Во что поиграть с ребенком варианты разнообразных игр для малышей и дошкольников

Методика проведения подвижных игр

Для
проведения подвижной игры с максимальной пользой важен правильный подбор игр в
соответствии с особенностями малышей, время их проведения, организация
пространства вокруг, создание благоприятных условий, помощь взрослых и учет
индивидуальных черт каждого ребенка.

Рассмотрим,
как правильно организовать игровую деятельность малышей в детском саду и дома.

Подбор игры

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Подвижные игры способствуют развитию крупной моторики детей, формированию навыков общения в коллективе, умений осуществлять действия согласно правилам и тексту, а также учат ориентировке в пространстве.

Поэтому для достижения этих целей применяют разнообразные подвижные игры,
отличающиеся по сложности, направленности и содержанию.

Во что поиграть с ребенком варианты разнообразных игр для малышей и дошкольников

Содержание игр должно соответствовать определенным критериям:

  1. Возрасту, уровню развития, навыкам,
    умениям и подготовленности детей, их знаниям об окружающем мире и способности к
    познанию нового. Игровые образы должны быть знакомы и понятны детям. Если
    персонаж неизвестен, воспитатель должен обязательно ознакомить с ним малышей
    перед игрой с помощью картинки, книжки или игрушки.
  2. Движения в ходе игры должны быть
    разнообразны, при этом одно и то же движение может быть использовано по-новому
    в различных заданиях и ситуациях (ходьба по кругу, за руки, бег по кругу,
    врассыпную, в одном или разных направлениях и т. д). Это способствует освоению
    ориентирования, улучшению координации движений и развитию самостоятельности.
  3. Игра должна соответствовать конкретной
    задаче и быть направлена на достижение определенного результата и освоения
    конкретного умения.
  4. Необходимо учитывать состав детской
    группы. У малышей в период адаптации двигательная активность значительно
    снижена. В первое время рекомендуется играть небольшими группами, с наиболее
    простыми правилами в играх. Также важно эмоциональное состояние детей в группе.
    Если малыши сильно возбуждены, желательно поиграть в малоподвижную игру,
    требующую внимания. А если крохи долго сидели на занятии, то им полезно
    подвигаться и сыграть в активную игру.
  5. Следует обязательно учитывать время, в
    которое проводится игра. Например, перед дневным сном и в конце дня
    рекомендуется предложить детям более спокойные игры. Также нужно обращать
    внимание на время года, температуру в помещении или на улице и соответствие
    одежды малышей.

В детском саду подвижные игры проводятся ежедневно.

Утром, до завтрака, рекомендуются самостоятельные игры малышей с игрушками или легкие игровые упражнения, спокойные малоподвижные игры с небольшой группой малышей или индивидуально.

Подвижная форма игры со всеми крохами группы может служить альтернативой обычной утренней гимнастике, в особенности в период адаптации, когда дети только привыкают работать в коллективе и выполнять требования воспитателей.

Перед занятиями рекомендуются игры со средним уровнем подвижности.

Самым удачным временем для проведения подвижных игр считается прогулка
после утренних занятий, кроме дней с ненастной погодой.

Возраст Общее
время подвижных игр в день
2-3 г. 6-8 минут (при физкультурных занятиях в этот день)
10-15 минут (без физкультуры)
3- 4 г. 6-10 минут, 15-20 минут
4-5 л. 8-15 минут 20-25 минут
5-7 л. 15-20 минут 25-35 минут

Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет

После дневного сна, на прогулке более приемлемы игры малой подвижности с
целой группой или с подгруппами. В это время рекомендуются игры с текстовым,
хороводным, музыкальным сопровождением. Их продолжительность может быть от 5 до
10 минут.

В это время подвижные игры могут выполняться в помещениях — группах, при освобождении дополнительного пространства или спортивных залах.

Зимой площадки перед детским садом расчищают от снега, строят различные
лабиринты, горки, на прогулку воспитатели выносят санки, ледянки для интереса
детей к прогулкам и более длительного пребывания на свежем воздухе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Игровая деятельность на свежем воздухе подвижного характера способствует:

  • развитию координации движений;
  • укреплению мускулатуры;
  • закаливанию организма;
  • улучшению быстроты реакции;
  • активизации обменных процессов в
    организме;
  • повышению ловкости и выносливости.

В жаркое время дети быстро устают, поэтому они менее активны, чем в
прохладную погоду.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста. При подготовке к спортивной игре важно учитывать следующие моменты:

  • педагоги должны быть ознакомлены с
    особенностями игр для своей возрастной группы и смежных групп;
  • готовы к проведению конкретной игры
    (ознакомление с текстовым, музыкальным сопровождением, правилами, выбор инвентаря
    и площадки для проведения игры);
  • заключительным этапом является подготовка
    помещения или уличной территории непосредственно перед игрой — расчистка,
    проведение влажной уборки и т. д.

При правильной организации воспитатель может провести игру с наибольшей
пользой для детей, акцентируя внимание на достижении поставленной задачи.

Постепенно, после ознакомления детей с определенной игрой и неоднократного
ее повторения, правила можно дополнять и постепенно усложнять.

Руководство игрой

Подвижные игры для детей дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте важной целью воспитателя является принятие косвенного участия в игровой деятельности детей, а также отслеживание проблем в умении взаимодействия каждого ребенка с конкретными видами игрушек.

Предлагаем ознакомиться:  Грудничок не какает: как ему помочь, что нужно делать

Несмотря на склонность детей в раннем возрасте играть поодиночке, задачей
педагога является постепенное вовлечение всех детей в совместные игры.

Во что поиграть с ребенком варианты разнообразных игр для малышей и дошкольников

Подвижные игры для детей дошкольного возраста. Немаловажную роль в организации подвижной игры для дошкольников выполняет ознакомление с правилами и отслеживание их соблюдения каждым из участников процесса. При проведении игр следует помнить об образовательно-воспитательных задачах, на которые направлена деятельность.

Особое значение имеет дисциплина, взаимопомощь и бесконфликтный выбор
ведущего для проведения игры. Для дружелюбного решения данного вопроса
используют веселые считалки.

Важно, чтобы воспитатель во время игры был не только руководителем, но и
принимал активное участие в деятельности, например, играл роль персонажа,
показывая правильность выполнения движений и действий. Голос педагога должен
быть веселый, настроение радостное. В этом случае дети внимательно слушают
взрослого, с удовольствием и легкостью выполняют требования и хорошо усваивают
новые знания и умения.

Постоянное словесное общение с малышами на всем протяжении игры
способствует развитию воображения и речевых навыков.

Массовые нарушения правил, чрезмерное возбуждение детей говорит об их
переутомлении и необходимости отдыха и переключения на более спокойную
деятельность.

Во что поиграть с ребенком варианты разнообразных игр для малышей и дошкольников

Индивидуальный подход является обязательным условием правильного
руководства игровой деятельностью крох. Подвижность детей дошкольного возраста
разнообразна, наличие и степень усвоения различных умений также может
значительно отличаться.

При наблюдении за игровой деятельностью детей воспитатели отмечают
малоподвижных малышей и крох, которые проявляют высокую двигательную
активность.

Педагог осторожно руководит игрой детей в зависимости от индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Малоподвижному крохе можно предложить поиграть в
мяч, не умеющему играть с определенной игрушкой ребенку — показать, как с ней
обращаться, а малышу, который слишком активен, предложить более спокойный вид
деятельности.

Также важно учитывать заинтересованность детей в подвижной игре. Участие в
любом виде деятельности без желания ведет к снижению активности, вялости. В
таких условиях невозможно достичь воспитательных целей.

Подвижные игры для
слабовидящих детей дошкольного возраста

Игры оказывают положительное воздействие на эмоционально-волевую и
интеллектуальную сферу ребенка дошкольного возраста.

Кроме развития физических качеств детей, в ходе подвижных игр происходит
формирование коллектива, и складываются отношения между детьми. В ходе игровой
деятельности малыши примеряют на себя различные социальные роли, при этом
развивается личность ребенка и накапливается жизненный опыт.

В ходе игровой деятельности педагоги и родители должны достигнуть
подчинения личных интересов крох перед интересами коллектива.

Сюжетные игры

Большинство подвижных игр для детей дошкольного возраста несут сюжетный
характер, благодаря способности малышей к имитации.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Сюжетный вид игр направлен на приложение малышами умственных усилий,
удержание идеи игры с помощью игровых действий, образов и громкой речи. При
этом развивается воображение и фантазия детей, происходит знакомство с
логическим и образным представлением окружающей действительности.

В основе таких игр лежит определенный сюжет, который обуславливает характер
движений во время процесса.

В сюжетных играх необходимо наличие коллектива из 5-25 участников. Данный вид игровой деятельности используют для всех возрастных групп в детских дошкольных образовательных учреждениях.

Бессюжетные игры

Во что поиграть с ребенком варианты разнообразных игр для малышей и дошкольников

К бессюжетным играм относятся игры типа ловилок и догоняшек. Такие игры не
имеют определенного сюжета, в их основе — двигательные движения и конкретные
двигательные задачи (попасть в цель, добежать до предмета).

В данном виде игр обычно применяется дополнительный инвентарь — мячи,
скакалки, кегли и т. д. Они также предполагают самостоятельность малышей,
умение ориентироваться в пространстве, быстроту и скорость реакции.

В детских садах бессюжетные игры проводят с детьми среднего и старшего
дошкольного возраста.

Игры-забавы

Игры-забавы направлены на создание веселого настроения и развлечения детей.
Двигательные действия в них выполняются в необычных условиях и содержат
элементы соревнования:

  • кто удержит, передаст мячик и не уронит;
  • кто быстрее пробежит и не уронит шарик, положенный на ложку;
  • кто за меньшее время допрыгает в мешке до финиша;
  • лучше выполнит задание с завязанными глазами и т. д.

Игры-забавы обычно непродолжительны по времени, целью их проведения
является расширение кругозора, вовлечение в деятельность всех малышей,
формирование условий для отдыха, тренировка внимания, координации, развитие
чувства юмора и создание позитивного эмоционального фона.

Игровые упражнения

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

К преимуществам проведения игровых упражнений относятся:

  • решаются задачи прямого обучения;
  • педагог добивается усвоения и выполнения
    задачи каждым ребенком;
  • все малыши делают задания поочередно, их
    действия не связаны с действиями других детей,
  • прослеживается личная цель и
    индивидуальный результат.

Упражнения в игровой форме, как и все подвижные игры, подразделяются на две
группы — сюжетные и бессюжетные.

Подвижные игры являются одним из основных средств физического развития
детей с нарушениями зрения, которые, как и их здоровые сверстники, стремятся к
движению, действию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Подвижные игры для детей дошкольного возраста. Рекомендации к проведению игр для слабовидящих детей:

  1. Игра должна соответствовать физическому
    развитию и навыкам, которыми малыш владеет.
  2. Важно использовать озвученный инвентарь —
    бубен, свисток, колокольчик, погремушки и т. д.
  3. Атрибуты игры должны быть ярких, красочных
    контрастных цветов — оранжевый, зеленый, красный, желтый.
  4. Мяч подбирается круглый, озвученный (с
    бубенчиком внутри), чуть тяжелее волейбольного.
  5. Все предметы для игровых манипуляций
    должны быть безопасны.
  6. Пространство помещения или площадки на
    улице рекомендуется оградить и очистить от опасных предметов, которыми ребенок
    может причинить себе травму.
  7. При использовании звукового сопровождения
    важно, чтобы звук раздавался на уровне лица малышей, так они лучше его
    улавливают.
Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка пить из кружки самостоятельно

Во время игры слабовидящих детей педагог ведет постоянное наблюдение за
самочувствием детей, чтобы исключить их переутомление. Для этого важно, чтобы
взрослый знал основные сведения о психическом и физическом здоровье каждого
крохи.

К играм для слабовидящих детей относятся:

  1. Догони меня. Играют взрослый и один ребенок. Ведущий убегает от малыша, постоянно издавая звук с помощью колокольчика, а кроха пытается поймать воспитателя. Темп должен быть медленный, ведущий скорее не бежит, а ходит. Можно помогать ребенку словами «правее, левее, назад и т.д.».
  2. Горячий мяч. Дети встают в круг на расстоянии около 10 см друг от друга. По команде педагога они начинают передавать мяч по кругу с максимальной скоростью. Уронивший мяч, выбывает из игры. Действие продолжается, пока не останутся двое малышей, которые и будут считаться победителями.
  3. Узнай по голосу. Дети образуют круг, взявшись за руки, водящий стоит в середине этого круга, на глаза надевается повязка. По сигналу дети начинают двигаться по часовой стрелке, а водящий дотрагивается до одного из них. По сигналу дети останавливаются, а ребенок, которого коснулись, называет имя водящего, а тот должен угадать, кто говорит. Очень важно соблюдать тишину во время игры.
  4. Золотая рыбка. Среди детей выбирается водящий, он становится рыбаком, остальные — рыбками. Рыбак начинает ловить рыбок, первый попавшийся игрок берет за руку водящего и они ловят рыбок вместе. Так продолжается до момента, когда останется последний игрок — золотая рыбка, который считается победителем.

Картотека подвижных
игр

Подвижные игры можно разделить на несколько групп: игры для малышей по
возрастным группам, с музыкальным и текстовым сопровождением, на ориентирование
в пространстве и многие другие. Рассмотрим подробнее различные игры подвижного
вида и правила их проведения.

Малыши младшего возраста очень активны. Их активность проявляется в
многократном повторении однообразных движений — влезают и слезают со скамеек,
перебегают с места на место, катают мячи, догоняют друг друга.

Для младшей группы детского сада подходят следующие подвижные игры:

  1. Найди пару. Воспитатель раздает детям флажки разного цвета. По сигналу педагога малыши начинают бегать по группе, а при звуке бубна быстро ищут себе пару в соответствии с цветом флажка и берутся за руки. Количество игроков должно быть нечетным, чтобы один из играющих остался без пары.
  2. Лохматый пес. Воспитатель усаживает одного из детей на стульчик, остальные дети отходят на несколько метров. Воспитатель начинает говорить слова: «Вот сидит мохнатый пес, опустив свой черный нос, подойдем к нему (дети медленно подходят к водящему), разбудим (малыши дотрагиваются до водящего) и посмотрим, что же будет? («пес» просыпается и ловит детей)». Тот, кого поймали, становится водящим. Игра развивает ловкость, быстроту реакции, умение действовать по сигналу.
  3. Дождик — солнышко. В ходе игры дети рассаживаются по стульчикам. Ведущий объявляет «Солнышко», дети встают, гуляют в разных направлениях по залу, а когда воспитатель говорит «Дождик» малыши должны быстро вернуться на свое место. После освоения игры слова можно заменить на звуковой сигнал.

В группах детских садов для детей младшего дошкольного возраста должно быть
большое многообразие игрушек для стимулирования развития двигательной
активности крох, а также много свободного пространства в самом помещении.

С картинками

Для детей младшего дошкольного возраста легче воспринимать инструкции по
выполнению игр не только в словесной форме, но и образно. Поэтому для игр с
малышами часто применяются различные карточки с изображениями.

Например, можно попросить малышей показать, как прыгает зайчик, ходит
медведь, летает птичка, подобрав и показывая соответствующие картинки со
зверями.

В игре «Дождик-Солнышко» также можно применять картинки с изображением
дождливой и солнечной погоды для наилучшего и быстрого восприятия команд
воспитателя.

https://www.youtube.com/watch?v=cFamilyis

Огромную пользу в общем развитии детей имеют подвижные игры, направленные на
улучшении ориентировки в пространстве.

Вот некоторые из них:

  1. Зайцы в домике. Педагог раскладывает на полу помещения обручи по числу детей. Дети в роли зайчиков начинают прыгать по залу, воспитатель, изображая волка, произносит «Серый волк!». Малыши должны быстро убежать от волка и встать в свой домик-обруч.
  2. Самолеты. В помещении на полу воспитатель ставит несколько флажков, которыми обозначаются аэродромы. Взрослый спрашивает «Полетать вы готовы?»,  после ответов детей педагог продолжает «Заводим моторы». Все малыши повторяют движения за педагогом — вращают руками перед грудью. После команды «Летите», крохи разбегаются в разных направлениях по залу, разведя руки в стороны. При объявлении «На посадку» игроки должны быстро занять исходные позиции рядом с флажками.
  3. Что спрятано, найди. Педагог выстраивает детей в шеренгу и раскладывает перед ними несколько разных предметов, например, мяч, флажок, кубик, погремушку, мяч. Дети запоминают предметы и отворачиваются. В это время воспитатель убирает и прячет один из предметов. Малыши должны догадаться, чего не хватает, и найти предмет в помещении.
Предлагаем ознакомиться:  Почему ребенок когда засыпает закатывает глаза вверх или отводит их в сторону

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

В подвижных играх на ориентировку в пространстве важно не только закреплять
полученные навыки, но и расширять их. Постепенно малыши должны овладеть
ориентирами не только «от себя», но и «от предметов». Также каждый кроха должен
научиться верному использованию предлогов «на», «в», «под», «над», а также
употреблению слов «насколько рядом», «между», «напротив».

Подвижные игры для малышей 3-5 лет имеют направленность на развитие
прыжков, бега и лазанья, преодоление препятствий, уникальны возможностью
одновременного воздействия на формирование сознания и моторики. Дети раннего
возраста проявляют большой интерес к предметам, поэтому подвижные игры
направлены на действия с предметом и стремление получить его в руки.

К подвижным играм для детей данного возраста относятся следующие:

  1. Ловишка. Среди детей определяется водящий, затем все дети бегают в центре комнаты, а по команде воспитателя «Лови» ловишка начинает догонять малышей. До тех, кто успевает взобраться на предмет (стульчик, большой кубик, весы и т. д.), водящий не может дотрагиваться. Пойманный ребенок становится ловишкой. Данная игра развивает ловкость, смекалку и быстроту.
  2. Кого не стало. Дети становятся в круг, по команде воспитателя закрывают глаза. В это время педагог дотрагивается до 2-3 человек, которые незаметно выходят из круга и прячутся за ширму. По сигналу малыши открывают глаза и пытаются определить, кого не стало в круге.
  3. Ручеек. На полу воспитатель располагает два шнура на расстоянии в 2 метра друг от друга — это ручеек, между ними — дощечки и камешки (можно в виде картинок или кубиков). Дети поочередно переходят через ручеек, их задача — не оступиться и не замочить ноги. Можно перешагивать от препятствия к препятствию или прыгать. Тот, кто оступился, выбывает из игры и «сушит обувь» на стульчике.

Дети в возрасте 3-4 лет еще не умеют самостоятельно придумывать игры, им
необходима помощь взрослого. Это приводит к:

  • умению соблюдать правила и инструкции;
  • накоплению опыта различных игр;
  • правильной смене отдыха и нагрузок;
  • приобретению необходимых игровых навыков
    (прыгать в высоту, ловить и передавать мяч и т. д.).

В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей еще слабо сформирована
мотивация на победу, поэтому игры содержат только небольшие соревновательные
элементы, которые готовят крох к осознанию собственных возможностей. Но малыши
уже способны принимать участие в небольших соревнованиях и эстафетах. Однако стоит
отметить, что крохи пока не умеют проигрывать и горько переживают поражение,
поэтому при организации коллективных соревновательных игр призы обычно
вручаются всем участвующим детям.

Для малышей дошкольников старших групп используют следующие подвижные игры:

  1. Прыжки через скакалку. Воспитатель выбирает двух ведущих, которые держат скакалку или длинную веревку. Дети по очереди подходят и прыгают через скакалку, которую крутят ведущие. Тот, кто задевает веревку, сам становится ведущим. Игру можно видоизменять, добавляя различные дополнительные задания — прыгнуть 5, 10 раз, рассказать стишок в прыжке и т. д.
  2. Найди свой цвет. На полу расставляют флажки 3-4 различных цветов, детям дают в руки по флажку одного из выбранных для игры расцветок. Затем воспитатель объявляет: «Идите гулять». Дети ходят по залу, а во время команды ведущего «Найди свой цвет» малыши должны быстро найти на полу флажок такого же цвета, как и у них в руках и встать рядом с ним. Игра помогает детям учиться ориентироваться в пространстве, развивает внимание, ловкость, умение выполнять действия по сигналу. В данную игру может быть добавлено музыкальное сопровождение.
  3. Попрыгунчики. Воспитатель чертит круг и в середину круга заходит водящий, которого предварительного выбирают по считалке. По сигналу дети запрыгивают на двух ногах в круг и таким же образом продвигаются к центру, пока им не грозит опасность. Как только водящий приближается, игрок должен быстро отпрыгнуть за черту круга, чтобы его не осалили. Тот, кого поймали, становится ловишкой. Можно усложнить игру и объявить, чтобы водящий ловил ребят, прыгая, например, на одной ноге, или с завязанными глазами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Многие подвижные игры для детей старшей группы рассчитаны на улучшение
равновесия. Также важно учить детей в точности придерживаться объявленных
правил игры.

Оставьте комментарий

Adblock detector