слов, не показывает части тела, которые называют взрослые.
К концу 29 Не понимает значения слов «большой — маленький».

Если у ребенка возникают данные проблемы, то у него возможны нарушения речевого развития. Для того чтобы узнать причину их появления и установить точный диагноз, необходимо проконсультироваться у таких специалистов:

  • отоларинголога (проверит слух ребенка);
  • невропатолога (определить, есть ли у малыша органическое поражение ЦНС, в т.ч. речевых центров коры головного мозга);
  • детского психолога, дефектолога или психиатра (для определения состояния невербального интеллекта);
  • учителя-логопеда (для окончательного диагностирования).
Предлагаем ознакомиться:  Второй ребенок Как вы распределяете время между детьми мужем и собой

Многих интересуют причины нарушения речи у детей. Факторов немало. Они могут быть как внешние, так и внутренние. Иногда они сочетаются между собой. Основными являются следующие:

  1. Внутриутробные патологии.
  2. Наследственность.
  3. Родовые патологии.
  4. Заболевания первых лет жизни ребенка.
  5. Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Очень важен первый триместр беременности, так как у плода развивается центральная нервная система, в том числе и речевые зоны коры головного мозга. Наиболее негативными факторами в этот период стают:

  • внутриутробная гипоксия;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (герпес, краснуха, сифилис, токсоплазмоз, грипп, скарлатина, полиомиелит, ВИЧ-инфекция, корь);
  • травмы матери во время вынашивания малыша;
  • несовместимость крови у мамы и будущего ребенка, что приводит к выработке антител в материнском организме, и, как результат, у плода выделяется токсическое вещество, которое повреждает участки мозга, что впоследствии отображается на его речи и слухе;
  • недоношенность и переношенность плода;
  • курение и употребление алкоголя и наркотиков матерью;
  • бесконтрольный прием матерью лекарств;
  • попытка прерывания беременности;
  • пребывание матери на вредном производстве, особенно в первые месяцы беременности;
  • стрессы.

Наследственность

Если кто-то из родителей начал поздно говорить, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Также к генетическим аномалиям относится нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения нёба), заикание и проблемы в развитии речевых зон в коре головного мозга.

 Родовые патологии

Роды не всегда благоприятно проходят для малыша. Наиболее опасными для него являются асфиксия (нарушение дыхания, что приводит к  кислородному голоданию головного мозга), родовые травмы (узкий таз у матери, применение щипцов для появления ребенка).

Особого внимания в развитии будет требовать также тот ребенок, который родился с массой тела менее 1500 г и прошедший ряд  реанимационных мероприятий, среди которых и вентиляция легких.

Все перечисленные выше факторы могут стать причиной нарушения речи у ребенка.

Первые годы очень значимы в жизни и развитии малыша. Поэтому нужно опасаться:

  • инфекционных заболеваний, особенно менингита, менингоэнцефалита, воспалений среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
  • травм головного мозга;
  • повреждения неба.

Нарушения речи очень часто наблюдаются у тех детей, у которых отсутствует эмоциональное и речевое общение с близкими людьми.

Необязательно это происходит в семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни. В благополучной, на первый взгляд, семье дети могут тоже быть обделены вниманием со стороны родителей.

Недостаточное количество общения, особенно с мамой, может стать основным фактором нарушения речи у ребенка.

Итак, можно подвести  первый итог, чтобы понять, что необходимо для профилактики нарушений речи у детей. Самое главное, нужно знать, что речь – это сложный психический процесс.

  • Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это зависит очень часто от окружающей среды.
  • Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то в скором времени у него будут проявляться задержки как в физическом, так и психическом развитии.
  • Помните, что малыш очень нуждается в заботе и любви. Если его лишить полноценного общения с взрослыми или ограничить только однообразными бытовыми ситуациями, вполне вероятно, что у ребенка в скором времени будут наблюдаться речевые нарушения.

Причины и виды речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные  внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

  •          У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
  • Основные причины патологии детской речи:
  •   — различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
  •    — родовая травма и асфиксия (кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
  •    — заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);
  •  —        травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
  • —        наследственные факторы;
  • —        неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

  1.      Виды нарушений устной речи:
  2. —        афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
  3. —        брадилалия – патологически замедленный темп речи;
  4. —        тахилалия – патологически убыстренный темп речи;
  5. —        заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
  6. —        дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата;
  7. —        ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
  8. —        дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
  9. —        алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
  10. —        афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
  11.     Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
  12.     а) отстает  психическое  развитие  ребенка;
  13.     б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;

в) появляются  нарушения  эмоционально-волевой  сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т.д.);

Нарушение развития речи можно заметить уже в младенчестве

г) возникают  трудности  в  усвоении  письма  и  чтения, что  снижает    успеваемость ребенка.

В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей. Широко распространяется опыт коррекционной работы с детьми раннего возраста путем создания диагностических групп с соответствующим методическим обеспечением.

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Предлагаем ознакомиться:  Питание ребенка в 5 месяцев: меню при грудном и искусственном вскармливании

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Страшные логопедические буквы

Наличие нарушений может определить логопед во время обследования по наличию стойких специфических ошибок.  И именно он может напугать родителей страшными буквосочетаниями типа ФНР, ФФНР или, чего хуже, ОНР. А вы знаете, что они означают? Сейчас узнаете.

Фонетическое недоразвитие речи.

Это когда нарушено произношение одного или нескольких звуков. Например, ребенок может не выговаривать «л» или «р», могут быть проблемы с произношением шипящих или свистящих. Думаю, что и взрослых людей с ФНР вам приходилось встречать.

Кто поможет ребенку с ФНР? Во-первых, стоит посетить врача-ортодонта. Возможно, есть проблемы со строением челюсти или нужно просто подрезать уздечку. А также на помощь поспешит логопед, который в состоянии «поставить» отсутствующие звуки, с помощью специальных упражнений.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Здесь все завязано не только на неспособности правильно произнести звук, но и неспособности правильно его услышать. Имеются проблемы с фонематическим слухом.

Можно проверить фонематический слух ребенка в домашних условиях. Попросите ребенка повторить за вами цепочки слов  «па-ба-ба-па» или «гу-ку-гу-ку» и т.п.

Трудно? Ошибается? Значит, скорее всего, не слышит. Значит, нужно проблему решать, пока не поздно. Ведь нарушение фонематического слуха в результате приведет и к трудностям с письмом, и к трудностям с  изучением не только русского, но и иностранного языка.

Вообще, на блоге уже есть специальная статья посвященная развитию фонематического слуха. Обязательно почитайте.

Общее недоразвитие речи.

Это когда ко всему вышеперечисленному добавляется еще и скудный словарный запас. Ребенок с ОНР не может пересказать текст, ему трудно составить описание к картинке и выразить в словах свои мысли. Такие детишки начинают говорить позже своих сверстников и дают односложные неразвернутые ответы на вопросы.

Виды нарушений речи у детей

До кучи, наблюдаются проблемы с развитием памяти, мышления и внимания. Из всего этого, естественно, следуют колоссальные проблемы с усвоением школьных уроков и бесконечные двойки-тройки. В данном случае на помощь ребенку придет не только логопед, но и невропатолог, поскольку причиной могут служить поражения нервной системы.

И ФНР, и ФФНР, и ОНР, если ими не заниматься, рано или поздно приведут к такому нарушению как дисграфия. Это нарушение письма.

Дисграфии на блоге посвящена отдельная статья.

Причины подобных нарушений у детишек могут быть:

  • педагогическими, когда ребенок растет в неблагоприятных условиях, когда с ним в семье никто не разговаривает, не обращает внимания на его развитие. К сожалению, таких семей в России не мало.
  • медицинскими, когда ребенку специалистами ставится вполне конкретный диагноз с трудным названием.

Давайте некоторые такие диагнозы кратко рассмотрим и постараемся понять, в чем же они заключаются.

Рекомендации

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

Оставьте комментарий

Adblock detector