Принципы Монтессори основные цели и задачи ее методики

Цитаты Марии Монтессори о воспитании

  • Монтессори разработала не только учебные пособия, но и уделила максимум внимания обустройству учебных классов. Все предметы, необходимые для полноценной жизнедеятельности ребенка, выполняются пропорционально детским параметрам и предоставляются в самостоятельное пользование детьми. Стимулирование детей к самообслуживанию по методике Монтессори происходит в игровой форме.
  • Свой главный принцип методики Монтессори выражает в коротком девизе: «Помоги мне это сделать самому». Система Монтессори выстраивает индивидуальное обучение детей, принимая их такими какие они есть, предоставляя им полную свободу действий.
Методика
Методика
  • Наилучший результат от обучения приносит самостоятельная практика. Чем дольше взрослые препятствуют независимым действиям ребенка, тем дольше он будет осваивать новые навыки. Любое действие, совершенное ребенком без помощи взрослого, откладывается на подсознании. Самостоятельные шаги повышают концентрацию, улучшают внимание и координацию движений.
  • Для полноценного обучения ребенка создается подготовленная среда с разнообразными развивающими материалами. Педагог Монтессори помогает освоить принцип действия игровых предметов, но никогда не навязывает конкретный образец.
  • Предоставляется возможность выбора по разным направлениям. По методике Монтессори дети развиваются в индивидуальном темпе. Начинают обучение в игровой форме по заданному образцу и в дальнейшем проявляют свою тактику пользования предметами.
Описание
Описание
  • Монтессори-педагог отслеживает развитие ребенка, позволяет ему обучаться на собственном опыте. Стимулирует детей двигаться вперед. В сложных ситуациях переключает детское внимание на более простые задачи.

Система Монтессори построена на трех принципах:

  1. В центре внимания всегда находится ребенок.
  2. Ребенка окружает среда, дающая возможность самостоятельно развиваться.
  3. Монтессори-педагог наблюдает со стороны и вовлекается в процесс только по просьбе ребенка.

Обучение по Монтессори – главные отличия от других методик:

  • Работа с разными обучающими материалами исключает соревнование между детьми и сравнение достигнутых результатов;
  • Результат каждого ребенка оценивается индивидуально и не сравнивается с общепринятыми критериями;
  • Детей не принуждают к действию, не поощряют за результат и не наказывают за его отсутствие;
  • Каждый ребенок обучается в комфортном темпе, вправе корректировать длительность обучения;
  • Монтессори=дети самостоятельно формируют направление своего развития и пользуются учебным материалом на свое усмотрение.
Правила
Правила

Ключевые обязанности педагогов по системе Монтессори:

  • Педагоги выступают в роли нейтральных наблюдателей за процессом обучения;
  • Не препятствуют самостоятельным действиям ребенка;
  • Позволяют сформировать пространство вокруг себя на усмотрение ребенка, уважают его выбор;
  • Помогают чувствовать, осязать игровые предметы и окружающую среду.

Тем, кому интересна, методика Монтессори, будет полезно прочитать популярные высказывания Марии Монтессори. Ведь по сути, ее цитаты несут большую смысловую нагрузку и являются дополнительными правилами и принципами.

  • «Каждый ребенок для меня прежде всего личность, не нуждающаяся в обучении. Дети готовы самостоятельно раскрывать свой потенциал, для чего им необходимо правильно организовать пространство».
  • «Я не могу воспитать гения. Но я могу подтолкнуть каждого ребенка раскрыть свои способности и помочь применить их на практике. Помогу обрести свободу в действиях, стать решительнее и ощутить внутреннюю гармонию».
  • «Деятельность, в которой вы заинтересованы, никогда не обессилит вас, а, напротив, добавит энергии».
  • «Для начала сорви пелену со своих глаз, и тем самым поможешь прозреть своему ребенку».
  •  «Контактируя с ребенком всегда следите за своими повадками – станьте достойным примером, продемонстрируйте свои лучшие качества».
  • «Моя задача не обучить детей, а дать им путевку в жизнь».
  • «Проявляйте терпение к пассивной деятельности ребенка, прислушивайтесь к его размышлениям о прошлом и будущем».
  • «Сопровождайте тех, кто пытается действовать, даже если они не имеют четких целей».
  • «Первое понимание, которое должно прийти к ребенку, это разграничение плохого и хорошего».
  • Чтобы самостоятельно воплотить методику Монтессори в домашней обстановке, взрослым придется потрудиться над созданием особенной атмосферы.
  • Чтобы ребенок смог самостоятельно познавать окружающий мир, для детской комнаты понадобится множество развивающего материала в виде игрушек, приспособлений, мебели и различного инвентаря. Недостаточное количество игрушек можно пополнить самодельными изобретениями.
  • Детей младшего возраста необходимо допускать к контакту со взрослыми предметами. Дать возможность пощупать и попробовать на вкус. Малыши очень любят контакт с сыпучими предметами – крупами, бусинками, счетными палочками. К примеру, лоток с манной крупой является прекрасным материалом для рисования пальчиками.
Рисуем пальчиками
Рисуем пальчиками
  • Родители должны научиться не вмешиваться в самостоятельный процесс познания мира. Систематично подключать ребенка к участию в жизни семьи через игровое выполнение бытовых потребностей. Допускать его к стирке, готовке, уборке. Проявлять терпение и уважение, воздерживаться от критики.
  • Разграничивать предметы обучения по различным направлениям. Соблюдать порядок вещей, не смешивать математику с биологией. Предоставлять свободу выбора детям и не мешать им учиться на собственных ошибках.
  • Очень удобно, если ежедневные занятия с ребенком будут проходить в одно и то же время. Во-первых, это дисциплинирует ребенка, во-вторых, повысит интерес в процессе ожидания.

Распорядок дня по Монтессори:

  • 7:30 — помогаем малышу проснуться, проводим гигиенические процедуры. Вместе с ребенком подбираем ему гардероб, застилаем постель. Главное условие – никакой спешки.
  • 8:00 – мама готовит завтрак, дети помогают накрывать на стол. После еды дети принимают участие уборке со стола, мытье посуды, перемещении продуктов в холодильник. Мама и ребенок совместно организовывают перекус, подготавливают фрукты, печенье.
  • 9:30 – взаимодействие мамы и ребенка с помощью простых игр, спортивной зарядки, интересной беседы.
  • 9:30-10:30 – самостоятельное обучение в Монтессори среде. Материал для занятий побирается согласно возрасту и определенной тематике. Игры завершаются совместной уборкой игрушек.
  • 11:00 — второй этап взаимодействия мамы и ребенка, совместные игры, чтение книг, заучивание стишков. Общение заканчивается минуткой тишины и уборкой игрушек.
  • 11:30-12:30 – мама собирается с малышом на прогулку или на детскую площадку. Предоставляет ребенку возможность выбрать одежду. Погодные условия не должны становится препятствием для прогулки.
  • 12:30-14:00 – переодевание и туалет после улицы. Совместная подготовка продуктов для обеда. Готовка блюд. Самостоятельное употребление пищи. Для ребёнка сервируется отдельный стол с посудой и приборами. Уборка со стола.
  • 14:00 – 16:00 – чтение книжки перед сном и дневной отдых. При необходимости сон заменяется спокойными играми.
  • 16:00 – 17:00 – занятия творчеством, спортом, музыкой. Творчество подразумевает не только детские занятия, но и помощь маме в хозяйстве. К примеру, пересаживание цветов, сортировка вещей. Несколько раз в неделю проводятся спортивные занятия и, по желанию, обучение игре на музыкальных инструментах.
  • 17:00 – вечерняя прогулка на детской площадке, поход в магазин, в гости и т. д.
  • 18:30 — ужин и времяпровождение в семейном кругу.
  • 21:00 – гигиенические процедуры. Важно, чтобы ребенок самостоятельно выполнял элементарные действия – чистил зубы, мыл руки. Дети самостоятельно переодеваются в пижамы и готовятся ко сну.

Принципы Монтессори основные цели и задачи ее методики

Воспитание ребенка по методике Монтессори происходит с учетом общих правил:

  • Территория обучения разграничена на несколько разноплановых зон;
  • На коллективных занятиях присутствуют дети разных возрастов, что стимулирует помогать младшим и обучаться у старших;
  • Самостоятельный выбор игр и длительности обучения;
  • Дети всегда убирают игрушки на место, проявляя уважение к другим участникам процесса;
  • Обучение происходит в тишине, ребенок не нарушает комфорт других детей;
  • Дети не забирают игрушки у сверстников, тот кто первый взял – тот и пользуется материалом.
  • Методика Монтессори позиционирует процесс письма как более легкий и естественный, чем чтение. Если в процессе чтения ребенку нужно понять чужую точку зрения, то в процессе письма дети излагают свои собственные мысли.
  • Написание букв по методике Монтессори должно начинаться с письменной формы, а не с печатной. Прописные буквы имеют плавные линии и закругления, которые гораздо легче подаются детской кисти. Ребенку проще прорисовать ряд закругленных символов, чем строчку прямых палочек.
  • По методике Монтессори детей обучают рисовать целые символы, а не их части. Для того, чтобы ребенок мог прорисовать букву целиком, предварительно его необходимо научить правильно держать ручку. Тренировка кисти и координации движений происходит с помощью сенсорных материалов. Ребенка необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать, завязывать, пересыпать, разрезать.
Предлагаем ознакомиться:  Обморок при беременности: причины и лечение потери сознания у беременных женщин
Важно правильно поставить руку
Важно правильно поставить руку
  • Подготовка детской руки к письму по Монтессори происходит с помощью металлических фигур-вкладышей, подвижного алфавита, песчаной бумаги, звуковых игр и игр-упражнений.

Работа с вкладышами.

  • На листе бумаги выкладываются разные фигуры и обводятся разноцветными карандашами. Убираем все фигуры, перемешиваем и просим ребенка разложить каждый предмет в свою рамку.
  • Разукрашиваем формы фигур акварельными красками, заштриховываем карандашами.
  • Вырезаем обведенные фигуры из цветной бумаги и наклеиваем на белый лист.

Человеческие тенденции

Строго говоря, установившееся в русском языке название этого понятия, не совсем точно. Английское tendency  обозначает склонность, стремление, и гораздо ближе к понятию «потребность», чем к «тенденция». Но термин уже стал общеупотребительным в литературе, поэтому использую его.

Вместо желания реализовать инстинкт, человеческий детёныш рождается с желанием человеческого:
— ещё не умея общаться, жаждет общаться, нуждается в причастности к себе подобным не меньше, чем в пище;
— имея крайне ограниченные возможности мозга, жаждет познавать, мыслить и понимать, упорядочивать и разбираться в происходящем вокруг;
— почти не владея собственным телом, уже хочет совершенствовать себя и свои возможности, движения, хочет и получает удовольствие от использования собственного тела для исследования мира;
— обладает мощными способностями к абстрагированию и воображению, тягой к восприятию и созданию прекрасного, потребностью к смыслопорождению.

В разные периоды жизни человек по-разному, на доступном для себя уровне удовлетворяет эти потребности-тенденции. Они являются мотивационной первоосновой развития, собственной активности, самосозидания и самосовершенствования. Ниточки желаний направляют активность ребёнка. Чем больше он действует, тем большему научается. Новые возможности позволяют по-новому следовать за своим интересом, желания рождают действия, а действия — умения, знания, привычки, саму личность.

Взрослый в состоянии самостоятельно позаботиться о воплощении тенденций и способен ради этого изменять мир вокруг. А ребёнок нуждается в грамотном сопровождении, подготовленной среде, хотя и он реализует их исключительно в собственной активности.

Методика детского развития Монтессори использует столетний опыт собственной практики и все достижения психологии и физиологии, касающиеся развития ребёнка. Метод даёт эти знания взрослому, чтобы он смог спроектировать предельно полезную обстановку для самосозидающего ребёнка. Здесь есть и методические ориентиры общего характера, и практические советы о том, как реализовать метод Монтессори дома.

В нашем онлайн-курсе «Создание среды для ребёнка до года» мы подробно рассказываем о том, как создать развивающее пространство дома.

Система Монтессори – немного истории

Уникальный метод развития, предложенный первой женщиной-врачом в Италии, стал известен в начале 20-го века.

Педагог Мария Монтессори применила собственные педагогические наработки, став директором школы для умственно отсталых детей.

Однако поначалу новая авторская методика не вызвала большого энтузиазма у педагогической общественности. Научные круги заинтересовались методом лишь после того, как воспитанники школы успешно сдали выпускные экзамены.

Несмотря на успех своих разработок, Мария Монтессори была вынуждена покинуть директорскую должность и вернуться к научным экспериментам.

Только в 1906 году, после распространившихся слухов о прорыве в педагогике, Монтессори разрешили читать лекции. Именно этот год является официальной датой рождения популярной методики.

  1. Зона повседневных бытовых навыков.
  • Пространство, укомплектованное предметами обихода, с помощью которых осуществляются ежедневные действия. Ребенок учится простым бытовым занятиям – мытье посуды, уборка, готовка еды.
  • Навыки формируются с помощью контакта с водой, сыпучими материалами, мелкими предметами.
  1. Зона развития органов чувств.
  • Территория, укомплектованная сенсорными развивающими материалами. Предметы помогают изучить вкус и аромат, сортировать цвета и формы.
  • Предметы разных размеров формируют такие понятие как вес, объем, величина. К примеру, кубики или башни собирательной конструкции.
Кубики
Кубики
  1. Математическая зона.
  • Пространство этой территории наполнено предметами, предназначенными для знакомства с арифметическим рядом.
  • С помощью счетных палочек, бусинок, карточек дети учатся складывать, вычитать, совершать простые вычисления.
  1. Зона для развития речи.
  • Территория предназначена для знакомства с основами письма и чтения.
  • Закладываются фундаментальные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
  • Дети нарабатывают поведенческие навыки, учатся правильно выражать свои мысли и чувства.
Знакомство с чтением
Знакомство с чтением
  1. Зона космическая.
  • Игровые материалы дают детям начальные знания об окружающем мире, природе, о человеке и космосе.
  • Происходит знакомство с астрономией, биологией, физикой, химией, географией и т. д. Формируется картинка целостности мира.

Впитывающий разум

В первые шесть лет жизни человек обладает рядом особенностей, чтобы не сказать — сверхспособностей. Он может вбирать огромное количество информации о культуре, человеческих взаимоотношениях и качествах, и буквально делает ранний опыт частью своего мозга.

Благодаря впитывающему разуму:
— ребёнок закладывает основы собственной личности,
— выучивает один или несколько языков любой сложности,
— овладевает собственным телом, превращаясь в умелого и ловкого деятеля.

Но у такого сверхинтесивного приобретения и сохранения навыков есть слабая сторона. То, что в раннем детстве любой повторяющийся опыт с такой лёгкостью впечатывается в мозг, делает невозможным его систематизацию, анализ, вычленение существенного и случайного, общего и частного. Для этого хорош взрослый способ приобретения опыта и навыков.

Опыт раннего возраста нуждается в логичности, систематизированности, свободе от лишнего стресса и других помех. Воспитание по Марии Монтессори готовит взрослого к тому, как сделать обстановку вокруг ребёнка такой, чтобы впитывание всего и сразу было удобным и полезным.

Сензитивные периоды

Если человеческие тенденции присущи человеку в любом возрасте, то сензитивные периоды — временны. Мария Монтессори писала о них так: «Речь идёт об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребёнок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает».

У сензитивного периода две стороны:
Внутренняя проявляется в жизненном импульсе к какой-либо деятельности.
Внешняя — это наблюдаемый интерес к действиям и занятиям, к получению опыта определенного рода: повторение, концентрация, и явное удовлетворение от работы вместо утомленности.

Принципы Монтессори основные цели и задачи ее методики

Родителям и педагогам важно знать виды сензитивных периодов и примерные сроки их наступления. Также, необходимо уметь распознавать моменты, когда ребёнок охвачен страстью и следует путём развития в собственном темпе. Монтессори готовит во взрослых деликатных помощников, способных вовремя предоставить необходимое и вовремя отстраниться, позволяя ребёнку действовать самостоятельно. Это развивает новые качества ребёнка и умение действовать вдумчиво и сосредоченно, формирует понимание себя как успешного человека.

Сензитивный период подобен лучу софита, приковывающему внимание зрителя и освещающему до мельчайших подробностей самое важное в этот момент спектакля. Но представление идёт своим чередом, и тот, кто отвлёкся и не смотрел на сцену, пропустит что-то важное. Сензитивные периоды со временем угасают, даже если обеспечиваемые ими задачи развития не были решены.

Неблагополучное прохождение сензитивных периодов не всегда даёт очевидную деформацию психической жизни. Но сильно сказывается на дальнейших возможностях и качестве взросления, и взрослому важно предотвратить такое развитие событий. В отношении некоторых фундаментальных вещей упущенное время может быть драматическим. Опыт детей-маугли показывает, что человек не способен полноценно овладеть речью после того, как сензитивный период развития речи завершён.

Монтессори предлагает следование за ребёнком как универсальный способ индивидуализации личной образовательной траектории. Если мы позволяем ему самому выбирать, как долго и чем именно он будет заниматься в подготовленной среде, то он будет учиться всему в самый подходящий для себя момент. И доводить решение каждой задачи до конца, не оставляя непроработанных моментов.

Методика Монтессори в детском саду: занятия

  • Вся мебель в детской должна быть практичной, безопасной и ориентирована на возраст и физические способности ребенка.
  • Стулья, столы, стеллажи и другие предметы должны соответствовать размеру ребенка, чтобы он имел свободный доступ к игрушкам, книжкам.
  • Можно поощрять поддерживать порядок вещей и представлять ребенку необходимые инструменты для этого.
  • Выбирая спальное место для ребенка, следует отдать предпочтение низким кроваткам, чтобы малыш сам имел возможность слезать и залезать на нее.
  • В комнате обязательно наличие зеркала на уровне глаз малыша, чтобы он мог беспрепятственно изучать свою  мимику, движения и пр.
Предлагаем ознакомиться:  Обработка пупочной ранки у новорожденного: препараты, алгоритм

Для тех родителей, кому интересен это метод развития своего малыша есть множество книг Марии Монтессори, описывающих суть и принципы ее методики развития, в том числе  и переизданных другими авторами. Главное, чтобы ваш малыш рос здоровым, позитивным и свободным.

Идеи развивающих игр, которые пригодятся каждой маме смотрите здесь.

Рисуем пальчиками
Рисуем пальчиками

Обучение детей в детском саду по методике Монтессори происходит с соблюдением главных принципов:

  • Монтессори-дети не ограничены в выборе игрушек и произвольно перемещаются между игровыми зонами;
  • Индивидуальные занятия с педагогом при осваивании нового материала, предмета.
  • Ежедневное обучение завершается групповыми занятиями за круглым столом.
  • Творческие занятия по интересам проводятся небольшими подгруппами.
  • Групповые исследования, мероприятия, экскурсии.
Важные элементы
Важные элементы

Занятия по программе Монтессори в детском саду:

  • Урок в тишине. Подразумевает бессловесное взаимодействие педагога и ребенка. Общение с помощью зрительного контакта, двигательной активности. Познание своего внутреннего мира.
  • Дыхательная гимнастика. В конце учебного дня Монтессори-дети расслабляются в общем кругу в спокойной обстановке.
  • Развитие речевых навыков. Заучивание стишков, песен, скороговорок. Игры в «противоположности», «верю не верю», «закончи фразу» и т. д.

Уважение, наблюдение и самостоятельность

Парадокс развития состоит в том, что ребёнок учится быть самостоятельным, ответственным, уважающим себя, эффективным в общении и многому другому. Но он не способен обойтись без посторонней помощи. У него недостаточно возможностей принять на себя всю полноту ответственности. Он не умеет общаться и даже не владеет речью для общения. Да и этого самого себя, которого нужно уважать, у малыша пока нет.

Дать ребёнку ровно столько, сколько он способен взять — сложнейшее искусство и большой труд. Сделать за ребёнка поначалу проще, ведь он сам не скажет: «Помоги мне сделать это самому». Но нуждается в этом больше всего на свете.

Монтессори вверяет маленькому человеку право индивиуализировать свой путь развития. Корректная степень делегируемой ответственности выделяется взрослым на основе постоянного наблюдения за ребёнком, который своим поведением и интересом показывает нам, чем живёт его самосозидание сейчас.

Если дать детям раннего возраста тяжёлые низенькие детский стульчик и столик, подходящие крошечные посуду и столовые приборы, то они до года научатся есть сами. А в добавок — накладывать себе еду и садиться самостоятельно за стол до того, как научится ходить. Если дать салфетку с подсказками, куда и что расставить, то они смогут накрывать на стол.

Аналогичным образом специально подготовленные материалы школьного класса позволяют ребёнку самостоятельно учиться. Это позволяет ему тратить на каждое упражнение столько времени, сколько нужно именно ему, чтобы полностью усвоить урок. Ребёнок приступает к работе с каждым материалом тогда, когда наилучшим образом готов.

Полезно, когда ребёнок делает всё, что он уже может, так рано, как это возможно. (И это не про раннее развитие, а про своевременность). Иногда для этого нужно просто позволить ему действовать, но чаще нужно адаптировать к возможностям и самим размерам ребёнка его ближайшее окружение: домашнюю обстановку и дидактические материалы в классе.

Игрушки по методике Монтессори

Если вы хотите подобрать несколько интересных игрушек по методике Монтессори, то предлагаем остановить свой выбор на нескольких универсальных позициях:

  • Деревянный сортер – в виде домика, машины, прямоугольной фигуры. Имеет множество отверстий и вкладышей из разноцветных фигурок различной формы. Развивает мелкую моторику, координацию движений, мышление.
  • Продуктовый набор — ассорти фруктов, овощей, импровизированный завтрак или обед. Наборы помогают организовать сюжетные и ролевые игры, способствуют развитию логики и воображения.
  • Рамкивкладыши – заполнение рамок головоломок элементами разных форм, размеров и частей. Способствует концентрации внимания, усидчивости, тактильному восприятию.
  • Пазлы с геометрическими формами, буквами, цифрами – развивают пространственное восприятие, наблюдательность, координацию движений.
  • Бизиборд – многофункциональная деревянная доска, наполненная разнообразными элементами. Способствует развитию мелкой моторики, сенсорики, сообразительности.
  • Деревянные шнуровки – процесс шнурования развивает внимание, логику, мелкую моторику.
Игрушки
Игрушки

Свобода и ответственность

Не менее, чем предоставить свободу, важно, чтобы она была посильной. Свобода выбора есть у того, кто знает, из чего он выбирает. Чтобы обладать таким знанием, нужен жизненный опыт.

Монтессори-воспитание — это создание для ребёнка таких условий, где он может:
— исследовать,
— экспериментировать,
— совершать ошибки,
— замечать их,
— самостоятельно исправлять.

Это позволяет выстроить собственное поведение с опорой на честную обратную связь от среды. Среда сообщает, например, что вода из опрокинутого стакана разольётся, а небрежно проведённая линия неточно повторит обводимую фигуру из рамок и вкладышей. Кроме того, среда помогает разобраться в том, какое поведение приводит к каким последствиям, и как лучше действовать, чтобы получить результат. Опыт исправления ошибок учит относиться к ним как к части обучения и тому, что ребёнок способен сам решать возникающие проблемы.

Всё сказанное касается не только манипуляций с неодушевленными объектами, но и взаимодействия с другими людьми. В семье и разновозрастных классах дети учатся помогать и принимать заботу, сотрудничать и работать самостоятельно. В результате этого поведение, которое мы привыкли называть моральным, ребёнок начинает выбирать сам и осознанно, с пониманием пользы, которую это моральное поведение приносит ему самому. В этом случае мотивация совершения поступков становится внутренней, а не ориентированной на внешний страх наказания или похвалу.

Монтессори-дети живут для себя, учатся и развиваются для себя, и делают всё это вместе с другими или рядом с другими — тоже в своё удовольствие и учатся тому, как сделать это ко всеобщему благу. Посильная ответственность учит быть ответственным, опыт решения проблем — решать проблемы, позитивный опыт взаимодействия с другими учит умению жить и добиваться своих целей сообща.

Автор — Анна Федосова

Инфографика Софии Шипиловской

Фото обложки предоставлено

Бизиборд по методике Монтессори

  • Одно из самых интересных и гениальных изобретений по методике Монтессори — бизиборд. Игрушка оформлена в виде развивающей доски с большим количеством разнообразных функций.
  • Бизиборд развивает у маленьких детей моторику, формирует полезные умения и навыки. Его главная задача – помочь ребенка познать окружающий мир.
  • Игровая форма ежедневных занятий приводит к эффективному результату. Происходит комплексное взаимодействие моторных навыков и речевого центра. Функциональность бизиборда увлекает детей на длительный период и приносит массу удовольствия.
  • Бизиборд по Монтессори оснащен бытовыми предметами, с которыми происходит ежедневный контакт – выключатели, кнопки, розетки, часы, молнии, шнуровки, прищепки, пуговицы, замки. Некоторые предметы содержат сюрпризы, которые усиливают детский интерес и любознательность.
Купить бизиборд
Купить бизиборд

Игра с бизибордом развивает ряд способностей:

  • Улучшает двигательную координацию рук;
  • Развивает сенсорное восприятие пальцев;
  • Формирует усидчивость у ребенка;
  • Развивает воображение и тренирует цветовосприятие;
  • Знакомит с новыми словами и тренирует память.
Можно сделать самим
Можно сделать самим

Родители могут самостоятельно смастерить бизиборд Монтессори в домашних условиях.

Игры по методике Монтессори

  • Игры по методике Монтессори направлены на развитие тактильных ощущений, на развитие обоняния, развитие музыкального слуха и сенсорного опыта.
  • Дети сортируют предметы, изучают звуки музыкальных инструментов, учатся различать запахи, формы, цвета и многое другое.
  • В домашних условиях можно легко организовать простые игры Монтессори.

Отыщи невидимый предмет

  • Из подручных материалов понадобится большая прозрачная емкость, маленькие игрушки и несколько видов крупы.
  • Заполняем бассейн крупами.
  • Внутрь помещаем несколько игрушек.
  • Предложите малышу отыскать конкретный предмет.
  • Покажите, как это сделать.
  • Повысить интерес можно парными предметами. К примеру, два одинаковых кубика – если отыскали первый, то нужно найти ему пару.

Подбери крышечку

  • Игра на развитие логики и мелкой моторики. Приготовьте несколько разнообразных емкостей с крышками. Пластмассовые бутылки, пузырьки, баночки с закрутками.
  • Предложите малышу подобрать емкости к бутылочкам. Покажите пример, как правильно одевать крышку на банку.
  • Даже если у ребенка не получается с первого раза, не спешите ему помогать.

Угадай символ

  • Из плотной бумаги или картона нарежьте несколько одинаковых прямоугольных карточек. Нарисуйте на каждой карточке цифру или букву. Повторите контур клеем и сверху посыпьте песком.
  • После высыхания струсите лишние песчинки. Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их платком. Положите перед ним карточку.
  • Предложите на ощупь угадать какая цифра или буква изображена на карточке. Покажите, как правильно проводить пальцем по контуру.
Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка сидеть - MamaSnaet

Логопедический проект по методике Монтессори

  • Система обучения Марии Монтессори позволяет совместить дисциплинированное поведение и свободное перемещение, занимательные игры и учебную работу. Логопеды отмечают эффективность использования материалов Монтессори для обучения детей с проблемами речи.
  • Главное преимущество для детей с особыми потребностями, что метод Монтессори исключает наличие единых правил.
  • Развитие речевого центра опирается на познание окружающего мира через органы чувств. Учебные материалы Монтессори для познания окружающего мира позволяют ребенку самостоятельно выделять признаки, свойства, особенности, связи.
  • Первичные признаки становятся основой для совершенствования речевой функции.

Использование отдельных элементов методики Монтессори помогает сформировать в детях следующие качества:

  • Положительная самооценка и уверенность в своих действиях;
  • Стремление к изучению нового материала;
  • Высокий уровень внимания и концентрации;
  • Самостоятельное принятие решений и умение совершать правильный выбор.
Развитие способностей
Развитие способностей

Сенсорный и практический материал Монтессори помогает решать следующие задачи:

  • Формирует восприятие на слух;
  • Пополняет активный и пассивный словарный запас;
  • Учит связывать слова в предложения по смыслу;
  • Помогает ориентироваться в окружающей среде;
  • Автоматизирует воспроизведение звуков.

Учим буквы по методике Монтессори

  • Знакомство с буквами по методике Монтессори начинается в игровой форме. По мнению Монтессори первое знакомство с буквами должно происходить через рисунок. Напишите прописную букву, предложите ребенку повторить, озвучьте ее название.
  • Используйте передвижной алфавит. Это могут быть буквы-вкладыши, шершавые буквы, бумажные карточки. Чтобы ребенку было легче запомнить букву, весь алфавит обыгрывают в виде сказки.
  • Буквы можно изобразить на листе бумаги в виде точек. Покажите небольшую презентацию, как правильно соединить точки и что получается в результате.
  • Используйте трафареты в виде букв. Предложите малышу обвести букву и заштриховать ее линиями. Переходите от широких линий к более узким, совершайте движения слева направо.
  • Для составления первых слов используется передвижной алфавит. Достаточно выучить несколько гласных и согласных.
  • Слепое прощупывание выпуклых или шершавых букв помогает детям за короткое время выучить весь алфавит.
Шершавые
Шершавые
  • Монтессори чтение выстраивается с логичной последовательностью – от конкретного к абстрактному, к символам и буквам.
  • Процесс чтения начинается с интуитивного чтения. Когда ребенок еще не умеет читать, но опираясь на картинки и полученные знания, интуитивно озвучивает слово. То есть первые слова должны сопровождаться изображениями. Интуитивное чтение подогревает интерес к изучению букв и чтению.
  • Для первого чтения используются знакомые предметы. Ребенок должен понимать значение слова, которое он читает. Педагогу будет легче подсказать и направить на правильную мысль.
  • Первая книжка может быть оформлена в виде раскраски или содержать крупные предметные изображения.

Преподавание английского языка в свете методики Монтессори

  • Курсы английского для дошкольников хорошо тренируют память, развивают навыки коммуникации, расширяют кругозор ребенка. Преподавание английского в свете методики Монтессори поможет привить любовь к изучению иностранных языков.
  • Вместо сложных и скучных упражнений дети изучают английский по Монтессори с помощью лепки, аппликаций, рисунков. Изучение новых слов происходит по наглядным предметам в окружающей среде. Визуальная память улучшает запоминание новых иностранных слов.
  • В процессе обучения дети вовлекаются в игры, которые переключают их на новую языковую среду. Методика Монтессори позволяет сменить привычные упражнения увлекательной интересной работой.
Комплексно
Комплексно

Развитие речи по методике Монтессори

Но для того чтобы малыш правильно развивался, категорически не рекомендуется его к чему-либо принуждать. Также необходимо соблюдать следующее принципы:

  • создать для крохи специальную среду – то есть обеспечить всеми условиями (дидактическими материалами, оборудованием), помогающими развитию;
  • предоставить ему право самостоятельно решать, чем он будет заниматься.

Благодаря соблюдению этих принципов, дети смогут развиваться в индивидуальном темпе, согласно собственным возможностям и потребностям.

Развивающие центры, дошкольные учреждения, а также мамы, работающие по данной методике, должны соблюдать несколько важных условий:

  • все развивающие материалы специально подбираются по возрасту ребенка;
  • обучающее пространство организуется таким образом, чтобы дидактические пособия были доступны детям;
  • малыш может заниматься с игровыми материалами столько времени, сколько считает необходимым.

Опыт Монтессори и других педагогов показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей.

Вот почему многие материалы являются самыми обычными предметами: бусы, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки.

Огромное значение в Монтессори-педагогике придается совершенствованию мелкой моторики рук, поэтому большинство развивающих занятий проводится при помощи пуговиц, прищепок, крупы и т.д.

Принципы Монтессори основные цели и задачи ее методики

Это второй ключевой принцип методики, которые означает, что малыш сам может выбирать себе вид деятельности и продолжительность занятий. Ни педагоги, ни родители не должны его заставлять.

Например, вы вспомнили, что ребенок давно не вырезал из бумаги, однако принуждать к этому его нельзя. Захочет – сделает бумажные фигурки. Однако чтобы увлеченность детей не ограничивалась только куклами и машинами, необходимо соблюдать первый принцип – создание грамотной развивающей среды.

Свободная деятельность также подразумевает отсутствие запретов, то есть пространство нужно организовать таким образом, чтобы кроха не смог дотянуться до опасных или дорогих предметов.

Перед домашними занятиями по системе Монтессори уберите с глаз долой все, что не должно попасть в маленькие ручки.

  1. Большинство материалов направлены на развитие и совершенствование левого полушария мозга, отвечающего за логику, мелкую моторику, сенсорику и аналитическое мышление. Правое же полушарие, ответственное за творчество и эмоциональность, практически не затрагивается.
  2. Автор метода негативно относилась к сюжетно-ролевым играм и подвижным развлечениям, которые, как она считала, лишь притормаживают интеллектуальное развитие детей. Отечественные же психологи уверены, что именно через игру ребенок познает мир и социальные отношения.
  3. Специалисты не советуют отдавать замкнутых и застенчивых деток в монтессори-группы. Работа с материалами предполагает определенную самостоятельность, однако тихие и скромные малыши вряд ли проявят инициативу и попросят о помощи в случае затруднения.
  4. Многие педагоги отмечают, что ребята, успевшие привыкнуть к демократичной атмосфере, с трудом привыкают к более строгому распорядку и правилам поведения в обычных детских садах и школах.

И все же, несмотря на перечисленные минусы, методика Марии Монтессори по-прежнему актуальна.

Появившись у нас в начале 90-х, данный метод активно применяется педагогами развивающих центров и деятельными родителями. Никто не мешает и вам взять из него самое лучшее, добавив собственные наработки и обеспечив, тем самым, своему чаду индивидуальный подход.

Правила
Правила
  • Первый лексический багаж формируется у детей до 2,5 лет. Активное взаимодействие со взрослым человеком позволяет полностью овладеть речью до 3,5 лет. Для развития речи по методике Монтессори в возрасте 3-4 лет в процессе обучения начинают участвовать разрезные цифры и буквы.
  • За письмом следуют навыки чтения. По Монтессори детям легче излагать мысли через письмо, чем через чтение или слуховое восприятие речи других людей.
  • Развивать мелкую моторику по методике Монтессори помогает восприятие мелких предметов. Контакт с бусинками, горошинками, пуговицами увлекает ребенка на длительный период.
  • Игровой процесс с участием мелких предметов совершенствует мелкую моторику, которая тесно связана с речевым центром и психологическим развитием ребенка.

Монтессори методика: плюсы и минусы

Среди главных плюсов системы Монтессори стоит выделить:

  • С самого младшего возраста Монтессори дети учатся быть самостоятельными, приобретают полезные навыки самообслуживания;
  • Методика Монтессори учит проявлять уважение, заботу и терпение друг к другу;
  • Познание мира происходит через собственные открытия и закрепление знаний на практике;
  • Монтессори дети учатся принимать ответственные решения, привыкают к самодисциплине;
  • Качественное развитие моторики и сенсорного восприятия.
Описание
Описание

Недостатки системы Монтессори:

  • Обучение по методике Монтессори не предусматривает развитие творческих способностей;
  • Процесс обучения исключает контакт с обычными игрушками;
  • Обучение не предусматривает развитие многих личностных качеств;
  • Кардинальная разница с традиционным процессом обучения и как следствие, сложная адаптация в дальнейшем;
  • Полное отсутствие ограничений, которое значительно снижает темп и мотивацию ребенка;
  • Для качественного усвоения материала необходима полная система инструментов и материалов, отрывочные элементы малоэффективны.

Оставьте комментарий

Adblock detector