Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечения

Общие сведения

Трудности диагностики умственной отсталости у детей, будь она легкой, умеренной или тяжелой, могут возникнуть из-за схожих симптомов с другими психическими заболеваниями. По этой причине очень важно проводить дифференциальную диагностику.

Необходимо отличить рассматриваемое заболевание от ранней шизофрении. Дети с таким диагнозом имеют отставание в развитии, носящее фрагментарный характер, что отличает их от олигофренов.

Шизофреники обладают следующими признаками, которые несвойственны олигофренам:

  • извращенное фантазирование;
  • симптомы кататонии;
  • аутизм.

Еще один недуг, от которого следует дифференцировать олигофрению — детская деменция. Это приобретенная форма детского слабоумия.

Характеристика деменции:

  • разнообразие эмоций;
  • довольно развитая лексика;
  • склонности к абстрагированию.

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов  «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития – отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% – умеренная, у 4% – тяжелая и у 1% – очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Олигофрения

Олигофрения

Причины отклонения

Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечения

На сегодняшний день существует несколько классификаций умственной отсталости, которые используются врачами для постановки диагноза и подбора максимально эффективного лечения, а также для прогнозирования течения заболевания.

Классификация в зависимости от степени тяжести олигофрении позволяет оценить общее состояние пациента, а также выставить наиболее реалистичный и ожидаемый прогноз относительно его дальнейшей жизни и способности к обучению, спланировав при этом тактику лечения и обучения больного.

В зависимости от степени тяжести выделяют:

  • легкую умственную отсталость (дебильность);
  • умеренную умственную отсталость (слабо выраженную имбецильность);
  • тяжелую умственную отсталость (выраженную имбецильность);
  • глубокую умственную отсталость (идиотию).

Даная форма заболевания встречается более чем в 75% случаев. При легкой степени олигофрении наблюдаются минимальные нарушения умственных способностей и психического развития. Такие дети сохраняют способность к обучению (

). При правильных коррекционных программах они могут научиться общаться с окружающими, правильно вести себя в социуме, окончить школу (

) и даже обучиться несложным профессиям, при которых не нужны высокие интеллектуальные способности.

В то же время, для пациентов с дебильностью характерны нарушения памяти (они хуже запоминают новую информацию), нарушения концентрации внимания и расстройства мотивации. Они легко поддаются влиянию окружающих, а их психоэмоциональное состояние иногда развивается довольно слабо, в результате чего они не могут создать семью и завести детей.

У пациентов с умеренно выраженной олигофренией отмечается более глубокое нарушение речи, памяти и мыслительных способностей. При интенсивных занятиях они могут заучивать несколько сотен слов и правильно их использовать, однако формируют фразы и предложения со значительными трудностями.

Такие пациенты могут самостоятельно себя обслуживать и даже выполнять простую работу (например, подметать, стирать, переносить предметы из пункта А в пункт Б и так далее). В некоторых случаях они даже могут окончить 3 – 4 класса школы, научиться писать некоторые слова или считать. В то же время, неспособность рационально мыслить и приспосабливаться в социуме требует постоянного ухода за такими больными.

Характеризуется выраженными умственными расстройствами, в результате которых большинство пациентов теряют способность к самообслуживанию и нуждаются в постоянном уходе. Больные дети практически не поддаются обучению, не могут писать или считать, их словарный запас не превышает нескольких десятков слов.

В то же время, пациенты с тяжелой формой олигофрении могут обучаться примитивным навыкам (употреблять пищу, пить воду, самостоятельно надевать и снимать одежду и так далее). Также у них могут наблюдаться простые эмоции – радость, страх, печаль или заинтересованность чем-либо (которая, однако, сохраняется лишь в течение нескольких секунд или минут).

Наиболее тяжелая форма олигофрении, при которой больной пациент не поддается никакому обучению, не может говорить или самостоятельно себя обслуживать. Общение с окружающим миром сводится к простым звукам (

), которыми пациент выражает свои простейшие эмоции. При отсутствии постоянного наблюдения и ухода больные могут погибнуть в течение нескольких суток, так как не способны самостоятельно принимать пищу и пить воду. Инстинкты самосохранения у них также притуплены, вследствие чего они могут по несколько раз хвататься за горячие предметы, падать в водоемы и попадать в другие угрожающие жизни ситуации.

Ведущими признаками умственной отсталости являются нарушения интеллекта. Дети, отсталые умственно, впоследствии подвергаются социальной дезадаптации.

Признаки умственной отсталости:

  • снижение уровня интеллекта;
  • отсутствие мотивации в поведении;
  • полностью зависящее от окружающих и внешнего воздействия мнение;
  • отсутствие способности предусматривать последствия действий;
  • неразвитость умения контролировать инстинктивные порывы;
  • неспособность овладевать знаниями и применять их на практике;
  • дезадаптация в коллективах;
  • трудности с соблюдением режима дня;
  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение;
  • Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечениянеусидчивость;
  • невнимательность;
  • повышенная утомляемость;
  • сопровождаемые заболевания: паралич, головная боль, тик, судороги.

Задержка умственного развития бывает:

  1. Врожденной (олигофрения) — дефект психики, имеющийся с момента рождения. Развитие ребенка с таким диагнозом никогда не достигнет нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Данное нарушение является непрогредиентым процессом.
  2. Приобретенной (деменция) – снижение интеллектуального уровня относительно нормы, соответствующей определенному возрасту. Это прогредиентный процесс с постепенным течением.
Степень Насколько выражена Характеристика развития детей с данной степенью недостаточности Разновидности
Идиотия тяжелая
  • не способны осмыслить окружающий мир;
  • необучаемы;
  • функции речи сильно ограничены;
  • нарушены координация движений, моторика, поведение и эмоции;
  • все желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей;
  • поведение вялое и заторможенное;
  • двигательное беспокойство.
  • полные идиоты (лежачие, с полным отсутствием ощущений);
  • типичные идиоты (имеют основные инстинкты, речь не развита);
  • речевые идиоты (произносят некоторые слова, но познавательная речь отсутствует)
Имбецильность умеренная
  • способны понимать обращенную к ним речь, овладеть самыми простыми трудовыми навыками;
  • речь относительно развита;
  • внимание является неустойчивым;
  • поведение нарушено;
  • отсутствует понимание смысла своей работы;
  • практически не обучаемы.
Дебильность легкая
  • конкретное наглядно-образное мышление, наблюдательность, упрямство, неумение обманывать, довольно развитая фразовая речь;
  • бедный лексический запас;
  • плохая ориентация в пространстве;
  • бедная эмоционально-волевая сфера;
  • нарушения в письменной речи и мелкой моторике.
  • неосложненная;
  • осложненная нарушениями разных анализаторов;
  • осложненная нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения
Предлагаем ознакомиться:  Режим дня для 1 мл группы. Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике. Режим питания в саду

Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечения

Задержку умственного развития могут спровоцировать все факторы, которые как-либо влияют на плод и его развитие в утробе, а также на развитие младенца. Сюда можно прибавить социальные причины, когда здоровые дети не получают внимание взрослых или получают его в виде агрессии.

Классификация основных причин умственной отсталости:

  • генетические — передача генных или хромосомных аномалий от родителей ребенку;
  • инфекционные болезни матери, повлиявшие на плод;
  • токсические и опьяняющие вещества, а также лекарства, которые повлияли на развитие нервной системы плода;
  • сильная недоношенность плода;
  • тяжелая форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
  • облучение матери (частые рентгеноскопические исследования во время беременности);
  • травмы, физическое воздействие (физическое травмирование плода в момент беременности или родовые травмы, спровоцировавшие повреждение ЦНС);
  • неблагополучная окружающая среда.

Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие  метаболические заболевания.

Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

Содержание

Среди множественных причин возникновения олигофрении у детей существует несколько факторов, влияющих на возникновение и развитие болезни:

  1. эндогенный (внутренний) фактор;
  2. экзогенный (внешний) фактор;
  3. сочетание обоих факторов.

Эндогенные причины носят генетический характер, то есть обусловлены наследственными патологиями – нарушением строения родительских клеток и врожденным сбоем в обмене веществ.

Характерными примерами внутреннего фактора наличия олигофрении в детском возрасте являются синдром Дауна (с содержанием в каждой клетке организма 47 хромосом вместо 46) и врожденная микроцефалия, при которой наблюдается заметно уменьшенный череп головы в связи с малым объемом мозга.

Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечения

Экзогенные причины олигофрении связаны с внешними воздействиями на ребенка. К ним можно отнести такие внутриутробные факторы, как инфекции, применение алкоголя во время беременности, иммуноконфликт матери и плода, родовые травмы.

Смешанные причины состоят из сочетания эндогенных и экзогенных факторов проявления олигофрении. Соотношение обоих факторов в каждом случае сугубо индивидуально.

В соответствии с действующей Международной классификацией болезней умственная отсталость подразделяется на 4 категории:

  • легкая с коэффициентом интеллекта IQ 50-69 (дебильность);
  • умеренная с IQ 35-49 (имбецильность);
  • тяжелая с IQ 20-34 (имбецильность);
  • глубокая с IQ {amp}lt;20 (идиотия).

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Клиническая картина умственной отсталости ребенка взаимосвязана с его психическими расстройствами. В качестве симптомов детской олигофрении в медицине зафиксированы нарушения:

  • сознательной деятельности;
  • познания и обобщения;
  • речи;
  • эмоций.

Проявления олигофрении у детей с ДЦП становятся заметными в 2-3 года и выражаются в торможении интеллектуального развития, слаборазвитых побуждающих рефлексах, расстройствах моторики.

Характерными симптомами олигофрении у новорожденных детей считаются:

  1. отклонения от нормы в строении головы, лица и тела;
  2. нарушения в строении внутренних органов;
  3. признаки фенилкетонурии (генетического заболевания, связанного с нарушением обмена аминокислоты – фенилаланина):
    •  кислый запах мочи и кожи,
    •  очень бледные кожные покровы,
    •  неестественно светлые голубые глаза,
    •  вялость, отсутствие реакции,
    •  судороги,
    •  мышечная слабость.

У маленьких детей внешние признаки олигофрении проявляются в задержке развития таких основных функций, как держание головы, предречевой лепет, умение сидеть, вставать.

Проявление некоторых наследственных факторов олигофрении можно диагностировать в процессе беременности.

Диагностика умственной отсталости у детей первого года жизни проводится по состоянию рефлекторных функций, отклонениям в поведении и физическом развитии. На втором году жизни можно установить степень диагноза.

Клинические варианты и формы умственной отсталости

Данная классификация позволяет оценить степень развития психоэмоциональных и умственных способностей ребенка и подобрать для него оптимальную обучающую программу. Это способствует ускоренному развитию больного (

Предлагаем ознакомиться:  Инструкция по применению масла туи для детей при аденоидах и насморке

) или снижению выраженности симптоматики при тяжелых и глубоких формах патологии.

С клинической точки зрения умственная отсталость может быть:

  • атонической;
  • астенической;
  • стенической;
  • дисфорической.

Атоническая форма

Для данной формы характерно преимущественное нарушение способности концентрировать внимание. Привлечь внимание ребенка крайне сложно, а даже если это удается, он очень быстро отвлекается и переключается на другие предметы или действия. Ввиду этого такие дети крайне тяжело поддаются обучению (

Стоит отметить, что для данной формы олигофрении также характерно ослабление волевой сферы ребенка. Он сам не проявляет никакой инициативы, не стремится узнавать или делать что-то новое. Часто у них отмечаются так называемые гиперкинезы – множественные нецеленаправленные движения, связанные с воздействием различных внешних раздражителей, отвлекающих внимание пациента.

В результате длительных наблюдений специалистам удалось разделить атоническую форму умственной отсталости на несколько клинических вариантов, для каждого из которых характерно преобладание того или иного вида нарушений.

Клиническими вариантами атонической формы олигофрении являются:

  • Аспонтанно-апатический – характеризуется слабо выраженными эмоциональными проявлениями, а также низкой мотивацией и практически полным отсутствием самостоятельной деятельности.
  • Акатизический – на первый план выступают гиперкинезы (постоянные нецеленаправленные движения, перемещения и действия ребенка).
  • Мироподобный – характеризуется повышенным настроением ребенка и неспособностью критически оценивать свое поведение (он может много говорить, делать неприличные поступки в обществе, дурачиться и так далее).

Астеническая форма

Одна из легких форм заболевания, встречающаяся у пациентов с легкой степенью олигофрении. Для данной формы также характерно расстройство внимания, которое сочетается с поражением эмоциональной сферы ребенка. Дести с астенической формой олигофрении раздражительны, плаксивы, однако довольно быстро могут менять настроение, становясь веселыми, добродушными.

До 6 – 7 лет умственная отсталость у таких детей может быть незаметна. Однако уже в первом классе учитель сможет выявить значительное отставание мыслительных способностей ребенка и нарушение способности концентрировать внимание. Такие дети не могут досидеть до конца урока, постоянно вертятся на месте, если хотят что-то сказать, выкрикивают это сразу и без разрешения и так далее.

Больная олигофренией

Клиническими вариантами астенической формы олигофрении являются:

  • Основной вариант. Главным проявлением является быстрое забывание всей информации, полученной в школе. Эмоциональное состояние ребенка также нарушено, что может проявляться ускоренным истощением или, наоборот, чрезмерной импульсивностью, повышенной подвижностью и так далее.
  • Брадипсихический вариант. Для таких детей характерно замедленное, заторможенное мышление. Если задать такому ребенку простой вопрос, он может ответить на него через несколько десятков секунд или даже минут. Таким людям трудно обучаться в школе, решать поставленные перед ними задачи и выполнять какую-либо работу, требующую немедленной реакции.
  • Дислалический вариант. На первый план выступают нарушения речи, проявляющиеся в неправильном произношении звуков и слов. Другие признаки астенической формы (повышенная отвлекаемость и эмоциональное недоразвитие) у таких детей также присутствуют.
  • Диспраксический вариант. Характеризуется нарушением двигательной активности, преимущественно в пальцах кистей рук при попытке выполнить точное, целенаправленное движение.
  • Дисмнестический вариант. Характеризуется преимущественным нарушением памяти (что обусловлено неспособностью концентрировать внимание на запоминаемой информации).

Стеническая форма

Характеризуется нарушением мышления, эмоциональной «бедностью» (

) и отсутствием инициативы. Такие пациенты добры, приветливы, однако, в то же время, склонны к импульсивным, необдуманным поступкам. Стоит отметить, что они практически лишены способности критически оценивать свои действия, хотя выполнять простую работу в состоянии.

Клиническими вариантами стенической формы олигофрении являются:

  • Уравновешенный вариант – у ребенка одинаково недоразвиты мышление, эмоциональная сфера и волевая сфера (инициативность).
  • Неуравновешенный вариант – характеризуется преобладанием эмоционально-волевых или мыслительных нарушений.

Дисфорическая форма

Характеризуется эмоциональными расстройствами и нестабильностью психики. Такие дети большую часть времени пребывают в плохом настроении, склонны к плаксивости,

. Иногда у них могут возникать вспышки гнева, в результате чего они могут начинать ломать и бить окружающие вещи, кричать или даже нападать на окружающих людей, нанося им при этом телесные повреждения.

Такие дети плохо поддаются обучению в школе, так как у них отмечается замедленное мышление, слабая память и нарушение способности концентрировать внимание.

I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечения

II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Олигофрения у детей

Умственная отсталость – это психическое отклонение в развитии, вызванное органическим поражением ЦНС, по причине чего снижается познавательная деятельность. Психика у умственно отсталых детей развивается иначе, их личностные качества не такие, как у обычных детей.

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Виды и типы умственной отсталости (классификация олигофрении по стадиям, степеням тяжести)

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами.

Предлагаем ознакомиться:  Факты и мифы о совместимости групп крови и резус-факторов для зачатия ребенка

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Лечение

Невозможно однозначно ответить на вопросы, как лечить умственное недоразвитие и что делать для нормального развития умственно отсталого ребенка. Проблема состоит в причинах задержки развития, которые либо являются необратимыми, либо заложены в самом генотипе организма, что не дает возможности влиять на недостаточность каким-либо методом лечения. В любом случае следует уделить максимум внимания обучению умственно отсталых детей.

Основные медицинские рекомендации для родителей детей с умственной отсталостью:

  • Своевременно обращаться за медицинской помощью для диагностики причины и степени прогрессирования умственной неполноценности, а также назначения последующего лечения.
  • Регулярно проводить обучение и развивающие занятия с умственно отсталыми детьми (поведенческие отклонения можно скорректировать с психологом).
  • Не изолировать ребенка от сверстников и взрослых несмотря на все опасения и неприятности.
  • Рассматривать социальную адаптацию как основу обучения умственно отсталых детей и их воспитания. Только достигнув самостоятельности в быту, освоив основы речи и письма и овладев простыми профессиями, умственно отсталые дети во взрослой жизни смогут быть полноценными членами общества.
  • Не завышать планку результатов ребенка, так как из-за особенностей характера, повышенного чувства собственной неполноценности и переживания неудач возможно сведение на нет всех достигнутых результатов.
  • Не потакать лени детей с задержкой развития, останавливаясь на достигнутом якобы приемлемом результате. Обучение общению нельзя прекращать на звуках ребенка, которые научились понимать только его родители. Для социальной адаптации этого будет мало.

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

При выявлении у ребенка олигофрении нужно не опускать руки, а стремиться к поддержанию детского здоровья вне зависимости от степени заболевания. Некоторая коррекция умственной отсталости возможна при болезнях наследственного характера, связанных с нарушением обмена веществ.

Ребенок с олигофренией признаки умственной отсталости виды дефекта и способы лечения

В большинстве случаев данного диагноза показано симптоматическое лечение – способы терапии, заглушающие признаки болезни, но не устраняющие ее причины.

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии.

Оставьте комментарий

Adblock detector