Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Почему же возникает задержка речевого развития у детей?

Как определить, есть ли у ребенка задержка в речевом развитии? Некоторые общепринятые в медицинских кругах факты дают возможность ответить на вопрос: «Дети с ЗПРР – кто они?». Если ребенок, достигший двухлетнего возраста, не понимает речь, обращенную к нему, использует малое количество слов, здесь необходимо незамедлительное обращение к специалистам по ЗПРР, лечение которой нельзя откладывать на потом.

Зачастую родители и учителя сталкиваются с проблемой, что дети с ЗПРР неусидчивы, невнимательны, у них крайне плохая память, и они очень быстро утомляются. Таким детям необходимо непрестанно находиться в движении, так им легче усваивать материал. Дети с диагнозом ЗПРР в младших классах очень трудно запоминают правила русского языка и таблицу умножения.

https://www.youtube.com/watch?v=subscribe_widget

Чаще задержка речевого развития у детей возникает в случаях, когда в результате родов ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, гипоксию, травму ЦНС или шейного отдела позвоночника. Выделяют и другие факторы, влияющие на задержку речи ребенка в период развития плода внутри утробы: стремительные или преждевременные роды, нерегулярные дыхательные действия плода при родах, избыточное скопление жидкости в головном мозге, увеличенное давление внутри утробы, генетическая предрасположенность, психическое заболевание и несвоевременный перевод малыша на искусственное вскармливание.

Нарушение функционирования центральной нервной системы, психические или генетические расстройства систем регуляции деятельности головного мозга – вот от чего страдают дети с ЗПРР в наше время.

В моей практике всё больше встречается случаев, когда ребёнок до полутора лет развивался нормально, а после плановой вакцинации АКДС он останавливался в психоречевом развитии. Данный факт должен заставить родителей и врачей задуматься о целесообразности ТАКОЙ «вакцинопрофилактики».

Некоторые признаки ЗПРР, лечение которого в своей необходимости не вызывает сомнений:

  • Ребенок в четыре месяца не проявляет эмоциональной реакции на жесты взрослых, не улыбается и не проявляет оживления на обращения;
  • Ребенок в 8-9 месяцев не издает звуков «мама», «папа», «баба»;
  • Ребенок в полтора года не говорит простых слов, например, «дай», не знает названий простых предметов, своего имени и не выполняет простейших просьб, например, «иди сюда»;
  • У ребенка возникают трудности с жеванием или сосанием;
  • В 2,5 года у ребенка запас слов составляет около 20 слов;
  • В три года ребенок очень быстро говорит, съедая окончания слов, или, наоборот, речь замедленная, при этом растягиваются слова;
  • У ребенка в любом возрасте замечается повышенное слюноотделение, и постоянно открыт рот.

В связи с такими факторами начинается торможение в психическом развитии, и к достижению пятилетнего возраста происходит задержка в речевом развитии (ЗРР), а далее — в психоречевом развитии (ЗПРР, лечение которого стоит начинать безотлагательно).

Грубая задержка психоречевого развития – еще один повод не медлить с визитом к медикам. Лечение ЗПРР начинать нужно не позже, чем в 3 года – в таких случаях логопеду получится избавиться от проявления за короткий срок. В 5-7 лет на устранение дефектов речи детей уйдет значительно больше времени.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Насторожить родителей должно отсутствие некоторых компонентов речевого навыка. У малыша наблюдаются нарушения в произношении звуков (нередко большей их части), проблемы со словарем, фразами и связной речью.

Медицинская статистика оповещает, что диагноз ЗРР чаще наблюдается у мальчиков (почти у 15%). У девочек показатель отклонений речевого или психогенного происхождения значительно ниже – до 5%. Обращение к специалистам и обучение детей необходимым речевым навыкам позволяют избавиться от дефекта, но для коррекции произношения придется приложить немало усилий, как врачу-логопеду, так и взрослым. Тесное общение и консультации с невропатологом позволят ускорить процесс, ведь речевые дефекты напрямую связаны с психикой карапуза.

Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.

Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.

Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:

  • блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
  • нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
  • повреждения костных структур.

Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.

Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.

Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.

Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.

Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.

Задержка
психического развития у детей дошкольного возраста

Задержка психического развития у малышей – дошкольников характеризуется:

  • личностной незрелостью;
  • медленной скоростью психического развития;
  • умственной недостаточностью в легкой, но стойкой форме;
  • патологией познавательной деятельности в негрубом
    виде.

В школе ребенка с ЗПР можно выделить по следующим характерным проблемам:

  1. Ребенку тяжело слушаться взрослых.
  2. Нелегко досидеть до конца занятия.
  3. Ему трудно дается обучение, так как он стремится только к развлечению и играм.
  4. Малышу сложно удерживать внимание на умственной деятельности.

Причины задержки психического развития у ребенка

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют
несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Сегодня проблемы задержки психического развития (ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

К факторам, связанным с протеканием беременности, обычно относят перенесенные женщинами вирусные болезни, например, краснуха, выраженные токсикозы, употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение, воздействие ядохимикатов, внутриутробное кислородное голодание плода, резус-конфликт. Ко второй группе факторов-провокаторов относят травмы, полученные младенцами во время родового процесса, асфиксию плода или его обвитие пуповиной, преждевременную отслойку плаценты.

Третья группа охватывает факторы, зависящие от недостатка эмоционального внимания и дефицита психологического воздействия на младенцев со стороны взрослого окружения. Также сюда относят педагогическую запущенность и ограничение жизнедеятельности на протяжении продолжительного времени. Особенно это ощущается детьми до 3 лет. Также в раннем детстве отсутствие эталона для наследования провоцирует отставание развития детей.

Положительный благоприятный эмоциональный климат семейных отношений, в которых растет и поддается воспитательному воздействию малыш, является фундаментом для его нормального физического формирования и психического развития. Постоянные скандалы и чрезмерное употребление алкогольных напитков, ссоры и насилие в семье ведут к торможению эмоциональной сферы малыша и замедлению темпа его развития.

Одновременно с этим и излишняя опека может спровоцировать замедленный темп формирования функций психики, при котором у детей затрагивается волевой компонент. Кроме этого, данному недугу часто подвержены постоянно болеющие малыши. Заторможенность развития нередко может наблюдаться у крох, которые ранее перенесли различные травмы, задевшие головной мозг. Нередко возникновение данного недуга у малышей напрямую связывают с задержкой их физического развития.

Сегодня проблемы задержки психического развития(ЗПР) детей во всем мире психологами осознаются в качестве одних из наиболее актуальных проблемных вопросов психолого-педагогической направленности. Современная психология выделяет три ключевые группы факторов, провоцирующих замедленный темп формирования отдельных процессов психики, а именно особенности течения беременности и прохождения непосредственно родового процесса, факторы социально-педагогического характера.

Причины задержки речевого развития у детей разделяют на:

  • биологические;
  • социальные.

В основе биологических причин лежат нарушения органического характера головного мозга, которые вызывают появление минимальной мозговой дисфункции. Чаще всего задержка речи может являться результатом воздействия на организм будущей матери неблагоприятных факторов:

  • внутриутробная гипоксия плода во время беременности;
  • асфиксия плода в процессе родовой деятельности;
  • травмы различного характера во время родов;
  • прогрессирование в организме матери инфекционных заболеваний во время беременности;
  • преждевременное рождение ребенка;
  • переношенная беременность более 41-42 недель.

Кроме этого, речевые проблемы в детском возрасте могут возникать после различных заболеваний, перенесенных до 3 лет. Чаще всего причинами, которые вызывают появление такой патологии, являются:

  • менингиты;
  • энцефалиты;
  • осложнения различного характера после вакцинации;
  • частые и длительные болезни в раннем возрасте.
  • заболевания ротовой полости и чаще всего патология «уздечки».

Правильная речь тесно связана с состоянием слухового анализатора и при появлении проблем со слухом у ребенка может быть диагностирована задержка речевого развития. Многие специалисты говорят о том, что такое заболевание может возникать под влиянием генетического фактора, то есть если у родителей в детстве были трудности с речью, то, скорее всего, они возникнут и у ребенка.

Социально-педагогические причины речевой патологии выражаются в создании неблагоприятной микросоциальной обстановки, в которой речь становится не востребованной. Чаще всего такое заболевание развивается в следующих случаях:

  • присутствие двуязычия в семье;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенные требования к ребенку;
  • отсутствие общения между членами семьи;
  • невнятная речь родителей.

Вредное влияние на формирование речи в детском возрасте оказывает и чрезмерно информированная среда, поскольку в такой ситуации малыш сталкивается с большим потоком информации и не может правильно её усвоить.

Похожий материал:

  • Как научить ребенка говорить букву Р
  • Как научить ребенка говорить букву Л
  • Как научить ребенка быстро читать

Для подтверждения диагноза «задержка речевого развития» специалистами проводится комплексное обследование пациента, которое включает в себя:

  • оценка состояния слуха и выявление различных нарушений;
  • проведение возрастного тестирования, которое позволяет определить уровень психомоторного развития и оценить состояние речи в раннем возрасте;
  • проведение беседы с родителями целью выяснения методов их общения с ребенком;
  • изучение особенностей течения беременности и родов, а также раннего развития малыша;
  • обследование артикуляционного аппарата;
  • оценка фонетического восприятия и активной речи.

Диагностика задержки речи включает в себя и выявление причин появления такой патологии, поэтому проводится обследование малыша различными специалистами.

Лечение задержки речевого развития у детей – это комплексное воздействие на весь организм, поэтому ограничиться одними логопедическими занятиями вряд ли получится. Выбор коррекционной работы с детьми, которые страдают такой речевой патологией, определяется факторами, вызвавшими появление такой патологии.

При своевременной диагностике патологии и тесном взаимодействии родителей и специалистов удается достичь положительного результата.

Особое место в коррекционной работе принадлежит лечебным процедурам, проведение которых позволяет восстановить функционирование центров головного мозга. Чаще всего назначается проведение магнитотерапии и электрорефлексотерапии, которые помогают восстановить дикцию и интеллектуальные способности, а также расширить словарный запас.

Логопедический массаж считается одной из наиболее эффективных методов лечения, во время повеления которого специалистом оказывается воздействие на определенные отделы артикуляционного аппарата. При задержке речевого развития часто прибегают к помощи медикаментозных препаратов, которые помогают восстановить речь. Такие средства являются своеобразным питанием для нейронов мозга и обычно назначают прием:

  • Кортексина
  • Нейромультивита;
  • Лецитина.

Прием такого лекарственного препарата, как Когитум помогает простимулировать деятельность зон, отвечающих за речь. Назначать такое лечение может только специалист, поэтому самостоятельный прием препаратов просто недопустим.

Многие специалисты прибегают к лечению патологий речи с помощью неонотропных препаратов, которые помогают улучшить память и умственную деятельность. Мнение Комаровского по поводу задержки речевого развития у детей и лечения его таким способом отличается от позиции врачей. Он считает, что до настоящего времени медицине не удалось доказать эффективность этих препаратов и обоснованность их приема при лечении задержки речи.

Предлагаем ознакомиться:  Прививка от пневмонии для детей до года и старше график вакцинации и побочные эффекты

Устранение патологии предполагает тесное взаимодействие логопеда и родителей в развитии речи ребенка. Специалист поводит занятия и упражнения, отдельные элементы которых закрепляются с ребенком дома. Хороший результат коррекции речи дают:

  • артикуляционная гимнастика;
  • песенки;
  • упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • звукоподражание.

Задержка речевого развития в детском возрасте требует обязательного лечения, поскольку при его отсутствии возможно развитие тяжелых последствий. Конечно, легче предупредить патологию, чем потом тратить силы и средства на ее лечение. Именно по этой причине важно как можно больше времени общаться с малышом и уметь его слушать, а также создать благоприятную педагогическую среду для его развития.

ЗПР у детей дошкольного возраста. Сложности в развитии у малышей связаны с причинами и временем возникновения патологий, степенью поражения и значения пострадавшей функции в системе психического развития.

К основным
группам факторов, провоцирующих ЗПР, относятся:

  • недостаток общения, приводящий к отсутствию
    общественного опыта;
  • биологические факторы, препятствующие нормальному
    созреванию мозговых структур;
  • наличие различных соматических заболеваний;
  • негативная социальная среда, в которой рос ребенок;
  • отсутствие соответствующей возрасту, полноценной
    деятельности, позволяющей ребенку получить общественный опыт.

Также к
причинам ЗПР можно отнести неблагоприятные факторы во время беременности матери
или различные осложнения при родах:

  • заболевания матери хронического характера (сахарный
    диабет, порок сердца, болезни щитовидной железы);
  • заболевания при вынашивании ребенка (грипп, паротит,
    краснуха);
  • токсоплазмоз;
  • токсикоз (особенно опасен во 2 и 3 триместре);
  • несовместимость крови по резус-фактору у матери и
    малыша;
  • употребление во время беременности матерью
    гормональных препаратов, никотина, спиртных средств, наркотических веществ;
  • асфиксия малыша при родах или ее угроза;
  • травмы ребенка, нанесенные при применении инструментов
    для родовспоможения;
  • соматические и инфекционные заболевания детей в раннем
    возрасте;
  • поражение нервной системы крохи, возникающие после
    травм, инфекций, длительных наркозов и т.д.

Классификация и виды ЗПР

Есть несколько видов патологий психологического развития. Обычно медиками используется для классификации отличий таблица, составленная профессором Лебединской. Здесь всего несколько пунктов, позволяющих без особых сложностей определить вид заболевания, поставить диагноз ЗПРР, после чего назначить специальное лечение.

Благодаря классификации медикам легко определить или аутизм, или нарушения в развитии. Это значительно облегчает воздействие на заболевание – безошибочно поставленный диагноз формы ЗПР позволяет составить индивидуальную схему лечения.

Замедление созревания ЦНС – основная причина этого вида патологии конституционального происхождения. Ребенок может отставать по возрасту, вести себя, как присуще младшим детям. Эта особенность обусловлена психическим инфантилизмом.

Особенности задержки – недостаточный объем памяти, слишком слабое внимание. Особенно ярко заметны эти черты, проявляющиеся в школьном возрасте. Если обратиться к врачу раньше, своевременно поставленный прогноз помогает частично устранить часть проявлений в 3-5 лет.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Одно из проявлений, которое встречается чаще всего. ЦОГ развивается на фоне незначительных повреждений головного мозга ребенка или недоразвития одной из частей органа. Задержка развития ребенка 2-х летнего возраста выражается такими признаками:

  • отсутствием активности, эмоциональных проявлений;
  • скудным воображением;
  • трудностями в процессе восприятия;
  • заторможенностью в движениях;
  • непритязательностью.

На выздоровление уходит до нескольких лет, но при условии, что родители строго следовали назначению медиков и упорно занимались с карапузом.

Среди самых основных причин торможения психического развития соматогенного происхождения медики называют патологии важных органов в раннем возрасте. Последствия патологий – серьезные поражения нервной системы.

Спровоцировать ЗПР соматогенного происхождения способны такие заболевания:

  • диспепсия (только хроническая);
  • бронхиальная астма;
  • патологии почек;
  • серьезные нарушения в работе сердца или системы;
  • воспалительные процессы в легких.

Соматические заболевания ребенка нужно лечить на ранних стадиях, в противном случае неприятных последствий, связанных с нервной системой или развитием речевых навыков, избежать не получится.

Темповая ЗРР

При темповой ЗРР у малыша наблюдаются ярко выраженные симптомы, среди которых наиболее выделяется полное отсутствие навыков речи в 3-4 года. Также дети в этом возрасте с трудом произносят даже простые звуки, не пытаются воспроизводить их после взрослых. Наблюдать можно и нарушение некоторых функций – малыш старается «разговаривать» жестами и мимикой, не прибегая к речевому общению.

Еще одна классификация нарушений связана с окружением ребенка. Интеллектуальные процессы замедляются под воздействием жестокости со стороны близких людей, при безразличии или отсутствии воспитательных моментов. В первую очередь изменений претерпевает эмоционально-волевая сфера. Такой малыш обычно отличается не только отклонениями, но и состоянием здоровья – наблюдаются тяжелые заболевания, стремительно развивающиеся патологии.

При отсутствии правильного воздействия на проблему у малыша способны проявиться некоторые черты аутизма, спровоцированные нарушениями психики. Среди них:

  • карапуз отказывается налаживать эмоциональный контакт;
  • проявляется склонность к агрессивным поступкам, нередко малыш пытается причинить вред себе (покусать руки, расцарапать кожу, удариться об пол, стену);
  • покачивания в разные стороны, стоя на месте, хождение по кругу;
  • привыкание к одной игрушке, отсутствие реакции на окружающие предметы;
  • изолированность – ребенок отказывается контактировать со сверстниками, не знает, как себя с ними вести.

Диагноз ставится только после тщательных исследований. Комиссия состоит из специалистов разной квалификации – невропатолога, педиатра, логопеда, психолога.

ЗПР у детей дошкольного возраста. Для систематизации нарушений обычно применяют классификацию К.С. Лебединской, известного детского дефектолога и психиатра.

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:

  1. Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой малышей родителями, когда близкие все делают за кроху, не давая проявить самостоятельность, без которой невозможно исследование и познание окружающего мира. Второй причиной соматогенной ЗПР могут являться длительные и частые болезни ребенка в раннем возрасте, в этом случае все силы организма направлены на выздоровление, отмечается слабость и пониженная активность, в таких условиях замедляется развитие психики.
  2. Конституционная. Такой вид ЗПР обусловлен наследственностью, когда подобные нарушения встречались у близких родственников крохи. Проявляется данная форма в недоразвитии эмоционально-волевого фона. У таких малышей отмечается неспособность принятия самостоятельных решений без помощи близких, быстрая смена эмоций и их бурность. К школьному периоду у детей с конституционной формой ЗПР не проявляется стремление к познанию и обучению, они предпочитают в первую очередь игровую деятельность.
  3. Церебрально-органическая. Это наиболее распространенная форма ЗПР с наиболее негативным прогнозом. В данном случае нарушения вызваны органическими поражениями центральной нервной системы ребенка вследствие патологий вынашивания крох, родовых травм, недоношенности или нейроинфекции. У малышей присутствует ММД — минимальная мозговая дисфункция, нарушения развития в легкой форме, проявляющиеся в разнообразных областях, связанных с психической деятельностью. Такие малыши не эмоциональны и отличаются бедностью воображения.
  4. Психогенная. Причинами данного вида ЗПР выступает социальное неблагополучие в семьях детей, когда дома присутствует агрессия или насилие, а дети предоставлены сами себе и ими никто не занимается. Как следствие, у таких малышей не привиты правила поведения в обществе, уровень знаний об окружающем мире находится на достаточно низком уровне.

Малыши с задержкой психического развития обучаемы. Навыки и умения, которые
здоровые дети могут освоить самостоятельно, детям с ЗПР помогают привить
педагоги.

Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.

Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:

  • дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
  • имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
  • идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.

Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.

К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:

  • перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
  • родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
  • тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
  • перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
  • хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
  • серьезная психическая травма;
  • неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.

К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:

  • обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
  • эпилепсия и другие психические патологические состояния;
  • гидроцефалия;
  • ишемия мозга;
  • повышенное давление;
  • ДЦП;
  • нарушение ликвородинамики;
  • патологии мозговых сосудов;
  • опухоль головного мозга;
  • лейкодистрофия.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения.

Для классификации задержки психического развития детей важно учитывать причины, которые привели к формированию данной патологии. В педиатрии выделяют четыре основных вида этого заболевания, каждая из разновидностей которого имеет свои особенности и является ключевым фактором для поиска действенного метода лечения.

Важно

Чаще всего задержка психического развития является обратимым нарушением, в редких случаях коррекции не поддается патология, сформировавшаяся на почве генетических предпосылок.

Классификация ЗПР представлена следующим образом:

  • Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактикаЗПР психогенного происхождения. В данном случае речь идет о неблагоприятных условиях проживания и воспитания ребенка, безнадзорности или гиперопеки. Некоторые родители буквально впадают в крайность, когда дело касается их детей. Они начинают либо давить ребенка своей опекой, считая, что таким образом проявляют свою заботу и обеспечивают безопасность. Второй крайностью можно считать отсутствие минимального контроля. В таких ситуациях родители оправдываются желанием развить в ребенке самостоятельность.
  • ЗПР конституционального происхождения. Данный вид в медицине называют также гармоническим психофизическим инфантилизмом. Здесь большую роль играет наследственная предрасположенность, то есть инфантилизм встречается и у других членов семьи, но не достигает патологического уровня. Для таких детей характерными чертами являются: выразительная жестикуляция и живая мимика, ограничения интересов до игровой деятельности, отставание в развитии на 1,5-2 года от сверстников.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Дети с ЗПР этого вида характеризуются наличием органической недостаточности нервной системы негрубой выраженности. Чаще всего причиной формирования данного вида ЗПР являются патологии беременности, среди которых можно выделить: тяжелая форма токсикоза, недоношенность, инфекции, асфиксия, болезни с осложнениями первого года жизни.
  • ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип ЗПР характеризуется замедлением психического развития с одновременной потерей приобретенных навыков и возвращением к более ранним формам поведения. Именно в результате длительных и тяжелых болезней можно наблюдать не только отсутствие прогресса в развитии, но и некоторый регресс. Таких детей в обществе принято называть «домашними». У них весьма ограничен круг общения, поскольку они довольно-таки замкнуты и имеют проблемы в общении со сверстниками. Дети с ЗПР самотагенного типа отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью, лабильностью, астенией и нарушением внимания.

Важно

Особая опасность задержки психического развития состоит в том, что одним из ее осложнений является риск развития аутизма. Медицинская практика показывает, что вылечить аутизм полностью невозможно, поскольку не существует действенных методик терапии именно этой патологии.

Вашему ребенку поставили диагноз ЗПРР. К какому врачу обратиться?

Детские педиатры и неврологи рекомендуют детям, у которых очевидна задержка речевого развития, лечение проходить у врача – остеопата, потому как даже медикаментозное лечение не всегда дает положительные результаты. Остеопатия эффективно помогает детям с такими серьезными диагнозами, как задержка в психомоторном и речевом развитии, дислексия, дисграфия, минимальная дисфункция мозга, СДВГ и синдром дезадаптации в школе.

Если у вашего ребенка ЗПРР, к какому врачу обратиться — не должно как вопрос вводить вас в долгие раздумья.

В большинстве случаев лечение задержки речевого развития у детей должно дополнятся использованием гомеопатического метода, а также занятиями с психологом. В ряде случаев необходимо подключать и фармакологические средства.

Помните, только вовремя диагностированная задержка речевого развития,  лечение в полном объеме помогут восстановить здоровье ребенку и вернуть его к полноценной жизни.

Таким образом, остеопатическое лечение способствует речевому развитию детей даже в очень тяжёлых случаях!

Симптомы задержки психического развития у ребенка

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при
подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни
можно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие
    действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,
    самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих
    играх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и
признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их
комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего
отсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннего
обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,
логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и
изучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном
порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-
волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки
психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях
специальных образовательных учреждений.

В медицинской среде под понятием «задержка психического развития» (ЗПР) подразумевается темповое развитие отставания психических процессов у ребенка. Мышление таких детей отличается специфической незрелостью и нехваткой базовых знаний, они предпочитают познавать новое в игровой форме и достаточно быстро утомляются.

Важно

Если сравнить ребенка с ЗПР с его сверстниками, то первый будет заметно отличаться ограниченностью представлений и низким уровнем интеллектуальной деятельности.

процедуры связанные с заболеванием

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией.

В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки.

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи.

У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Обычно речевые отклонения сопровождаются характерной симптоматикой, которую родители уже могут заметить в раннем возрасте. Можно выделить некоторые признаки задержки речевого развития у детей:

  • в возрасте до года кроха никак не реагирует на окружающие звуки и ничего не произносит самостоятельно;
  • к 12 месяцам малыш не пользуется никакими жестами, например, не машет ручкой и не указывает на названные предметы;
  • к 1,5 годам ребенок не может повторять звуки, услышанные от взрослых;
  • малыш никак не реагирует на просьбы окружающих и имеет проблемы с пониманием речи, обращенной к нему;
  • после 2 лет ребенок пользуется жестикуляцией и имитирует звуки, однако, неспособен ничего произносить по собственному желанию;
  • в возрасте 2-3 лет кроха способен издавать лишь определенное количество звуков, но не может продемонстрировать какие-либо речевые навыки, рассказать о чем-либо или попросить что-нибудь.
  • у малыша нарушен тон речи, то есть все звуки и слова произносятся в нос и скрипучим голосом.
  • у ребенка все время рот остается приоткрытым и присутствует повышенное слюноотделение;
  • в 3 года малыш общается со взрослыми только заученными предложениями из мультфильмов и книг, но не строит их самостоятельно.

Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Опасным сигналом является тот факт, что у взрослых возникают трудности с пониманием речи своего крохи. Обычно родители, которые постоянно находятся с ребенком, в норме к 2 годам должны понимать половину произносимых слов. К трем годам объем таких слов увеличивается до ¾, а к 4 годам детскую речь должны без проблем понимать все окружающие.

Часто родители надеются на то, что проблемы с речью исчезнут самостоятельно по мере взросления, однако, это совсем не так. В том случае, когда задержка речи в детском возрасте возникает под воздействием причин органического характера, то обойтись без помощи специалиста уже не получиться. При выявлении родителями любых отклонений необходимо обратиться к специалисту как можно быстрее.

Медики утверждают, что для детей с задержкой психического развития характерны яркие признаки, которые определить получится самостоятельно, но для подтверждения необходимо обратиться за медицинской консультацией. Только специальная комиссия диагностирует патологию, которая требует немедленного вмешательства врачей и родителей.

Основные симптомы и признаки, свидетельствующие о заболевании, связанном с нарушениями речи или психики:

  • отсутствие реагирования карапуза на речь взрослых в младенческом возрасте (этот признак схож также с аутичными чертами);
  • малыш не пытается лепетать до года;
  • в полтора годика ребенок не пытается выговаривать звуки, с трудом пережевывает пищу, не реагирует на просьбы взрослых;
  • малышам двух лет удается запомнить ограниченное количество слов, но он даже не пытается выговаривать новые;
  • в 4 года ребенок неспособен самостоятельно составить и произнести простое предложение, хотя в некоторых случаях пытается повторить за родителями сочетание нескольких коротких слов;
  • наблюдаются частые истерики, уговорить карапуза сложно длительное время;
  • у ребенка слабая память, он быстро устает даже при отсутствии активности;
  • у малыша повышенное выделение слюны, благодаря чему рот часто приоткрыт.

Внимание у детей практически отсутствует, ему не интересно читать с взрослыми книги, смотреть мультфильмы. В случае со сверстниками наблюдаются частые агрессии, ребенок без повода набрасывается на окружающих. Еще один признак наличия дефектов в психическом или речевом развитии, который легко распознать в домашних условиях, – гиперактивность.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Особых нарушений врачи не диагностируют, но нарушения в интеллекте ребенка могут затронуть многие процессы – речь, память и даже восприятие. Особое внимание рекомендуется обратить на внимание – малыш быстро переключается на разные окружающие объекты, забывая о концентрации на определенных предметах.

Наблюдаются нарушения в восприятии, в специфике речи заметны явные отклонения – малый словарный запас, проблемы с дифференциацией, затруднения с выстраиванием речевой цепочки. Коррекционные занятия, рекомендуемые специалистами, позволят исправить патологии, но медлить с лечением не стоит.

Обычно диагноз ЗПР ставят детям до 8 лет. В различные возрастные периоды
симптомы нарушений проявляются по-разному.

В 2 года

ЗПР у детей дошкольного возраста

В данном возрасте ребенок должен активно проявлять интерес к окружающему
миру, интересоваться всем новым, задавать много вопросов.

что должен уметь ребенок в 2 года
Что должен уметь ребенок в 2 года

Также в норме кроха в этот период узнает маму и других близких и проявляет
положительные эмоции при их появлении.

Мыслительные навыки к этому времени тоже должны быть достаточно развиты.
Например, существуют разнообразные игры, где ребенок должен вставлять в
отверстия фигуры разных форм. С этим заданием кроха должен справляться
самостоятельно.

В 3-4 года

В этом возрасте у малыша
начинает активно развиваться кругозор, он способен называть вещи своими
именами. Например, ребенок должен понимать, что такое машина и для чего она
нужна, кто такой врач и какую работу он выполняет.

Что должен уметь ребенок в 3 года
Что должен уметь ребенок в 3 года

Узкий словарный запас и
отсутствие элементарных знаний о предметах и окружающем мире в целом должны
вызвать подозрения и стать поводом для похода к специалисту.

В 5-6 лет

 Что должен уметь ребенок в 5 лет
Что должен уметь ребенок в 5 лет
  • считать до 10;
  • уметь решать примеры на плюс и минус с числами до 10;
  • имеет понятия «один» и «много»;
  • знает основные цвета;
  • называет геометрические фигуры, умеет их различать.
 Что должен уметь ребенок в 6 лет
Что должен уметь ребенок в 6 лет

При подготовке ребенка с ЗПР к школе проявляется дефицит знаний и
практических умений, незрелость мышления, отсутствие способности выполнять
задания самостоятельно, недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы,
преобладание игровой деятельности над обучающей, что характерно для малышей
более раннего возраста.

Что должен знать и уметь ребенок перед школой
Что должен знать и уметь ребенок перед школой

При обнаружении тревожных признаков отставания от нормального развития у
малыша родители должны обязательно посетить врача.

Особенности устранения патологии

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания. Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз.

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений. А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка.

Диагноз ставится чаще всего еще в детском возрасте. Если родители замечают нарушения в психических навыках, обратиться к специалистам рекомендуется в 3-4 года. Для точной диагностики врачами изучаются все особенности – условия жизни карапуза, анамнез, нормативы речи, дополнительные навыки.

ЗПР у детей дошкольного возраста. Диагноз задержка психического развития чаще ставится детям 4-5 лет. Выявление отклонений в более раннем возрасте крайне проблематично.

Чтобы выявить у детей задержку психического развития и найти причины
отклонений, необходимо комплексное обследование специалистами:

  • дефектологом;
  • психотерапевтом;
  • педиатром;
  • логопедом;
  • детским неврологом;
  • психологом.

Перед постановкой диагноза применяют следующие виды обследований:

  1. Сбор и изучение анамнеза.
  2. Рассмотрение интеллектуальной деятельности.
  3. Анализ медицинской документации ребенка.
  4. Изучение условий жизни крохи.
  5. Диагностическое исследование речевых навыков.
  6. Изучение эмоционально-волевых характеристик.
  7. Нейропсихологическое тестирование.

В обязательном порядке специалистами проводится беседа с детьми.

Из инструментальных обследований используется КТ, ЭЭГ и МРТ головного мозга
крох.

На основании исследований выносится диагноз ЗПР, родителям даются
рекомендации по воспитанию ребенка и обучению в 
специализированном дошкольном учреждении для малышей с нарушениями развития.

Лечение

Методы лечения и коррекции задержки психического развития всегда подбираются после подробного изучения общей клинической картины состояния здоровья ребенка. Нельзя надеяться на то, что добрый доктор пропишет волшебную таблетку и все пройдет без последствий. Для лечения ЗПР необходима плотная совместная работа врачей, психологов и родителей. Медикаментозная методика применяется только в крайних случаях, когда все остальные способы коррекции не принесли ожидаемых результатов.

После того, как арчи определят тип ЗПР и разберутся в причинах его формирования, они предложат методики лечения, среди которых чаще всего применяются:

  • Микротоковая рефлексотерапия. Суть этой методики состоит в воздействии на определенные участки головного мозга сверхмалыми электрическими импульсами. Если данный способ лечения был применен своевременно, то поврежденные функции центральной нервной системы восстанавливаются без последствий.
  • Занятия с логопедом и дефектологом. Наиболее популярная и востребованная методика, подразумевающая работу, направленную на развитие памяти у ребенка, улучшение моторики, устранение дефектов речи, развитие мышления, нормализацию артикуляции.
  • Лекарственная терапия. Назначить медикаментозную терапию может только невролог или невропатолог. Причем следует отметить, что такой метод лечения применяется только в том случае, когда другие способы оказались бездейственными. В лечебной терапии используются препараты, направленные исключительно на восстановление определенных функций головного мозга и нервной системы ребенка.

Современная практика доказывает, что дети с задержкой психического развития могут обучаться в обычном общеобразовательном учреждении, а не в специализированном коррекционной направленности. Родителям и педагогам должны понимать, что сложности в обучении детей с незрелостью развития процессов психики в начале школьной жизнедеятельности являются не результатом их лености или недобросовестности, а имеют под собой объективные, серьезные причины, которые только при совместных усилиях будут успешно преодолены.

Поэтому малыши с заторможенным темпом формирования психических процессов нуждаются в оказании комплексной совместной помощи родителей, педагогов и психологов. Такая помощь представляет собой: персональный подход к каждой крохе, регулярные занятия со специалистами (психологом и сурдопедагогом), в некоторых случаях – лекарственную терапию.

Большинству родителей сложно принять, что их чадо в силу особенностей формирования будет схватывать все медленнее, чем окружающие ровесники. Родительская забота и понимание в соединении с квалифицированной специализированной помощью помогут создать благоприятные положительные условия для обучения и обеспечат целенаправленное воспитание.

Итак, коррекционное воздействие будет максимально эффективным при условии выполнения родителями нижеприведенных рекомендаций. Совместно направленная работа педагогов, близкого окружения крохи и психологов является фундаментом для успешного обучения, развития и воспитания. Комплексное преодоление обнаруженной у малыша незрелости развития, особенностей его поведения и спровоцированных ими затруднений заключается в анализе, планировании, прогнозировании и совместных действиях.

Коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития на всем своем протяжении должна быть пронизана воздействием психотерапевтического характера. Другими словами, кроха должна иметь мотивационную направленность к занятиям, замечать собственные успехи и ощущать радость. У малыша необходимо выработать приятное ожидание успеха и радость похвалы, удовольствие от произведенных действий или выполненной работы.

Коррекционное воздействие подразумевает непосредственную и непрямую психотерапию, индивидуальные занятия и групповую терапию. Целью коррекционного воспитания является формирование психических процессов у малыша и приумножение его практического опыта в комплексе с преодолением недоразвития моторики, речевых и сенсорных функций и т.д.

Специализированное воспитание малышей с заторможенностью в развитии направлено на предотвращение вероятных вторичных аномалий, которые могут возникнуть вследствие своевременно непобежденной недостаточности готовности малышей к учебному процессу и жизни в социуме.

ЗПР у детей дошкольного возраста

В процессе работы с ребятами, страдающими заторможенностью в развитии, необходимо использовать непродолжительные по времени игровые задания для выработки положительной мотивации. В целом выполнение игровых заданий должно заинтересовать малышей и привлекать их. Любые задания должны нести посильный характер, однако при этом не быть чересчур простыми.

Проблемы задержки психического развития детей зачастую заключаются в том, что такие малыши обнаруживают неготовность к школьному обучению и взаимодействию в коллективе, вследствие чего их состояние усугубляется. Именно поэтому для успешной коррекции нужно знать все особенности проявлений заболевания и комплексно воздействовать на малышей.

Ещё статьи по этой теме:

  • Дети с ЗПР

  • Интеллект

  • Умственная отсталость у ребенка

  • Тремор у новорожденного

  • Гиперактивный ребенок

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детских
психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна
начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VII
вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР
относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая
смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,
внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии и
др. современных методов. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках
индивидуальных и групповых занятий.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в
соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,
ЛФК, массаж, водолечение.

Для лечения ЗПР необходимо использовать в лечении:

  1. Комплексную реабилитацию.
  2. Микротоковую рефлексотерапию (стимулирует работу
    различных областей мозга, нормализует поведение и повышает способность к
    обучению).
  3. Лекарственное воздействие.
  4. Занятия с психологом.

Занятия с детским психологом направлены на развитие причинно-следственных связей
и логического мышления, а также на формирование основных понятий:

  • о размере и форме;
  • о различии «большой» и «маленький»;
  • объединение предметов в группы по определенному
    признаку.

Детский психиатр может порекомендовать посещение семейно-родительских консультаций.
Отношения внутри семьи – самые важные для крохи, именно в семье формируется
собственное «Я» малыша, определяется его место в обществе и жизни. От близких
людей ребенок получает запас безопасности и любви, по средствам которых в
дальнейшем он будет решать серьезные проблемы и вопросы.

Именно семейный психолог поможет дать анализ внутрисемейным отношениям и
при необходимости дать советы по бесконфликтному взаимодействию с ребенком.

Опыт специалистов по психическому здоровью малышей показывает, что при своевременной диагностике и правильном лечении и развитии почти все дети с ЗПР в не осложненной форме к школьному периоду могут стать успешными учениками, ничем не отличающимися от своих сверстников. В будущем такие дети могут продолжить обучение в училищах, колледжах и высших учебных заведениях.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.

Коррекция задержки психического развития

Обучение детей с ЗПР происходит дома или в специальных корректирующих классах. Учебный материал подается дозировано, небольшими частями, удобными для восприятия.

Особое внимание обычно учителя уделяют улучшению познавательного процесса, формированию личности. Игровая терапия направляется на повышение восприятия, мышление, память.

Коррекция задержки психического развития у детей должна начинаться с
дошкольного возраста и требует длительного времени и усилий детских неврологов,
педиатров, дефектологов, логопедов, детских психологов и психиатров, а также
родителей и близких ребенка.

Малыши с ЗПР посещают специализированные детские образовательные
учреждения, школы 7 вида или коррекционные классы.

Основными принципами обучения в таких учреждениях, в отличие от обычных общеобразовательных школ и классов является:

  • применение метода наглядности;
  • дозированность выдачи учебного материала;
  • многократные повторения;
  • применение технологий, направленных на сбережение и
    охрану здоровья;
  • частая смена деятельности.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития заключается в назначении:

  1. Медикаментозной терапии в соответствии с выявленными
    нарушениями.
  2. Массажа.
  3. Лечения водой.
  4. Физиотерапии.
  5. Лечебной физической культуры.

alt

Особую роль при
воспитании детей с ЗПР имеет совершенствование познавательных процессов:

  • внимания;
  • восприятия;
  • мышления;
  • памяти.

Внимание при
коррекционной работе также уделяется сенсорной, эмоциональной и моторной
области. Для развития данных сфер активно применяется арт-терапия,
сказкотерапия, игровая терапия и многое другое.

Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка: доктор Комаровский

Для устранения речевых нарушений с малышом с ЗПР проводятся групповые и индивидуальные занятия со специалистами: психологом, логопедом, дефектологом.

В коррекционную работу с детьми также включены социальные педагоги и непосредственно воспитатели.

Для работы с детьми с
ЗПР и создания адекватной программы поддержки таких крох необходимо учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть
преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной
коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они
способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают
самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже
ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование
беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и
соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и
развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у
специалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Среди мер по профилактике задержки психического развития у детей можно
выделить следующие:

  1. Планирование беременности. Соблюдение всех
    рекомендаций врача при вынашивании ребенка, своевременное посещение медицинских
    учреждений и прохождение всех анализов и обследований.
  2. Исключение негативного воздействия на плод при
    беременности, полный отказ от вредных привычек.
  3. Обеспечение положительных условий для жизни и развития
    ребенка.
  4. Предотвращение возникновения заболеваний соматического
    и инфекционного характера у малышей раннего возраста.

Соблюдение данных мер профилактики позволит значительно сократить риск
возникновения у ребенка отставаний в развитии и проблем со здоровьем в целом.

Как выглядит ЗПРР?

Что значит – спохватиться вовремя? Это значит обратить внимание на те или иные тревожные признаки. Их много, они весьма разнообразны и не всегда иллюстрируют именно задержку психоречевого развития. Однако важно своевременно понять: не все благополучно, если у ребенка отмечаются такие симптомы:

  • обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов;
  • высокая возбудимость;
  • гиперактивность;
  • заторможенное логическое мышление и проблемы с памятью, заметно преобладает зрительная (наглядно-образная) память над слуховой;
  • частые перепады настроения, эмоциональный фон неустойчив;
  • низкая концентрация внимания на предметах, просьбах, действиях;
  • отсутствие интереса к развлечениям;
  • неуклюжесть, проблемы с координацией;
  • трудности с пониманием речи и просьб, отсутствие реакции на них в возрасте до года и позже;
  • агрессивность к окружающим или аутоагрессия;
  • стереотипное поведение (однообразные немотивированные действия);
  • отсутствие реакции на какие-либо звуки, помимо речи;
  • отсутствие минимальных навыков выполнения тех или иных действий (с предметами, игрушками, одеждой) в возрасте старше 2 лет;
  • «мозаичное» запоминание;
  • непонимание роли игрушек (они используются не по назначению, а вместо них малыш пользуется предметами обихода);
  • нарушения письма.

Но самые главные симптомы связаны, конечно же, с речью:

  • ребенок замкнут, чурается общения со сверстниками, не выражает радости при появлении родных;
  • не говорит сам либо не пытается активно повторять за взрослыми звуки и отдельные слова до полутора лет;
  • произносит отдельные слова, не умея составить из них даже простейшие фразы;
  • говорит «на тарабарском языке», быстро и невнятно, с выраженным искажением артикуляции, из-за чего его практически невозможно понять даже родителям.

Если замечены хотя бы несколько из этих симптомов, необходимо проконсультироваться с педиатром. При необходимости он назначит консультации других специалистов.

Что провоцирует появление ЗПРР?

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Лечится ли это?

О возможности или невозможности полного излечения ребенка скажет только доктор после обследования. Все зависит от степени тяжести диагностированных заболеваний и возраста, в котором начнется лечение. А еще – от упорства родителей, понимающих, что лечение может занять не один год, и не опускающих руки.

ЗПР у детей дошкольного возраста

Лечение и коррекция задержки психоречевого развития проводятся обязательно комплексно. Этот комплекс объединяет:

  • лечение с помощью медикаментов;
  • занятия со специалистами (дефектолог, логопед, психолог);
  • постоянные развивающие занятия с родителями;
  • альтернативные методы коррекции.

Подбор медикаментозного лечения – этап ответственный, т. к. при этом важно учесть индивидуальные особенности развития и состояния малыша, возможные реакции на препараты.

В зависимости от конкретного диагноза, а также общей клинической картины ребенку могут назначить препараты группы ноотропов, улучшающие кровоснабжение и питание клеток мозга, седативные средства, витаминно-минеральные комплексы.

В помощь таблеткам

Итак, в помощь таблеткам обязательно назначают коррекционные мероприятия. Весьма эффективными, в зависимости от конкретной ситуации, могут оказаться немедикаментозные способы коррекции ЗПРР:

  • электрорефлексотерапия – на пораженные участки мозга воздействуют микротоки;
  • магнитотерапия – на кору головного мозга воздействуют низкочастотным магнитным полем;
  • иглорефлексотерапия – активация биоточек специальными иглами;
  • лечебная физкультура – плавание в бассейне, специальные упражнения в спортзале,
  • мануальная терапия – воздействие рук специалиста на нужные зоны;
  • арт-терапия — творческие занятия и приобщение к искусству;
  • иппотерапия – общение детей с лошадями;
  • дельфинотерапия – общение с дельфинами.

Помимо этого, малышу может понадобиться помощь других профессионалов. До 2 лет коррекцию речи проводит дефектолог, с четырех его сменяет логопед. При наличии психологических проблем, особенно психологической травмы, хорошим подспорьем станут занятия с психологом.

Также заниматься с ребенком, которому врачи поставили диагноз «задержка психоречевого развития», будут дома родители. Что им нужно будет делать?

  • Выполнять упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
  • Подобрать игры, развивающие внимание, память, усидчивость.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.

Родители должны оградить своего малыша от эмоциональных перегрузок, стрессов, любого насилия, обеспечить ему полноценное питание, подвижные игры, продолжительные прогулки на воздухе, общение с другими людьми для социальной адаптации.

Итак, три основных ключа для лечения ЗПРР – своевременность, терпение и максимум внимания ребенку. Тогда шансы преодолеть проблемы вырастут в разы.

Оставьте комментарий

Adblock detector