Как общаться с детьми: 20 правил общения с ребенком

Факторы, влияющие на особенности поведения ребенка

Помимо врожденных черт характера и темперамента, определяя особенности поведения ребенка, можно выделить две взаимосвязанных стороны в развитии ребенка:

  • Физиологическое развитие, включающее в себя удовлетворение физиологической потребности в физическом комфорте, пище, движениях и впечатлениях, которые необходимы для развития нервной системы. В рамках проводимых исследований было установлено, что удовлетворение физиологических потребностей ребенку необходимо, но не является достаточным для его полноценного развития;
  • Эмоционально-личностное и когнитивное развитие ребенка, которое опирается на соответствующую конкретно-культурную модель общества. Современные психологи говорят, что особенности поведения ребенка в большей мере определяются влиянием культурных и индивидуальных особенностей матери.

Особенности поведения застенчивых детей

Застенчивых, нерешительных и стеснительных детей обычно объединяет общая черта – низкая самооценка. При встрече с незнакомыми явлениями они обычно пугаются или раздражаются, ища материнской поддержки и защиты.

Воспитывая ребенка нужно стараться не усугубить застенчивость, а наоборот сгладить. Для этого необходимо развивать творческий потенциал, которым обычно такие дети обладают. Учитывая особенности поведения ребенка, родители и педагоги должны обращать внимание на такие положительные черты, как наблюдательность, исполнительность и повышенное чувство ответственности.

Особенности поведения гиперактивного ребенка

Довольно часто повышенная двигательная активность ребенка служит поводом для обращения за помощью к врачам. Нередко причиной гиперактивности являются различные заболевания, включая болезни нервной системы.

Однако в большинстве случаев врачи отмечают, что в основе конфликтного и неадекватного поведения лежат дефекты воспитания. В большинстве случаев причиной поведения гиперактивного ребенка является:

  • Слишком строгий авторитарный стиль воспитания;
  • Воспитание, в котором преобладает излишняя опека, не позволяющая получать необходимый для развития жизненный опыт;
  • Отсутствие единых требований и отношение к детям в зависимости от самочувствия и настроения.

Основными особенностями поведения гиперактивного ребенка является неусидчивость, недостаточная концентрация внимания, агрессивность и конфликтность. Однако постоянные замечания и упреки только усугубляют ситуацию, поскольку способствуют формированию комплекса неполноценности.

Такие дети испытывают определенные сложности в детском коллективе, где даже у самого хорошего педагога просто не хватит времени и сил на воспитание гиперактивного ребенка. Учитывая особенности поведения ребенка и осознавая будущие сложности, родители должны обратиться за помощью к детскому психологу, который поможет найти верный подход к малышу и скорректировать его поведение.

Довольно часто конфликтное поведение ребенка свидетельствует о проблемах в отношениях между родителями, тогда помощь семейного психолога просто необходима. При этом ради будущего своего малыша родители должны быть готовы заметить свои ошибки и изменить свое поведение.

Предлагаем ознакомиться:  Лучшие авторские методики воспитания детей

Помимо описанных особенностей поведения ребенка педагоги и психологи также выделят такие, как:

  • Медлительность. Детям с такой особенностью психики необходимо помочь преодолеть комплексы, связанные с тем, что им сложно включаться в работу и переходить от одного дела к другому;
  • Капризность. При этом типе поведения родителям следует обращать внимание ребенка на то, что не только с помощью требований и капризов можно добиться своих целей. При этом важно таких детей вовлекать в семейные дела, в которых они почувствуют себя полноправными участниками;
  • Замкнутость. Замкнутые дети в отличие от застенчивых не хотят общаться. Обычно причины подобного поведения кроются в страхе перед чужими людьми, длительном беспокойстве и неумении вести себя в незнакомой ситуации.

При воспитании ребенка родители должны понимать, что нет универсального правильного метода. В любом случае важнее всего любовь, забота и неподдельный интерес к ребенку. И только тогда знания, основанные на особенностях поведения ребенка, помогут вырастить полноценную и разностороннюю личность.

Что означает плохое поведение?

Для ребенка плохое поведение является формой коммуникации со взрослым, может быть способом привлечь внимание и сообщить о своих желаниях. Поэтому если ребенок демонстрирует плохое поведение, прежде всего, попытайтесь понять, что он хочет вам “сообщить” таким своеобразным способом.

В различных ситуациях плохое поведение может означать: “Не знаю, что мне делать”, “Мне требуется внимание”, “Я устал”, “Хочу делать что-то другое”, “Я не понимаю, что происходит вокруг” и т.д.

Рассказывает мама двухлетнего мальчика: “Сын спокойно играл, но через некоторое время начал капризничать, разбрасывать игрушки и приставать к сестренке. Я стала отчитывать его и попыталась отвлечь новой игрушкой”.

Что произошло? Ребенок долго играл и потерял интерес к игре, мама была занята своими делами. Малыш “использовал” сестренку, чтобы привлечь внимание матери и получить смену деятельности.

Анализируя поведение ребенка, попытайтесь понять, какие ситуации вызывают “срыв”, и пробуйте их предупреждать.

Как общаться с детьми: 20 правил общения с ребенком

Ребенок начинает плохо себя вести от скуки — вовремя предложите смену занятия.

Ребенок капризничает, когда вы разговариваете по телефону, — поставьте рядом коробку с игрушками.

Требуется ваше внимание во время игры — разговаривайте с ребенком, задавайте заинтересованные вопросы.

Возникают трудности во время совместного похода по магазинам — рассказывайте, что вы покупаете, для чего, что еще нужно купить. Составьте для ребенка “рисуночный” список покупок, предложите малышу вместе с вами отыскать в магазине нужные вам продукты.

Выделите типичные ситуации, в которых ребенок плохо себя ведет, и выбирайте соответствующую стратегию.

Как реагировать?

Старайтесь сразу реагировать на нежелательное поведение, не дожидаясь подходящего момента. Например, если ребенок на детской площадке отбирает игрушки у других детей, не стоит ждать возвращения домой. Надо остановить нежелательное поведение и объяснить, что так делать нельзя. Запоздалая реакция: “Ты себя плохо вел на улице” — бесполезна, она ничего не даст ребенку.

Предлагаем ознакомиться:  Как научить ребенка кататься на коньках самые надежные методики

Избегайте фраз типа: “Какой плохой мальчик”, “Посмотрите, какая плохая девочка!”, этим вы занижаете самооценку ребенка. Дайте понять, что вы не одобряете поведения: “Ты поступил плохо, когда отобрал игрушку у мальчика”.

Право на агрессию

Иногда малыши с большим восторгом бросают игрушки на пол, ломают постройки из кубиков, стучат ложкой по кастрюле, играют с барабаном или молотком. С одной стороны, шумные игры позволяют ребенку выплеснуть накопившееся эмоциональное напряжение: резкие движения и громкие звуки способствуют разрядке. С другой — подобные игры дают ребенку чувство власти над окружающими. Ломая, бросая, хлопая, малыш ощущает себя королем. Позвольте “королю” насладиться своей силой в допустимой игровой форме.

Во многих семьях существует запрет на агрессивное поведение: ребенок не может кусаться, толкаться или драться. Постепенно приходит понимание, что обижать близких нельзя. Но несмотря на это, агрессию ребенок все же испытывает. На помощь может прийти замечательная игрушка — неваляшка, она терпит пинки и толчки, “говоря” ребенку: “Ты можешь быть ласковым и добрым, но иногда немного агрессивным”.

Осторожно: самоагрессия!

У некоторых детей вырабатывается вредная привычка наносить себе телесные повреждения: биться головой об пол или кровать, кусать себя, бить кулаком по лбу, выдергивать волосы и т.д. Важно понять, что произошло в семье, какие изменения вызвали такую реакцию. Подобное поведение может быть также связано со страхом, тревогой или досадой от того, что ребенка не понимают. Он снова и снова пытается что-то сообщить, но, не получая внимания и понимания, впадает в ярость, вымещая обиду на себе.

Ребенку, которому свойственна самоагрессия, можно предложить выплеснуть негативные эмоции, играя с мокрым песком и водой. Позвольте наливать в тазик с песком воду, разводить “грязь”, трогать ее руками. Можно добавлять в мокрый песок небольшие игрушки. Позже, когда ребенок успокоится, попробуйте прояснить его чувства и узнать, что вызвало негодование.

Если приступы самоагрессии не проходят, проконсультируйтесь с психологом.

Не бойтесь говорить “нет”

Если родители являются требовательными и понимающими одновременно, ребенок чувствует себя в безопасности, он знает, что ему позволено, а за что могут наказать. Поэтому очень важно уметь сказать “нет” тогда, когда это необходимо.

Если ребенок делает что-то неприемлемое на ваш взгляд (например, бьет другого ребенка), вам следует уверенно, но без раздражения сказать “нет” и объяснить, что нельзя бить людей, но можно взять за руку, поздороваться или погладить по голове. Когда вы запрещаете что-либо ребенку, демонстрируйте соответствующие эмоции. Не поднимайте шум, не привлекайте внимание других взрослых — просто дайте понять, что вы такого поведения не потерпите.

Если вы сказали “нет”, то старайтесь придерживаться своего решения. Ребенок должен знать, что “нет” значит “нет”. Уступая просьбам ребенка, вы сами можете попасть в ловушку.

Помните, что постоянные запреты приведут к тому, что ребенок начнет их игнорировать. Поэтому используйте запрет тогда, когда это действительно необходимо. Не стремитесь слишком ограничивать свободу ребенка, он должен исследовать окружающий мир, познавать новое и учиться на своих ошибках.

Семейные правила

В каждой семье по ходу жизни вырабатываются определенные правила. Для того чтобы ребенок их усвоил, они не должны ежедневно меняться, а в требованиях разных членов семьи не должно быть противоречий. Ребенок должен понять, что если что-то запрещено, то назойливые просьбы и хныканье не помогут. Осознав это, ребенок обычно соблюдает правила: их постоянство дает ему ощущение безопасности.

Предлагаем ознакомиться:  Воспаление легких у детей: симптомы, признаки и лечение пневмонии антибиотиками в домашних условиях

Дети очень сообразительны и могут проверять вас на прочность. В этот момент вам может показаться, что ситуация становится только хуже. Но не отчаивайтесь, это временно. Как только ребенок поймет, что вы постоянны в своих требованиях, поведение изменится к лучшему.

Будьте честны в отношениях с детьми, если где-то ошиблись, не бойтесь сказать об этом и признать свою ошибку.

Конечно, нормы поведения — это здорово, но мы не должны забывать и о человечности. Иногда, так хочется лечь спать чуть позже обычного или съесть больше сладкого, например, во время похода в парк. А как приятно выйти под теплый летний дождь и прыгать по лужам босиком. Время от времени позволяйте себе эти маленькие слабости, они делают нас счастливее и остаются в памяти намного дольше, чем обыденные нормы.

Мы хотим, чтобы наши дети росли чуткими, добрыми и понимающими. Для этого мы должны подавать им положительный пример. Дети больше следуют примерам, а не словам.

Можно ли управлять трудным поведением?

Обычно взрослые стараются прекратить нежелательное поведение запретами, угрозами, уговорами или не замечать капризов. Но иногда достаточно просто сочувственно выслушать ребенка и попытаться увидеть ситуацию с его точки зрения.

Покажите ребенку, что вы понимаете его и разделяете его проблему. “Ты забрал у Пети машинку, потому что она тебе понравилась, и ты тоже захотел с ней поиграть”. Это обеспечивает ребенку чувство защищенности и уверенности в себе.

Как общаться с детьми: 20 правил общения с ребенком

Однако, сочувствуя ребенку, не позволяйте ему делать то, что нарушает заранее выдвинутые требования: “Но отбирать игрушки нельзя, предложи Пете поменяться машинками или выбери другую”.

Показать, что вы понимаете чувства ребенка, это не значит, что вы “идете на поводу”. Оставайтесь рядом и говорите с ребенком спокойным голосом.

Имейте при себе любимую книгу или игрушку ребенка. Это может помочь, если вы находитесь в магазине, в транспорте или беседуете с людьми. Если вы чувствуете приближение нежелательного поведения, достаньте книгу и попробуйте поговорить с ребенком.

Носите в сумочке маленький флакон с раствором мыльных пузырей. Если нужно отвлечь малыша на улице, это может вас выручить. Пузыри, как правило, вызывают положительные эмоции у большинства детей.

Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, старайтесь сохранять спокойствие и позитивный настрой. Помимо отрицательных замечаний, не забывайте о добрых словах для вашего малыша. Хвалите и одобряйте ребенка, когда он ведет себя хорошо и проявляет даже небольшие успехи (например, спокойно рисует).

Часто родителей смущает реакция окружающих на поведение ребенка. Не придавайте этому большого значения. У разных людей представления о плохом и хорошем поведении различны. Поэтому не беспокойтесь о том, что подумают окружающие.

Постарайтесь найти занятия, от которых ребенок получает положительные эмоции и ведет себя хорошо (например, прогулка в парке или игра на детской площадке). Находите время для этих занятий и получайте как можно больше положительных эмоций от общения друг с другом.

Оставьте комментарий

Adblock detector