Ребенок от рождения и до года этапы развития по месяцам

График правильного развития малыша по месяцам до года

С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.

После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.

Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.

Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.

Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.

Возраст в месяцах Развитие грудничка
двигательное речевое психическое
1 делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичны тихо гулит обращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы
2 лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набок гулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи» удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается
3 держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животе гулит, начинает издавать согласные звуки ищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться
4 не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садиться начинает лепетать, появляются первые внятные слоги может сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам
5 переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животе лепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па» боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы
6 ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на колени играет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с» выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей)
7 ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушке лепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да») различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные
8 самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползает лепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слова начинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела
9 стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ноги активно лепечет, слова произносит со смыслом понимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов
10 пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартире произносит простые слова копирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч)
11 делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опоры выражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запас сопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей
12 самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствия много лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама» понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик)
Предлагаем ознакомиться:  Гражданство России для детей: как оформить гражданство РФ ребенку

Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.

Календарь развития новорожденных и грудничков следует воспринимать как информационное пособие с рекомендациями.

Фото 1

Различия в развитии мальчиков и девочек видны даже, если не приглядываться к малышам. Мальчики позже начинают говорить и ходить, но разница в развитии составляет примерно 4 недели. Девочки более стабильны и результативнее, чем мальчики. Подрастая, мальчикам нужен простор и раздолье для освоения и знакомства с миром взрослых, поэтому к году они начинают разбрасывать игрушки и шуметь, в то время как девочки будут спокойно играть в уголке со своими куклами.

Девочка

Природа поставила перед девочками
иную задачу, нежели перед мальчиками. Поэтому игры и действия их стабильны и
регулярны. Девочки на свет появляются более зрелыми, так как они должны быть
наиболее приспособленными, чтобы не нарушить природную гармонию. По активности
в играх и жизни девочки так же результативнее и спокойнее в поведении, чем
мальчики. Девочки внимательно слушают маму и отзываются на каждую ее просьбу, а
так же до года они отличаются чрезмерной послушностью.

Мальчик

Мальчики всегда отличались высокой активностью. Природа их поведения нацелена на постоянное развитие и физическое в том числе.  Приучаются к горшку, учатся говорить, ходить, ползать и так далее, мальчики позже девочек. И странно то, что к году, мальчики превосходят девочек в развитии по всем показателям.

Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?

Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения.

Предлагаем ознакомиться:  Когда вводить первый прикорм грудному ребенку? советы, правила.

Педиатры дают такие рекомендации родителям:

  • часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
  • делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
  • когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
  • развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
  • над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
  • повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
  • кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.

Рост и вес детей до года (таблица)

Мальчик

Возраст,
месяцев
Рост, в см. Масса тела,
г.
Прибавка за
месяц, г.
50-51 3100-3400
1 53-54 3700-4100 600
2 56-58 4500-4900 800
3 59-61 5200-5600 800
4 62-64 5900-6300 750
5 64-68 6500-6800 700
6 66-70 7100-7400 650
7 68-71 7600-8100 600
8 70-72 8100-8500 550
9 71-73 8600-9000 500
10 72-74 9100-9500 450
11 73-75 9500-10000 400
12 74-76 10000-10800 350

С момента рождения ребенок начинает стремительно расти и набирать вес. Важно, чтобы грудничков регулярно осматривал педиатр. Существуют определенные нормы параметров тела по возрасту.

Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:

  • срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
  • половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).
Предлагаем ознакомиться:  Как убрать отеки и мешки под глазами: советы. Почему появляются отеки и мешки под глазами: причины

Ребенок от рождения и до года этапы развития по месяцам

Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.

Возраст в месяцах Рост, см Вес, кг Окружность головы, см Окружность грудной клетки, см
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
49 50 3,2 3,3 33,9 34,5 33,9 35,0
1 54 55 4,2 4,4 36,5 37,3 36,0 36,3
2 57 58 5,1 5,5 38,3 39,1 38,1 39,0
3 60 61 5,8 6,3 39,5 40,5 40,0 41,3
4 62 64 6,4 7,0 40,6 41,6 41,8 42,8
5 64 66 6,9 7,5 41,5 42,6 43,0 44,3
6 66 68 7,3 8,0 42,2 43,3 44,3 45,4
7 68 70 7,7 8,3 42,8 44,0 45,0 46,4
8 69 71 8,0 8,7 43,4 44,5 46,0 47,2
9 70 72 8,3 9,0 43,8 45,0 46,7 47,9
10 72 73 8,5 9,2 44,2 45,4 47,3 48,3
11 73 75 8,8 9,4 44,6 45,8 47,7 48,7
12 74 76 9,0 9,7 44,9 46,1 47,7 49,0

Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.

Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:

  • нерациональное, несбалансированное питание;
  • недоедание;
  • отсутствие режима;
  • наличие патологий (врожденных и приобретенных);
  • степень активности малыша.

Оставьте комментарий

Adblock detector