Во сколько начинают ходить дети Правила и рекомендации

Когда надо начинать беспокоиться

Возрастная норма для начала самостоятельного хождения имеет довольно широкие границы – примерно с 9 месяцев до 1,5 лет. Тренировки начинаются еще с первых дней жизни и выражаются в так называемом шагательном рефлексе новорожденных. Около 5 месяцев кроха начинает радостно толкаться ножками и скакать, если упереть его ступни в колени взрослого.

Примерно с 7-9 месяцев малыш пробует вставать, подтягивая себя ручками за прутья кроватки, края манежа, вообще любой предмет мебели, за который можно ухватиться. Как только этот маневр освоен, карапуз начнет учиться более сложным манипуляциям со своим телом: присаживаться, чтобы поднять игрушку с пола, перешагивать вдоль опоры, присаживаться.

Согласно исследованиям, около 70% детей 13 месяцев уже умеют ходить, другие малыши твердо встают на ноги чуть позже. Каждый ребёнок развивается в своем темпе, то, в каком возрасте он пойдет, зависит от ряда факторов:

  • Генетика – дети часто повторяют сценарий роста одного из родителей,
  • Вид темперамента – спокойные, меланхоличные карапузы, способные длительное время проводить в неспешной деятельности, могут пойти позже, в то время как их любопытные хулиганистые сверстники будут проворно семенить по дому,
  • Физиологические особенности – пухлым карапузам сложнее управлять своим весом, держать равновесие, нежели стройняшкам.
  • Сразу стоит отметить, что первые шаги крохи всего лишь говорят о том, что у ребенка сформировались двигательно-моторные навыки, позволяющие удерживать тело в вертикальном положении.
  • И произошло полное урегулирование систем организма, которые отвечают за этот сложный процесс. А в каком возрасте это произойдет у того или иного ребенка – не имеет особого значения. В пределах разумного временного периода, конечно.
  • У одних детей это происходит раньше, а у других – позднее, ведь все зависит от индивидуальных особенностей организма и его генетической предрасположенности.
  • Важно, чтобы развитие малыша происходило без отклонений и под контролем педиатра. А также немаловажным выступает тот факт, что ходить ребенок должен начать естественным образом, без форсирования этого процесса со стороны родителей.
Родители сами себя загоняют во временные рамки
Родители сами себя загоняют во временные рамки

Этому в обязательном порядке должны предшествовать следующие стадии:

  • ребенок поднимает и удерживает голову;
  • ребенок поднимает туловище при помощи опоры на руки;
  • из положения на спине ребенок самостоятельно переворачивается на живот и на бок;
  • из положения на спине ребенок самостоятельно поднимается с опорой на ноги и руки;
  • ребенок начинает ползать, активно помогая себе руками и ногами;
  • малыш пытается принимать вертикальное положение при помощи опоры;
  • ребенок начинает ходить при помощи опоры;
  • кроха делает первые шаги без опоры.
Самостоятельно не торопите кроху
Самостоятельно не торопите кроху
  • Давайте рассмотрим, что же такое ходьба. Это не просто перемещение тела в пространстве в вертикальном положении. Это, прежде всего, сложный процесс согласованных движений мозга, центральной нервной системы, рецепторов, суставов и мышц, которые называются сгибателями и разгибателями.
  • Ходьбе, прежде всего, учится мозг! Поэтому с момента, когда ребенок сделал первый шаг, до того момента, когда у него появилась отлаженная координация самых сложных движений – бега, поворотов, прыжков – проходит достаточно много времени. Все эти навыки формируются постепенно, плавно перетекая один из другого.
  • Большую ошибку совершают родители, которые на стадии ползания усаживают малыша в ходунки, форсируя тем самым выработку навыка хождения. При этом нарушается естественный процесс формирования двигательно-моторных навыков, разрывается связь между работой мозга, рецепторов и мышц.
    • У таких детей значительно чаще возникают различные нарушения моторики, они чаще теряют равновесие, падают, а в более старшем возрасте не могут освоить различные физические упражнения.
    • Часто они не могут естественным образом группироваться при падении и становятся более уязвимы, подвержены травмам головы и опорно-двигательного аппарата. Иногда это приобретает такую форму, что у ребенка возникают состояния, которые приходится корректировать специалистам-невропатологам.
  • Кроме того, форсированное обучение ребенка навыкам ходьбы может отрицательно сказаться на формировании его позвоночника, который в раннем возрасте еще не способен удерживать тело ребенка в вертикальном положении и испытывает излишнюю нагрузку.
    • Это же влечет за собой еще искривление стопы и голени крохи. Не забываем, что все кости имеют хрящевую ткань, поэтому очень мягкие и податливые даже под собственным весом.
  • Если же малыш идет позже своих сверстников, то паниковать нужно только в случае, если были родовые травмы, у малыша ослаблен иммунитет, есть опасность в области головного мозга или позвонка. Но чаще это лишь говорит о неготовности ребенка!
Среди весомых факторов являются пол и личностные особенности малыша
Среди весомых факторов являются пол и личностные особенности малыша
  • К первому пункту относится генетика. То есть, ребенок обычно наследует физиологические особенности родителей, дедушек и бабушек.
  • Но индивидуальные особенности, то есть физиология, могут у него формироваться в зависимости от физического состояния и массы тела.
  • Большое значение имеет и темперамент, который частично бывает наследственным, частично обусловлен индивидуальными особенностями развития.
    • Толстеньким детям с большим весом на ранних стадиях развития бывает труднее держать свой вес, но они более склонны сидеть, наблюдать за чем-то, чем активно двигаться.
  • Имеет значение и психологический фактор, когда ребенок уже пошел самостоятельно, но упал, ударился и боится вновь сделать шаг. В этом случае не лишним будет его поддержать, помочь преодолеть страх перед новым падением.
  • Такой пункт, как индивидуальные особенности подразумевает много всевозможных аспектов – от простого отставания в развитии по причине недоношенности ребенка до различных физиологических патологий. Здесь все индивидуально и требует вмешательства врача. То же относится и к различным заболеваниям, включая неврологические расстройства.
Учитывайте, что первые шаги будут немного неуклюжими
Учитывайте, что первые шаги будут немного неуклюжими

Но имейте в виду, что с первого дня дети не начинают ходить положенным шагом, как взрослый человек. И это совершенно нормально! То есть:

  • детки часто ставят ножки параллельно друг к другу;
  • иногда малыши косолапят. Это требует внимания врача, но чисто в целях консультации. Как правило, подобное явление со временем проходит;
  • они не умеют «перекатываться» с пятки на носок. Если вы присмотритесь, то они словно «перепечатывают» след;
  • малыши иногда ставят ножку на бок. Особенно, если кроха учился бегать в ходунках. Со временем это выровняется. Но не упускайте подобное явление из виду, дабы не упустить опасных звоночков;
  • в начале учебы детки могут ходить «на цыпочках». И это тоже в порядке нормы!

В завершение стоит еще дать одно наставление – ребенок лучше знает, когда ему нужно начинать ходить! Поэтому радуйтесь каждому мгновению и не торопите события. Если же вам так хочется поиграть с ребенком в игру «поднимай повыше все окружающие предметы», тогда лучше делайте с ним больше гимнастики и массажных процедур!

Вот ребенку уже год, а он не ходит ни в какую. Плохо это или хорошо? Педиатры, ортопеды и психологи согласны в одном – ребенок начинает ходить тогда, когда к этому энергоемкому действию готовы все нужные системы организма:

  • Опорно-двигательный аппарат. У малыша в достаточной мере окрепли кости и хорошо развит мышечный корсет туловища, крепкие мышцы ног и шеи.
  • Психомоторная составляющая. Все навыки ребенка до 3 лет обусловлены потребностями ребенка. Надо ему ползать – он ползет. Понадобится пойти – он с удовольствием попробует. Мозг малыша должен быть готов отдавать соответствующие команды определенным группам мышц.
  • Вестибулярный аппарат. Эта штука отвечает за ощущение ребенком своего тела в пространстве (сижу, лежу, падаю) и координирует тело. Пока он не «повзрослеет» вместе с ребенком, отсутствие нужной степени координации тела не позволит ребенку ходить.
  • Организация ВНД. У каждого ребенка свой тип высшей нервной деятельности. Холерики и сангвиники учатся ходить быстрее и охотнее, так как это «люди действия», а созерцатели вроде флегматиков и меланхоликов пойдут позднее, им достаточно сидеть и наблюдать за миром, максимум – ползти за интересным объектом.

Происходит гармоничное «созревание» всех составляющих между 9 месяцами и 1,5 годами.

Знаете ли вы? Раньше педиатры полагали, что то, во сколько начинает ходить ребенок, обусловлено тем, мальчик он или девочка. Причем девочки чаще начинали ходить раньше пацанов. На сегодняшний день исследования показали, что хождение никак не зависит от половой принадлежности.

ребенок начинает ходить

Если вы слишком уж переживаете, когда же малыш наконец пойдет, поговорите с его бабушками и дедушками. Хождение заложено в ребенке генетически, и если кто-то из родителей пошел поздно, есть вероятность, что и малыш торопиться не станет.

На этом видео ортопед рассказывает, нужно ли переживать, если ребенок в год еще не ходит.

На этом видео мама показывает некоторые упражнения, призванные помочь ребенку ходить самостоятельно.

На этом видео детский ортопед рассказывает, что нужно делать, чтоб малыш пошел, и как правильно подобрать обувь для маленького «ходуна».

Ходьба на двух ногах заложена в человеке генетически. Малыш на этапе активного роста практически проходит всю человеческую эволюцию – от лежания до ползанья, от ползанья до ходьбы на двух ногах. Организм ребенка сам решает, когда он в состоянии освоить это необходимое умение, и учить ребенка ходить по сути не нужно.

Достаточно уделять внимание массажу, упражнениям, нелишним будет посещение бассейна. И когда малыш будет готов, он с удовольствием порадует маму и папу веселым топотом маленьких ног по квартире!

  • Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
  • Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
  • Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно. Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
  • Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует закаливанию.
  • В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
  • Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
  • Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
  • Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
  • На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
  • Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи. Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
  • Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и деформацией стоп. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.
Предлагаем ознакомиться:  Ферментопатия у детей: разновидности заболевания

Надо ли помогать?

Не так важно, во сколько месяцев ребенок начинает ходить, главное – чтобы он сам инициировал этот процесс, получал от него удовольствие, радость, находил одобрение и поддержку взрослых.

Ходить малыш научится сам, родители могут лишь создать условия для полноценного физического развития, чувства безопасности, умения владеть своим телом, обретения самостоятельности и уверенности в себе.

  • Общеукрепляющие упражнения, которые можно делать с самого рождения. Сгибание ножек, поджимание их к животику, «лягушка», «велосипед», попрыгушки на маминых коленях, подтягивания малыша, удерживающего кулачками пальцы взрослого. Хорошо укрепляет мышцы выкладывание на животик, помощь при попытках ползти – когда родитель ставит руку таким образом, чтобы кроха отталкивался от нее ступнями.
  • Занятия на фитболе прекрасно развивают равновесие, координацию движений.
  • Простой массаж, который делают мама или папа. Поглаживания, несильные постукивания, растирания, легкие пощипывания всего тела и ножек, ступней, пальчиков. Эти простые действия укрепляют мышцы, снимают тонус, благоприятно действуют на психику карапуза.
  • Игрушки каталки для детей, уже научившихся передвигаться с опорой. Роль бегающей уточки успешно может выполнить устойчивый стул или табуретка – кроха будет уверенно, увлеченно шагать вперед.
  • Подходящая среда. Позаботьтесь о том, чтобы дома было достаточно простора. Закройте острые углы, уберите подальше опасные предметы, на розетки поставьте специальные заглушки, замаскируйте провода. Соорудите малышу небольшой уголок во всех комнатах – место, где ему интересно будет посидеть, поковырять свои игрушки, баночки, резиночки, порвать бумажки.

Примерно в этом возрасте младенцы впервые пробуют перевернуться. Поощряйте это движение. Чаще выкладывайте ребёнка в мягкое безопасное пространство, заполненное яркими игрушками, — чтобы хотелось на них взглянуть и, возможно, достать.

Следите за тем, чтобы дети больше времени проводили на животе. Попытки поднять голову и рассмотреть окружающий мир укрепляют мышцы спины и шеи, которые играют важную роль в поддержке равновесия во время ходьбы.

Тот период, когда ребёнок учится садиться и, возможно, ползать. Предоставьте место для исследования мира: пусть дети больше времени проводят не в кроватке или манеже, а на полу — расстелите несколько одеял и выложите игрушки. Попытка достать предметы — отличная тренировка для маленьких мускулов.

Ребёнок уже уверенно сидит, а то и ползает. Давайте ему задачки на динамику: например, катайте по полу яркий мячик, чтобы хотелось его поймать. Такая охота за мячиком тренирует вестибулярный аппарат и координацию.

Ещё одно упражнение, имеющее ту же цель, выглядит так: высаживайте ребёнка спиной к себе и осторожно покачивайте.

По мере того, как дети становятся всё сильнее и любопытнее, они стремятся оторваться от привычного пола. Например, достать игрушку, притаившуюся на диване. Или попробовать залезть на маму (папу), придерживаясь руками за брюки или халат.

Поощряйте эти движения. Специально выкладывайте любимых медвежат на видное место. Или, когда ребёнок сидит, призывно тяните к нему руки с высоты собственного роста, не наклоняясь, чтобы побудить его потянуться к вам.

В этот период хорошо бы купить стационарный игровой центр, с которым можно играть, только поднявшись на ноги. Это стимулирует детей больше времени проводить стоя.

Учите ребёнка стоять без опоры. Хотя бы пару секунд. Для этого в то время, когда он за что‑то держится, предложите взять любимую или новую игрушку. Это заставит его оторвать руки от опоры.

Несколько более продвинутое упражнение: помогите ребёнку встать на ноги, а затем дайте в качестве опоры пластмассовую палочку. Осторожно перемещайте предмет — малыш начнёт шагать за ним. Роль палочки может выполнять и коляска: на прогулке ставьте рядом, позволяйте ухватиться за каркас и медленно двигайтесь вперёд.

Также хорошим тренажёром станут тяжёлые устойчивые игрушки на колёсах (игрушечные газонокосилки, тележки): толкая их перед собой, дети учатся совершать шаг за шагом.

В этом возрасте многие дети уже умеют ходить. Но нередко их пугает большое открытое пространство вокруг. Убедитесь, что у ребёнка есть возможность передвигаться «по стеночке» — то есть максимум за шаг‑два переходить от одной опоры к другой. Это создаст ощущение безопасности.

Чтобы заставить детей выйти на открытое пространство, можно использовать обычный гимнастический обруч. Накиньте его на ребёнка, дав возможность опереться руками, и ведите обруч к центру комнаты. Малыш будет следовать за опорой.

Во сколько начинают ходить дети Правила и рекомендации

Во‑первых, эти предметы уменьшают желание ребёнка учиться ходить: ну действительно, зачем, ведь он уже умеет перемещаться в пространстве в этой удобной штуковине? Во‑вторых, ходунки попросту небезопасны. Благодаря им дети в считаные секунды могут оказаться там, где их быть не должно. К примеру, перед ведущей вниз лестницей или у стола, на краю которого стоит чашка с горячим кофе. Взрослые попросту не успеют за этим уследить.

Осознав, что ваш ребёнок уже пытается ходить, обязательно встаньте на четвереньки и осмотритесь с высоты его глаз. Острые углы, розетки, края скатертей, за которые так хочется ухватиться и потащить вниз, утюг на гладильной доске и тому подобное — все эти опасности должны быть нейтрализованы.

  • вставание с опорой;
  • самостоятельное стояние;
  • хождение по опоре;
  • самостоятельные шаги.

Все эти умения гарантируют правильную осанку при ходьбе и уверенный шаг. Существует множество способов помочь ребенку совершить первые шаги:

  • Ходунки, прыгунки и вожжи. Эти приспособления удерживают ребенка в полуподвешенном состоянии, ребенок слегка опирается на ножки и пробует ходить, перебирая ими. Все врачи категорически против таких приспособлений, потому что они формируют у ребенка неправильный стереотип ходьбы, и научить ребенка ходить без них весьма затруднительно.
  • Вождение за руки. Если ребенок изъявляет такое желание – пожалуйста, но специально и подолгу водить ребенка за ручки не стоит – вы даете слишком сильную нагрузку на неокрепшие ноги и позвоночник крохи.
  • Массажи. Этим рекомендуют заниматься все педиатры и ортопеды. Легкий массаж, состоящий из поглаживаний и растираний спинки, ножек и ручек, способствует приливу крови в мышцы и укреплению мышечных волокон.
  • Упражнения. Комплексы упражнений, направленных на физическое укрепление малыша, только приветствуются – они способствуют развитию нужной для ходьбы мускулатуры.
  • Если ребенку 1 год и 1 месяц, но он не ходит, причин для беспокойства нет, у малыша в запасе еще аж 4 месяца. Не торопите его. Если ребенку больше года и 8 месяцев, а он еще не пошел – это повод для обращения к специалисту.
  • Никогда не слушайте стариков в отношении ходьбы. Не вздумайте «по старинке» перерезать путы, чтоб ребенок начал ходить, как делали наши прабабушки и бабушки. Мало того, что это не имеет никакого практического эффекта, так вы еще можете ненароком порезать дернувшуюся ножку крохи, что отсрочит первые самостоятельные шажки на месяц, а то и два.
  • Если вы еще не научили ребенка засыпать самостоятельно, рекомендуем сделать это до первых шагов. В противном случае ребенок со временем начнет приходить спать в вашу постель и бороться с этим будет трудно. Ходьбу ведь вы поощряете.
  • Приучить ребенка к горшку тоже стоит до самостоятельной ходьбы. Иначе малыш будет просто с него сбегать, радуясь новому умению.
  • Если малыш косолапит при ходьбе или ходит только на носочках – это повод обратиться к ортопеду и педиатру.
Предлагаем ознакомиться:  Правила выбора и применение прокладок для груди

Но и после года по некоторым причинам у большинства малышей наступает возможность сделать первые шаги. Поздно начинают ходить те, которые родились недоношенными. Они отстают немного в физическом развитии от своих сверстников. Иногда не могут сами сделать шаг дети ввиду боязни.

Поэтому конкретно ответить на вопрос, со скольки лет малыши начинают ходить, нельзя. Кто-то в полгода прекрасно передвигается самостоятельно, кто-то — только в 1,5-2 года, иногда и позже. Норма ВОЗ считается до 1,5 лет, поэтому не стоит мамочкам волноваться, если их малыш не ходит в год.

  • поощрять малютку к ползанию;
  • ставить его на ножки у опоры;
  • расставить крупные игрушки по комнате и давать возможность малышу передвигаться от одного предмета к другому;
  • брать за ручки и водить по комнате.

Оказывая психологическую помощь, можно ускорить время, когда малютка сам начнет ходить.

Советуют для того, чтобы ребенок быстрее научился передвигаться, заниматься с ним ежедневно:

  1. Придерживая малыша, помочь ему достать игрушку, которая расположена над головой. Упражнение выполняют с возраста в 6 месяцев.
  2. Танцы с ребенком под музыку помогут укреплению мышц, координации движений. Можно заниматься с 8 месяцев жизни.
  3. В 11 месяцев детей привлекает хождение по упаковке с пузырьками. Это будет и хорошим массажем для пяточек.
  4. В год, если ребенок не ходит самостоятельно, надо гулять с ним по улице с поддержкой.

Во сколько начинают ходить дети Правила и рекомендации

Начинать упражнения в ходьбе надо с мягких поверхностей, чтобы при падении малыш не ушибся. Дома лучше всего ходить босиком или в носочках. Обувь для улицы подбирают с эластичной подошвой, которая не скользит.

Как это происходит

Существует поэтапность подготовки малышей к ходьбе. Прежде всего, он должен начать сидеть, вставать, ползать. Без этого ноги достаточно не окрепнут. Те дети, которые сразу перешли от сидения и стояния к ходьбе, имеют недостаточно развитую мускулатуру. У них развиваются патологии опорно-двигательного аппарата, искривляется позвоночник.

Обувь для ребенка, начинающего ходить

Когда ваш непоседа наконец-то пошел, самое главное, что должна сделать мама – показать его ортопеду. Специалист определит, правильная ли у ребенка постановка ножек и даст индивидуальные рекомендации по подбору обуви. Мы можем привести лишь общие:

  • Натуральный материал. Очень важно, чтоб у ребенка дышала ножка. Выбирайте обувь из кожи, замши или дышащих материй.
  • Устойчивая подошва. Малыш должен стоять в обуви уверенно, равномерно опираясь на всю подошву – это исключит появление вальгусной стопы.
  • Перекат. Лучше брать обувь, в которой предусмотрен перекат. У ребенка стопа плоская, он ходит не как взрослый человек, а топая. Перекат на обуви поможет ребенку сформировать правильный стереотип хождения и ровную походку.
  • Жесткий задник. Обувь должна хорошо фиксировать ножку малыша.
  • Мягкий верх и бока. Обувь должна легко гнуться в области носка, при ходьбе на верней части обуви должны легко формироваться складки – так малышу будет удобно, и правильная походка сформируется быстрее.
  • Точный размер. Максимальный припуск «на вырост» должен составлять 5-7 мм. Так ножка не сможет болтаться, и малышу будет комфортно ходить. Тесную обувь носить тоже не стоит – она будет жать и натирать, ребенок просто откажется в ней шагать.
  • Ортопедическая стелька. Именно она формирует правильный свод стопы. Покупая обувь следите, чтоб она там была.

Важно! От того, на сколько правильно вы подберете обувь для малыша, зависит его походка и правильность формирования стопы. Если нагрузка не будет распределяться по ступням неравномерно, в будущем возможны осложнения, требующие вмешательства специалиста.

Особенности первой обуви для ребенка:

  • высокая твердая пятка;
  • удобная застежка;
  • упругая подошва;
  • натуральный материал;
  • прочность;
  • легкость.

Нужен ли супинатор?

По поводу супинатора в первой обуви ребенка мнения ортопедов разделились:

  • Одни врачи уверены в его необходимости, как профилактики развития плоскостопия.
  • Другие специалисты утверждают, что супинатор, наоборот, ослабляет мускулатуру стопы. Он механически формирует изгиб стопы, который должен развиваться у ребенка естественным путем. Эти ортопеды рекомендуют подбирать для ходьбы достаточно свободную обувь, у которой гнется подошва, а также при любой возможности давать карапузу ходить босиком.

Оптимальным решением мы считаем прогулки на улице в обуви с супинатором, а дома – хождение босиком.

Выбор первых ботиночек для ходунка имеет огромное значение для правильного формирования стопы, походки и осанки. Прежде, чем довериться производителям и продавцам дорогой ортопедической обуви, потратьте некоторое время на ознакомление с анатомическими особенностями нижних конечностей ребенка и их развитием.

Часто ортопеды рекомендуют жесткую, фиксирующую ступню обувь с каблуком и супинатором всем детям, начинающим вставать на ноги, для профилактики различных деформаций. Родителей пугают состояниями, являющимися нормой. Однако есть и альтернативная точка зрения, подкрепленная многочисленными исследованиями, проводимыми на протяжении двух столетий (Вреден, Куслик, Беленький, С. Виклер, Р. Мендельсон). Эта позиция последнее время встречается все чаще, и она имеет свои рекомендации относительно выбора обуви для малыша:

  • Подошва должна быть мягкой – правильная подошва при сжатии внутрь согнется не под носком, а в месте свода стопы, по центру
  • Широкие носы обеспечивают свободное расположение пальцев, обеспечивая естественную опору на них, что является обязательным условием развития силы ног, легкости движения, здоровой осанки,
  • Размер не должен быть «впритык». Между большим пальцем и краем стельки нужно соблюдать зазор 1 – 1.5 см.
  • Каблук должен отсутствовать, в крайнем случае – быть тонким и пружинным.
  • Избегайте выпуклостей на стельке – своды стоп под воздействием супинаторов формируются механически, происходит ослабление мышц ступней.
  • Мягкие ботиночки и сандалики из натуральных дышащих материалов дают ножкам возможность свободно двигаться, сгибаться, работать. Закованные в жесткие задники детские ступни теряют силу и подвижность, суставы голеностопа замедляют развитие, деформируются, вызывают проблемы со скелетом, от чего со временем появляется боль в ногах и спине, общая утомляемость, понижение активности. Большой выбор обуви
  • Обувь нужна только на улице и только тогда, когда ребенок начал ходить.

Главное условие гармоничного, физиологичного развития детских стоп – хождение босиком дома и на улице. При любой возможности разувайте малыша и давайте ему бегать босыми ножками по песку, траве, камням и другим поверхностям. Дома это могут быть различные фактурные покрытия, специальные детские коврики, паласы.

shcvecov1988

Автор статьи

shcvecov1988

Кирилл является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о беременности, питании и здоровье мамы и ребенка.

От чего зависит, когда ребёнок пойдёт

Как гордятся родители, когда их дитя пошло рано. Но не стоит радоваться этому. Еще неокрепший позвоночник малютки не может долго оставаться в вертикальном положении. Часто у детей происходит искривление опорного столба, а также ног.

Если у ребенка возникло желание ходить, то это говорит о его готовности к этому. Но необходимо при рано начавшейся ходьбе стараться давать отдых позвоночнику и конечностям, проводить упражнения по укреплению мышечного аппарата. У тех, у кого поздно начал передвигаться малыш самостоятельно, не должно быть волнения по этому поводу. Стоит беспокоиться, если после 2 лет младенец даже не пытается ходить.

Некоторые дети начинают ходить намного раньше остальных – в 7-8 месяцев. Не стоит пугаться такой прыти, если общее состояние малыша не вызывает беспокойства. Смотрите в первую очередь на ребенка – если он активный, подвижный, довольный, радостный, хорошо кушает и выглядит здоровым, значит, для него это время является наиболее оптимальным для начала прямохождения.

Другие карапузы испытывают родительские нервы и затягивают с активными тренировками, осваивая полноценные самостоятельные шаги в 1.3 – 1.6 года. Если вы сильно переживаете, проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом, которым доверяете. Если сомневаетесь, проанализируйте ситуацию, учитывая следующие причины, провоцирующие позднее освоение хождения:

  • Наследственность,
  • Излишний вес либо наоборот его недобор,
  • Темперамент,
  • Недоношенность,
  • Родовые травмы, повлекшие нарушения опорно-двигательного аппарата или неврологические проблемы. Нарушения опорно-двигательного аппарата
  • Стрессы. Обратите внимание на этот важный пункт. Сложная ситуация в семье, трудности общения родителей, резкая смена обстановки, появление новых людей или исчезновение кого-то из родных – все это может стать стопором для крохи. Сконцентрируйтесь на создании здоровой атмосферы дома, психологического комфорта, решите свои взрослые проблемы, и дитя почувствует себя достаточно уверенным, чтобы двигаться вперед.
  • Болезнь. Ослабление иммунитета вызывает спад активности, замедление темпов развития, иногда даже откат назад. Это нормально, ведь организм бросил все силы на самое важное – восстановление. Дайте чаду время прийти в себя.
  • Неудачные первые попытки. У малыша, начинающего ходить, может измениться настрой из-за страха падения, если первые неудачи его травмировали и напугали. Пройдет немного времени, и ваш исследователь начнет пробовать снова.
  • Использование ходунков. Это приспособление способно сильно облегчить жизнь мамы, однако не стоит увлекаться. Способ удержания ребенка в ходунках нефизиологичен, он дает сильную нагрузку на нижние отделы позвоночника, вызывает неправильное положение тела и стоп. Малыш привыкает к неестественному способу передвижения, свободное нахождение в вертикальном положении становится для него пугающим.
Предлагаем ознакомиться:  Лекарства и препараты от глистов для детей таблетки капли

Готовность нервной системы, скелета и мышц – фактор, определяющий, со скольки месяцев ребенок начинает сам ходить. Здоровый организм регулирует процессы созревания самостоятельно, не стоит сравнивать своего сына или дочку с соседскими «вундеркиндами», позвольте своему непоседе в его личном темпе подготовиться к такому серьезному изменению жизни – началу этапа прямохождения.

Кое в чём педиатры сходятся. Среднестатистический ребёнок делает свой первый шаг в 12 месяцев. Ключевое слово здесь — среднестатистический. А ваш уникальный имеет полное право (одобренное педиатрами и физиологами) пойти в другом возрасте.

Многие родители гордятся тем, что их дети начинают ходить раньше большинства. Им кажется, будто это говорит о развитости ребёнка. Но это лишь надуманный предлог потешить своё родительское самолюбие.

Срок, в который ребёнок пойдёт, связан с его развитостью, физическими или интеллектуальными способностями ровно так же, как форма носа или цвет волос. Прямым текстом — никак. Кто‑то рыжий, у кого‑то серые глаза, а кто‑то самостоятельно пошёл в 8 месяцев.

Однако всё-таки есть определённые ситуации, когда задержка с началом ходьбы должна насторожить.

Вот основные факторы, которые могут повлиять (но не обязательно) на то, в каком возрасте ребёнок сделает первые самостоятельные шаги.

Генетика

Если папа или мама в своё время начали ходить в раннем возрасте, вероятно, дети унаследуют эту особенность. Верно и обратное. Если, например, папа предпочитал передвигаться ползком до полутора лет, его сын может выбрать ту же тактику.

Вес и телосложение

Более пухлым и тяжёлым детям сложнее стать на ноги и удержать равновесие, чем их более худощавым и мускулистым приятелям.

Подняться на ноги и сделать первый шаг без опоры достаточно рисковое мероприятие. Некоторые дети действуют по принципу «в омут с головой»: просто убирают руки от стены или дивана и шагают в неизвестность. Конечно же, падают, иногда больно, но снова пробуют. Возможно, эта склонность к рискованному поведению — часть их характера, которая останется с ними навсегда.

Родители сами себя загоняют во временные рамки

Другие младенцы, напротив, ведут себя более взвешенно — шагают, лишь будучи уверенными, что смогут справиться с этой задачей. Осторожность и умение рассчитывать собственные силы тоже могут быть врождёнными особенностями их личности.

Дети, которые появились на свет раньше срока, как правило, начинают ходить несколько позже сверстников.

Рекомендации от Е. Комаровского

Известный врач считает ходунки полезным устройством лишь для родителей, ведь они позволяют маме на некоторое время получить небольшую передышку в общении с крохой. Но так как ходунки ничуть не ускоряют переход малыша к прямохождению, Комаровский рекомендует для той же цели приобрести манеж.

Тревожные сигналы в развитии

Тревожиться за развитие ребенка не стоит, если он не ходит самостоятельно до 1,5-2 лет. Это зависит и от здоровья ребенка, от его характера, веса. Обращаться к педиатру надо в том случае, если:

  • к полугоду ребенок не держит тело, не может присесть;
  • в 9-месячном возрасте не может подняться, подтягиваясь;
  • к году не пытается делать шаги с поддержкой.

Бывает, что ребенок боится ходить самостоятельно, только передвигается, когда его поддерживают. Но если малыш и в полтора года не делает попытки к ходьбе, то необходима консультация специалиста.

Чтобы не расстраиваться по поводу того, что ребенок не ходит в год, надо проанализировать причины этого. К ним относят и то, что родители сами тоже пошли поздно. Ведь наследственность играет большую роль в развитии малютки.

Позднее начинают делать первые шаги те дети, которые часто болеют или перенесли тяжелую инфекцию. Пока организм не окрепнет, они не смогут ходить самостоятельно.

Выбор обуви для ребенка начинающего ходить

Нужно обратить внимание на следущее:

  • Материал для обуви – замша или натуральная кожа, чтобы ножка ребенка свободно дышала;
  • Подошва, отличающаяся тонким покрытием и гибкостью. Иначе есть риск падений.
  • Твердый задник во избежание расстегивания и сползания с ножки;
  • Наличие маленького каблука, с устойчивым покрытием, чтобы не было падений назад;
  • Мягкий материал для верхней и боковой части обуви.

Хождение на цыпочках или носочках

Во сколько начинают ходить дети Правила и рекомендации

Нередко обычная ходьба у ребенка заменяется передвижением на носочках. Вполне вероятно, что так малыш хочет получить внимание родителей или осваивает новый вид ходьбы.

Если подобное передвижение наблюдается постоянно и кроха не пытается опустить ногу на всю стопу, нужно записаться на прием к врачу. Он сможет назначить разработанный массаж, гимнастические и физиопроцедуры.

Не нужно волноваться, если кроха не радует первыми шагами, едва ему исполнилось полтора года. Если ребенок отличается хорошим здоровьем, активностью, задорно ползает, но не проявляет интереса к ходьбе, не нужно бить тревогу. Возможно, что в силу темперамента или индивидуальных особенностей, он начнет ходить немного позже.

Некоторые детки, которые только начали ходить, вдруг встают на цыпочки. Если такое движение носит характер эксперимента, волноваться не стоит. Когда ходьба на носочках становится преобладающей, это может сигнализировать о некоторых проблемах, являющихся компетенцией врачей (чаще всего это невролог).

Возможные причины того, что малыш предпочитает ходить на носочках:

  • Гипертонус. Это состояние обычно диагностируется в самом раннем возрасте и снимается простыми физиотерапевтическими процедурами.
  • Неравномерное напряжение мышц, которое со временем проходит само, особенно, если карапуз будет много ползать, взбираться на ступеньки, приседать.
  • Повышенная активность, гипервозбудимость разной природы и степени выраженности.
  • Родовая травма, повлекшая за собой какие-то сбои организма, чаще всего – комплексные. В данном случае передвижение на цыпочках – лишь один из симптомов.

Ситуация, когда малыш при ходьбе не наступает на всю стопу, а поднимается на цыпочки, встречается часто. Связано это с повышением тонуса мышц в нижних конечностях. Считают, что возникает проблема у тех, кто при рождении перенес кислородное голодание. Часто появляется такая ситуация у тех, кто использует ходунки. В них трудно поставить ногу на всю стопу. Со временем проблема уходит, если проведен ряд мероприятий.

Упражнения на дому

Из упражнений наиболее эффективны следующие:

  1. Держа малютку под мышки, ставить ему ноги на полную стопу, чтобы он опирался на нее.
  2. Положить животом на большой мяч. Малютка катается и отталкивается от пола полной стопой.
  3. При купании давать возможность поплавать, отталкиваясь от бортиков ступней.
  4. Дать попинать мяч, положив его на стопы ног.

Упражнения должны обязательно сочетаться с массажем.

Массаж

Для процедуры подходят поглаживания и растирания мышц голени и стопы. Не оставляют без внимания икры, растирая их. Стопу поглаживают от пятки к пальцам. В это время ребенка кладут на спину, согнув ноги в коленях. Перевернув малютку на живот, сгибают колени под углом в 90 градусов. Фиксируя голеностоп, нажимают рукой на ступню. Происходит растягивание ахиллесова сухожилия.

Когда нажимают большим пальцем руки на стопу, она сгибается. Разгибание происходит при проведении по наружному краю от мизинца к пятке. Полезен массаж в виде поглаживания от пальцев к голени.тПроводят массаж ежедневно. И прерывать его не надо при появлении первых положительных результатов.

Если дома дети ходят босиком, то для улицы нужна обувь. Подбор ее играет важную роль в выработке правильной ходьбы. Обувь для малыша должна быть:

  • из натуральных материалов;
  • с гибкой и тонкой подошвой;
  • с плотным задником и прочными застежками;
  • на небольшом каблучке, фиксированном супинаторами.

Не стоит приобретать обувь на вырост. Она будет сваливаться при ходьбе, а ребенок падать.

Ходьба малыша на цыпочках в период обучения передвижению на двух ногах является абсолютно нормальным явлением. Это обусловлено хорошим развитием икроножных мышц у малышей, отвечающих за движение стоп в сагиттальной плоскости (спереди назад). Именно они обеспечивают подъем ребенка на носочки во время ходьбы.

Также передвижение на цыпочках может быть симптомом неврологических проблем, однако оно никогда не бывает единственным проявлением. Так что, если у ребенка отсутствуют другие неблагоприятные симптомы, переживать о ходьбе малыша на цыпочках не стоит.

Исправляем неправильную походку

Недоразвитие связок, мышц, деформация костей приводит к косолапости. Увидеть дефект можно по тому, как ставит малыш ноги при ходьбе. При врожденном дефекте проявляется он сразу и возникает в результате неправильного поведения матери или заболеваний во время беременности. Исправить легкую косолапость можно плотным пеленанием новорожденного с выпрямлением конечностей.

После года жизни особенно надо обращать внимание, правильно ходит малыш или нет. Отклонения можно исправить, если вовремя обратиться к врачу. Только он может назначить адекватное лечение.

Среди методов исправления неправильной походки можно выделить:

  • процедуры массажа;
  • выполнение комплекса лечебной физкультуры;
  • гипсование при средней степени дефекта, бинтование — при легкой;
  • лечение электрофорезом, акупунктурой, водными процедурами;
  • ношение специальной ортопедической обуви;
  • применение приспособлений для фиксации стопы в правильном положении.

Только в тяжелых случаях назначают проведение операции. Чаще всего помогает исправить дефект стопы ребенка наложение гипса вместе с парафиновыми аппликациями. Терапевтическое воздействие длится в течение года.

Оставьте комментарий

Adblock detector