Оглавление
- 1 Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у детей дошкольного возраста
- 2 Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?
- 3 Одеваться – это весело!
- 4 С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?
- 5 Советы для родителей
- 6 Выводы
- 7 Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию
- 8 Заключение
Развитие навыка самостоятельного одевания и раздевания у детей дошкольного возраста
В 1 год ребенок может сам снять носки и шапку. В 2 года дети обычно умеют снимать трусы, колготки, штаны, а также сами надевают шапку и носки.
В 3 года дети чаще всего могут сами:
- Надеть шапку, носки;
- Снимать и надевать трусы, шорты, штаны;
- Надеть сапоги, туфли, сандалии на липучках;
- Снимать кофту;
- Застегивать и расстегивать молнию, вдетую старшими.
К 4 года ребенок научится:
- Надевать кофту, футболку;
- Застегивать кнопки;
- Полностью раздеваться.
Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?
Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.
Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.
Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.
Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.
В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.
В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности – неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни.
Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку – пожнешь характер», – говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.
Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:
- спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
- стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
- сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.
Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – лень.
Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:
- ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
- занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
- совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.
Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.
Одеваться – это весело!
Для того чтобы быстрее научить ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно, нужно превратить этот процесс в увлекательную игру. Как только это нелегкое занятие станет для малыша интересным, успехи не заставят себя долго ждать.
- Если ребенок совсем маленький, ему будет интересно доставать вещи из коробки или ящика, а потом складывать их обратно. Постепенно он начнет проявлять любопытство к одежде и захочет ее примерить.
- Дети любят играть роли. Поэтому отличным способом научить ребенка одеваться, могут стать сюжетно-ролевые игры с переодеванием. Купите малышу костюм врача, пирата, инспекторы ДПС или любимых персонажей вашего ребенка, тогда он точно проявит интерес к переодеванию.
- Играйте в игры для развития мелкой моторики. Сделайте для ребенка нечто вроде бизиборда, на котором будут размещены всевозможные застежки, пуговицы, липучки, кнопки, молнии. Это будет отличной тренировкой для вашего малыша.
- Добавьте немного сказки в повседневные сборы. Скажите ребенку, что вы не просто собираетесь пойди гулять, а отправляетесь в необыкновенное путешествие, например, в космос. Космонавты спешат надеть на себя скафандры! Вы можете ограничить ребенка во времени и включить таймер, но на то время, за которое ребенок действительно может успеть одеться. Не забывайте хвалить малыша и поддерживать его мотивацию научиться одеваться самому.
- Устройте соревнование. Предложите ребенку одеться наперегонки. Первое время проигрывайте малышу, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах. Постепенно усложняйте правила игры (например, уточните, что выглядеть нужно опрятно).
С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?
Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично.
Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.
Возраст ребенка | Навыки самостоятельного одевания (в данном возрасте ребенок должен уметь) | Наличие помощи взрослых |
---|---|---|
2 года | Снимать и одевать в определенном порядке: шапку; обувь, расстегнутую взрослым; колготки; шорты (юбку, брюки) на резинке. | С помощью взрослых |
3 года | Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек. Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду. Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду. | С небольшой помощью взрослых |
4 года | Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно. Аккуратно складывать и вешать одежду. Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её. | Помощь только в завязывании шнурков. |
5 лет | Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками. Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых. Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома. | Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции. |
6 лет | Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться. Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом. | Без помощи взрослых. |
Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.
Советы для родителей
Начинайте учить ребенка раздеваться и одеваться самому с ранних лет. Не секрет, что детям легче дается раздевание, чем одевания. Уже в возрасте года ребенок вполне способен снять с себя шапочку, носочки. Если у малыша что-то не получается, не торопитесь приходить ему на помощь, пускай он сам попробует преодолеть трудности.
- Иногда дети боятся не справиться с большим количеством одежды. Начните учить ребенка самостоятельно одевать какую-то одну вещь, например, шапку. Постепенно увеличивайте количество вещей.
- Сделайте ребенка наглядные подсказки. Некоторым малышам тяжело запомнить последовательность надевания вещей. Нарисуйте плакат-шпаргалку или заранее разложите вещи в нужной очередности. Приучите ребенка сверяться со «шпаргалкой».
- Заранее выбирайте одежду на завтра. Пусть ребенок участвует в выборе одежды на следующий день. Малыш с вечера может с вашей помощью разложить комплект одежды на завтра в порядке ее одевания, что сильно сэкономит ваше время следующим утром.
- Чтобы ребенок не путал, где задняя часть одежды, а где передняя, старайтесь покупать одежду с кармашками, картинками спереди или самостоятельно сделайте на одежде условные отметки.
- Для малышей, которые только учатся одеваться самостоятельно, лучше покупать одежду на размер больше. В этом случае ребенку будет проще натягивать рукава и продевать голову (особенно это относится к водолазкам).
- Проявите гибкость. Возможно, малыш капризничает или отказывается одеваться, потому что он просто не в настроении или приболел. Настаивая на своем, вы можете столкнуться с сильным сопротивлением. Поэтому в данном случае постарайтесь договориться с ребенком. К примеру, мама может надеть штаны, а ребенок кофту и т.п.
- Покупайте одежду вместе с ребенком. Малыш с большим желанием будет одевать то, что он выбрал сам.
Выводы
Научить ребенка самостоятельно одеваться – задача не из легких. Следует понемногу приучать малыша к самостоятельности с раннего возраста. Давайте ребенку задания по силам. Постепенно навык одевания и раздевания будет совершенствоваться, и малыш сможет одеваться сам. Если вы сталкиваетесь с сопротивлением и капризами, постарайтесь выяснить причину такого поведения ребенка и действуйте по обстоятельствам. Превратите процесс одевания в интересную игру, хвалите ребенка за его успехи, тогда вы обязательно достигнете результата!
Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию
- Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
- Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
- Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
- Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
- При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью – начните действие и предложите закончить самостоятельно.
- Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
- Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
- Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
- Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
- Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
- Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
- Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
- Поощряйте проявление вкуса в одежде.
То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться – это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.
Светлана Садова
Ответив на вопросы теста, вы сможете узнать, какой стиль воспитания характерен для вас, о его особенностях, преимуществах и недостатках, а также получите информацию об альтернативных стилях воспитания и их специфике.
Пройти тест