Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным

Предисловие

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.

В. Даль

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Принимать независимые, свободные решения хотят многие, но не у всех это получается в силу разных причин. Легко принимать решения, если знаешь, что в любом случае хуже не будет. Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно.

он занимает очень удобную для себя позицию, действуя, как ему нравится, но при этом, считая, что за его поступки будут нести ответственность родители. Действительно, тогда не нужно заранее размышлять о том, насколько правилен выбор, — и так помогут, поддержат в трудную минуту, исправят ошибки, все простят.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным

Поэтому самостоятельности родители должны учиться вместе со своими детьми. Конечно, если папа с мамой учат ребенка самого нести ответственность за принятое им решение, за собственные поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или бросают его, что называется, в «свободное плавание». Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но, тем не менее, он всегда может попросить родителей о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение — попросить помощь — он примет тоже самостоятельно.

Итак, давайте попробуем выяснить, как можно воспитать эти качества в ребенке.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Насколько вы позволяете ребенку быть самостоятельным

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Этапы большого пути: начало самостоятельности

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Терзают наши семьи ссоры, склоки, Бурлящий их поток неиссякаем, Мы не прощаем детям те пороки, Которые им сами прививаем.

Э. Севрус

И дети, и родители любят друг друга. При этом мама с папой заботятся о своем малыше, стараются воспитать в детях те способности и ценности, которые помогут им быть успешными, при этом каждый родитель хочет, чтобы ребенок был добрым, внимательным к другим, честным. Вот почему очень важно понимать, какие качества родители хотят воспитать у своих детей в первую очередь.

Давайте проверим, идеальный ли вы родитель? Ответьте на вопросы теста и поставьте себе баллы: за каждый ответ «да, это так» — 1, «иногда» — 2, «нет» — 3. Посчитайте, что получилось, и посмотрите результат. Это поможет вам понять, правильно ли вы выстраиваете отношения со своими детьми.

  1. Вы всегда делаете ребенку подарок, когда он получает хорошую отметку.
  2. Вы не стесняетесь говорить с ребенком о взаимоотношениях полов.
  3. Вы никогда не настаиваете на немедленном выполнении своих указаний.
  4. Вы обязательно целуете и обнимаете своего ребенка хотя бы раз в день.
  5. Вы способны в присутствии ребенка признать свою ошибку.
  6. Вы считаете, что ребенок имеет безусловное право на секреты.
  7. Разговор с ребенком вы никогда не начинаете со следующих фраз: «В мое время…» или «Ребенок всегда должен».
  8. Вы можете поделиться с детьми своими радостями, горестями и даже попросить у них совета.
  9. Вы никогда не ругаете своих детей.
  10. Вы не критикуете своих детей в присутствии посторонних.

10-14 баллов. Вы в шаге от того, чтобы стать идеальным родителем. Вы хорошо понимаете свое чадо и всегда отстаиваете его интересы, подчас даже в ущерб своим собственным. Задумайтесь, не слишком ли много вы ему позволяете?

15-20 баллов. Вы безусловно идеальный родитель. Тонко чувствуете детскую душу и умеете уважать личность ребенка. У вас в семье царят близкие и доверительные отношения. А что еще нужно ребенку для счастья!

21-25 баллов. Подумайте, не слишком ли вы закручиваете гайки? Не требуйте от ребенка полного повиновения, позвольте ему время от времени самому принимать решения. Это сделает его более самостоятельным, а ваши отношения — более близкими.

26-30 баллов. Вы весьма суровы со своим ребенком и слишком многого от него требуете. Постарайтесь пореже проявлять родительскую власть и принимать его таким, какой он есть. Тогда вскоре у вас появится шанс стать идеальным родителем.

Родители мечтают, чтобы их ребенок не только прислушивался к их мнению, а также мнению других, но и имел свое собственное. Ребенок должен научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Он должен уважать себя и окружающих. Именно эти способности и качества могут стать тем необходимым фундаментом, на котором будут строиться ценности ваших детей.

Никогда не поздно!

Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать.

Коко Шанель

Наверняка вы слышали историю о том, как к Корнею Ивановичу Чуковскому обратилась за советом молодая мать с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего ребенка. Писатель поинтересовался, каков возраст ребенка. «Ему всего три месяца», — ответила женщина. «Ну что ж, вы опоздали ровно на три месяца», — ответил К. Чуковский.

Не впадайте в панику, приниматься за воспитание ребенка никогда не поздно. Конечно, чем раньше вы это начнете делать, тем лучше и легче потом будет и вам, и ему. Договориться нетрудно и с ребенком подросткового возраста, главное — искреннее желание это сделать. Все, что для этого нужно — не так уж много, кстати, — любить его и уважать.

Давайте рассмотрим развитие у ребенка самостоятельности в зависимости от возраста.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.

Как сделать ребенка самостоятельным

А. Макаренко

Развитие ребенка в период от года до трех лет специалисты считают очень важным этапом в его жизни. Трехлетний возраст считается серединой на пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста». Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, аккуратности.

Каждый родитель знает, что наступает такое время, когда ребенок непременно хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители зачастую просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела. Он может с энтузиазмом приняться за работу, но уже через минуту будет вести себя как маленький капризный ребенок. Он может в безупречном порядке сложить игрушки в ящик, но упасть со стула только потому, что мама с папой за ним недосмотрели.

Родители должны запомнить важное правило: ребенок не умеет лениться. Если он чего- то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины. Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет есть самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.

Ни в коем случае нельзя силой заставлять ребенка что-то делать. Встаньте на его позицию, попытайтесь понять, в чем дело, и помогите ему. Если он увидит, что вы ему доверяете, он через некоторое время все будет делать сам.

Не бойтесь доверять своему малышу, оставляйте ему поле деятельности для самостоятельности, но постоянно контролируйте, так как безопасность ребенка должна стоять все же на первом месте.

Постепенно малыш привыкнет к тому, что он, как и родители, умеет что-то делать сам, имеет определенные обязанности, например, накрывать на стол, мыть фрукты и овощи, класть грязную одежду в стиральную машину, ставить аккуратно обувь в прихожей и т. д.

Учимся есть

Самостоятельным ребенок начинает быть с самого младенчества. Наблюдательные родители замечают, как их малыш потихоньку, шаг за шагом, постигает азы самостоятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В четыре месяца он уже кладет ручку на бутылочку с молоком, умеет есть пюре с ложки.

В полгода он уже может пить из чашки.

К девяти месяцам он уже умеет держать бутылочку самостоятельно, брать в рот пустышку и вынимать ее, грызть сухарик или сушку.

В этом возрасте ему все больше нравится есть самостоятельно, при этом он берет еду руками, размазывает ее по столу, пачкает одежду и все вокруг. Что ж, такова плата за самостоятельность.

К году у него уже есть свои предпочтения в еде — одни блюда ему нравятся, от других он отказывается.

В 15 месяцев он умеет указывать пальцем на те предметы, которые хочет взять. Уже держит чашку двумя руками, пытается есть ложкой, хоть и держит ее неправильно.

К полутора годам он довольно часто пытается самостоятельно есть, но, когда устает, родители должны ему помочь закончить трапезу.

К двум годам ребенок уже умеет есть самостоятельно, но при этом иногда делает вид, что не может сделать этого сам, и просит, чтобы его покормили. Это происходит в тех случаях, когда малыш по какой-то причине не желает оставаться один. Вы будете тщетно взывать к его сознанию и доказывать, что он уже взрослый и может справиться сам.

В два с половиной года ребенок уже начинает пользоваться вилкой, может, хотя и неуклюже, положить себе еду в тарелку. Многие мамы противятся этому процессу, понимая, что после этого придется мыть кухню, тем не менее, позвольте ребенку сделать это. Так он быстрее освоит эти навыки.

К трем годам ребенок уже правильно ведет себя за столом, иногда его можно брать даже в общественные места, не опасаясь, что он вас подведет.

Терпение, терпение и еще раз терпение…

Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится за стол. Есть аккуратно малыш сразу не сможет. Сначала он будет опрокидывать ложку, не донося до рта, выливать, промахиваться, пачкать лицо, одежду, стол. Ничего страшного в этом нет. Надо просто запастись терпением. Приобретите фартучек, передник, учите пользоваться ребенка салфетками.

Мамы, как правило, волнуются, что их кроха останется после такого кормления голодным. Чтобы этого не случилось, можно помочь малышу. Одной ложкой его кормите, а другую дайте ему в ручку, и пусть ребенок ест сам. При этом следует комментировать свои действия: «Посмотри, мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик. Вот умница!» На этом этапе главное — не ругать ребенка за неминуемые оплошности.

Очень часто родители дают малышу ложку в качестве игрушки — не для того, чтобы он ел, а чтобы его отвлечь, пока его кормят. Это ошибка. Позвольте ребенку несколько раз побаловаться таким образом — и потом вам будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.

Если родители легкомысленно отнесутся к поведению ребенка за столом, к тому, как он ест, то он решит, что это игра, родители радуются его фокусам, тому, что часть еды оказалась размазанной по столу, на полу. И в следующий раз ребенок обязательно повторит то же самое действие, которое так порадовало маму и папу.

Навыки самостоятельной еды и питья — одни из первых навыков самообслуживания, которые усваивает малыш. Спустя некоторое время он идет дальше: возможно, захочет взять еду из тарелки руками, смешать несколько блюд в тарелке. Не пугайтесь, с помощью таких «дикарских» замашек он познает мир, учится цивилизованному способу принятия пищи.

Как только у него появится желание есть ложкой самому, позвольте ему это сделать. Пусть неправильно, пусть через оплошности, но он должен учиться этому навыку, иначе, если вы упустите этот важный момент, будете впоследствии вынуждены кормить малыша с ложечки довольно длительное время. Ребенку уже удобно, что его кормят, поэтому желания переучиваться, осваивать навыки самостоятельной еды у него нет.

Воспитание финансовой независимости

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

https://www.youtube.com/watch?v=cFamilyis

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают : «я буду воспитывать своего малыша иначе». Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

Предлагаем ознакомиться:  Лечение энуреза у детей основные рекомендации для родителям

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт).

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки». Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.

Деньгами надо управлять, а не служить им.

Сенека Младший

Так уж повелось, что в нашей стране разговор о деньгах всегда считался чем-то бесстыдным. Неприличным было спросить, какая зарплата будет у вас на новом месте работы (как будто мы приходим на работу из чистого альтруизма, а все необходимое падает нам на голову с неба!), неприличным было обсуждать многие вопросы, связанные с финансами и зарабатыванием денег, неприлично было покупать какие-то красивые, модные вещи — долгое время это считалось мещанством. Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. На каждую свою просьбу ребенок получал ответ, что нет денег, кукла (машинка) — это блажь…

И до сих пор многие родители считают, что обсуждать финансовые вопросы с детьми, семейный бюджет — неправильно. А между тем воспитание у ребенка грамотного отношения к деньгам и материальным ценностям крайне важно.

Как воспитать ребенка самостоятельным

Современная жизнь диктует новые законы и правила. Отношение к деньгам в наше время в корне изменилось. Соответственно, и родительские установки в отношении финансового воспитания детей требуют корректировки. Но, увы, многие родители просто не знают, с какого бока подойти к этой проблеме. Что бы там ни говорили о том, что детям не следует вникать в тонкости семейного бюджета, реальная жизнь показывает обратное. Чем меньше наши дети знают о денежных проблемах родителей, тем труднее договориться с ними о сумме их собственных расходов…

Какие же вопросы задают сами себе родители, сталкиваясь с проблемой финансового воспитания своих детей?

Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Публилий Сир

Отношение ребенка к деньгам складывается уже в детском возрасте, когда, попадая с мамой в магазин, малыш просит купить ему игрушку, а мама либо покупает, либо отказывает, пытаясь доступным языком объяснить причину. Наверняка все вы сталкивались с подобным. Каждый пытается решить эту проблему по-своему.

Но то, что уже в пять-шесть лет ребенок должен иметь хотя бы общее представление о том, откуда берутся деньги, и о том, что нельзя купить все, что хочется, это безусловный факт. Согласно статистике, свыше 70 процентов подростков не имеют представления о заработках родителей, из-за чего часто и возникают проблемы между родителями и детьми на финансовой почве.

Дети должны четко знать финансовые возможности своей семьи, а также то, что в каждой семье эти возможности разные и гнаться за друзьями, которые покупают третий видеомагнитофон или еще один ноутбук, нельзя. Если доход семьи составляет, к примеру, 10 тысяч рублей, то вряд ли родители смогут «отстегнуть» своему чаду даже десятую часть на его прихоти, такие как очередная «стрелялка» или восьмой поход в кино, это непозволительная роскошь.

Ужасно, когда дети становятся свидетелями семейных ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неумении тратить деньги, в расточительстве или, наоборот, в скупости, в неумении или нежелании заработать. Поэтому первое, что нужно сделать родителям, — определиться, готовы ли они спокойно обсуждать финансовые вопросы с детьми. Может быть, для начала нужно прийти к согласию между собой, чтобы не втягивать еще и ребенка в ваши финансовые разборки?

«Придя из школы, девятилетний сын моей подруги с порога закричал, что больше не желает быть «самым бедным среди ребят своего класса». «Всем дают деньги, — чуть не плача возмущался Максим, — только вы меня все время ограничиваете! Больше банки кока-колы или хот-дога ничего и купить себе не могу!» Дверь в его комнату захлопнулась, а мы с подругой тихо перебрались на кухню обсуждать дальнейшие действия семейства в этой непростой ситуации.

Родители Максима — представители среднего класса. Дмитрий зарабатывает неплохо, а вот Марина пока сидит дома с годовалой Катюшей и лишь иногда берет на дом небольшую подработку (переводы, редактирование). «Мой заработок мы в основном на отпуск откладываем и на всякие культпоходы во время каникул. Правда, Максим все это воспринимает как должное…»

Мальчик не задается вопросом, откуда берутся деньги, а родители ему это не объяснили в свое время, в результате чего сын не видит явных проблем, а только лишь собственные нужды.

Если у родителей в этом вопросе полное взаимопонимание, можно начать знакомить и ребенка с семейным бюджетом. На разных этапах развития это должно выглядеть по- разному. Например, двухлетний малыш должен знать, что в их семье работает папа, который и зарабатывает деньги, на эти деньги можно купить еду, одежду и какую-то игрушку.

Трехлетний малыш уже должен понимать, что если мама говорит, что у нее нет денег с собой на то, чтобы купить эту куклу, то это значит — нет. Но что эту куклу мама купит на праздник. Четырехлетке нужно объяснить, что деньги на куклу нужно накопить. И что как только у родителей будет нужная сумма, они купят игрушку.

Причем распределяйте финансы так, чтобы ваш малыш не остался обделенным, включите в список и какое-то лакомство, и книжку для малыша.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Некоторые вопросы — переезд, покупка машины или дома, дорогостоящее лечение — должны обсуждаться без участия ребенка. Финансовые вопросы с детьми обговаривают, но не перекладывают свои проблемы на детские плечи. Эти темы еще сложны для понимания маленьким ребенком.

Многие, думая, что они смогут все купить за свои богатства, сами прежде всего продали себя.

Ф. Бэкон

Одна моя знакомая, будучи уже взрослой женщиной, до сих пор вспоминает, какой «выбор» предоставили ей родители. В семье было довольно напряженно в тот момент с деньгами. Девочка хотела, чтобы на ее день рождения пришли подруги, был накрыт стол, словом, как бывает во многих семьях, но не было принято в этом доме.

Кроме того, она хотела получить джинсы, пусть не очень дорогие, — в те времена это считалось высшим шиком. Родители предложили выбор: либо джинсы, либо день рождения. Девочка выбрала джинсы (уж очень ей хотелось не отставать от одноклассников). В итоге она… не получила ничего. «Нет денег» — так ей было сказано.

Как хорошо уметь читать!

Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:«Прочти, пожалуйста, прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, прочитай еще страницу».Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!

В.Д. Берестов

Многие современные родители в панике: их дети не хотят читать ни за какие коврижки! Причем, естественно, тревогу это вызывает в основном у тех родителей, которые сами любят читать. Беспокоит их то, что ребенок может не поступить в вуз, вырасти ограниченным человеком, необразованным, иметь проблемы в общении.

Что вызывает у детей такое равнодушие, а тои неприязнь к чтению? Почему возникают эти чувства?

Иногда это прямиком идет от родителей, которые не читают и считают, что и без этого неплохо можно прожить.

Еще один важный момент — неправильный подход к обучению чтению. Помните, как всех нас учили в детстве читать по слогам, называть правильно буквы? Весело было? Не очень. Не один ребенок прошел через брошенную в угол книгу, раздражение родителей «тупостью» чада, слезы и тех и других. Естественно, что ребенок, когда только начинает учиться читать, делает множество ошибок.

«А вы знаете, он у вас умеет читать!» Сказать, что я удивилась, — не сказать ничего, но факт остается фактом. Те небольшие знания, что мы осваивали с ним с таким трудом, не выветрились из его головы, а прочно осели там, чтобы в один прекрасный момент выйти наружу в упорядоченном виде. Надо сказать, что читают в нашей семье все и много, читали много и ему. Поэтому те начальные знания, которые он получил, осваивая букварь, легли на подготовленную почву.

https://www.youtube.com/watch?v=cEpicMediaChannel

Большое значение имеет и выбор книг. Что вы читаете ребенку? Не гонитесь за новомодной детской литературой, как правило, от нее очень мало толку, да и ошибок там зачастую много. Обратитесь к уже признанным образцам классической литературы — русской, советской, зарубежной. Если вы воспитывались на «Карлсоне» и «Винни-Пухе», то почему бы и вашего ребенка не приобщить к этим книгам?

Для начинающего читать ребенка подбирайте книги с большими буквами, яркими красивыми картинками. Уже очень много лет пользуются заслуженным успехом книги с иллюстрациями В. Сутеева. Если решили обратиться к современной детской литературе, не поленитесь сами прочитать, хотя бы начало, и обратите внимание на повествование, героев, не сложна ли будет книга для восприятия вашего малыша.

Для детей, которые уже умеют немного читать, но делают это с неохотой, кандидат психологических наук В.С. Юркевич предлагает несложные, но очень яркие методы, изложенные в ее работе «Чтобы ребенок любил читать…»[3].

Метод Кассиля

Он рассчитан на детей, которые читать умеют, но не любят. Чтобы заинтересовать ребенка, родители читают ему книжку, внезапно останавливаясь на самом интересном месте — нет времени. Дальше ребенок пытается читать сам, без особого энтузиазма. Тут родители, во-первых, должны похвалить ребенка за инициативу, во-вторых, помочь ему: он читает одну строчку, родители — две и т. д., постепенно навык чтения прочно закрепляется.

Метод детского психолога Искры Даунис

Заключается он в том, что однажды ребенок, проснувшись, находит у себя под подушкой письмо от Карлсона, который всего в двух строчках сообщает малышу, что он хочет с ним дружить и что для него есть подарок там-то и там-то. Ребенок находит подарок. На следующий день ребенок получает следующее письмо — уже немного длиннее, в котором Карлсон предлагает еще что-то или журит за какой-то проступок. Постепенно письма все удлиняются, а читает их ребенок все более бегло. Чтение у ребенка, таким образом, ассоциируется с удовольствием.

Метод древнего народа

Основан этот метод на тезисе, что чтение — это праздник, подарок. Поэтому ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет. Если ребенок ведет себя плохо, книгу читать нельзя.

Метод неграмотной татарской женщины…

… заслуживает того, чтобы процитировать его дословно.

«Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я даже и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка — баба Катя. И мальчик — Диан — решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать — плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика: «Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались».

Что тут стало с матерью! «Зачем ты обижаешь моего ребенка? — бросилась защищать сына неграмотная мать. — Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь». (Так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. «Я ее выгнала, — рассказывала она, — и сказала этой бабе Кате: не умеешь с ребенком — не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне».

Дальше — больше. Мать зарабатывает очень мало, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей: когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. «Тогда, — объясняла она сыну, — ручки меньше болят». Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать: «Когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели?» В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности — это уже отдельная история».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Как видите, методы могут быть самыми разными, но каждый из них работает. Вы знаете своего ребенка лучше других, поэтому вам и решать, что использовать для выработки у ребенка навыка самостоятельного чтения, пробуждения интереса к книге.

«За год до школы мы отдали ребенка в подготовительный класс лицея. До подготовительного класса мы не умели читать. И мы стали учиться. Возможно, я палку перегнула, но результат следующий: ребенок отказывается читать вообще, только через скандал! Мало того, он отказывается даже слушать то, что ему читают.

Я его за это не ругаю, но каждый день у нас по этому поводу проходят внушения, что плохо не читать. Естественно, не помогает. Может быть, вы дадите совет, как переломить ситуацию, как заинтересовать».

Для начала нужно разобраться в ситуации. Мама пишет, что ребенок отказывается читать вообще. Вообще — это как? Книги, которые рекомендуют родители, учебники, по которым нужно готовить уроки, или вообще — все?

Как уже говорилось, при обучении чтению очень важно терпение, которого, увы, родителям часто и не хватает. В своем стремлении сделать ребенка таким, как все, не хуже других, они действительно часто давят там, где иногда нужно отпустить на какое-то время.

Читаем вывески

Вы идете по улице с ребенком, вам нужно попасть по конкретному адресу. Озвучьте его ребенку, и пусть он помогает вам прочитать названия улиц, вывески магазинов. Если это сделать ненавязчиво — просто попросить ребенка помочь вам, а то вы можете случайно прозевать нужную улицу, — то ребенок не заподозрит ничего дурного в вашей просьбе и, конечно, не откажется вам помочь.

Как правило, дети, которые приходят в школу, не умея читать, испытывают определенный дискомфорт оттого, что им приходится гнаться за сверстниками, многие из которых приходят уже подготовленными, читают бегло, умеют пересказывать прочитанное. Если у младшего школьника невысокая скорость чтения (а мы все знаем, что это один из важных показателей развития в первый год обучения в школе), то он, читая длинные фразы или большие тексты, вполне может забыть начало, пока дойдет до конца. Вот почему необходимо поднимать скорость чтения, и чем быстрее, тем лучше. Но как это сделать, если, как уже говорилось, малыш отказывается читать?

Предлагаем ознакомиться:  Правильный уход за кожей ребенка с самого рождения

Опять на помощь придут заголовки и вывески на улице. Их можно читать наперегонки, кто быстрее. Можно посоревноваться, кто прочтет больше вывесок, рекламных растяжек, плакатов.

Игры со словами

Играйте с ребенком, вспомните все возможные игры со словами: «Эрудит», «Виселица», «Поле чудес», «Балда». Купите «Скраббл», где слова составляются по очереди игроками из отдельных букв, причем каждая буква «стоит» определенное количество очков. С ребенком младшего возраста можно составлять простые слова, с ребенком постарше — уже более сложные: из двух, трех и даже четырех слогов.

Важно, чтобы ребенок понимал, что чтение — это не просто ваша прихоть, это важная часть жизни. Только не пытайтесь читать ему на эту тему скучные нотации, это только еще больше укрепит его во мнении, что чтение — это скучно и нудно. Используйте игровые моменты.

Играйте с ребенком в настольные игры, причем со сложными правилами, где нужно сверяться с текстом или читать инструкции.

Готовимся к школе

Идти вперед — значит потерять душевный покой, остаться на месте — значит потерять себя.В самом высоком смысле движение вперед означает постижение себя.

С. Кьеркегор

Ребенок растет, становится старше, а родители иногда этого не замечают, продолжая считать свое чадо маленьким несмышленышем и применяя те же методы воспитания, что и прежде. Но жизнь не стоит на месте. Необходимо меняться, расти вместе со своим ребенком, постепенно отпускать его от себя, продолжая оставаться ему другом и помощником.

Учебная самостоятельность

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Зависимость здесь самая прямая. Чем раньше ребенок научится обслуживать себя, устанавливать контакты со взрослыми и другими детьми, выполнять определенные правила, тем легче ему будет усвоить школьные требования. Но на деле это не совсем так.

Многие дети довольно самостоятельны в обыденной жизни. Они умеют одеваться- раздеваться, помогают родителям по дому, общительны и легко находят друзей, иногда даже могут сами сходить в магазин…

Когда же приходит пора вашему ребенку отправляться в школу, вы можете столкнуться с совершенно противоположной картиной. Учитель может вам сказать, что ваш ребенок совершенно неактивен, пассивен, его приходится постоянно подталкивать к работе, он не может ничего делать без понуканий.

Такое разногласие связано с тем, что самостоятельность в обычной жизни и самостоятельность в учебе — разные понятия. Что же такое учебная самостоятельность?

Школьный коллектив

Наш воспитатель — наша действительность.

М. Горький

Когда ребенок начинает учиться в школе, происходят изменения и в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно серьезные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Большую часть дня дети общаются с родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения: оно уже не связано с игрой, на первый план выступает учеба, то есть выделяется деловое общение.

В первых классах школы авторитет учителя для детей очень высок, и это закономерно, ведь дети больше общаются с учителем, проявляют к нему больший интерес, чем к своим сверстникам. Но через какое-то время положение дел меняется. Учитель становится для детей менее значимой и авторитетной фигурой, а интерес к сверстникам, напротив, растет, усиливаясь к среднему и старшему школьному возрасту.

Помимо изменений в характере общения изменяется и его содержание. Это выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор ребенка, с кем общаться, а с кем нет, определяется в основном оценками учителя, успехами в школе, то к концу начальной школы возникает иная мотивация.

У ребенка вырабатывается так называемая внутренняя позиция, которая представляет собой осознанное отношение ребенка как к себе, так и к окружающим людям, событиям и поступкам. Это отношение у него может выражаться и словами, и делами. Этот момент — возникновение внутренней позиции — становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, потому что именно он является началом его индивидуального личностного развития.

Согласно исследованиям Ж. Пиаже, дети разного возраста по-разному судят о нормах морали. Так, например, в период от пяти до двенадцати лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм, по мнению Пиаже, — это твердое, весьма однозначное понимание добра и зла. Ребенок делит все существующее вокруг него только на две категории — хорошее и плохое, в его понимании нравственности нет полутонов.

Что же касается нравственного релятивизма, который появляется у детей приблизительно с одиннадцати лет, то он в понимании ребенка означает, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое.

Ребенок младшего возраста подчинен авторитетам и полагает, что нравственные законы незыблемы, не имеют исключений, их нельзя менять. В этом случае любое нравственное сомнение ребенок решает просто: он беспрекословно подчиняется взрослому, даже если распоряжения взрослого расходятся с общепринятыми нравственными нормами.

Дети в более старшем возрасте («нравственные релятивисты») уже считают, что иногда можно пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Младшие дети, например, уверены, что врать нельзя ни в каких случаях; старшие уже допускают, что в некоторых случаях это возможно (чтобы прикрыть товарища и т. д.).

Нравственные реалисты считают, что существует лишь одно верное правило игры; дети-релятивисты допускают, что правила игры можно изменять, и с общего согласия готовы принять новые правила. Дети-реалисты судят о действиях других людей по их результату, а не по намерениям: то есть любой поступок, который привел к отрицательному результату, является плохим независимо от того, из плохих или хороших побуждений он совершался.

Дети-релятивисты, напротив, придают большое значение намерениям и именно по ним судят о характере поступков.

Чувства и эмоции

Наше сердце — это клад: растратьте его сразу, и вы нищий.Мы не щадим ни чувства, когда оно раскрылось до конца, ни человека, когда у него нет ни одного су.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

О. де Бальзак

В младшем школьном возрасте происходят изменения в области чувств. Дети учатся сдерживать свои эмоции, желания.

Наряду с этим у младших школьников можно отметить проявление настойчивости как волевой черты характера.

Те психологические особенности, которые начали формироваться у ребенка в последние дошкольные годы, до прихода в школу, за первые годы начального школьного обучения развиваются дальше, закрепляются и к началу подросткового возраста уже полностью сформированы.

Индивидуальность ребенка в этом возрасте проявляется во всем, и прежде всего в познавательных процессах. Ребенок приобретает все более глубокие знания, совершенствуются его умения и навыки ребенка. В результате у большинства детей к третьему-четвертому классу обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

К концу младшей школы развитие детей приводит к значительным различиям в индивидуальности детей, что проявляется и в различных успехах в учебе. На основании именно этих различий педагоги делают выводы о дифференцированном обучении детей с различными способностями.

Для наиболее развитых детей применяются, как правило, методы обучения характерные для взрослых, так как у подобных детей познавательные процессы к началу средней школы уже полностью сформированы, их мышление, память, речь, восприятие, внимание развиты уже настолько, что в состоянии воспринимать информацию на уровне взрослых.

Очень важно в этом возрасте стимулировать у ребенка мотивацию к достижению успехов в любом виде деятельности — учебе, игре, труде. Усиление мотивации весьма полезно для ребенка, так как, во-первых, у него закрепляется очень важная личностная черта — мотив достижения успеха в противовес мотиву избегания неудачи, а во-вторых, благодаря этому качеству быстрыми темпами развиваются другие разнообразные и полезные способности ребенка.

В младшем школьном возрасте ребенок еще открыт для влияния взрослых, благодаря чему можно регулировать его поведение, отношения с окружающими, особенно родителями и учителями. Это, в свою очередь, способствует совершенствованию психического развития ребенка: чтобы оказать на него позитивное влияние, воспитать положительные качества, взрослые используют социальные мотивы, такие как признание, одобрение, поощрение со стороны взрослых людей, которых ребенок уважает, стремление получить высокую оценку и другие.

Помимо отношений с взрослыми людьми повышается значение отношений ребенка с другими детьми. Это тоже способствует психическому развитию ребенка, так как у взрослых появляются дополнительные возможности для влияния на ребенка в учебно-воспитательных целях через призму отношений его со сверстниками: публичное одобрение его поступков и успехов в присутствии одноклассников, соревнование со сверстниками, многие другие ситуации, в которых затрагивается авторитет ребенка у других детей.

Если к младшему школьному возрасту у ребенка уже сформированы такие качества, как трудолюбие и самостоятельность, способность регулировать свои действия, то они будут проявляться и вне непосредственного общения со взрослыми или детьми. То есть к этому возрасту дети способны уже подолгу заниматься каким-то делом в одиночку. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были различные дидактические развивающие игры.

Как выглядит несамостоятельность

Свобода — это ответственность. Вот почему все ее так боятся.

Б. Шоу

Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.

Если взрослые (как правило, родители, бабушки и дедушки) подавляют инициативу ребенка во всем, он вырастет инфантильным. Почему же взрослые так любят опекать детей? По разным причинам: из-за боязни за него, из желания уберечь ребенка, убрать все «камни с его дороги», иногда из-за презрительного — свысока — отношения к его «глупым» затеям.

капризничает, упрямится, делает назло, нарушает запреты, то есть пытается реализовать свою потребность в самостоятельности и независимости другим способом. Если вовремя не принять меры и позволить укрепиться этим чертам, то к школьному возрасту родители рискуют получить вполне сложившегося невротика, который без мамы шагу ступить не сможет, не говоря уже об учебе и общении со сверстниками.

Синдром беспомощности — это еще более глубокая задержка в развитии самостоятельности и независимости ребенка. Если у инфантильных детей все-таки присутствует первоначальная инициатива, которая затем подавляется взрослыми, то у беспомощных малышей нет даже ее. Этим детям все равно чем играть, они могут долго заниматься одним и тем же делом, не проявляя особого интереса ни к чему, редко меняют игровые предметы, абсолютно нелюбопытны.

Особенно явно подобные задержки развития проявляются у детей, воспитывающихся с раннего возраста в детских домах, круглосуточных группах детского сада и т. д. Казалось бы, для ребенка созданы все условия, но недостаток общения и, более того, отсутствие качественного общения со взрослыми тормозит развитие многих функций ребенка, соответственно, и самостоятельности.

Иногда такой синдром беспомощности развивается даже у детей, воспитывающихся в благополучных на первый взгляд семьях, где родители увлечены новомодными теориями, такими как сыроедение, закаливание, беби-йога и т. д. Если эти теории не «зашкаливают» в сознании родителей, сочетаясь с другими методами воспитания, то вреда от них не будет.

Как воспитать лидера

Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая о себе, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить им о себе.

В. Ключевский

Очень часто, когда мы представляем своих детей взрослыми и счастливыми людьми, то почти всегда видим их в роли лидеров. Какую бы дорогу они ни выбрали, мы хотим, чтобы они были лучшими, уникальными, самостоятельными! Но как же воспитать в детях стремление стать первыми? Как помочь ребенку стать лидером?

Почти что каждый ребенок проходит через периоды чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности. Усугубляется это еще и страхом, что он один во всей вселенной. Ему кажется, что он отделен от всех невидимой стеной, что никто его не понимает. Он завидует тем, кто пользуется популярностью, хочет быть как они, а когда не получается, еще больше уходит в себя. В этот период родители должны быть начеку и помочь своему ребенку преодолеть проблемы общения, чтобы не пострадала его самооценка.

Ведь даже самые популярные подростки сомневаются в себе. И среди тех, кто составляет «группу популярности», тоже есть свои табели о рангах: кто-то самый популярный из популярных, а кто-то стоит среди них на последнем месте и должен как-то мириться с этим.

Ребенок должен понять, что на самом деле он не единственный, у кого есть проблемы, и, если он рискнет поговорить об этом с родителями, друзьями, он увидит, что они поймут его, а для него это будет большим облегчением, кроме того, и друзья получат возможность поговорить о своих проблемах. Но может случиться и так, что друзья могут не открыться.

Дети зачастую уверены, что лидерам живется проще — все их любят, им подчиняются, выполняют их требования, то есть, как правило, путают причину и следствие. Лидером становится тот, кто уважает других, кто находчив и ответствен.

Как же воспитать лидера?

Для начала попробуйте ответить самим себе на вопросы, которые предложила психолог Вера Брофман:

  1. Почему я хочу это сделать?
  2. А хочет ли мой ребенок становиться лидером?
  3. Какие качества я хочу в нем развивать, и как я это буду делать?

Лидер — кто он?

Унция репутации стоит фунта работы.

Л. Питер

Настоящий лидер развивает свои сильные стороны, умеет показать свои таланты перед взрослыми и ровесниками.

Настоящий лидер умеет с юмором относиться к своим недостаткам, извлекать из них урок. Вообще, юмор — это прекрасное лекарство от неуверенности и от излишней самоуверенности.

Настоящий лидер умеет повести за собой других.

Настоящий лидер не боится общаться с другими людьми — ни с взрослыми, ни со сверстниками.

Лидер всегда на виду. Его популярность с каждым днем растет все больше, и он это понимает и, как правило, пользуется этим. Чаще всего дети-лидеры умеют прекрасно манипулировать окружающими — и сверстниками, и взрослыми.

Постепенно они начинают диктовать своему окружению, чем заниматься: они выбирают, во что сегодня нужно играть, кого принимать в игру, а с кем не стоит водиться, с кем дружить, а кому объявить бойкот, они умеют привлекать других детей к выполнению своих целей. Взрослым нужно тактично направлять энергию детей-лидеров в созидательное русло, помогать совершенствовать положительные черты и искоренять отрицательные.

Ведь из такого ребенка может вырасти как позитивный лидер, так и главарь бандитской группировки. С самого первого момента, когда родители заметили у ребенка проявление лидерских наклонностей, они должны учить его, что быть лидером — это уметь брать ответственность не только за себя, но и за тех, кто идет за ним.

Лидерство раньше и сейчас

За последние годы многое изменилось в нашем подходе к воспитанию. Наших родителей учили скромности и сдержанности: не принято было демонстрировать свои таланты, приветствовалось стремление «быть как все». Взрослые пытались привить детям эти важные, по их мнению, качества, свидетельствующие о деликатности и тактичности, учили, что сначала нужно думать о людях, а потом уже о себе.

Предлагаем ознакомиться:  Прививки АКДС и полиомиелит у ребенка можно ли купать после вакцинации

Однако политические и социальные перемены принесли в нашу жизнь и новые понятия: карьерный рост, рынок, конкурентоспособность, умение выживать в новом мире, стрессоустойчивость, инициативность. Педагоги твердят о необходимости прививать детям самоуважение и высокую самооценку, чтобы те могли с уверенностью лидировать в среде сверстников. Мы с вами прекрасно понимаем, что в наше время эти качества — неотъемлемые элементы успеха. Вот почему мы искренне хотим привить их своим детям.

Как распознать ребенка-лидера?

Многие родители впервые задумываются о проблеме детского лидерства, только когда их дети уже достигают подросткового возраста. Но ведь начинается все с самого рождения!

Ребенка-лидера легко распознать уже в трехлетием возрасте. Именно он окружен другими детьми, именно ему отдают лучшую игрушку, делятся конфетой. Обычно маленький лидер верховодит в играх, предлагает новую игру, занимая в ней главную роль и распределяя остальные.

Взрослые тоже находятся во власти его обаяния. Чаще всего именно ему дают почетные задания в детском саду и в школе, его часто ставят в пример другим детям.

Откуда что берется? Почему кроха, еще мало что умеющий делать сам, вдруг пользуется таким авторитетом? Все здоровые дети по природе своей — эгоцентрики. А стремление лидировать — одно из проявлений эгоцентризма. Взрослые должны так построить воспитание, чтобы помочь детям найти баланс между самооценкой и самоуважением, с одной стороны, и здоровой самокритикой и стремлением к совершенствованию — с другой.

Задатки лидера в ребенке нужно развивать с самого раннего возраста: хвалить за успехи, подбадривать при трудностях, поддерживать в моменты неудач, доверять, позволяя ребенку на собственной шкуре осваивать новые умения и навыки. Ведь первые победы и поражения ребенка происходят именно дома, в его семье. Его способность убеждать, добиваться своего, умение достойно выдержать поражение или принять плохую весть закладываются и формируются родителями.

Если родители паникуют по любому поводу, если любое незначительное происшествие становится в их глазах трагедией, то, вероятнее всего, ребенок вырастет неуверенным в себе, будет испытывать неловкость, когда ему придется выступать перед аудиторией, будет стесняться высказать собственное мнение, общаться с людьми.

Если ребенок потерпел неудачу, нужно предложить ему повторить попытку, исправить ошибку. Ведь когда ребенок учится ходить и падает, мы все равно побуждаем его к ходьбе, вставать и опять идти. Так и в любой другой ситуации. Ребенок должен забыть о страхе провала и попытаться исправить ошибку.

Нельзя безапелляционно приказывать сейчас же повторить попытку, угрожать. Если ребенок не готов к новой попытке, лучше не давить на него, а приободрить, сказав: «Когда будешь готов, ты обязательно сможешь повторить. У тебя все получится».

Составные лидерства — самостоятельность, самоуважение и вера в собственные силы. Они похожи на надувной мячик. Перекачал воздуха — он лопнет. Недокачал — он перестает отскакивать от асфальта.

Если вы разочарованы в своем ребенке, он непременно это почувствует и его вера в собственные силы будет подорвана. Принимайте своего ребенка в победе и в поражении, сильным и слабым, веселым и грустным, всезнайкой и неумехой, тогда его шансы стать лидером многократно повысятся.

Лидер начинается с соревнования?

Как проще всего определить лидера? Распространенное мнение утверждает, что лидер рождается в соревновании. Уже в детском саду детям говорят: «Кто скорее съест кашку?», «Кто быстрее оденется на прогулку?». (Эти игры хороши со сверстниками, но не с сестрами или братьями, потому что отношения внутри семьи и так усложняются ревностью, завистью, затаенными обидами, а это чревато обратным эффектом.

) Проигравшего нельзя ругать или смеяться над ним. Нельзя сказать ребенку: «Подумаешь, прибежал быстрее всех! Великое дело!» Это принижает его достоинство, снижает его самооценку. Но и стремиться выпятить его достижения тоже не нужно, это может привести к неадекватной (завышенной) самооценке. Со стороны взрослых мудро будет объяснить ребенку, что у каждого человека есть какие-то яркие таланты и есть вещи, которые он делает с меньшей охотой.

Если вы хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха, если ваше желание совпадает с желанием ребенка и его наклонностями, воспользуйтесь следующими советами.

Поощряйте стремление ребенка к исследованию, поиску. Не просто зубрить заданное, а находить нечто новое, интересное. (Кстати, многие родители, дети которых обучаются за рубежом, отмечают, что зарубежная система образования направлена именно на поиск информации, самостоятельную работу по заданному направлению.)

Донесите до сознания ребенка, что рисковать можно, но в разумных пределах. Перебегать дорогу перед близко идущей машиной — мягко говоря, неразумно. Это говорит о глупости, анео лидерских качествах. Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.

Внушайте ребенку уверенность в себе, подбадривайте его, не забудьте, что уверенность в себе воспитывается с первых шагов ребенка.

Настраивайте ребенка на успех. Некоторые дети очень боятся потерпеть неудачу в каком-то деле, боятся, что над ними будут смеяться. Объясните ребенку, что, какие бы ни были высокие способности в какой-либо области, нужно прежде всего верить в успех, в то, что он сможет это сделать. Тот, кто верит в успех, и сам его добивается, и увлекает за собой других. Люди всегда охотнее идут за тем, кто верит в положительный исход, нежели за тем, кто во всем всегда сомневается.

Пытаться уберечь ребенка от ошибок — естественное желание родителей, но помните, что лучше всего люди учатся на своих ошибках. Поэтому не стоит сдувать с ребенка пылинки и предостерегать от любого ошибочного шага. Он должен уметь сам принимать решения и отвечать за его последствия.

Воспитывайте в ребенке решительность. Она ему пригодится в жизни не раз.

Позволяйте ребенку мечтать, какими бы далекими от жизни ни казались его мечты. При этом важно, чтобы ребенок не просто мечтал, но и думал о том, как эту мечту осуществить.

Этот опасный подростковый возраст

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.

Р. Эмерсон

Цитата из форума: «Моему сыну 15 лет, и мы каждый день решаем какие-нибудь проблемы. Мне сейчас очень сложно находить с ним общий язык. Учится хорошо, в школе есть учителя, которые его любят, но дома… Все, что есть плохого, все достается нам»[5].

Этот взрывоопасный возраст многие родители ждут со страхом. Это период, когда взрослые начинают чувствовать себя беспомощными, детям же, наоборот, кажется, что они взрослее своих родителей, все знают, обо всем имеют представление.

Подростковый возраст (11-15 лет) — это время, когда физическое и психологическое созревание ребенка идет ускоренными темпами.

Половое созревание в подростковом периоде

О мир, как дивно круг ты совершаешь! Ломаешь то, а это исправляешь.

Фирдоуси

В этот период развиваются логическое мышление, память, воля, проходит половое созревание. Интенсивнее становится работа желез внутренней секреции, увеличивается возбудимость центральной нервной системы.

Подростки становятся более раздражительными, обидчивыми. На смену ощущению «детскости» приходит ощущение «взрослости», в результате чего подростки спешат доказать себе и окружающим, что они уже выросли.

В этот период во взаимоотношениях между девочками и мальчиками отмечаются определенные трудности. Как это ни странно звучит, но в одном и том же возрасте девочки оказываются старше мальчиков почти на два года. Девочки опережают мальчиков по развитию, по росту, у них уже «взрослые» интересы, мальчиков своего возраста они воспринимают как детей.

Половое созревание девочек

Половая зрелость девочек знаменуется началом менструаций. Это может произойти и в 11, ив 12, ив 13 лет. Более позднее или более раннее созревание, как правило, не означает, что это патология, просто организм развивается своими темпами. Кроме того, месячные пока еще нерегулярны.

Начинается усиленный рост и прибавка в весе. Многие девочки начинают усиленно есть и как следствие — полнеть.

Происходят и другие изменения, у девочек начинает увеличиваться грудь, растут волосы на лобке, под мышками, расширяются и округляются бедра, меняется строение кожи — у многих в этот период начинаются проблемы.

Половое созревание, как уже говорилось, проходит у разных девочек по-разному. Если она опережает своих сверстниц (или, наоборот, отстает от них), это вызывает у нее чувство неловкости, смущения.

Половое созревание мальчиков

У мальчиков половое созревание начинается в среднем года на два позже, чем у девочек. То есть если у девочек в среднем оно начинается в 11 лет, то у мальчиков приблизительно в возрасте 13 лет. Оно, так же как и у девочек, может наступить раньше или позже.

Мальчики начинают интенсивно расти. Усиленно развиваются половые органы, начинается оволосение под мышками и вокруг половых органов. Изменяется — «ломается» — голос, становится ниже. У многих мальчиков, так же как и у девочек, могут начаться проблемы с кожей лица и тела.

Как и девочки, мальчики тоже могут переживать период неловкости и смущения. Они пытаются научиться управлять своим голосом, новым телом в этот период, отмечают, как развиваются их сверстники. Мальчик, половое созревание которого задерживается, еще больше нуждается в поддержке и понимании родителей, взрослых, чем девочка. Такт и терпение — лучшие учителя.

Проблемы подросткового периода

В результате полового созревания изменяется структура кожи, усиленно работают поры, выделяя кожный жир, который их закупоривает. Это, в свою очередь, приводит к возникновению угрей, прыщей. Какая уж тут самостоятельность, когда подросток стесняется своего внешнего вида? Родителям важно поддержать своего ребенка в этот период, помочь ему преодолеть эти проблемы: показать врачу, исключить продукты, вызывающие раздражение кожи, следить, чтобы ребенок не выдавливал прыщи…

Не забывайте, что самооценка в этом возрасте имеет огромное значение. Если ребенок не научится преодолевать проблемы подросткового возраста, самооценка его в дальнейшем может пошатнуться.

Еще одной проблемой становится усиленное потоотделение и запах. Этот запах может стать причиной неприязни к ребенку со стороны сверстников, окружающих людей. Необходимо в этот период обучить ребенка новым навыкам опрятности: тщательному мытью подмышек, ног (подошв), половых органов, пользованию дезодорантом, кремом для ног.

Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный упорно пытается приспособить мир к себе. Поэтому прогресс зависит от неразумных людей.

Б. Шоу

Психологические изменения, которые происходят в этот период, накладывают отпечаток на личностное развитие ребенка, в частности тесным образом связаны с воспитанием самостоятельности.

Обидчивость и застенчивость

В этом возрасте ребенок становится более чувствительным, ранимым, застенчивым. Его внимание обращено прежде всего на себя, все происходящее он оценивает через призму своего эмоционального к этому отношения. Любая неприятность, любой дефект вырастает в его глазах до гигантских размеров. Он склонен преувеличивать значение происходящих изменений.

Подростки очень легко, с полоборота, обижаются на любое замечание. При этом они чувствуют себя взрослыми, умудренными опытом и требуют от окружающих соответственного к себе отношения. Через какое-то время подросток уже вновь чувствует себя беззащитным ребенком, который нуждается в помощи родителей.

Это период первых влюбленностей, когда влюбляются в кинозвезд, известных людей либо в тех, кто намного старше.

Страх перед свободой

Как правило, все подростки (за редким исключением) требуют, чтобы родители предоставляли им как можно больше свободы. В этот период даже самые неконфликтные раньше дети часто находятся «в контрах» со своими родителями, считая, что те стесняют их свободу. Все чаще и чаще из уст ребенка звучит, что он «уже не ребенок».

В один прекрасный день родители вдруг с удивлением обнаруживают, что их дочери начали покрывать свое лицо толстым слоем косметики, а сыновья побрились наголо, или выкрасили в невообразимый цвет свои волосы, или прокололи ухо и ходят с серьгой, а то и несколькими. Причина столь пристального внимания подростков к своей внешности проста: повышение интереса к противоположному полу.

Что же делать в этом случае родителям? Настаивать на своем, превращая квартиру в плацдарм непрекращающихся военных действий, или уступать, предоставив ребенку полную свободу?

Ребенку хочется быть умным, остроумным, утонченным, ловким, обаятельным. Как этого достичь, он пока еще не знает, ему бы разобраться со всем тем, что на него навалилось. Но он никогда не признается в своем бессилии, в своих сомнениях — ни себе, ни родителям. Протестуя против родительской опеки, он тем не менее боится своей свободы.

В этом возрасте превыше всего ценится уже не мнение родителей, как в дошкольном возрасте, и не учителя, как в младших классах. На первое место выходит коллектив ровесников, их мнение — превыше всего. Дружба для подростков приобретает особое значение. Но именно в этот момент родители могут сказать ребенку старую, но актуальную фразу: «Если твои друзья решили прыгнуть с моста, тебе не обязательно делать то же самое».

Строгость или мягкость?

Как ни странно, многие подростки, отстаивая до хрипоты свою свободу, тем не менее признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними построже, учили бы их уму-разуму. Не судить, а именно учить и помогать своему ребенку-подростку нужно в этот период. Если это необходимо, на помощь родителям должны прийти учителя, руководители секций, где занимается ребенок.

Ребенка нужно выслушивать, обсуждать с ним те или иные правила, но в конечном итоге родители должны настоять насвоем, если они считают свое решение правильным, как бы это ни было трудно (к примеру, ребенок считает, что все в жизни нужно попробовать и что у него хватит силы воли отказаться от курения травки, если ему захочется.

На правильном пути ребенка удерживает не вседозволенность, а здоровое, правильное воспитание и доверие к собственному чаду.

Соперничество с родителями

В подростковом возрасте часто возникают напряженные отношения между родителями и подростками. Подросток хочет казаться взрослым, по словам доктора Б. Спока, считает, «что пришла его очередь покорять мир, привлекать противоположный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители это подсознательно чувствуют и, разумеется, не очень довольны»[6].

Подросток в этот период — период влюбленностей — старается изменить направленность своих чувств. Выражается это в неприязненных чувствах к родителям, что проявляется в грубости, упрямстве, конфликтах. Только безграничное терпение и такт родителей способны помочь всем членам семьи преодолеть этот сложный период.

Юношеский максимализм

Подростковый возраст — период, когда юношеский максимализм расцветает пышным цветом. Для подростка не существует полутонов — только черное и белое, плохое и хорошее. У них зашкаливает требовательность как по отношению к себе, так и по отношению к остальным — окружающим, родителям, к миру вообще. Они особенно чутки к фальши и лицемерию, поскольку их чувства в этот период очень обострены.

Детям очень важно, чтобы родители признали, что их дети выросли, и не просто признали как факт, а удлинили «поводок», признали их право быть самостоятельными. Один шестиклассник сказал об этом периоде так: «Это когда дети стремятся стать взрослыми». А мой сын все время повторял: «Мама, мне уже шестнадцатый год!»

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCq-uw3E3cih5hrktJeocycA

Это благоприятное время для активной общественной деятельности детей, так как они, попробовав «на зуб» свою самостоятельность, готовы на значимые дела. Им не хочется делать никчемные, ненужные дела. В этом случае они моментально теряют всякий интерес к данному делу.

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.

Оставьте комментарий

Adblock detector