Трхмесячный ребенок что должен уметь в этом возрасте

Физическое развитие двухмесячного ребенка

У каждого ребёнка развитие идёт своими темпами. Что-то у малыша получается быстрее, чем у ровесников, а в чём–то наблюдается задержка. Это нормально. Но есть базовые навыки – что должен уметь делать ребёнок в 3 месяца, обязательные к освоению. Ниже перечислены действия, владение которыми говорит о правильном развитии малыша.

Двигательные навыки:

  • лежит на животике и поднимает голову на 90 градусов;
  • переворачивается с живота набок или даже на спинку. Если взять кроху под подмышки, приподнять и поставить на опору, он начнёт активно перебирать ножками, изображая бег;
  • уверенно держит головку, находясь на руках взрослого в вертикальном положении;
  • крепко удерживает в кулачке предмет, изучает его и тянет в рот;
  • лёжа на животике, поддерживает верхнюю часть туловища ручками;
  • сжимает и разжимает ладошки. Некоторые детки даже умеют хлопать.

Визуальные и слуховые навыки:

  • распознаёт находящиеся на расстоянии предметы и людей;
  • изучает собственные пальчики;
  • следит за двигающимися игрушками и старается схватить их;
  • рассматривает рисунки на стенках кроватки и подвешенные погремушки;
  • изучает все предметы на вкус. В этот период появляется привычка сосать пальчики;
  • включается мышление: когда малыш сосёт мамино молочко, то для удобства старается придерживать грудь. Если он понимает, что насытился, выталкивает язычком сосок изо рта;
  • внимательно смотрит на говорящего и вслушивается его в голос;
  • может помнить голоса родных людей;
  • различает интонации;
  • пытается повторять звуки, гулит;
  • следит за мимикой взрослых, пытаясь её копировать.
Фото 6

В трехмесячном возрасте малыши зачастую начинают сосать палец

Никогда нельзя оставлять малыша без присмотра на высоких поверхностях: тахте, диване, пеленальном столике. Достаточно отвлечься на несколько минут, и ребёнок может упасть, получив серьёзную травму. Самое безопасное место для крохи — детская кроватка.

Если посмотреть на ребенка в возрасте 2-3 месяцев и сравнить с новорожденным, то заметно физическое развитие. Малыш окреп и подрос. Вес увеличился почти в 2 раза, а рост на 5-6 см. Кроха стал пухленьким, появились щечки и складочки, благодаря развитию подкожно-жировой ткани.

В зависимости от веса, генетики и характера карапуза, к 3 месяцам может произойти скачок в двигательной активности или потребоваться дополнительные занятия для стимуляции освоения навыков. Одни дети с удовольствием ворочаются и пытаются ползти, другие предпочитают получать необходимое при помощи плача и требований. В этот период уже легко распознать особенности будущего характера.

На ежемесячном приеме у педиатра обязательно должны измерить антропометрические данные ребенка, проверить их соответствие нормам гармоничного развития. Набор веса и роста происходит у каждого малыша по собственному графику, поэтому не стоит расстраиваться, если в этот период малыш наберет меньше или больше, вырастет на 1 см., а не на 2.

Изменения параметров веса и роста происходит в зависимости от генетики, заложенной природой программы развития, особенностей организма. Оценка гармоничности развития строится на наблюдении и оценке изменения показателей на протяжении нескольких месяцев. Волнение должна вызывать ситуация, если малыш на протяжении всех 3 месяцев набирает очень мало или много, в случае если заметна существенная разница между показателями, отклонение от граничных показателей существенно.

Измерение роста и веса малышей, рожденных раньше срока, измеряется по отдельным таблицам. Цели таких карапузов выше. В норме недоношенные крохи должны приблизиться по весу к сверстникам к 3-6 месяцам.

Измерения окружности головы и груди на приеме в 3 месяца должны показывать близкие показатели. К этому периоду грудина должна увеличиться, практически достигнув обхвата головы.

Двухмесячный ребенок общителен и подвижен. Он должен уметь:

  • самостоятельно держать голову;
  • активно двигать ручками;
  • пытаться переползать;
  • готовиться к перевороту на бочок.

В совместных занятиях вырабатывают у ребенка ответ на слуховой и зрительный раздражитель.

Карапуз не только улыбается, он эмоционально оживляется при виде мамы или звучании голоса.

Обратите внимание! Улыбка двухмесячного ребенка отличается от эмоции в 1 мес. Карапуз старается выразить свою радость от общения. Он пытается произносить звуки, счастливая мама слышит гласные восклицания на выдохе. Постепенно приходит умение гулить.

Второе важное событие – ребенок при виде игрушки или рук мамы двигает ручками. Он может вначале схватить предмет, потом постепенно тянет его к себе. У ближайшего окружения появляется возможность новых игр и упражнений с карапузом. Время бодрствования увеличивается, промежутки между кормлением и сном растут. Родители могут больше времени общаться и играть с ребенком.

Таблица с физическими данными и навыками ребенка

Таблица с физическими данными и навыками ребенка

Физиологическое развитие трехмесячного малыша

Фото 1

Младенец уже хорошо спит по ночам, часто улыбается родным, но ещё не может самостоятельно передвигаться, что исключает несчастные случаи. Третий месяц жизни — прекрасное время.

Родители замечают высокую двигательную активность младенца: он приподнимает головку и крутит ею, когда видит что-то интересное. Тельце крохи становится пухленьким, щёки округляются, а на ручках появляются складочки.

Скелетная система крепнет, но кости всё ещё остаются хрупкими. Тугое пеленание или попытка посадить малыша может привести к деформации позвоночника. Трёхмесячный карапуз становится более подвижным. Он уверенно держит головку, тянется за игрушками. Малыш может не только взять предмет, но и удерживать его в кулачке. Кроха активно исследует окружающий мир через осязание.

Всё, что его интересует, тут же тянет в рот. Подолгу сучит ножками, рассматривает свои ладошки и прижимает их к лицу. Он уже умеет пить с ложечки, обожает купаться, радостно барахтаясь в ванне. Новорожденные рефлексы постепенно исчезают. Теперь ребёнок не вытягивает губки, если к ним прикоснуться и не поворачивает головку, когда до неё дотронуться. Показатели роста и веса — величина условная.

В отечественной педиатрии нормальными значениями развития 3-х летнего малыша считаются:

  • вес: для мальчиков – 5,0-7,5 кг, для девочек – 4,6-6,8 кг;
  • рост: для мальчиков – 57,0-63,5 см, для девочек – 56,0-63,0 см.

Другой важный показатель правильного развития младенца – окружность головы: у мальчиков – 40,0-42,0 см, у девочек – 38,0-41,5 см. К 3-му месяцу вес крохи увеличивается на 700-800 г, рост на 3,5-4 см.

Приведённые значения являются ориентировочными: ребёнок может развиваться разными темпами, главное — оставаться в указанных границах. Когда замечено, что младенец полнеет быстрее, чем растёт, нужно посоветоваться с врачом. Почему это так важно?

Дело в том, что если младенец быстро набирает килограммы в первые полгода жизни – высока вероятность ожирения к 3 годам. А деткам, у которых избыточный вес сохраняется до 4-х лет, грозит аномальная пищевая зависимость во взрослом возрасте, что чревато высоким риском инвалидности. Пищеварительная система младенца продолжает развиваться.

Желудок увеличивается в объёме и теперь может вмещать больше грудного молока. В трёхмесячном возрасте педиатры рекомендую ребёнку пропить витамин Д3, необходимый для развития костной ткани, формирования иммунитета и общего укрепления организма.

Трхмесячный ребенок что должен уметь в этом возрасте

Это особенно касается недоношенных деток и малышей, родившихся в осенне-зимние месяцы, когда солнечных лучей так не хватает.

Дефицит витамина Д3 у 3-х месячного младенца может привести к развитию рахита.

Особенности психологии

Продолжение формирования нервной системы ребенка уменьшает реакцию рефлексов от рождения. Ребенок учится запоминать навыки движений, развивается координация. Новые привычки помогают двигательной активности. Нельзя оставлять ребенка в период бодрствования одного. Он вполне способен:

  • перевернуться;
  • упасть со столика или кровати;
  • высовывать ручки из пеленки;
  • выталкивать ножки.

Движения перестают быть хаотичными, они приобретают целевую направленность. В утробе мамы до рождения корпус плода согнут. Поэтому кроха длительное время прижимает ножки, ручки к телу, пальчики сжаты. Периодически карапуз:

  • распрямляет конечности;
  • может потянуться;
  • разжимает пальчики на руках.

К концу второго месяца жизни ребенок осваивает полное раскрывание кисти, может ее не напрягать. Идет быстрое развитие плечевого пояса и шеи. Для ускорения укрепления группы мышц нужно постепенно выкладывать кроху на животик. Детская кроватка для него только место для сна или безопасного бодрствования.

Спокойный сон

Спокойный сон

Если до этого времени весь уход заключался в соблюдении распорядка кормления и прогулок, а также в гигиеническом уходе, то начиная с третьего месяца, у младенца резко увеличивается потребность в эмоциональном общении.

Окружающие его люди должны проявлять разнообразные эмоции (радость, огорчение, счастье, восторг …) и больше общаться с ребенком.

Именно в этот период формируется механизм безопасности – «доверие к зеркалу». Это происходит с трех до шести месяцев. Этот механизм дает ребенку понимание по маминой реакции на действия, что безопасно, а что нет. Когда ребенок начнет ползать вне кроватки, интонация маминого голоса будет ему подсказкой стоит ли делать или трогать, что хочется.

фото 2

Происходит развитие предметного восприятия: игрушки, ручки, другие предметы тянутся в рот, пробуются на вкус, изучаются на ощупь. Дети уже могут выражать свои эмоции достаточно сильно: радость, недовольство, беспокойство. Это сопровождается звуками, в которых уже выделяется хихиканье, гуление. С удовольствием сидит на ручках и изучает окружающий интерьер, получая и трогая игрушки, улыбается.

Психологические изменения

Психическое развитие малыша зависит от окружающей обстановки. Если новорожденный испытывает дискомфорт или чувствует нервозность со стороны родителей, он будет плакать. То же самое произойдёт при испуге или недовольстве. Не следует думать, что малыш капризничает, скорее всего, его что-то беспокоит.

Поведение крохи становится всё осмысленнее:

  • он осознанно всматривается в предметы, пытаясь их изучить, следит взглядом за двигающейся игрушкой.
  • различает голоса близких людей и радуется, увидев маму;
  • может выражать свои эмоции мимикой: хмуриться, улыбаться или радостно покрикивать;
  • в лексиконе малыша появляются первые «агу». В детском лепете могут проскакивать и согласные звуки: «Б», «П», «М», «Н». Так карапуз тренируется в общении. Хотя 3-х месячный малыш ещё не понимает смысла сказанных ему слов, он остро чувствует эмоциональный настрой говорящего;
  • следит за реакцией родителей: если что-то не нравится, отворачивает голову;
  • вздрагивает и прислушивается, когда слышит незнакомый звук;
  • хорошо реагирует на музыку. Слуховое восприятие можно развивать, купив грудничку звуковые игрушки, повесив их над кроваткой или включить классическую музыку. Малыши её обожают;
  • выражает свои желания характерными звуками: когда крохе скучно или есть потребность увидеть мамино лицо, он будет хныкать. Если на «сигналы» не обращать внимания, то последует громкий плач;
  • улыбается, понимая, что его сейчас возьмут на руки. Популярный педиатр Е.Комаровский поощряет такую привычку. Он советует родителям чаще брать малыша на руки, чтобы усилить взаимосвязь и считает, что это важнейшее условие для формирования отзывчивого человека.

Предлагаем ознакомиться:  Растворы для ингаляций небулайзером при аденоидах у детей Пульмикорт Цедовикс и другие

Эмоциональное общение со взрослым очень важно для ребёнка. Надо чаще разговаривать с малюткой, озвучивая свои действия и называя все предметы, которые интересуют кроху. Каждый разговор с малышом —

стимуляция памяти

,

активизация речевых навыков

, расширение кругозора.

Критерии развития новорожденного к двум месяцам

У ребенка формируются речевые реакции. Он осваивает новые движения, родители могут выполнять с ним определенные упражнения. Сосредотачиваясь на слуховом раздражителе на короткое время (до 20-30 секунд), карапуз может замедлить движение и искать глазами источник звукового сигнала. Зрительное сосредоточение проявляется в форме слежения глазами за предметом. Малыш развивается во всех направлениях, все чаще раздается осознанный детский смех при приближении мамы.

Если рядом с карапузом раздается непривычный звук, он реагирует непроизвольно. Его действия в ситуации – поиск источника звука. В качестве раздражителя возможны сигналы от:

  • музыкальных игрушек;
  • голосов окружающих;
  • мелодий и отдельных нот;
  • маминой песенки.

В последнем случае реакция карапуза более выражена, он пытается видеть лицо любимого человека. Нужно знать о необходимости замены стороны, от которой идет звук. Тогда карапуз будет поворачивать голову, что полезно для координации движений. Педиатры рекомендуют перемещать в разных направлениях звучащий предмет (игрушку), делая паузы и меняя скорость поворота.

Зрительное сосредоточение  к концу второго месяца достигает 5 и более секунд на интересном предмете для ребенка. Объектом, вызвавшим «замирание» взгляда, выступает яркая игрушка, передвигаемая в разных траекториях, с изменением расстояния до глаз. По сравнению с новорожденным, подросший малыш плавно следит глазками за движущимся предметом.

Если есть игрушка би-ба-бо, которую надевают на руку взрослому, ею водят вокруг ребенка для развития зрительного рефлекса.

Внимание! В 2 месяца девочка или мальчик может воспринимать игрушки размером от 10 см и более на расстояние около полуметра. Развитие конвергенции (способности различать мелкие предметы) начинается после 2.5 месяца.

Ребенку 3 месяца

Какой предмет нужно вешать для лучшего восприятия возле кровати? Это могут быть:

  • игрушки;
  • картинки с крупным изображением;
  • разноцветные ленты или веревочки.

Почему это нужно? Ребенок будет развивать восприятие, рассматривать, тянуться к предметам, хватать за конец ленты. Все должно сопровождаться объяснением мамы, с частым повторением слов, сочетаний звуков, имени ребенка. Малыш впитывает информацию и накапливает свой словарный запас на будущее. Крупные пупсы (голыши, мягкие игрушки) кладут в кроватку для подробного «изучения».

Привыкание к друзьям

Привыкание к друзьям

Плач у грудничка в 2 месяца свидетельствует об определенном дискомфорте. Он любит путешествовать на руках, ему нужно больше информации и смены «картинки». Просто лежать в кровати уже неинтересно. Родителям рекомендуют соблюдать суточный режим, чтобы было выделено время для отдыха, домашних дел, прогулок и сна. Половина дневного времени желательно должна проходить на свежем воздухе.

Рекомендуются кормления до 6-7 раз с примерным интервалом в 3 часа, но не исключается прием пищи по требованию. Младенец может самостоятельно регулировать количество съедаемого грудного молока.

Организм малыша быстро развивается физически, темп роста достаточно высок. Нормой считают прибавку в весе до 1  кг и роста до 4 см в месяц. Одновременно растут голова, грудная клетка, увеличиваясь в среднем в объеме на 15 мм. Все органы и системы ребенка активно развиваются, послеродовая адаптация остается позади. Продолжается ритмичный рост вне утробы матери.

Купание

Чтобы набирать нужные килограммы, нужны сбалансированные режимы кормления и сна. К двум месяца молока ребенку требуется много – до 2000 мл в день. Кормящая мама обязана разбавлять свой ежедневный рацион творогом, рыбой, нежирным мясом, молочными продуктами. Чтобы усилить приток грудного молока, полезно незадолго до кормления выпивать 150-180 мл некрепкого чая с молоком.

Возраст 2 месяца и старше для ребенка – начало активной подвижности. Малыш не может контролировать ручки в полной мере. Они больше находятся в «свободном перемещении». Становится легче удерживать погремушку, когда устает ручка, предмет падает, перекладывать его пока очень сложно. При выкладывании на животик появляется способность держать голову приподнятой. Если потянуть за обе ручки, плечики слегка двигаются вверх.

Ребенок учится держать голову

Ребенок учится держать голову

К 3 месяцам грудничок может самостоятельно фиксировать голову, но до этого возраста ее поддерживают взрослые. Немаловажный навык – способность упираться о поверхность. В течение 3-4 секунд кроха делает упор ножками.

Уменьшение времени, отводимого на сон, помогает выровнять суточный график. К 2 месяцам необходимый сон ночью не превышает 8-10 часов. Если мама хорошо накормит малыша в полночь, то есть реальная возможность поспать до утра всем членам семьи. Сон днем разный по продолжительности. Состоит из 2 длительных (до 3 часов каждый) и трех небольших (по получасу) промежутков.

Отличное настроение после сна

Отличное настроение после сна

Опорожнение кишечника полностью зависит от типа кормления. При кормлении материнским молоком количество раз достигает 8 за 24 часа, у искусственников – в два-три раза меньше. При отсутствии беспокойства и недомоганий динамичное увеличение массы тела – норма для младенца.

Физические показатели

  Масса тела (кг) Рост (см) Длина окружности головы (см)
Девочки 4.0 – 6.6 53.1 – 61.2 35.8 – 40.8
Мальчики 4.4 – 7.0 54.3 – 62.5 36.7 – 41.5

Для младенцев, в зависимости от половой принадлежности, значения показателей веса, роста нормируются достаточно условно. Поэтому точный результат у каждого индивидуален.

Если сон и аппетит плохие, поведение ребенка беспокойное, это сигнал тревожный. Нужна консультация специалиста.

Двигательные навыки

Молодых родителей всегда интересует, что должен делать и уметь ребенок в два месяца. Обычно к этому возрасту появляются новые рефлексы и навыки:

  • уверенно приподнимает голову и удерживает ее самостоятельно до 30-60 секунд;
  • лежа на животике, старается чуть тянуться вверх корпусом (3-4 секунды);
  • трансформируется поза, расслабляются конечности, они почти полностью вытягиваются;
  • если придержать кроху, сидя, покачивается голова;
  • улучшается работа глазных мышц – малыш следит за предметами вокруг него;
  • старается перевернуться на спину с положения на боку;
  • реагирует на голоса и шум поворотом головы.
Мама учит познавать мир

Мама учит познавать мир

Яркий предмет без звука или с мелодией вызывает сильное любопытство ребенка. Нужно учить карапуза воспринимать окружающий мир, проговаривать вслух слова и звуки. В дальнейшем это поможет легко освоить язык общения.

Двигательное развитие приводит к укреплению мышц шеи. Ребенку уже легко лежать на животе, он перестает капризничать и протестовать. Проходит послеродовое напряжение мышц (тонус), к третьему месяцу он исчезает полностью. Если мама поддерживает ребенка вертикально, он отлично упирается в кровать всеми стопами. Улучшается хватательный рефлекс. Ручка способна удержать легкие предметы (пустышку или погремушку).

Для стимулирования развития доктор Комаровский рекомендует выполнять упражнения для укрепления групп мышц шеи, плечевого корпуса и позвоночника. При выкладывании на живот полезно поглаживать последовательно ножки, ручки, корпус. Потом повернуть малыша на спину и разводить, соединять у груди руки. Ножки сгибают по очереди и вместе, затем разгибают. Проведение упражнений пальчиков усиливает тактильные ощущения.

Упражнения для полноценного развития

Упражнения для полноценного развития

2-месячный младенец – уже не беспомощный новорожденный. В период между сном и кормлением его нельзя оставлять надолго одного. Родители обязаны обеспечить ребенку безопасность. Наградой будет осознанная улыбка – готовность к диалогу и дальнейшему развитию и познанию.

Лучший подарок – мамин поцелуй

Лучший подарок – мамин поцелуй

Физическое развитие двухмесячного ребенка

В среднем за третий месяц грудничок прибавляет 700-800 грамм в весе, и рост увеличивается на три сантиметра. Например, если девочка родилась весом 3200 грамм и ростом 51 см, то в три месяца она будет весить 5100—5600 грамм и рост ее будет 59-60 см.

Для контроля гармоничного развития обязательно измеряют окружность груди и головы, они должны увеличиваться пропорционально. В среднем эти параметры увеличиваются на 1-1,5 сантиметров в месяц.

Рост Вес Окружность головы Окружность груди
Девочки 55-64 см 4500—7500 грамм 37-42 см 37-41 см
Мальчики рост 57-66 см 4900—8000 грамм 38-43 см 36-41 см

Конкретных норм веса и роста нет, у каждого малыша эти показатели индивидуальны, главное чтобы он чувствовал себя хорошо и развивался соответственно возрасту. Обеспокоить должны существенные отклонения от приведенных показателей.

Калькулятор роста и веса малыша

Выберите пол и возраст малыша, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)

Мальчик
Девочка

Выберите возраст

Вес

Низкий кг

Средний кг

Высокий кг

Рост

Низкий см

Средний см

Высокий см

Зрение

К трем месяцам формируется бинокулярное зрение, когда ребенок фокусирует взгляд на различных предметах двумя глазами, его интересуют как движущиеся, так и неподвижные объекты. Он подолгу разглядывает заинтересовавший его предмет, поворачивает голову в его сторону.

Лежа на животике, приподнимается на предплечья, чтобы все вокруг рассмотреть. Его интересуют лица, особенно мамино, различные подвесные игрушки на кроватке.

Ребенок с погремушками

Трехмесячный малыш уже умеет определять направление появления звука, поворачивает голову в сторону источника звука. Реагирует на знакомый голос.

В речи отчетливо прослушиваются гласные и согласные звуки. В это время развивается детский лепет. Когда малыш сухой и сытый, он может длительное время «гулить» с различными интонациями. На песенки, общение с ним ребенок реагирует гулением и различными звукосочетаниями.

Рефлексы

В это время развивается мелкая моторика. Малыш пытается схватить подвешенные в кроватке на расстоянии 15-20 сантиметров игрушки.Остаются сильными рефлексы сосания и ползания.

Рефлекс Моро также проявляется в полной мере. Его суть в том, что при громком хлопке над головой младенца (расстояние 15-20 см), который лежит на ровной поверхности, у него резко отводятся ручки в стороны с разгибанием кулачков. Затем ручки возвращаются в начальное положение, кулачки сжимаются.

Эти рефлексы родители могут проверить сами:

  • поисковый – при щекотании щеки малыш будет тянуться к источнику раздражения;
  • хоботковый – при легком постукивании по губам, младенец будет вытягивать их в трубочку;
  • Бабкина – при захвате кисти и надавливании на центр ладошки ребенок открывает рот.

Как развиваются недоношенные младенцы?

Недоношенными считаются детки, рождённые раньше срока, с весом менее 2,5 кг и ростом в пределах 35-46 см, физиологически незрелые. Тело малышей имеет анатомически неправильную форму, черепной шов не сомкнут, наблюдаются покраснения кожи. Недоношенные младенцы требуют более тщательного ухода. Если вес «раннего» ребёнка к 3 месяцам удваивается — это хороший признак.

Предлагаем ознакомиться:  Ребенка обижают в детском саду — что делать?

Опора на стопу

У такого младенца появятся рефлексы, мимика, он будет реагировать на звук и фиксировать взгляд на лицах. Но ребёнок по-прежнему много спит и быстро устаёт.

Формирование основных возрастных навыков у большинства недоношенных младенцев запаздывает: они не в состоянии справиться с тем, что должен уметь ребёнок в три месяца.

Отставание в психомоторном развитии будет зависеть от срока недоношенности: после 32 недель навыки и умения сформируются с запозданием на 1-1,5 месяца. Если роды произошли ранее 30-31 недели, задержка в развитии составит 3-4 месяца.

Если родители заметили «недочёты» в развитии своего младенца, следует незамедлительно обратиться к неврологу. Доктор оценит состояние крохи по специальной углублённой шкале и выяснит, есть ли проблема, а в случае необходимости проведёт своевременное лечение.

Неврологи и педиатры, наблюдающие «ранних» деток, отмечают, что они в физическом плане быстро догоняют своих ровесников, но нервно-психическое развитие запаздывает, достигая нормальных показателей лишь к 2-3 годам.

Уход за ребенком на третьем месяце жизни

Двухмесячный малыш продолжает развиваться быстрыми темпами. Благодаря полученному ранее некоторому контролю над конечностями и телом, карапуз осваивает новые навыки в два раза быстрее, и прогресс часто можно видеть ежедневно. Но и цели, стоящие перед крохой на ближайшие четыре недели, достаточно сложные. Ему предстоит:

  • набрать около 800 гр.;
  • подрасти на 3 см.;
  • завершить формирование желудочно-кишечного тракта, оставив позади колики;
  • усовершенствовать нервную систему;
  • научиться играть руками;
  • усовершенствовать умение хватать, трясти и многое другое.

Окрепший трехмесячный малыш делает попытки перевернуться на животик, поднимается на предплечьях, поворачивает голову. Лежа на животе, пытается взять игрушки. Хорошо держит голову, как в горизонтальном, так и вертикальном положении, легко поворачивается на бок из положения, лежа на спине. Пытается дотянуться и схватить подвешенные игрушки, когда их задевает, это вызывает радостную реакцию.

Малыш в этом возрасте умеет активно сообщать о своих потребностях, настроении разнообразными звуками, мимикой и движениями. Ручки в кулачки не сжаты, ребенок интересуется своими пальчиками, играет с ними и тянет в рот. Он наблюдает за расположенными близко предметами, реагирует на всевозможные звуки, музыку, агукает, гулит. Ему требуется внимание и общение.

Развивающий коврик

Ребенок в три месяца очень уверенно держит голову, если его положить на живот. Из этого положения он может ее повернуть в сторону. Если малыш видит перед собой интересный предмет, он в состоянии дотянуться до него рукой и крепко держать в ладони. Кушает младенец по-прежнему раз в три часа днем, ночной промежуток между кормлениями часто увеличивается до 6 часов.

Активные девочки в 3 месяца пробуют переворачиваться со спины на живот. Иногда и у мальчиков это получается, малыши для этого поднимают ножки вверх, их вес заставляет повернуться на бок все тело, после чего некоторые дети могут повернуться на живот.

Поднимает ноги вверх

Поднимает ноги вверх

Грудничок в 3 месяца способен эмоционально передавать свое настроение. Он улыбается взрослому, обращающемуся к нему. Положительные эмоции обычно в этом возрасте демонстрируются активными размахиваниями руками и дрыганьем ногами.

Ребенок первого года жизни нуждается в ежедневном уходе. Его кожа еще слишком тонкая и нежная, чтобы обходиться без крема и купания, тонкие ноготки растут стремительно и нуждаются в постоянной обрезке.

Внимание! Нельзя слишком коротко обрезать отросший ноготь ребенку. Важно не оставлять острых углов на линии среза, иначе малыш будет постоянно царапать ими свое лицо. Постригать ногти можно после вечерней ванны.

Ни в коем случае не стоит чистить уши малыша с помощью ватной палочки. Принудительно почистить можно только наружное ухо – саму раковину, и только видимую часть. Для этого можно использовать смоченный в теплой воде ватный диск.

Если ребенка беспокоит засохшая слизь в носу, удалить ее можно с помощью слабого теплого солевого раствора. Не нужно ковырять пальцами и различными предметами в ноздрях ребенка, чтобы достать очередную корочку. Можно закапать в нос 2-3 капли слабосоленой воды и дождаться, когда корочка размякнет, после чего закапать еще 2-3 капли и положить ребенка на живот, содержимое ноздри выйдет само.

Фото 2

После каждого подмывания ягодиц и паха ребенка следует смазывать цинкосодержащим кремом, который предотвратит раздражение кожи от контакта с мочой и калом. Предупредить болезненную сыпь проще, чем от нее потом лечить. Также на покраснение может влиять качество подгузников. Если родители замечают красноту от использования определенной марки, следует обратить внимание на аналоги, зачастую детям не подходит тот или иной абсорбирующий наполнитель.

Детей обязательно нужно поить. Если ребенок заплакал без видимых причин, мама должна вспомнить, сколько времени прошло с момента последнего кормления. Если прошел час-полтора, велика вероятность того, что малыш хочет пить. Желательно придерживаться распорядка дня и режима кормления, тогда родителям будет проще ориентироваться в потребностях малыша и планировать свой день.

В трехмесячном возрасте у детей появляется обильное слюноотделение. Это не связано с прорезыванием зубов. С этого момента нужно всегда иметь с собой чистый платок, чтобы вытирать подбородок ребенка от слюны, во избежание обветривания и раздражения кожи в виде сыпи.

Слюноотделение

Слюноотделение

Не стоит забывать о воспитании. Малыш хоть еще и мал, но его сила воли гораздо крепче родительской, недаром дети плачем способны добиться всего, чего только захотят. Когда ребенок накормлен, напоен, находится в прохладной комнате с увлажненным воздухом, рядом с ним есть безопасная игрушка, и его подгузник чистый, но вдруг в доме раздается громкий плачь – это требование грудничка взять его на руки.

Если в такой ситуации родители будут беспрестанно брать младенца на руки, он никогда не научится лежать какое-то время в кроватке самостоятельно. Правила поведения вырабатываются в ребенке с рождения до 3 лет. Если в этот промежуток времени не научить его ждать, он всегда будет требовать своего плачем и истериками.

Отклонения от нормы

Родителям следует знать о предупреждающих моментах в поведении крохи, указывающих на проблемы со здоровьем.

Поводом для беспокойства станет ситуация, когда 3-х месячный младенец:

  • мало и плохо ест. Среднесуточный объём пищи, съедаемый малышом в этом возрасте, должен составлять 700-800 мл;
  • не умеет держать головку на весу;
  • прибавил в весе менее 400-500 г, а в росте – меньше 2 см;
  • не реагирует на любые громкие звуки;
  • не интересуется окружающими предметами;
  • часто срыгивает, мучается коликами и повышенным газообразованием;
  • не следит взглядом за двигающимися предметами;
  • вяло шевелит ножками и ручками;
  • не разглядывает свои пальчики и не тянет ручки в рот;
  • не пытается схватить игрушку;
  • есть проблемы с движением одного или обоих глаз;
  • не гулит и не старается подражать звукам;
  • не упирается ножками, когда стоит на поверхности;
  • долго и надрывно плачет, часто без причины;
  • не улыбается и не издаёт звуков при общении с родителями.

Фото 3

Следует быть терпимыми и внимательными к недоношенным малышам. Если есть необходимость, нужно подключить помощь психолога. Недоношенность — не болезнь. Взрослым следует помнить, что малышу требуется любовь, ласка и внимание. А это почти 100% успеха в выхаживании и лечении.

Питание

Объем желудка увеличивается и ребенку требуется больше молока или подобранной молочной смеси. Его перестают мучить колики в животе, что делает его более спокойным. Однако к введению дополнительного питания кроме молока, ребенок еще не готов. Для профилактики рахита врачом может быть прописан витамин Д.

Если младенец находится на грудном вскармливании, то оно проводится по его требованию. Перерыв между кормлениями увеличивается и составляет 2,5-4 часа. Среднее количество грудных кормлений в дневное время составляет 10-12 и в ночное время – два-четыре раза. В процессе кормления малыш уже отрывается от груди и делает небольшие паузы.

В случае кормления молочными смесями устанавливается расписание приема пищи: шесть-семь приемов пищи с промежутками 3,5 часа. В этом возрасте объем молочной смеси, съедаемый за сутки, составляет 800-900 мл, 150-180 мл – за одно кормление.

Развивающие занятия

Младенцу в этом возрасте уже скучно лежать в кроватке в одиночестве. Любознательный малютка стремится узнать что-то новое, необычное. Лучшее занятие с ним —

, но пока простые и короткие по времени, не дольше 15 минут.

Это могут быть стишки, произнесённые нараспев, частушки и песенки. В 3-х месячном возрасте малыш начинает осваивать первые звуки. Он пробует свои силы в разговоре, поэтому с удовольствие будет подпевать. Вместе с ребёнком нужно рассматривать картинки в книжках.

Рисунки должны быть простыми, крупными и яркими. Следует называть крохе все предметы, которые его интересуют. Самое время начать знакомить младенца с изображениями зверей. При этом нужно внятно произносить название животного и звуки, которое он издаёт.

Трехмесячных малышей очень увлекают отражающие поверхности. Хорошо купить младенцу безопасное зеркальце. Малыш будет с интересом рассматривать в нём своё отражение. Купание тоже можно превратить в игру. Для этого достаточно положить в ванную яркие предметы: мячики, уточек, чтобы малыш пробовал поймать их руками.

В распорядке дня обязательно должно быть место для развивающих упражнений:

  • Фото 9по утрам нужно проводить с крохой лёгкую гимнастику. Для этого следует взять малыша за ручки и аккуратно разводить и сводить их в разные стороны, затем сделать несколько вращательных движений ножками. Процесс станет увлекательнее, если упражнения сопровождать пением, потешками и весёлой музыкой. Укрепить мышцы младенца и развить координацию помогает специальный гимнастический снаряд – фитбол. Это надувной мяч диаметром 75 см. Малыша укладывают на фитбол животиком вниз и осторожно раскачивают;
  • важно проводить ежедневный массаж. Цель занятий — укрепление плечевого пояса, мышц рук и ног, лопаток, чтобы малыш устойчиво лежал на животике, пресса, для переворачивания набок и обратно. Массаж можно делать самостоятельно, изучив видео-уроки, или обратится за профессиональной помощью;
  • следует стимулировать кроху чаще поднимать голову и плечи из положения «лёжа на спине». Не давать младенцу лениться. Нужно увлечь его яркими предметами, шуршащими игрушками, крупными книжками со звуковыми эффектами. Ребёнок обязательно заинтересуется необычными предметами, будет к ним тянуться, тренируя мышцы спины и шеи;
  • можно предложить крохе сделать гимнастику для пальчиков, ладошек и стоп ног. Пусть малыш потрогает разные фактуры: ткань, пластик, мех, дерево.

Общение с ребёнком не должно ограничиваться только играми, следует разговаривать при каждом удобном случае: во время кормления, одеваясь на прогулку, меняя подгузник. Речь взрослого должна быть приятной и успокаивающей.

Предлагаем ознакомиться:  Развитие речи у ребенка до года стадии формирования и примеры занятий

Кроме стимуляции двигательной активности в возрасте 2-х месяцев рекомендуется начинать обучающие занятия. Для этого необходимо начинать знакомить малыша с разнообразными видами деятельности. Предложите крохе:

  • Слушать и рассматривать книги. В магазинах можно найти множество небольших книжек для грудничков. Цель такого занятия – знакомить кроху с речью. Наблюдая, как вы читаете, видя вашу артикуляцию, карапуз начнет понимать, как это делается, в будущем обязательно порадует вас ранними успехами. При отсутствии специальных книг можно читать любую литературу. Основным требованием будет повышенная эмоциональность при чтении, удовольствие родителей от совершаемого действия;
  • Наслаждаться вашим пением. Продолжайте петь крохе, знакомить с простыми стихотворными формами. Сочетание речи и музыки будет стимулировать слух карапуза, знакомить его с разнообразием средств выражения;
  • Посмотреть представление. К старым носкам можно пришить глазки-пуговки и полученным героем побеседовать с лежащим в кроватке крохой. При желании можно использовать обычные игрушки, изображающие людей или животных;
  • Послушать, как говорят звери, и он сам. Общаясь с малышом, показывайте ему, как говорят различные животные, повторяйте за крохой звуки, ведите беседы и улыбайтесь;
  • Поговорить лицом к лицу. Кроме общения в кроватке предложите малышу пообщаться, близко рассматривая мамино лицо. Возьмите кроху под мышки и поднесите к своему лицу. Расскажите ему, как вы его любите или спойте песенку;
  • Изучать мир из специально стульчика, манежа, качели. Можно приобрести различные приспособления позволяющие малышу смотреть вокруг, не находясь у мамы на руках. Главное – нужно следить, чтобы выбранные приспособления подходили ребенку по возрасту.

Для развития умения держать голову малыша нужно класть на живот на цветной коврик и раскладывать вокруг него яркие игрушки.

Повесить колокольчики и погремушки над кроваткой, чтобы ребенок тянулся к ним и трогал их.

Хорошо, если игрушки из разных ярких материалов с разными бубенчиками и погремушками. Игра с ними будет развивать тактильное, зрительное и слуховое восприятие.

Игры с ребенком, его одевание, кормление и купание нужно сопровождать присказками, стишками, поговорками. Это усиливает эмоциональную связь с ребенком, а в дальнейшем поможет развитию его речи.

Фото 4

Обязательно включайте и слушайте музыку с ребенком. Можно подпевать и прихлопывать в ладоши.

Показывайте и называйте окружающие предметы, ребенок быстрее научится говорить.

Примерный режим дня

К этому времени уже начинает формироваться определенный распорядок дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время дня. Сон занимает 16-17 часов в день и распределяется следующим образом: ночной сон – 9-10 часов, один-два дневных сна по 1-2 часа, промежуточные сны 30-40 минут.

Необходимо больше времени проводить с малышом на свежем воздухе. Рекомендуется совершать утреннюю и послеобеденную прогулку по два-три часа. Гулять не стоит лишь при крайне неблагоприятных условиях: сильном морозе, ураганном ветре, ливне. Время прогулок не ограничивается и зависит от возможностей родителей.

Уход за малышом в 2-3 месяца

Принципы ухода за малышом в 2-3 месяца остаются прежними. Снижения частоты опорожнения кишечника и мочеиспускания позволит вам установить приблизительный график замены подгузника и рассчитать необходимо количество этого предмета гигиены на определенный срок.

Фото 5

Обязательными ежедневными занятиями для 2-3 месячного малыша являются:

  • утренние гигиенические процедуры. Смена памперса, умывание, очищение глаз, носа и ушей;
  • утренняя гимнастика;
  • воздушные ванны;
  • прогулка на улице;
  • дневной комплекс упражнений;
  • вечернее купание;
  • развивающие занятия.

Расстановка этих занятий в течение дня остается прежним. Рекомендуется выполнять определенные виды в установленное время и стараться не нарушать принятый режим.

Купание

Малыш окреп, достаточно хорошо держит голову. Купать становится проще и удобнее. Карапуз удобно устраивается в специальной горке и с удовольствием смотрит, как мама или папа его развлекают. Использование мыла и других очищающих средств еще не требуется. При расстройствах сна, кожных проблемах и других негативных реакциях организма, педиатр может назначить купание в отварах трав, настоях. Применяя добавки для ванн, обязательно нужно ополаскивать кожу ребенка по завершению процедуры чистой водой.

Окрепшему 2-месячному малышу можно предложить новый вид купания. В детском отделе приобретите специальный круг для шеи, подходящий по возрасту. Предложите крохе поплавать в набранной ванне. Такое купание способствует комплексному развитию мышц тела ребенка, снимает излишнее напряжение, нормализуют психическое равновесие.

Питание и режим дня

В 2-3 месяца рекомендуется кормить ребенка грудью. Искусственное вскармливание применяется в случаях отсутствия или малого количества материнского молока, невозможности наладить нормальное вскармливание или при непереносимости компонентов грудного молока. При возможности сохранения лактации желательно всеми силами этому способствовать.

Грудное молоко в этом возрасте является самым питательным и полезным продуктом, содержащим все необходимые витамины и минералы. Оно идеально подходит формирующейся системе пищеварения. Материнское молоко содержит в себе антитела, позволяющие сопротивляться инфекции. При боли грудь позволяет карапузу почувствовать облегчение.

  • хорошо и качественно питаться;
  • пить достаточное количество жидкости;
  • отдыхать;
  • соблюдать гигиену груди;
  • чаще предлагать малышу перекусить или легко массажировать грудь.
Слюноотделение

Слюноотделение

Кожные покровы младенца очень восприимчивые и нежные, поэтому правила гигиены должны соблюдаться в течение всего дня.

Прежде всего, это касается температурного режима помещения, в котором находится малыш.

Оптимальной считается температура 20-22 градуса. Необходимо периодически проветривать комнату, чтобы в ней был свежий воздух.

Не нужно укутывать ребенка, иначе на коже могут появиться опрелости или потница.

Водные процедуры проводятся ежедневно. Время купания увеличивается до двадцати минут, маленькая ванна заменяется большой. Очень важно проводить эту процедуру бережно, чтобы ребенок полюбил купание. В ванну запускают резиновые уточки, мячики, чтобы малышу было интересно.

Температура воды в ванной должна быть 37-38 градусов, воздуха – 25. При таких условиях ребенку будет комфортно. Если он капризничает, возможно, не соблюден температурный режим (слишком холодно или жарко).

У детей повышенное потоотделение, поэтому голову мыть нужно ежедневно без шампуня, с шампунем – один раз в неделю. После купания тело малыша промокнуть мягкой простыней или полотенцем, не растирая, чтобы не повредить кожу. Для предотвращения сухости кожи после воды нужно использовать детское масло или крем.

Утренняя гигиена заключается в следующем:

  • протирают влажной тканевой салфеткой лицо, глаза, за ушками;
  • после стула и мочеиспускания подмыть проточной водой;
  • при необходимости смазать кремом под мышками и сгибы ножек и ручек;
  • проверить ноготки – при необходимости подрезать детскими ножницами с закругленными краями или не забыть сделать это после купания. После обрезания убедитесь, что ноготки не царапаются, чтобы малыш не повредил себя.

Хорошо проводить воздушные ванны, когда малыш в проветренном помещении находится минут десять без одежды. Это хорошо закаляет организм.

Для мальчика

Фото 7

Особенности касаются ухода за половыми органами. Половой член мальчика следует мыть по мере загрязнения и без мыла, так как если мыло останется под крайней плотью, оно вызовет сильное раздражение и даже ожог.

Это доставит крайне неприятные болевые ощущения мальчику. Если необходимо, можно приготовить мыльную воду.

Для девочки

У девочек еще не сформирована защитная микрофлора женских половых органов, поэтому все процедуры должны выполняться чисто вымытыми руками. Для предотвращения инфицирования девочку моют от лобка к анальному отверстию под проточной водой. Подмывать мыльной водой девочку необходимо два раза в неделю. Моющие средства использовать только детские, предназначенные для новорожденных. После подмывания промокнуть кожу пеленкой.

После утреннего подмывания ватным тампоном, смоченным специальным маслом, протереть паховую зону, избегая области внутренних половых губ. Если есть смегма (плотный белый налет между половыми губами), ее удаляют ватной палочкой, смоченной стерилизованным миндальным или оливковым маслом.

Доктор Комаровский

По Е. Комаровскому трехмесячный малыш:

  • умеет держать голову и поднимать грудь, лежа на животе;
  • подносит ручки к лицу, разжимает и сжимает кулачки;
  • захватывает и сжимает игрушку или палец взрослого;
  • наблюдает за движущимися предметами;
  • узнает на расстоянии близких людей и предметы;
  • реагирует на звук поворотом головы в сторону источника звука;
  • улыбается, заслышав знакомый голос.

Доктор Е.О. Комаровский рекомендует обратиться к педиатру, если младенец:

  1. не реагирует на незнакомые лица, громкие звуки;
  2. не держит голову, лежа на животе;
  3. не улыбается;
  4. не следит за двигающейся игрушкой.

Как делать массаж

С утра полезно выполнять гимнастику. Плавно сгибать и разгибать ноги и руки для растяжения связок. Можно положить малыша на большой спортивный мяч на живот или спину и, придерживая за ноги, аккуратно покатать вперед-назад. Учить ребенка поворотам со спины на живот. Для этого левую ногу поворачивают направо и перекидывают через другую ногу. Такая поза стимулирует переворот. Самостоятельно закидывать ножку у малыша еще не получается.

Массаж благотворно влияет на организм ребенка, улучшает его физическое состояние и стимулирует развитие нервной системы, снижает гипертонус. Хорошо выполнять массаж после купания перед сном. В комнате должна быть комфортная температура.

Длительность массажа 10-15 минут. Движения плавные, нежные. Движения рук идут снизу вверх:

  1. Раскрываем ладошки и поглаживаем их. Каждый пальчик массируем индивидуально. Поглаживаем запястья, поднимаемся вверх по ручке, избегая области подмышек.
  2. Поглаживаем пяточки, стопу, каждый пальчик ног. Осторожно разминаем и поглаживаем ногу снизу вверх, обходя зону под коленками и паха.
  3. Живот массируется круговыми движениями по часовой стрелке, не затрагивая область пупка.
  4. Переворачиваем малыша на живот и массируем спину от поясницы к плечам, потом от позвоночника, не затрагивая его, к бокам.
  5. Ягодицы массируются от ног к копчику.
  6. Голова массируется, обходя зону родничка.

Частые проблемы в этом возрасте и как их решать

Даже предлагая малышу самый лучший уход, никто не застрахован от некоторых проблем. Давайте рассмотрим наиболее часто встречаемые вопросы и варианты их решения.

Одной из проблем, с которой сталкиваются родители трехмесячного малыша, является прибавка массы тела значительно ниже нормы.

Причиной может быть то, что малыш в этом возрасте начинает отрываться от груди, изучая окружающее пространство.

В этом случае желательно кормление проводить в спокойной обстановке в одном и том же месте, чтобы снизить количество отвлекающих факторов. Если причиной стало снижение молока при грудном кормлении, то нужно посоветоваться с врачом о подборе дополнительной молочной смеси для прикорма.

Еще одной проблемой может стать беспокойный сон. Это регулируется соблюдением режима дня, чтобы периоды бодрствования (1,5-2 часа) чередовались сном. Перед сном нужно спокойно общаться с малышом.

В этом возрасте делают прививку АКДС. Многие детки реагируют на процедуру повышением температуры, может появиться аллергическая реакция в виде зуда или сыпи. В отдельных случаях может быть рвота, понос. В случае высокой температуры дают жаропонижающее средство. Такая реакция может длиться день-два и затем проходит. Если состояние не улучшается, нужно обратиться к врачу.

Возможны диатезные высыпания. Если ребенок на грудном вскармливании, то нужно корректировать рацион мамы. Если на искусственном кормлении, то нужно подобрать смесь, не вызывающую аллергии.

Оставьте комментарий

Adblock detector