Оглавление
График правильного развития малыша по месяцам до года
С каждым месяцем, родители замечают определенные изменения в физическом и психоэмоциональном состоянии своего малыша. Педиатры утверждают, что развитие ребенка проходит поэтапно.
После рождения, младенец адаптируется к новым условиям жизни. Привыкнув к внешней среде, он начинает изучать окружающий мир. У него совершенствуется работа органов чувств и нервной системы, моторика.
Существует календарь развития новорожденных и грудных детей. Он имеет вид таблицы либо графика, описывающей те навыки, которыми овладевают малыши в определенном возрасте.
Подобная информация позволяет контролировать процесс становления ребенка. Доктора сравнивают фактические данные, полученные в ходе осмотра и обследования малыша, с эталонными, приведенными в календаре.
Таблица развития ребенка по месяцам до года приведена ниже.
Возраст в месяцах | Развитие грудничка | ||
двигательное | речевое | психическое | |
1 | делает попытки приподнимания головы, движения рук и ног хаотичны | тихо гулит | обращает внимание на игрушки, реагирует на внешние раздражающие факторы |
2 | лучше координирует движения, удерживает голову около минуты, пытается перевернуться набок | гулит, издает гласные звуки, прислушивается к своей «речи» | удерживает взгляд на движущемся предмете, узнает родителей по запаху, осознанно улыбается |
3 | держит голову около двух минут, пытается приподняться на локтях из позиции лежа на животе | гулит, начинает издавать согласные звуки | ищет источник звука (поворачивает голову в сторону возникновения шума); проявляет интерес к игрушкам; привлекает внимание родителей требовательным криком, плачем; изучает свои руки, тянет пальцы в рот; некоторые дети начинают смеяться |
4 | не отрывает взгляд от движущегося предмета, поворачивается набок, пытается садиться | начинает лепетать, появляются первые внятные слоги | может сам брать погремушку; отличает маму от других людей; реагирует на свое имя; различает голоса; играет с погремушками (пытается их ловить); появляются любимые игрушки; разглядывает свое отражение в зеркале; прислушивается к разным звукам |
5 | переворачивается в разные стороны, пытается ползать «по-пластунски», поднимается на локти из положения лежа на животе | лепечет, произносит слоги «ма», «ба», «па» | боится чужих людей, настораживается, когда слышит незнакомый голос, увлеченно рассматривает и ощупывает разные предметы |
6 | ползает «по-пластунски», перекладывает предметы из одной руки в другую, пытается встать на колени | играет с громкостью голоса, произносит простые слоги, выговаривает согласные «з», «ф», «с» | выражает эмоции (недовольство, радость), тянет руки ко всем интересующим его предметам, берет все в рот, просится на руки, знает особенности разных игрушек (пищалок, музыкальных каруселей) |
7 | ползает вперед, передвигается на четвереньках, сидит с опорой, может удерживать в каждой руке по игрушке | лепечет, выговаривает новые слоги («на», «та», «да») | различает интонацию речи, понимает слово «нет», узнает известные предметы, начинает подражать звукам, которые издают животные |
8 | самостоятельно сидит, пытается передвигаться у опоры, активно ползает | лепечет, пытается повторять речь взрослых, начинает выговаривать простые слова | начинает выражать настойчивость, удивление; хлопает в ладоши, машет ручкой; знает расположение комнат в той квартире, в которой живет; игры становятся более осмысленными; может выполнять простые просьбы родителей, показывает свои части тела |
9 | стоит и ходит с опорой, активно передвигается по квартире, может разворачиваться и ползти в обратную сторону, пытается встать на ноги | активно лепечет, слова произносит со смыслом | понимает простые просьбы взрослых, интересуется маленькими предметами, может мять и рвать бумагу, перелистывать страницы книги, стремится к активному общению с родителями, быстро запоминает названия новых предметов |
10 | пытается ходить, садиться из положения стоя, активно ползает по квартире | произносит простые слова | копирует мимику взрослых; различает родных и чужих; стремится общаться и играть с другими детьми; появляется привязанность к часто встречающимся людям; понимает смысл игрушек (может катать машинку, собирать пирамидку, строить башню, кидать мяч) |
11 | делает первые шаги, может пройти небольшое расстояние без опоры | выражает желания словами «на», «дай», четко произносит «мама», «папа», «баба», увеличивается активный словарный запас | сопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет; легко возбуждается, быстро переходит от смеха к плачу; в новом месте настораживается, пугается незнакомых людей |
12 | самостоятельно ходит, ложится, встает, приседает, поднимает игрушку, учится перешагивать через препятствия | много лепечет, осознанно выговаривает «баба», «папа», «мама» | понимает, что говорят взрослые; реагирует на запреты, просьбы; наблюдает и комментирует все происходящее вокруг; в игре появляется сюжет (укладывает или расчесывает куклу, возит в машине мячик) |
Сравнивая данные ребенка с теми, что указаны в таблице, родителям следует помнить, что все дети развиваются по-разному. Это зависит от того, в каких условиях они живут, как с ними занимаются. Недоношенные младенцы отстают в развитии от появившихся в срок малышей на 1-1,5 месяца.
Календарь развития новорожденных и грудничков следует воспринимать как информационное пособие с рекомендациями.
Различия в развитии мальчиков и девочек видны даже, если не приглядываться к малышам. Мальчики позже начинают говорить и ходить, но разница в развитии составляет примерно 4 недели. Девочки более стабильны и результативнее, чем мальчики. Подрастая, мальчикам нужен простор и раздолье для освоения и знакомства с миром взрослых, поэтому к году они начинают разбрасывать игрушки и шуметь, в то время как девочки будут спокойно играть в уголке со своими куклами.
Девочка
Природа поставила перед девочками
иную задачу, нежели перед мальчиками. Поэтому игры и действия их стабильны и
регулярны. Девочки на свет появляются более зрелыми, так как они должны быть
наиболее приспособленными, чтобы не нарушить природную гармонию. По активности
в играх и жизни девочки так же результативнее и спокойнее в поведении, чем
мальчики. Девочки внимательно слушают маму и отзываются на каждую ее просьбу, а
так же до года они отличаются чрезмерной послушностью.
Мальчик
Мальчики всегда отличались высокой активностью. Природа их поведения нацелена на постоянное развитие и физическое в том числе. Приучаются к горшку, учатся говорить, ходить, ползать и так далее, мальчики позже девочек. И странно то, что к году, мальчики превосходят девочек в развитии по всем показателям.
Как помочь ребенку развиваться правильно с самого рождения?
Развитие ребенка во многом зависит от родителей: от того, сколько времени они уделяют малышу, как занимаются с ним. Важно создавать благоприятные условия для становления малыша, помогать ему в освоении полезных навыков. Развивать ребенка следует с самого рождения.
Педиатры дают такие рекомендации родителям:
- часто общаться с малышом, изменяя тембр голоса. В разговоре стоит называть имя ребенка. Петь младенцу колыбельные, рассказывать стишки;
- делать массаж, выполнять упражнения на фитболе. Это стимулирует физическое развитие, улучшает работу нервной системы;
- когда младенец научится держать голову, стоит начать ходить с ним по квартире, дотрагиваться рукой до вещей, произнося одновременно их названия. Это закладывает базу для правильного становления речи;
- развивать осязание. Например, прикасаться к животу, лицу, конечностям мягким перышком, помещать в ладошку небольшие предметы. Нужно регулярно обнимать и гладить малыша;
- над кроваткой повесить карусель. Включать классическую музыку (Чайковского, Штрауса, Моцарта). Это развивает слух и хорошо влияет на психику;
- повесить возле ребенка контрастные фотографии, яркие игрушки. Это будет благотворно влиять на развитие зрения. Каждые несколько дней предметы нужно менять для привлечения внимания;
- кормящей матери следует постепенно вводить в рацион разные продукты. Это будет способствовать развитию вкусовых ощущений у ребенка.
Рост и вес детей до года (таблица)
Мальчик
Возраст, месяцев | Рост, в см. | Масса тела, г. | Прибавка за месяц, г. |
50-51 | 3100-3400 | — | |
1 | 53-54 | 3700-4100 | 600 |
2 | 56-58 | 4500-4900 | 800 |
3 | 59-61 | 5200-5600 | 800 |
4 | 62-64 | 5900-6300 | 750 |
5 | 64-68 | 6500-6800 | 700 |
6 | 66-70 | 7100-7400 | 650 |
7 | 68-71 | 7600-8100 | 600 |
8 | 70-72 | 8100-8500 | 550 |
9 | 71-73 | 8600-9000 | 500 |
10 | 72-74 | 9100-9500 | 450 |
11 | 73-75 | 9500-10000 | 400 |
12 | 74-76 | 10000-10800 | 350 |
С момента рождения ребенок начинает стремительно расти и набирать вес. Важно, чтобы грудничков регулярно осматривал педиатр. Существуют определенные нормы параметров тела по возрасту.
Но нужно учитывать, что на физическое состояние ребенка влияют такие факторы:
- срок появления на свет (вес и рост недоношенных детей меньше, чем у тех, что родились вовремя);
- половая принадлежность (мальчики рождаются крупнее девочек).
Нормы параметров тела детей до года по месяцам приведены в таблице.
Возраст в месяцах | Рост, см | Вес, кг | Окружность головы, см | Окружность грудной клетки, см | ||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | |
49 | 50 | 3,2 | 3,3 | 33,9 | 34,5 | 33,9 | 35,0 | |
1 | 54 | 55 | 4,2 | 4,4 | 36,5 | 37,3 | 36,0 | 36,3 |
2 | 57 | 58 | 5,1 | 5,5 | 38,3 | 39,1 | 38,1 | 39,0 |
3 | 60 | 61 | 5,8 | 6,3 | 39,5 | 40,5 | 40,0 | 41,3 |
4 | 62 | 64 | 6,4 | 7,0 | 40,6 | 41,6 | 41,8 | 42,8 |
5 | 64 | 66 | 6,9 | 7,5 | 41,5 | 42,6 | 43,0 | 44,3 |
6 | 66 | 68 | 7,3 | 8,0 | 42,2 | 43,3 | 44,3 | 45,4 |
7 | 68 | 70 | 7,7 | 8,3 | 42,8 | 44,0 | 45,0 | 46,4 |
8 | 69 | 71 | 8,0 | 8,7 | 43,4 | 44,5 | 46,0 | 47,2 |
9 | 70 | 72 | 8,3 | 9,0 | 43,8 | 45,0 | 46,7 | 47,9 |
10 | 72 | 73 | 8,5 | 9,2 | 44,2 | 45,4 | 47,3 | 48,3 |
11 | 73 | 75 | 8,8 | 9,4 | 44,6 | 45,8 | 47,7 | 48,7 |
12 | 74 | 76 | 9,0 | 9,7 | 44,9 | 46,1 | 47,7 | 49,0 |
Незначительные отклонения от нормы не должны сильно пугать родителей. Каждый ребенок индивидуален, на его рост и развитие влияет наследственный фактор. Большое значение имеет отношение и забота близких.
Причинами плохого набора массы тела и задержки в росте могут быть:
- нерациональное, несбалансированное питание;
- недоедание;
- отсутствие режима;
- наличие патологий (врожденных и приобретенных);
- степень активности малыша.