Ребенок боится чужих несколько советов как победить страх

Причины возникновения детских страхов

Детские страхи не возникают на ровном месте. Всегда существует причина (пусть и несущественная):

  • Случай в жизни, который напугал вашего малыша. К примеру, ребенок мог застрять в лифте или его покусала собака. Подобные виды фобий лечить проще всего. Но скорость восстановления зависит от характера малыша, его внушаемости, отношения к жизни и так далее.
  • Детская фантазия. Малыши большие выдумщики — они способны придумать для себя предмет боязни. И то, насколько быстро они справятся с возникшей ситуацией, зависит от состояния психики. Один ребенок забывает о проблеме на следующий день, а другой страдает годами.
  • Причиной появления внутренних страхов часто становятся бабушки, родители и воспитатели. Взрослые люди предупреждают ребенка об опасности, тем самым пугая его. Ребенок «рисует» страх в воображении и запоминает на всю жизнь.
  • Взаимоотношения со сверстниками — это также одна из причин. Если коллектив не принял вашего малыша, то он будет бояться идти в детский сад или школу.
  • Конфликты внутри семьи также имеют свое влияние. Ребенок может чувствовать себя виноватым в постоянных ссорах родителей и думать, что все проблемы из-за него.
  • Невроз — это очень серьезное расстройство и поставить такой диагноз может только специалист.

Почему малыш боится?

Причина 1

Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы.

Причина 2

Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.

Причина 3

Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения. Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите.

Наиболее распространённые детские страхи

Для каждого возраста малыша характерны свои виды страхов:

  • От рождения до полугода — боязнь шума, падения, боязнь другого человека и так далее.
  • От семи месяцев до года — боязнь громких звуков, одевания или раздевания, незнакомых людей и даже душ.
  • От года до двух лет дети бояться незнакомых людей, сна (кошмаров), травм, засыпания.
  • От двух до трех лет — страх смены обстановки, отвержения со стороны матери и отца, резкого изменения жизненных обстоятельств, крупных механизмов (машин и кранов).
  • От трех до четырех лет — боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества.
  • От шести до семи лет — боязнь смерти.
  • Дети 7–8 лет больше всего боятся не угодить родителям — они опасаются разочарования с их стороны.
  • С 8 лет детей больше всего пугает возможная смерть родителей.

Почему разные дети боятся по-разному?

Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.

Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:

  • личностных особенностей ребёнка

Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».

Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.

  • поведения гостей и встречающихся ребёнку людей

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.

Что нельзя делать, если ребенок боится других детей?

В сложные периоды родители должны проявлять особую мудрость:

  • нельзя вышибать «клин клином» — это не выход. Если малыш боится темноты, то ни в коем случае нельзя заводить его в темную комнату. Лучшая стратегия «лечения» — ставить в пример себя. Покажите малышу, что заходить в темноту совсем не страшно;
  • нельзя придумывать несуществующих существ, которые в случае непослушания придут и заберут малыша. Фантазия ребенка отлично работает, поэтому для него такой персонаж будет существовать и в реальности;
  • не стоит постоянно напоминать ребенку о его страхах и уж тем более упрекать за это. Такой подход только закрепляет проблему, и с ней потом сложнее бороться;
  • при появлении страхов будьте готовы выслушать ребенка. Не относитесь к проблеме пренебрежительно (даже если причина страха малыша совсем нелепа);
  • старайтесь отвлечь малыша в момент, когда его что-то сильно пугает.
Предлагаем ознакомиться:  Агафон Тайна имени Агафон значение имени совместимость Агафона

Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.

О чём же важно помнить?

  • По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
  • Не считайте, что с малышом происходит что-то неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
  • Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
  • Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
  • Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
  • Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» и т. д. Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
  • Придерживайтесь правила нескольких «не»:

1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.

2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.

3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите что-то вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.

Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.

Некоторые родители допускают серьезные ошибки, пытаясь побороть детские страхи. В результате они не только не достигают желаемого эффекта, а усугубляют ситуацию, у ребенка могут появиться дополнительные проблемы, в том числе неврологического, психического типа.

Если рассматривать наиболее распространенные ошибки родителей, то выделяют следующие:

  • Навязывание общение. Даже у малыша могут быть антипатии, кто-то из детей может просто не нравится крохе, но мама или папа начинают настаивать на дружбе, играх.
  • Акцентирование внимание на проблеме. Не нужно постоянно напоминать, обсуждать поведение ребенка, усиленно подчеркивать наличие страхов перед детьми, при тех или иных обстоятельствах. Особенно это касается рассмотрения ситуации при чужих людях, нарекания относительно поведения в общественных местах.
  • Не нужно придумывать прозвища, однозначно утверждать наличие какой-то черты характера. Это касается тех случаев, когда мальчика или девочку постоянно называют трусом, тихоней и так далее.
  • Сравнения. Сыну или дочери не нужно говорить о том, что другой мальчик или девочка в чем-то лучше, что вот им родители гордятся, а у нас так не получается.
  • Наказание. Категорически запрещено наказывать за нежелание общаться с другими детьми.

Если собственными силами справится со страхами не получается, ребенок не меняет свое отношение к другим детям или ситуация ухудшается, маленький человек замыкается в себе или проявляет другое неестественное поведение, то не нужно откладывать посещение психолога. Чем раньше будут приняты адекватные меры, тем проще предупредить более серьезные проблемы.

РЕБЕНОК БОИТСЯ ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ

Предлагаем ознакомиться:  Как приучать ребенка к порядку: в комнате, советы, дисциплина

Игры и упражнения

Бороться с детскими страхами можно через игры. К примеру, дайте задание ребенку слепить или нарисовать свой страх. После этого изображенное страшилище нужно порвать или сжечь. 

Внушите ребенку, что оно его больше не потревожит. Можно поиграть в хорошо известные пятнашки, прятки или жмурки. Дайте заданию ребенку придумать сказку со своими переживаниями.

Помните, что страхи для ребенка — это нормально. Ваша задача контролировать процесс их появления и при необходимости корректировать.

Что хранится в карманах детства. События, объединяющие больших и маленьких, или Уроки фантазии.

Издательство: Б-ка «Шкiльного свiта» (Киев), 2005 г.

Ребенок боится чужих несколько советов как победить страх

Сначала о том, как нам не хватает детских творческих студий с увлеченными педагогами. Теми самыми педагогами из советских документальных фильмов – с горящим взором, с невероятной любовью к своему делу и твердыми намерениями донести до детей истины творческого мира понятным языком. Некоторым еще удается держаться на плаву, они что-то где-то ведут хотя бы частным образом.

Постепенно все лучшее в образовании будет придавлено отходами нашего смутного времени. Неувязка получается: с одной стороны детей нынче стараются развивать по современным методикам. И мамы с рождения приучают лялек к прекрасному, изучая книжки, подсовывая малышам пальчиковые краски и пасту для лепки чуть ли не с полугода. С другой – учить есть кого, а учиться не у кого. Шансов все меньше, коммерции все больше.

Татьяна Викторовна Бабушкина, она же – ТиВи, она же ТиВиша – руководительница подросткового клуба ЭТО («Эстетика, Творчество и Общение»), преподаватель кафедры педагогики Ростовского педагогического университета. К сожалению, с 2008-го года ко всем регалиям нужно прибавить прошедшее время – была. Она была яркой неординарной личностью.

Клуб назывался «кочевым» – они организовывали лагеря в разных углах страны, ездили в детские дома и интернаты, посещали культурные места, общались с известными людьми… дети даже на стройках работали, зарабатывая деньги, даже теплотрассу прокладывали к детскому дому. Деятельность клуба не нравилась советской системе, и его всячески подавляли.

Сегодня наших детей, да и любого взрослого, способна поразить – и тут же оставить в равнодушии – видимая географическая исчерпанность мира. Земля уже выглядит как тесная, всезнаемая, небольшая планета. Человечество, географически исчерпав себя, тем не менее, печально глядит на компьютерно неподвижного ребёнка.

Раньше многие взрослые понимали эту важность. Недаром, когда маленький Владимир Одоевский в детстве сломал ногу, переживающая бабушка сажала его в экипаж, и каждый день возила вокруг дома, усадьбы. Мудрая бабушка понимала, что без этих маленьких путешествий ребёнок будет двигателен, как ни странно, только внешне, а внутренний двигательный мир не разовьется. Сегодня ребёнок настолько обездвижен, что у него сокращается и та, и другая способность познания пространства.

Давайте вспомним, в чем раньше измерялось пространство? В локтях. Двигаясь, присаживаясь, ползая, прислоняясь, измеряя собой, своей неуемностью окружающее, ребёнок измеряет пространство вокруг себя и в своем теле. Старые мультфильмы дарят нам удивительные, «живые» единицы измерения (Мартышка, Удав, Попугай), придумайте новые. Сделайте интересное исследование окружающей комнаты в ладошках, шагах, прыжках, в ребятах, взявшихся за руки.

В 16 веке испанский философ Ксавье де Местр написал книгу, которая тут же стала необычайно популярна во многих странах. В произведении таится открытие целой бесконечности в пространстве малой комнаты. Автор пишет о том, как он любит свой дом. О том, что его письменный стол находится на таком-то градусе широты и долготы, его кровать в стольких-то шагах от стола, что если идти по компасу, то кресло расположено на юге, стол – на севере и т. д. Мгновенный подъем своего дома до уникальности единственной точки на земле и есть основа значимости родной земли, которая сегодня утрачена.

Читая похожие книги, коих все меньше становится, поневоле думаешь об упущенных возможностях. О том, сколько дел и забот мешают заняться развитием ребенка на полную мощь. Но многие родители просто не знают, с какой стороны подступиться к творческому образованию, и они с удовольствием бы перепоручили детей талантливым педагогам из ближайшего центра развития.

На юге халабудой называется маленький домик, размером с сарайчик. В педагогике – домик, сотворенный из одеял, открытых зонтов, столов, занавесок, домик, созданный ребёнком по своему размеру и подобию, ребёнком, ищущим уюта и защищенности. Как в это можно играть? Для этого стоит вспомнить «придумку» Шацкого – сказку на естности.

И, по совету Джанни Родари, «калькировать» её, взяв хотя бы того же Винни Пуха и его компанию. А чтобы персонажей хватило на всех, предложите детям быть Винни, Тигрой, Осликом по желанию и в любом количестве. И каждое множественное животное поселите в отдельный домик. А потом, взяв, к примеру, сюжет о кормлении Тигры, с которой непонятно что делать (ведь ни меду не ест, ни вкусных желудей) осуществите сюжет гостевания от одной халабуды к другой, со все увеличивающимся количеством участников.

Предлагаем ознакомиться:  Дифтерия у детей риск заражения симптомы и течение заболевания методы лечения

Но это уже потом… Главное произошло вначале. Когда дети, не спеша, обживали свои домики по законам извечного жанра дочки-матери. В глубине сундучок больше напоминает кладовочку. Здесь можно найти самые обыкновенные предметы: клубок ниток, картошку, башмак, лодку… Но стоит их достать по отдельности, как мы можем увидеть обычный предмет в необычном измерении, где он выступает как главный герой события.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Мы постоянно говорим о диалоге ребёнка с миром, но часто первое слово отдаем себе или ребёнку. А мир взирает, слушает и молчит. Поэтому многие наши встречи носят имена предметов, от лица которых ведется игровое повествование. Дерево, Яблоко, Хлеб, Письмо, Колесо, Стрела могут рассказать нам массу интересных вещей… Достаем и невидимое, но значимое, идущее прямо в сердце.

Это запахи праздников. Оказывается, ванилин хорош не только в пирогах, но и на руках взрослого. Он радует и успокаивает одновременно. А вот пряничный домик можно покрасить, на манер забора Тома Сойера, цветной глазурью с корицей. Кожица мандаринов – самые запоминающиеся духи детства. А прогоревшие бенгальские огни рядом со взрослым пахнут доверительностью.

Чтобы заниматься с детьми по ТАКОЙ методике, нужно, как кажется, абсолютно уйти от реальности. И желательно перед этим пройти психоаналитика, чтобы в голову не лезли проблемы семейные, проблемы рабочие, проблемы выдуманные. Это другая сторона мира, где предметы живут своей собственной одухотворенной жизнью, и понимание его тоже должно быть овеяно одухотворенностью. Сколько раз на дню наши дети пытаются пригвоздить наше внимание к своему фантазийному огню, и сколько раз мы от этого отмахиваемся…

Татьяна Бабушкина была удивительным педагогом, настоящей звездой. Сегодняшний обзор – не просто знакомство с книжкой, но и воспоминание о хорошем человеке. Вот эту заметку ТиВиши опубликовали в день, когда ее не стало, но об этом еще никто не знал.

Когда день становится Днем…

В приближении трепетной даты 9 Мая, касаясь ее в разговорах со своими подростками, я думаю: насколько проникновенно они ее воспринимают? Мне кажется, для того чтобы растущий человек мог ощущать свою связь с историей, ориентироваться в потоке культурных меток, он должен иметь собственный опыт яркого переживания дат.

поздравленными оказываются учитель и одноклассники, а не ребенок. Это праздник наоборот. Между тем детям очень нужны даты, пусть не совсем обычные. Один детдомовский мальчик отмечал каждый год день рождения собаки – он его придумал, но четко соблюдал дату и каждый раз дарил подарок: пачку заварного крема, тот избыток, которым, ему казалось, можно порадовать собаку.

А в одной семье отмечают день рождения Боба. Когда-то под впечатлением известной истории дочь с мамой в весеннее время высадили фасолину, она проросла, и теперь каждый год они ждут повторения сказки. Уже не вдвоем: весеннюю фасолину выращивает почти весь класс. Но День Боба на каждом подоконнике наступает в свой час.

https://www.youtube.com/watch?v=cFamilyis

К размытым кочующим датам дети относятся особенно внимательно. Например, договорились о Дне Одуванчика, даже о Днях. Это ведь и «Веснушки весны», и «Парашютики лета». Вино из одуванчиков изготовляется так: набирается полный стакан пуха и вставляется трубочка: его пьют «наружу», выдувая воздух из стакана.

Оставьте комментарий

Adblock detector