Оглавление
4 Курса лечебного факультета
д.м.н., профессор
А.Ф. Виноградов
к.м.н., доцент А.В.
Копцева
г. Тверь, 2012 г.
-
Название
учебной темы:
Вскармливание смешанное и искусственное.
Питательные смеси, используемые для
смешанного и искусственного вскармливания.
Консервированные, адаптированные
продукты. Особенности вскармливания
недоношенных детей. Принципы питания
детей старше года. Роль участкового
педиатра в организации рационального
питания детей.
Осмотр
детей, находящихся на различных видах
вскармливания. Отработка методики
обследования. Составление рациона
питания и меню-раскладки детям первого
года жизни на смешанном и искусственном
вскармливании по заданию преподавателя.
-
Цель
изучения учебной темы:
Изучить
современные аспекты смешанного и
искусственного вскармливания детей
первого года жизни на уровне знаний и
умений составлять карту питания детям
первого года жизни, находящихся на
смешанном и искусственном вскармливании,
а также решать ситуационные задачи по
данной теме. Освоить понятия докорм,
консервированные и адаптированные
продукты. Ознакомить студентов с
основными принципами вскармливания
недоношенных детей и детей старше года.
Определить роль участкового педиатра
в организации рационального питания
детей. -
Основные термины:
1) Смешанное
вскармливание
2) Понятие «докорм»
3) Искусственное
вскармливание
4) Адаптированная
молочная смесь
-
План изучения темы:
-
Определение
и принципы смешанного вскармливания -
Определение и
принципы искусственного вскармливания -
Классификация
адаптированных молочных смесей -
Критерии выбора
АМС -
Кисло-молочные
смеси -
Последствия
искусственного вскармливания -
Особенности
питания недоношенных детей -
Принципы питания
детей старше года
-
Изложение учебного материала:
Под
смешанным
вскармливаниемпонимают
вскармливание грудным молоком с
вынужденным (нефизиологическим) введением
докорма в виде коровьего молока (молока
животных и растений) или его разведений
(смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной
потребностей.
Смешанное
вскармливание – это такой вид
вскармливания, когда наряду с женским
молоком детям дают молочные смеси, так
как из-за возраста ребенка ему еще нельзя
давать прикорм. Дополнительное питание
искусственными молочными смесями
называется докормом.
Показаниями
к смешанному вскармливанию является
недостаток молока у матери (гипогалактия)·
или некоторые заболевания матери.
Клиническими симптомами голодания
ребенка являются уплощение или падение
весовой кривой, беспокойство, редкие
мочеиспускания и изменения со стороны
стула. Стул обычно вначале урежен или,
наоборот, учащен.
Для
того чтобы узнать, имеется ли достаточное
количество молока у матери, необходимо
в ранние часы взвесить ребенка до и
после кормления, Т.е. провести контрольное
взвешиваниеребёнка. По
разнице веса можно судить о том, сколько
ребенок высосал молока. Произведя
подсчет необходимого количества молока
по формулам, и зная количество молока,
получаемого ребенком от матери, можно
рассчитать необходимое количество
докорма.
При
смешанном. вскармливании до корм
назначают в зависимости от количества
молока у матери, то есть после каждого
кормления, или некоторых из них, или
путем чередования полных кормлений
грудным молоком и молочной смесью. В
качестве докорма в современной диететике
применяются адаптированные молочные
смеси, используемые при искусственном
вскармливании, и описаны в соответствующем
разделе.
Принципы смешанного
вскармливания:
-
Введение
докорма не ранее 4- 7 дня борьбы с
гипогалактией. -
Выбор докорма с
учетом возраста, аппетита. -
Докорм назначается
после кормления грудью. -
Число
кормлений сохраняется тоже, что и при
естественном вскармливании, но если
дефицит молока составляет более 50%, то
число кормлений урежают на 1. -
Докорм
можно вводить не во все кормления, если
дефицит молока составляет 50% и менее. -
Докорм не менять.
-
Проводить
еженедельные контрольные кормления
(2-3 раза в сутки 2-3 дня в неделю в разные
часы суток). -
Изменение
потребности в пищевых ингредиентах
при использовании неадаптированных
смесей до 3,5-4,0 г/кг в сутки белка. -
Докорм
вводится в ложечке или через маленькую
дырочку в соске. -
С
учётом современных взглядов (Национальная
программа оптимизации вскармливания
детей первого года жизни, 2010) сроки
введения прикорма при смешанном и
искусственном вскармливании не
изменяются.
Искусственное
вскармливание
– это вскармливание ребёнка первых
месяцев жизни молоком животных или
растений (соевое, миндальное) при дефиците
грудного молока, составляющем 4/5 и более
от суточного рациона.
Принципы
искусственного вскармливания:
-
Частота
кормлений при назначении адаптированных
смесей может быть такая же, как .при
.естественном вскармливании, при
назначении неадаптированных – количество
кормлений уменьшается на 1 и можно с
3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое
кормление. -
Объемы
питания при искусственном вскармливании
рассчитываются также, как при естественном
(объемы зависят не от вида вскармливания,
а от возможностей желудочно-кишечного
тракта). -
Прикорм
вводится в те же сроки, что и при
естественном вскармливании. -
Повышается
потребность в белке при питании
неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг,
при получении адаптированных смесей
количество белка – как при естественном. -
Калораж повышается
на 10% при использовании неадаптированных
смесей. -
Поощряется любая
попытка перехода к смешанному и
естественному вскармливанию.
Перевод
ребенка на искусственное вскармливание
является «метаболическим стрессом» и
в связи с этим большое внимание врачей
должно уделяться правильному выбору
«заменителей» женского молока с учетом
индивидуальных особенностей здоровья,
физического развития и даже аппетита.
Основу
большинства «заменителе» или смесей
составляет коровье молоко, которое
значительно отличается от женского
молока по своему составу и свойствам.
В коровьем молоке существенно выше, чем
в женском, содержание белка, кальция,
калия, натрия и других минеральных
солей. В то же время уровень углеводов,
ряда жирных кислот и витаминов, напротив,
ниже, чем в женском молоке.
Чтобы
приблизить состав коровьего молока к
составу женского (или иначе «адаптировать»
его состав к особенностям незрелого
организма ребенка, отсюда и название
«адаптированные молочные смеси»),
необходимо снизить в коровьем молоке
содержание. белка и солей, но повысить
уровень углеводов (лактозы), некоторых
витаминов и жирных кислот в
настоящее
время на российском рынке широко
представлены разные заменители женского
молока, как отечественные, так и импортные.
«Заменители» женского молока могут
быть сухими или жидкими (готовыми к
употреблению), пресными или кислыми.
Молочные
смеси делятся на 2 большие группы –
адаптированные и неадаптированные, в
свою очередь смеси в каждой из этих
групп – на сладкие и кисломолочные.
Адаптированная
молочная смесь
(АМС) – пищевой
продукт в жидкой или порошкообразной
форме, изготовленный на основе коровьего
молока, молока других сельскохозяйственных
животных, предназначенный для использования
качестве заменителя женского молока и
максимально приближенный к нему по
химическому составу с целью удовлетворения
физиологических потребностей детей
первого года жизни в пищевых веществах
и энергии.
Содержание белка, жиров,
углеводов, минеральных веществ и
витаминов в смесях должно соответствовать
отечественным и международным стандартам
для адаптированных молочных смесей.
Существует современная классификация
детских адаптированных молочных смесей
(рис. 1). В основном это касается деления
смесей в зависимости от возраста детей
на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие»
(от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12
месяцев.
Особое
внимание уделяется «начальным» смесям,
состав которых максимально адаптирован
к физиологическим потребностям и
особенностям обмена веществ детей
первого полугодия жизни. В последнее
время наблюдается тенденция к снижению
уровня белка в современных молочных
продуктах с целью его количественного
приближения к женскому молоку.
Так, в
большинстве «начальных» смесей количество
белка составляет 1,4-1,6 г/100 мл, а минимальный
уровень 1,2 г/100 мл соотношение сывороточных
белков и казеина составляет 60:40, 50:50, в
отдельных смесях 70:30. почти все современные
смеси содержат таурин, α-лактальбумин,
а некоторые – нуклеотиды.
Для
адаптации жирового компонента «начальных»
смесей в их состав вводят растительные
масла (подсолнечного, кукурузного,
соевого, рапсового, кокосового,
пальмового), богатые полиненасыщенными
жирными кислотами (ПНЖК). Для улучшения
эмульгации жиров в состав смесей вводят
небольшое количество природных
эмульгаторов лецитин, моно- и диглицериды.
В
качестве углеводного компонента
используется, в основном, лактоза и
мальтодекстрин. Ряд смесей содержит
галакто- и фруктоолигосахариды, обладающие
пребиотическим действием и способствующие
избирательному росту бифидобактерий.
Некоторые смеси содержат лактулозу,
которая также является пребиотиком.
Во
все смеси включен необходимый набор
витаминов и минеральных веществ в
соответствии с физиологическими
потребностями детей первых месяцев
жизни. Это в первую очередь железо, медь,
цинк, йод. в
ряд смесей
введен селен, обладающий антиоксидантными
свойствами. Соотношение кальция и
фосфора находится в диапазоне 1,5:1 –
2,0:1.
Уровень
витаминов в АМС превышает таковой в
женском молоке в средней на 15-20%, т.к. их
усвояемость более низкая, чем из женского
молока. При этом большое внимание
уделяется витамину Д. Его содержание в
100 мл готовой смеси должно составлять
по нормативам 40-50 МБ. Во все смеси
добавлены витамины группы В, витамин
А, β-каротин.