Особенности кризиса семи лет и подготовка к школе

Дошкольное детство (3-7 ЛЕТ)

Этот период характеризуется активным изучением социальных отношений. Ребенок усваивает через общение со своими родными и ровесниками, как проходит процесс взаимодействия между людьми. В этот период на ребенка влияет то, как к нему относятся окружающие. Если его любят и проявляют к нему много внимания и заботы, он чувствует себя уверенным и защищенным.

Особенностью этого возраста является осознание ребенком своей неисключительности, он начинает понимать, что в семье любят не только его, но все одинаково трепетно относятся друг к другу, а он, ребенок, – не центр вселенной. Это приводит к разочарованию, а иногда к агрессии и капризам.

Особенности кризиса

1. Непосредственность исчезает, ведь теперь между переживаниями и поведением появляются интеллектуальные процессы, что исключает наивность.

2. Меняются основные переживания:

  • ребенок семи лет может открыть факт своих переживаний;
  • ребенок осмысленно ориентируется в своих переживаниях;
  • переживания имеют смысл, т.е. ребенок понимает, почему и что он чувствует.

Особенности кризиса семи лет – это когда меняется характер переживаний, происходит разделение внешнего и внутреннего. Поэтому у ребенка появляются:

  • особое отношение к самому себе;
  • новые взаимосвязи между переживаниями;
  • соперничество переживаний;
  • противоречие переживаний;
  • изменение смысла переживаний.

3. Ребенок начинает обобщать переживания, что приводит к так называемой логике чувств. То есть когда у ребенка несколько раз случается неудача, он начинает переживать и тяжело это переживает.

4. В период кризиса школа помогает ребенку перестроить потребности, переоценить ценности.

5. Из-за того, что ребенок развивается, начинают меняться его интересы, цели. Это в свою очередь влияет на его новое отношение к окружающему миру.

6. Особенность кризиса семи лет – это обобщенное отношение к себе. Ребенок учится понимать и ценить себя, составляет для себя особые требования, предпочтения, положение в обществе, оценивает свои возможности и способности.

7. Ребенок меняет свое отношение к окружающим людям, авторитету родных.

Все эти изменения приводят к кризису личности и являются особенностями кризиса семи лет, когда ребенок совершает поступки не из-за сиюминутного желания, а осознанно. То есть мотив отделен от ситуации.

1. Физическое развитие:

  • нормальный для девочек и мальчиков 6,5 лет рост, вес, объем груди и прочее;
  • состояние моторики, зрения, слуха;
  • нервная система: степень ее уравновешенности и возбудимости (нарушения влияют на успеваемость и поведение в школе);

2. Достаточный объем знаний:

  • базовые понятия о животных, растениях, времени, количестве, сезонных явлениях;
  • общие сведения о родной стране, о профессиях, о праздниках;
  • базовые знания о расстоянии, направлениях, форме и величине предметов и т.д.;
  • понятие о времени единицах его измерения.

3. Культура поведения (понятия о самообслуживании, общении, гигиене, труде, базовое владение иголкой, ручкой, ножницами и т.д.).

4. Психологическая подготовка:

  • мнение слушать других;
  • действовать согласно установленным правилам;
  • поступать в соответствии с образцом;
  • действовать тогда, когда об этом попросит взрослый;
  • умение работать в коллективе.

5. Готовность в сфере познавательных процессов:

  • умение выделить главное;
  • умение сравнивать, выделять схожее и различное;
  • умение сосредотачиваться;
  • умение вспоминать уже известное, чтоб понять новое;
  • умение размышлять, думать, анализировать, делать выводы, объяснять.

6. Владение речью:

  • умение понять обращенную речь;
  • умение строить предложения, чтобы грамотно выразить свою мысль;
  • отсутствие дефектов речи (иначе это может плохо влиять на правописание и грамотность).

7. Развитие моторики рук,  для это в дошкольный период дети вырезают, лепят, рисуют и т.д.;

8. Желание и стремление учиться, познавать что-то новое, что существенно влияет на познавательные процессы.

9. Система самосознания:

  • самооценка;
  • заявка на признание;
  • осознание ребенком себя как представителя определенного пола;
  • представление о своих правах и обязанностях.

Таким образом, основной вид деятельности ребенка пяти лет – это игра, время которой постоянно увеличивается. Малыш считает себя хорошим и стремиться соответствовать этой характеристике, что и нужно поощрять в этом возрасте, в отличии от кризиса семи лет и его особенностей.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Особенности кризиса семи лет мы рассмотрели, важно теперь упомянуть, что именно в этот период ребенок особенно нуждается в любви, заботе и поддержке взрослых. И если при подготовке к школе ребенку нужно только теплое отношение, то теперь нужно проявлять строгость, но не забывать про доброту.

В каждом периоде свои особенности. Но именно в старшем дошкольном возрасте дети переживают кроме физического и интеллектуального роста, непростой в психологическом плане этап. Вот-вот закончится детство и настанет школьная жизнь, а это значит, что все теперь будет по-другому. Ребенку очень необходима в этот период поддержка взрослого, так как приспособление к новым жизненным обстоятельствам может пройти нелегко. Тем более в совокупности с большими изменениями в плане физического и умственного роста.

Физическое развитие

Особенности кризиса семи лет и подготовка к школе

Соотношение частей тела у семилетних детей приближены к «взрослым» параметрам. У них вытягиваются конечности, вследствие чего туловище становится короче. Быстро растет скелет, но в то же время мышечная масса пока еще недостаточно развита. И продолжительные нагрузки статического характера могут значительно подпортить осанку.

Предлагаем ознакомиться:  Прогулки на свежем воздухе почему они полезны

Поэтому родителям необходимо уже сейчас позаботиться о грамотной организации рабочего места, желательно приобрести ортопедический портфель для своего «взрослого» малыша, можно дополнительно позаботиться и об обуви. Во время занятий ребенку нужно обязательно делать передышку в виде маленькой пятиминутки с игровым комплексом физических упражнений.

Дети семи лет могут выдержать более интенсивные нагрузки, чем малыши. Они способны пройти пешком длительные расстояния, поэтому их спокойно можно брать в походы (конечно, желательно, однодневные).

Семилетний ребенок быстро бегает, выше и дальше прыгает, ловко попадает мячом в цель с немалого расстояния. Он уже умеет прыгать со скакалкой, кататься на лыжах, двухколесном велосипеде, коньках, плавать (естественно, на все это ребенок способен, если его своевременно научили). В этом возрасте родители могут смело отдать своего дошкольника в спортивную секцию, что лучшим образом отразиться на его здоровье.

Но нужно отметить, что в данный возрастной период еще не до конца развились рефлексы и нервная система. Это проявляется в том, что не все движения поддаются контролю, и ребенок пока еще не способен, например, стартовать по сигналу или в быстром темпе выполнять некоторые физические упражнения.

Мелкая моторика тоже еще не достигла совершенства, но сейчас она очень быстро развивается. И лепка, собирание пазлов и конструкторов, аппликация, нанизывание бусинок и другие подобные занятия удаются ребенку проще и легче, чем раньше. А родителям необходимо уделять больше внимания этим занятиям, они развивают мелкую моторику, а значит, положительно отразятся на письме ребенка в будущем.

Мышление и развитие речи у ребенка

• выговаривать все буквы (звуки);
• в разговоре использовать сложные предложения;
• четко выражать свои мысли;
• легко вести диалоги.

Особенности кризиса семи лет и подготовка к школе

Словарный запас у ребенка уже достаточно большой и состоит из нескольких тысяч слов. Чему нужно учить его перед школой?

1. Произносить монологи, причем длинные.
2. Пересказывать прочитанный или услышанный материал.
3. Строить речь на базе литературного, а не разговорного языка.

В семь лет ребенок, если он не отстает в развитии, продолжает активно впитывать новую для него информацию, он легко запоминает ее, анализирует и т. д.

• действенное;
• образное;
• схематическое;
• логическое.

Стоит отметить наглядность всех вышеперечисленных видов. Конечно, основным является наглядно-образное мышление. Ребенку уже нет надобности видеть действие, как в младшем возрасте, он способен отлично воспринимать информацию визуально при помощи предметов и наглядных пособий. Дошкольник уже может легко разобраться в материале, изображенном схематично. Логическое мышление только начинает формироваться (окончательно это произойдет в подростковом периоде), но все же очень помогает малышу в обучении.

Память и внимание

Лучше всего ребенок семи лет запоминает информацию, которая вызвала его интерес или какие-либо эмоции (пусть даже негативные). Но уже всего лишь через год он сможет выучить и то, что ему не нравится. А сейчас дошкольнику помогает усвоить новый материал механическое запоминание. Но не следует часто пользоваться данной способностью, иначе постоянное механическое запоминание информации приведет к тому, что ребенок привыкнет зубрить, отчего у него могут возникнуть трудности в обучении.

Старшие дошкольники испытывают проблемы с вниманием, но все же концентрация уже гораздо выше чем, раньше. Семилетний ребенок способен, не отвлекаясь, заниматься одним делом более 20 минут, а если оно еще и увлекательно для него, то и большее количество времени. Необходимо отметить, что уже через год–два такая функция, как внимание окончательно сформируется.

Умственное развитие

• читать;
• считать до ста;
• складывать–вычитать в пределах 20;
• писать прописью;
• устанавливать связи между предметами;
• использовать логическое мышление;
• верно оценивать и понимать действия посторонних и собственные;
• понимать смысл, легко выделять главную мысль, пересказывать своими словами детские сказки, рассказы.

И многое, многое другое! И все это благодаря своей способности и желанию обучаться. Поэтому родителям старших дошкольников важно этот интерес к учебе не загасить.

Психическое развитие: эмоции и социальные связи

Предлагаем ознакомиться:  Паровой омлет с укропом питание детей старше 8 месяцев

• собственного мировоззрения;
• мотивации;
• этических, эстетических, поведенческих норм и умения их придерживаться;
• самооценки и других качеств и представлений маленькой личности.

Эмоциями семилеток начинает руководить интеллект. Именно сейчас они становятся способными понимать мотивы своих поступков, чувствовать состояние психики, облекать эти чувства в слова.

В возрасте семи лет преобладают сюжетно-ролевые игры. Но в них уже нет выдуманных героев, объектов бурной фантазии детей младшего возраста. Дошкольники скорее воплощают в жизнь увиденные ситуации: фильмы, истории, ситуации, где они играют определенные роли. Но со временем школа, занятия, уроки вытеснят из жизни семилетки игровую деятельность (то есть она перестанет играть главную роль), общение со сверстниками станет больше словесным, а взаимодействовать дети между собой будут путем решения общих задач.

Основной вид деятельности

Основным видом деятельности дошкольников является сюжетно-ролевая игра, которая состоит из:

  • роли (мать, сын, врач, водитель и т.д.);
  • действия игры;
  • использование предметов в игре (палка – пистолет, листья – деньги);
  • настоящие взаимоотношения между детьми в игре.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

В игре для малыша главное – четко выполнять свою роль. Сюжеты игр отличаются нелогичностью и отрывочностью. В своих играх дети передают то, что видят в окружающей их действительности, то, как они ее воспринимают. Чем больше дели узнают и видят, тем более интересными и разнообразными получаются сюжеты их игр.

Чем старше ребенок – тем сложнее игры. Так, у дошкольника 6-7 лет уже прослеживается логика в его словах, образах и действиях. Ребенком активно используются изобразительные средства (мимика, речь, жесты). Для малышей главное – отразить реальное поведение старших, для средних дошкольников – взаимоотношения между взрослыми, для старших – четко соблюдать роль, которую они себе выбрали, поэтому часто возникает спор о том, существует ли что-то в реальности или нет.

Огромное влияние на личность ребенка оказывает игрушка. Благодаря ей он учится любить, сопереживать, заботиться.

Игры оказывают огромное влияние на личность ребенка, на его психологическое развитие. Именно благодаря играм малыш учится общаться с людьми, вести себя в обществе, основываясь на том, как общаются и ведут себя взрослые в его окружении. Когда ребенок четко следует своей роли, он учится контролировать свои эмоции и воспитывает в себе силу воли.

  1. Развитие памяти, внимательности, появляется необходимость общаться с ровесниками, а значит – нужно выполнять определенные правила игры, что помогает ребенку стать более целенаправленным, усидчивым и старательным.
  2. Начинает развиваться мышление, игра с предметом, который что-то заменяет, способствует развитию воображения.
  3. Выдумывание своего образа, действий и поступков опять же стимулирует развитие фантазии.
  4. Ребенок учится общаться и воспитывает в себе силу воли.
  5. Ребенок в своей игре поступками пытается соответствовать общечеловеческим ценностям и нормам морали.
  6. В игре проявляются некоторые черты учебного процесса и трудовой деятельности.

В дошкольный период ребенок начинает оценивать свои поступки и действия. Он начинает представлять себе их последствия и реакцию со стороны окружающих.

Малыш начинает оценивать свои качества, ориентируясь на мнение окружающих. «Мама говорит, что я хороший». Старший дошкольник уже понимает, что в его поведении нравится взрослым, а что нет, он начинает оценивать свои действия и качества. Дошкольник также начинает понимать значение норм и правил этики, вырабатывает сове отношение к ним.

Как смягчить сложности семилетнего возраста

• позитивные семейные отношения;
• грамотно построенные занятия и правильно обустроенное рабочее место;
• разработанный с учетом возрастных особенностей режим дня (и, конечно, его соблюдение);
• здоровый сон (9–10 часов);
• нормальное правильное питание;
• физическое развитие (гимнастика, утренняя зарядка, катание на лыжах и т. д.);
• личное пространство у ребенка в доме;
• терпение, любовь, понимание со стороны родителей.

Хорошая учеба и нормальное развитие — по большей части заслуга положительных внутрисемейных отношений. Если ребенку дома хорошо и комфортно, то скорее всего родителям будет чем гордиться, когда их взрослый малыш пойдет в школу.

Познавательные процессы

Восприятие

  • Изучая предметы, используя их, ребенок начинает осознавать их качества, их цвет, форму, материал, вес и т.д.
  • Когда воспринимает речь, он улавливает разницу в произношении звуков.
  • Когда воспринимает музыку, начинает улавливать ритм, высоту звуков.
  • Ребенок учится ориентироваться в пространстве, восстанавливать последовательность событий, запоминать расположение предметов.
  • Дошкольник более точно воспринимает окружающий мир, потому что начинает изучать свойства отдельных явлений и предметов.

Внимание

Особенности кризиса семи лет и подготовка к школе

У дошкольников начинает активно развиваться память, они могут долго изучать картинки и слушать сказки.

Внимание ребенка организует главным образом речь. Изначально взрослые обращают внимание малыша на что-то с помощью слов, потом ребенок и сам словами обозначает то, на что хочет обратить чье-то внимание. Таким образом, все, что занимает ребенка, выражается им словесно.

Предлагаем ознакомиться:  Лучшие люльки-коконы для новорожденных выбираем комфортную постельку крохе

Мышление

В игре с предметом, который что-то заменяет, ребенок учится воображать реальную вещь. Постепенно это приводит к тому, что малыш может самостоятельно в уме представлять какие-то предметы, свои поступки и действия. Это в свою очередь в дальнейшем позволяет предугадывать оценки людей, планировать свое поведение в соответствии с предполагаемыми реакциями окружающих.

Память

Ребенок нуждается в общении. Это способствует тому, что он учится запоминать и быть внимательным. Если ребенок не будет выполнять правила игры, не будет на них сосредоточен, не сможет запомнить своей роли, то ровесники не захотят с ним играть.

Лучше всего ребенок дошкольного возраста запоминает непроизвольно. То есть не тогда, когда специально долго и напряженно всматривается в картинку, чтобы запомнить ее детали. А, например, когда отбирает картинки по определенным признакам, сортирует их, определяет общие или различные черты. То есть, память ребенка активизируется, когда он подключает мышление и логику.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Малыш начинает учиться повторять, размышлять, систематизировать, чтобы запомнить. Для дошкольника память – это основная функция.

Воображение

В начале воображение связано с восприятием и действием. Девочка кормит куклу. Она –мама, кукла – дочка. Без использования куклы, девочка не может представить себя мамой.

Старшие дошкольники уже учатся управлять своим воображением. Активно развивается творческое воображение, на которое влияет сочинение рассказов, сказок, возможно, стишков и т.д. Таким образом ребенок излагает то, что ему представляется, о чем он мечтает или думает.

Но в этот период ребенок требует особого внимания и контроля. Потому что иногда вымышленная, воображаемая жизнь, которая порой кажется ребенку гораздо лучше настоящей, заменяет реальность. Это говорит о том, что психика ребенка искажена.

У дошкольников словарный запас связан с тем, что окружает ребенка, как много с ним занимаются и сколько времени и внимания ему уделяют. Играют роль и индивидуальные особенности. Речь является средством общения, способом выражения эмоций и обмена информацией.

Чувства

Старшие дошкольники начинают проявлять заботу, беспокоиться о благополучии родных и близких, пытаются оградить их от огорчений и проблем. Но чувства дошкольника совсем не похожи на чувства взрослого человека. Чувства ребенка напрямую зависят от того, сколько любви и внимания он получает от родных. Ребенок может испытывать стыд или гордость за свои поступки и действия, ориентируясь на оценки окружающих. Он переживает и беспокоится не за свой поступок, а за то, как отреагируют на него близкие люди.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать и ценить красоту окружающего мира. Они легко поддаются впечатлению от увиденных явлений природы, от прослушанной музыки, от ярких красок картин.

Перед школой ребенок уже умеет или по крайне мере пытается скрывать бурные эмоции (прячет слезы или страх). Может также уловить изменения в других людях по мимике, жестам, движениям, взгляду.

Поведение и воля

Особенности кризиса семи лет и подготовка к школе

Дошкольники только начинают контролировать свое поведение, свои поступки. Сознательное управление граничит с импульсивными и спонтанными действиями.

В дошкольный период ребенок уже осознает и понимает нормы поведения, применяет их в общении со взрослыми и своими ровесниками. Ребенок знает, как себя нужно вести и почему именно так, понимает свои обязанности.

https://www.youtube.com/watch?v=cFamilyis

В этот период у ребенка вырабатывается привычка поступать и вести себя так, как правильно, как ему объяснили взрослые. Если он нарушает эту привычку, он чувствует себя некомфортно, тревожно. Именно привычка в последствии помогает выработать правильное поведение, что в свою очередь является хорошим воспитанием.

В дошкольном возрасте ребенок начинает познавать себя и саморазвиваться. Ребенку присуще иметь положительную оценку самого себя. Он считает себя хорошим и это в основном может помочь в воспитании ребенка. Чтобы соответствовать характеристике «хороший» и добиться похвалы со стороны взрослых, он будет стремиться стать лучше, делать хорошие поступки.

Кризис семи лет

Практически каждый ребенок в своем развитии сталкивается с кризисом. Внутренне развитие завершает определенный этап и переход к следующему может быть переломным. Чаще всего особенности кризиса проявляются в возрасте семи лет. Кризис проходит малопонятно для близких ребенка, потому как он не зависит от окружающей обстановки. Он взаимосвязан с внутренними процессами. Семилетний ребенок начинает меняться: растет, у него выпадают молочные зубы и вырастают коренные.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Это является одной из причин его капризов, жеманности, вредности, паясничания. Тогда как в дошкольном возрасте ребенок отличался непосредственностью и наивностью.

Оставьте комментарий

Adblock detector