Оглавление
- 1 Двадцать первая – двадцать вторая неделя
- 2 Стадии развития эмбриона при ЭКО по дням: таблица
- 3 Эмбриональное развитие человека
- 4 Двадцать третья неделя – Двадцать четвертая неделя
- 5 Одиннадцатая неделя – двенадцатая неделя
- 6 Семнадцатая неделя – Восемнадцатая неделя
- 7 Девятнадцатая неделя – двадцатая неделя
Двадцать первая – двадцать вторая неделя
Что же происходит после подсадки? Развитие эмбриона по дням после переноса у трехдневных и пятидневных отличается. Так, трехдневному зародышу необходимо время до развития в бластоцисту, это происходит в течение двух дней. Затем с третьего дня для трехдневных эмбрионов и с первого для пятидневных, процесс имплантации практически одинаков.
Иногда развитие эмбриона по дням переноса запаздывает на 1—2 дня, что связано с периодом адаптации. Поздняя имплантация – характерная черта для ЭКО переноса. Итак, на третий день после переноса трехдневного зародыша происходит выход бластоцисты из оболочки и трофобласт приближается к эндометрию. На четвертый день он прикрепляется к стенке матки, его ворсинки проникают между клетками эндометрия, на пятый и шестой день наблюдается более глубокое проникновение и начинается формирование хориона. На 7—8 день имплантация завершается, именно в это время в кровь матери начинает поступать хорионический гонадотропин.
Тест на беременность в это время еще не может быть положительным, поскольку он не настолько чувствителен, чтобы отреагировать на эту концентрацию ХГЧ. Требуется еще 3—4 дня, чтобы концентрация ХГЧ повысилась настолько, чтобы диагностировать беременность.
Конечно, иногда развитие плодного яйца не всегда соответствует этой схеме. Некоторым зародышам требуется больше времени после оплодотворения для того, чтобы адаптироваться в полости матки, это зависит от качества и питательной среды, на которой его культивировали. Перенос криоэмбрионов также может иметь свои особенности, поэтому часто возникают споры и дискуссии по поводу того какие зародыши приживаются лучше.
Пятидневные бластоцисты предпочтительнее, так как их имплантация происходит чаще, но трехдневные зародыши легче адаптируются, так как меньше времени провели вне организма матери, где условия для них более благоприятные. Поэтому в каждом случае решение о переносе решается индивидуально.
5 сутки после оплодотворения – зародыш переносят в матку. Начинается развитие эмбриона по дням после ЭКО.
6 сутки – подготовка к имплантации (встраивания зародыша в стенку матки). В трофобласте увеличивается число лизосом, появляются выросты. Зародышевый листок уплощается и трансформируется зародышевый щиток.
7 сутки после оплодотворения – начало имплантации. Зародыш полностью погружается в стенку матки. Слизистая над ним зарастает. В имплантации есть две стадии: адгезия и инвазия. На первой стадии зародыш прилипает к стенке матки, на второй – погружается внутрь. Эмбрион начинает получать питательные вещества из крови матери, что инициирует первый этап гаструляции. Эмбриобласт делится на два листка: эпибласт и гипобласт.
8 сутки – имплантация завершается. Её средняя продолжительность составляет 40 часов. Зародыш выделяет протеолитические ферменты. Это вещества, растворяющие белки. В результате верхний слой слизистой оболочки матки разрушается. Образуется имплантационная ямка. Именно туда проникает эмбрион.
9 день – после завершения имплантации меняется тип питания. Раньше зародыш получал питательные вещества из продуктов распада, которые накапливались в матке. Теперь он окружен кровеносными сосудами. Поэтому всё необходимое получает из материнской крови. Приток питательных веществ инициирует гаструляцию.
10 день – продолжается развитие эмбриона после переноса, к этому времени уже образовалась внезародышевая мезодерма. Формируется хорион. Он обеспечивает трофику зародыша, а затем плода. В будущем его сменит плацента, которая полностью сформируется в течение первых 3 месяцев беременности.
11-13 день – формируются ворсины хориона. Они в дальнейшем будут формировать плаценту. У зародыша уже есть два пузырька: амниотический и желточный.
14-17 день – образуется мезодерма. Продолжением развития эмбриона после переноса является второй этап гаструляции. Мезодермой называют средний зародышевый листок. На поверхности зародышевого щитка усиленно размножаются клетки. Постепенно они перемещаются к заднему концу эмбриона. Два клеточных потока встречаются. По центру они образуют толстый слой клеток. В нем образуется первичная щель. На конце формируется утолщение. Его называют первичным узелком.
18-19 день – начало нейруляции. Из нервной пластинки начинается формирование нервной трубки путем скручивания. Она является осевым органом эмбриона. На головном конце образуются мозговые пузырьки. Из них в дальнейшем сформируется головной мозг ребенка. По бокам отделяются клетки, которые образуют нервный гребень. Из него развиваются глиальные, пигментные клетки, кора надпочечников, вегетативные ганглии.
На переднем конце зародышевого диска формируется прехордальная пластинка. Из неё образуется ротовая бухта. Затем появится эпителий ротовой полости, пищевода и воздухоносных путей. По бокам головы образуются плакоды. Они представляют собой утолщенные участки эктодермы. В дальнейшем из этих структур будут сформированы нервные клетки органов чувств.
20-24 день после оплодотворения – дальнейшее развитие эмбриона по дням при ЭКО предполагает полное отделение зародыша от внезародышевых структур. Края щитка образуют туловищные складки. Эмбрион отделяется от желточного мешка. Между ними остается лишь незначительная связь в виде стебелька. В последующем желточный мешок будет втянут в тело зародыша. Из него сформируется кишечная трубка.
25 день после оплодотворения – завершается процесс формирования хорды и нервной трубки.
с 26 суток после оплодотворения продолжается дифференцировка мезодермы, которая началась с 20 дня. Она в дорзальном отделе разделяется на сомиты, число которых быстро нарастает, и к 35 дню достигает 44 пар. Из сомитов появляются дерматом, миотом и склеротом. Их них развиваются соответственно кожа, мышцы, а также хрящи и кости. В вентральном отделе мезодерма не сегментируется. Из неё образуется спланхнотом, дающий начало внутренним органам.
Далее до окончания эмбрионального периода происходит 5 этап эмбриогенеза, когда образовавшиеся органы объединяются в системы. Итогом развития эмбриона по дням при ЭКО становится формирование плода, который имеет вес около 5 граммов и длину до 4 см. К этому времени имеются все зачатки органов. Далее они будут мигрировать, дозревать, увеличиваться в размерах.
«Нулевым днем» считается момент забора яйцеклетки, готовой к оплодотворению. В ходе пункции из фолликула отбирается жидкость, содержащая яйцеклетки. Сами ооциты (собственно, яйцеклетки), отделяются от фолликулярной жидкости в лаборатории. Специалист помещает их в особую питательную среду, внимательно изучает и, убедившись что клетки не повреждены, через несколько часов помещает их в концентрированную сперму (либо отправляет на криозаморозку, чтобы использовать в будущем).
Приблизительно через 16-20 часов после того, как яйцеклетка была помещена в среду сперматозоидов, эмбриолог проводит оценку оплодотворения. Как он определяет, возможно ли зарождение новой жизни? По пронуклеусам, или предшественникам ядра: в оплодотворенной яйцеклетке их должно быть два. Один содержит генетический материал матери, другой – отца. Если в яйцеклетке оказывается один, три или вовсе ни одного пронуклеуса, то такая клетка выбраковывается.
Именно на второй день можно говорить о том, что из яйцеклетки и сперматозоида образовалась новая жизнь: произошло первое дробление зиготы, и будущий малыш – это две-четыре клетки-бластомера. Бластомеры, возникающие при первоначальном делении зиготы – не совсем обычные клетки: они обходятся без стадии клеточного роста, то есть эмбрион состоит из всё большего числа клеток, а вот его размер почти не увеличивается.
Специалисты различают четыре типа эмбрионов.
-
Тип А — эмбрион отличного качества без ануклеарных (безъядерных) фрагментов.
-
Тип В — эмбрион хорошего качества с содержанием ануклеарных фрагментов до 20%.
-
Тип С — эмбрион удовлетворительного качества с содержанием ануклеарных фрагментов от 21% до 50%.
-
Тип D — эмбрион неудовлетворительного качества с содержанием ануклеарных фрагментов более 50%.
Эмбриологи – эмбриологами, но у природы есть свой, естественный отбор. На третий день эмбрион, развивавшийся до этого «по инерции», на материнском генетическом материале, активирует собственный геном. Если в нем имеются грубые нарушения (по разным данным – таких эмбрионов от 4 до 18%), то развитие останавливается.
В начале прошлого века эмбрионы пытались культивировать в физрастворе, и эта среда, действительно, оставляла желать лучшего. «Лучшее» появилось в 1985 году, когда в среду для выращивания эмбрионов впервые добавили растворимый белок альбумин. С тех пор среда, в которую помещали эмбрионы, непрерывно совершенствовалась и усложнялась.
Ранее эмбрион был хаотичным скоплением клеток, но на четвертый день он – уже морула. Morula в переводе с латыни – шелковица, и действительно, клетки формируют плотный ровный шар, напоминающий ягоду этого растения, или, если хотите, малины. Пространства между отдельными клетками становится меньше, поверхность «ягодки» сглаживается, внутри намечается полость – эмбрион готовится прикрепляться к стенке матки.
Дети, полученные путем применения вспомогательных репродуктивных технологий, начинают свой жизненный путь немного не так, как это происходит у детей при самопроизвольно полученной беременности. Их жизнь начинается вне организма мамы – в эмбриологической лаборатории под пристальным присмотром врачей-репродуктологов. Эмбриологов, которые. Собственно, и дают начало новой жизни, производя под оптическим приближением соединение яйцеклетки и сперматозоида. Это считается нулевым днем.
Тельце эмбриона увеличивается почти в 2 раза. Продолжается формирование плаценты, продолжается формирование лица, век. Начинают меняться ручки в сторону их удлинения, ножки же пока не меняют значительно своего размера.
Стадии развития эмбриона при ЭКО по дням: таблица
Каковы
Каждой женщине, вступающей в протокол экстракорпорального оплодотворения, либо пройдя его, хочется знать все о своей нерождённой крохе. Каждый день женщина встречает с надеждой на все хорошее, на благоприятный исход беременности и ежедневно каждой женщине хочется знать, что происходит внутри нее. Сейчас предлагаем немного окунуться во внутриутробную жизнь и понять что же, все-таки, происходит с детками с момента оплодотворения и до родоразрешения.
нении ЭКО развитие эмбриона по дням происходит быстро, каждый новый день – это новый этап, не похожий на предыдущий.
Можна ли сделать
Развитие эмбриона при эко – первый день: происходит оценка наличия как мужского, так и женского ядра.
Развитие эмбриона после эко по дням – Второй день: развитие эмбриона после ЭКО идет быстрыми темпами,
происходит соединение геномов: мужского и женского. Специалисты оценивают качество и форму полученного эмбриона.
Третий день: происходит деление эмбриона при эко, он растет и состоит из 6 бластомеров.
Четвертый день: этот день так же важен, как и все предыдущие и последующие, каждый день происходит индивидуальное развитие эмбриона, которое в четвертый день носит название образование морулы. Морула состоит из 10-16 бластомеров и при самопроизвольной беременности на этом этапе эмбрион достигает по маточной трубе полости матки.
Развитие плода после эко по дням – пятый и шестой дни. Так же довольно ответственный период в жизни эмбриона, который с этого момента называется бластоцистой. В эти дни происходит хетчинг – освобождение бластоцисты от блестящей оболочки, именно в этот момент бластоциста готова к имплантации. В основном на этом этапе и происходит перенос эмбрионов в полость матки будущей маме. При необходимости, эмбриологи могут провести предварительный хетчинг для того, чтобы увеличить шансы на успешную имплантацию.
Развитие эмбриона при эко по дням – седьмой день. Это день, в который происходит прикрепление эмбриона к эндометрию и его имплантация. Именно от успеха этого момента зависит успех проводимого протокола экстракорпорального оплодотворения.После этого нужно контролировать какая базальная температура после ЭКО по дням.
Каким же должно быть питание при стимуляции эко? Возможно ли сделать эко с одной трубой?
Дальнейшая беременность по неделям развития эмбриона происходит без каких-либо отличий от самопроизвольно наступившей беременности.
Что такое Эко в медицине?
Не менее ответственное время, в которое происходит формирование первичных образований всех внутренних органов. Спустя 21 день у будущего человека отмечается сердцебиение. Но это еще нельзя визуализировать на мониторе ультразвукового аппарата.
- В сердце завершается формирование отдельных камер: предсердий и желудочков;
- Появляются первичные почки, происходит развитие мочеточники;
- Происходит развитие желудка, отделов тонкой и толстой кишки.
Сегодня все знают, что беременность, наступившая после экстракорпорального оплодотворения, ничем не отличается от естественной. Но одно важное отличие все же существует – первые несколько дней будущий малыш проводит вне материнского организма, в той самой «пробирке».
Что происходит с эмбрионом в эти важные сутки?
Подсадка возможна в любой день, с первого по шестой, и каждого выбора есть свои плюсы и минусы. Если поместить эмбрион в матку рано, на первый или второй день, то возможное негативное влияние искусственной среды будет минимизировано, но ведь и полость матки на таком сроке для будущего малыша не «дом родной», он должен был бы еще находиться в маточной трубе! К тому же на таком сроке еще невозможно оценить ни качество эмбриона, ни его подверженность генетическим заболеваниям.
На третий день можно уже уверенно отсеять нежизнеспособные эмбрионы, однако, для генетического анализа по-прежнему еще очень рано.
На четвертый, а особенно на пятый день оценить можно все: и жизнеспособность эмбриона, и генетические заболевания, которые он унаследовал. Наконец, именно в этот момент естественно зачатый малыш, а вернее – бластоциста, из которой он вы итоге разовьется, оказывается в полости матки. Так что именно в этот момент подсадка эмбриона наиболее удобна и естественна.
Плохо то, что к этому моменту искусственно оплодотворенные яйцеклетки уже несколько дней борются за жизнь «в пробирке» и больше половины в ходе этого жестокого соревнования «сходят с дистанции». Среди неудачников не только жертвы генетических мутаций, но и вполне здоровые и качественные эмбрионы, которые по неизвестным причинам замирают и останавливаются в своем развитии. Так что к часу «Х» может попросту не дожить ни один эмбрион.
Именно поэтому, хотя идеальным днем для подсадки мог бы стать день №4, ее осуществляют только на следующий день, или даже через день.
Наконец, еще один фактор, который приходится учитывать, – психологическое состояние мамы. Чем дольше она ждет переноса эмбриона, тем больше нервничает, и тем меньше шансы на удачную берменность.
Дорогие будущие мамы! Не нервничайте! Мы верим – все у нас получится!
11.03.2018
Подготовила Анна Первушина

,
физиология
Наука, которая изучает развитие эмбриона, называется эмбриология. Знания о том, как развивается эмбрион человека, очень важны врачам, особенно тем, кто работает в акушерстве и педиатрии. Представления о протекании процессов развития эмбриона в норме, помогают безошибочно и своевременно отмечать возникновение патологий у развивающихся эмбрионов, искать причины бесплодия и варианты решения этой проблемы, создавать противозачаточные средства, осуществлять мероприятия, которые будут предупреждать серьезные патологии плодов и новорожденных.
- Соединение родительских половых клеток, послужившее формированию зиготы.
- Деление образовавшейся зиготы с формированием бластоцисты.
- Развитие зародышевых листков и старт закладки всех органов (гаструляция).
- Развитие различных органов и тканей (гисто- и органогенез).
- Системогенез (формирование систем органов).
По-другому внутриутробная жизнь человека разделяется на три очень важных периода: оплодотворение с образованием одной клетки (зиготы), эмбриональный и фетальный периоды.
Эмбриональный период берет свое начало со второй недели после оплодотворения до завершения восьмой недели развития эмбриона (до завершения десятой недели акушерского срока беременности).
Начало девятой недели внутриутробного развития человека (одиннадцатой недели акушерского срока ) знаменует начало фетального периода (плодного). С этого момента развивающийся человек уже не называется эмбрионом, он именуется плодом.
Оплодотворение
Оплодотворение ─ сложно протекающее соединение (слияние) двух половых родительских клеток. В процессе задействованы одна яйцеклетка и примерно 300 млн сперматозоидов, из которых лишь один станет «победителем». В результате этого процесса происходит восстановление диплоидного набора хромосом (то есть, 46 хромосом). В момент соединения родительских клеток определяется пол развивающегося человека. Образуется новая клетка ─ зигота.
Оплодотворение у человека происходит в маточной трубе, в ее ампулярной части. Различают несколько стадий оплодотворения:
- Взаимодействие половых клеток на некотором расстоянии и их сближение.
Яйцеклетка в этой фазе оплодотворения выделяет вещества, привлекающие сперматозоидов. Они становятся способными к оплодотворению под воздействием особого секрета, вырабатываемого в женских половых путях.
- Половые клетки контактируют, яйцеклетка активизируется.
Она совершает вращения, запускается акросомальная реакция. Итогом этого становится повышение проницаемости мембраны спермия.
- Проникновение мужской половой клетки (сперматозоида) под оболочку материнской клетки, слияние родительских клеток.
После этого на поверхности оплодотворенной яйцеклетки формируется оболочка оплодотворения, она препятствует проникновению других сперматозоидов.
Изучение тех сложных механизмов, как развивается человеческий эмбрион после зачатия, идет по настоящее время. То, как развивается эмбрион по дням на первой неделе своей жизни, описывает наука эмбриология. В дальнейшем эмбриология описывает то, как развивается эмбрион по неделям после оплодотворения (первый триместр).
Начиная со второго триместра беременности, описание развития эмбриона по неделям соответствует акушерскому сроку беременности. Это означает, что срок беременности отсчитывается не от момента предполагаемого оплодотворения, а от первого дня последней менструации, что составляет примерно на 2 недели больше эмбрионального срока развития.
Изменения в развитии эмбриона по дням имеют особое значение на первой неделе развития зародыша после оплодотворения. Чем же характеризуется развитие эмбриона по дням в самом начале своей внутриутробной жизни?
С внедрением в медицинскую практику ультразвуковой диагностики (УЗИ) у будущих родителей появилась возможность посмотреть на своего ребенка задолго до его рождения. Согласно протоколам ведения беременности первое УЗИ делается при акушерском сроке беременности 10-14 недель (8-12 недель эмбрионального развития). Совпадает это исследование с забором венозной крови у будущей мамы на анализы.
Все эти мероприятия называются скрининговыми во время беременности.
Чтобы посмотреть эмбрион на УЗИ раньше этого срока, должны быть показания. Например, подозрение на внематочную беременность, подготовка к прерыванию беременности, появление некоторых патологических симптомов у женщины, подозрение на замершую беременность.
Сутки | Название стадии | Процессы в зародыше |
Оплодотворение | Слияние ооцита и сперматозоида | |
1 | Зигота | Дробление, образование бластомеров |
2 | ||
3 | Морула | Компактизация |
4 | Кавитация | |
5 | Бластоциста | Продолжение кавитации, рост бластоцисты |
Эмбриональное развитие человека
Продолжается формирование половой системы, яичек и яичников, кишечник накапливает понемногу образовавшийся меконий. В норме, до момента родов меконий не должен выходить из кишечника. Такое может происходить при гипоксии плода во время гестационного периода, а также в родах, это является плохим прогностическим признаком.
У ребенка заканчивают свой органогенез органы чувств, он дает реакцию на свет, звуки, разделяет те, которые ему нравятся. При этом ведет себя спокойно, совершая плавные движения, и которые нет – может начинать спонтанную двигательную активность. Между мамой и ребенком прослеживаются эмоциональные связи. Если мамочка испытывает какие-либо отрицательные эмоции, ребенок так же становится беспокойным.
Двадцать пятая неделя – тридцатая неделя.
В весе ребенок может набирать до 1 килограмма и 300 грамм,
Происходит формирование элементов легочной ткани плода. Легкие начинают постепенно зреть для того, чтобы быть готовыми к первому вдоху во внеутробной жизни, начинает формироваться сурфактант.
У мальчиков может начаться процесс опускания яичек, большие половые губы девочек так же увеличиваются в размерах.
Подкожная клетчатка все больше и больше накапливается, тем самым способствую расправлению кожных складок плода.
С каждым днем продолжается процесс дозревания легких плода.
Двадцать третья неделя – Двадцать четвертая неделя
Размер крохи достигает 2 миллиметров, а вес не достиг еще и 1 грамма.
Происходит дальнейшая закладка всех органов и систем. Развитие сердечно-сосудистой системы характеризуется усилением работы сердца. Формируется хорда – будущий позвоночник.
У плода четко выражены периоды сна и бодрствования. Когда он спит, то глаза закрываются, во время бодрствования –открыты, активные движения и толчки так же характерны данному этапу развития.
Именно к 34 неделя у большинства плодов дозревает легочная ткань и даже в случае преждевременных родов можно не опасаться за развитие респираторного дистресс синдрома плода, однако, такое дозревание осуществляется не в 100% случаев.
В сроке 34 недели в связи с увеличением самого плода места ему становиться меньше. Поэтому и движения ощущаются реже, но сильнее по интенсивности. В этом сроке плоду уже достаточно сложно менять кардинально положение и уже устанавливается его предлежащая часть над входом в малый таз. Уже можно говорить о предлежании плода: головном. Если ребенок лежит не в продольно, то его положение обозначается как поперечное либо косое.
Происходит рост волос на головке, укрепляются все костно-суставные элементы скелета.
Все органы и системы функционируют в привычном режиме, выполняя каждый свою функцию.
Тридцать пятая неделя – тридцать седьмая неделя.
Плод продолжает активно набирать массу, за 1 день прибавка может составлять около 30 грамм. На этом сроке включаются генетические аспекты размеров плода, которые передались ему от матери и отца, то есть его размеры могут значительно отличаться у беременных, в зависимости от генетических особенностей родителей.
Первый эко ребенок очень долгожданный!
Одиннадцатая неделя – двенадцатая неделя
За эти недели плод увеличивается и может достигать 6 сантиметров.
Пропорции тела таковы: короткое туловище, большая головка, длинные верхние и короткие нижние конечности. Идет половая дифференцировка.
Кишечник продолжает свое развитие и происходит образование кишечных петель подобно кишечнику взрослого человека, наблюдается единичная перистальтика. Он может глотать, сосать пальчики, совершать двигательную активность. Появляются первые движения грудной клеткой по типу дыхательных.
Семнадцатая неделя – Восемнадцатая неделя
КТР к концу восемнадцатой недели достигает 20 сантиметров – уже внушительные размеры. Происходит формирование зачатков молочных зубов.
Нервная система имеет такую степень развития, которая позволяет малышу формировать определенную реакцию на звуки. Если на него воздействует громкий звук, он может начать активно двигаться в ответ на него. При помощи фетального монитора доктор уже может найти сердцебиение ребенка, которое услышите и вы сами. Именно в это время может произойти одно из наиболее значимых событий в беременности – первые шевеления, которые мама может ощутить. На этой неделе гестационного развития ощущают шевеления повторнобеременные женщины.
Девятнадцатая неделя – двадцатая неделя
К концу двадцатой недели вес эмбриона может составлять около 350 грамм, а КТР достигает длины в 25 см.
Характер шевеления меняется от периодического на постоянный. Меняются некоторые пропорции тела: голова начинает отставать в росте. А туловище наоборот, начинает активный рост вместе с ручками и ножками.
Активно работаю железы внутренней секреции, в том числе поджелудочная, щитовидная и паращитовидная железы.
Женщины, которые носят беременность впервые, могут именно на этом сроке услышать первые шевеления.
Селезенка начинает выполнять свою функцию гемопоэза.