Особенности методов обучения и воспитания педагогики Монтессори

Суть метода Монтессори

Метод Марии Монтессори предполагает превращение детей из объекта в субъект воспитания. Ребенок может самостоятельно выбирать продолжительность занятий и формы их проведения, а педагог вмешивается в образовательный процесс только тогда, когда подопечный сам попросит его об этом.

В этой зоне дети учатся быть самостоятельными и осваивают практические навыки. Здесь находятся предметы быта, и ребенок может погладить свои вещи, сделать уборку, научиться застегивать пуговицы или сервировать стол. В этой зоне осуществляется работа над ошибками, ведь только разлив воду или разбив тарелку, ребенок поймет, что конкретно он сделал не так.

Здесь ребенок развивает зрение, осязание, обоняние, слух. В этой зоне собраны развивающие монтессори-материалы, которые способствуют развитию восприятия и формирования представлений о свойствах предметов и явлениях окружающего мира. Деревянные кубики различных цветов и размеров, цилиндры, застежки, сборно-разборные модели башен – все эти предметы развивают у ребенка способность чувствовать цвет, объем, вес и учат сравнивать предметы между собой (например, башня высокая, а куб маленький).

Знакомство детей с понятиями величины и размера стоит начинать с игр на сравнение предметов. О том, как это сделать на практике, рассказывает психолог Николай Лукин в видеоуроке «Развивающие игры».

Зона математики

В зоне математики ребенок знакомится с такими понятиями, как сложение, вычитание, деление, дроби. Чтобы облегчить процесс обучения, здесь используются различные геометрические фигуры, бусины, счетные палочки.

Языковая зона

Здесь дети осваивают основы письма и чтения. Ребенку доступны карандаши, сборный алфавит, доска, буквы различной величины.

Космическая зона

В этой зоне дети знакомятся с окружающим их миром, с разнообразием фауны и флоры. Эта зона – точка отсчета для понимания собственного места в нашем мире.

На первый взгляд рабочее пространство не организовано. Обучающиеся имеют право перемещать игрушки и мебель. Но после окончания занятий все предметы должны быть возвращены на свое место. Примечательно, что Мария полностью исключила из обучающих классов традиционные учебные парты, считая, что они тормозят развитие ребенка и заменила их более удобными детскими столиками.

Сущность методики: воспитание самостоятельности

Основной принцип работы метода Монтессори заключается в идее самовоспитания ребенка. Родители и воспитатели должны лишь угадать интересы малыша, создать необходимые условия для развивающих игр и занятий и помочь ему проявить самостоятельность.

Воспитание детей по методу Монтессори осуществляется с соблюдения следующих условий:  

  • Для занятий создаются специальные отдельные зоны с соответствующими пособиями;
  • Занятия проходят в разновозрастных группах, где старшие дети проявляют заботу о младших, а те, в свою очередь, учатся у старших;
  • На занятиях обеспечена самостоятельная деятельность детей, то есть они сами решают, в какие играть игры, с какой продолжительностью.

Самостоятельная игра детей регулируется некоторыми общими правилами:

  • Взрослые следят за детской деятельностью. Все, что ребенок может сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога и родителей;
  • Игры детей должны проходить в тихой обстановке, в которой они занимаются, не мешая друг другу. Ребенок может «выпустить пар» в специальной комнате для расслабления;
  • После занятия малыши непременно убирают игрушки и атрибуты игры или занятия. Это развивает в них уважительное отношение к остальным;
  • Если ребенок первым взял пособие, то он с ним и занимается. Так формируется осознание своих и чужих границ.

Роль воспитателя в системе Монтессори

Мария Монтесори изменила функции воспитателя, сделав его помощником в развитии ребенка. Воспитатель не навязывает учебный план и не заставляет осваивать детей ненужные на данный момент навыки. Взрослый показывает направление движения и наблюдает за процессом обучения. Его задача – отмечать, в каких зонах ребенок чувствует себя более уверенно и с какими материалами работает успешнее.

Предлагаем ознакомиться:  Остеохондроз при беременности особенности причины симптомы лечение

Воспитатель-монтессори не говорит ребенку «молодец», «умница», «умничка» – такие формы «похвалы», по мнению сторонников метода, формируют у воспитанников неверное представление о цели деятельности. Учащийся начинает стремиться не к результату, а к получению похвалы. Чтобы избежать этого, воспитатель используют для поощрения ребенка иные формулировки: «Ты очень быстро собрал эту башню» или «Ты прекрасно погладил скатерть».

Периоды развития детей по методу Монтессори

В процессе жизни ребенок проходит несколько периодов развития, когда у него повышается восприимчивость к новым знаниям. Эти периоды позволяют ребенку легко овладевать определенными знаниями, обучение осуществляется без дискомфорта, связанного с серьезностью и сложностью образовательного процесса.

Принуждение детей к занятиям, наказание за невыполнение тех или иных заданий недопустимо. Возможно у конкретного ребенка еще не наступил сензитивный период для овладения данным видом деятельности или этот этап уже прошел. Обучение в таком случае будет непродуктивным.

Периодизация развития ребенка по Монтессори

Развитие речи. Овладевание основами родного языка длится с рождения до шестилетнего возраста.

Важным этапом активного речевого развития является возраст от года до 2,5 лет, когда ребенок повторяет слова, которые слышит вокруг. Для пополнения лексического багажа детей важно читать книжки и рассказывать об окружающей действительности.

Воспитание ребенка по методике Монтессори

Методика Монтессори требует основывать общение на использовании взрослой речи, поскольку малыш должен воспринимать ее в правильном грамотном виде.

Овладев речью, после 3,5 лет малыш ее применяет осознанно и с радостью осознает, что взрослые его понимают. Поэтому в возрасте около четырех лет методика Монтессори предлагает ввести в процесс развития ребенка разрезные буквы и алфавиты.

К 4,5 годам дети учатся писать не только буквы, но и отдельные предложения и даже небольшие тексты. По мнению Монтессори, такой прогресс в речевом развитии ребенка возможен, если все этапы развития речи были использованы.

В 5 лет дети учатся читать самостоятельно. По Монтессори-технологии малыш должен сначала научиться писать,  и только затем читать: выражать собственные мысли посредством письма легче, чем при чтении книг понимать мысли других людей.

Восприятие порядка. На данном этапе малыш начинает понимать то, что мир вокруг него структурирован. Происходит это, как правило, до 3-летнего возраста, особенно активно в 2-2,5 года. Малыш понимает, что ему комфортно в упорядоченном пространстве, в котором он чувствует легко и спокойно.

По Монтессори-педагогике внешний и внутренний порядок тесно взаимосвязаны: мысли и действия человека не могут быть упорядоченными, если до 3-летнего возраста ребенка не приучили к порядку. Важно воспитание любви к порядку осуществлять в первые три года жизни детей, чтобы они привыкли к размеренности и структурированности окружающей обстановки.

Монтессори доказала, что дети нуждаются в соблюдении порядка, к которому приучить ребенка нетрудно. Необходимо объяснить, что каждая вещь после того, как она будет использована, должна возвращаться на свое место. Методика учит родителей организовывать детское пространство таким образом, чтобы каждая игрушка, тетрадка, книжка и т.д. находились в доступном для ребенка месте, откуда он мог бы их взять без помощи взрослых.

Относительно распорядка дня следует отметить, что режим дня очень важен для малыша. Всякого рода сюрпризы, связанные с настроением родителей, которые могут быстро заменить запреты на дозволенность, нелогичность и непоследовательность их требований и действий оказывают на психику малыша негативное воздействие, приводящее к состоянию дискомфорта и неуверенности.

Сенсорное развитие. Период формирования чувств длится достаточно долго, до 5-5,5 лет. Именно на этом возрастном этапе закладываются основы развития мышления, предпосылки творческого развития.

Для эффективного развития сенсорики Монтессори разработала уникальную методику, позволяющую ребенку узнавать предмет по его признакам, технологию, которая помогает быстро развивать органы чувств.

Восприятие маленьких предметов. Малыш с большим увлечением играет с различными пуговицами, горошинами. С полутора лет ребенок, играя с мелкими предметами, начинает воспринимать огромный окружающий мир, как состоящий из маленьких элементов, т.е. понятный и безопасный. Так ребенок становится уверенным в собственных силах.

Предлагаем ознакомиться:  Особенности течения тридцать седьмой недели беременности как себя чувствуют мама и малыш

Игры с маленькими предметами развивают мелкую моторику, которая играет огромную роль в формировании речи и психических процессов.

Развитие действий и движений. До 4 лет ребенок, двигаясь, оттачивает свои действия. От постепенного роста выразительности движений зависит, насколько гибким и ловким будет малыш. Детьми в этот период осваивается широкий спектр физических упражнений, которым методика Монтессори придает огромное значение.

Свободные движения способствуют обогащению крови кислородом и развитию клеток головного мозга. Не следует ограничивать детей в движениях, активные малыши лучше развиваются и демонстрируют высокие результаты в учебе.

Педагогика Монтессори пропагандирует постоянное движение и активность детей. Развивающая среда организуется таким образом, чтобы ребенок мог свободно двигаться в помещении. Правильно организованная среда должна содержать специальную «шумную комнату» с тренажерами, детскими спортивными снарядами и т.д. Методика не предусматривает столов и парт, за которыми дети вынуждены подолгу сидеть без движения.

Развитие социальных навыков и самостоятельности. Эти качества у ребенка следует развивать с рождения до пятилетнего возраста. Когда ребенок снимает с головы шапочку, берет кусочки хлеба или яблока с тарелки, пьет из чашки — он стремится к самостоятельности. Методика Монтессори приветствует такие проявления и советует родителям ни в коем случае не мешать и не запрещать детям проявлять инициативу.

Если взрослые попытаются ограничить самостоятельность и для «безопасности» или из-за спешки станут брать на себя процесс кормления, одевания и т.д., они воспитают инфантильную личность, не способную к проявлению творчества. Ребенку нужна лишь небольшая помощь взрослого, чтобы проявить самостоятельность. «Помоги мне это сделать самому» — таким девизом необходимо руководствоваться при воспитании детской самостоятельности.

Самостоятельность необходима ребенку и в социальном окружении. Начиная с двухлетнего возраста малыш понимает, что ему нужно общаться в другими детьми, взрослыми, строить взаимоотношения. Роль родителей заключается в том, чтобы воспитать в ребенке правила хорошего тона, вежливого обращения.

Для воспитания социальных навыков Монтессори-педагогика предусматривает использование одиночных материалов. Суть заключается в том, что в работе с группой детей применяются одиночные комплекты пособий. Таким образом, дети учатся сотрудничеству, сдерживанию негативных эмоций, у них формируется умение просить и отказывать, договариваться и благодарить.

Мария Монтесори разработала возрастную периодизацию, основанную на задачах, стоящих перед ребенком:

  • Дети до шести лет – формирование чувственной картины мира;
  • Дети от шести до 12 лет – формирование и развитие познавательного интереса к окружающему миру;
  • Дети от 12 до 18 лет – формирование социальных, коммуникативных и иных навыков, необходимых в самостоятельной жизни.

Домашнее воспитание по методу Монтессори

Методика Монтессори актуальна и широко применяется во многих детских образовательных учреждениях, помогает эффективно развивать психические процессы малышей, учить и воспитывать. Образованию родителей, желающих применять эту методику дома, способствуют методические пособия и информационные материалы по данной технологии.

Многочисленные рекомендации родителям по методу Монтессори содержат советы о том, как правильно развивать уникальные природные способности детей, каким образом организовывать воспитание культуры общения, как дополнять знания и формировать новые умения  и навыки.

10 правил Монтессори-среды дома помогут родителям в организации развивающего пространства для детей в домашних условиях:

  • Создайте для ребенка комфортное пространство, в котором ему будет интересно, расположив игрушки и пособия в пределах досягаемости малыша;
  • Выбирайте размер мебели, учитывая рост ребенка;
  • Предусмотрите стульчик на кухне и в ванной комнате, чтобы, воспользовавшись им, малыш мог умыться;
  • Для одежды малыша повесьте крючок в прихожей на высоте, соответствующей его росту;
  • Игрушки постарайтесь отсортировать по назначению, чтобы понять, какое направление развития важно для малыша в данный момент;
  • Для ребенка приобретайте удобную одежду, чтобы он мог бы надеть самостоятельно;
  • Приобретайте игрушки или постарайтесь изготовить сами;
  • С приобретенными игрушками малыш должен знакомиться постепенно, чтобы лучше изучать их предназначение;
  • Придерживайтесь графика занятий, продолжительность которых ежедневно должна составлять не менее часа;
  • Поощряйте желание малыша об участии в домашних делах, давайте ему посильные трудовые задания, обеспечивая нужными для труда атрибутами.

Технология определила новую роль для воспитателя в качестве помощника образовательного процесса. Не навязывая плановые занятия, воспитатель лишь направляет процесс развития детей и наблюдает, делая заметки о том, в какой игровой зоне наиболее комфортно ребенку и работа с какими материалами приносит эффективные результаты.

Система поощрения детской деятельности в Монтессори-педагогике предоставляет воспитателю возможность выбора таких приемов оценки детской деятельности, при которых ребенок понимает, что его деятельность нацелена не на похвалу, а на результат: вместо «умница» или «молодец» применяется, например, формулировка «Ты быстро собрал башню».

Предлагаем ознакомиться:  Особенности кормления недоношенного ребенка и описание разных типов питания для таких детей

Сохранение и развитие детской индивидуальности, свобода как жизненное условие воспитания, без навязывания и принуждения, поощрение и развитие врожденной любознательности и познавательной активности — вот основная педагогическая ценность методики Марии Монтессори.

Несмотря на указанные недостатки, метод Марии Монтессори по-прежнему остается актуальным. В России он получил «второе дыхание» в начале 1990-х годов и сейчас активно применяется многими детскими психологами. В сети существуют сайты для родителей, на которых размещаются информационные материалы и методические пособия, разъясняющие, как организовать дома тематические зоны для развития ребенка по методу Монтессори.

Впрочем, главные рекомендации родителям на этот счет дала в свое время основоположница метода: «Посмотрите на ребенка, он уникален и неповторим, он от природы наделен большими возможностями и жаждой познания. Уважайте право малыша быть самим собой, создайте для него развивающую среду. Мягко и тактично направляйте его на пути познания, наполняйте его день радостными открытиями и озарениями!»

Критика метода Монтессори

Особенности методов обучения и воспитания педагогики Монтессори

Как и любой метод воспитания детей, методика Монтессори обладает своими достоинствами и недостатками. К последним детские психологи и педагоги традиционно относят практически полное пренебрежение творческими способностями ребенка. Если взглянуть на систему монтессори-зон, можно заметить, что совместным играм детей, развитию их творческих способностей внимание не уделяется.

Метод Монтессори способствует развитию левого полушария мозга, которое отвечает за логику, сенсорику и моторику. Правое же полушарие, отвечающее за образное выражение и эмоциональность, не развивается.

10 правил организации монтессори-среды дома

  1. Организуйте жилое пространство для ребенка таким образом, чтобы ему было комфортно в нем находиться. Игрушки и развивающие материалы лучше расположить в пределах досягаемости ребенка;
  2. Размеры мебели должны соответствовать росту ребенка;
  3. Пусть на кухне или в ванной комнате будет небольшой стульчик, чтобы он сам мог умыться или вымыть свою посуду (если ребенок маленького роста);
  4. В прихожей повесьте крючок для детской одежды с учетом роста ребенка, чтобы он мог сам одеваться;
  5. Старайтесь покупать ребенку одежду, снять и одеть которую он может самостоятельно;
  6. Отсортируйте игрушки своего чада по назначению. Так вы поймете, на развитие каких навыков вам стоит обратить дополнительное внимание, а какие навыки уже прекрасно развиты;
  7. Недостающие игрушки можно купить или сделать своими руками из природных материалов;
  8. Знакомьте ребенка с новыми игрушками постепенно (не более двух за один раз). Так он сможет лучше узнать назначение каждой из них;
  9. Составьте график занятий. Во-первых, это будет дисциплинировать малыша. Во-вторых, вы всегда будете знать, что в конкретное время он ждет вас. В день стоит уделять занятиям с ребенком не менее одного часа;
  10. Приглашайте ребенка принять участие в домашних делах. Попросите помочь сделать уборку, приготовить ужин. Доверяйте ему несложные задачи, обеспечивая всем необходимым.

Оставьте комментарий

Adblock detector