Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить

Критерии и цели наказания

Поскольку любое наказание — это действия, вызывающие у их объекта страдание, то решающими и очень важными при выборе того, как же наказать ребенка за непослушание, являются несколько критериев:

  • Действия, при помощи которых осуществляется наказание

Их спектр широк: от жеста неодобрения или простого словесного замечания до жестоких побоев.

  • Инструменты, при помощи которых осуществляется наказание

Это может быть и слово, и ремень.

Способы обоснования наказания, доказательства их необходимости, правомерности и соразмерности.

Каждое наказание обычно имеет какую-то цель. Никто, будучи в здравом уме, не наказывает ребенка просто так, заранее, для профилактики или из-за плохого настроения. Все наказания, как правило, сводятся к трем целям:

  1. Отомстить.
  2. Устрашить, чтобы ребёнок не повторял в будущем подобные поступки.
  3. Долгосрочное изменение ценностных ориентаций и мотивации, изменение поведения.

Воспитание предполагает формирование определенных личностных особенностей у детей, адаптацию к социуму, корректировку поведения, а также развитие других жизненно необходимых качеств, что невозможно сделать без конструктивного наказания. При этом важно правильно трактовать понятие наказания для детей. Оно не должно быть связано с агрессивным физическим воздействием, унижением и оскорблением.

Цель наказания заключается в объяснении неправильности поступка, донесении, что повторные такие действия недопустимы, они могут привести к серьезным, в том числе непоправимым последствиям. Важно понимание ребенком, что так делать не нужно, это неприлично, опасно, некультурно и так далее. Задача родителей выбрать такие способы, чтобы они не влияли отрицательно на психику ребенка, физическое состояние, не стали причинами «детских травм».

Плохое поведение: почему ребенок не слушается

Как же быть в ситуациях, если разговор не помогает, а ребёнок ведёт себя разрушительно по отношению к другим, отрицает и нарушает правила? Терпеть, ругаться, сходить к психологу или повесить на гвоздик ремень?

Конечно, сходить к психологу, если вы чувствуете затруднения в общении с детьми, с которыми вам сложно справляться. Думаю, каждый психолог на приеме слышал:

  • Я понимаю, что орать нельзя, но не знаю, что сделать
  • Он (-а) совсем меня не слушается, что делать?
  • Мы его (ее) и ругали, и в угол ставили, и отшлепали пару раз, ничего не работает.
  • Скажите, с какого возраста и нужно ли наказывать детей?
  • Как бороться с непослушанием?

Существуют ли способы влиять на детское поведения, не наказывая? Да. Это поощрения и внимание к хорошему поведению и изменениям поведения в желаемую сторону, хотя это кажется слишком простым (простота здесь только на первый взгляд).

Самый эффективный метод воспитания с целью изменения нежелательного поведения ребёнка — это обращать внимание, замечать все то, что является желаемым, и игнорировать какие-то нарушения и трудное поведение у ребёнка.

Обычно все происходит наоборот: если ребёнок ведёт себя примерно, мы ощущаем, что все в порядке, расслабляемся, нам кажется, что так оно и должно быть. Но как только, ребёнок нарушает правила или начинает плохо себя вести, мы делаем ему замечание. Сменить эту тактику непросто, но оно того стоит.

Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить

Смысл состоит в том, чтобы давать внимание и похвалу, когда ребёнок хотя бы движется в ту сторону, в которой бы нам хотелось, чтобы шло его развитие.

Предлагаем ознакомиться:  Дети после кесарева сечения: особенности развития

Например, ребёнок часто дерётся в детском саду, и воспитатели говорят, что он агрессивный, ему сложно сдерживать свои эмоции, он не сидит на месте, часто перебивает взрослых, не может дождаться своей очереди и т.п. В данном случае будет полезно вслух отметить момент, как только ребёнок просидел спокойно хотя бы пять минут или удержался от конфликтов со сверстниками. Обратите на это своё внимание и обсудите, как это важно, и как у него здорово сегодня все получилось.

При этом очень важно применять «описательную похвалу», а не оценочную. Другими словами, говорить не «ты сегодня молодец», а «Я горжусь тем, что ты сегодня вежливо общался с ребятами во дворе и с воспитателями в детском саду. Тебе удалось посидеть спокойно, хотя очень хотелось бегать. Я обратила внимание, что в работе ты почти не допустил ошибок, ты постарался написать аккуратно».

Поощрение всегда работает лучше, чем наказание.

Это позволит ребенку опираться на них. В конечном счете, если по-честному, нам же важнее, чтобы ребёнок чувствовал себя сильным и способным справиться с трудностями. Критикой и наказаниями этого не добиться. Всем нам нужна поддержка.

4. Хвалить авансом

Можно попробовать хвалить за то качество, которого пока у ребёнка нет. Например, он грубит и часто невнимателен в общении. Вы же, напротив, вскользь замечаете при нем, что вас радует, что он умеет быть вежливым и уважительным. Иногда говорите это ему.

Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить

Если мы относимся к людям чуть лучше, чем они есть,- у них может возникнуть мотивация таким стать, дотянуться до этого отношения.

Основные методы наказания

  1. Наказания должны быть всегда обоснованными.
  2. Мера пресечения должна быть понятна ребёнку.
  3. Правила и ограничения дают ощущение уверенности и безопасности.
  4. Родители не должны всегда являться теми, кто устанавливает правила и следит за их выполнением — гармоничное участие детей в установлении и соблюдении тоже полезно.
  5. Чаще показывайте свою любовь.
  6. Считайте своего ребёнка способным на многое, талантливым. Действия должны приводить к ощущению своей силы и способностей, а не беспомощности и отчаяния.
  7. Избегайте жестокости.
  8. Будьте гибкими в общении с ребёнком, придумывайте методы, способы, которые помогут вам сохранять любовь и крепкую связь с вашим ребёнком.
  9. Меняйте правила с изменением возраста ребёнка и обстоятельств. То, что нельзя дошкольнику, можно позволить подростку (например, приходить домой не в 18:00, в 20:00, разрешить чуть позже ложиться спать)
  10. Будьте последовательными. Непоследовательность поощрений и наказаний — путь к неврозу.
  11. Разделяйте личность и поступки. Оттого, что кто-то ведёт себя плохо, он не становится плохим. Плохим может быть поступок, но каждый же может ошибиться.
  12. Не угрожайте невыполнимыми последствиями, которые не сможете обеспечить. Старайтесь не угрожать вообще.
  13. В каждой семье свои правила, не ищите готовые.
  14. Правила для всех — и для взрослых, и для детей!
  15. Сохраняйте терпение и самообладание. Никто не понимает сказанное, если на него кричат.
  16. Не придирайтесь. Если вы часто чувствуете раздражительность, попробуйте разобраться, с чем она больше связана. Иногда причины лежат не в поведении ребёнка, а в вашем здоровье.
  17. Не ждите от себя безупречности. Ошибаться нормально. И родителям тоже. Поэтому не будьте к себе строги и не наказывайте себя вместо ребёнка.
  18. Если столкнётесь с неожиданными сложностями, с которыми справиться никак не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Можно записаться на приём к психологу или обсудить проблемы с толковым педагогом.
Предлагаем ознакомиться:  Сердцебиение плода по неделям – нормы в таблице. На какой акушерской неделе беременности у ребенка начинает биться сердце и какая ЧСС является нормой?

В этой статье мы рассмотрели только несколько вариантов повлиять на поведение ребёнка. Способов и подходов, конечно, гораздо больше.

Современные специалисты в области воспитания детей практически полностью отрицают физическое наказание, которое, к сожалению, распространено во многих семьях. Им пользуются по незнанию возможных последствий как со стороны психики, так и физического развития, а также из-за «безысходности», когда складывается впечатление, что, кроме как применение силы, с ребенком не справиться.

Для выбора адекватного и заслуженного наказания, получения результата от этих действий, родители должны четко придерживаться следующих правил:

  • Границы дозволенного должны быть определены максимально точно, соблюдаться постоянно. Например, если сегодня нельзя кидать камни в машину, а на следующий день, это уже не так критично, ведь и не попал, то для понимания ребенка такая ситуация непонятна. Последующее наказание не будет правильно восприниматься, возможно и не наступит понимания, допускается ли такое поведение или нет.
  • Проступок и наказание должны быть соизмеримы. Не нужно идеализировать детей, они такие же люди, могут ошибаться, а также у них особенно развито чувство любопытства, они активно познают мир. Естественно, что чадо нужно ограничивать в своих действиях, но и взрослым следует понимать, что наказание за измерение глубины в луже и избиение, например, младшей сестры, должно быть разным. Нельзя практиковать одинаковое наказание за проступки, отличающиеся по тяжести.
  • Наказание должно учитывать возраст ребенка, характер, особенности темперамента. Даже в семье с несколькими детьми возможно потребуется для каждого чада выбирать индивидуальные меры внушения правильного поведения.
  • Принимать решение о виде наказания и вообще о его целесообразности нужно в спокойном состоянии. Сделать это для взрослого не всегда просто, особенно для мам, которые постоянно находятся с детьми, в большей степени занимаются их воспитанием. Несмотря на это, нужно собраться, оценить степень содеянного и уже потом принимать решение о дальнейших действиях.
  • Наказание не должно быть публичным. Даже если проступок был совершен в общественном месте, внушение нужно проводить наедине.
  • Быть авторитетом для ребенка. В любом возрасте малыш ли это или подросток важно соблюдение субординации, уважения между родителями и детьми. Папа или мама должны быть авторитетными личностями, которым можно доверять, на них ровняться. Тогда есть вероятность, что несмотря на протесты сын или дочь начнут слышать, что хочет до них донести взрослый.

Вышеперечисленные рекомендации помогут повысить эффективность наказаний, приблизят к достижению цели и самого понимания проступка.

Можно ли наказывать или ругать ребенка?

Если под наказанием подразумевать побои и крики, то нет. Если же мы говорим о запретах и методах поддержания правил и установления границ дозволенного, то да. Запреты в любом случае должны быть.

Полноценный родитель — не тот, кто только хвалит ребёнка, а тот, кто создаёт условия для развития.

Это человек, который знакомит с миром, правилами и способствует адаптации ребёнка в мире и социуме.

Если ребёнок в семье не научился придерживаться правил поведения, то он будет их нарушать и вне семьи, только мир не будет с такой готовностью его прощать, как родители.

Предлагаем ознакомиться:  Развитие ребенка в 4 месяца все важное об этом возрасте

Важную роль в воспитании играет правильное установление личностных психологических границ.

Здоровые границы:

  • служат для сохранения целостности: физической и эмоциональной;
  • позволяют бесконфликтно строить отношения с другими людьми.

Если ребёнку во всем потакали в семье, создавали сверх комфортные условия, то вполне вероятно, что когда он выйдет в мир, этот мир покажется ему слишком жёстоким и непредсказуемым. В результате такой человек травмируется больше обычного взрослого и испытывает колоссальное напряжение.

Что нельзя применять при наказании

Ругая ребенка, не нужно забывать, что он уже личность, чувствует, любит и может переживать. От родителей не должны звучать жестокие оскорбления, унижение, акцентирование внимание на каких-либо недостатках, насмешки. На эмоциях сказанные слова могут отложиться в памяти маленького человека, развиваться в виде комплексов, страхов.

О запрете физического наказания высказываются многие психологи, но вследствие менталитета, собственного воспитания, а также советов старшего поколения, многие родители используют этот метод воспитания. Если это делается умеренно, без травм, а в качестве обращения внимания и в исключительных случаях, то возможно вреда и не будет, но эффект также будет спорным.

Как правильно наказывать ребёнка? – Доктор Комаровский

Какие приемы считаются запрещёнными? Что, наказывая, делать категорически нельзя? Об этом ниже.

1. Бить

В 2004 году парламентская ассамблея Совета Европы провозгласила общеевропейский запрет на телесные наказания детей. Но по данным опросов в той же Америке 90% родителей верят в эффективность порки. В нашей стране процент не меньше.

!!! Физические наказания не только не эффективны как метод воспитания, но и способствуют поддержанию «субкультуры насилия» (драчливость, отождествление с агрессивностью) . Агрессия может породить только агрессию или страх как способ подавления агрессии. Ни то, ни другое не способствует формированию уверенности и способности к реализации.

2. Унижать

Насмехаться, критиковать публично. Это пагубно влияет на самооценку и травмирует психику.

Есть риск, что ребёнок будет бояться, вырастет тревожным.

«Ты неряха», «и в кого ты такой…» и т.п. — осторожнее с подобными словами, ребенок может в это поверить и возьмет эту установку с собой на всю дальнейшую жизнь.

Не отыгрывайте собственные конфликты с настоящим или бывшим супругом на ребёнке. Ребёнок не может «изгнать» из себя существующую «плохую» часть. Это то, что он не выбирал, и не может нести ответственность за своего, пусть даже непутёвого родителя. Такая тактика приводит к большому количеству стыда у человека, который может проявляться разными способами в самочувствии и поведении.

При таких наказаниях дети, пытаясь прекратить нежелательные проявления, опираясь на волю, истощаются и доходят до отчаяния, и симптоматика только усиливается. Кроме того, к обиде примешивается стыд, страдает самооценка ребёнка.

Для ребёнка это самое страшное наказание. Отвержение родителем внутренне воспринимается как угроза жизни. С возрастом это никуда не уходит и у многих взрослых встречаются отголоски такого воспитания. Все это влияет на взаимоотношения с другими и самим собой.

Никогда и ни за что нельзя наказывать едой, прогулками, необходимыми вещами для полноценного развития.

Оставьте комментарий

Adblock detector