Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

Увлечённость гаджетами

Изо дня в день мы повторяем ребятишкам, что слишком долго сидеть за компьютером вредно, нельзя очень часто смотреть мультфильмы и т. д. А что же видит ребёнок? Как мама и/или папа увлечённо тыкает пальцем то в клавиатуру ноутбука, то в смартфон.

Разумеется, у нас имеется серьёзное оправдание – манипуляции с гаджетами необходимы по работе, однако подобный нюанс не важен для детей. Они принимают родительское поведение за образец и так же тянутся к телефону или планшету. Поэтому ноутбуки в сторону, переходим на «живое» общение с малышами!

Исследование своего тела и тревожность родителей

Давайте говорить честно: малыши способны залезать пальцами и трогать руками все, что есть на их теле (и телах других людей). Ребенок, ковыряющийся в носу, — самое распространенное зрелище. Выкапывание различных носовых сокровищ и избавление от щекотки в сочетании с забавными ощущениями привлекает миллионы крошечных пальцев в носовые проходы. Что же делать?

Поощрять малыша использовать носовые платки и салфетки, следить за влажностью воздуха в доме, чтобы предотвращать появление корочек на слизистой, приучать промывать нос водой и… не беспокоиться. Прививание хороших манер — единственное, что может тревожить взрослого в подобной ситуации.

Также естественно, хотя взрослые зачастую с этим и не согласны, для малышей исследование и прикосновение к своим интимным частям тела. Большинство детей быстро проходит этот этап и забывает до подросткового возраста, однако довольно значительная часть малышей получает приятные ощущения от прикосновений и старается их повторить.

Если педиатр уверяет, что у ребенка нет признаков аллергических реакций, раздражения, воспалительных процессов на половых органах, вызывающих зуд и желание прикасаться, то основной метод — объяснить малышу: такие прикосновения не должны происходить в присутствии других людей и в общественных местах.

  • Если ребенок слишком увлечен касаниями частей своего тела в ущерб другим занятиям — играм, прогулкам, чтению, необходимо обратиться к специалисту.
  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
    Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психологаСовет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.
    Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психологаСовет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.

Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает.

Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок.

Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор  – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал.

Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими.

Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих.

Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

Полезный совет напоследок

Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

Оспаривание мнение супруга

Ребёнок должен видеть разнообразие мнений, это полезно для развития критического мышления. Однако в данном случае речь идёт о противоречиях в воспитании. К примеру, отец выносит дисциплинарное взыскание в виде запрета на ноутбук, а мама разрешает («что ты понимаешь в воспитании детей!») играть в компьютерные игры.

Обратная ситуация – женщина настаивает на том, чтобы ребёнок убирал за собой игрушки в течение получаса после увлечённой забавы, а мужчина снисходительно отмахивается: мол, ну чего ты пристаёшь к сыну/дочери, успеет ещё навести чистоту.

Спорные ситуации неизбежны в семейной жизни и при воспитании детей, однако специалисты рекомендуют в таких случаях молчать при ребёнке и не понижать авторитет супруга. Затем, тет-а-тет, вы сможете всё объяснить мужу/жене – и его неправоту, и желательную модель поведения.

Вредные привычки у ребенка — Психологос

Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец… Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция… Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.

Предлагаем ознакомиться:  Как почувствовать прикрепление эмбриона к матке

Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук…

Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно — это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать, приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все — в порядке!

Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна — на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается — это ситуация более трудная.

Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно.

Вредные привычки вашего ребенка — сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.

Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка — но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда — и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво.

Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома… Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно.

Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.

И третий раз подчеркнем: заняться ребенком — значит, заняться собой.

— Он просто у меня ненормальный какой-то, — уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. — Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла… Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.

Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый — и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку — плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.

Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку — плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера.

Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.

Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же.

Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов.

Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы — к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.

Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» — это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство.

Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма — все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг.

С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой — своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.

Именно об этом — заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался.

Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.

Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.

Дергает волосы? Не пугайте ребенка «Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!», нет, напротив успокойте: «Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!»

Если сосет пальцы — забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами — можно попробовать, но тоже помогает редко.

Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: «Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой.

Пять минут сосания — начали!», но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.

Странные привычки у маленьких детей когда стоит беспокоиться а когда нет

Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона, где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе — и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.

Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.

Тут два смысла — и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной. Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!

И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: «Делаем Солнышко! Улыбочка!». Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!

Вот так. Все потихоньку — получится!

Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Для малышей раннего и дошкольного возраста характерны такие нежелательные действия, как сосание пальцев, ковыряние в носу, чавканье, кручение волос и непреодолимое желание чего-нибудь погрызть – от игрушек до ногтей.

Но если взрослые дяди и тёти хотя бы осознают свою неправоту и стараются исправить своё поведение, то ребёнок ещё не понимает, что тот или иной поступок его не красит. Какие встречаются вредные привычки у детей, что с ними делать? Ищите ответы в нашей статье.

Понятие «вредные привычки» можно считать достаточно спорным, поскольку в каждой семье есть собственные правила.

Кто-то ругает ребёнка, если он часами сидит за компьютером, а другие сами нажимают на кнопку пульта, чтобы отвлечь малыша мультфильмами.

Одни родители выступают против сладкой газировки и гамбургеров, а другие сами покупают эти не очень полезные продукты. Но есть группа нежелательных действий, которые никто из родителей не желал бы видеть у своих детей.

В психологии под привычками понимают непроизвольные и периодически повторяющиеся действия. Их условно подразделяют на две большие категории: патологические и непатологические.

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

  • грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);
  • сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);
  • ковыряться в пупке;
  • качать головкой;
  • накручивать или даже выдёргивать волосы;
  • манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);
  • биться головой об подушку.

  11 полезных советов для мамы детей-погодок

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам психологи относят следующие ритуалы:

  • ковыряние в носу;
  • чавканье;
  • обилие слов-паразитов;
  • нецензурная речь и т.д.

Глубоко укоренившиеся вредные привычки у детей – это уже весомый повод обратиться к психологу или неврологу. И чем раньше родители начнут действовать, тем выше вероятность безболезненного искоренения нежелательного поведения. Согласитесь, что намного легче переучить малыша, чем ребёнка младшего школьного возраста.

Зная о причинах возникновения «плохих» ритуальных поступков, вы можете предотвратить их негативные последствия. Самый простой совет – уделяйте малышу как можно больше своего внимания и времени, чаще берите его на ручки, ласкайте – кроха должен чувствовать родительскую любовь и нежность.

Крепкие выражения

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

Когда кто-то делает нам замечание, что ребёнок использует матерные выражения в речи, мы обычно сетуем на плохое воспитание в школе или даже детском саду – мол, в компании нахватался. Но на самом ли деле именно так обстоят дела?

Если вы хотите, чтобы дети выражались культурным языком и не использовали при общении жаргонизмы или матерные слова, необходимо сдерживаться хотя бы в присутствии подрастающего поколения. Конечно, дополнительно нужно приучать ребёнка к чтению классической литературы.

Крики и ругань

Здесь всё понятно и без многословных психологических нотаций: ссоры и родительские разговоры на повышенных тонах приводят к тревожности, возбудимости детей. К тому же подобный стиль выяснения отношений нередко выливается в детскую агрессию – вербальную и физическую.

Предлагаем ознакомиться:  Домашнее овощное пюре для вашего ребенка что и когда можно

Если никак не получается решить конфликтную ситуацию мирным путём, договориться либо сдержаться, нужно исключить присутствие ребёнка при подобном разговоре. То есть лишние зрители в лице подрастающего поколения нам совершенно не нужны.

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога — Моя Кроха

Чаще всего слово «нет» в ответ на многочисленные родительские просьбы звучит из ребячьих уст в период с 2 до 4 лет. Данный этап называется в психологии кризисом трёхлетия и считается крайне важной вехой детского развития и самоидентификации.

В этот кризисный этап ребёнок осознаёт себя и жаждет самостоятельности. Он начинает понимать, что является такой же отдельной личностью, как мама либо папа. Проявляется это употреблением в речи слова «Я», а прежде малыш говорил о себе в третьих лицах или по имени.

К тому же у ребёнка формируются волевые качества, переходящие в независимость. Он категорически против лишнего контроля с родительской стороны и хочет самостоятельно осуществлять выбор в любых, даже самых несерьёзных ситуациях.

Именно в этот момент у ребёнка в лексиконе возникают новые слова и фразы: «Нет», «Я сам», «Не буду». Также можно заметить, что он как будто действует назло родителям: отказывается кушать после приглашения позавтракать, убегает, когда его зовут и пр.

Мамы и папы ужасаются: в семье растёт чудовище! Вторит и старшее поколение, которое убеждено, что родители избаловали малыша. Однако психологи советуют не сгущать краски, поскольку трёхлетний кризис естественен для детей, поскольку ознаменовывает новый период в дошкольном развитии.

У взрослых может возникнуть вполне обоснованный вопрос: каждый ли ребёнок всё время говорит «Нет» в течение кризиса 3 лет? На самом деле этот этап может проходить довольно безболезненно, если в семье царят тёплые отношения. Иногда мамы даже не понимают, о каких кризисах ведут речь специалисты, поскольку их чада ведут себя вполне «пристойно».

Однако если взрослые не пришли к пониманию того, что прежние способы взаимодействия с ребёнком утратили актуальность на данном возрастном этапе, то слово «Нет» и прочие симптомы кризисного периода начнут отравлять жизнь всему семейству.

В каких случаях поведение малыша является нормальным, а когда есть поводы для беспокойства, читайте в статье. Здесь описаны наиболее распространенные ситуации, с которыми сталкиваются все родители, и расшифровка секретного языка маленьких детей.

Критика третьих лиц

Конечно, раздражение или обида на кого-либо – явление постоянное, поэтому нередко в сердцах мы начинает «перемывать косточки» нашим оппонентам в присутствии малыша. Подобные действия крайне нежелательны, поскольку:

  • дети способны поделиться услышанной информацией с другими людьми;
  • ребёнку может не понравиться услышанное (если разговор содержал малоприятные сведения о значимых взрослых – к примеру, о тёте либо воспитательнице);
  • малыши перенимают стиль общения и в дальнейшем так же самозабвенно станут сплетничать, обсуждать и всячески критиковать других людей.

Таким образом, важно скрывать свою любовь к сплетням либо злой критике хотя бы от ребёнка. Естественно, если имеется желание поболтать о ком-то с подругой или супругом, никто вам этого запретить не сможет. Но лучше это делать в отсутствие чада.

Веди себя прилично: как отучить ребенка от дурной привычки за 3 недели

Некоторые привычки детей удивляют, раздражают, просто приводят в недоумение… Логику малышей взрослый понять может далеко не всегда. И все же у каждого странного поступка есть свое объяснение.

«Мой ребенок не умеет себя вести!» – в сердцах резюмируете вы. Не огорчайтесь, скорее всего, он действительно «не умеет», а не «не хочет» и вовсе не «делает все назло, издеваясь над мамой». А мировой закон гласит: если кто-то чего-то не умеет, его всегда можно научить. Только надо знать как.

Учимся себя вести… вместе

Малыша можно научить хорошо себя вести, но для этого придется потрудиться и ему, и вам.

Если муж и жена не всегда одно целое в своих желаниях, то мама и папа в своих требованиях должны быть едины.

Обговорите между собой, а также с другими родственниками, занимающимися воспитанием младенца, свои требования и реакцию на разнообразные поступки, систему поощрений и наказаний.

Иначе малышу трудно будет разобраться, что же все-таки такое «хорошо», а что такое «плохо». И к каким конкретно последствиям приведет «плохо».

Начали бороться с недостатками поведения? Терпение, последовательность и настойчивость. Не сдавайтесь, не увидев улучшений. Это займет время.

Чтобы отучить малыша от дурной привычки, нужно не менее трех недель. В календаре отмечайте, как часто теперь повторяются «нежелательные» поступки – постепенно прогресс станет очевиден.

Не читайте нотаций. Шесть слов – достаточно, чтобы объяснить, что вы хотите. И не надо спрашивать: «Ты готов идти?» Мягко скомандуйте: «Пора идти, прощайся». Правила устанавливайте, а не обсуждайте. Распоряжайтесь четко, не споря с ребенком по поводу ваших условий.

Не воспринимайте расстроенного малыша буквально. Если он бросает в вас игрушку и кричит: «Я ненавижу тебя!» – это вовсе не значит, что вы теперь для него воплощение вселенского зла и персональный враг № 1. Не надо в ответ злиться и кричать. Поймите истинную причину его гнева. И мягко скажите: «Золотце, нам пора. Вечером ты сможешь вернуться к своему паззлу».

Наказания не исключайте, но помните, что до 2–3 лет они отнюдь не самый эффективный метод воспитания. Нервная система ребенка еще очень слаба, строгость может привести к истерике. Стоять в углу малышу трудно, сами наказания он может просто не запомнить. Часто лучше просто отвлечь его.

Сын сказал плохие слова, услышанные во дворе? Не заостряйте на этом внимание – иначе он их действительно запомнит.

Малыша, как и компьютер, надо «запрограммировать» – заранее приучить к правильному поведению. Если в магазине ребенок 3–4 лет все хватает руками – поиграйте «в магазин» дома.

Мишка будет спрашивать у мамы: «Это можно брать?» – «Это нельзя», – несколько раз ответит мама-«программист». Готовясь посетить врача, поиграйте «в доктора».

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

В новой ситуации малышу трудно остановиться и обдумать свое поведение.

Не кричите, крик «выключает» ребенка. Хотите, чтобы он услышал, – снизьте голос. Можно присесть на колени, так, чтобы ваши глаза были на одном уровне, и говорить почти шепотом.

Следите за его состоянием. Вы думаете, что дите упрямится и капризничает назло вам – а он не выспался, реагирует на погоду, устал или чем-то расстроен. Договаривайтесь, исходя из его самочувствия, учитывая, что он хочет и что вы можете.

Отвлеките малыша., например сказав что-нибудь неожиданное, если вы видите, что у ребенка дрожат губы или руки сжимаются в кулачки, что означает: сейчас может начаться истерика.

Поощряйте скромные успехи. «Спасибо, что остался на этом месте и никуда не уходил!» Ободряющие слова стимулируют. Большим авторитетом является папа, его похвала особо ценна. Хорошо запоминаются фразы, сказанные взрослыми при детях, но якобы не для них.

Не исправляйте все ошибки. Частые замечания обесцениваются, ребенок перестает замечать их, привыкнув к вечно ругающейся маме. И он не может держать в голове много инструкций одновременно. Сосредоточьте воспитательные усилия на чем-то одном, не пытаясь одновременно научить складывать вещи быстро и аккуратно. И не лишайте малыша собственного опыта, оставьте ему право на небольшие ошибки.

Очень важна правильная мотивация. Объясните на доступном ребенку уровне, почему надо делать именно так, а не иначе. Нетерпеливая Маша очень любит гулять и очень не любит ждать.

Поэтому, не дожидаясь, пока мама расчешет ее длинные и густые волосы, девочка стремится выбежать из дома непричесанной. Однажды мама объясняет: «Все соседи теперь решат, что Маша – неаккуратная и неряшливая девочка. Они будут неодобрительно смотреть на тебя».

И теперь Маша сама требует, чтобы мама тщательно ее причесала, и без аккуратно и туго заплетенных кос не сделает из дома ни шагу.

В первую очередь маме необходимо понять подоплёку слёз и криков путём исключения вероятных причин. Сначала нужно проверить чистоту подгузника или пелёнки. После проверяется одежда, ощупываются ножки и ручки, исследуется состояние кроватки (может, там неудобно лежать), определяется наличие/отсутствие опрелостей.

Ребёнок продолжает реветь? Необходимо взять его на ручки, вероятно, он тут же успокоится и даст вам понять, что настроен на «общение». Если кроха тянется к груди, нужно его покормить. В случае отказа от кормления, особенно если малыш голоден, можно заподозрить недомогание или болезнь.

Специалисты советуют реагировать на детский плач и не рекомендуют давать малышам «проплакаться». Грудничок при продолжительном рёве утомляется, у него снижается количество кислорода в крови. К тому же рыданье взахлёб нередко приводит к остановке дыхания и прочим негативным проблемам.

Несоблюдение правил безопасности

Научить ребёнка соблюдать правила безопасности могут только родители. Но мало просто говорить ему постоянно, что переходить дорогу необходимо исключительно на зелёный свет. Нужно подтверждать сказанное действиями, однако некоторые несознательные мамы и папы, торопясь, могут перебегать дорогу не по правилам.

Подобную несознательность нужно тщательно скрывать от ребёнка. Глупо взрослому человеку говорить о важности дисциплины на дороге, однако подрастающее поколение не должно видеть, насколько наши действия расходятся с умными и красивыми словами.

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно.

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств.

Предлагаем ознакомиться:  Резус-конфликт при беременности: мирные способы разрешения

Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание.

Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы.

Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его.

А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет.

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него.

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери.

Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри.

Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право.

Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности.

Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию.

Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Способы решения проблемы

Любая семья может периодически испытывать финансовые трудности. Можно потерять работу либо лишиться нормального заработка, однако важно сохранять у ребёнка чувство стабильности. То есть ваш стресс не должен передаться подрастающему поколению.

Да, вполне вероятно, что теперь у вас не будет возможности приобретать дорогие игрушки, одежду малышу. Однако он это сможет пережить гораздо проще, если мама и папа сохранят спокойствие и передадут это чувство самому ребёнку.

Меняйте тактику

В первую очередь следует поменять воспитательную тактику и стратегию взаимодействия с ребёнком. Необходимо понимать, что он повзрослел, следовательно, сейчас нужно уважать детское мнение и желание самостоятельно выполнять определённые действия.

На практике это означает, что нет нужды выполнять за малыша то, что он в состоянии сделать самостоятельно. К примеру, он теперь способен сам одеваться, накрывать на стол, мыть пол, стирать. Конечно, поначалу вас ждёт грязь, разбитая посуда, однако важнее результат – получение новых навыков и повышение детской самооценки.

Не стоит действовать прямолинейно в ответ на детские отказы. Например, если ребёнок не хочет есть, хотя давно уже проголодался, не нужно его упрашивать и тем более заставлять. Опытные мамы советуют применять определённые уловки.

Так, можно накрыть на стол и усадить поблизости куклу. Разыграйте ситуацию таким образом, будто она желает пообедать и хочет узнать, насколько горяч суп или второе. Обычно ребятишки начинают увлекаться, после чего съедают всё содержимое чашек.

Бывают и такие ситуации, когда ребёнок категорически не желает надевать рукавицы, подниматься, мыть ручки с мылом и пр. Вместо того чтобы уговаривать кроху, можно спокойно ему подыграть: «Разумеется, я не разрешаю тебе брать рукавицы на улицу (вставать с кровати, устраивать гигиенические процедуры).».

В результате в подавляющем большинстве случаев дети мгновенно надевают рукавицы и совершают прочие действия, которые прежде казались им совершенно неприемлемыми. Подобные небольшие уловки и трюки позволят вам не доводить общение до конфликтной ситуации.

Вместо требований озвучивайте просьбы о помощи. Например: «Дима, пожалуйста, возьми меня за ручку и переведи через дорогу, ведь мне очень страшно». После этого гордый мальчуган хватает маму и спокойно идёт под руку. Нет давления, нет и ссоры.

Многие проблемы в этот период возникают из-за того, что благодаря упрямству и слову «Нет» родители с ребёнком всё время опаздывают: в садик и на работу. Также затягиваются простые действия, в том числе одевание, пробуждение, приём пищи.

Что делать в таком случае? Специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь не торопить малыша и не выполнять действия за него. Конечно, нам проще самим нацепить на кроху куртку и сапожки, накормить его, собрать игрушки, однако этим мы оказываем малышу «медвежью услугу». Он должен учиться собственными силами решать проблемы, не нужно отказывать ему в этом умении.
  2. Будите ребёнка заблаговременно, чтобы начать какой-либо процесс на 30 минут пораньше. Это позволит выполнять действие в достаточном темпе, то есть малыш сам оденется, сам покушает, сам умоется. В результате маме не нужно будет подгонять маленького человечка, а скандала удастся избежать.

Таким образом, точный расчёт времени позволит избежать некоторых проблем или, по крайней мере, снизить накал страстей. Да и у ребёнка будет меньше поводов говорить «нет» в ответ на родительские просьбы и предложения.

Ещё один хороший способ взаимодействия с детьми – выбор действий или предметов. Связано это с тем, что у малышей предметное мышление, то есть они пока не способны понять абстрактность ситуации, а могут только взаимодействовать с объектами.

Если мама спрашивает у ребёнка, будет ли он кушать, у него есть два варианта ответа: «нет» или «да». С большей степенью вероятности строптивец откажет. Поэтому лучше предлагать малышу выбор (либо иллюзию выбора): будет он кашку или суп.

В результате ребёнок начнёт что-то выбирать, а повода для отказа и конфликта не окажется. Подобный способ решения проблемы можно внедрять и в другие ситуации. К примеру, можно предлагать на выбор синюю или зелёную курточку, резиновые или тёплые ботиночки.

Конечно, некоторые ребятишки быстро осознают, в чём состоит хитрость родителей. Однако чаще всего данный способ действует достаточно долго, а потом уже дети взрослеют, становятся менее строптивыми, и можно уже не хитрить, а договариваться с ними.

Одновременно с предоставлением большего пространства для самостоятельности и инициативы необходимо устанавливать строгие границы. То есть ребёнок может быть самостоятельным, активным, но в строго определённых рамках.

Под рамками психологи понимают те ограничения, которые касаются здоровья и жизни малыша. Например, строго-настрого запрещено выбегать на дорогу, брать острые предметы, бить животных и пр. Небольшое количество строгих запретов позволит снизить риск истерики.

При этом следует заручиться поддержкой других членов семьи. Уменьшить строптивость ребёнка можно, если заранее обсудить со взрослыми домочадцами все спорные моменты. То есть и мама, и бабушка, и папа должны запрещать и разрешать одно и то же.

Кроме того, необходимо быть последовательными в своих решениях. Если сегодня нельзя что-то, то подобное ограничение должно действовать и завтра, и в дальнейшем. Если же сегодня что-то разрешено, то данное действие должно быть одобряемо (возможно, с определёнными оговорками) и в будущем.

В качестве заключения

Данный возрастной этап, когда ребёнок всё время говорит «Нет», обычно продолжается достаточно недолго и заканчивается примерно к 3,5 — 4 годам. Однако такой благоприятный исход возможен лишь в том случае, если родители правильно взаимодействуют с малышом.

Прежде всего специалисты убеждены, что необходимо изменять способы общения с взрослеющими ребятишками. Кроме того, нужно избегать ситуации, в которых дети могут ответить «нет», прибегая к выбору (либо иллюзии выбора).

Ну и ещё один важный момент – слово «нет» с лёгкостью перебивается родительской находчивостью и юмором. Если взрослые начнут с выдумкой и хитринкой подходить к воспитанию маленького упрямца, то можно достаточно быстро забыть о детских категорических отказах и строптивости.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребёнку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Странные привычки у маленьких детей: 3 совета от детского психолога

Таким образом, мы выделили 8 вещей, которые необходимо скрывать от ребёнка по возможности. Разумеется, никто не говорит о том, чтобы совершенно отделить детей от семейных проблем и прочих сложных ситуаций.

Речь в данном случае идёт о тех нежелательных и даже вредных моментах, которые точно не принесут пользы в процессе воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, детский плач – это, с одной стороны, способ общения ребёнка с родителями, а с другой — явный сигнал о каком-либо неблагополучии или дискомфорте. Следовательно, слёзы и истерику младенца ни в коем случае нельзя игнорировать.

Если мама обследовала малыша и не обнаружила серьёзных поводов для беспокойства, а ребёнок продолжает плакать и истерить, необходимо обратиться к доктору. Это позволит вовремя обнаружить серьёзные патологии внутренних органов или какие-либо острые инфекционно-воспалительные процессы.

Оставьте комментарий

Adblock detector