Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Как приучить его кушать самому? Как правильно учить держать ложку?

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно? Комаровский советует

Возраст 10-12 месяцев – период небывалой активности малыша. С этого момента ребенок с неподдельным увлечением интересуется всем, что его окружает: наводит «порядки» в шкафчиках, высыпает игрушки с корзины и собирает их, самостоятельно пьет из бутылочки или чашечки, пытается надевать носочки, колготки или шапку, расстегивает пуговички и молнии… Эта же тенденция прослеживается и в отношении еды: малыш может отказываться от помощи взрослых, орудуя ложкой своими силами.

Конечно, без разбросанной каши, пролитого супа и испачканной одежды не обойтись. Но это лучший опыт для ребенка, чтобы научиться кушать самостоятельно. И если родители проявляют сдержанность и терпение, уже к году малыш сам сможет кушать ложкой первое и второе блюдо. Как правило, к полуторагодовалому возрасту самостоятельность крохи в отношении еды дополняется аккуратностью. Но можно ли ускорить процесс приучения к самостоятельности? Как научить ребенка кушать ложкой?

Уговорить или заставить ребенка покушать самостоятельно, если он не готов к таким действиям, сколько бы вы ни старались, не получится – малыш должен сам проявлять интерес к ложке и «взрослой» еде. В возрасте 10-12 месяцев можно начинать обучение, соблюдая такие правила:

  1. Ребенок должен кушать за обеденным столом вместе с другими членами семьи.
  2. Следует объяснять, что предмет для еды называют ложкой, ею нужно кушать суп, кашу, пюре.
  3. Предоставьте крохе свободу действий: сначала малыш будет стучать ложкой, облизывать, махать и т.д., но только не кушать ею. Ничего страшного – дети таким способом знакомятся с новыми предметами. Постепенно ребенок поймет, для чего нужна ложка и научится не только удерживать ее, но и зачерпывать ее пищу и даже доносить ее до рта.
  4. Всегда на первых этапах обучения помогайте крохе: зажав рукоятку ложки ручкой ребенка, помогайте удерживать предмет, зачерпывать еду и направлять ее ко рту.
  5. Будьте терпеливы, доброжелательны и ласковы, хвалите кроху за любую удачную попытку, подбадривайте, если что-то не получается.
  6. Если ребенок просит о помощи, не отказывайте ему. Придержите ручку с ложкой, помогите зачерпнуть кашу, направьте ее к ротику, покажите, как нужно держать столовый предмет.
  7. Для закрепления навыков удерживания ложки отправляйтесь в песочницу и предложите малышу небольшой лопаткой набрать в ведерко песок. Оттачивать навык держать ложку можно и дома: для этого в одну емкость положите фасоль, а вторую оставьте пустой. Задача ребенка – ложкой переместить всю фасоль в пустую емкость.
  8. Каша, пюре или суп не должны быть слишком жидкими – идеальная консистенция, когда еда легко зачерпывается ложкой, но не выливается из нее.
  9. Кормление должно осуществляться в одно и то же время.
  10. Если малышу удобней есть вилкой или руками – не препятствуйте ему.

Никогда не навязывайте ребенку пользование ложкой – малыш начнет отказываться от нее, что в итоге продлит период привыкания. Будьте последовательны, терпеливы и непоколебимы. Помните, что этот процесс может занять не один месяц, ведь кушать ложкой – достаточно сложный навык, требующий от малыша концентрации внимания, точных координаций движений и значительных усилий.

Ложечку за маму, ложечку за папу. И желательно, чтобы ребенок сам держал ту самую ложечку, и вилочку тоже. Еда отправлялась прямиком в рот, а не раскидывалась по всей квартире. Поговорим, как приучить ребенка есть самостоятельно.

В среднем, дети начинают есть самостоятельно лишь в 2-4 года. Однако приучать малыша пользоваться ложкой рекомендовано с 10 месяцев. К этому времени у него проявляется интерес к столовым приборам, возникает желание самостоятельно подносить ко рту кусочки пищи.

На первых порах обучения родители должны быть готовы к тому, что малыш будет промахиваться, раскидывать еду по всей кухне, размазывать ее по своему лицу и рукам. Однако этого не избежать, так что придется запастись терпением и застилать клеенкой место вокруг столика для кормления.

Чтобы малыш быстрее привык пользоваться ложкой, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • В первое время направлять своей рукой движения ребенка, так как он может промахиваться мимо рта.
  • Ставить перед ребенком наполовину заполненную тарелку, и только после того как он ее опустошит, давать ему новую порцию.
  • Начинать обучать ребенка есть с густых пюре и каш. Если в первый раз дать малышу жидкую еду, он быстро ее разольет.
  • Показывать ему на собственном примере, как пользоваться столовыми приборами.
  • Приучать малыша не только к ложке, но и вилке, выполненной из безопасных для него материалов.
  • Соблюдать расписание при кормлении ребенка.
  • Каждый раз хвалить кроху за совершенные им успехи.

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Как приучить его кушать самому? Как правильно учить держать ложку?

Не рекомендуется во время приема пищи включать телевизор или планшет, чтобы не рассеивать внимание малыша.

Обучая ребенка есть ложкой самостоятельно, не нужно его ругать за неудачи и пролитую еду, иначе он будет ассоциировать процесс приема пищи с чем-то неприятным, станет капризничать.

Каждому навыку – своё время. Относится это правило и к пользованию столовыми приборами. И хотя родителям хочется поскорее привить малышу навыки самообслуживания, нужно прежде узнать, когда и как научить ребёнка есть ложкой самостоятельно. Когда возникнет этот навык, будет зависеть от мамы с папой. Чем больше со стороны взрослых опеки, тем позже это умение появится в арсенале ребёнка. И напротив, кроха, чью самостоятельность всячески приветствуют, быстрее начнёт орудовать столовыми приборами.

Следует морально подготовиться и к тому, что малыш начнёт пачкать всё вокруг, в том числе и себя. Маме придётся много убирать, умывать детское личико. Однако такие проблемы преодолеваются, зато каждая ложечка приближает ребёнка к самостоятельности.

Малыш не может существовать изолированно и одновременно учиться различным полезным навыкам. Задача родителей – демонстрировать действия с предметами, желательно последовательно и поэтапно.

В случае с приучением ребёнка к ложке также есть определённая последовательность действий, которая включает несколько важных шагов:

  1. Постелите на пол возле детского стула клеёнку. Столешницу также лучше чем-нибудь прикрыть.
  2. Следующий пункт: поставьте на стол тарелку с присоской, положите в блюдо кашу или пюре.
  3. Ребёнку следует надеть чепчик, чтобы потом дополнительно не мыть ему голову, и повяжите нагрудник.
  4. Сядьте перед своим чадом, зачерпните ложечкой немного еды из его чашки. Проглотите кашу и не забудьте похвалить себя и вкусное блюдо.
  5. Затем отдайте столовую принадлежность крохе. Если у него не получается держать её в кулачке, вам нужно зажать своей рукой ложечку в детской ладони и зачерпывать таким образом кашу из чашки.
  6. Если ребёнок сам ест, но не всегда доносит ложку до рта, придерживать детскую руку не нужно. Пусть учится справляться с трудностями своими силами.
  7. Когда малыш устанет кушать столовой принадлежностью и отложит её в сторону, докормите его, обязательно похвалив за проявленную самостоятельность.

Кушать самостоятельно ложкой крайне важно

Правила этикета за столом для дошкольников, школьников и детей подросткового возраста более подробно описаны в другой статье. Обязательно прочитайте и её тоже, чтобы иметь общее представление о хороших манерах ребёнка.

Как уже было отмечено, глупо ожидать от маленького несмышлёныша, что он с первого раза начнёт кушать аккуратно. Поначалу съеденный, вернее, подносимый ко рту продукт будет находиться везде – на одежде, столе и даже на полу.

Однако эта закономерность вовсе не означает, что маленькому ребёнку не нужно показывать, как себя следует правильно вести за столом. Здоровые пищевые привычки формируются уже в раннем детстве:

  1. Перед каждым приёмом пищи малышу в обязательном порядке моют ручки. Это основа основ гигиены, поэтому пренебрегать этим нельзя. Мама показывает крохе, как правильно это делается и почему это так важно (простейшее объяснение – чтоб животик не болел).
  2. Не следует окружать кушающего ребёнка многочисленными игрушками, включать ему мультики, пытаясь словить момент, когда он откроет ротик. Кухня – вот идеальное место для приёма пищи, а играть нужно в детской.
  3. Игра с ложкой допустима лишь на этапе знакомства с предметом. Затем не следует допускать игр со столовыми приборами. Если кроха разбаловался, обед прекращают.

Решение вопроса, как научить ребенка кушать самостоятельно ложкой, не терпит суеты. Если малышу скоро нужно будет идти в ясли, не стоит слишком торопиться и буквально заставлять его брать столовый прибор в ручку. Обычно в коллективе малыши быстрее адаптируются, если, конечно, закреплять успехи дома.

И напоследок. Существуют универсальные принципы, которые будут полезны для мамы, желающей приучить кроху к самообслуживанию. Во-первых, не предъявляйте к ребёнку непосильные требования. Во-вторых, не делайте за него те действия, с которыми он сам справляется.

Золотое правило воспитания: не делать за малыша те действия, которые он может выполнить сам. Уметь пользоваться столовыми приборами – один из базовых навыков самообслуживания.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно и когда это сделать, желательно решать, учитывая уровень его развития, готовность к практическим занятиям, состояние здоровья и прочие факторы.

Из этой статьи вы узнаете

Научить малыша кушать ложкой самостоятельно — важная и ответственная задача для мамы. Затягивать с этим не стоит, ведь чем раньше ребенок начнет кушать сам, тем проще будет родителям, да и в детском саду эти навыки пригодятся.

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Как приучить его кушать самому? Как правильно учить держать ложку?

В каком возрасте ребенок научится есть ложкой самостоятельно, зависит от родителей.

Все дети разные: кто-то в полгода уже тянется к ложке и пытается удержать ее в еще не окрепшем кулачке, а кто-то и в 2 года ни в какую не хочет есть ложкой сам. Некоторые малыши лишь к 3-4 годам начинают кушать самостоятельно. Но! Не стоит пускать все на самотек и опускать руки при первых неудачах. Чем больше вы будете опекать малыша, тем позже он проявит свою самостоятельность и тем медленнее будет осваивать новое.

Примите как данность, что когда малыш только учится есть самостоятельно, испачканная одежда и разбросанная по всей кухне еда — это нормально. Выдохните — и постарайтесь не нервничать. Возможно, вам придется делать уборку и мыть «поросенка» после каждого обеда. Запаситесь терпением — и все получится!

  • Лучшее средство для обучения малыша навыкам самостоятельного приема пищи — собственный пример.

Каждому возрасту – своя ложка!

Педиатры уверенно заявляют, что именно в этом возрасте пищевой интерес у малыша переплетается с желанием во всем подражать взрослым, поэтому период с 10 до 12 месяцев считается идеальным моментом для начала обучающего процесса.

Это вовсе не значит, что ребенку нельзя давать ложку раньше. Если с момента введения каш и пюре ребенок получал густое питание с ложечки (а не из бутылочки или поильника), и этот предмет ему хорошо знаком, можно давать ему приборы и в более раннем возрасте — с 8-9 месяцев.

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Как приучить его кушать самому? Как правильно учить держать ложку?

Данные нормы нельзя назвать абсолютными. Все дети разные, поэтому ориентироваться нужно в первую очередь на потребности и темпы развития. Выделяют несколько признаков, помогающих понять, что ребенок готов к самостоятельной трапезе.

Начинать применение игровых методов обучения нужно, если ребенок:

  • уверенно сидит без посторонней помощи и поддержки;
  • во время кормления выхватывает ложку из рук мамы и пытается орудовать ею самостоятельно (не путать с баловством);
  • проявляет интерес к столовым приборам;
  • знает, что такое ложка, и хорошо кушает с нее.

Важно! Если упустить период наибольшей готовности, интерес у малыша со временем начнет пропадать, и научить его пользоваться ложкой будет тяжелее. Это относится и к тем ситуациям, когда мама слишком долго кормит ребенка самостоятельно, не желая отмывать пол и стены от супа или утренней каши.

Выбор первой ложки

При выборе ложки для малыша следует обращать внимание на основные характеристики. Очень важно сделать правильный выбор, ведь от того, насколько удобной будет ложка, зависит успех обучающего процесса.

  • Соответствие стандартам качества.

Вся детская продукция должна изготавливаться в строгом соответствии с ГОСТ. Это важно, так как некоторые виды краски содержат большое количество свинца (этим особенно «славится» китайская продукция), который накапливается в тканях и органах, вызывая тяжелейшую хроническую интоксикацию. Перед покупкой не нужно стесняться проверять сертификаты качества и другие документы.

Лучше, если ручка будет иметь изогнутую — так малышу будет легче удерживать ее в руках.

Малыши любят все яркое, поэтому ложечка должна быть красивого цвета. Врачи рекомендуют выбирать цвета, встречающиеся в природе (красный, желтый, оранжевый, зеленый).

Если прибор будет иметь серую или белую окраску, ребенок не будет стремиться взять ее в руки. Но и перебарщивать тоже не нужно.

Если кроха посчитает ложечку игровым аксессуаром, научить его пользоваться прибором будет сложнее.

Для введения прикорма лучше использовать мягкие ложки с силиконовым наконечником. Такой материал не травмирует десны малыша и не причиняет ему болезненные ощущения, поэтому процесс введения в меню новых продуктов проходит легче. Если ребенку уже исполнился год, можно пользоваться обычной чайной ложкой.

Важно! Очень часто появление первого зубика у ребенка сопровождается подарками со стороны родственников, среди которых обязательно будет серебряная ложечка. Ее также можно использовать в качестве первого столового прибора при условии, что она не имеет сложных гравировок и объемных надписей.

Несомненный плюс изделий из серебра — уничтожение бактерий и патогенных микроорганизмов, которые могут находиться в пище.

Безусловно, первичное обучение какому-либо сложному навыку требует наличия хорошего учителя, а для малыша, уж поверьте, самостоятельно есть ложкой – задача не из простых, ведь родился он, практически не владея своим телом. По этой причине во многом именно от желания родителей зависит, когда их чадо начнёт кушать самостоятельно. В то же время спешить с этим тоже не стоит – прийти к осознанному использованию столовых приборов можно лишь постепенно, предварительно освоив навыки того же удерживания предметов в руке.

Специалисты указывают, что конкретные сроки приобретения навыков пользования ложкой сильно зависят от индивидуальных особенностей ребёнка. Усреднённые показатели гласят, что в возрасте одного года малыш должен быть просто в состоянии удерживать ложку длительное время, не роняя её – тогда примерно к полутора годам он уже сможет применять её по прямому назначению.

При этом детские психологи отмечают, что в процессе обучения крайне важна личная заинтересованность ребёнка в процессе. Не секрет, что дети очень любят во всём подражать взрослым, и в среднем около года малыш начинает задумываться о том, а не начать ли кушать самостоятельно. Естественно, для подобных умозаключений ему нужен постоянный наглядный пример, как взрослые едят самостоятельно, иначе мамина рука может восприниматься таким же прибором, как и сама ложка.

Если пример перед глазами есть, и ребёнок всё понял, он рано или поздно даст понять, что хотел бы попробовать орудовать столовым прибором самостоятельно. Можно со стопроцентной уверенностью сказать, что у чада не получится ни с первого раза, ни с десятого, потому маме следует заранее готовиться к перепачканному столу, одежде и лицу малыша. Тем не менее отказывать ребёнку не стоит – он ведь никогда не научится, если так и не начнёт учиться. Обратите внимание, что принципиально важно в ходе обучения проявить ангельское терпение, поскольку, однажды накричав на неаккуратного малыша, вы можете испугать его, и он вообще забросит попытки.

Если вы целенаправленно идёте к обучению ребёнка владению ложкой, последнюю стоит купить специально для этой цели, проследив, чтобы она по всем параметрам соответствовала поставленной задаче. Практика показывает, что если сама ложка подобрана с умом, то и учёба проходит легче, и запачканных вещей оказывается меньше.

Предлагаем ознакомиться:  Со скольки месяцев можно давать ребенку фрукты

Итак, несколько советов, как выбрать первый прибор в жизни малыша.

  • Безопасность прибора – самое главное требование. Ребёнок пока неаккуратен, поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы ложка имела острые концы или края. Классический металлический прибор тоже вряд ли подойдёт – он может оказаться тяжеловатым для малыша, а если ещё и упадёт, может больно стукнуть и сильно испугать. Выбирая изделие из альтернативных материалов, обращайте внимание только на ассортимент специализированных магазинов, предоставляющих все необходимые сертификаты – нынешний пластик бывает крайне вредным.
  • Приспособление для прикармливания и первая ложка – это не одно и то же. В первом случае используется узкий и довольно глубокий черпак, поскольку орудовать прибором будут аккуратные родители. Что же касается изделия для самостоятельного питания, то оно в первую очередь должно иметь определённую ширину – это позволяет реже ронять еду.
  • Начинающий гурман ни в коем случае не будет держать ложку правильно, так, как её держат взрослые – ему проще захватить рукоять в кулачок. При вытянутой и узкой форме ручки с таким захватом устойчивого положения прибора не добиться – он периодически будет поворачиваться вокруг своей оси, рассыпая пюре и проливая супы. По этой причине следует отыскать изделие, чья ручка была бы сравнительно широкой – это позволит стабилизировать ложку от «бортовой качки». Кроме того, рукоятка в идеале должна быть укороченной – чем ближе к черпаку ребёнок держит прибор, тем выше вероятность, что тот всё-таки доберётся до рта.
  • Многие специалисты утверждают, что малышам для обучения лучше приобретать модели с изогнутыми ручками – для детской руки они чуть удобнее. Есть ещё довольно редкий вариант со стержнем внутри – там черпак всегда сохраняет правильное положение, даже если ручка накренена. Такая ложка хороша тем, что освоить её можно намного быстрее, однако, она, по сути, так и не учит пользоваться обыкновенной ложкой.
  • Из всего многообразия детских моделей ложек часто советуют обратить внимание именно на пластмассовые, даже несмотря на всю информацию о том, что многие сорта этого материала не блещут экологической чистотой. Плюсов у такого изделия масса – оно и лёгкое, и не острое, им нельзя удариться, оно не ломается при падении, а ещё его часто разукрашивают в яркие цвета. Красивая пластмассовая ложка может восприниматься ребёнком как игрушка, она привлекает интерес, а потому обучение пойдёт быстрее.
  • Упростите задание не только ребёнку, но и себе – докупите дополнительные аксессуары. Тарелка в идеале тоже должна быть выполнена из пищевого пластика – тогда она будет иметь все те же преимущества, что уже были описаны чуть выше. Некоторые модели специально для маленьких детей выпускаются с присоской – малышу даже при целенаправленном действии будет сложно опрокинуть такую посуду. Другим полезным приспособлением станет тканевый нагрудник, позволяющий защитить одежду от пролитых капель. Ещё более эффективной альтернативой может стать пластиковый фартук – он не впитывает воду, поэтому его не нужно стирать после каждого приёма пищи.

Как только вы задумались о приучении малыша к самостоятельному использованию столовых приборов, самое время приобрести правильные ложки. Аксессуары для кормления малышей продаются в детских магазинах и аптеках. Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно быстро и просто? Начните с приобретения подходящей ложечки.

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой? Как приучить его кушать самому? Как правильно учить держать ложку?

Ее размер должен быть не больше чайной, а желательно даже чуть меньше. Для самых маленьких лучше всего подойдут силиконовые и пластиковые приборы. Особенно удобными считаются почти плоские ложечки с неглубоким черпалом. Интересная модель «на любителя» – загнутые столовые приборы, напоминающие своей формой половники. Такие ложки нравятся многим малышам старше года.

Когда и как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно? Впервые разрешить малышу взять столовые приборы в собственные ручки можно в возрасте около года. Родителям следует запастись терпением. Готовьтесь к тому, что во время первых «уроков» ребенок будет больше размазывать кашу по тарелке, чем пытаться поесть.

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой, интересуются многие родители. И лишь некоторые спрашивают: «Когда начинать интенсивное обучение?» То, насколько быстро малыш научится обращаться со столовыми приборами, зависит от уровня развития мелкой моторики. Многие специалисты считают, что к 2 годам ребенок должен хорошо владеть ложкой, а к 3 – есть исключительно самостоятельно.

Как правильно выбрать ложку

  1. Серебряные – согласно традициям, такую ложку крестные родители дарят малышу в день Крещения или на первый зубик. Главное достоинство, коим обладает серебряная ложка, – обеззараживание пищи, что очень полезно для маленького неокрепшего организма.
  2. Резиновые – такая ложка не травмирует ротик крохи. Однако самостоятельно малыш кушать из этого прибора не сможет – он неудобен из-за мягкости материала.
  3. Анатомические приборы разработаны специально для маленьких детей. Они удобно удерживаются крохотной ручкой, ими легко зачерпывать еду. Но есть одно «но»: приучить ребенка к анатомической ложке легко, а вот отучить гораздо сложнее, так как ручка крохи привыкает к ее форме, которая значительно отличается от формы обычного прибора
  4. Чайная ложка – оптимальный вариант, «классика жанра». Этот прибор, по большому счету, уменьшенная копия столовой ложки. Он удобен, компактен, им легче всего приучить ребенка к самостоятельному приему пищи.

Кроме того, выбирая столовый прибор для малыша, необходимо учитывать такие нюансы:

  1. Ложка, предназначенная для ребенка, должна быть безопасной. В связи с этим осуществлять покупку детских ложек следует в специализированных магазинах, где имеются сертификаты качества продаваемой продукции.
  2. Ложка для прикорма не может быть использована для самостоятельного приема пищи ребенком. Такой прибор должен иметь удобную ручку и широкое черпало, в котором будет удерживаться еда.
  3. Рукоятка ложки должна быть широкой и укороченной – в этом случае ребенку будет легче удерживать прибор.
  4. Учить малыша кушать с ложечки проще, если рукоятка прибора немного выгнута или имеет поворотный держатель. Второй тип изделия хорош тем, что как бы ребенок не поворачивал ручку ложечки, черпало будет оставаться в одном положении, не проливая пищу. К тому же в таком приборе есть фиксатор, блокирующий стержень. Поэтому ложку можно использовать, даже когда ребенок подрастет.

Что касается другой посуды, то выбирать следует изделия из пищевого термопластика: они безопасны и экологичны, их вес незначителен, они устойчивы к ударам. Рекомендуется отдавать предпочтение тарелкам с присоской на днище – благодаря этому они не будут скользить по столу и не перевернутся.

Приучать ребёнка есть столовыми приборами нужно лишь после того, как у него возник интерес к процессу приёма пищи. А вызывать заинтересованность с помощью игр, угроз или мультиков во многом бесполезно – это не вызовет желания чему-то научиться.

Лучший способ пробудить интерес к употреблению пищи – садиться за стол всей семьёй. Традиционный обеденный ритуал особенно важен для ребятишек, которые находятся на естественном вскармливании.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

Кроме того, возможность употреблять пищу вместе со взрослыми – не просто интересное зрелище для ребёнка и шанс провести время со всеми домочадцами, но ещё и своеобразный мастер-класс, позволяющий изучить этикет и особенности использования столовых принадлежностей.

Важно помнить, что заставлять малышей съедать приготовленное блюдо нельзя. Подобное принуждение способно нарушить пищеварительную систему малыша и привести к проблемам с психикой. Например, к таким нарушениям, как анорексия или ожирение.

Родителям важно не упустить момент, когда ребёнок начинает интересоваться ложкой – маминой или папиной. Увидев, что малышу хочется самому подержать этот предмет, необходимо выдать специально приобретённую пластиковую ложечку и начать, тем самым, тренировку.

Если кроха пытается взять ложку из рук взрослого уже в начале прикармливания, не нужно этому препятствовать. Также не следует мешать, если малыш тянет ручки, пытаясь взять кусочек блюда из тарелки мамы или папы. Это ещё одно проявление интереса к пище.

Процесс обучения займёт какое-то время, ведь необходимо не только научить ребёнка правильно держать ложку, но и доносить еду до рта, тщательно её пережёвывать. Ошибки в этот период неизбежны, поскольку малыш лишь будет становиться «опытным» едоком.

Советуем посмотреть подробное видео о том, какие бывают ложки и какую стоить выбрать для вашего малыша.

В наше время выбрать что-либо для детей нелегко: ассортимент в магазинах представлен самыми разными образцами. Иногда требуется консультация для родителей. Покупая ложку, нужно отдать предпочтение безопасным и удобным. Подойдут следующие виды:

  • Серебряные ложечки часто дарят «на первый зубик». Такие столовые приборы красивы, обладают антимикробным действием, их можно хранить как семейную реликвию. Но маленькой ложечкой дитя накормить сложно, а у больших очень высокая цена.
  • Резиновые и силиконовые ложки. Их основным достоинством является безопасность: малыш никак не поранится. Но если они окажутся низкого качества, кроха со временем может откусить кусочек. К тому же с пластика и силикона труднее смыть остатки моющих средств.
  • Из пищевого пластика. Эти столовые приборы похожи на игрушки: яркие, красивые, иногда с фигурной ручкой в форме животного или сказочного персонажа. Покупая такую вещь, обращайте внимание на глубину и величину ложки. Чем опасен пластик – его часто подделывают.
  • Анатомические изогнутые приборы удобны, кроха быстро привыкает к ним: кривая ложка была разработана для детей с нарушениями координации движений. Правда, потом отучить его от любимого предмета будет трудно.
  • Чайные металлические ложки использовались для кормления еще нашими бабушками. В процессе использования их нужно мыть и хранить отдельно от остальной посуды.
  • Керамические. Сделаны из натурального, но хрупкого материала, велика вероятность случайных сколов, что может привести к травме.

Нужна ли малышу собственная посуда? Однозначно — нужна! Ни в коем случае взрослые не должны есть из детской ложки, облизывать ее и пр.

Пищевые привычки и поведение закладываются и формируются у ребенка с момента первого знакомства с продуктами питания. Именно с младенческого возраста рекомендуется приучать кроху к правилам приема пищи и соблюдение гигиенических норм.

Педиатры советуют одновременно с самостоятельным приемом пищи приучать ребенка к следующим действиям:

  • мыть руки перед тем, как сесть за стол (в стульчик для кормления);
  • после обеда умывать лицо и руки от остатков пищи;
  • не принимать пищу во время игры, просмотра мультиков;
  • кушать только на кухне за обеденным столом (никаких кормлений на диване перед телевизором);
  • использовать салфетки для соблюдения гигиены (подходящий возраст — 1,5 года);
  • не играть во время приема пищи (при попытках игры кормление нужно прекратить).

Большинство из этих действий в первое время будет делать мама (например, мыть ребенка после еды), но пройдет совсем немного времени, и при правильном воспитании малыш сможет все действия выполнять самостоятельно.

Если пищевой интерес со стороны крохи продемонстрирован, пора отправляться за принадлежностями для первого прикорма. Традиционно это ложка и тарелка. Правда, и без слюнявчика не обойтись. Он сэкономит маме время и нервы. Как их выбрать? Оказывается, это целая наука.

Чтобы сэкономить, бабушки настаивают на кормлении ребенка чайной ложечкой. Правы ли они? Нет, и это станет очевидным после первых же посиделок за столом. Первый прикорм называют самым тяжелым и непродуктивным, во всяком случае, для малыша. Судите сами, ему дали приспособление, которое хочется изучить, прежде чем попасть им себе в рот. В таких условиях вся еда, которая и попадает на него, впоследствии падает на пол, на вещи грудничка и. прибавляет маме работы.

А ведь от нее можно было бы избавиться, купив первые ложечки для грудничков. Они неглубокие, а порой даже практически плоские. Знаете почему? Чтобы смесь, которую ими пытаются донести до рта, меньше пачкала все вокруг. В конце концов, в этом возрасте предлагают преимущественно пюрешки, а они отлично липнут и к плоской поверхности, чем и избавляют от стрессов, ненужного труда.

Предъявляются к этому столовому прибору и другие требования, в том числе удобство. Для малыша – это, в первую очередь, размер. Обратите внимание, что ложки и вилки для детей продаются в упаковках с надписями о том, для какого возраста они рекомендуются. Самые маленькие – для деток с 4 месяцев. Начинать можно с них, но если ребенок совсем не может совладать с подобным предметом, есть смысл «перепрыгнуть».

Ложки для деток в возрасте 1 – 1,5 года выпускаются с немного изогнутой ручкой, где круглая часть (на ней лежит еда) и удлиненная (за нее мы держим) находятся в одной плоскости. По сути, это прототип взрослой ложки, и он невероятно удобен. У ложек для деток помладше ручка выгнута вверх. Это сделано специально для того, чтобы облегчить работу маме (считается, что она сама будет до года ею кормить).

Детям такими ложками есть обычно неудобно, но нельзя забывать о том, что все они разные. Именно поэтому нужно пробовать разные варианты. Быть может, именно Вашему малышу немного непрактичный придется по вкусу.

Кстати, выбирая ложки, обратите внимание на термо-приборы из силикона. Если на них попадает слишком горячая еда, они меняют цвет, сигнализируя об этом. Заслуживают внимания и модели с прорезиненными ручками – они не выскальзывают из неумелых ручек.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

К слову на первых порах нужно иметь хотя бы две ложки. Одну – для ребенка, вторую для мамы – чтобы процесс шел быстрее. И это без учета дополнительных приборов на смену падающим.

Тарелочки для первого прикорма делают из пищевого пластика. И пусть материал критикуют за неэкологичность, он выигрывает у стекла, фарфора и металла хотя бы тем, что не бьется при падении и не нагревается.

Основные требования, которые к ним выдвигаются:

  • удобство – порции для первого прикорма маленькие, поэтому и тарелки должны быть неглубокими (с них удобнее будет есть);
  • устойчивость – рассмотрите варианты с прорезиненным дном, обеспечивающим противоскользящий эффект (думаю, почему, рассказывать не стоит);
  • привлекательный внешний вид – тут, как говорится, на любителя, но на форумах мамы пишут, что их дети охотнее ели из посуды, которая им самим приглянулась в магазине.

Частые ошибки

«Научить ребенка кушать ложкой самостоятельно можно лишь в случае, если взрослые проявляют терпение, не уступают малышу в плане подкармливания, если кроха уже в состоянии принимать пищу без посторонней помощи», – убеждает доктор Комаровский, известный педиатр. «Даже если вы слишком торопитесь, и ждать, пока малыш доест свою порцию, у вас нет ни сил, ни терпения, не стоит докармливать ребенка.

Кроме того, Комаровский утверждает, что малыш вряд ли будет отказываться от блюд, которые украшены аппетитными фруктами, красивой овощной нарезкой, если они будут сделаны в виде небольших сказочных сюжетов, персонажей, предметов. Приучить кушать красивое блюдо гораздо проще. Ожидая нового яркого сюжета, ребенок всегда с радостью будет хвататься за ложку и с удовольствием уплетать цветы, грибочки, сказочные осьминожки, зайчики, улитки и т.д.

Существует несколько ошибок, которые делают родители. Эти ошибки препятствуют обучению самостоятельности:

  1. Важно не упустить момент, когда ребенок заинтересуется ложкой и самостоятельным потреблением пищи.
  2. Учить ребенка кушать ложкой нужно планомерно: начинать стоит с малого, уверенно продвигаясь к поставленной цели.
  3. Излишняя «забота» родителей: часто взрослые, как только ребенок берет ложку в руки и пытается набрать в нее еду, выхватывают ее и начинают сами кормить кроху. Это неправильно: если вы поставили задачу – научить ребенка кушать самостоятельно, предоставьте ему полную свободу действий за столом.
  4. Нерегулярность обучающего процесса. Приучать ребенка кушать ложкой должны все члены семейства, чтобы не получилось так, что мама начала учить кроху самостоятельности, а остальные домочадцы кормят его из ложечки. К тому же малыш должен учиться есть ложкой ежедневно. Однако если кроха болеет, лучше отступить от правил.
  5. Ложка, как предмет игры. Если ребенок будет считать, что ложка – это игрушка, процесс обучения самостоятельному приему пищи затянется. Ложка – это столовый прибор, которым кушают, а не играются. И это стоит помнить всегда.
  6. Наказание за неаккуратность. Если вдруг каша была просыпана на скатерть, не стоит ругать кроху. Предложите малышу салфетку, пусть он вытрет ручки и ротик, сотрет кашу со стола. Любое наказание формирует страх перед действием, а не самостоятельность.
  7. Прием пищи в «компании» игрушек и мультфильмов. Идеальное место для еды – кухня. А мультики и игрушки лишь отвлекают кроху от ответственного процесса.
Предлагаем ознакомиться:  Синдром рассеянного внимания у детей: что делать родителям

Начинать приучать ребенка самостоятельному приему пищи можно с того момента, как он заинтересовался ложкой или когда вы начали вводить прикорм. Но нужно всегда придерживаться главных правил: не ставьте перед крохой непосильных задач и никогда не делайте за малыша то, что он сам может сделать.

1 Не накладывать полную тарелку. Так ты уменьшает риск, что по кухне будет разбросано слишком много еды. Да и самому ребенку психологически легче, когда он видит, что от него не ждут подвига.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

2 Начинать с любимой еды. Вкусную пищу ребенок охотнее попробует ложкой, чем нелюбимую. Пусть это будут густые каши, творожок. Они лучше прилипают к ложке, их легче поддеть.

3 Докармливать. Процесс самостоятельного приема пищи требует сосредоточенности и напряжения сил. Вероятно, на первых порах ребенок будет быстро уставать: донес до рта 4-5 ложек с едой и обессилел. Многое разбросал и размазал вокруг. Придется докормить, чтобы он не остался голодным.

4 Усаживать за стол голодным. Если ребенок хочет есть, он приложит больше усилий, чтобы насытиться. Кроме того при наличии аппетита, процесс пойдет быстрее и веселее.

5 Соблюдать режим и ритуалы. Кормить в одно и то же время и сопровождать процесс привычными ритуалами: надеть фартук, расставить приборы, тарелку.

6 Выбирать удобные приборы. Тарелка на присоске, чтобы малыш не мог ее опрокинуть. Чашка для питья достаточно высокая. Ложка изогнутая, удобная для того, чтобы захватить еду.

7 Хвалить. Подмечать, что именно у ребенка получается хорошо, и говорить об этом. С психологической точки зрения вместо «Умница» лучше сказать что-то вроде «Я рада, что ты сегодня сам съел целых три ложечки каши. У тебя получается».

Есть пять основных правил для того, чтобы процесс обучения прошел быстро и с минимальным вредом для родительских нервов, квартиры и самого малыша.

1. Приучайте тогда, когда ребенок голодный. Некоторые родители совершают ошибку, давая возможность поковыряться в остатках еды, предварительно скормив большую часть. Да, с таким подходом можно быть уверенным, что ребенок не останется голодным. Но для обучения есть самостоятельно это худший момент. Когда ребенок голоден, в первую очередь, он будет стараться удовлетворить физиологическую потребность — покушать.

2. Не позволяйте играть с едой. Покушали — убрали тарелку. Развитие мелкой моторики — это замечательно. Но сейчас цель другая — научить есть самостоятельно. Да, и если ребенку не 10 месяцев, то есть масса других способов развивать мелкую моторику. Еда — не игрушка.

3. Разрешайте держать ложку в любой руке. Не стоит зацикливаться на том, в какой руке ребенок держит ложку. Главное, что он ее держит и использует по назначению. Дети до трех лет одинаково используют обе руки. Делать выводы о правше или левше рано.

4. Тренируйтесь на любимой еде ребенка. Даже те дети, кто уже отлично справляется со столовыми приборами, будут долго сидеть и размазывать нелюбимое блюдо по тарелке. Что говорить о тех, кто и ложку держать еще толком не умеет. Поэтому если малыш любит фруктовое пюре, учите кушать первым его.

5. Будьте морально готовы к бардаку первое время. Совсем обойтись без выпачканной одежды, стола и пола не получится. Относитесь к этому как к издержкам процесса обучения. Учить все равно рано или поздно придется.

И самое главное: если ребенок начал есть самостоятельно, пусть продолжает дальше. Тренируется, развивает навык. Не путайте его разовыми попытками.

Успешное приучение к навыкам самообслуживания пройдет безболезненно, если соблюдать следующие правила:

  • Не начинать, если ребенок болен или у него режутся зубки. Дети хорошо обучаются, если у них хорошее настроение.
  • Нужно запастись терпением, не торопить кроху и не ругать, если он испачкался. Сколько займет процесс обучения, неизвестно, он может растянуться на месяцы, и это нормально.
  • Оставлять в одиночестве маленького едока нельзя: он может подавиться или испугаться. При необходимости мама может скорректировать действия карапуза.
  • Не переживать, если соседский сорванец вовсю кушает сам. Не сравнивайте свое чадо с другими: каждый обучается в свой срок.
  • Разговаривайте с малышом, читайте ему потешки или стишки в процессе приема пищи. А вот мультфильмы включать не стоит: все внимание уйдет на экран.
  • Нельзя заставлять ребеночка съедать все: две-три ложки – уже успех.

Обучая дитя кушать, нужно иметь железные нервы. Запаситесь терпением. Отказываться от обучения при первых неудачах тоже не нужно.

Нередко взрослые сами виноваты в том, что ребёнок слишком долго не может обучиться искусству владения ложкой.

Рассмотрим несколько примеров того, как не стоит подходить к процессу обучения.

  • Если уж начали учить ребёнка самостоятельному использованию столовых приборов, пусть этого правила придерживаются и все остальные домочадцы. Дети обладают слишком короткой памятью, они легко забывают новоприобретённые навыки, если они не нужны постоянно. Потому достаточно отправить чадо на несколько дней в гости к сердобольной бабушке, которая покормит его с ложечки – и всё, учёбу можно начинать заново.
  • Регулярность упражнений важна для прочного усвоения новых умений, однако, всё-таки случаются определённые ситуации, когда в виде исключения можно ненадолго вернуться к кормлению с ложечки. Делается это, когда ребёнок заболел или чувствует себя нехорошо. Даже взрослый человек, испытывая сильный дискомфорт, может выполнять привычные задания неаккуратно, не уделяя им достаточного внимания, так что не стоит удивляться, если и у больного малыша вдруг возникнут сложности с самостоятельным приёмом пищи. Иногда будет проще немного помочь ему, чем затем отмывать всю столовую и утешать голодное чадо.
  • Даже если ребёнок вроде бы успел неплохо освоить самостоятельное питание, на первых порах недопустимо оставлять его кушать в одиночестве. В первую очередь, чадо может подавиться непрожеванным кусочком, а позвать на помощь оно пока толком не может. Устав орудовать ложкой, но так и не наевшись, оно наверняка расплачется, а вы не сможете понять, в чём дело. Наконец, при отсутствии контроля ребёнок может просто начать капризничать, и вы, понадеявшись на его ответственность, спустя отведённое время найдёте его над всё ещё полной тарелкой или посреди запачканной кухни.
  • Принято считать, что столовые приборы для ребёнка обязательно начинаются именно с ложки, но отдельным детям куда больше интересна вилка – если так произошло, подменить её ложкой не получится, малыш не выкажет заинтересованности в обучении. Специальные вилочки с затупленными зубцами тоже существуют, на их примере обучение проводить тоже можно – как минимум тому, как правильно держать прибор в руке.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

О том, как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, смотрите в следующем видео.

Накормить всех!

Предложите малышу поиграть с кухонной утварью. Приобретите яркий и красивый набор игрушечной посуды и выберите резиновую игрушку, которую легко помыть. Обязательно положите «что-то вкусное» в тарелочку и покажите малышу, как кормить зверька или куклу правильно. Наблюдайте за игрой, не забывайте хвалить ребенка, когда он попадает ложкой в рот.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно, если интереса к столовым приборам он не проявляет? Предложите малышу накормить маму или папу. Ребенок намного быстрей поймет, как обращаться с ложкой, если понаблюдает за этим процессом со стороны. В подобные игры следует играть регулярно. Вот увидите, совсем скоро малыш захочет есть сам по-настоящему.

Гаджеты, которые могут помочь

Каждый родитель знает, что проще всего научить ребенка чему-то новому на собственном примере. Если в вашей семье все еще не принято собираться ежедневно за большим столом, постарайтесь ввести такую традицию. Возможно, при подобном подходе у вас вовсе не возникнет вопроса о том, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой.

Наблюдая за трапезой взрослых, малыш с удовольствием будет повторять все увиденное. Если по каким-то причинам организовывать семейные обеды и ужины невозможно, кушать вместе с ребенком должна мама. Подстроиться под график малыша не всегда просто, но можно перекусить баночкой йогурта или небольшой тарелкой бульона.

Садитесь напротив друг друга так, чтобы ребенку хорошо было видно, как вы едите. Многие родители предпочитают не брать малышей, не умеющих аккуратно есть самостоятельно, за праздничный стол или в кафе. И это большая ошибка, чем чаще ребенок будет наблюдать, как едят другие люди, тем быстрей он научится аккуратно кушать.

Детская индустрия активно работает и в направлении упрощения процесса обучению самостоятельному приему пищи. В первую очередь, производятся предметы, призванные обезопасить ребенка. Вот несколько полезных предметов, которые могут помочь родителям:

  • Стул для кормления. Представлены в огромном ассортименте по видам и цене. Отличный помощник и когда кормят родители, и когда ребенок начинает есть сам.
  • Детские столовые приборы. Нужны, в первую очередь, для безопасного приема пищи. Существует ряд моделей, которые предназначены непосредственно для начала самостоятельного приема пищи ребенком. Форма приборов помогает правильно их держать.
  • Силиконовые коврики-держатели. Качественные изделия помогут избежать перевернутых тарелок.
  • Слюнявчики. Много разновидностей, в том числе, с поддонами для выплюнутой или уроненной еды.
  • Кружки-непроливайки. Многие родители приобретают их задолго до того, как задумываются о приучении ребенка есть самостоятельно.

Или можно обойтись без всего этого и делать все по старинке — учить на взрослых столовых приборах. Кстати, некоторые дети предпочитают есть со взрослых тарелок, подражая родителям.

Поддерживайте инициативу ребенка есть самостоятельно, и тогда, в скором времени, вы будете гордиться своим малышом.

Как научить ребенка есть ложкой: 7 хитростей, которые ускорят процесс

Хочется, чтобы ребенок постепенно научился обходиться без помощи взрослых в своих повседневных делах. Умение есть ложкой — это, наверное, первый самостоятельный навык, который ты можешь привить своему малышу.

Простой ответ — как только ты заметишь, что твой малыш готов для этого. Есть два основных признака:

  1. Ребенок берет пищу из тарелки руками и тянет в рот. Ругать за столь «неприличное» поведение не стоит — есть риск отбить интерес к самому процессу «взял из тарелки — положил в рот».
  2. Он интересуется ложкой: указывает на нее, просит дать или же старается выхватить из рук родителя. Лучше дать. Так сформируется позитивное отношение к столовым приборам: они не запрещены, их разрешено брать и изучать.

Как научить ребенка ходить на горшок: 5 ошибок

Однако не все мамы согласны дожидаться осознанного интереса своего чада к тому, чтобы орудовать ложкой. Хочется побыстрее научить ребенка. Для них есть советы о том, как приучить к ложке поэтапно.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

Стоит учесть, что предлагаемая разбивка по возрастам весьма условна, потому что каждый малыш развивается в своем темпе.

6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами. Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки, если ребенок ею интересуется.

Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку.

Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.

7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот.

Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет.

Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть.

Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать.

Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Чтобы научить малыша самостоятельно есть ложкой, потребуется несколько месяцев. Даем инструкцию для каждого этапа и самые полезные советы для родителей.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

Учить кроху кушать при помощи приборов нужно и по другой причине: доказано, что малыши, которые научились есть ложкой в возрасте до 12 месяцев, лучше развиваются и усваивают информацию по сравнению со сверстниками.

Многие мамы торопятся поскорее приучить ребенка к самостоятельности и торжественно вручают ему ложку чуть ли в 5-6 месяцев, когда ребенок еще и понять толком не успевает, что от него хотят.

Но и тянуть до поступления в сад тоже не нужно. Главный ориентир для родителей — признаки готовности ребенка, которые довольно легко заметить.

Тонкости обучения

Как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно, есть ли какие-то хитрости? Для начала просто дайте малышу ложку и покажите, как держать ее правильно. Пускай малыш «покопается» в своей тарелке, мама в это время может его медленно кормить. Предложите ребенку интересную игру – доносить ложку до рта по очереди.

Один раз его кормит мама, затем он должен самостоятельно воспользоваться столовым прибором. Через несколько дней подобных занятий можно разрешить малышу есть самостоятельно, лишь изредка ему помогая. Как научить ребенка самостоятельно кушать в 1 год без лишних хлопот? Важно четко установить границы, где кончается игра.

Никогда не позволяйте играть «настоящей» ложкой для еды. Старайтесь также объяснять, что игрушечная посуда предназначена только для игры. Если вы начали учить малыша есть самостоятельно, обязательно регулярно проводите «тренировки». Не соблюдая это простое правило, сложно приучить ребенка к новому режиму.

Как только у малыша начнет получаться самостоятельно доносить еду до рта, желательно стараться помогать ему как можно меньше. Не позволяйте кормить ребенка бабушкам и дедушкам. В противном случае он станет воспринимать необходимость есть самостоятельно как игру, в которую можно играть по настроению.

Очень часто еще на рождение или крестины младенца кто-то из родственников дарит маленькую серебряную ложку. Это древняя традиция, смысл которой сводится к пожеланию новорожденному благополучия, богатства и здоровья. Стоит ли использовать серебряную ложку для кормления ребенка? Родители должны понимать, что столовые приборы из серебра различаются на бытовые и сувенирные.

Если вы решили кормить малыша серебряной ложкой, убедитесь, что изделие предназначено для контакта с пищей. Серебро обладает обеззараживающими свойствами. А это значит, что правильно выбранная ложка может быть полезной для ребенка. Обратите внимание на следующие признаки: наличие гигиенического сертификата, высокая проба серебра, гальваническое покрытие и отсутствие рисунка на черпале. Теперь вы знаете, как научить ребенка самостоятельно есть ложкой. Осталось выбрать подходящие столовые приборы и можно приступать к обучению!

Предлагаем ознакомиться:  Грудное вскармливание советы кормящей маме комаровский

6 месяцев Позволять изучать пищу, брать ее пальцами. Такое разрешение чревато тем, что еда будет размазана по лицу, волосам и столику. Давать ложку в руки, если ребенок ею интересуется. Возможно, с помощью этого прибора ему удастся разбросать еду по полу, стенам и потолку. Нужно быть готовым к издержкам: надевать фартук для кормления, расстилать клеенку под детским столиком, иметь на кухне легко моющиеся обои.

7 месяцев Демонстрировать, что еда находится именно в ложке, что этот прибор предназначен именно для того, чтобы вкуснятина попала из тарелки в рот. Приговаривать что-то вроде: «Ложечкой зачерпнем вкусной кашки и отправим ее в ротик — ам». Позволять малышу пользоваться ложкой самостоятельно, если он хочет. Устраивать семейные ужины, чтобы ребенок видел, как старшие пользуются приборами, и стремился подражать.

8-9 месяцев Продолжить применять метод копирования, но не только когда вся семья в сборе за столом, но и когда ты один на один с ребенком. Попробуй дать ему тарелку с едой, ложку. Сама сядь рядом за стол и начни есть. Покажи малышу свою пустую тарелку, а после покорми его. Метод немного экстремальный, потому что ребенок наверняка начнет капризничать. Не все сочтут необходимым это выдержать. Однако со временем дети начинают повторять за мамой.

Некоторые новомодные педиатры-блоггеры рекомендуют приучать ребенка к самостоятельному приему пищи с 10 месяцев. Умение владеть ложкой положительно сказывается на развитии мозга. Для малыша не так просто сначала выловить в тарелке, а потом донести до рта макарошку. Впрочем, если у него не получится этого сделать столовым прибором, то ковыряние в тех же макаронах руками позитивно отразится на развитии мелкой моторики.

Среднестатистические педиатры склонны считать, что ребенка следует начинать учить есть самостоятельно примерно с полутора лет. Большинство детей способны в этом возрасте понимать то, что хотят от них родители. Готовы изучать новые навыки. Если ребенок старается взять ложку во время кормления, позвольте ее взять. Когда есть личный интерес, научить гораздо проще.

Слишком долго откладывать обучение есть самостоятельно не стоит. Ребенок привыкает, что его кормят, и воспринимает за норму. А когда родители, наконец-то, решают вплотную заняться этим вопросом, он может отказаться. Интерес прошел, наступила привычка. Есть шанс, что начав ходить в садик, ребенок по примеру других научится.

Поэтому в очередной раз нужно набраться терпения и при первой же заинтересованности малыша начать учить его есть самостоятельно.

Научить ребёнка самостоятельно кушать и держать ложку не такой сложный процесс, как может показаться на первый взгляд.

А чтобы ускорить и упростить обучение, стоит прислушаться к следующим рекомендациям специалистов и опытных родителей, которые уже прошли этот путь:

  1. Нужно озвучить решение о том, что детка теперь ест самостоятельно, всем домочадцам. Иначе получится так, что мать учит ребёнка держать ложечку, а когда он начнёт бывать у бабушки, то она его станет кормить сама. В такой ситуации процесс приучения затянется.
  2. Чтобы стать умелым, ребёнку нужно учиться владеть ложкой каждый день. Но если он неважно себя чувствует по причине болезни или прорезывании зубов, не нужно принуждать его кушать самостоятельно. В такой день лучше отойти от правила и накормить кроху с ложки.
  3. Маме нужно быть рядом с малышом во время приёма пищи. Ситуации бывают разные – ребёнок устаёт, капризничает, может подавиться даже небольшим кусочком. Поэтому лучше присесть рядом и наблюдать за крохой.
  4. Научить ребёнка держать ложку можно не только в процессе кормления. Отлично подойдёт для тренировки песочница, где малыш орудует лопаткой. Также следует почаще играть с куклами, объясняя, что они тоже «хотят кушать».
  5. Как быстро приучить ребёнка к ложке? Важно выбрать оптимальную консистенцию блюда – пюреобразную, но не жидкую. Идеально подойдут каши, овощные пюре, творог или густоватый крем-суп. Порции должны быть небольшими, чтобы сохранялся необходимый температурный режим.
  6. Если ребёнок тянется не к ложке, а вилке, позвольте ему выбрать для начала обучения этот «зубастый» предмет. Важно лишь приобрести особую вилку с закруглёнными краешками и затупленными зубцами. Но тогда и еда должна быть не жидкой, а кусочками (отварные овощи).

При подготовке к детскому саду оптимальный возраст, когда учить ребенка есть ложкой,– девять месяцев. Если торопиться нет нужды, процесс обучения все равно не стоит откладывать, желательно, чтобы к полутора годам кроха мог есть самостоятельно.

Все дети разные: кто-то кушает любимые блюда ложкой уже в девять месяцев, кому-то и в два годика требуется помощь родителей. Обычно годовалые карапузы стремятся во всем подражать взрослым, и их не нужно уговаривать взять в руки ложку.

Как советует теледоктор Комаровский, не стоит заставлять детей, задача родителей – создать условия, при которых обучение будет происходить само собой. Если давить на кроху, возможно, он откажется от процесса совсем.

Первый этап – приучать карапузика есть рукой хлеб, печенье, кусочки овощей и фруктов. Нужно показывать, как пить из кружки, для начала подойдет «непроливайка». Как только детские пальчики окрепнут, можно давать крохе ложку. Вот несколько стадий, закрепляющих нужный навык:

  • Игра. Когда малыш научится хватать предмет руками, можно вкладывать столовый прибор ему в ручку. Объясняйте, что он должен делать.
  • Подражание. Не надо всегда кормить кроху отдельно: если режим позволяет, пусть кушает вместе со всеми. У детей велико стремление копировать действия взрослых.
  • Первые успехи: ребенок правильно держит ложку, захватывает ею пищу. На этом этапе еще требуется мамина помощь.
  • Устойчивый навык. Малыш уже может зачерпнуть нужное количество пищи и донести до рта.
  • Самостоятельное использование ложки.

Спорный момент: введение педагогического прикорма, когда карапуз, подражая родителям, берет еду с их тарелки. С одной стороны, это удобно: можно контролировать процесс, не нужно специального детского комплекта. С другой, это может быть неудобным для самой мамы. Многие специалисты считают, что это негигиенично, особенно если у нее есть кариес или другие заболевания.

А в этом видео автор канала “Супер Родители” делится 10-ю золотыми правилами приучения ребенка есть ложкой. Плюс показывает это все на практике. Посмотрите, полезно и забавно.

  1. Сначала позаботьтесь о чистоте вокруг детского стула: уберите ковер или постелите клеенку. Приготовьте влажное полотенце или салфетки, если потребуется срочная уборка. Будьте готовы к тому, что детская еда окажется не во рту у малыша, а на различных окружающих предметах.
  2. Удобно усадите кроху, поставьте перед ним блюдо с едой, лучше использовать тарелку на присосках.
  3. Наденьте нагрудник и чепчик на ребенка. Не будет излишеством надеть передник и маме.
  4. Постарайтесь мотивировать на прием пищи: похвалите кашу, обратите внимание на красивую посуду. Обещайте, что будете помогать.
  5. Дайте ложку в руку малышу. Если он не может ее удержать, помогите ему на первое время.
  6. Если кроха потеряет интерес к процессу, не настаивайте. Похвалите его в любом случае.
  • Используйте специальный стульчик для кормления. Придвигайте его к столу: и ребенок чувствует себе на равне со всеми, и вам удобно.

Обязательно нужно объяснять, зачем нужен прибор — «ложка нужна, чтобы кушать суп, кашу, пюре».

  • Большую роль играет выбор ложки.

Она должна быть яркой, удобной и безопасной. Если ребенку не нравится ложка, можно попробовать выбрать другую модель с учетом возраста крохи.

  • Использование ложки — огромный труд для ребенка, требующий немалых усилий.
  • Правильно выбирать время. Ребенок будет охотно держать ложку, если он полюбит сам процесс поедания пищи. Если это ему в тягость, о чем будет свидетельствовать употребление блюд под мультики, можно и не начинать. Лучше дождаться более благоприятного периода.
  • Показывать пример. Дети учатся, подражая. Усадите кроху за стол, дайте ложку и возможность покопаться ею в Вашей тарелке, и результат не заставит себя долго ждать.
  • Не торопить. Пусть Ваня из 10-й квартиры в 12 месяцев сам ест суп, а Валя из 5-й – в полгода пюре, спешить за ними не стоит. И ругать за медлительность тоже. Для малыша прием пищи – это не просто насыщение, но и игра, так дайте ему немножко поиграть, получив от столового прибора удовольствие. Ребенок должен полюбить его, и тогда у него все получится.
  • Подбадривать. Размазанная каша по столу, на полу, на слюнявчике. Дети умеют ею играть, но ведь даже на первых порах делают успехи. Похвалите за них, вселите уверенность в своих силах, и все это окупится сторицей.
  • Не забывать про индивидуальность. Пусть в литературе написано, что к 1,5 годам нужно научить ребенка есть ложкой, начав процесс в 9 месяцев, Ваш малыш в эти правила может не вписаться. Да и не только Ваш. Многие дети сначала кормят игрушки, родителей, стол, прежде чем отправить ложку себе в рот. Это нормально.
  • Помогать. Если крохе тяжело орудовать столовым прибором самому, есть смысл ему помочь. Возьмите его ручку с ложкой в свою руку и продублируйте ею все движения. Быть может впоследствии придется повторить все не раз, но оно того будет стоить.
  • Тренироваться. Знаете, где можно оттачивать нужный навык? В песочнице. Захватите с собой ведро и лопатку, ведь процессы так похожи.
  • Заинтересовывать. Дети любят глазами. Предложите им красиво оформленные блюда, и Вы сами во всем убедитесь. Другой вариант – пообещать сюрприз после опустошения тарелочки. Последним может выступать рисунок на ее дне.
  • Запасаться терпением. Процесс обучения еде из ложки – не легкий. К тому же он утомителен, хотя бы с той точки зрения, что маме после него нужно все перемывать. Чтобы минимизировать вред, достаточно подобрать место для приема пищи. В идеале, на полу там не должно быть ковров, а вблизи – легко пачкающихся обоев. Есть и другой вариант – обновить ремонт после обучения.

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: секреты и тонкости процесса

Какую еду выбрать для первых «тренировок» и как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно? Комаровский рекомендует выбирать густые блюда консистенции пюре. Супы и жидкие подливы оставьте на более позднее время. Главное, чтобы пищу было легко собирать ложкой, и она не проливалась. Готовьте любимые блюда малыша, которые он кушает с удовольствием.

Сажать за стол ребенка следует тогда, когда он проголодался. Обязательно приобретите удобную тарелку и накидки на одежду. Запомните, ни в коем случае нельзя ругать малыша, если он пачкается во время еды. Будьте готовы к тому, что на первых порах не каждая ложка попадет в рот. А это значит, что порции следует увеличить для того, чтобы ребенок наедался.

Психологические приемы

Игра. Помнишь, как в «Джентльменах удачи» герой Евгения Леонова накормил бунтующую детсадовскую группу? Он объявил, что завтрак отменяется, и все дети начинают подготовку к космическому полету, а первым делом подкрепляются едой для космонавтов. Попробуй придумать нечто похожее.

Мнение авторитетного взрослого. Если подросший малыш отказывается брать ложку в руки, попробуй апеллировать к образу значимого для него взрослого. Например, скажи о том, что не кормишь с ложечки папу или обрати внимание на то, как ест старший брат, которому младший стремится подражать.

Последовательность. Полезно будет договориться со всеми членами семьи о том, что ребенка приучают к самостоятельности за столом. Чтобы избежать ситуации, когда папа настаивает на самостоятельности, а мама ратует за кормление с ложки, потому что так быстрее и удобнее.

Со скольки лет дети едят сами

Конечно, имеются усреднённые данные, что в 1 годик ребёнок должен крепко держать ложку, а в 18-месячном возрасте сам уверенно орудовать данной столовой принадлежностью. Но так как малыш развивается в собственном темпе, то и сроки появления данного навыка индивидуальны.

Некоторые дети уже в 8 — 10 месяцев достаточно ловко пользуются столовыми приборами, отправляя в рот каши, пюре и прочие блюда первого прикармливания, а другие и в 2 года ждут, когда родители покормят их с ложечки.

И всё же существует определённая закономерность – к концу младенческого возраста (12 месяцев) ребёнок сам старается обслужить себя за столом. Увеличенный интерес к приёму пищи и копированию взрослого поведения приводит к тому, что кроха забирает у мамы ложку.

В такой ситуации отказывать ребёнку нельзя. Конечно, первоначальные его попытки попробовать ложечку пюре закончатся неудачей или измазанным лицом. Поэтому задача взрослых – последовательно и без спешки показывать и объяснять, как правильно брать столовый прибор и пользоваться им.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что нет нужды заставлять детей пользоваться ложкой, если они ещё не готовы к этому или им неинтересна данная столовая принадлежность. Чрезмерная настойчивость нередко приводит к отказу ребёнка от кормления.

Выбор посуды

Чтобы научить ребёнка есть самостоятельно, необходимо предварительно позаботиться о выборе первого столового прибора. Правильно подобранная ложка ускорит процесс приобретения навыка и уменьшит число «осечек».

При покупке этой столовой принадлежности

  • самое важное условие – ложка должна быть безопасной. Приобретать столовую принадлежность необходимо в специализированных детских магазинах, в которых имеются все необходимые сертификаты, подтверждающие безопасность материалов;
  • не нужно путать приспособление для первого прикармливания с ложкой для самостоятельного приёма пищи. Требуемый в нашем случае предмет кухонной утвари должен отличаться широким черпалом, чтобы ребёнок не смог уронить захваченную еду;
  • поскольку дети в 1 год поначалу захватывают и сжимают ложку кулачком, то важно позаботиться и о выборе правильного держателя. Рукоятка у столовой принадлежности должна быть укороченной и широкой. В этом случае ребёнок будет крепче её удерживать;
  • в продаже имеются ложечки с изогнутыми ручками. Считается, что с такими приборами маленьким детям проще справляться. Ещё один вариант – изделия с поворотными держателями. Как бы ребёнок ни поворачивал ручку, особый стержень внутри крутится следом за ней, поэтому набранная еда не вываливается. Дополнительно имеется фиксатор для блокировки стержня, когда ребёнок подрастёт.

Для малышей от 10 месяцев до двух лет лучше приобретать пластмассовые ложечки. Они лёгкие, яркие, хорошо ложатся в руку ребёнка, отличается многообразием форм и размеров.

Предлагаем ознакомиться:  Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Как научить ребенка есть ложкой самостоятельно: 7 простых шагов и 6 рекомендаций детского психолога

Тарелки и чашки лучше также покупать из термостойкого пищевого пластика. Такая посуда отличается лёгкостью, стойкостью к ударам и падению с высоты, а также экологичностью. Для формирования пищевых навыков стоит приобрести тарелку с присоской. Она не перевернётся.

Также следует не забывать про нагрудники из ткани или из особо мягкого и гибкого пластичного материала. Тканевые передники придётся стирать после каждого приёма пищи, пластиковые фартуки отстирывать не нужно, достаточно просто смыть капли и просушить.

Выбор посуды

При обучении ребенка самостоятельному приему пищи особое внимание следует обратить на посуду. Не нужно сразу приучать малыша к металлической или керамической ложке. Лучше предпочесть небьющиеся материалы, такие как бамбук или экологически чистый пластик. Тарелка также должна быть выполнена из небьющихся материалов, желательно чтобы она была красочной, привлекала внимание ребенка.

Оставьте комментарий

Adblock detector