Режим дня для 1 мл группы. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим питания в саду

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении – психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.

Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Каким должен быть режим?

Режим дня для 1 мл группы. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим питания в саду

Значение режима дня для дошкольников сложно переоценить. Установлено, что дети, соблюдающие режим дня, более уравновешены и работоспособны. У них постепенно вырабатываются определенные биоритмы, а также система условных рефлексов. Все это помогает маленькому организму физиологически переключаться между теми или иными видами деятельности, своевременно подготавливаться к каждому этапу: приему пищи, прогулке, занятиям, отдыху.

При отсутствии стабильного режима нервная система дошкольника испытывает большие нагрузки: малыш быстро переутомляется или перевозбуждается, а накопленная усталость мешает полноценному сну. Особенно остро это ощущают на себе дети с особенностями развития, поскольку резервы их организма зачастую снижены.

Как выглядит гармоничный режим дня дошкольника? Он включает в себя следующие периоды.

  • Ночной сон. Для младших дошкольников он должен длиться 13–14 часов в сутки, для старших – примерно на час меньше. Укладывать малышей на ночь нужно между 20 и 21 часами.
  • Дневной сон. До 4 лет его продолжительность составляет около 2 часов, после – примерно 1,5 часа.
  • Приемы пищи. Их должно быть минимум 4, через каждые 3,5–4 часа.
  • Бодрствование в течение 6–6,5 часов.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе.

Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

  • Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет – согласно медицинским предписаниям.

Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек

  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, – объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет – 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.
Предлагаем ознакомиться:  Как лечить стоматит у ребенка народными средствами

Что значит – бодрствование?

Это не просто период, когда ребенок не спит. Бодрствование дошкольника, посещающего детсад, наполнено разнообразными полезными занятиями:

  • прогулки (зимой – около 3 часов, летом – до 6);
  • изучение окружающего мира;
  • физическая активность;
  • занятия по развитию речи;
  • трудовая деятельность;
  • занятия или игры по умственному развитию (математические, обучение чтению, логике, развитие внимания, памяти), нравственному воспитанию;
  • творческая деятельность;
  • музыкальные занятия;
  • обучение навыкам письма.

Подобные занятия непосредственно способствуют развитию качеств, которые обязательно понадобятся ребенку в школе: инициативы, усидчивости, концентрации, активности, моторики, любознательности, умения выдерживать определенное время в работе.

У младших школьников в детских садах предусматривается до 10 различных занятий в неделю, у старших – до 14.

При этом деятельность, направленная на обучение детей, планируется между 9 и 12 часами утром, между 16 и 18 часами вечером. Это обусловлено уровнем работоспособности и активности дошкольников в течение дня. Самый неблагоприятный период для обучения – между 12 и 16 часами.

При составлении распорядка занятий учитывается также степень их сложности. К более сложным относят математику, развитие речи, изучение окружающего мира, к простым – рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Наиболее сложные планируются в первой половине недели, когда дети обладают большей работоспособностью, простые – во второй. Статические занятия сочетают с динамическими (прогулки, гимнастика, музыкальные занятия).

Обучающая деятельность строится с учетом возрастных возможностей. Длительность одного занятия для младших дошкольников составляет около 15 минут (их должно быть не более 2 в день), для старших – до получаса (ежедневно проводится 2–3 развивающих занятия).

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно – времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Режим дня для 1 мл группы. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим питания в саду

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.

В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

Режим дня для 1 мл группы. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим питания в саду

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.

Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Наблюдение
за организацией и руководством режимными
процессами в средней группе детского
сада.

Предлагаем ознакомиться:  Пертуссин: инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги сиропа от кашля. Сироп Пертуссин для детей: как избавиться от кашля быстро и безопасно Можно ли пить пертуссин

Название
режимного процесса

Деятельность
детей

Деятельность
воспитателя

Деятельность
помощника воспитателя

1.Утренний
прием

Приходят
с родителями, которые помогают
раздеваться. Общаются с воспитателем.

Создание
хорошего настроения, беседы с детьми,
родителями, осмотр детей, помощь детям
в приведении себя в порядок, наблюдение
за общением детей с родителями, помощь
в организации игр, поручения.

Смотрит
за играющими детьми, пока воспитатель
находится в приемной комнате, создает
бодрое настроение у детей, делает
влажную уборку перед проведением
утренней гимнастики.

2.Подготовка
к
завтраку

Умываются,
помогают сервировать столы

Показ
и объяснение дежурным правильных
приемов работы, напоминание, контроль
за выполнением действий, объективная
оценка. Индивидуальный подход, игровой
прием, худ. слово, постепенность,
напоминание порядка действий при
умывании, показ, пример сверстника,
положительная оценка

Тщательно
протирает поверхность столов горячей
водой с мылом, моет руки, надевает
специальную одежду. Сервировать столы
мл.воспитатель с помощью дежурных
начинает после получения пищи, когда
все дети занимаются гигиеническими
процедурами, и заканчивает к моменту
готовности первого ребенка приступить
к еде. Дает личный пример дежурным,
контролирует их деятельность.

3.Завтрак

Выполняют
правила поведения за столом. Завтракают.
Помогают убирать со стола, приводить
в порядок комнату

Создание
спокойной обстановки за столом,
красивая сервировка стола, положительные
примеры, напоминание правил поведения
за столом, возбуждение аппетита,
положительная оценка вкусовых качеств
пищи, побуждение доедать все, не
заставляя; индивидуальный подход,
игровой прием

Подготавливает
стаканчики для полоскания рта. По
окончании завтрака с помощью дежурных
убирает со стола и приводит в порядок
комнату.

4.Подготовка
к
прогулке

По
возможности самостоятельно одеваются,
помогают сверстникам.

Постепенность,
индивидуальный подход, напоминания
одеваться последовательно и не
отвлекаясь, уточнение порядка одевания,
указания, объяснение и показ способов
действия помощь, худ. слово, советы,
побуждение оказывать помощь своим
сверстникам, поощрение, обсуждение
плана прогулки, настраивание детей
на содержательную деятельность на
прогулке, выход на участок по мере
одевания (оказание доверия детям,
уверенность в их самоорганизации)

Помогает
воспитателю: следит и оказывает помощь
оставшимся детям, затем выводит их на
прогулку.

5.Возвращение
с
прогулки

Поддерживание
интереса к самообслуживанию, напоминание
последовательности раздевания,
поощрение быстроты раздевания и
аккуратности складывания одежды,
контроль за действиями детей, игровые
приемы, привлечение ребят к анализу
результатов труда (самообслужи-
вания),
объективная оценка

Помогает
воспитателю: следит за раздеванием
оставшихся детей.

6.Подготовка
к
обеду

Умываются,
помогают накрывать на столы, сервировать
стол

Совместная
деятельность взрослых и детей
(дежурство), а также см. «подготовка к
завтраку». Поощрение проявления
внимания к сверстникам во время
умывания (пропустил друга, подал
полотенце…), постепенность, игровой
прием, напоминания, указания, объективная
оценка.

Перед
обедом проветривает и прибирает
комнату; накрывает на стол; руководит
действиями дежурных, красиво и правильно
сервирует стол.

Прием
пищи, соблюдают правила поведения за
столом, правильно сидят

Регулирование
поведения за столом, создание
определенного настроя, доброжелательный
тон, улыбка, повышение аппетита детей,
проявление уважения к труду повара,
индивидуальный подход, разъяснение
правил поведения за столом, контроль
за правильной позой во время еды,
проговаривание технологии принятия
пищи (что чем едят, как пищу берут с
тарелки, темп еды, тщательность
пережевывания…).

Подготавливает
стаканчики с кипяченой водой для
полоскания рта. Помогает дежурным
убирать грязные тарелки из-под первого
и разносить второе блюдо. Смену блюд
производит после того, как ребенок
съест предыдущее блюдо. Побуждает
оставшихся детей к доеданию, не
заставляя, когда воспитатель находится
с остальными детьми уже в спальной.
По окончании обеда вместе с дежурными
убирает со стола и наводит порядок в
комнате.

8.Подготовка
ко
сну

Раздеваются,
аккуратно складывают одежду.

Учитывание
индивидуальных особенностей детей,
создание спокойной обстановки,
положительного настроя перед сном,
объяснение детям необходимости сна,
оценка воспитателем положительного
примера, поощрение самостоятельности
при раздевании, аккуратности при
складывании одежды, использование
худ. слова (колыбельные, сказки).

Проветривает
спальную и делает влажную уборку перед
приходом детей.

Анализ
режимных процессов.

В
группе созданы все условия для
полноценного проведения всех режимных процессов.
Прием детей осуществляется в специальной
комнате – раздевальной, где имеются
шкафчики по количеству детей, скамейки
для переодевания, зеркало, чтобы дети
могли устранить непорядок в своем
внешнем виде (зеркало находится на
уровне роста детей).

имеется несколько раковин,
что не создает толчеи при мытье рук,
зеркала, вешалки для полотенец. Ко всему
есть свободный доступ.В группе достаточно
посуды, белья (оно меняется своевременно,
по графику), столов, стульев.В группе
наблюдается единство требований к
детям, действия воспитателя согласованы
с действиями младшего воспитателя.

Воспитатель ведет беседы с родителями
на тему «Режим дня в детском саду и
дома», даёт консультации родителям о
том, как приблизить домашний режим к
режиму детского сада, в уголке родителей
висят рекомендации по организации
режима. Таким образом, воспитатель
добивается единства требований к
ребенку.

Распорядок дня обеспечивает
содержательность детской деятельности,
в группе царит деловая обстановка, нет
шума, гама, дети четко выполняют требования
режима.Режим дня носит определенный
характер, т.е. подчинен ряду правил,
которых придерживаются дети: правила
пользования игрушками, вещами, определяющие
взаимоотношения между детьми и взрослыми
(например, играть дружно, не отнимать
игрушек, не обижать друг друга).

Предлагаем ознакомиться:  Ребенок-меланхолик: как распознать меланхолика в своем ребенке. Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты

Требования,
вытекающие из режима понятны детям, это
дисциплинирует детей.Видно, что режим
дня в группе отвечает требованию
постоянности. Т.к. дети без капризов
выполняют те или иные режимные процессы
и к определенному времени уже испытывают
потребность в переходе на новый режимный
отрезок.Режим дня в группе целесообразен,
т.к. все требования режима имеют
определенный смысл, необходимы и
обусловлены общей целью и задачами
воспитания.

Режим «домашний»

А что делать, если малыш по какой-то причине детский сад не посещает и не будет? Придерживаться того же режима – однозначно. Правда, с некоторыми нюансами. Первый из них – малышу можно позволить просыпаться немного позже (поскольку время на дорогу к садику не понадобится). Второй — укладывать при этом ребенка также можно попозже.

Еще одна тонкость – родителям придется самим организовывать для своего чада развивающие занятия. Для этого целесообразно ознакомиться с требованиями по подготовке ребенка, предъявляемыми именно в той школе, которую ребенок будет посещать в будущем, и постараться подготовить малыша в соответствии с ними.

Режим дня для 1 мл группы. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим питания в саду

Конечно, можно привлекать на помощь и специалистов (например, записать чадо в группу раннего развития или к педагогу, который возьмет на себя роль своеобразного репетитора). Но если есть уверенность в собственных силах, то лучше, если обучением дошкольника займутся его родители. Так у них будет возможность лишний раз (который совсем не лишний!) демонстрировать ему свою любовь, заинтересованность его развитием и гордость первыми достижениями.

Заниматься придется тем же, чем и в саду: учить писать, читать, рисовать, лепить, танцевать, давать элементарные математические представления, развивать речь, изучать природу, играть, развивать малыша физически (самостоятельно или в спортивной секции), обязательно приучать к труду. Кроме прочего, мамы целиком отвечают и за рацион своего чада.

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда. Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение.

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению. Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь. Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Оставьте комментарий

Adblock detector