Оглавление
- 1 Меню в детском саду на 10 дней
- 2 Меню в детском саду на неделю
- 3 Приложение 6. Примерные десятидневные меню для детских дошкольных учреждений различных регионов страны
- 4 Принципы организации питания
- 5 Приложение 6. Примерные десятидневные меню для детских дошкольных учреждений различных регионов страны
- 6 Основные принципы рационального питания детей от 1 до 6 лет
- 7 Приложение 2. Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
- 8 Приложение 1. Рекомендуемые величины потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей
- 9 Документация
- 10 Безопасность и контроль
- 11 Приложение 6. Примерные десятидневные меню для детских дошкольных учреждений различных регионов страны
- 12 Подготовка к садику
- 13 Важные нюансы
- 14 Выводы
Меню в детском саду на 10 дней
Приложение 2
Продукты | Для детей в возрасте | В санаторных | |||||
до трех лет | от трех до семи лет | дошкольных | |||||
В учреждениях с длительностью пребывания | учреждениях | ||||||
9-10,5 | 12-24 | 9-10,5 | 12 часов | 24 часа | До 3 | от 3 до 7 | |
Хлеб пшеничный | 55 | 60 | 80 | 110 | 110 | 70 | 110 |
Хлеб ржаной | 25 | 30 | 40 | 60 | 60 | 30 | 60 |
Мука пшеничная | 16 | 16 | 20 | 25 | 25 | 16 | 25 |
Мука картофельная | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Крупа, бобовые, макаронные изделия | 20 | 30 | 30 | 45 | 45 | 35 | 45 |
Картофель | 120 | 150 | 190 | 220 | 220 | 150 | 250 |
Овощи разные | 180 | 200 | 200 | 250 | 250 | 300 | 300 |
Фрукты свежие | 90 | 130 | 60 | 60 | 150 | 250 | 350 |
Фрукты сухие | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 | 15 | 15 |
Кондитерские изделия | 4 | 7 | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 |
Сахар | 35 | 50 | 45 | 55 | 55 | 50 | 60 |
Масло сливочное | 12 | 17 | 20 | 23 | 25 | 30 | 35 |
Масло растительное | 5 | 6 | 7 | 9 | 9 | 6 | 10 |
Яйцо, штук | 0,25 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 |
Молоко | 500 | 600 | 420 | 500 | 500 | 700 | 700 |
Творог | 40 | 50 | 40 | 40 | 50 | 40 | 75 |
Мясо | 60 | 85 | 100 | 100 | 100 | 120 | 160 |
Рыба | 20 | 25 | 45 | 50 | 50 | 25 | 70 |
Сметана | 5 | 5 | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 |
Сыр | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 |
Чай | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
Кофе злаковый | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Соль | 2 | 2 | 0 | 5 | 8 | 5 | 8 |
Дрожжи | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Институт питания РАМН разработал стандарты детского питания в ДОУ. Рацион составляется для каждой возрастной группы детей. За качеством продуктов следит СЭС, заведующая детским садом и пищеблоком. В российских детских садах бланк меню в детском саду на каждый день заполняет специалист по диетическому питанию, который отвечает за рацион малышей.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Медицинская сестра перед подачей еды должна производить витаминизацию третьих и первых блюд витамином С для детей до года положено 30 мг витамина, 1-6 лет — 40 мг, а детей старше 6 лет — 50 лет.
Ежедневно дети 2-5 лет должны получать следующие продукты (в граммах):
- Каши или овощи – 180-200,
- Кофе, чай, какао – 150,
- Супы, бульоны – 150-200,
- Блюда из мяса или рыбы – 60-70,
- Компоты, кисели – 150,
- Комбинированные гарниры – 100-150,
- Фрукты, соки – 50-100,
- Овощные или фруктовые салаты – 40-50,
- Хлеб ржаной (на весь день) – 50,
- Хлеб пшеничный (на весь день) – 110.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:
В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:
Нарушения СанПиН, за которые чаще всего штрафуют детские сады
Дети плохо едят: в чем причина и что делать
Каждый день дети в саду кушают четыре раза: для них предусмотрен обед, полдник и два завтрака. В отдельных случаях допустимо трехразовое питание, если рацион составлен штатным диетологом и не предусматривает отклонение от нормы по калорийности. На детский стол попадают рыбные и мясные блюда, яйца, каши, молочная продукция, фрукты и овощи, выпечка, соки и горячие напитки. Воспитанники всегда могут попросить добавку непорционных блюд, если порция оказалась для них недостаточно большой.
Рацион может быть разработан и для ребенка с пищевой аллергией. Для этого родителям следует предоставить в ДОУ результаты тестов на аллергены, а после поставить в известность воспитателя или штатного диетолога, чтобы сотрудники детского сада знали, какие именно продукты нельзя есть ребенку. Составляя рацион для воспитанников, диетолог постарается исключить аллергены.
Чтобы подготовить ребенка к детсадовскому питанию, родителям следует:
- Поинтересоваться у воспитателя приблизительным меню в детском саду с рецептами, чтобы постепенно приучать малыша к подобной пище.
- Отказаться от продуктов, которые по вкусу и составу кардинально отличаются от еды в ДОУ.
- Не давать ребенку экзотические продукты, копченые, соленые, жирные и острые блюда, которых нет в приблизительном меню. Маме важно знать, что в детском саду блюда готовят с минимум жира, для приготовления чаще используют сливочное и растительное масла.
- Стоит разнообразить домашнее меню простыми блюдами, полностью исключив газированные напитки, майонез, кетчуп, сухари и чипсы.
- Важно следовать принципу 5-разового питания и дома, так ребенку будет проще привыкнуть к графику приемов пищи в ДОУ.
- Не стоит давать ребенку двойные порции еды, думая, что он недоедает в детском саду. Порции должны соответствовать возрасту, в противном случае можно спровоцировать ожирение или проблемы с желудочно-кишечным трактом.
- Если в семье не придерживаются режима питания, постепенно следует отучать ребенка от перекусов между приемами пищи.
Поскольку рацион питания воспитанников ДОУ рассчитывается на неделю, а чаще на 10 дней, диетолог тщательно продумывает количественное содержание тех или иных продуктов. Растущему организму ребенка ежедневно нужны крупы, овощи, картофель, мясо или рыба, кисломолочные продукты и молоко, растительное и сливочное масло. Яйца, сыр, сметана, соки, творог и птица допустимы в меню не чаще двух-трех раз в неделю.
Рацион питания детей возрастом до трех лет приближается к еде со взрослого семейного стола. Дети могут успешно пережевывать пищу, пищеварительные соки успешно вырабатываются, а потому в меню должна преобладать твердая, а не полужидкая пища. Важно, чтобы постепенно ребенок съедал больше тушеных овощей, каш, крупяных и овощных запеканок. Если ребенка не приучить к плотной пище в этом возрасте, в будущем он может совсем отказаться от овощей, фруктов и мяса.
В детском саду для детей до 3 лет меню на 10 дней рассчитывается таким образом, что на обед припадает 45-50% дневной пищевой ценности продуктов, а остальные 55-50% распределяются между завтраком, полдником (вторым завтраком) и ужином. Суммарная калорийность продуктов составляет 1400-1500 ккал в день. При этом:
- суточная потребность в белках у ребенка до трех лет — 55-60 г (в рационе должны преобладать белки животного происхождения);
- жиров детям нужно 40-50 г в сутки (включая 10 г растительных жиров);
- ежедневно необходимо съедать 200-220 г простых и сложных углеводов в виде круп, фруктов, овощей, макаронных изделий и хлеба.
Разрабатывая меню в ДОУ на 10 дней для детей с 12-часовым пребыванием, сотрудники пищеблока или диетологи учитывают:
- Объем порций.
- Набор продуктов на день.
- Сроки приготовления блюд.
- Сведения о химсоставе блюд и продуктов.
- Нормы потерь при тепловой и холодной обработке продуктов.
- Нормы взаимозаменяемости продуктов.
Строительным материалом признан белок, потому диетологи заботятся о том, чтобы рыба, мясо, яйца, молочные продукты обязательно присутствовали в рационе воспитанников ДОУ. Вместе с ними важны белки растительного происхождения — хлеб, пшенная, овсяная и гречневая крупы, бобовые. Питание в детском саду осуществляется на основании меню-раскладки на 10 дней с рецептами и комментариями.
Первая неделя
Меню в детском саду на неделю
Дошкольное питание в детских садах, меню которого составляет медицинский работник, проходит обязательное утверждение у сотрудников Роспотребнадзора. В меню прописывается не только размер, но и консистенция порций (воспитанникам ясельных групп еда дается в пюрированном виде). Важно, чтобы блюда сочетались между собой.
Так, если в обед дети получают борщ, овощной суп или рассольник, на второе у них должны быть овощи, овощной салат или гарнир из макаронных изделий или круп. Если же на горячее подан крупяной суп, в качестве гарнира рекомендованы овощные рагу и салаты. Чтобы повысить аппетит, перед обедом дети получают свежие или соленые овощи.
Отвечает эксперт справочной системы «Образование»
Ясельная группа детского сада — это дети 1-2 и 2-3 лет. Малыши нуждаются в полноценном сбалансированном питании калорийностью от 1200 до 1500 Ккал в день. Меню ясельной группы в детском саду составляется на 10 дней медицинским работником, заверяется сотрудником Роспотребнадзора и подтверждается заведующей ДОУ. Рацион питания зависит от времени года и может быть летне-осенним и зимне-весенним.
Согласно нормам СанПин:
- Питание для детей, находящихся в саду более 8 часов, должно быть четырех-пятиразовым.
- Между завтраком и обедом должен быть промежуточный прием пищи, который включает свежие фрукты и напиток.
- Если свежие овощи недоступны, их заменяют соками или быстрозамороженными фруктами и овощами.
- Полдник может быть легким и уплотненным, если ужин не предусмотрен.
Примерное меню в детском саду ясельной группы на неделю составляется с учетом наличия сезонных овощей и фруктов. Несколько раз в неделю на детском столе должны быть яйца, творог и рыба, в ежедневное меню вносят масло, мясо, крупы и свежие овощи. Под строгим запретом для детей грибы, уксус, хрен, фляжное молоко, полуфабрикаты, копчености, мясо водоплавающих птиц, майонез, консервы.
Недельное меню для воспитанников ясельной группы
Приложение 6. Примерные десятидневные меню для детских дошкольных учреждений различных регионов страны
Приложение 6
_______________ Приложение дается в сокращенном виде.
Продукты | Кол-во, г | Химический состав набора | ||||
брутто | нетто | белки, | жиры, | углево- | калорий- | |
Хлеб пшеничный | 55 | 55 | 4,3 | 0,55 | 28,37 | 129,6 |
Хлеб ржаной | 25 | 25 | 1,58 | 0,25 | 10 | 47,5 |
Мука пшеничная | 16 | 16 | 1,7 | 0,2 | 11,7 | 52,6 |
Мука картофельная | 3 | 3 | – | – | 2,4 | 8,9 |
Крупа | 20 | 20 | 2,0 | 0,57 | 14,0 | 66,8 |
Картофель | 120 | 84 | 1,68 | 0,08 | 16,5 | 69,7 |
Овощи | 180 | 144 | 2,43 | 0,02 | 9,72 | 47,5 |
Фрукты свежие | 90 | 72 | 0,26 | – | 7,39 | 30,1 |
Фрукты сухие | 10 | 10 | – | 6,6 | 26,7 | |
Кондитерские изделия | 4 | 4 | 0,33 | 0,94 | 2,65 | 19,3 |
Сахар | 35 | 35 | – | – | 34,97 | 130,9 |
Масло сливочное | 12 | 12 | 0,07 | 9,9 | 0,11 | 89,76 |
Масло растительное | 5 | 5 | – | 4,91 | – | 44,91 |
Яйцо в шт. | 1/4 | 10,3 | 1,4 | 1,3 | 0,08 | 18,0 |
Молоко | 500 | 500 | 14 | 16 | 28,5 | 290 |
Творог | 40 | 40 | 6,04 | 3,6 | 0,52 | 62,4 |
Мясо | 60 | 42 | 7,9 | 5,2 | – | 78,3 |
Рыба | 20 | 10 | 2,7 | 0,048 | – | 12,0 |
Сметана | 5 | 5 | 0,14 | 1,0 | 0.2 | 10,3 |
Сыр | 3 | 3 | 0,8 | 0,3 | – | 10,8 |
Чай | 0,2 | 0,2 | 0,04 | – | 0,12 | 0,2 |
Дрожжи | 1 | 1 | 0,1 | – | 0,08 | 0,9 |
Белки – 47,8, в т.ч. животного происхождения – 33,05Жиры – 45,4, в т.ч. растительного происхождения – 6,6Углеводы -169,2 Калорийность – 1247
Продукты | Кол-во, г | Химический состав набора | ||||
брутто | нетто | белки, | жиры, | углево- | калорий- | |
Хлеб пшеничный | 60 | 60 | 4,7 | 0,6 | 31,4 | 141,6 |
Хлеб ржаной | 30 | 30 | 1,9 | 0,3 | 12 | 57 |
Мука пшеничная | 16 | 16 | 1,7 | 0,2 | 11,7 | 52,6 |
Мука картофельная | 3 | 3 | – | – | 2,4 | 8,9 |
Крупа, бобовые | 30 | 30 | 3,0 | 0,8 | 24 | 100,5 |
Картофель | 150 | 100 | 2,0 | 0,1 | 19,7 | 83,0 |
Овощи разные | 200 | 160 | 2,7 | 0,02 | 10,8 | 52,8 |
Фрукты свежие | 130 | 110 | 0,4 | – | 11,3 | 46,0 |
Фрукты сухие | 10 | 10 | 0,3 | – | 6,6 | 26,7 |
Кондитерские изделия | 7 | 7 | 0,6 | 1,6 | 4,3 | 33,4 |
Сахар | 50 | 50 | – | – | 49,9 | 187 |
Масло сливочное | 17 | 17 | 0,1 | 14,0 | 0,1 | 126,8 |
Масло растительное | 6 | 6 | – | 5,9 | – | 53,9 |
Яйцо, шт. | 1/2 | 20 | 2,5 | 2,3 | 0,14 | 31,4 |
Молоко | 600 | 600 | 16,8 | 19,2 | 28,2 | 348 |
Творог | 50 | 50 | 8,3 | 4,5 | 0,65 | 78 |
Мясо | 85 | 60 | 11,3 | 7,4 | – | 112,2 |
Рыба | 25 | 12,5 | 1,7 | 0,06 | – | 7,5 |
Сметана | 5 | 5 | 0,14 | 1,0 | 0,2 | 10,3 |
Сыр | 3 | 3 | 0,8 | 0,82 | – | 10,8 |
Чай | 0,2 | 0,2 | 0,04 | – | 0,12 | 0,2 |
Кофе суррогат | 1 | 1 | – | – | – | – |
Соль | 2 | 2 | – | – | – | – |
Дрожжи | 1 | 1 | 0,1 | – | 0,08 | 0,9 |
Биологическая ценность набора:белки – 60 г, из них животного происхождения – 41,5 г;жиры – 59 г, из них растительного происхождения – 10 г;углеводы – 210 г;калорийность – 1569 ккал.
Продукты | Кол-во, г | Химический состав набора | |||||
брутто | нетто | белки, | жиры, | углево- | калорий- | ||
Хлеб пшеничный | 80 | 80 | 5,9 | 1,8 | 41,1 | 200 | |
Хлеб ржаной | 40 | 40 | 2,9 | 0,5 | 18,6 | 88 | |
Мука пшеничная | 20 | 20 | 2,1 | 0,3 | 14,6 | 66 | |
Мука картофельная | 3 | 3 | – | – | 2,4 | 9 | |
Крупа, бобовые, | 30 | 30 | 3,4 | 0,2 | 22,0 | 98 | |
Картофель | 190 | 137 | 2,7 | 0,1 | 27,0 | 114 | |
Овощи разные | 200 | 160 | 2,1 | – | 16 | 53 | |
Фрукты свежие | 60 | 53 | 0,2 | – | 6,0 | 24 | |
Фрукты сухие | 10 | 10 | 0,7 | 1,0 | 7,6 | 41 | |
Кондитерские изд. | 10 | 10 | 0,7 | 1,0 | 7,6 | 41 | |
Сахар | 45 | 45 | – | – | 44,9 | 168 | |
Масло сливочное | 20 | 20 | 0,1 | 16,5 | 0,2 | 150 | |
Масло растительное | 7 | 7 | – | 7,0 | – | 63 | |
Яйцо, в шт. | 1/2 | 20,5 | 2,5 | 2,0 | 0,1 | 31 | |
Молоко | 420 | 420 | 11,8 | 13,4 | 19,7 | 244 | |
Творог | 40 | 40 | 6,5 | 3,6 | 0,5 | 62 | |
Мясо | 100 | 71 | 14,3 | 5,0 | – | 102 | |
Рыба | 45 | 22 | 3,8 | 0,1 | – | 16 | |
Сметана | 5 | 5 | 0,1 | 1,0 | 0,2 | 10 | |
Сыр | 5 | 5 | 1,0 | 1,1 | – | 14 | |
Чай | 0,2 | 0,2 | – | – | – | – | |
Кофе злаковый | 2 | 2 | – | – | – | – | |
Дрожжи | 1 | 1 | 0,1 | – | 0,1 | 1 | |
Всего | 60,6 | 53,9 | 228,0 | 1581 | |||
в т.ч. животного происхождения, г | 40,4 | ||||||
в т.ч. животного происхождения, % | 66,6 | ||||||
в т.ч. растительного происхождения, г | 10,9 |
Продукты | Кол-во, г | Химический состав набора | |||||
брутто | нетто | белки, | жиры, | углево- | калорий- | ||
Хлеб пшеничный | 110 | 110 | 8,1 | 3,2 | 56,5 | 275 | |
Хлеб ржаной | 60 | 60 | 3,7 | 0,7 | 27,8 | 127 | |
Мука пшеничная | 25 | 25 | 2,6 | 0,3 | 18,3 | 82 | |
Крахмал | 3 | 3 | – | – | 2,4 | 9 | |
Крупа, бобовые, | 45 | 45 | 4,9 | 0,4 | 32,8 | 150 | |
Картофель | 220 | 158 | 3,2 | 0,2 | 31,1 | 131 | |
Овощи разные | 250 | 200 | 3,6 | – | 10,8 | 56 | |
Фрукты свежие | 150 | 132 | 0,5 | – | 14,9 | 61 | |
Фрукты сухие | 15 | 15 | 0,3 | – | 10,5 | 41 | |
Кондитерские изд. | 10 | 10 | 0,7 | 1,0 | 7,6 | 41 | |
Сахар | 55 | 55 | – | – | 54,9 | 206 | |
Масло сливочное | 22 | 25 | 0,1 | 20,6 | 0,2 | 187 | |
Масло растительное | 9 | 9 | – | 9,0 | – | 81 | |
Яйцо, в шт. | 1/2 | 20,5 | 2,5 | 2,3 | 0,1 | 31 | |
Молоко | 500 | 500 | 14 | 16 | 23,5 | 290 | |
Творог | 50 | 50 | 8,3 | 4,5 | 0,6 | 78 | |
Мясо | 100 | 71 | 14,3 | 5,0 | – | 102 | |
Рыба | 50 | 25 | 4 | 0,1 | – | 19 | |
Сметана | 15 | 15 | 0,4 | 3,0 | 0,5 | 31 | |
Сыр | 5 | 5 | 1,3 | 1,3 | – | 17 | |
Чай | 0,2 | 0,2 | – | – | – | – | |
Кофейный напиток | 2 | 2 | – | – | – | – | |
Дрожжи | 1 | 1 | 0,1 | – | 0,1 | 1 | |
Всего | 73 | 67,6 | 292,6 | 2016 | |||
в т.ч. животного происхождения (г) | 45,3 | ||||||
в т.ч. животного происхождения (%) | 62,0 | ||||||
в т.ч. растительного происхождения (г) | 14,8 |
Дни | Завтрак | Обед | Полдник |
I | 1. Каша гречневая | 1. Салат из соленого огурца | 1. Молоко |
2. Чай с молоком | 2. Щи свежие | 2. Ватрушка | |
3. Хлеб пшеничный | 3. Тефтели с картофельным пюре | 3. Яблоко | |
4. Компот из сухофруктов | |||
5. Хлеб | |||
II | 1. Каша рисовая с тыквой | 1. Салат из моркови | 1. Молоко |
2. Кофе с молоком | 2. Суп молочно-полевой | 2. Овощное рагу | |
3. Хлеб пшеничный | 3. Котлета (паровая) с вермишелью | 3. Яблоко | |
4. Кисель из яблок | |||
5. Хлеб | |||
III | 1. Картофельное пюре с яйцом | 1. Салат витаминный | 1. Чай с молоком |
2. Чай с сахаром | 2. Суп овощной | 2. Булочка творожная | |
3. Хлеб пшеничный с маслом | 3. Мясное суфле с морковью | 3. Яблоко | |
4. Кисель молочный | |||
5. Хлеб | |||
IV | 1. Пудинг творожный с подливой | 1. Салат из моркови | 1. Кефир |
2. Чай с сахаром | 2. Борщ | 2. Печенье | |
3. Хлеб пшеничный с маслом | 3. Биточки рыбные паровые с картофельным пюре | 3. Яблоко | |
4. Отвар шиповника | |||
5. Хлеб | |||
V | 1. Каша геркулесовая | 1. Салат свекольный | 1. Молоко |
2. Кофе с молоком | 2. Бульон куриный с гренками | 2. Вафли | |
3. Хлеб пшеничный с маслом | 3. Суфле куриное с морковно-картофельным пюре | 3. Яблоко | |
4. Кисель из свежих яблок | |||
5. Хлеб | |||
VI | 1. Вермишель молочная | 1. Салат из зеленого горошка | 1. Кефир |
2. Кофе с молоком | 2. Рассольник со сметаной | 2. Печенье | |
3. Хлеб пшеничный с маслом и тертым сыром | 3. Суфле мясное с овощным рагу | 3. Яблоко | |
4. Компот из сухофруктов | |||
5. Хлеб | |||
VII | 1. Вареники ленивые с молочной подливой | 1. Салат капустный | 1. Молоко |
2. Чай с молоком | 2. Свекольник со сметаной | 2. Пирог | |
3. Хлеб пшеничный | 3. Голубцы ленивые | 3. Яблоко | |
4. Кисель из сухофруктов | |||
5. Хлеб | |||
VIII | 1. Сырники с морковью с подливой | 1. Салат из зеленого горошка | 1. Молоко |
2. Чай с сахаром | 2. Суп крестьянский | 2. Овощное рагу | |
3. Хлеб пшеничный | 3. Тефтели мясные паровые с картофельным пюре | 3. Яблоко | |
4. Компот из сухофруктов | |||
5. Хлеб | |||
IX | 1. Каша пшенная с тыквой | 1. Салат свекольный | 1. Чай с молоком |
2. Кофе с молоком | 2. Суп картофельный с фрикадельками | 2. Оладьи с подливой | |
3. Хлеб пшеничный | 3. Запеканка рыбная | 3. Яблоко | |
4. Кисель из сухофруктов | |||
5. Хлеб | |||
X | 1. Котлеты из рыбы (паровые | 1. Салат морковный | 1. Молоко |
2. Кофе с молоком | 2. Куриный бульон с гренками | 2. Вафли | |
3. Хлеб с маслом | 3. Суфле куриное с рисом и тушеной свеклой | 3. Яблоко | |
4. Отвар шиповника | |||
5. Хлеб |
Дни | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
I | Каша гречневая | Салат из соленого огурца | Кефир | Морковно-яблочная запеканка |
II | Каша рисовая | Салат из свеклы | Чай | Омлет |
III | Сельдь рубленая с яйцом и картофельным пюре | Салат витаминный | Молоко | Пудинг творожный с подливой |
IV | Каша манная “розовая” | Салат из моркови | Молоко | Сырники с картофелем |
V | Каша “Геркулес” | Салат свекольный | Молоко | Пудинг морковно-рисовый |
VI | Вермишель молочная | Салат из зеленого горошка | Чай | Рагу овощное |
VII | Вареники ленивые | Салат капустный | Молоко | Картофель тушеный с сухофруктами |
VIII | Сырники с морковью | Салат свекольный | Молоко | Оладьи с подливой |
IX | Каша пшенная с тыквой | Салат из зеленого горошка | Молоко | Пудинг овощной |
X | Котлеты рыбные с картофельным пюре | Салат морковный | Молоко | Запеканка из овощей |
Дни | Завтрак | Обед | Полдник |
I | Каша гречневая | Салат из соленых огурцов с луком | Пирог с вареньем |
II | Каша рисовая с тыквой | Салат морковно-яблочный | Овощное рагу |
III | Сельдь с яйцом | Салат витаминный | Ватрушка |
IV | Запеканка творожная с подливой | Салат морковно-яблочный | Печенье |
V | Каша геркулесовая | Салат свекольно-яблочный | Вафли |
VI | Макароны с тертым сыром | Салат из зеленого горошка | Печенье |
VII | Вареники ленивые с подливой | Салат капустно-яблочный | Пирог с вареньем |
VIII | Сырники с морковью | Салат из зеленого горошка | Овощное рагу |
IX | Каша пшенная с тыквой | Салат свекольный | Оладьи с подливой |
X | Рыба по-польски | Салат морковный | Вафли |
Дни | Завтрак | Обед | Полдник | Ужин |
I | Каша гречневая | Салат из соленого огурца с луком | Кефир | Морковно-яблочная запеканка |
II | Каша рисовая с тыквой | Салат свекольно-яблочный | Булочка домашняя | Омлет |
III | Сельдь с яйцом | Салат витаминный | Сухари сливочные | Творожная запеканка |
IV | Каша манная “розовая” | Салат морковно-яблочный | Кефир | Сырники с картофелем |
V | Каша геркулесовая | Салат свекольно-яблочный | Вафли | Рис, тушенный с морковью и изюмом |
VI. | Макароны с тертым сыром | Салат из зеленого горошка | Ватрушка с творогом | Рагу овощное с яйцом |
VII | Вареники ленивые со сметанной подливой | Салат капустно-яблочный | Кефир | Картофель тушеный с сухофруктами |
VIII | Сырники с морковью | Салат свекольный | Сухари сливочные | Оладьи с молочной подливой |
IX | Каша пшенная с тыквой | Салат из зеленого горошка | Кефир | Пудинг овощной |
X | Рыба по-польски | Салат морковно-яблочный | Сухари сливочные Яблоко | Запеканка овощная |
Принципы организации питания
Детское питание в любом садике любого региона России довольно жестко контролируется. Весь принцип его организации подчиняется строгим нормам. Главный принцип – диетологический. Пища для воспитанников дошкольного учреждения должна обеспечивать детский организм всеми необходимыми для роста и нормального развития веществами.
В суточном рационе обязательно присутствуют определенные соотношения белков, углеводов, липидов, витаминов и минералов. Также играет большую роль общая калорийность блюд, ведь пища для детей должна быть не только удовольствием, но и источников энергии.
Каждый день в рацион детей в обязательном порядке включаются мясо, рыба, молоко или кисломолочные продукты, яйца, масло, овощи и фрукты, хлеб, крупы. Если исключить хотя бы одну группу продовольственных продуктов, неизбежно повысится общая заболеваемость среди воспитанников – такие эксперименты проводились еще в Советском Союзе. Существующие ныне требования и принципы детского питания в ДОУ не придуманы из ничего, они целиком опираются на практику, опыты, ошибки прошлого.
Собрать в меню все эти продукты важно, но увы, недостаточно для достижения результата. Поэтому второй принцип детского питания в садике звучит так: «Блюда должны быть красивыми и привлекательными». Даже очень полезные котлеты или салат ребенок не станет есть, если подача была совершенно непривлекательной. И никакие доводы о пользе в этом случае не помогут.
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
Третий принцип – регулярность. Существующие нормы подразумевают минимум 4 приема пищи, три из них должны содержать горячие блюда. Зачем это делается, объяснять излишне – без горячего питания пищеварение ребенка не может быть здоровым, а обмен веществ – полноценным. Горячим питанием должны быть обеспечены все дети, которые пребывают в садике более 3,5 часов в день. Это правило, которое действуют для всех форм садиков – частных, муниципальных, ведомственных и т. д.
А потому воспитатели, врачи, родители должны в обязательном порядке интересоваться, что и как ест ребенок, сыт ли он.
В садиках специализированных (для детей-инвалидов, со спортивным уклоном) принципы питания в целом должны соответствовать нормам, но допускается сверх требуемого добавлять некоторые продукты с учетом энергозатрат. Например, детям с малой подвижностью в силу заболеваний рекомендуется снизить количество круп и кондитерских изделий и добавить фруктов, а маленьким спортсменам, наоборот, добавляют больше углеводов, поскольку их энергозатраты в разы выше. Исходя из этого же принципа в летнее время питание всех дошколят должно быть более легким, чем в зимнее.
Для организаторов детского питания существует всего два детских возраста – от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Этим двум группам детей меню организуется с некоторыми отличиями. Для начала следует отметить, что калорийность разных приемов пищи неодинакова. На долю завтрака приходится около 25% суточной потребности в калориях. В обед ваше чадо «съедает» около 40% требуемых ему калорий, на полдник – около 15%. Таким образом, на ужин (а ужинать ребенок будет уже дома) родители должны предусмотреть такую пищу, которая даст ему оставшиеся 20-25% потребности в калориях, не больше. В садиках с круглосуточным пребыванием воспитанников подразумевается именно такой подход.
В целом детсадовские повара готовят одинаковые базовые блюда для всех возрастов – это супы, каши, тефтели и запеканки. Но при подаче для ясельной группы будут учитываться возрастные особенности – малышам более мелко порежут овощи в салат, не подадут апельсины, которые могут вызвать аллергию, заменив их яблоками. Детям более старшей возрастной группы увеличивают порции, поскольку потребность в энергии у них выше.
Методические рекомендации по питанию детей в детских дошкольных учреждениях разработаны в Институте питания АМН СССР сотрудниками отдела детского питания проф. Ладодо К.С., проф. Фатеевой Е.М., к.м.н. Кистеневой Г.С., к.м.н. Белкиной Л.М., врачом Степановой Т.Н., диет-сестрой Басовой Л.И. и сотрудником отдела химии и технологии пищевых продуктов ст.
инженером Чумаковой В.В.Методические рекомендации предназначены для работников детских дошкольных учреждений: медицинского персонала, заведующих, воспитателей, поваров и др.Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка, оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья.
Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным факторам. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания у детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности.
Большое значение имеет правильная организация питания детей в дошкольных учреждениях, где в настоящее время воспитывается более половины детей дошкольного возраста, а во многих крупных городах и промышленных центрах практически все дети старше 1,5-2 лет. При этом большинство детей находится в учреждении 9-12 часов, а часть – круглосуточно, и питание их, кроме выходных и праздничных дней, почти полностью обеспечивается дошкольным учреждением, где дети воспитываются в течение нескольких лет.
Под правильно сбалансированным питанием понимается питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обусловливают их относительно большую, по сравнению со взрослым человеком, потребность во всех пищевых веществах.
При этом чем моложе ребенок, тем выше его потребность в пищевых веществах на 1 кг массы тела. Нормы физиологической потребности детей в основных пищевых веществах и энергии приведены в приложении 1.В настоящее время утверждены новые нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и санаторных дошкольных учреждениях.
В санаторные дошкольные учреждения поступают дети с туберкулезной интоксикацией, с малыми затухающими формами туберкулеза или имеющие контакт с туберкулезными больными.В питании указанной группы детей могут быть приняты за основу примерные 10-дневные меню, разработанные для детских дошкольных учреждений, внося в них соответствующую коррекцию.
Рекомендуется увеличивать количество приемов пищи за счет назначения детям перед сном молочных продуктов (молоко, кефир и т. д.).Дополнительные количества других продуктов питания, входящих в набор для санаторных дошкольных учреждений (сметана, яйцо, сыр, сливочное и растительное масло), целесообразно вводить в различные блюда или приготавливать из них вторые блюда на завтрак, полдник, ужин.
В наборе продуктов для санаторных детских дошкольных учреждений количество яиц и сыра увеличено в 2 раза. Это дает возможность чаще использовать указанные продукты в течение недели как самостоятельные блюда или добавлять их в запеканки, пюре и т. д.Творог для данных учреждений можно получать на молочных кухнях и давать детям без тепловой обработки на завтрак или полдник.
Следует подчеркнуть, что творог, получаемый с продуктовых баз, можно использовать только для приготовления запеканок, пудингов, сырников и т. д.Из дополнительного количества мяса и рыбы можно приготовить на завтрак котлеты или суфле.Существенное увеличение овощей в наборе продуктов для данного типа учреждений дает возможность значительно расширить ассортимент овощных блюд и включать в рацион сезонные овощи, в том числе свежую зелень.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Овощи лучше использовать в сыром виде для приготовления салатов, которые можно давать не только в обед, но и на завтрак.Фрукты и ягоды, количество которых значительно увеличено, можно давать свежими или в виде соков, муссов, желе, добавляя их к обеду в качестве десерта, а также на полдник или к ужину.
СОГЛАСОВАНЫс Министерством просвещения СССР
Приложение 2
Приложение 6
Приложение 6. Примерные десятидневные меню для детских дошкольных учреждений различных регионов страны
Согласно существующему положению, детские ясли должны принимать детей, начиная с 2-месячного возраста.При организации питания детей первого года жизни необходимо стремиться максимально сохранять грудное вскармливание, своевременно вводить в рацион ребенка соки, витамины, различные виды прикорма; при недостатке грудного молока – обеспечить ребенку наиболее рациональное смешанное или искусственное вскармливание, учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, систематически контролировать соответствие рациона ребенка его физиологическим потребностям.
Следует назначать каждому ребенку первого года жизни индивидуальное питание, определяя необходимое число кормлений, объем пищи, ее состав. Не реже 1 раза в месяц, а при необходимости и чаще, следует проводить расчет химического состава питания, определять количество белков, жиров и углеводов, получаемых ребенком на 1 кг массы тела, и вносить соответствующую коррекцию.
С этой целью в грудных группах на каждого ребенка в возрасте до 9 месяцев следует ввести листы записи питания, в которых врач записывает назначенное питание, воспитатель отмечает количество пищи, фактически полученной ребенком за каждое кормление.При отсутствии грудного молока наиболее целесообразно использовать адаптированные молочные смеси;
“Детолакт”, “Виталакт”, “Малыш”, кисломолочные адаптированные смеси. Для питания детей старше 6 месяцев можно применять кефир, “Биолакт”, “Наринэ”, “Мацони” и пр.В качестве первого прикорма дети должны получать овощное пюре, вторым прикормом назначаются разнообразные молочные каши, третьим – кефир и другие кисломолочные продукты.
Растительное рафинированное масло (подсолнечное, кукурузное) при вскармливании адаптированными смесями назначается детям с 5-месячного возраста начиная с нескольких капель и постепенно увеличивая до 5 г в день к 6 месяцам, далее – 9 г ежедневно к концу первого года жизни. При искусственном вскармливании неадаптированными продуктами (В-смеси, кефир, цельное молоко) растительное масло вводится с 2 месяцев, начиная с нескольких капель и постепенно увеличивая до 4 г в день к 3 месяцам, к 4 месяцам – 5 г.
, доводя до 9 г к концу первого года жизни.В питании детей первого года жизни целесообразно использовать овощные бульоны, которые возбуждают секрецию и ферматативную активность пищеварительных соков. Вместо мясного пюре детям второго полугодия жизни можно назначать рыбное пюре (из трески, хека, судака).Примерная схема вскармливания ребенка первого года жизни приведена в приложении 3.
Приложение 3
I. Схема вскармливания ребенка 2-3 месяцев | ||
6 часов | женское молоко или молочная смесь | |
(“Виталакт”, “Детолакт”, “Ладушка” и др.) | 120-150 мл | |
9 час. 30 мин. | женское молоко или смесь, | 100-120 мл |
фруктовый сок | 20-40 мл | |
13 часов | женское молоко или смесь | 120-150 мл |
16 час. 30 мин. | женское молоко или смесь | 100-120 мл |
фруктовое пюре | 20-40 г | |
желток (с 3 месяцев) | 1/4 шт. | |
20 часов | женское молоко или смесь | 120-150 |
23 час. 30 мин. | 120-150 мл | |
ll. Схема вскармливания ребенка 4 месяцев | ||
6 часов | женское молоко или смесь | 160 мл |
9 час. 30 мин. | овощное пюре (с 4,5 мес.) | 130 г |
желток | 1/2 шт. | |
женское молоко или смесь | 50 мл | |
фруктовый сок | 20 мл | |
13 часов | женское молоко или смесь | 120 мл |
фруктовое пюре | 50 г | |
16 час. 30 мин. | женское молоко или смесь | 130 мл |
творог | 10 г | |
фруктовый сок | 30 мл | |
20 часов | женское молоко или смесь | 160 мл |
23 час. 30 мин. | женское молоко или смесь | 160 мл |
III. Схема вскармливания ребенка 5-6 месяцев | ||
6 часов | женское молоко или смесь | 180-200 мл |
10 часов | каша из разных круп | 150 г |
женское молоко или смесь | 50 мл | |
фруктовый сок | 30 мл | |
14 часов | овощное пюре | 150 г |
желток | 1/2 шт. | |
растительное масло | 2-5 г | |
фруктовый сок | 20-40 мл | |
18 часов | творог | 20 г |
фруктовое пюре | 60 г | |
женское молоко или смесь | 100-130 мл | |
22 часа | 180-200 мл | |
IV. Схема вскармливания ребенка 7-9 месяцев | ||
6 часов | женское молоко или смесь | 200 мл |
10 часов | каша | 150 г |
желток | 1/2 шт. | |
растительное масло | 2-3 г | |
фруктовый сок | 40 мл | |
14 часов | бульон | 10-30 мл |
овощное пюре | 150 г | |
мясное пюре | 30-40 г | |
растительное масло | 5 г | |
фруктовый сок | 40-60 мл | |
кефир | ||
18 часов | женское молоко, кефир или смесь | 130 мл |
творог | 40 г | |
сливки | 20 мл | |
фруктовое пюре | 40-50 г | |
сухарь или печенье | 5-10 г | |
22 часа | женское молоко, кефир или смесь | 200 мл |
V.Схема вскармливания ребенка 10-12 месяцев | ||
7 час. 30 мин. | каша | 180 г |
желток | 1/2 шт. | |
фруктовый сок | 50 мл | |
12 часов | салат из вареных или свежих мелкоизмельченных овощей | 20 г |
растительное масло | 3 г | |
овощной или мясной бульон | 30 мл | |
овощное пюре | 130 г | |
мясное пюре, соте, фрикадельки | 40-50 г | |
сухари или хлеб | 5 г | |
фруктовый сок | 50 мл | |
16 часов | творог | 40 г |
сливки | 20 мл | |
фруктовое пюре | 50-60 г | |
кефир | 100 мл | |
печенье | 10 г | |
20 часов | овощное пюре или каша | 100 г |
растительное масло | 5 г | |
фруктовое пюре | 50 г | |
кефир | 100 г | |
20 час. 30 мин. | смесь или кефир | 200 г |
_______________
Примечание: Детям в возрасте 11-12 месяцев при отсутствии аллергии 1-2 раза в неделю вместо мясного пюре можно давать рыбное пюре.
Приложение 6
Основные принципы рационального питания детей от 1 до 6 лет
Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Некоторые блюда могут также отличаться кулинарной обработкой, например, детям до 3 лет вместо жареной рыбы следует давать рыбные котлеты, вместо мясной котлеты – мясное суфле.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9-10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед – 35-40%, полдник – 15-20%.Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, должны получать четырехразовое питание.
В этом случае калорийность полдника не превышает 10-12%, а калорийность ужина составляет 20-25%.При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети также получают четырехразовое питание и дополнительно к полднику фрукты.Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климатогеографических и национальных особенностей питания.
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
При составлении рациона питания детей необходимо предусмотреть правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуются блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня – на завтрак и обед.
На ужин детям желательно давать молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.При составлении меню следует учитывать, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2-3 раза в неделю.
Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано в полном объеме возрастной потребности.
В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания и т.д. Желательно, чтобы ребенок в течение дня получал два овощных блюда и только одно крупяное. Рекомендуется также готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.
Каждое детское дошкольное учреждение должно иметь перспективное меню на 2 недели и специально разработанную картотеку блюд, где указаны раскладка, калорийность блюд, содержание белков, жиров, углеводов и стоимость блюда. Использование готовых карточек позволяет легко подсчитывать химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.
При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими, но только такими, которые содержат то же количество основных пищевых веществ, особенно белка и жира. Для этого следует пользоваться таблицей замены продуктов, которая приведена в приложении 4.Объем пищи должен строго соответствовать возрасту ребенка.
Приложение 4
Продукт | Вес | Белки | Жиры | Углеводы | Продукт-заменитель | Вес | Белки | Жиры | Углеводы | Добавить( ), снять(-), г |
Мясо | 100 | 20,2 | 7,0 | – | Мясо кролика | 98 | 20,3 | 12,6 | – | Масло слив. -6,8 |
на | Баранина II кат. | 97 | 20,2 | 8,7 | – | Масло слив.-2,1 | ||||
Верблюжатина | 107 | 20,2 | 10 | – | Масло слив. -3,0 | |||||
Конина I кат. | 104 | 20,3 | 10,3 | – | Масло слив. -4,0 | |||||
Мясо лося | 95 | 20,3 | 1,6 | – | Масло слив. 6,5 | |||||
Оленина I кат. | 104 | 20,3 | 8,8 | – | Масло слив. -2,2 | |||||
Печень гов. | 116 | 20,2 | З,6 | – | Масло слив. 4,1 | |||||
Печень свин. | 107 | 20,1 | 3,8 | – | Масло слив. 3,9 | |||||
Сердце гов. | 135 | 20,2 | 4,0 | – | Масло слив. 3,6 | |||||
Куры II кат. | 97 | 20,2 | 8,5 | – | Масло слив. -1,8 | |||||
Яичный порошок | 45 | 20,2 | 16,8 | 3,2 | Масло слив.-11,9 | |||||
Сахар -3,2 | ||||||||||
Рыба (треска) | 113 | 20,1 | 0,7 | – | Масло слив. 7,6 | |||||
Творог полужир. | 121 | 20,2 | 10,9 | 1,6 | Масло слив. -4,7 | |||||
Масло слив. -1,6 | ||||||||||
Консервы мясн. | 120 | 20,2 | 22,0 | – | Масло слив, -18,1 | |||||
Молоко | 100 | 2,8 | 3,2 | 4,7 | Молоко сухое | 11 | 2,8 | 2,7 | 4,3 | Масло слив. 0,6 |
цельное | цельное в герметичной упаковке | Сахар 0,4 | ||||||||
Молоко сухое | 7,5 | 2,8 | 0,1 | 3,7 | Масло слив. 3,7 | |||||
обезжиренное | Сахар 1,0 | |||||||||
в герметичной | ||||||||||
Молоко сгущ. | 40 | 2,8 | 3,1 | 3,8 | Сахар 1,0 | |||||
Молоко сгущ. | 39 | 2,8 | 3,3 | 21,8 | Сахар-17,1 | |||||
Сливки сухие | 12 | 2,8 | 5,1 | 3,1 | Масло слив. -2,3 | |||||
Сахар 1,6 | ||||||||||
Сливки сгущ. | 35 | 2,8 | 6,6 | 16,4 | Масло слив.-4,1 | |||||
Творог | 17 | 2,8 | 1,5 | 0,2 | Масло слив. 2,0 | |||||
Сахар 4,5 | ||||||||||
Мясо говядина | 14 | 2,8 | 1,0 | – | Масло слив. 2,7 | |||||
Сахар 4,7 | ||||||||||
Рыба (треска) | 16 | 2,8 | 0,1 | – | Масло слив. 3,7 | |||||
Сахар 4,7 | ||||||||||
Сыр | 11 | 2,8 | 2,9 | – | Масло слив. 0,4 | |||||
Сахар 4,7 | ||||||||||
Яйцо куриное | 22 | 2,8 | 2,5 | 0,1 | Масло слив. 0,8 | |||||
Сахар 4,6 | ||||||||||
Яичный порошок | 6 | 2,7 | 2,2 | 0,4 | Масло слив. 1,2 | |||||
Сахар 4,3 | ||||||||||
Творог | 100 | 16,7 | 9,0 | 1,3 | Мясо говядина | 83 | 16,8 | 5,8 | – | Масло слив. 3,9 |
жир- | Сахар 1,3 | |||||||||
Рыба (треска) | 95 | 16,6 | 0,6 | – | Масло слив. 10,2 | |||||
Сахар 1,3 | ||||||||||
Яйцо | 41 | 5,2 | 4,7 | 0,3 | Творог полуж. | 31 | 5,2 | 2,8 | 0,4 | Масло слив. 2,3 |
(1 шт.) | Мясо говядина | 26 | 5,2 | 1,8 | – | Масло слив. 3,5 | ||||
Сахар 0,3 | ||||||||||
Рыба (треска) | 30 | 5,2 | 0,2 | – | Масло слив. 5,5 | |||||
Сахар 0,3 | ||||||||||
Молоко | 186 | 5,2 | 5,9 | 8,7 | Масло слив.-1,5 | |||||
Сахар -8,4 | ||||||||||
Сыр | 20 | 5,2 | 5,3 | – | Масло слив. -0,7 | |||||
Сахар 0,3 | ||||||||||
Яичный порошок | 11,5 | 5,3 | 4,3 | 0,8 | Масло слив. 0,5 | |||||
Сахар -0,5 | ||||||||||
Рыба | 100 | 17,5 | 0,6 | – | Мясо говядина | 87 | 17,6 | 6,0 | Масло слив.-1,5 | |
Творог | 105 | 17,5 | 9,5 | 1,4 | Масло слив. -10,8 | |||||
Сахар-1,4 | ||||||||||
Яичный | 30 | 17,5 | 14,5 | 2,8 | Масло слив. -16,8 | |||||
Сахар -2,8 | ||||||||||
Карто- | 100 | 2,0 | 0,1 | 19,7 | Капуста | 111 | 2,0 | – | 6,0 | Сахар 13,7 |
Капуста цветн. | 80 | 2,0 | – | 3,9 | Сахар 15,8 | |||||
Морковь | 154 | 2,0 | 0,15 | 5,6 | Сахар 14,1 | |||||
Свекла | 118 | 2,0 | – | 12,7 | Сахар 7,0 | |||||
Фасоль | 33 | 2,0 | – | 2,7 | Сахар 17,0 | |||||
Горошек зелен. | 40 | 2.0 | – | 5,3 | Сахар 14,4 | |||||
Горошек зелен. | 64 | 2,0 | 0,1 | 4,5 | Сахар 15,2 | |||||
Свекла консерв. | 167 | 2,0 | – | 11,8 | Сахар 7,9 | |||||
Хлеб | 100 | 8,1 | 1,2 | 46,6 | Мука | 77 | 8,2 | 0,9 | 56,3 | Сахар -9,7 |
пшеничный | Хлеб ржаной | 111 | 8,1 | 1,3 | 50,3 | Сахар -3,8 | ||||
Яблоки | 100 | 0,4 | – | 11,3 | Яблоки | 200 | 0,4 | – | 48 | Сахар -36,3 |
Сок яблочный | 90 | 0,4 | – | 10,5 | Сахар 0,8 | |||||
Сок | 133 | 0,4 | – | 24,6 | Сахар-13,3 | |||||
Сок сливовый | 133 | 0,4 | – | 21,4 | Сахар-10,1 | |||||
Сухофрукты: | ||||||||||
яблоки | 12 | 0,4 | – | 8,4 | Сахар 3,1 | |||||
чернослив | 17 | 0,4 | – | 11,1 | Сахар 0,2 | |||||
курага | 8 | 0,4 | – | 5,3 | Сахар 6,0 | |||||
изюм | 22 | 0,4 | – | 15,6 | Сахар -4,3 |
1. В таблице вес продуктов и продуктов-заменителей указан в граммах нетто, то есть в расчет принимается только съедобная часть продуктов.
2. При расчете количества сливочного масла, которое необходимо увеличить или уменьшить в рационе, учитывается, что в 100 г сливочного масла содержится 82,5 г жира.
3. В случае замены говядины другими мясными продуктами они могут включаться в недельное меню в следующем процентном соотношении: говядина – 30%, баранина – 20%, куры – 20%, кролик – 15%, субпродукты – 15%.
Начальник Главного управлениялечебно-профилактической помощидетям и матерямИ.И.Гребешева
Приложение 5
Продукт | Несъедобная часть, | |
Крупа | 1 | |
Бобовые | 0,5 | |
Картофель | 28 | |
Овощи: | баклажаны | 10 |
кабачки | 25 | |
капуста белокочанная | 20 | |
капуста цветная | 25 | |
лук зеленый (перо) | 20 | |
лук репчатый | 16 | |
морковь | 20 | |
огурцы | 7 | |
перец красный сладкий | 25 | |
петрушка (зелень) | 20 | |
редис | 20 | |
репа | 20 | |
салат | 20 | |
свекла | 20 | |
томаты | 5 | |
укроп | 26 | |
шпинат | 26 | |
щавель | 20 | |
тыква | 30 | |
арбуз | 40 | |
дыня | 36 | |
Фрукты свежие (в среднем) | 12 | |
Яйцо куриное | 13 | |
Мясо: | баранина l категории | 26 |
баранина ll категории | 32 | |
верблюжатина | 23 | |
говядина l категории | 25 | |
говядина ll категории | 29 | |
конина l категории | 23 | |
мясо кролика | 27 | |
мясо лося | 25 | |
оленина l категории | 23 | |
Субпродукты: | печень говяжья | 7 |
сердце говяжье | 9 | |
печень свиная | 3 | |
Куры l категории полупотрошеные | 39 | |
Куры ll категории полупотрошеные | 47 | |
Рыба: | камбала дальневосточная | 45 |
окунь морской | 49 | |
окунь речной | 52 | |
сельдь (в среднем) | 42 | |
треска | 51 | |
Сыр (в среднем) | 3 |
Приложение 2. Нормы питания детей в детских яслях, детских садах, яслях-садах и в санаторных дошкольных учреждениях (граммов в день на одного ребенка)
1-1, 5 года | 1, 5-3 года | 3-4 года | 5-6 лет | ||
Завтрак: | |||||
Каша или овощное блюдо | 180 | 200 | 200 | 200 | |
Омлет или мясное, рыбное блюдо | 50 | 50 | |||
Кофе | 100 | 150 | 150 | 150 | |
Обед: | |||||
Салат | 30 | 40 | 50 | 50 | |
Суп | 100 | 150 | 150 | 200 | |
Мясная котлета, суфле | 50 | 60 | 70 | 70 | |
Гарнир | 100 | 100 | 110-130 | 130-150 | |
Компот | 100 | 100 | 150 | 150 | |
Полдник: | |||||
Кефир, молоко | 150 | 150 | 200 | 200 | |
Печенье, булочка | 15 | 15/45 | 25/50 | 35/60 | |
Фрукты | 100 | 100 | 100 | 100 | |
Ужин: | |||||
Овощное блюдо или каша | 180 | 200 | 200 | 200 | |
Молоко, чай | 100 | 150 | 150 | 200 | |
Хлеб на весь день: | |||||
Пшеничный | 40 | 70 | 110 | 110 | |
Ржаной | 10 | 30 | 60 | 60 | |
Суточный объем пищи | 1000-1200 | 1200-1400 | 1700-1850 | 1900-2100 |
Для правильного приготовления пищи и соблюдения необходимого выхода блюд следует пользоваться таблицей отходов пищевых продуктов при их холодной кулинарной обработке, приведенной в приложении 5.При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом.
Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд.
Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа.
Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т. д.Очень важно правильно построить режим кормления детей в младшей ясельной группе, где могут воспитываться дети, имеющие два или один дневной сон. В этом случае жизнь в группе должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.
Для правильной организации питания детей необходимо заботиться о соблюдении преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. С этой целью следует вывешивать в группах рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты получили дети в течение дня.
В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности детей, организацией длительных прогулок, посильного труда и т.д. В связи с этим калорийность суточного рациона должна быть повышена на 10-15%. Это достигается путем увеличения количества молока и молочных продуктов, а также овощей и фруктов.
В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень – укроп, петрушку, салат, зеленый лук и чеснок, щавель. Свежие овощи, зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус. В жаркое время у детей нередко снижается аппетит, поэтому рекомендуется несколько изменить режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника).
Обед при этом переносится на более позднее время, и дети, отдохнувшие после дневного сна, едят с большим аппетитом.Летом у детей повышается потребность в жидкости. Для питья может быть использована свежая кипяченая вода, а также настой шиповника или морс из ягод (не очень сладких). Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур.
Во время длительной экскурсии на привале дети также должны получить какое-либо питье. Отправляясь на экскурсию, воспитатели должны взять с собой запас кипяченой воды (морса).В данных методических рекомендациях представлены примерные 10-дневные меню, составленные с учетом принципов рационального питания и национальных привычек. Эти меню следует использовать при разработке рационов питания в различных регионах страны (приложение 6).
Особенности организации питания детей второй и третьей групп здоровья
В детских дошкольных учреждениях в настоящее время воспитывается определенное число детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья (хронические заболевания печени и желчевыводящих путей, аллергические заболевания, избыточная масса тела и пр.), а также дети-реконвалесценты различных острых заболеваний.
По состоянию здоровья эти дети нуждаются в некотором изменении рациона питания, проведении краткосрочной диетотерапии, исключении того или иного блюда, продукта. Несмотря на определенные трудности, в условиях дошкольного учреждения вполне можно организовать нуждающимся детям индивидуальное питание.
1. Питание детей при хронических заболеваниях печени и желчевыводящих путейДетские дошкольные учреждения часто посещают дети, перенесшие острые заболевания печени и желчевыводящих путей (болезнь Боткина, острый холецистит), а также дети, страдающие хроническими заболеваниями желчевыводящих путей вне обострения.
Данная группа детей в течение года должна получать щадящее питание.Блюда для таких детей приготовляются в вареном виде или на пару. Жаренье исключается.Из рациона исключаются продукты и блюда, содержащие экстрактивные вещества и эфирные масла: чеснок, щавель, редис, редька, копчености, мясные, рыбные и грибные супы, соусы, консервы.
Исключаются тугоплавкие жиры: баранье, свиное, гусиное сало, так как в результате нерегулярного поступления желчи переваривание жиров ухудшается. Исключаются также ржаной хлеб, горох, бобы, содержащие грубую клетчатку и вызывающие метеоризм.Не рекомендуются кондитерские изделия с кремом, сдобное мягкое тесто, шоколадные конфеты, жирные сорта мяса, рыб, колбасные изделия.
В рацион широко включаются продукты, обладающие липотропным действием: творог, тощее мясо, нежирные сорта рыбы (предпочтение отдается треске), овсяная, гречневая крупы, яичный белок. Ввиду того что у детей с указанной патологией не отмечается изменений в холестериновом обмене, целесообразно включать в рацион яйцо в пределах возрастной нормы.
В питании используются только легкоусвояемые жиры: 2/3 из общего количества жира за счет сливочного масла и 1/3 – за счет растительного.В набор продуктов обязательно включаются разнообразные овощи и фрукты (за исключением очень кислых – антоновские яблоки, клюква), благоприятно влияющие на процесс желчеотделения, богатые витаминами, минеральными солями, клетчаткой.
Из сладостей рекомендуются пастила, мармелад, джем, варенье, зефир; хлеб рекомендуется пшеничный подсушенный, белые сухари; можно давать детям сдобное печенье. Супы варятся на овощном или фруктовом отваре, а также молочные. Мясо и рыба даются в отварном виде или в виде паровых котлет и тефтелей, суфле. В качестве гарниров используются картофель и различные овощи в свежем, отварном или запеченном виде. Допускаются крупяные гарниры.
2. Питание детей с избыточной массой телаВ условиях детских дошкольных учреждений питание детей с избыточной массой тела должно быть сбалансировано с тем, чтобы обеспечить детский организм всеми основными пищевыми веществами и незаменимыми факторами питания (незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, минеральные вещества, витамины).
Известно, что ожирение, или тучность, у ребенка дошкольного возраста связано с нарушением питания – употреблением высококалорийной пищи или односторонним (чаще углеводистым) питанием. В то же время на физиологической диете, сбалансированной по основным пищевым веществам, наблюдается потеря избыточной массы тела.
количество белка должно соответствовать возрастной потребности.Пропорционально степени избыточной массы тела количество жира снижается на 15-30%, а углеводов – на 25-50% по сравнению с возрастной нормой. Большое значение имеет выбор жира – предпочтение отдается растительным маслам, которые богаты полиненасыщенными жирными кислотами, снижающими содержание холестерина в крови.
При ожирении углеводы являются главным источником образования жира в жировой ткани, поэтому ограничение углеводов – одно из основных требований в питании тучных детей. Из меню исключаются сахар, сладости, кондитерские и макаронные изделия, манная крупа, консервированные соки. Необходимо приучить ребенка принимать пищу без подслащивания.
Овощи, фрукты и ягоды в питании детей с избыточной массой тела не ограничиваются.Из рациона исключаются мясные, рыбные, грибные бульоны, крупяные гарниры и макаронные изделия. Сладости заменяют фруктами. Консервированные соки давать не следует, так как они содержат большое количество сахара. В питании детей с избыточной массой тела используется только ржаной хлеб (не более 60 г в сутки).
3. Питание детей с аллергическими заболеваниямиВ питании детей, страдающих пищевой аллергией, ограничиваются следующие продукты: яйца, рыба, цитрусовые, кофе, какао, шоколад, мясные, рыбные бульоны, так как они наиболее часто вызывают обострение аллергических заболеваний.Продукты, являющиеся индивидуальными аллергенами, исключаются полностью.
4. Питание детей-реконвалесцентов различных острых заболеванийПитание детей этой группы, как и здоровых, должно быть сбалансированным по всем ингредиентам. При этом наибольшее внимание следует обращать на количественный и качественный состав белков и жиров рациона. Белки, поставляемые различными продуктами, должны быть богаты незаменимыми аминокислотами, количество животных белков должно быть не ниже возрастной нормы.
Важно, чтобы дети-реконвалесценты получали растительные жиры в количестве не меньшем 15-25% от общего количества жира в рационе. Достаточное количество растительного жира в питании способствует повышению защитных сил организма, нормализует обменные процессы.У детей этой группы часто наблюдается снижение аппетита, поэтому следует избегать избыточного потребления сахара и кондитерских изделий, так как они оказывают угнетающее влияние на аппетит.
Приложение 1. Рекомендуемые величины потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей
Приложение 1
Возраст | Кало- | Белки, г | Жиры, г в день | Углеводы, | |||
ность, | всего | в т.ч. | всего | в т.ч. | линолев. | ||
0-3 мес. | 360 | 9 | 9 | 21 | – | 4-6 | 39 |
4-6 мес. | 560 | 21 | 20 | 40 | – | 4-6 | 91 |
7-12 мес. | 800 | 34 | 27 | 46 | – | 4-6 | 120 |
1-3 года | 1540 | 53 | 37 | 53 | 5 | 4 | 212 |
4-6 лет | 1970 | 68 | 44 | 68 | 10 | 3 | 272 |
Возраст | Кальций | Фосфор | Магний | Железо |
1-Змес. | 500 | 400 | 60 | 5 |
4-6 мес. | 500 | 400 | 60 | 7 |
7-12 мес. | 600 | 500 | 70 | 10 |
1-3 года | 0 | 800 | 150 | 10 |
4-6 лет | 1200 | 1450 | 300 | 15 |
Возраст | В (мг) | В (мг) | В (мг | В (мг) | Фола- | Ниа- | С | А | Е | Д |
1-З мес. | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,3 | 40 | 5 | 30 | 400 | 5 | 400 |
4-6 мес. | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 40 | 6 | 35 | 420 | 5 | 400 |
7-12 мес. | 0,5 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 60 | 7 | 40 | 450 | 6 | 400 |
1-3 года | 0,8 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 100 | 10 | 45 | 450 | 7 | 400 |
4-6 лет | 1,0 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 200 | 12 | 50 | 500 | 10 | 100 |
Документация
Вы никогда не задумывались, почему при входе в детский сад, запахи немедленно возвращают нас, взрослых, в воспоминания о собственном детсадовском детстве? Ответ на этот вопрос очень прост – современным детям готовят по рецептам, которые были одобрены еще в СССР. С небольшими изменениями, но все-таки питание в садике продолжает выстраиваться по заложенным традициям и существующей нормативной базе.
Чтобы родители понимали, почему в садике любимому чаду не дают картошку фри и гамбургеры, а предлагают овсяную кашу и компот, следует знать, какие документы регулируют организацию питания (а при желании и ознакомиться с их содержанием):
- СанПиН 2.3.2.1940-05 – «Санитарные правила организации детского питания»;
- СанПин 2.4.1.3940-13 – «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания в ДОУ»;
- Федеральный закон № 52-ФЗ – «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения России».
Если садик частный, это дает ему возможность закупать продукты, где захочется, но в любой момент следует быть готовым к проверке контролирующих органов, а Роспотребнадзор очень любит посещать частные садики с ревизиями.
Муниципальный садик выбора лишен – продукты в него поставляет организация, которая выиграла муниципальный тендер. Нужно отметить, что отсутствие конкуренции очень часто приводит к печальным последствиям – продукты поставляются самые дешевые, а порой и не соответствующие санитарным требованиям. Перевозят продукты для детсадовцев водители, которые в обязательном порядке оформляют санитарную книжку. В садике товар принимает медсестра, а все этикетки от продуктов с датой их выработки хранятся не менее двух суток.
В распоряжении заведующей садиком всегда имеется примерное десятидневное меню, с которым любой из родителей в любой момент вправе ознакомиться. Также есть точное меню на неделю. Его заверяют и подписывают на неделю вперед. При возникновении каких-либо претензий и вопросов к организации питания в конкретном садике родственники ребенка вправе обратиться в региональный Роспотребнадзор.
Безопасность и контроль
Для того чтобы питание не навредило детям, склонным к аллергии, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, способы приготовления блюд в садике довольно ограничены. Здесь не дадут ребенка жареную картошку или попкорн. Все блюда проходят тщательную термическую обработку, но исключительно варкой, запеканием при высоких температурах, тушением, приготовлением на пару. В последнее время большинство детсадовских кухонь укомплектованы таким полезным оборудованием, как пароконвектоматы.
В группу не доставят приготовленный обед до тех пор, пока качество блюд не проконтролирует повар, заведующий кухней садика (или его заместитель), а также медицинская сестра. Каждый из контролеров ставит свою подпись в особой форме отчетности. Этой подписью указанные люди берут на себя полную ответственность (моральную, но больше все-таки юридическую) за возможные последствия.
После проверки берется суточная проба. Если блюдо порционное – то в пробу включается целая порция. Если не порционное (супы, вторые блюда, холодные закуски), то проба составляет не менее 100 граммов. Проба хранится в отдельном холодильнике. На ней обязательно стоит маркировка – дата и точное время приготовления, дата и время отбора пробы.
Хранить пробы положено не менее 48 часов. Это делается для того, чтобы контролирующие органы и санитарные специалисты могли в любой момент взять пробы для лабораторного исследования, если в садике, например, случилось массовое или единичное отравление, если поступили жалобы родителей на некачественное и невкусное питание.
Соблюдение правил безопасности – в интересах самого руководства садика, ведь за нарушения могут последовать огромные штрафы. Но самое главное – руководство несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, который находится в ДОУ. Причинение ребенку вреда некачественной пищей может повлечь за собой наступление уголовной ответственности для должностных лиц.
Приложение 6. Примерные десятидневные меню для детских дошкольных учреждений различных регионов страны
Пример меню муниципального садика вы можете увидеть ниже.
Оно всегда утверждается заведующей садика.
Его обычно можно увидеть при входе в группу или в раздевалке малышей.
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Меню частных садиков обычно более интересное и разнообразное.
Приложение 3
_______________
Приложение 6
Подготовка к садику
А теперь самое время поговорить о том, как привить ребенку любовь к садиковской пище, ведь именно в дошкольном учреждении ему предстоит получить большую часть всех суточных калорий и было бы отлично, если бы ребенок не отказывался от еды в группе.
По пути обратно стоит заглянуть на кухню, вызвать на беседу повара и попросить дать рецепты основных блюд. Узнав, что это требуется для будущего воспитанника или воспитанницы, сотрудники ДОУ обычно входят в положение мамы и рассказывают, как и что нужно готовить.
Что делать с добытой информацией дальше, догадаться несложно. Даже если ваш малыш привык дома есть пиццу и полуфабрикаты из супермаркета, вполне можно изменить его пищевые привычки. Сначала готовьте одно-два блюда из меню садика. Если чадо будет протестовать и плеваться, не отчаивайтесь – это временно. Наступит день, когда малыш с удовольствием съест предложенную кашу по садиковскому рецепту или макаронную запеканку.
Постепенно вводите дополнительные блюда, не более 1-2 в неделю. И положительных результатов удастся добиться уже через несколько месяцев. Когда малыш придет в садик, для него само это событие станет шоковым и стрессовым. Зачем же усугублять его состояние незнакомой и непривычной пищей? После предварительной подготовки сынок или дочка будет кушать то, что дают в детском саду практически с первого дня и у мамы не будет лишнего повода для беспокойства.
Не забывайте, что блюда по садиковскому меню лучше всего предлагать ребенку в соответствии с режимом питания, принятом в детском саду:
- завтрак – с 8 до 9 утра;
- второй завтрак – в 10.30;
- обед – с 12 до 13 часов;
- полдник – 15.30-16.00.
Важные нюансы
Вопрос о том, стоит ли ребенка приучать к вегетарианству – вопрос отдельной статьи. Добиться однозначного ответа на него практически невозможно, поскольку мнения сторонников и противников вегетарианского питания различны. Но если уж так вышло, что ваш ребенок – вегетарианец, и родители ничего не хотят менять в его пищевых привычках, то придется изрядно попотеть, прежде чем удастся найти детский сад, в котором чаду обеспечат такое питание.
Проблема это настолько большая, что порой мамы принимают решение вообще не водить малыша в садик, а так и сидеть с ним дома до самой школы. Отдельно готовить ребенку в муниципальном садике никто не будет, как не разрешат и приносить пищу с собой из дома. Выход есть, хотя найти его порой бывает сложно.
Многие родители, которые сталкивались с такой проблемой, пришли к выводу, что оптимально найти вегетарианский детский сад, но таких на всю Россию раз-два и обчелся. Если финансы позволяют, можно отправить чадо в частный садик (обязательно с выбором питания, прописанном в договоре). Там малышу будут предлагать только те блюда, которые выберет для него из существующего списка мама или папа.
Если частный садик не по карману, такого садика нет вообще в городе, где вы живете, а в домашний детсад отдавать ребенка боязно, можно попробовать следующие схемы:
- Посещение обычного садика, но до обеда. С утра и до обеда ребенок вполне успеет пообщаться с ровесниками, а на завтрак, как видно из любого меню любого садика, мясные продуктов не подают. Минус в том, что маме полноценно работать не удастся, ведь до обеда ребенка нужно будет забрать домой. Если нет свободных от работы бабушек, эту проблему решить почти не удается.
- Посещение обычного садика на полный день по договоренности с заведующей. Вариант маловероятный, но почему бы не попробовать? Если заведующая согласится на некоторые послабления для одного-двух воспитанников (обычно большего количества вегетарианцев в садике и не наберешь), то воспитателям будет дано четкое и конкретное указание – не давать определенному ребенку мяса и рыбу. Минус – в человеческом факторе. Воспитатель может «не усмотреть», забыть, не проконтролировать. Ребенок будет оставаться без первых блюд, поскольку все они в подавляющем большинстве готовятся на мясном или рыбном бульоне.
У детей со склонностью к пищевой аллергии порой складываются очень сложные отношения с детским садом, а у родителей таких детей – с воспитателями. Чтобы исключить неприятные ситуации, нужно сразу расставить все на свои места. Берете своего маленького аллергика и ведете на прием к аллергологу. Доктор проводит тесты и назначает анализы крови, после чего составляет подробный список всех продуктов, на которые у малыша может развиться неадекватная реакция организма. С этим списком идете к своему педиатру и просите составить рекомендации для медсестры и диетсестры детского сада №…
С заключением и рекомендациями детского врача идете в детский сад, показываете их заведующей, медицинскому работнику. Отказать в посещении садика теоретически могут, но на практике не станут, ведь прокуратура обязательно живо заинтересуется причинами отказа.
В идеале медсестра будет ежедневно исключать из порций ребенка продукты-аллергены. Не в идеале родители будут делать это сами – для этих целей при входе в группу всегда вывешивают меню на сегодняшний день. Четкие рекомендации относительного того, что можно, а чего нельзя давать именно вашему ребенку из суточного меню, воспитатель будет получать по утрам, когда вы приводите чадо в садик.
Выводы
Как бы ни осуждали родители и дети меню садика, оно по факту более полезное для растущего ребенка, чем домашнее меню. Над разработкой норм и соотношений продуктов для дошкольных учреждений занимается большой штат диетологов, педиатров, эндокринологов, технологов пищевой промышленности. Последние стандарты были одобрены Институтом питания и диетологии РАН. Можете ли вы, готовя ужин, гарантировать, что обеспечите ребенка всеми необходимыми веществами именно в тех количествах, которые соответствуют его потребностям? Нет.
Обед или завтрак в садике – это не только прием пищи, но и большой урок поведения в обществе, за столом, который ребенок усвоит, только если он ходит в садик. Домашние обеды – другое дело, за столом ребенок – настоящий «царь горы» и вокруг него крутится и мама с ложкой, и бабушка с салфеткой. Умение принимать пищу среди равных себе – важный момент взросления и становления вашего чада.
Чтобы обеспечить ребенку такое разнообразие блюд, которое предлагает самый обычный детский сад, бедной маме придется готовить круглосуточно, а на следующий день начинать готовить снова, ведь вчерашний суп уже «не котируется». Понятно, что так не бывает. Приготовленный борщ в семье кушается 2-3 дня, а котлет хватает на 1-2 ужина, и это нормально. Но не стоит забывать, что обмен веществ ребенка очень быстрый, интенсивный, именно поэтому стандарты детского питания в садике и подразумевают максимальное разнообразие меню. Садик может это дать, а домашнее пребывание – нет.
При всем этом полагаться только на порядочность и законопослушание работников детского сада не стоит – все работники порядочны и законопослушны. Родители должны интересоваться, чем кормят ребенка. В каждом садике есть родители, которые входят в комиссию по контролю за качеством детского питания. Войдите в их число или хотя бы познакомьтесь с ними, чтобы возникающие вопросы и проблемы было проще решать на законном уровне всем вместе.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
О том, чем кормят детей в детских садах, смотрите в следующем видео.