Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Методы диагностики врожденной миопии

Оптическая система глаза человека практически совершенна и позволяет рассматривать предметы на разных расстояниях.

Наши глаза могут «настраиваться» соответствующим образом, чтобы увидеть объекты, расположенные далеко или наоборот, рассмотреть мелкие детали у предметов, находящихся рядом. Такая способность называется аккомодацией. Цилиарная мышца меняет свою форму и преломляющую силу естественной линзы так, чтобы острота зрения была отличной, вне зависимости от того, на каком расстоянии находится предмет.

Что же происходит при близорукости у детей? Почему дальние предметы невозможно хорошо рассмотреть и они становятся нечеткими, размытыми, теряют свои контуры? При близорукости аккомодационные способности глаз у детей снижаются, а изображение фокусируется перед сетчаткой. В зависимости от особенностей нарушения, различают слабую, среднюю и высокую степень миопии.

Миопия может развиваться из-за системных заболеваний, травм головы, органов зрения, инфекций, чрезмерных зрительных нагрузок. Бывает у детей и склонность к близорукости, если у их родителей зрение плохое. Если миопия врожденная, то у ребенка может быть сразу зрение -6 диоптрий, которое без специального лечения будут ухудшаться в связи с появлением новых патологий. Почему же возникает врожденная близорукость? Что может стать причиной плохого зрения у детей?

Недоношенным детям в обязательном порядке нужно пройти обследование с использованием современного диагностического оборудования. У таких детей велика вероятность развития ретинопатии — при этой патологии поражается сетчатая оболочка глазного яблока.

Заболевание опасно тем, что может привести к полной потере зрения. Причиной нарушений является незавершенность процессов формирования глазного яблока и сетчатки.

Диагностика врожденной миопии:

  • авторефрактометр — оборудование позволяет измерить рефракцию как у годовалого ребенка, так и у новорожденных, определить особенности роговичного рефлекса (симметричный или асимметричный), измерить диаметр зрачков, межцентровое расстояние;
  • циклоплегия — исследование детей проводится при расширенном зрачке, необходимо для осмотра периферии глазного дна;
  • биомикроскопия — исследование с использованием щелевой лампы;
  • определение характера зрения детей (бинокулярное, монокулярное, одновременное).

Самостоятельно определить близорукость у ребенка в 1 год невозможно, поэтому функциональные особенности зрительного аппарата должен проверять специалист. Индивидуально составленная схема терапии поможет оздоровить органы зрения и близорукость у годовалого ребенка не будет прогрессировать. До 12 лет зрение детей хорошо поддается коррекции, а после подросткового возраста многие негативные изменения остаются необратимыми.

Врожденная близорукость — это патология зрения, при которой дальние объекты сложны для восприятия. Обычно диагностируется при рождении или до 1-2 месяцев.

Эта разновидность миопии может прогрессировать, хотя в большинстве случаев отмечается стабильность зрения. Насколько благоприятным будет прогноз при таком нарушении, зависит от особенностей патологии, наличия тех или иных осложнений.Проходит ли врожденная близорукость? Новорожденные, у которых сразу была диагностирована близорукость, имеют больше шансов на то, что их зрение не будет ухудшаться в течение жизни, так как ранняя диагностика позволяет определить основные проблемы и составить схему терапии заболевания.

Что такое бинокулярное зрение?

Зрительная система ребенка уже при рождении обладает некоторыми безусловными зрительными рефлексами — прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный рефлекс поворота глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. В дальнейшем, с ростом ребенка, постепенно развиваются и совершенствуются все другие зрительные функции.

Световая чувствительность появляется сразу после рождения. С самых первых дней жизни ребенка свет оказывает стимулирующее действие на развитие зрительной системы в целом и служит основой формирования всех ее функций. Однако, под действием света у новорожденного не возникает зрительный образ, а вызываются, в основном, неадекватные защитные реакции.

Световая чувствительность у новорожденных резко снижена, причем в условиях темновой адаптации она в 100 раз выше, чем при адаптации к свету. К концу первого полугодия жизни ребенка световая чувствительность существенно повышается и соответствует 2/3 ее уровня у взрослого, а к 12–14 годам становится почти нормальной.

Пониженную световую чувствительность у новорожденных объясняют недостаточным развитием зрительной системы, в частности сетчатки. Расширение зрачка в темноте у них происходит медленнее, чем его сужение на свету.

Но уже на 2–3-ей неделе в результате появления условно-рефлекторных связей начинается усложнение деятельности зрительной системы, формирование и совершенствование функций предметного, цветового и пространственного зрения.

Центральное зрение

Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-м месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.

На 4–6-м месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери.

На 7–10-м месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-м году жизни нарисованные изображения предметов.

Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.

Цветовосприятие

Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес.

Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться.

Границы поля зрения у детей дошкольного возраста примерно на 10% уже, чем у взрослых. К школьному возрасту они достигают нормальных величин. Размеры слепого пятна по вертикали и горизонтали, определенные при исследовании с расстояния 1 м, у детей в среднем на 2–3 см больше, чем у взрослых.

Предлагаем ознакомиться:  Какие виды смесей для новорожденных существуют и как правильно подобрать питание

Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение развивается позднее других зрительных функций. особенность бинокулярного зрения состоит в более точной оценке третьего пространственного измерения — глубины пространства. Можно выделить следующие основные этапы развития пространственного зрения у детей.

  • При рождении ребенок сознательного зрения не имеет. Под влиянием яркого света у него суживается зрачок, закрываются веки, голова толчкообразно откидывается назад, но глаза, при этом, бесцельно блуждают независимо друг от друга.
  • Через 2–5 нед. после рождения сильное освещение уже побуждает ребенка удерживать глаза относительно неподвижно и пристально смотреть на световую поверхность.
  • К концу первого месяца жизни оптическое раздражение периферии сетчатки вызывает рефлекторное движение глаза, в результате которого световой объект воспринимается центром сетчатки. Эта центральная фиксация вначале совершается мимолетно и только на одной стороне, но постепенно, в связи с повторением, она становится устойчивой и двусторонней. Бесцельное блуждание каждого глаза сменяется согласованным движением обоих глаз. Формируется физиологическая основа бинокулярного зрения.

Таким образом, бинокулярная зрительная система формируется, несмотря на еще явную неполноценность монокулярных зрительных систем, и опережает их развитие. Это происходит для того, чтобы в первую очередь обеспечить пространственное восприятие, которое в наибольшей мере способствует лучшему приспособлению организма к условиям внешней среды.

В течение 2-го месяца жизни ребенок начинает осваивать ближнее пространство. В первое время близкие предметы видны в двух измерениях (высота и ширина), но благодаря осязанию ощутимы в трех измерениях (высота, ширина и глубина). Закладываются первые представления об объемности предметов.

На 4-м месяце у детей развивается хватательный рефлекс. При этом направление предметов большинство детей определяют правильно, но расстояние оценивается неверно. Ребенок ошибается также в определении объемности предметов: он пытается схватить солнечные блики и движущиеся тени.

Со второго полугодия жизни начинается освоение дальнего пространства. Осязание при этом заменяют ползание и ходьба. Они позволяют сопоставлять расстояние, на которое перемещается тело, с изменениями величины изображений на сетчатке и тонуса глазодвигательных мышц, создаются зрительные представления о расстоянии.

Эта функция обеспечивает трехмерное восприятие пространства и совместима лишь с полной согласованностью движений глазных яблок и симметрией в их положении. Механизм ориентации в пространстве выходит за рамки зрительной системы и является продуктом сложной деятельности мозга.

В связи с этим дальнейшее совершенствование пространственного восприятия тесно связано с познавательной деятельностью ребенка.

Значительные качественные изменения в пространственном восприятии происходят в возрасте 2–7 лет, когда ребенок овладевает речью и у него развивается абстрактное мышление. Зрительная оценка пространства совершенствуется и в более старшем возрасте.

В дальнейшем развитии зрительных ощущений ребенка принимают участие как врожденные механизмы, выработанные и закрепившиеся, так и механизмы, приобретенные в процессе накопления жизненного опыта.

  • Проверка зрения у ребенка online

Развитие зрительных функций у детей

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Оценка статьи: 5.0/5 (53 оценок)

Зрение – одно из самых важных чувств человека. Именно через глаза мы получаем основное количество информации из окружающего мира, познаем его и развиваемся сами.

Если человек слеп, ему сложнее научиться различать прекрасное и отвратительное, он никогда не научится читать, писать и не сможет полноценно работать наравне с остальными. Вот по какой причине важно с самых первых дней жизни контролировать зрение у новорожденных.

От этого зависит не только правильное формирование зрительного аппарата ребенка, но и его общее развитие.

Важно знать: зрение – это не просто наши глаза и то, что мы способны ими уловить. На самом деле это сложнейшая система, глаза в которой являются лишь небольшой наружной частью.

Они воспринимают информацию, передают ее коре головного мозга через зрительные нервы, а уже там она обрабатывается и вызывает соответствующие реакции.

Понимая это, легче разобраться, как, что и почему видит ребенок, когда только рождается на свет.

Первый этап развития зрения у ребенка начинается, по сути, задолго до его рождения, еще в утробе матери, примерно на третьей неделе беременности. В этот период происходит закладывание зрачковой оболочки и зрительных нервов, дальнейшее формирование глаз происходит до самого рождения младенца.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Существует миф, что ребенок рождается с черно-белым перевернутым зрением, однако это утверждение не совсем верно, таким является лишь его восприятие, а зрение ничем не отличается от взрослого

Точных данных о том, насколько хорошо видит плод или видит ли вообще в утробе матери, не существует.

На ультразвуковом исследовании несложно заметить, как еще не рожденный малыш приоткрывает глазки, щурится, закрывается и отворачивается от света, но это не подтверждение того, что он, действительно, уже способен видеть.

Сейчас получила широкое распространение теория о том, что зрение у новорожденного перевернутое. Но так ли это на самом деле? Если рассуждать здраво, опираясь только на подтвержденные факты, то ситуация выглядит так.

Зрительная картинка у каждого человека, и у взрослого в том числе, не только у младенца, отображается на сетчатке, действительно, в перевернутом виде. Это объективный закон оптики.

Но кора головного мозга, отвечающая за обработку полученной информации через зрительные нервы, адаптировалась к такому явлению и научилась «переворачивать» картинку.

Объясняется это тем, что новорожденный ребенок еще не может внятно объяснить, как именно он видит лицо мамы – в нормальном положении или перевернутом. Поэтому нельзя с уверенностью заявлять о том, что у младенцев перевернутое зрение.

Точно так же нельзя утверждать, что они видят в черно-белом цвете. Доказано лишь то, что на яркие цвета детки начинают реагировать только спустя несколько месяцев.

То, что младенцы появляются на свет полуслепыми, вполне логично, закономерно и продумано самой природой. Только представьте, сколько зрительной информации обрушивается на новорожденного, как только из темной утробы матери он оказывается в огромном ярком мире.

Эффективные методы профилактики близорукости

Зрительный аппарат начинает своё формирование ещё во внутриутробном периоде, на 3-й неделе развития плода. После рождения глаза малыша продолжают совершенствоваться и приспосабливаться к окружающему миру.

Полноценная зрительная функция у детей формируется постепенно, а её развитие состоит из нескольких этапов.

Зрение — волшебный дар, данный нам природой. Берегите своего ребенка, внимательно следите за его развитием, регулярно посещайте офтальмолога, чтобы не получить проблем, которые не всегда удается решить.

Склонность к близорукости может быть обусловлена наследственностью и аномальным развитием зрительного аппарата ребенка в утробе матери. Если родители малыша имеют нарушения зрения, то велика вероятность, что близорукость будет и у ребенка.

Наследственная миопия может развиваться в первые годы жизни малыша, а вот врожденная диагностируется у новорожденных. Говоря о наследственной миопии, подразумевают только предрасположенность к близорукости, в то время как врожденная миопия диагностируется у ребенка сразу.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от сахара меняет мозг или новая жизнь за 2 недели

Врожденная близорукость у детей — причины:

  • недоношенность — врожденная близорукость фиксируется у одной третьей малышей, родившихся раньше срока;
  • гипоксия плода — под влиянием кислородной недостаточности, происходят различные нарушения жизненно важных органов и ЦНС;
  • прием лекарственных препаратов матерью ребенка в первом триместре беременности, перенесенные ею простудные, инфекционные и вирусные заболевания;
  • сложная беременность, тяжелые роды.

Первый осмотр офтальмологом проводится в роддоме. Цель обследования детей до года заключается в выявлении опасных патологий: опухолей сетчатки, глаукомы, катаракты, атрофии зрительного нерва, воспалительных процессов и т.д. Если у специалиста возникают вопросы относительно диагноза, назначается полное офтальмологическое обследование.

Маленькие дети, если у них есть близорукость, так же, как и взрослые, будут щуриться при рассмотрении предметов. Прищур сужает поле обзора и позволяет получить более сфокусированное изображение. Таким образом близорукие люди могут видеть объекты несколько лучше, но постоянное прищуривание вредно, так как создает чрезмерную нагрузку на глаза.

Заметить плохое зрение у малыша до года и в год можно, обратив внимание, на каком расстоянии от себя ему комфортней рассматривать игрушки. Насколько быстро он узнает близких, находящихся не рядом, а на определенном расстоянии. У близоруких деток часто отмечается плохое самочувствие и повышенное слезоотделение.

Они капризничают, не могут быстро засыпать и часто просыпаются. В норме острота зрения у детей 1-3 месяцев увеличивается. В это время малыши начинают обращать внимание на яркие игрушки, могут следить за движущимися объектами. Если есть нарушения рефракции, они станут заметны, так как ребенок не будет проявлять интерес к игрушкам, которые он видит нечетко, размыто.

Врожденная близорукость у ребенка может усугубляться появлением других патологий. Часто миопия сочетается с астигматизмом, косоглазием и склонна стремительно прогрессировать. Для постановки диагноза прогрессирующей близорукости зрение ребенка проверяется с интервалом в полгода. Например, в шесть месяцев, в 1 год, в полтора года и т.д.

Если прогрессирование подтвердится (снижение зрения более чем на 0,5 диоптрии), то в этом случае может быть рекомендована операция.

Осложнения при врожденной близорукости:

  • растяжение, дистрофия сетчатки, сосудистой оболочки глаза;
  • амблиопия — развивается при отсутствии коррекции, имеет вторичный характер, поэтому сложно исправляется очками;
  • нарушение сумеречного зрения;
  • катаракта глаукома;
  • деформация склеры, выпячивание глазной оси.

Родителям детей с наследственной предрасположенностью к близорукости необходимо показать ребенка врачу как можно раньше, до года, особенно если есть хотя бы несколько симптомов, говорящих о наличии близорукости. Это поможет своевременно скорректировать зрение, предупредить серьезные нарушения.

Профилактика близорукости:

  • длительные прогулки на свежем воздухе, активный отдых;
  • физкультура — во время физической нагрузки улучшается кровоснабжение всех органов, ткани получают достаточное количество кислорода, поэтому глаза ребенка развиваются в соответствии с нормой;
  • гимнастика для глаз — упражнения эффективно снимают усталость глаз, спазм аккомодации, предупреждают прогрессирование миопии;
  • контроль режима сна и отдыха, зрительных нагрузок.

Взаимодействие ребенка с экранами цифровых устройств должно быть минимальным, чтобы глаза не привыкали только к близким расстояниям. Необходимо тренировать глаза на специальных тренажерах, выполнять специальную гимнастику.

Сбалансированное питание ребенка с врожденной миопией является основой безопасности здоровья его глаз. Получая в полной мере необходимые для развития органов зрения витамины и минералы, глаза не будут подвержены дополнительной нагрузке.

Что необходимо для здоровья глаз детей:

  • лютеин — содержится в сетчатке, но не вырабатывается организмом, получить его можно только из некоторых продуктов: шпината, листового салата, яичного желтка, гороха, красного перца;
  • витамин А— необходим для стимуляции роста клеток, содержится в куриной печени, тыкве, моркови;
  • витамины группы В — рекомендуются для профилактики близорукости у ребенка.  

Питание детей должно быть разнообразным, чтобы они не теряли интерес к полезной пище. Недостаток нужных витаминов может негативно отразиться на зрении ребенка. При необходимости нужно курсами принимать витаминные комплексы с лютеином, экстрактом черники.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

  • 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения.

На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

  • 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить.

Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра.

Развитие зрения у детей на первом и втором году жизни

Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам. Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

  • 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!
Предлагаем ознакомиться:  Остеопороз у детей: понятие и характеристика заболевания, основные симптомы, способы лечения и профилактики болезни, методы диагностики

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками.

Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо.

Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

  • 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения).

Аппаратная терапия для предупреждения прогрессирования болезни

Эффективные физиопроцедуры при близорукости:

  • инфракрасная лазерная терапия — физиологический массаж аккомодационной мышцы снимает спазм, улучшает остроту зрения, предупреждает прогрессирование близорукости;
  • вакуумный массаж — улучшение кровообращения органов зрения, тренировка цилиарной мышцы;
  • лазерная терапия — применяется для улучшения аккомодации, пространственного зрения, стимулирует работу нервных клеток сетчатки.

Для каждого ребенка с врожденной близорукостью составляется индивидуальная программа лечения аппаратами. Кроме посещения физиотерапевтических сеансов, необходимо регулярно заниматься профилактикой близорукости.

Особенности зрения у новорождённых

Органы зрения грудничков имеют следующие характеристики:

  • небольшое глазное яблоко (весом 4–5 г);
  • тонкую роговицу, пронизанную большим количеством кровеносных сосудов, обладающую малой преломляющей силой;
  • не до конца сформированные слёзные протоки;
  • ограниченное количество красящего пигмента (меланина) в радужной оболочке;
  • зрачок диаметром 2–4 мм;
  • сетчатку, включающую в себя 10 слоёв (во взрослом возрасте их становится 6);
  • развитое на 50–60% жёлтое пятно (участок, находящийся в области ретины).

По причине того что глазные яблоки новорождённого имеют небольшие размеры, изображение фокусируется не на сетчатке, а в области, находящейся за ней. На фоне такого состояния глаз у младенцев развивается физиологическая дальнозоркость, исчезающая со временем.

Существует неправильное мнение относительно того, что грудные дети обладают склонностью к перевёрнутому зрению. Подобное явление может иметь место только при патологиях головного мозга, врождённых дефектах в развитии. Для здоровых малышей окружающие предметы пребывают в нормальном положении.

Важная особенность зрительной системы младенцев – повышенная уязвимость, в связи с чем новорождённые часто подвергаются воспалительно-инфекционным процессам в области глаз (конъюнктивитам, кератитам).

Первые дни жизни

В первые сутки после рождения зрительная функция во многом ограничена. Ребёнок может видеть только на самом близком расстоянии (до 40 см). Предметы, находящиеся дальше, малышу рассмотреть не удаётся. Фокусировка взгляда ещё отсутствует.

Несмотря на несовершенство зрительного аппарата, после рождения грудничок уже способен различить свет и темноту. Под воздействием яркого освещения кроха часто моргает и жмурится, может предпринимать попытки закрыть глазки ручкой. При наличии яркого, резкого света чувствительные дети вздрагивают всем телом, могут реагировать на данный раздражитель плачем.

Подобные реакции принадлежат к группе безусловных рефлексов. Их наличие у младенца проверяется ещё во время пребывания в родильном отделении.

Первый месяц

На протяжении 1-го месяца жизни уровень остроты зрения по-прежнему низкий. Окружающая действительность остаётся для крохи расплывчатой, имеющей области с различной освещённостью.

Спустя 10 дней после появления на свет малыш приобретает способность удерживать взгляд на движущемся объекте вплоть до нескольких секунд. В 1 месяц педиатры рекомендуют начинать показ крупных картинок для развития зрения, обеспечивающих более быстрое формирование зрительной системы (с этой целью применяются чёрно-белые изображения).

Клетки сетчатки, отвечающие за восприятие глазом различных цветов, полностью не сформированы, в связи с чем новорождённый по-прежнему видит всё в ограниченной цветовой гамме.

2–3-й месяцы

С наступлением второго месяца взгляд младенца приобретает большую осмысленность. Крохе удаётся непродолжительно фиксировать взор на разнообразных предметах. Малыш начинает эмоциональнее реагировать на окружающую обстановку, присутствующих рядом с ним людей. Если расположенный вблизи объект ускользает из поля зрения, ребёнок пытается найти его глазами.

В начале 3-го месяца можно заметить, что движения детских глазных яблок приобретают большую плавность и согласованность. В этот период новорождённый уже способен различать объекты, расстояние до которых достигает 3 метров. Трёхмесячные дети хорошо знают лицо мамы, уверенно следят за передвигающимися объектами. Физиологическая дальнозоркость на этом этапе ещё сохраняется.

Дети, достигшие 3 месяцев, различают формы и объём предметов. Эти малыши уже видят основные цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Между 3 и 12 месяцами происходят следующие изменения:

  • совершенствуется цветовое восприятие, по причине чего малыш начинает проявлять интерес к разноцветным, ярким игрушкам;
  • формируется объёмное зрение;
  • появляется начальное представление о формах предметов.

В 4 месяца младенец успешно фиксирует взгляд на объектах, удалённых от него или расположенных близко. Малыш осматривается вокруг себя, играет с ручками и ножками.

На 5–7 месяцах ребёнок различает мелкие предметы, способен видеть на расстоянии 4–5 м. К полугоду структуры, обеспечивающие фокусировку изображения на ретине, полностью сформированы. Малыш активно осваивает пространство, начинает оценивать расстояние между объектами.

К 7–8 месяцам зрение новорождённого достигает нормального уровня. Ребёнок умеет различать некоторые оттенки, воспринимать предметы в целостности и по частям.

В 12 месяцев кроха способен быстро отыскать игрушку, пропавшую из поля его зрения. У малыша хорошо развиты движения глазных яблок и всего тела. Глаза годовалого малыша приобретают постоянный цвет.

Оставьте комментарий

Adblock detector