Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Когда учить с ребенком алфавит

Алфавит – основание всех языков. Это логическое строгое базирование букв, которые являются ключом ко всем изданиям и документации. Усвоение ничего не даст совсем юному малышу. Он запросто может заучить его, но это ничему его не научит, он не будет читать.

Выучить буквы стоит уже ближе к школьным годам. Перед школой чаду действительно алфавит будет нужен. С малышом лучше заучивать их не в строгой последовательности.

Чем старше становится малыш, тем чаще мама задумывается, что пора изучать алфавит. Но не все детки хотят обучаться, поэтому возникает вопрос, что делать и как быть.

Причины, по которым ребенок не желает начать обучаться:

  1. У него нет настроение на занятия.
  2. Ему не интересно знакомиться с алфавитом, поэтому родителям необходимо будет изучить предпочтения ученика. На помощь приходит игровая форма занятий.
  3. Неусидчивость. Для того, чтобы учить непоседу, необходимо использовать настольные игры с изображением букв.

Рекомендации по обучению:

  1. При обучении нужно произносить лишь звук, а не называть саму букву. Возможно приобретать электронную азбуку, но важно, чтоб произносились звуки, а не полностью буквы. Малыш так без труда научится читать.
  2. Занятия стоит начинать со знакомства с гласными буквами.
  3. Изучать следует не по порядку, а в разброс. Сначала знакомить с теми согласными, которые произносятся без труда.
  4. Не нужно во время процесса торопить ребенка. Сначала он должен познакомиться с гласными, а согласные начинать учить по 2-3 знака. Как только ребенок познакомится со всей азбукой, необходимо начинать обучат слогам.
  5. При занятиях не стоит использовать азбуку, где под буквой изображен только один предмет.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Доброго дня, уважаемые родители! Как часто мы, желая дать своим детям все самое лучшее, считаем своим долгом прививать любовь к чтению с самых пеленок. Идея хорошая, но не стоит вокруг этого нагнетать обстановку и превращать в «пунктик». Важнее превратить чтение в приятное времяпровождение. А для этого, давайте узнаем, как научить ребенка азбуке легко и непринужденно?

Приступать к изучению алфавита имеет смысл начинать, когда малыш самостоятельно интересуется или его необходимо подготовить к школе. Это не должно быть продиктовано личными амбициями родителей: «Моему Пете 2 года, а он уже знает алфавит!»

Если родители не торопят естественный ход событий, дают на каждом этапе то, что необходимо в данный момент, то и интерес к чтению будет гармоничным продолжением его развития. Основным способом познания мира для дошкольника является игра, поэтому занятия должны проходить в увлекательной форме, а не в форме учебного процесса.

Напротив, попытки форсировать события дают обратный эффект. У них появляются тики, логоневрозы и нарушения координации. Наверное, вы слышали про карточки Домана и другие методики раннего развития.

Опыт показывает, что раннее обучение не гарантирует в будущем высоких результатов.

Годам к 5-6, иногда к 4 дети сами интересуются вывесками и надписями на улице, что является признаком физиологической зрелости мозга, его готовности воспринимать данную информацию.

Чтение прежде всего

Родителям важно помнить, что обучение чтению начинается раньше запоминания алфавита. Важно заложить интерес, чтобы малыш сам захотел научиться читать. Для этого мы много с ним разговариваем, учим потешки, расширяем кругозор.

На первом этапе, когда малыш начинает подражать простейшие слова «гав-гав», «му-му», закладываются основы его фонематического слуха. Затем он повторяет стишки и пересказывает сказки.

Начинаем учить буквы с гласных. Затем можно переходить к согласным, только не забываем про важное правило: учим звуки, а не названия.

Как только выучили гласные и приступили к согласным, начинайте учить слоги. Объясняем малышу, что буква «к» петь не умеет, а только с друзьями – гласными буковками: «ка», «ко», «ку».

Затем добавляем еще одну и начинаем читать простые слова – «кот», «сок», «кар».

  1. Электронный плакат «Говорящая азбука».

    Стоит малышу дотронуться до буквы, как он ее произнесет. Здесь есть один секрет. Чтобы услышать звук, нажимайте не на букву, а на номер кнопки. Например, чтобы услышать «К», нажимает на цифру «12». Волшебный плакат также пропоет песенку и расскажет стихотворения.

  2. Магниты на холодильник.

    Приобретите несколько наборов с алфавитом на магнитах. Начинайте изучение с самого важного для малыша слова – его имени. Если зовут Тимофеем, первое время он может обращать внимание только на «Т». После этого он может перейти на другие важные для него слова, как «мама», «папа», имена братьев и сестер. Торопиться осваивать буквы не нужно, достаточно 3-4 за несколько дней.

  3. Коврик-пазл «Русский алфавит» – станет приятной игровой площадкой, по нему мягко ползать и падать. Благодаря теплоизоляционным свойствам материала, малышу будет заниматься на нем тепло и уютно, независимо от времени года.
  4. Лакомство.

    Какой ребенок не любит иногда печенье? Ваш малыш может учиться, пока кушает. Испеките партию печенья в форме букв, используя формочки алфавита и ваш любимый рецепт. Он может помогать смешивать ингредиенты и наносить глазурь на лакомство.

    Обсуждайте алфавит, пока вы печете: «Мы кладем масло в печенье, Аня. На какую букву начинается «масло»?» Сделайте «П»-печенье для папы, «М» для мамы, и для имени каждого родственника. Не забудьте про своего начинающего маленького пекаря!

  5. Онлайн обучение – в Интернете можно найти множество обучающих видео для освоения азбуки с персонажами мультфильмов, такие как, «Лунтик учит буквы», «Веселая азбука для детей» или «Азбука для малышей».

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.

Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.

Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.

Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:

  1. пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
  2. внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
  3. обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.

Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.

Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.

Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.

В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.

Цель изучения букв — подготовка к чтению. Поэтому приступая к изучению алфавита помните, что важно учить звуки, которые обозначают буквы. По-другому малыш не поймет как складывать их в слоги, а слоги в слова.

Важно — говорящие пособия для изучения алфавита (игрушки, книжки, плакаты, приложения) чаще всего озвучивают именно названия литер (букв), а не звук. Будьте внимательны.

Большинство детей к трем годам узнают 2-3 буковки. К 4-5 могут различать все 33. Оптимальный возраст 5-6 лет, когда все звуки ребенок может произносить чисто.

Знание последовательности в алфавите не имеет смысла для дошколят — не стоит делать на ней упор.

Изучение азбуки и цифр: лучший возраст для изучения алфавита, способы и правила обучения ребенка 3-4 лет

Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе.

Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.

Все родители стремятся привить своему дитя любовь к книгам, литературе. Сначала они просто читают детям сказки на ночь, затем приходит время, когда малыша начинают учить читать самостоятельно.

Вопрос о том, когда лучше всего начинать учить алфавит, достаточно спорный.

Одни специалисты считают, что можно начинать обучать азбуке чуть ли не с одного года, другие же призывают начинать обучение не ранее 4-5 лет. Поскольку в более раннем возрасте мозг малыша не способен осилить чтение. Даже если малыш сможет выучить весь алфавит, то сложить их в слоги в возрасте 2-3 лет вряд ли сможет.

Обратите внимание

В результате таких разных мнений педагоги советуют начинать знакомить малыша с алфавитом не ранее трех лет. Причем делать это играючи, просто иногда необходимо заострять внимание на буквах и говорить звуки, им соответствующие, ни в коем случае не требовать от малыша заучивания.

Предлагаем ознакомиться:  Нужно ли допаивать ребенка когда и как давать воду грудничку

А самым лучшим возрастом для осваивания азбуки и цифр, по мнению педагогов, считается все-таки возраст 4 лет. Если начинать с этого возраста, то к началу школы малыш будет уметь немного читать и писать, что в дальнейшем благоприятно скажется на его отношении к учебе.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Важно заметить, что с какого бы возраста родители ни начинали обучать ребенка азам алфавита, сам процесс должен быть легким и достаточно коротким. Это необходимо для того, чтоб не внушить малышу отвращение к учебе в дальнейшем. Вот поэтому процесс обучения должен проходить в игровом формате, вызывая у ребенка желание к дальнейшим занятиям.

На сегодняшний день существует огромный выбор обучающих мультфильмов и видеороликов, песенок и развивающих игр, которые можно смотреть онлайн. Все они созданы для того, чтоб как можно проще и легче донести до ребенка необходимую информацию.

Основные правила изучения алфавита для детей 3 лет:

  1. Не пытайтесь учить с малышом все буквенные знаки сразу. Опытные педагоги советуют начинать с гласных и учить максимум по два знака в неделю. Только после того, как ребенок хорошо их выучил, можно переходить к следующим.
  2. При изучении согласных важно произносить звуки правильно, так, как они произносятся, а не так, как называются сами буквы. То есть Б, В, Г, а не Бэ, Вэ, Гэ соответственно. Это связано с тем, что ребенку потом очень трудно понять, как буквы складывать в слоги. Например, Б А=БА, а если учить неправильно, то Бэ А=? БэА?
  3. Изучая с ребенком алфавит, следует акцентировать внимание на связывании буквы со словами, чтоб малыш четко слышал ее в слове и мог понять, что она значит. К примеру, когда изучаем «О», четко выговариваем слова с этим звуком: «О-са», «О-чки» и т.п.
  4. Проще всего обучение ребенка проходит за игрой, когда малыш делает что-то самостоятельно. Поэтому чем больше он будет лепить, вырезать и раскрашивать буквы и цифры, тем быстрее он их запомнит.
  5. Во время изучения азбуки используйте ассоциативный метод, заключающийся в том, чтобы каждая буква ассоциировалась у малыша с определенным образом и картинкой.
  6. Если ребенок выучил несколько букв, из которых можно составить слово, делайте это.
  7. И самое главное, не скупитесь на похвалу для ребенка.

Как быстро выучить с ребенком алфавит

Вам понадобится

  • – книга-азбука с картинками
  • – “говорящая азбука” или доска и буквы-магниты

Инструкция

Если вы всерьез решили изучить с крохой буквы, но не знаете, как выучить русский алфавит, то не стоит отчаиваться. Ведь методики, позволяющие сделать это, доступны даже человеку, не имеющему педагогического образования. Приобретите обычную книжку с буквами и картинками. Такой литературы в книжных магазинах предостаточно.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Рассматривайте с малышом картинки, комментируйте их. Главное на этом этапе – вызвать у ребенка интерес к этой конкретной книге.Затем изучите уже и сами буковки. Выучить алфавит помогут ассоциации. Каждой из букв можно присвоить «обладателя». К примеру, «м» – мама, «п» – папа.

Важным условием является использование лишь доступных ребенку вербальных средств. Другими словами – нет смысла называть «э» экскаватором, если кроха не знает этого слова и не умеет его произносить. Постепенно ьпо мере расширения лексического запаса у ребенка, будет увеличиваться и число известных ему букв.

Обратите внимание

Когда знания закрепятся и ваш ребенок будет уверенно говорить «мама», «папа», «киса» и т.д., только лишь увидев соответствующую букву, слова необходимо постепенно заменять звуковым эквивалентом. Причем – именно звуковым. Пусть «б» будет «б», а не «бэ». При таком подходе будет гораздо проще в дальнейшем обучить ребенка чтению.

Когда ребенок немного подрастет, года в 3-4, можно приобрести ему специальную «говорящую азбуку» или доску с магнитами-буквами. Эти изделия достаточно эффективны, позволяют выучить алфавит быстро. При этом они неизменно вызывают у малыша любопытство. Отправляясь за покупкой, возьмите ребенка с собой.

Пусть он сам выберет учебный тренажер, ориентируясь на свои личностные предпочтения. В таком случае результат не заставит себя ждать.

Обратите внимание

– Имея непреодолимое желание выучить алфавит с ребенком, помните, что процесс изучения букв должен доставлять малышу радость. Не стоит злиться, если тот не хочет рассматривать картинки всякий раз, когда вы предлагаете. Если ребенок потерял интерес к книге, отложите занятия на другой раз.

– Раннее развитие должно проявляться в разумных пределах. Не стоит перегружать малыша перманентными занятиями. Дайте ему подурачиться, побегать и отвлечься. Ведь двигательная активность не менее важна, чем умственное развитие.

Полезный совет

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

– Обучение должно проходить в форме игры. Например, любимая мягкая игрушка (кошечка или собачка) могут прийти к малышу в гости, чтобы почитать книгу-азбуку, и захотят получить собственную букву.

– Поняв, как выучить русский алфавит с ребенком, отправляйтесь в книжный магазин за соответствующей книгой. Обращайте внимание на те издания, в которых буквы прописаны четко, а изображений не слишком много. В противном случае буквы будут теряться на фоне рисунков, и ребенку будет сложно запомнить их внешний облик.

Иногда малыш не хочет знакомиться с буквами по одной методике, но при помощи другой занятие проходит на ура. Рассмотрим особенности изучения в 3 года и старше:

  1. Кубики Зайцева. Эта методика отлична тем, что с ее помощью можно обучать деток даже с 2 лет. Кубики разукрашены в различные цвета в зависимости, какие особенности имеют слоги. Комбинируя кубики, малыш выучит не только азбуку, но и научится быстро сочетать звуки.
  2. Эстетический метод. В этом случае каждая буква изображается на отдельной карточке. Мама рисует знак карандашом, а малыш ее разукрашивает. Это только первый этап изучения азбуки. Он закончится тогда, когда чадо разукрасит все знаки. Второй эта заключается в разрезании карточек и последующем их восстановлении. То есть, это своеобразный пазл. Это быстрый и легкий способ запомнить знаки в азбуке.
  3. Ассоциативный метод. Для каждой буквы нужно создать свой образ. Это поможет малышу быстро ее запомнить. Чтобы метод был эффективным, образ должен создаваться малышом вместе с мамой.

Очень важно после пройденного материала закрепить его. Детки 4 лет нуждаются в постоянном повторении материала.

Начать ребенка учить гораздо проще с 5-6 лет. В этом возрасте его мозг уже может улавливать и рассматривать даже абстрактную информацию. Занятия поэтому можно усложнить, добавив:

  • пазлы;
  • кубики с буквами;
  • настольные и компьютерные игры;
  • магнитную азбуку.

В школу ученик, несомненно, должен идти подготовленным. Важно, чтобы родители грамотно подготавливали малышей. Гораздо сложнее будет переучить малыша. Методики:

  1. Суть заключается в том, что ребенку предлагается выучить и запомнить знак, закрепив его восприятие изображением предмета, который начинается на эту букву. Например, возле «А» арбуз, возле «Р» рыба.
  2. По методике Бахтиной учить алфавит нужно так: за каждым знаком закрепить образ или ассоциацию, которые возникают у детей, когда они его видят. Например, «А» может ассоциироваться с крохой, которая не умеет говорить. Процесс изучения особых знаков благодаря этой технике выложен четко и последовательно.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Главное подобрать подход к каждому ребенку и тогда все совместные занятия будут продуктивными. В этот период родные пытаются учить ребенка говорить букву «Р», по причине чего возникают проблемы. В этот период можно начинать серьезно учить английский язык, но также в игровой форме.

Многие родители задаются вопросом, как выучить английский алфавит. В этот период дети очень восприимчивы, поэтому у родителей не возникнет труда. У ребенка в 5 лет сформировались определенные языковые навыки владения родным языком.

Детям будет проще учить иностранные языки, в совершенстве владея родным. В 7 лет можно задумываться о том, чтобы осваивать дополнительный иностранный язык.

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» — дом, «Р» — рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть  «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» — открыты.

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли кормящей маме красное полусладкое вино

Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Существует множество методик для изучения букв с детьми. Выбирайте ту, которая больше понравится вам (ведь от интереса и увлеченности родителя многое зависит) и откликнется малышу. Не исключен вариант комбинирования нескольких подходов.

●    Классическая методика. Порядок изучения букв представлен в любом букваре. Обучение начинается с 10 гласных звуков. Постепенно добавляются простые в звучании согласные. Мягкий знак, твердый знак — в последнюю очередь, так как их назначение труднее всего понять детям.

●  Методика Монтессори. Основана на вовлечении в процесс обучения трех сенсорных каналов — слух, тактильные ощущения, зрительное восприятие. Малыши материалы не только рассматривают и озвучивают, но и трогают пальчиком.

●    Методика Полякова — четко разбита на уроки. За первые пять уроков ребенок осваивает 10 гласных, причем они изучаются парами: а-я, у-ю, о-ё, э-е, и-ы. За 18 уроков ребенок осваивает алфавит и чтение складов*. К концу обучения (70 уроков) дети читают книги.

●    Методика Чаплыгина. Строго говоря, это даже не методика для изучения букв. С помощью комплекта специальных кубиков дети сразу учатся читать склады*. В составе пособия часть кубиков объединены в пары, установлены на платформе и вращаются вокруг своей оси, остальные — привычные деревянные кубики для чтения. Занятия с этими кубиками эффективны для детей старше трех лет.

●  Ассоциативные методики (Методика Пятибратовой, Юлии Таракановой). Прием с помощью метода ассоциаций. Суть методики – вызвать и закрепить у ребенка ассоциацию каждого рисунка с движением и звуком, его обозначающим или например с картинкой.

Предлагаем десяток идей простых игр для закрепления с детьми изученного материала, которые увлекут как трехлеток так и более старших ребят.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Алфавитная коробочка — в специальную коробочку складывается картинки (например, вырезки из старых журналов, пособий, рекламных буклетов) на выбранную букву.

Лепим буквы  из пластилина, соленого теста, глины, складываем из природного материала: палочек, желудей, камушков, выкладываем из круп или мозайки.

Мемори. Понадобится набор карточек с изображением букв, каждая представлена дважды. Разложите карточки рубашкой вверх. Открывайте по две карточки до тех пор пока не найдутся одинаковые, при этом озвучивая каждую открытую букву.

Правила организации занятия

Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.

  • Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
  • Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит. Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению. Поэтому про строгость следует забыть.
  • Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
  • Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
  • Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.

Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.

https://www.youtube.com/watch?v=IV7PpuUb1Sg

Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.

Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.

  • Найти три желтые палочки.
  • Сколько палочек я показываю?
  • Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
  • Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.

Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.

  • Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
  • Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
  • Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: Учить с ребёнком в игре цифры здорово. И можно это делать не только дома. А например, поднимаясь по лестнице и считая ступеньки. Главное, если ребёнок их не запоминает, не переживайте, пусть пройдёт немного времени и у него все уложится. Например, то, что ребёнок неделями запоминает в 3 года, в 5 он сможет запомнить за считанные минуты, если у него проснётся «познавательный интерес».

Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.

Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.

  • Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
  • Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
  • Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.

Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.

Как правильно ☀ обучать буквам алфавита ☀ детей 4-5 лет – Ценные советы

Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».

Можно выделить несколько этапов работы.

  1. Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
  2. Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
  3. Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
  4. Новый материал.

Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.

Практически все родители понимают, что обязательно придет то время, когда нужно будет учить вместе с ребенком буквы русского алфавита. И перед ними возникает очень много вопросов. Например, в каком возрасте обучение будет наиболее успешным? Или как сделать занятия интересными для детей? И, вообще, как его изучать?

Дети лучше обучаются в игровой форме

К ознакомлению с алфавитом можно приступить в любом возрасте. Некоторые родители начинают изучение алфавита, когда маленькому человечку даже не исполнился год. А многие не задумываются над этим до школы. Конечно, это крайности.

В первом случае еще рано, во втором — уже поздно. Оптимальный возраст для изучения букв — это 4,5–5 лет. В этот период у детей развивается способность анализировать, сильно расширяется интерес к окружающему и повышается способность поглощать информацию.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Именно в это время у ребенка может появиться желание научиться читать.

Буквы русского алфавита

Различных методик, способов и упражнений, с помощью которых изучение букв русского алфавита дается для детей легко, очень много. Это могут быть и специальные раскраски, и компьютерные игры, и вырезание букв, лепка их из пластилина и даже выпечка.

Оригинальный способ запоминания букв

Можно попробовать такую методику: сначала нужно запомнить 10 гласных букв, они идут парами и в рифму, поэтому выучить их будет просто: А-Я, У-Ю, О-Ё, Э-Е, Ы-И. А затем уже перейти к согласным, которые тоже можно разбить по парам, например, глухие – звонкие. А еще существует метод изучения звуков, а не букв.

Лучше всего идет обучение и запоминание, если задействована зрительная память.

Поэтому очень эффективным будет вырезать большие буквы и расположить их в зоне постоянной видимости, чтобы ребенок мог к ним привыкнуть и запомнить. Хорошо, чтобы они были красные, так как этот цвет привлекает внимание.

Вообще, все инструменты, карточки, материалы, используемые при обучении, должны быть очень яркими, красочными, красивыми и привлекать своим видом.

Карточки для запоминания букв

Предлагаем ознакомиться:  Гнойный отит у ребнка как распознать и вылечить

Доказано, что дети быстрее и легче запоминают алфавит, если буквы изображены в виде животного. Или когда рядом с буквой нарисована какая-либо картинка. И тогда буквы будут ассоциироваться у детей с определенным образом. Например, А с арбузом или аистом, Б с барабаном и т. д.

Если одновременно научить свое чадо писать изучаемые буквы, то эффект многократно возрастет.

Обведение и написание букв помогает их быстрее запомнить

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Только никаких экзаменов и насильственного навязывания! Это все должно быть интересно крохе.

Информация пусть поступает медленно, чтобы ребенок не запутался и не отказался от обучения. Просто замечательно, если малыш самостоятельно начинает интересоваться буквами. А если нет, то нужно пробудить в нем это любопытство.

И временно отложить занятия, если все-таки заинтересованность не возникнет.

Мягкие игрушки для изучения алфавита

Правила обучения

  1. Игра — чуть ли не единственная возможность научить в этом возрасте. Он должен быть увлечен тем, что изучает. Поэтому необходимо использовать различные игры и пособия, чтобы изучение азбуки для маленьких детей 4 лет прошло легко и просто.
  2. Занятия должны быть непродолжительными, не больше 15 минут, но достаточно частыми.
  3. Обучение можно начинать, если устная речь у ребенка в достаточной мере развита. Если нет, то нужно воспользоваться услугами логопеда.
  4. Если малыш вдруг потерял интерес к занятиям, то что-то идет не так. Необходимо это выяснить.
  5. Нужно помнить, что у ребенка есть полное право чего-то не знать и что-то не уметь!Совместное обучение в игровой форме очень эффективно
  6. Нельзя сравнивать своего ребенка с другими. Предположение, что кто-то лучше не даст хороших результатов. Каждый малыш — индивидуальность!
  7. Конечно, нужен индивидуальный подход.
  8. Заниматься, если у ребенка плохое настроение — пустая трата времени.

Понимание того, что во всем важна мера и разумность приведет к тому, что малыш освоит алфавит достаточно быстро.

Нельзя требовать от крохи что-то запредельное или насильно заставлять его учить буквы. Ему должно быть интересно, он должен быть увлечен процессом и хотеть этих занятий. А если это не так, то, может быть, стоит отложить уроки или попробовать другой, более подходящий метод? Главное, помнить, что лучше всего дети учатся играя!

Обзор популярных методик

Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

Можно начинать учить буквы если ребенок:

  • легко концентрируется во время развивающих занятий;
  • обладает хорошей зрительной памятью;
  • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Различают неограниченное количество методов, как заинтересовать детей и как помочь им выучить алфавит. Рассмотрим самые интересные методы.

Рассматривая, как учить буквы, можно поиграть в игру. Можно попросить малыша показывать знаки руками. Родитель же должен отгадать, что он задумал. В такой игре ребенок на все 100% включит фантазию.

Разнообразие упражнений

Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.

  • Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
  • Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
  • Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
  • Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
  • Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
  • Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.

Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.

Русский алфавит для детей: советы и рекомендации

Основная деятельность для детей дошкольного возраста — игра. Поэтому обучение чтению должно быть увлекательным, интересным и не утомительным. Например, для детей возраста 3-4 лет хватит около 5 минут в день.

Рекомендуется добавлять по 1-2 новой буквы в неделю, остальное время уделить повторению уже знакомых (если выбранная методика не велит другого). Если видите, что малыш не усваивает новый материал — повремените, дайте пройденному материалу лучше закрепиться в памяти. Запаситесь терпением, ведь нет задачи сходу освоить алфавит.

Систематичность — залог успеха в обучении. Понемногу, но каждый день. При этом не обязательно выполнять одни и те же упражнения. Слова окружают нас повсюду — буквы легко повторять. Искать их в названиях, выкладывать из каши, лепить, рисовать. Даже в привычных предметах: палка на улице — У, облако как О, стремянка — Л, уличный фонарь — Г.

Особенности изучения азбуки и цифр детьми 3-4 лет

Чтобы в голове ребенка сложилась ассоциация изображения буквы-звук, ребенок должен чисто выговаривать звуки. Если у малыша есть сложности с произношением, уделите внимание артикуляционной гимнастике.

Перед каждой мамой рано или поздно встает задача обучения своего малыша алфавиту. И сразу возникает масса вопросов: с какого возраста начинать обучение алфавиту, как учить алфавит правильно, как вызвать интерес к занятиям у ребенка, какие методы самые эффективные?

Всем родителям хочется, чтобы именно их ребенок был самым умным, самым развитым, самым продвинутым. Но не все подходят к вопросу обучения разумно.

Совет

Некоторые мамы начинают настойчиво вбивать знания в голову ребенку с самого раннего возраста, не заботясь о последствиях подобных действий для его нервной системы.

Есть и те, кто считает, что русский алфавит для детей раннего возраста не является жизненно необходимым, ссылаясь на то, что это работа школьных учителей. Что же говорят специалисты?

Оптимальный возраст для того, чтобы представить алфавит детям – 3 года, так советуют психологи. Но нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Например, при наличии логопедических проблем, в первую очередь, нужно заняться ими. Ведь если малыш неправильно произносит какие-то звуки, ему будет трудно запомнить, как читается та или иная буква.

  • Во-первых, в возрасте до 5 лет ребенок очень быстро усваивает все новое.Запомнить буквы алфавита для детей раннего возраста не представляет никаких трудностей.
  • Кроме того, чем раньше ваш малыш выучит буквы, тем раньше начнет складывать их в слова и предложения. И тогда он не будет бледно выглядеть в первом классе на фоне активно читающих одноклассников, которых, наверняка, будет большинство.

Важно с самого раннего возраста показать малышу, что книги – это источник увлекательных историй и сказок. Для этого необходимо читать крохе каждый день, рассматривать вместе иллюстрации к тексту, обсуждать и пересказывать прочитанное.

Книги должны окружать ребенка с раннего детства. Для самых маленьких сейчас продаются книжки с толстыми картонными листами, книжки для купания, их можно давать малышу без боязни, что он их порвет или покусает. Также дети должны видеть вокруг себя читающих взрослых. Все это, непременно, пробудит у них интерес к печатному слову.

Есть несколько рекомендаций родным, как научить ребенка буквам, заинтересовать ребенка и максимально упростить процесс обучения. Самые полезные:

  1. Существует множество споров относительно того, когда нужно выучить алфавит с ребенком. Все зависит от того, как к этому вопросу относится родитель, учитывает ли мнения психологов. Так или иначе, приемлемый возраст учить ребенка алфавиту – 3-4 года.
  2. Ежедневно выделять по 10-15 минут на игры с буквами.
  3. Чтобы быстро выучить алфавит в 4 года, параллельно нужно учить прописывать буквы.
  4. Обязательно запастись терпением, так как возможно потребуется повторять ребенку одно и тоже.
  5. Чем интереснее будут занятия, тем быстрее пойдут дела.
  6. Как только малыш выучил пару знаков, необходимо составлять из них слова.
  7. Обязательно хвалить ученика даже за незначительные успехи.
  8. Нельзя заставить малыша учить. Необходимо проводить занятия в форме игры, чтобы ему было интересно.

Благодаря таким простым советам процесс обучения станет облегченным.

Оставьте комментарий

Adblock detector